Научная статья на тему 'Факторы стимулирования деловой активности малого бизнеса'

Факторы стимулирования деловой активности малого бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1754
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ АКТИВНОСТЬ / МАЛЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / МАЛЫЙ БИЗНЕС / СТИМУЛИРОВАНИЕ БИЗНЕСА / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / BUSINESS ACTIVITY / SMALL ORGANIZATIONS / SMALL BUSINESS / BUSINESS PROMOTION / SMALL ENTREPRENEURSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозко Наталья Иосифовна

В статье рассматриваются направления повышения деловой активности малого бизнеса посредством решения финансово-экономических проблем функционирования бизнеса. Предметом исследования являются факторы, влияющие на стимулирование развития бизнеса в сложных экономических условиях. Цель работы заключается в установлении факторов, воздействующих на развитие малого бизнеса и направлений стимулирования его деятельности. Для этого разработана матрица SWOT-анализа деятельности малой организации. Выявлены факторы, сдерживающие развитие малого бизнеса: сокращение инвестиций в малый бизнес; отсутствие кооперирования крупных и малых организаций; значительная налоговая нагрузка на малые организации; трудности в получении кредитов и иных источников финансирования; недостаточная государственная финансовая поддержка; неэффективная система микрофинансирования; незначительное внедрение в сферу малого бизнеса типовых схем лизинга. В результате исследования определены направления стимулирования малого бизнеса, позволяющие повышать уровень деловой активности субъектов малого бизнеса. Сделан вывод о том, что в настоящее время не используется весь арсенал имеющихся средств для активизации деятельности малого предпримательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Small Business Promotion Factors

The paper examines approaches to boosting small businesses by solving financial and economic problems of business functioning. The subject of the research is the factors that stimulate business development in tough economic circumstances. The purpose of the research was to identify the factors affecting the development of small businesses and ways of boosting their activities. To this end, a SWOT-analysis matrix for a small organization has been developed. The factors hampering the development of small businesses are revealed including reduced investment, lack of cooperation between large and small companies, significant tax burden on small companies, difficulties in obtaining loans and other sources of financing, insufficient financial support from the state, inefficient microfinance system, scarce introduction of standard leasing schemes into small businesses. As a result of the research, small business promotion policies have been suggested to spur the activities of small business entities. It is concluded that at present the tools available for boosing the small business activities are not used in the full range.

Текст научной работы на тему «Факторы стимулирования деловой активности малого бизнеса»

64

экономика и управление

DOI: 10.26794/1999-849X-2018-11-3-64-70 УДК 336(075.8)(045)

факторы стимулирования деловой активности малого бизнеса

Морозко Наталья Иосифовна, д-р экон. наук, профессор Департамента корпоративных финансов

и корпоративного управления, Финансовый университет, Москва, Россия

natmorozko@mail.ru

В статье рассматриваются направления повышения деловой активности малого бизнеса посредством решения финансово-экономических проблем функционирования бизнеса. Предметом исследования являются факторы, влияющие на стимулирование развития бизнеса в сложных экономических условиях. Цель работы заключается в установлении факторов, воздействующих на развитие малого бизнеса и направлений стимулирования его деятельности. Для этого разработана матрица SWOT-анализа деятельности малой организации. Выявлены факторы, сдерживающие развитие малого бизнеса: сокращение инвестиций в малый бизнес; отсутствие кооперирования крупных и малых организаций; значительная налоговая нагрузка на малые организации; трудности в получении кредитов и иных источников финансирования; недостаточная государственная финансовая поддержка; неэффективная система микрофинансирования; незначительное внедрение в сферу малого бизнеса типовых схем лизинга. В результате исследования определены направления стимулирования малого бизнеса, позволяющие повышать уровень деловой активности субъектов малого бизнеса. Сделан вывод о том, что в настоящее время не используется весь арсенал имеющихся средств для активизации деятельности малого предпримательства.

Ключевые слова: деловая активность; малые организации; малый бизнес; стимулирование бизнеса; малое предпринимательство.

Small Business Promotion Factors

Morozko Natalia I., ScD (Economics), full professor of the Corporate Finance and Corporate Governance

Department, Financial University, Moscow, Russia

natmorozko@mail.ru

The paper examines approaches to boosting small businesses by solving financial and economic problems of business functioning. The subject of the research is the factors that stimulate business development in tough economic circumstances. The purpose of the research was to identify the factors affecting the development of small businesses and ways of boosting their activities. To this end, a SWOT-analysis matrix for a small organization has been developed. The factors hampering the development of small businesses are revealed including reduced investment, lack of cooperation between large and small companies, significant tax burden on small companies, difficulties in obtaining loans and other sources of financing, insufficient financial support from the state, inefficient microfinance system, scarce introduction of standard leasing schemes into small businesses. As a result of the research, small business promotion policies have been suggested to spur the activities of small business entities. It is concluded that at present the tools available for boosing the small business activities are not used in the full range.

Keywords: business activity; small organizations; small business; business promotion; small entrepreneurship.

Экономическая направленность малого предпринимательства

Малое предпринимательство (малый бизнес), под которым понимается совокупность независимых малых организаций, выступает в виде экономических субъектов рынка, выполняет в экономике любой страны важные задачи, направленные на ливидацию диспопорций в различных сферах деятельности, создание рабочих мест, уменьшение безработицы и т.д. Малый бизнес отличается гибкостью, динамизмом, быстрой адаптацией к переменам, учетом региональных особенностей рынка.

Следует признать, что на современном этапе развития нашей страны степень деловой активности отечественного малого бизнеса отстает от его уровня в зарубежных странах, хотя он способствует:

• формированию конкурентной среды;

• вовлечению в бизнес экономически активного населения и соответственно росту доходов;

• повышению доходов местных бюджетов;

• увеличению потенциала экономики регионов.

При этом малое предпринимательство выполняет значительную социальную роль в:

• удовлетворении спроса населения на местном уровне;

• увеличении количества рабочих мест;

• сокращении безработицы в регионах;

• творческой самореализации работников.

В настоящее время в России действуют немногим более 2,5 млн малых предприятий (табл. 1).

На основании табл. 1 можно сделать вывод, что за последний год уменьшилась численность работников (-290 тыс. человек) и снизился оборот малых организаций (-5247,3 млрд руб.), что свидетельствует о влиянии факторов, сдерживающих деловую активность малого предпринимательства.

Факторы, сдерживающие развитие малого бизнеса

Следует признать, что деловая активность малого бизнеса на современном этапе не отвечает современным требованиям из-за влияния различных факторов (см. рисунок):

• в результате экономического кризиса и сан-кционной политики Запада сократились инвестиции в малый бизнес;

• более 1/3 организаций малого предпринимательства заняты в торговле, объем этого сегмента экономики переполнен;

• практически не применяется кооперирование крупных и малых организаций по различным схемам;

• значительная налоговая нагрузка на малые организации, хотя справедливости ради необходимо отметить, что в последнее время государством предпринимаются меры по частичному снижению налогового бремени на начальной стадии развития малого бизнеса;

На современном этапе развития нашей страны степень деловой активности отечественного малого бизнеса отстает от его уровня в зарубежных странах

• большая конкуренция на рынке, внедрение инновационных технологий практически недоступно для малых организаций;

• трудности в получении кредитов и иных источников финансирования, так как у большинства предприятий малого бизнеса отсутствуют кредитная история и имущество, которое может выступать в качестве залога;

• недостаточная государственная финансовая поддержка;

• неэффективная система микрофинансирования;

• незначительное внедрение в сферу малого бизнеса типовых схем лизинга.

Оценку текущей ситуации, определяющей деловую активность малого бизнеса, можно про вести на основе SWOT-анализа — метода первичной оценки текущей ситуации, основанного на рассмотрении ее с четырех сторон: strengths — сильные стороны; weaknesses — слабые стороны; opportunities — возможности; threats — угрозы.

Факторы внешней и внутренней среды позволяют укреплять деловую активность малых организаций (сильные стороны, возможности) и становятся причинами замедления их развития (слабые стороны, угрозы) (табл. 2).

экономика и управление

Таблица 1

Характеристика малого бизнеса в России

Наименование Год

2011 2012 2013 2014 2015 2016

Число предприятий (на конец года), тыс. 1 644,3 1 836,4 2 003,0 2 063,1 2 222,4 2 770,5

Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), тыс. человек 9 790,2 10 421,9 10 755,7 10 775,2 11 330,7 11 040,1

Среднемесячная начисленная заработная плата работников, руб. 12 367 15 743 16 711 17 948 19 201 10 612

Оборот предприятий, млрд руб. 18 933,8 22 610,2 23 463,7 24 781,6 44 124,3 38 877,0

Инвестиции в основной капитал, млрд руб. 520,3 431,6 521,5 574,9 664,4 657,2

Внеоборотные активы, млрд руб. 16 527,2 17 190,2 19 628,5 63 724,1 31 165,0 35 522,4

Оборотные активы, млрд руб. 13 010,2 14 927,6 18 121,1 61 358,8 49 685,6 56 310,4

Капитал и резерв, млрд руб. 14 631,1 15 211,5 17 501,4 18 591,1 21 804,0 25 156,0

Источник: [3].

Острая конкуренция Недоступность Высокое налоговое Административные Слабое развитие

на рынке кредитов и иных бремя барьеры, коррупция инфраструктуры в

источников регионе

5%

0%

финансирова

Факторы замедляющие развитие малого бизнеса

Источник: составлено автором.

На основании анализа различных возможных сочетаний сильных и слабых сторон с учетом возможных угроз и возможностей можно выделить проблемы, с которыми сталкиваются малые организации: дефицит финансовых средств,

низкий уровень финансовой устойчивости, недостаточная обеспеченность собственными оборотными средствами, значительная налоговая нагрузка, трудности получения государственной поддержки.

Таблица 2

Матрица SWOr-анализа деятельности малой организации

Факторы сильные стороны (strengths) слабые стороны (weaknesses)

Небольшой стартовый капитал Дефицит финансовых средств

Внутренние факторы Большая оборачиваемость средств Низкий уровень имущественного положения

Гибкость, быстрая адаптация к переменам Недостаток источников финансирования

Единство собственника и управляющего Неустойчивая структура капитала

Упрощенная организационная структура Недостаточная обеспеченность собственными оборотными средствами

возможности (opportunities) угрозы (threats)

Рост до уровня крупного бизнеса Экономическая ситуация в стране

Внешние факторы Творческая самореализация Высокий уровень конкуренции

Прочная ниша на локальном рынке Ограниченный спрос на продукцию

Возможность получения государственной поддержки Значительная налоговая нагрузка

Источник: составлено автором.

Позитивные факторы деловой активности малого бизнеса

Несомненно, положительно отразилось на деловой активности малого бизнеса двукратное увеличение предельных значений годовой выручки. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» максимальные значения годовой выручки определяются в размере:

• 120 млн руб. — для микропредприятий;

• 800 млн руб. — для малых предприятий;

• 2000 млн руб. — для средних предприятий.

Стимулированию развития малого бизнеса

способствует создание институтов, оказывающих предприятиям финансовую, информационную и юридическую помощь. В этом направлении важной мерой стало создание Корпорации по развитию малого и среднего бизнеса в соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 № 156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпри-

нимательства в Российской Федерации». В 2015 г. образовано акционерное общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», деятельность которого направлена на решение следующих задач:

• оказание финансовой поддержки малому и среднему предпринимательству;

• организация мероприятий, направленных на увеличение доли закупок товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства;

• осуществление маркетинговой поддержки малому и среднему предпринимательству;

• реализация имущественной поддержки малому и среднему предпринимательству;

• обеспечение взаимодействия с органами государственной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными органами и организациями в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

• организация и проведение мониторинга мер поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемых на территории Российской Федерации;

68

экономика и управление

• осуществление информационной поддержки малому и среднему предпринимательству.

Корпорация выполняет роль системного интегратора мер поддержки малого и среднего предпринимательства согласно распоряжению Правительства РФ от 31.07.2015 № 1484-р.

Повышению деловой активности малому бизнесу способствует Фонд содействия развитию малых форм организаций в научно-технической сфере, задачами которого являются:

• формирование благоприятной среды для предпринимательской деятельности (стимулирование в приоритетном порядке создания и развития малых наукоемких предприятий, малых форм в научно-технической сфере);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• развитие науки и формирование национальной инновационной системы (в том числе на основе обеспечения условий активного вовлечения в гражданский оборот объектов интеллектуальной деятельности, созданных за счет средств федерального бюджета; развития системы государственной поддержки инновационных компаний на этапе старта, в первую очередь малого бизнеса);

• вовлечение молодежи в инновационную деятельность.

Большое значение для развития малого бизнеса имеет доступ к внешнему финансированию субъектов этого бизнеса. Производственная и инновационная деятельность малых предприятий финансируется Российским банком поддержки малого и среднего предпринимательства (АО «МСП Банк»), выполняющим государственную программу финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства в России.

На информационную и юридическую поддержку малого бизнеса направлена деятельность Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ».

Государственные меры стимулирования малого бизнеса

Благоприятно повлияли на повышение деловой активности меры по упрощению процедур лицензирования и сертификации товаров и услуг, а также использованию электроснабжения и газоснабжения, принятые Федеральными зако-

нами от 05.05.2014 № 99-ФЗ«О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» и от 30.12.2012 № 291-ФЗ«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования тарифов в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения».

Сокращение числа проверок до одной в течение пяти лет для рентабельных малых организаций позволяет не отвлекать предпринимателей от основной деятельности. С 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. не проводятся плановые проверки органами государственного и муниципального контроля (надзора) в отношении юридических лиц и ИП, отнесенных к малым предприятиям (абз. 1 п. 6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"».

Стимулирующим фактором развития малого бизнеса выступает государственная поддержка предпринимательства посредством создания региональных центров поддержки малого бизнеса на базе существующих структур в целях оказания широкого спектра услуг, включая услуги в сфере безопасности, финансов, информации, консалтинга. Например: московские предприниматели могут принимать участие в бесплатных обучающих мероприятиях ГБУ «Малый бизнес Москвы», которые проходят в виде семинаров, лекций и мастер-классов по различным аспектам ведения бизнеса: налогообложение, бухгалтерия, аренда и покупка коммерческой недвижимости у города, маркетинг и т.д. Предусмотрена организация информационной сети, помогающей предпринимателям получать сведения юридического и делового характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах, состоянии рынка). В I квартале 2018 г. ГБУ «Малый бизнес Москвы»ввело новый онлайн-сервис по заполнению налоговой декларации УСН.

На стимулирование развития предпринимательства направлено создание действенных

финансово-кредитных и инвестиционных механизмов на основе оптимального сочетания средств государственной поддержки, привлечения инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений малых организаций, прежде всего для самофинансирования. Муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства могут предоставлять льготные кредиты, беспроцентные ссуды, краткосрочные займы, выполнять функции залогодателя, поручителя, гаранта в целях развития конкуренции и насыщения товарного рынка. Например, в Москве создан Фонд содействия кредитованию, который выдает поручительства перед банками, облегчающие получение кредита.

Организации малого бизнеса могут получать субсидии из регионального бюджета для частичной оплаты образовательных услуг; погашения части затрат, связанных с уплатой процентов по лизинговым договорам, и т.д.

К стимулированию малого бизнеса относятся строительство и развитие технопарков, которые являются своеобразными бизнес-инкубаторами, где создаются все условия, необходимые для развития бизнеса.

В значительной степени деловая активность малых предприятий повышается благодаря государственным мерам, направленным на стимулирование производства через систему государственных заказов. При регламентации государственных заказов опираются на положения Федеральных законов:

• от 05.04.2013 № 44-ФЗ «Закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;

• от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В настоящее время повышены объемы государственных закупок у субъектов малого бизнеса, аннулирован порог максимальной стоимости контракта по государственным закупкам у малого бизнеса. Такие поправки внесены в постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Компании с государственным участием, осу-

ществляющие закупки товаров, работ и услуг в соответствии с Законом № 223-ФЗ, обязаны заключать больше контрактов с малыми организациями. За счет средств фондов поддержки малого предпринимательства проводится льготное кредитование субъектов малого бизнеса с компенсацией соответствующей разницы кредитным и страховым компаниям.

Финансово-кредитная поддержка малым организациям может реализовываться по следующим направлениям:

• стимулирование банков и других финансовых учреждений к предоставлению займов малым организациям путем освобождения от налогобложения средств, направляемых в фонд кредитов малому предпринимательству, и предоставления государственной гарантии возвращения ссуды;

• активизация условий создания негосударственных гарантийных и страховых компаний для обслуживания малого бизнеса.

Меры налогового стимулирования развития малого бизнеса

Налоговое стимулирование малого бизнеса осуществляется посредством уменьшения налоговой нагрузки на малые предприятия. В период 2015-2020 гг. впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели вправе в течение двух налоговых периодов (максимум двух лет) после регистрации работать в рамках налоговых каникул, т.е. по нулевой ставке. В настоящее время в органах государственной власти рассматриваются предложения по введению налоговых каникул на первые два года работы для новых производственно-инновационных, строительных малых организаций, что позволит им адаптироваться к условиям ведения бизнеса.

Факторами налогового стимулирования могут быть понижение налоговых ставок; предоставление налоговых льгот для малых организаций, которые развиваются на основе инновационных технологий, а также льгот по налогам при обновлении основных фондов организации, что позволит повысить деловую активность субъектов малого бизнеса посредством направления высвободившихся денежных средств на другие инвестиционные проекты.

За последний год количество налоговых льгот для малого предпринимательства увеличилось. Регионы получили право устанавливать на своей территории пониженные ставки для субъектов, находящихся на системах налогообложения УСН и ЕНВД. Для УСН ставка по доходам может быть снижена с 6 до 1%, ЕНВД — с 15 до 7,5%.

выводы

На деловую активность малого бизнеса влияет множество факторов. В результате проведенного исследования выявлено, что к внутренним факторам, отрицательно отражающимся на деловой активности предприятий, относятся низкий уровень имущественного положения, недостаток источников финансирования, неустойчивая структура капитала, недостаточная обеспеченность собственными оборотными средствами. Одновременно ограничивающими деловую активность факторами являются нестабиль-

ная экономическая ситуация в стране, высокий уровень конкуренции, ограниченный спрос на продукцию, значительная налоговая нагрузка, недостаточная государственная поддержка.

Несмотря на ряд предпринятых на государственном уровне мер для стимулирования предпринимательства, деловая активность малого бизнеса возрастает слишком медленными темпами вследствие отсутствия действенной системы финансирования, кредитования и налогообложения.

Государственные программы не охватывают многие виды деятельности малого предпринимательства. Кредитным программам присущи существенные недостатки: отсутствие гибкого подхода к потребностям потенциальных клиентов — малых организаций, отдается преимущество кратко- и среднесрочному кредитованию. В налоговой сфере несистемность и непоследовательность действий на поддержку малого бизнеса обусловили медленные темпы его развития.

литература

1. Брейли Р. Принципы корпоративных финансов. М.: Олимп-Бизнес, 2012. 1120 с.

2. Hofer C. W. СопсерШа1 Construct for Formulating Co^orate and Business Strategies. Boston. Intercollegiate Case Clearing House, 1977. 321p.

3. Малое и среднее предпринимательство в России. 2017: Статистический сборник. M., 2017.

4. Морозко Н. И., Диденко В. Ю. Оценка государственного управления и регулирования малого бизнеса России. Вып. 11, ч. 1. М.: ИНИОН РАН, 2016. С. 409-414.

5. Морозко Н. И., Диденко В. Ю. Сбалансированный ценностно-ориентированный подход в финансовом управлении малым и средним бизнесом // Аудит и финансовый анализ. 2016. № 5. С. 177182.

6. Морозко Н. И., Диденко В. Ю. Финансовый менеджмент в малом бизнесе. М.: ИНФРА-М, 2018. 357с.

REFERENCES

1. BrealeyR., Mayer's. Principles of Corporate Finance [Principy korporativnykh finansov]. Moscow, ZAO Olympus-Business, 2012, 1120 p.

2. Hofer C. W. Conceрtual Construct for Formulating Co^orate and Business Strategies. Boston. Intercollegiate Case Clearing House, 1977, 321p.

3. Small and medium-sized business in Russia. 2017: Statistical compendium [Maloe i srednee predprinimatel'stvo v Rossii. 2017: Statisticheskij sbornik]. Moscow, Rosstat, 2017, 78 p.

4. Morozko N. I., DidenkoV.Yu. Evaluation of public administration and regulation of small business in Russia [Ocenka gosudarstvennogo upravlenija i regulirovanija malogo biznesa Rossii]. Iss. 11, p. 1. Moscow, INION RAS, 2016, рp. 409-414.

5. Morozko N. I., DidenkoV.Yu. Balanced value-oriented approach in the financial management of small and medium-sized businesses [Sbalansirovannyj cennostno-orientirovannyj podhod v finansovom upravlenii malym i srednim biznesom]. Audit ifinansovyjanalizi —Audit and financial analysis, 2016, No. 5, pp.177-182.

6. Morozko N. I., DidenkoV.Yu. Financial management in small business [Finansovyj menedzhment v malom biznese]. Moscow, INFRA-M, 2018, 357p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.