УДК 338.26
Для цитирования: Латышенко Г. И., Гальчина Д. Д., Губанова М. А. О роли стратегического планирования деятельности малых предприятий в условиях нестабильной экономической ситуации // Менеджмент социальных и экономических систем. 2017. № 2. С. 12-17.
For citations: Latyshenko G. I., Galchina D. D., Gubanova М. А. On the role of strategic planning of the activity of small enterprises under the conditions of the unstable economic situation // Social and economic systems management. 2017. No. 2. Рр. 12-17. (In Russ., abstr. in Engl.)
О РОЛИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ НЕСТАБИЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ
Г. И. Латышенко*, Д. Д. Гальчина, М. А. Губанова
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
Е-mail: latyshenko59@mail.ru
В современных условиях наибольшему числу развивающихся предприятий необходимы новые подходы к управлению с целью повышения конкурентоспособности и эффективности их деятельности. Одним из таких подходов управления является стратегическое планирование. Оценка будущего состояния и реализация этого состояния в стратегических планах предприятия проводится с учетом того, как лучше использовать ресурсы, потенциал, информацию, возможности, чтобы оптимизировать перспективу развития. Долгосрочная ориентация стратегических проблем означает, что должно рассматриваться большое количество факторов, включая большую степень неопределенности и риска. Кроме того, они требуют оценки ситуаций, с которыми предприятие не сталкивалось прежде, и которые требуют творческого размышления и новых действий.
Объектом данного исследования является стратегическое планирование на малых предприятиях. Целью исследования является выявление текущих проблем, с которыми сталкиваются малые предприятия при использовании стратегического планирования.
В настоящее время планирование необходимо малым и средним предприятиям, которые работают в условиях риска, а особенно в нестабильной экономической ситуации, которая складывается в российской экономике.
Раскрывается сущность стратегического планирования, принципы планирования и прогнозирования, такие как экономичность, участие, единство, непрерывность, необходимость, точность, а также рассмотрены основные инструменты (методы) их организации. Приведены основные отличия прогнозирования и планирования, динамика количества малых предприятий в России и Красноярском крае, представлены критерии отнесения предприятий к малому бизнесу, проблемы малых предприятий при использовании стратегического планирования. В качестве примера рассмотрена плановая деятельность сети красноярских магазинов канцелярских товаров ООО «Ермак К». Проведен анализ деятельности организации, рассмотрены основные методы стратегического планирования ООО «Ермак К». Выявлена необходимость использования стратегического планирования в нестабильной экономической ситуации.
Ключевые слова: планирование, прогнозирование, малое предприятие, стратегическое планирование.
ON THE ROLE OF STRATEGIC PLANNING OF THE ACTIVITY OF SMALL ENTERPRISES UNDER THE CONDITIONS OF THE UNSTABLE ECONOMIC SITUATION
G. I. Latyshenko*, D. D. Galchina, М. А. Gubanova
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation Е-mail: latyshenko59@mail.ru
In modern conditions, the greatest amount of investment in new approaches to managing the increase in competitiveness and the effectiveness of their activities. One of these management approaches is strategic planning. Evaluation of the future state and implementation of this state in the strategic plans of the enterprise is
carried out taking into account how to better use resources, potential, information, opportunities, in order to optimize the development prospects. Long-term orientation of strategic problems, including the great importance of uncertainty and risk. In addition, they require evaluation, with which it does not face before, and they require creative thinking and new actions.
The object of this study is strategic planning in small enterprises. The aim of the study is to identify current problems that small businesses face when using strategic planning.
Currently, planning is necessary for small and medium-sized enterprises that operate in a risky environment, as well as in the unstable economic situation that is emerging in the Russian economy.
The essence of strategic planning, principles of planning and forecasting, such as economy, participation, unity, continuity, necessity, accuracy are revealed in the article, as well as basic instruments (methods) of their organization are considered. The above main differences between forecasting and planning, the dynamics of small businesses in Russia and the Krasnoyarsk Territory, the criteria for classifying enterprises as small businesses, and the problems of small enterprises when using strategic planning are presented. As an example, the planned activity of the network of Krasnoyarsk office supplies stores LLC "Ermak K" was considered. The conducted analysis of the organization's activities, the main methods of strategic planning of LLC "Ermak to". The need to use strategic planning in an unstable economic situation has been identified.
Keywords: planning, forecasting, small enterprise, strategic planning.
В условиях нестабильного окружения эффективность предприятия оценивается как его способность к саморегулированию и самоорганизации, а также к достижению целей при изменении внешних условий и факторов. Эффективность предприятия и его стратегия в значительной степени будут определяться его адаптивными возможностями.
В настоящее время системы управления на предприятиях, как правило, не справляются с неожиданными, внеплановыми событиями, которые появляются в результате политических, социальных, экономических изменений, а также технического прогресса, действий отечественных и международных конкурентов, трансформации хозяйственных связей и т. д. Такие быстроменяющиеся задачи внешней и внутренней среды и определяют требования к системам управления предприятием как способность адекватно реагировать на потребности рынка в условиях быстрых изменений бизнес-среды.
Внешняя среда стала более сложной, изменения в ней происходят значительно чаще, быстро происходит смена технологий и насыщение спроса [11].
Анализ состояния экономики российских предприятий показывает, что их функционирование в условиях непредсказуемости, характерной для нынешнего периода, и быстро меняющейся конъюнктуры рынка, прежде всего, зависит от наличия на предприятии такого организационного начала, которое могло бы смягчить негативное воздействие окружающей среды. Важно также, чтобы внутренние возможности предприятия отвечали или были адекватны требованиям рыночной среды, что может быть достигнуто только с помощью планирования [3].
Уже несколько столетий в развитых странах планирование и прогнозирование - это залог эффективного и стабильного бизнеса, но в России оно оказалось полузабытым с переходом на рыночные отношения. Планирование представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производ-
ством, а также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей. Иначе говоря, планирование - это оптимальное распределение ресурсов. Оно может быть краткосрочным (планирование до 1 года), среднесрочным (от 1 года до 5 лет), долгосрочным (на 5, 10, 15, 20 лет вперед).
Планирование, в том числе и стратегическое, должно быть построено с соблюдением определенных принципов. Принципы планирования определяют характер и содержание плановой деятельности предприятия. Правильное соблюдение представленных ниже принципов планирования создает предпосылки для эффективной работы и уменьшает возможность отрицательных результатов деятельности предприятия [3].
- Экономичность. Сущность данного принципа состоит в том, что планы предприятия должны предполагать такой путь достижения поставленных задач, который несет максимум необходимого эффекта и затраты на формирования планов не могут быть больше его.
- Участие. Данный принцип предполагает участие максимального количества работников на предприятии в работе над планом уже на предварительных этапах.
- Единство. Все подсистемы действуют в рамках единой стратегии предприятия, то есть планирование имеет системный характер.
- Непрерывность. Такой процесс как планирование обязан проводиться без перерывов, поэтому необходимо постоянное взаимодействие между краткосрочными и долгосрочными планами.
- Необходимость. Наличие данного принципа является очень важным в условиях рыночной экономики, потому что он обеспечивает эффективное и рациональное использование ограниченного числа ресурсов на предприятии.
- Точность. В условиях краткосрочного планирования необходимо с высокой точностью определять плановые показатели, а в долгосрочном (стра-
тегическом) планировании - определяются основные цели, совокупные направления деятельности, которые основаны на приближенных расчетах [19].
Планированию свойственны четкие временные рамки и по каждому отдельному направлению назначается ответственное лицо.
Для научного обоснования любого плана, а особенно стратегического, используются такие способы, как анализ, т. е. исследование и описание явления; объяснение или диагноз; предсказание, в том числе и прогноз. Прогноз часто используется в процессе планирования деятельности предприятия.
Присутствие в плане прогноза, который включает в себя прошлые тенденции, обычно повышает точность принимаемого решения, т. е. прогноз становится как бы частью плана, начальным этапом его обоснования. По удачному выражению одного автора, план без прогноза - это административная акция [9].
Прогнозирование представляет собой деятельность хозяйствующих субъектов по определению состояния рынка, уровня продаж, спроса или иных объектов в будущем на основании полученных данных.
Прогнозирование и планирование имеют схожие черты, но существуют и различия между ними. Основным различием является то, что план является задачей, которая поставлена перед организацией, а прогноз - это будущий результат и вероятностное осмысление. План является конкретным ориентиром, от которого нельзя отступить, а прогноз, в свою очередь, это только возможное наступление определенных событий. Что касается сущности данных определений, то прогнозирование является стратегией предприятия, а планирование - это его тактика [4].
По содержанию плановых решений особо выделяется стратегическое планирование. Стратегическое планирование зачастую является долгосрочным и представляет собой набор решений и действий организации, которые ведут к разработке стратегий для достижения поставленных целей. При помощи данного планирования, определяют основные направления, расширение деятельности предприятия, изучение рынка и спроса на продукцию, а также отличительные черты целевой аудитории [12].
Важную роль при стратегическом планировании имеет государственное регулирование экономической политики, а также определение эффективных направлений рыночной системы. Одним из самых ответственных решений на предприятии при использовании стратегического планирования является определение целей и миссии. Цель и миссия -это ориентиры для всех следующих этапов планирования, и наложение определенных ограничений по направлению деятельности предприятия.
Основными используемыми инструментами стратегического планирования являются:
- SWOT-анализ, метод, который помогает выявить причины эффективной или неэффективной деятельности организации [13];
- конкурентный анализ представляет собой широкую область изучения положения рынка в условиях конкуренции в целях разработки рациональной стратегии развития предприятия;
- ресурсный анализ представляет собой анализ внутренней атмосферы предприятия, то есть оценку финансовых, технологических, организационных ресурсов;
- конкурентный анализ по модели «5 сил» М. Портера включает рыночную власть покупателей, рыночную власть поставщика, власть конкурентов, угрозы появления новых конкурентов и товаров-субститутов;
- мозговой штурм представляет собой стимулирование творческой активности, путем обсуждения и высказывания наибольшего количества предложений и вариантов решения проблем предприятия [18].
Планирование на предприятии успешно применяется для крупных компаний и корпораций, но при образовании малого бизнеса зачастую предприниматели игнорируют данный этап. Стратегический план необходим всем предприятиям и организациям, включая малые.
Статус малого бизнеса имеет юридическое или физическое лицо, деятельность которого направлена на извлечение прибыли путем предоставления услуг населению, а также продажи товаров. Критериями малого бизнеса являются: среднесписочная численность работников 16-100 человек; доходы за год, по правилам налогового учета, не больше 800 млн руб. Для того чтобы управлять малым предприятием в современных условиях рынка, необходима легкая приспособляемость к изменяющимся условиям внешней экономической среды [1].
Стоит отметить, что важнейшим способом повышения эффективности деятельности малого бизнеса является стратегическое планирование. Зачастую малые предприятия не уделяют должного внимания разработке и применению стратегического планирования, поэтому возникают такие проблемы как сложное достижение плановых показателей, ограничение инициативы предприятия и прочие [14].
Малые предприятия опасаются новых проблем, которые могут возникнуть при применении стратегического планирования:
- во-первых, стратегическое планирование требует больших затрат финансовых ресурсов и времени, а также привлечения дополнительной рабочей силы, что негативно сказывается на его деятельности;
- во-вторых, процесс стратегического планирования является сложным. Многие предприятия не готовы использовать другой тип мышления для решения проблем, поэтому не имеют перспектив долгосрочного развития;
- в-третьих, проблемой может являться невозможность применения стратегического планирования, так как отсутствуют отделы маркетинга или планирования. Данные отделы, зачастую, малые
предприятия не организуют в целях экономии ресурсов [8].
Роль малого бизнеса существенно возрастает в условиях современного экономического кризиса. Это связано с тем, что при сохранении существующей экономической ситуации крупные предприятия сокращают масштабы производства, оптимизируют затраты и временно приостанавливают свою деятельность, сокращая численность работающих, что в свою очередь, усиливает социальную напряженность в регионе.
Переломить экономическую ситуацию возможно путем развития малого и среднего предпринимательства. При относительно небольших бюджетных затратах государство, используя ресурс малого бизнеса, может эффективно решать проблемы, связанные:
- с сокращением потребительского спроса;
- снижением уровня доходов населения;
- формированием иждивенческой психологии определенной части населения;
- сокращением поступлений в бюджеты всех уровней и т. д.
В условиях экономического кризиса важнейшими функциями малого предпринимательства становятся противодействие росту безработицы, обеспечение занятости (само занятости) населения и снижение социальной напряженности [10].
За деятельностью малых и микропредприятий осуществляется стратегическое наблюдение в режиме сплошного федерального статистического анализа с периодичностью 1 раз в 5 лет. Росстат ежегодно публикует данные о количестве предприятий в России с целью контроля предпринимательской деятельности во всех регионах страны (см. таблицу).
Проанализировав представленные данные, можно констатировать, что динамика малого бизнеса, как в Красноярском крае, так и в России в целом имеет скачкообразный характер. Приведенная в таблице динамика показывает, что в 2012 году по России в целом увеличивается количества малых предприятий. Далее в 2013-2014 гг. их количество уменьшатся вследствие экономического кризиса. Несмотря на кризис в 2015 г., количество малых предприятий выросло на 3,0 % по сравнению с 2014 г. Это может быть связано с тем, что при наступлении экономического кризиса часть сред-
них предприятий сменили свой статус на малые, по причине того, что правительство РФ изменило классификацию предприятий [7]. В 2016 г. ситуация еще более усугубилась и число малых предприятий сократились на 29,6 %. Это может быть связано с уменьшением объема государственной поддержки малого и среднего бизнеса.
В Красноярском крае ситуация практически аналогичная. Только резкое увеличение малого бизнеса пришлось на 2014 г., когда был пик экономического кризиса. Далее из динамики видно, что идет сокращение числа малых предприятий. В период с 20142016 гг. произошло сокращение на 24 % [17].
Данная статистика также может говорить о том, что у малых предприятий отсутствовала стратегия развития, которая помогла бы им выжить и избежать ликвидации в изменившихся экономических условиях, т. е. на предприятии не было плана долгосрочного развития и расширения бизнеса, не проводился стратегический анализ внешних угроз и возможностей, не были проанализированы все возможные отрицательные внешние факторы, которые могли бы повлиять на их деятельность [5; 6].
Традиционно в структуре малого предпринимательства Красноярского края наибольшую долю занимают предприятия оптовой и розничной торговли (29-30 %). Для изучения практики стратегического планирования для примера рассмотрено малое предприятие ООО «Ермак К», имеющее сеть фирменных магазинов в Красноярском крае, г. Красноярске. Предприятие занимается оптовой и розничной продажей канцелярских товаров. ООО «Ермак К» основано в 2000 г. В настоящее время предприятие является самым крупным поставщиком бумажно-беловой продукции и канцелярских товаров в сибирском регионе. У предприятия свыше 3500 клиентов в виде организаций и индивидуальных предпринимателей (АО «КрАЗ», Министерство финансов Красноярского края, ГУВД Красноярского края, ОАО «Красноярскэнерго-сбыт» и др.).
В процессе анализа деятельности ООО «Ермак К» было выявлено, что компания достаточно давно использует различные инструменты стратегического планирования, что позволило ей в условиях конкуренции и кризиса создать целую сеть канцелярских магазинов, и данный бизнес постоянно расширяется.
Динамика количества малых предприятий (без микропредприятий) в России и Красноярском крае, ед.
Показатель 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.
Количество предприятий в России 242 676 243 069 234 537 235 579 242 661 172 836
Количество предприятий в Красноярском крае 4 186 4 179 3 564 4 671 4 501 3 560
Из методов, которые были представлены выше, данная компания использует метод SWOT-анализа, т. е. определяются слабые и сильные стороны деятельности, а также благоприятные возможности и угрозы, оцениваются данные ситуации по отношению к стратегически важным конкурентам. На основе чего разрабатывается стратегия компании.
Еще одним методом, который ООО «Ермак К» применяет при стратегическом планировании, является конкурентный анализ. Данный анализ необходим для изучения рынка и основных конкурентов. Конкурентный анализ включает в себя несколько этапов, таких, как оценка сил конкуренции, оценка перспективы развития бизнеса, оценка главных конкурентов в отрасли и определение движущих сил развития отрасли. ООО «Ермак К» изучает перспективы развития своего бизнеса. В 2000 году в г. Красноярске данный бизнес не был развит и были открыты несколько отдельных магазинов канцелярии. Компания ООО «Ермак К», изучив перспективы развития и конкурентов, смогла занять лидирующую позицию на рынке и стать крупнейшим продавцом в г. Красноярске и за его пределами. На сегодняшний день компания имеет развитую сеть канцелярских магазинов, большой объем товарооборота и значительное количество клиентов.
Заключительным методом стратегического планирования в компании используется анализ ресурсов. Компания определяет свои сильные стороны, уровень ресурсов и окупаемость, после открытия каждого магазина, оценивая запасы и возможности конкурентов.
Использование данных методов стратегического планирования помогли компании составить грамотный бизнес-план, выйти на новый уровень, заполучить большую долю рынка и объем продаж и, как следствие, хороший финансовый результат в виде чистой прибыли. Были построены два крупных оптовых склада, открыты филиалы по городу. Это подтверждает, что стратегический план компании, на долгосрочную перспективу, оказался эффективным [2].
К основным трудностям при стратегическом планировании, с которыми сталкиваются малые предприятия чаще всего, является отсутствие постоянно действующих групп специалистов, имеющих свободный доступ к разным информационным источникам [15].
Аналитическая работа отделов должна быть систематической и ее деятельностью должны пользоваться как государственные организации, так и предприятия всех видов. Стратегическое планирование на предприятии можно использовать не только для личных целей предприятия, но и объединив информационные ресурсы разных компаний (аналитические прогнозы и отчеты), разрабатывать стратегию социально-экономического развития региона в целом [16].
Стратегическое планирование на малых предприятиях представляет собой очень важный аспект их деятельности. Причиной этому является то, что у ма-
лых предприятий недостаточное количество финансовых средств, которые можно использовать в случае неэффективной деятельности. На примере успешно развивающейся компании ООО «Ермак К», можно проследить, что предприятие грамотно разработало стратегический план с момента своего образования и придерживается его в текущей деятельности.
Таким образом, можно сделать вывод, что при стратегическом планировании принимаются решения о том, как расширить деятельность в области малого предпринимательства, создать новые сферы бизнеса, стимулировать процесс удовлетворения нужд потребителей, какую продукцию выпускать, на каких рынках лучше действовать, с какими партнерами вести бизнес, в какую отрасль перейти и т. д.
Основная цель стратегического планирования состоит в создании потенциала для выживания малого предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней среды, порождающей неопределенность будущего. Разрабатывая стратегию своего развития, организация обеспечивает себе конкурентные преимущества на рынке и, тем самым, выживание в условиях жесткой конкурентной борьбы. Стратегические решения всегда составляют важную часть многих управленческих решений, которые касаются деятельности предприятия, но только в том случае, когда задачи четко сформулированы и согласовываются между собой.
Библиографические ссылки
1. Гайдук В. И. Методы и инструменты стратегического планирования // Политематический сетевой электрон. науч. журн. Кубанск. гос. аграр. ун-та. 2014. № 103. С. 1-18.
2. Ермак [Электронный ресурс]. URL: http:// www.ermak-k.ru (дата обращения: 15.03.2017).
3. Ерыгина Л. В., Латышенко Г. И. Планирование на предприятии машиностроения : учеб. пособие ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2004. 236 с.
4. Журавлев В. А. Проблемы планирования на предприятиях в условиях кризиса рыночной экономики // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2012. № 1. С. 78-90.
5. Козлова А. А. Стратегическое планирование деятельности фирмы в системе антикризисного управления предприятием // Вестник Оренбург. гос. ун-та. 2012. № 13. С. 120-135.
6. Кореняко Е. А., Колмаков Е. В., Пахомова Е. С. Система бизнес-планирования на предприятии как основа для выработки оптимальных управленческих решений // Социально-экономические явления и процессы. 2012. № 8. С. 85-90.
7. Колыванова С. Росстат зафиксировал сокращение малых предприятий на 70 тысяч [Электронный ресурс] // Известия. URL: http://izvestia.ru/ news/636167 (дата обращения: 15.03.2017).
8. Кузьмицкая А. А. Организация системы планирования на предприятии // Вестник Брянск. гос. сельскохоз. акад. 2014. № 5. С. 8-13.
9. Латышенко Г. И., Самохвалова С. М. Планирование на предприятии в машиностроении : учеб. пособие ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск,
2011. 212 с.
10. Латышенко Г. И., Сафронов М. В. Оценка динамики развития малого предпринимательства в Красноярском крае // Вестник СибГАУ. 2010. Вып. 4 (30). С. 186-189.
11. Латышенко Г. И. Предпосылки осуществления и развития стратегического управления на наукоемких предприятиях // Вестник СибГАУ.
2012. Вып. 3 (43). С. 178-183.
12. Магданов П. В. Современная парадигма стратегического планирования // ARS ADMINI-STRANDI. 2014. № 1. С. 5-16.
13. Мискевич Е. В. Применение SWOT-анализа в процессе стратегического планирования на предприятии (на материалах ОАО «Ивацевичдрев») // Вестник Междунар. ин-та экономики и права. 2013. № 3. С. 50-55.
14. Природа и сущность внутрифирменного планирования предприятия в современных условиях / А. И. Бородин, А. В. Ковалева, А. Н. Сорочайкин и др. // Основы экономики, управления и права.
2013. № 6. С. 95-104.
15. Тихоновская М. Е. Характеристика процесса планирования на предприятии сферы услуг // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 8. С. 108-113.
16. Ушакова О. А. Развитие стратегического планирования в мировой и российской практике // Вестник Оренбург. гос. ун-та. 2014. № 6. С. 239-243.
17. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www. gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statisti cs/enterprise/reform/# (дата обращения: 15.03.2017).
18. Чепурко Г. В., Пятковская А. Н. Планирование трудовых ресурсов на предприятии // KANT. 2013. № 1. С. 52-54.
19. Щесняк К. Е., Быстряков А. Я. Стратегическое планирование на предприятии в период финансово-экономического кризиса // Проблемы современной экономики. 2012. № 1. С. 36-40.
References
1. Gaiduk V. I. Methods and tools of strategic planning // Polytematic network electronic scientific journal of Kuban State Agrarian University. 2014. No. 103. Рр. 1-18.
2. Ermak [Electronic resource]. URL: http://www. ermak-k.ru (accessed: 15.03.2017).
3. Erygina L. V., Latyshenko G. I. Planning at the machine-building enterprise : Textbook. Allowance ; Sib. State. Aerospace. Un-t. Krasnoyarsk, 2004. 236 p.
4. Zhuravlev V. A. Problems of Planning at Enterprises in Conditions of Crisis of Market Economy // Interexpo Geo-Sibiri. 2012. No. 1. Рр. 78-90.
5. Kozlova A. A. Strategic planning of the firm's activity in the system of anti-crisis management of the
enterprise // Bulletin of the Orenburg State University. 2012. No. 13. Рр. 120-135.
6. Korenyako E. A., Kolmakov E. V., Pakhomo-va E. S. The system of business planning at the enterprise as a basis for developing optimal management decisions // Socio-economic phenomena and processes. 2012. No. 8. Рр. 85-90.
7. Kolyvanova S. Rosstat recorded the reduction of small enterprises by 70 thousand [Electronic resource] // Izvestia. URL: http://izvestia.ru/news/636167 (accessed: 15.03.2017).
8. Kuzmitskaya A. A. Organization of the planning system at the enterprise // Bulletin of the Bryansk State Agricultural Academy. 2014. No. 5. Рр. 8-13.
9. Latyshenko G. I., Samokhvalova S. M. Planning at the enterprise in mechanical engineering : Textbook. allowance ; Sib. State. Aerospace. Un-t. Krasnoyarsk, 2011. 212 p.
10. Latyshenko G. I., Safronov M. V. An estimation of dynamics of development of small business in the Krasnoyarsk Territory // Vestnik SibGAU. 2010. Issue 4 (30). Рр. 186-189.
11. Latyshenko G. I. Prerequisites for the implementation and development of strategic management in science-intensive enterprises // Vestnik SibGAU. 2012. Issue. 3 (43). Рр. 178-183.
12. Magdanov P. V. The modern paradigm of strategic planning // ARS ADMINISTRANDI. 2014. No. 1. Рр. 5-16.
13. Miskevich E. V. Application of SWOT-analysis in the process of strategic planning at the enterprise (on the materials of OJSC Ivatsevichdrev) // Vestnik of the International Institute of Economics and Law. 2013. No. 3. Рр. 50-55.
14. Nature and essence of company's internal planning in modern conditions / A. I. Borodin, A. V. Kovaleva, A. N. Sorochaykin etc. // Fundamentals of Economics, Management and Law. 2013. No. 6. Рр. 95-104.
15. Tikhonovskaya M. Ye. Characterization of the planning process in the service enterprise // Socioeconomic Phenomena and Processes, 2013. No. 8. Рр.108-113.
16. Ushakova O. A. Development of Strategic Planning in World and Russian Practice // Bulletin of the Orenburg State University. 2014. No. 6. Рр. 239-243.
17. Federal Service of State Statistics [Electronic resource]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/en/statistics/enterprise/reform/# (accessed: 15.03.2017).
18. Chepurko G. V., Pyatkovskaya A. N. Labor force planning at the enterprise // KANT. 2013. No. 1. Рр. 52-54.
19. Shsesnyak K. Ye., Bystryakov A. Ya. Strategic Planning at the Enterprise in the Period of the Financial and Economic Crisis // Problems of the Modern Economy. 2012. No. 1. Рр. 36-40.
© Латышенко Г. И., Гальчина Д. Д., Губанова М. А., 2017