Секция ««Экономика и бизнес»
УДК 332.1
РОЛЬ МАЛОГО БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
И. В. Константинов, Д. Э. Ермошенко Научный руководитель - Г. И. Латышенко
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева
Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: [email protected]
Рассмотрены основные проблемы малого бизнеса в современных экономических условиях. Представлена сравнительная характеристика малых предприятий России и Европы. Определена роль малого предпринимательства в развитых странах в условиях экономического кризиса.
Ключевые слова: малый бизнес, малые предприятия, микро предприятия, экономический кризис.
THE SMALL BUSINESS IN THE PRESENT ECONOMIC CONDITIONS
I. V. Konstantinov, D. E. Ermoshenko Scientific supervisor - G. I. Latyshenko
Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: [email protected]
The main problems of small business in today's economy . The comparative characteristic of small enterprises in Russia and Europe . The role of small businesses in developed countries during the economic crisis .
Keywords: small businesses , micro enterprises , the economic crisis.
В настоящее время малые предприятия (МП) играют значительную роль в экономике России. Связано это с тем, что МП не нуждается во внушительных первоначальных инвестициях, а также позволяют достичь высокой оборачиваемости ресурсов. Также малые предприятия могут участвовать в реструктуризации экономики, формировании и насыщении рынка потребительских товаров и услуг в современных экономических условиях.
МП делают национальную экономику более конкурентоспособной, они способны быстро реагировать на изменения потребительского спроса. Это дает необходимую гибкость экономике и позволяет добиться равновесия на потребительском рынке.
МП вносят значительный вклад в экономики развитых стран. На сегодняшний день, в западных странах из 19,5 млн предприятий, ведущих активную деятельность, 67,4 % (13,06 млн) относятся к бизнесу малых и средних размеров. Численность сотрудников таких предприятий не превышает 250 человек. Из этих 67,4 % малых и средних предприятий 89,6 % относятся к микро предприятиям, численность занятых которых не выше 10 человек. Больше половины этих предприятий представляют собой индивидуальные предприятия, на которых работает лишь директор-владелец, а 10,4 % - это МП, где количество трудящихся составляет от 10 до 50 человек. Более 80 % занятых в этих странах работают на малых предприятиях, а также предприятиях среднего размера [1].
Таким образом, в европейских странах основу экономики составляют малые и средние предприятия, которые задействованы во всех сферах экономической деятельности, в частности: оптовая торговля, деревообработка и производство мебели, жилищные услуги и общественное питание, строительство, автомобилестроение. Также важно, что большинство населения трудится в этом секторе, что еще раз подчеркивает важность малого бизнеса. Эффективность развития МП связано с тем, что крупные производственные компании не конкурируют с малыми предприятиями, а, наоборот, они придерживаются принципа кооперации больших и малых предприятий. При этом крупные ком-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2015. Том 2
пании не «съедают» малый бизнес, а, напротив, поддерживают друг друга. Малые предприятия специализируются на эффективности в небольших сегментах рынка, потому что имеют большую степень мобильности и хозяйственной гибкости, а также имеют способность к молниеносным технологическим, организационным и структурным переменам [4].
Классификация предприятий в России имеет характерные черты по сравнению с западной. За основу в данной классификации взяты два параметра: среднегодовая численность персонала и выручка от реализации товаров без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов за предыдущий календарный год.
Согласно данным федеральной службы государственной статистики РФ, доля оборота предприятий малого бизнеса составила около 30 %. Число работников, занятых в малом бизнесе составило около 20 %.
Финансовый кризис отрицательно сказался на темпах развития среднего бизнеса, в то время как в малом бизнесе наблюдается увеличение показателей. Это связано с тем, что малые предприятия более гибкие и легче приспосабливаются к изменениям в экономике, они могут быстрее сменить сферу деятельности. На основании данных, представленных в таблице, можно сделать следующие выводы. Общее число средних предприятий снизилось с 25,2 тыс. в 2012 г. до 13,8 тыс. в 2014 г., в то время как число МП увеличилось с 1 644,3 тыс. в 2012 году до 2003 тыс. в 2014 году. Также наблюдается увеличение среднесписочного состава численности работников МП с 9 790,2 тыс. чел. в 2012 году до 10 755,7 тыс. чел. в 2014 году, что также связано с переходом граждан в сферу малого предпринимательства. Оборотные активы увеличились с 13 010,2 млрд руб. в 2012 до 18 121,1 млрд руб. в 2014 году [5].
Показатели малых предприятий
Показатель Средние предприятия Малые предприятия
всего в том числе мик эо предприятия
2012 г. 2013 г. 2014 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.
Число предприя- 25,2 15,9 13,8 1 644,3 1 836,4 2 003,0 1 415,2 1593,8 1 760,0
тий, тыс.
Среднесписочная 2 426,7 1 964,4 1 719,5 9 790,2 10 421,9 10 755,7 3 320,0 3 864,4 4 248,9
численность работ-
ников, тыс. чел.
Среднемесячная 1 7246 19 824 21 537 12 367 15 743 16 711 10 612 12 855 13 898
начисленная зара-
ботная плата ра-
ботников, руб.
Оборот предприя- 7 416,2 5 150,4 4 710,6 18 933,8 22 610,2 23 463,7 5 609,2 7 028,3 8 347,4
тий, млрд руб.
Таким образом, финансовый кризис дает толчок развитию малых предприятий, в частности микро предприятий, из-за быстрой перемены в отраслях экономики. Также МП увеличивают занятость населения, привлекают новые кадры, то есть решают серьезный вопрос в кризисное время, так как многие остаются безработными из-за того, что крупные предприятия, снижая издержки, сокращают персонал. Увеличение МП также связано с тем, что вместо обанкротившихся предприятий приходят новые.
Структура численности микро предприятий демонстрирует сильное снижение оптовой и розничной торговли и перераспределение в остальные виды экономической деятельности. Данный аспект связан с изменениями в системе учета организаций и распространением средних и крупных предприятий. Число инвестиций, реализуемых микро предприятиями в первом полугодии 2014 года по РФ составил 98 135,4 млн руб., это на 2,7 % больше, чем показатель 2013 года, но если учитывать индекс потребительских цен (ИПЦ), то наблюдается снижение этого показателя на 6,1 % [2].
Положительная динамика объема инвестиций, которые осуществляются микро предприятиями в основной капитал, с учетом ИПЦ, наблюдается в пяти федеральных округах: Северо-Кавказском ФО (рост показателя на 12,6 %), Дальневосточном ФО (10,7 %), Приволжском ФО (9,1 %), Южном ФО (7,9 %) и Уральском ФО (4,3 %). В оставшихся федеральных округах видна отрицательная тенденция этого показателя. Большое сокращение находится в Северо-Западном ФО (28,8 %), в меньшей степени снижение произошло в Центральном ФО (21,5 %) и Сибирском федеральном округе (14,4 %).
Секция «Экономика и бизнес»
В некоторых регионах в сектор малого бизнеса инвестиции за рассматриваемый период не осуществлялись, либо их объемы были очень малы, что Федеральной службой государственной статистики показатели не учитывались в статистических сводках [3; 5].
Большое значение имеет распределение микро предприятий по видам экономической деятельности. В 2013 г. 30 % малых предприятий заняло нишу в сфере оптовой и розничной торговли. Далее следует две группы в сфере производства и строительства. Также наблюдается высокая активность микро организаций в сфере недвижимости. Все оставшиеся сферы экономической деятельности занимают менее 7 %.
Основные недостатки в области малого бизнеса это, прежде всего, очень низкая доходность и низкий уровень производительности труда, несмотря на его высокую интенсивность. Так же можно отнести к недостаткам некоторые затруднения, связанные с использованием новых технологий. Как правило, еще один недостаток - это ограниченность объема собственных ресурсов и, довольно высокий риск, который вызывается повышением уровня конкуренции. В итоге сектор малого бизнеса часто подвергается банкротству. Например, из созданных предприятий малого бизнеса к концу года доживает лишь половина, через 3 года - 9-10 %, а через 5 лет - не более 5 %.
Важным элементом поддержки малого и среднего предпринимательства должен стать 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Это обеспечит расширение рынков сбыта малых и средних компаний. Не менее 15 % от всех закупок каждый государственный или муниципальный заказчик должен разместить на специализированных торгах для малого бизнеса. Во-вторых, в 2014 году будет принято постановление правительства об обязательной квоте для малого и среднего бизнеса - не менее 10 % при закупках государственных компаний и естественных монополий.
Библиографические ссылки
1. Экономика и управление малой фирмой : учеб. пособие / под ред. И. Мишуровой. Ростов н/Д : МарТ, 2011. 672 с.
2. Малое и среднее предпринимательство в России : стат. сб. М. : Росстат, 2012.
3. Россия в цифрах. 2012 : краткий стат. сб. M. : Росстат, 2012. 573 с.
4. Статистическая служба европейского союза [Электронный ресурс]. URL: http://epp.eurostat. ec.europa.eu/statistics (дата обращения: 12.03.2014).
5. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www. gks.ru (дата обращения: 12.03.2014).
© Константинов И. В., Ермошенко Д. Э., 2015