Научная статья на тему 'Особенности деятельности малых предприятий в переходной экономике РФ'

Особенности деятельности малых предприятий в переходной экономике РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1866
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / СТРУКТУРА МАЛОГО БИЗНЕСА / ЧИСЛЕННОСТЬ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / ОБОРОТ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / СРЕДНЕСПИСОЧНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ / ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО БИЗНЕСА / SMALL BUSINESS / SMALL BUSINESS STRUCTURE / THE NUMBER OF SMALL BUSINESSES WITH A TURNOVER OF SMALL BUSINESSES / THE AVERAGE NUMBER OF EMPLOYEES OF SMALL BUSINESSES / SMALL BUSINESS PROBLEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осетрова Ольга Владимировна

Рассмотрены признаки малых предприятий и их функции. На основе анализа показателей деятельности предприятий выделены структурные особенности малого предпринимательства в России. Особое внимание уделено формулированию проблем субъектов малого предпринимательства в РФ в зависимости от сферы их экономической деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SMALL ENTERPRISES IN TRANSITION ECONOMIES OF RUSSIA

Considered signs of small businesses and their functions. Based on analysis ofperformance of companies highlighted structural features of small business in Russia. Particular attention is paid to the formulation of the problems of small businesses in Russia, depending on the scope of their economic activities

Текст научной работы на тему «Особенности деятельности малых предприятий в переходной экономике РФ»

Ермолаев Денис Валерьевич, канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и управления, Россия, г. Тула, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»

COMPLEX EVALUATION OF THE INDUSTRIAL CLUSTER’S ECONOMIC SECURITY

DURING ITS FORMATION

D.V. Ermolaev

This article grounds dependence of economic security of the industrial cluster on the condition of economic security of the enterprises of this cluster. It examines some criteria, necessary for quantitative calculation of the economic security of industrial cluster. The article also examines algorithm, usedfor calculation some criteria, necessary for quantitative calculation of the economic security of industrial cluster.

Key words: industrial cluster, economic security, calculation of economic security, economic safety criteria, calculation of economic safety criteria.

Ermolaev Denis Valer’evich, candidate of economic science, docent of department «Economics and Management», Russia, Tula, Tula State Pedagogical University LN Tolstoy.

УДК 658.114:330.342.3(470)

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ РФ

О.В. Осетрова

Рассмотрены признаки малых предприятий и их функции. На основе анализа показателей деятельности предприятий выделены структурные особенности малого предпринимательства в России. Особое внимание уделено формулированию проблем субъектов малого предпринимательства в РФ в зависимости от сферы их экономической деятельности

Ключевые слова: малое предприятие, структура малого бизнеса, численность малых предприятий, оборот малых предприятий, среднесписочная численность работников малых предприятий, проблемы малого бизнеса

Малое предпринимательство по накопленному в нем человеческому потенциалу, по неисчерпаемому запасу идей, по масштабам рынка, который ему предстоит освоить, призвано стать важнейшим фактором ускорения рыночных преобразований и обеспечения достойных условий жизни миллионов граждан.

Если коротко, то сущность малых предприятий характеризуется следующим: они хорошо адаптируются к внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. В силу своей гибкости и скорости принятия решений малым предприятиям легче контролировать производственный процесс и быстро переналадить его в связи с изменениями спроса на рынке.

Им присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологий, более эффективное использование производственных мощностей. Развитие малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор. Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов и он является источником бюджетных поступлений.

Развитие малого предпринимательства в России осуществлялось в основном за счет разукрупнения государственных предприятий и организаций и возникновения новых малых предприятий с участием физических и юридических лиц.

Как и степень плотности населения по России, так и количество предприятий малого бизнеса не всегда равномерно распределяются по территории страны. К примеру, 30 % всех зарегистрированных индивидуальных предприятий сосредоточены в центральном регионе. На долю Москвы и Санкт-Петербурга приходится большая часть компаний. Примерно 20% и 12% соответственно.

Структура малого бизнеса также почти не изменилась по сравнению с началом 90-х гг. Почти 30% индивидуальных предпринимателей задействованы в сфере торговли и общественного питания. Еще 35% представителей малого бизнеса трудятся в сфере услуг и сервисного обслуживания, почти 20% предпринимателей работают в промышленной отрасли страны, еще 13% - в строительстве. Хуже обстоят дела в аграрном секторе, в котором задействовано всего лишь 5% представителей малого бизнеса. Традиционным аутсайдером в нише малого бизнеса экономики РФ являются «нерыночные отрасли» - образование и здравоохранение (см. таблицу 1).

Таблица 1

Число малых предприятий и их распределение по сферам экономической деятельности в РФ

На 1 января 2013 г. в % к итогу

1 2

Всего, 100%

из них с/х и рыболовство 5,2

добыча полезных ископаемых 0,6

обрабатывающие производства 14,9

производство и распределение электроэнергии, газа, воды 1,5

строительство 13,5

оптовая и розничная торговля 28,8

Окончание табл.1

1 2

гостиницы и рестораны 4,6

транспорт и связь 5,9

операции с недвижимостью 20,6

образование 0,1

здравоохранение 1,6

коммунальные и социальные услуги 2,6

Предпринимательство в масштабе малого предприятия обладает рядом качественный особенностей. В первую очередь следует отметить единство права собственности и непосредственного управления предприятием. Вторая характеристика - так называемая обозримость предприятия: ограниченность его масштабов вызывает его особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и более высокой степени его удовлетворенности трудом. Третья - относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта, не позволяющие фирме оказывать сколько -нибудь серьезное влияние на цены и общий отраслевой объем реализации товара. Четвертая отличительная черта - персонифицированный характер отношений между предпринимателем и клиентами, поскольку, как уже отмечалось, малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей. Пятая особенность состоит в ключевой роли руководителя в жизни предприятия: он полностью ответственен за результаты хозяйствования не только из-за имущественного рынка, но и вследствие своей непосредственной включенности в производственный процесс и все связанное с его организацией. Шестая специфическая черта - семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность фирмы. Наконец, седьмая особенность связана с характером финансирования. Если «гиганты» черпают необходимые ресурсы главным образом через фондовые биржи, то малые предприятия полагаются на сравнительно небольшие кредиты банков, собственные средства и «неформальный» рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).

Также, как одну из особенностей, можно выделить высокую долю оборотного капитала по сравнению с основным фондом. Если у крупных предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.

В ряду функций малого предприятия, прежде всего, важно отметить экономические, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых - производителя товаров и услуг, в-третьих - катализатора научно-

технического прогресса, в-четвертых - налогоплательщика, в пятых -агента рыночных отношений.

Не менее значимы функции социальные. Через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. Здесь в основном используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти применения своим знаниям и навыкам на крупных предприятиях. Кроме того, малые предприятия являются главным продуцентом мест производственного обучения, своеобразным «полигоном» для обкатки молодых кадров. Небольшие предприятия, прежде всего, в сфере обслуживания, удовлетворяют потребности людей в общении; чего они лишены скажем в супермаркетах.

Уже сегодня актуальна и будет актуализироваться в дальнейшем экологическая функция малого бизнеса. Малые предприятия, как правило, появляются при необходимости изготовления небольших партий продукции с постоянно обновляемой номенклатурой и ассортиментом выпускаемых изделий, использования незначительных источников сырья и материалов в условиях ограниченного количества потребителей. При сравнительном насыщении рынка малый бизнес занимается доработкой продукции с учетом индивидуальных запросов заказчика, производством мелочей или продукции, изготовление которой в технологическом отношении является преимущественно ручным, не автоматизированным. Малые предприятия утилизируют отходы крупных производств, изготавливают комплектующие изделия для сборочных предприятий. Кроме того, малые предприятия доминируют во всех сферах деятельности с высоким риском получения нулевого результата. Это и инновационная деятельность, и освоение новой технологии, новых видов изделий. Важно учесть, что малые фирмы занимают традиционную только для них сферу деятельности, в которую крупные предприятия редко вмешиваются. Это производства с применением ручного труда, к которым относятся ремесленные виды работ, народные промыслы и аналогичные виды деятельности. При хорошей организации снабжения необходимыми материалами и сбыта изделий, такие малые предприятия дают значительную отдачу.

По-прежнему, основную погоду в российской экономике создают крупные монополии и корпорации. В РФ от общего показателя зарегистрированных предприятий, лишь 20 % относится к малому бизнесу, в то время, как в Европе этот показатель уже давно превысил 90 %. Отстает в этом направлении Россия и от соседнего Казахстана, где доля малых предприятий в общем числе зарегистрированных составляет почти 50 %.

Анализ специфики деятельности малого бизнеса позволяет выделить следующие проблемные и уязвимые точки субъектов малого предпринимательства в РФ.

Таблица 2

Проблемы субъектов малого предпринимательства РФ в зависимости от сферы экономической деятельности

Категория субъектов малого предпринимательства (МП) Проблемные моменты

Субъекты МП, которые активно используют заемные средства для производства товаров и услуг Отсутствие доступа к банковскому финансированию, переоценка залогового обеспечения, ухудшение условий кредитования, проблемы с оборотными средствами, переход к теневому кредитованию посредством услуг ростовщиков и преступных группировок

Субъекты МП, производящие продукцию для средних и крупных предприятий Снижение спроса на продукцию, риск неплатежей со стороны контрагентов

Субъекты МП, оказывающие производственные, маркетинговые, кадровые, информационные, консультационные и др. услуги Снижение спроса на услуги, риск неплатежей

Субъекты МП, действующие в сфере строительства (производство строительных материалов, выполнение строительных и ремонтных работ) Снижение спроса на продукцию и услуги, снижение стоимости продукции, тогда как материалы могли быть закуплены по высоким ценам начала-середины года

Субъекты МП, действующие в оптовой и розничной торговле Повышение стоимости импортной продукции, проблема с оборотными средствами, в среднесрочной перспективе снижение спроса на продукцию

Субъекты МП, действующие в сфере общественного питания и ресторанном бизнесе Снижение спроса на продукцию и услуги, снижение рентабельности и ликвидация отдельных предприятий

Субъекты МП, работающие по государственному и муниципальному заказу Повышение конкуренции за государственный и муниципальный заказ

Субъекты МП, реализующие инвестиционные проекты, направленные на модернизацию и расширение производства Отсутствие финансовых средств для развития, замораживание проектов развития

Субъекты МП, оказывающие услуги в сфере транспорта Снижение спроса на продукцию и услуги, снижение рентабельности и ликвидация отдельных предприятий

Все субъекты МП Административное давление на бизнес, увеличение числа проверок, снижение оборачиваемости капитала, увольнение наемных работников

Развитие российского малого бизнеса в 2012 г. в целом носило позитивный характер. Согласно результатам исследования, проведенного экспертами Национального института системных исследований проблем предпринимательства, к началу 2013 г. в России было зарегистрировано 1997,0 тыс. малых предприятий (в том числе 1759,0 тыс. микропредприятий), что на 8,7 %, чем годом ранее. При этом количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей составило 1395,9 ед., что превышает показатель прошлого года на 110,5 ед.

Наиболее значительный рост этого показателя отмечен в г. Санкт-Петербурге, Красноярском крае, Калининградской и Тверской областях, Чукотском АО и др. Количество малых предприятий в расчете на 100 тыс. жителей за прошедший год сократилось только в 14 регионах. Наиболее значительное снижение отмечено в Забайкальском крае, где число малых предприятий сократилось почти на четверть.

Оборот малых предприятий в экономике РФ составил 15117,3 млрд. руб., а среднесписочная численность работников малых предприятий -6840 тыс. человек. При этом инвестиции в основной капитал малых предприятий в 2012 г. равнялись 364,5 млрд. руб.

Итоги деятельности предприятий малого бизнеса в региональном разрезе за последние два года также можно расценивать как положительные.

Таблица 3

Основные показатели деятельности малых предприятий в 2012 г.

Субъект РФ Оборот малых предприятий, тыс. руб. Среднесписочная численность работников малых предприятий, чел. Число малых предприятий, ед.

Тульская область 75 588628,710 71184 2432

За 2013 г., по данным Туластата, малые предприятия нашего региона получили выручку в объеме 79,9 млрд рублей (103,2% к данным за аналогичный период 2012 года). При этом 2,5 млрд рублей было направлено на инвестиции в основной капитал, на развитие предприятий, освоение современных технологий, новых видов продукции и сервиса. Это - на 20% больше, чем было использовано на те же цели год назад.

На всех малых предприятия Тульской области трудится более 70 тысяч человек. Это - практически половина общей численности работников региональной сферы малого бизнеса. Остальная часть - предприниматели без образования юридического лица. Среди малых предприятий региона немалое количество занимается оптовой и розничной торговлей. Но многие

другие выбрали сферу строительства, самые разные виды сервиса, а также производство пищевой и промышленной продукции.

Их общий оборот за январь-сентябрь 2013 года - 78,2 млрд рублей, 106,1% к данным годовой давности. В том числе, по отгрузке продукции собственного производства и предоставлению услуг - 38,4 млрд рублей, 109,7%. Заметим, что подавляющая часть малых предприятий не получает от государства никакой помощи, а банковские кредиты берет не более третьей части из них. По сути, это «неформальный» сектор экономики. О чем, в частности, свидетельствует такой факт: средний размер официальной заработной платы здесь заметно ниже общих данных по региону. По итогам 9-ти месяцев 2013 года на тульских малых предприятиях платят в среднем по 16,6 тысяч рублей в месяц. С одной стороны, это 110,7% к уровню прошлогодних зарплат, с другой - всего 75% к показателю средних размеров оплаты труда по всей экономике Тульской области.

Таким образом, в краткосрочной перспективе можно прогнозировать дальнейшее развитие малого бизнеса в сфере товаров и услуг массового спроса, а также предприятий, обслуживающих государственные нужды. Долгосрочный положительный прогноз в плане развития предпринимательства затрагивает строительно-ремонтную отрасль, повседневные услуги для среднего класса, автосалоны и автосервисы и т.п.

С одной стороны, финансовый кризис поставил на грань выживания многие малые компании, заметное число предприятий прекратило свое существование. С другой стороны, многие сотрудники средних и крупных корпораций, потеряв рабочие места занялись созданием собственных проектов. Это породило возникновение значительного числа компаний микро-и малого бизнеса. Прежде всего, возникают предприятия сферы услуг, особенно того сегмента, где до настоящего момента был дефицит предложения: автомойки, прачечные, салоны красоты и т.п. Если говорить о перспективных сферах, то вероятно появление и активное развитие новых компаний в ИТ-индустрии. Это относится к интернет-проектам и разработке всевозможного софта. Кроме того, кризис 2008 г. Породил вторую волну (первая была в августе 1998 г.) малых и средних региональных производителей продуктов питания.

Перспективы в малом бизнесе всегда за теми, кто заранее готовится ко всем ситуациям, минимизирует издержки, не отягощен тяжелыми кредитными обязательствами, внедряет в производственный процесс инновационные технологии и комплексно изучает рынок своей деятельности, и больше нацелен на конечного потребителя.

Очевидной особенностью нынешнего периода является острая нехватка денег. Резкое закрытие большинства каналов финансирования и рост стоимости ресурсов привели к нескольким важным последствиям: некоему «отрезвлению» рынка труда, тенденции к оптимизации бизнес-процессов и

отказу от всего лишнего, появлению новых форм расчетов, в частности открытого бартера.

Правительство РФ и общественные организации активно участвуют в реализации мер по поддержке малого предпринимательства в России, и рассматривают новые инициативы и предложения по улучшению инфраструктуры создания и функционирования предприятий малого бизнеса. Однако этот процесс далеко не завершен, а меры, которые, применяются или которые планируется применять в ближайшее время для облегчения административной нагрузки на малый бизнес, необходимо систематизировать и реализовывать комплексно. В частности, необходимо принять меры по содействию модернизации производственных мощностей действующих малых предприятий, что существенно замедляет реализацию стратегической задачи по формированию современной инновационно-производственной структуры малого предпринимательства в России, сделать более доступную законодательную базу, упростить процесс регистрации, увеличить объем финансовой поддержки, упростить налоговую систему, облегчить доступ малым предприятиям к получению кредитов.

Список литературы

1. Метелкин А. Е. Предприятия малого бизнеса: современное состояние и тенденции развития // Молодой ученый. 2012. №10. С. 129-132.

2. Попов В.М., Ляпунов С.И. «Практика малого бизнеса». М. 2001.

424 с.

3. Российский статистический ежегодник. 2012: Статистический сборник / Росстат. М., 2012. 786 с.

Осетрова Ольга Владимировна, канд. техн. наук, доцент кафедры «Мировая экономика», Россия, Тула, Тульский государственный университет

FEATURES OF SMALL ENTERPRISES IN TRANSITION ECONOMIES OF RUSSIA

O.V. Osetrova

Considered signs of small businesses and their functions. Based on analysis ofperfor-mance of companies highlighted structural features of small business in Russia. Particular attention is paid to the formulation of the problems of small businesses in Russia, depending on the scope of their economic activities

Keywords: small business, small business structure, the number of small businesses with a turnover of small businesses, the average number of employees of small businesses, small business problems

Osetrova Olga Vladimirovna, candidate of technical science, docent of "World Economy", Russia, Tula, Tula State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.