Научная статья на тему 'Роль литературы и театра в восстановлении нарушенного речевого общения в процессе логопсихотерапии'

Роль литературы и театра в восстановлении нарушенного речевого общения в процессе логопсихотерапии Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
слово / речь / личность / общение / заикание / динамическая психотерапевтическая диагностика / библиотерапия / арттерапия / семейная групповая логопсихотерапия / word / speech / personality / communication / stuttering / dynamic psychotherapeutic diagnostics / bibliotherapy / art therapy / family group logopsychotherapy

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Наталия Львовна Карпова

Актуальность. Возможности использования художественной литературы и методов арттерапии для повышения эффективности терапии речевых нарушений. Цель. Показать особенности применения библиотерапии и сценического искусства в восстановлении нарушенного речевого общения у заикающихся на примере семейной групповой логопсихотерапии. Методы. Теоретический анализ источников по теме; анализ, сравнение, обобщение проведенных исследований в логопсихотерапии; динамическая психотерапевтическая диагностика Ю.Б. Некрасовой; библиотерапия; арттерапия; семейная групповая логопсихотерапия. Результаты. Проведен сравнительный анализ подходов к определениям библиотерапии и драматерапии в отечественных и зарубежных исследованиях. Рассматриваются формы обращения к произведениям художественной литературы и искусству театра в процессе социореабилитации личности с заиканием. Показана роль сценической речи в нормализации механизма речи и специфика применения методов библиотерапии и арттерапии в семейной групповой логопсихотерапии — системе восстановления нарушенного речевого общения у заикающихся детей, подростков и взрослых при активном участии их родителей и родственников. Проанализированы формы применения библиотерапии (индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая) на разных этапах логопсихотерапии. Показано применение театральных приемов в активной групповой логопсихотерапии. Выводы. Методы библиотерапии и арттерапии применительно к терапии любого психического нарушения адаптируется в целях решения конкретной проблемы. В семейной групповой логопсихотерапии при обращении к библиотерапии и приемам театрального искусства внимание направлено на слово в тексте и речевое общение действующих лиц с целью достижения заикающимися свободы смены психических состояний в разных ситуациях речевой коммуникации. Методы библиотерапии и арттерапии способствуют организации интрагенного поведения всех участников логопсихотерапии для достижения результата в речи и общении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Literature and theatre in speech rehabilitation through logopsychotherapy

Background. Fiction and art therapy methods are applied to increase the effectiveness of therapy for speech disorders. Objective. The article aims to show the use of bibliotherapy and performing arts in the restoration of impaired speech communication in stuttering on the example of family group speech therapy. Methods. Theoretical analysis of sources on the topic; analysis, comparison, generalization of research conducted in logopsychotherapy; dynamic psychotherapeutic diagnostics of Yu.B. Nekrasova; bibliotherapy; art therapy; family group logopsychotherapy. Results. A comparative analysis of approaches to the definitions of bibliotherapy and drama therapy in Russian and foreign studies is carried out. The forms of appeal to works of fiction and the art of theater in the process of social rehabilitation for a person with a stutter are considered. The role of stage speech in the normalization of speech mechanism and the specifics of methods of bibliotherapy and art therapy in family group logopsychotherapy are demonstrated. Logopsychotherapy is a system applied to restore impaired speech communication in stuttering children, adolescents and adults with the active participation of their parents and relatives. The forms of application of bibliotherapy (individual, individualgroup, group) at different stages of logopsychotherapy are analyzed. The use of theatrical techniques in active group speech therapy is shown. Conclusion. Methods of bibliotherapy and art therapy in relation to the therapy of any mental disorder are adapted in order to solve a specific problem. In family group logopsychotherapy, when referring to bibliotherapy and theatrical art techniques, attention is directed to the word in the text and spoken communication of actors in order to achieve the freedom of stuttering to change mental states in different situations of spoken communication. Methods of bibliotherapy and art therapy contribute to the organization of intragenic behavior of all participants in logopsychotherapy to achieve results in speech and communication.

Текст научной работы на тему «Роль литературы и театра в восстановлении нарушенного речевого общения в процессе логопсихотерапии»

ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ

Научная статья УДК 159.9.072

https://doi.org/10.11621/npj.2023.0319

Роль литературы и театра в восстановлении нарушенного речевого общения в процессе логопсихотерапии

Н.Л. Карпова

Психологический институт Российской академии образования, Москва, Российская Федерация

Резюме

Актуальность. Возможности использования художественной литературы и методов арттерапии для повышения эффективности терапии речевых нарушений.

Цель. Показать особенности применения библиотерапии и сценического искусства в восстановлении нарушенного речевого общения у заикающихся на примере семейной групповой логопсихотерапии. Методы. Теоретический анализ источников по теме; анализ, сравнение, обобщение проведенных исследований в логопсихотерапии; динамическая психотерапевтическая диагностика Ю.Б. Некрасовой; библиотерапия; артте-рапия; семейная групповая логопсихотерапия.

Результаты. Проведен сравнительный анализ подходов к определениям библиотерапии и драматерапии в отечественных и зарубежных исследованиях. Рассматриваются формы обращения к произведениям художественной литературы и искусству театра в процессе социореабилитации личности с заиканием. Показана роль сценической речи в нормализации механизма речи и специфика применения методов библиотерапии и арттерапии в семейной групповой логопсихотерапии — системе восстановления нарушенного речевого общения у заикающихся детей, подростков и взрослых при активном участии их родителей и родственников. Проанализированы формы применения библиотерапии (индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая) на разных этапах логопсихотерапии. Показано применение театральных приемов в активной групповой логопсихотерапии. Выводы. Методы библиотерапии и арттерапии применительно к терапии любого психического нарушения адаптируется в целях решения конкретной проблемы. В семейной групповой логопсихотерапии при обращении к библиотерапии и приемам театрального искусства внимание направлено на слово в тексте и речевое общение действующих лиц с целью достижения заикающимися свободы смены психических состояний в разных ситуациях речевой коммуникации. Методы библиотерапии и арттерапии способствуют организации интрагенного поведения всех участников логопсихотерапии для достижения результата в речи и общении. Ключевые слова: слово, речь, личность, общение, заикание, динамическая психотерапевтическая диагностика, библиотерапия, арттерапия, семейная групповая логопсихотерапия.

Для цитирования: Карпова Н.Л. Роль литературы и театра в восстановлении нарушенного речевого общения в процессе логопсихотерапии // Национальный психологический журнал. 2023. Т. 18, № 3 (51), С. 191-200. Ы:^:// doi.org/10.11621/npj.2023.0319

© Карпова Н.Л., 2023

шш

HEALTH PSYCHOLOGY

Scientific Article

https://doi.org/10.11621/npj.2023.0319

Literature and theatre in speech rehabilitation through logopsychotherapy

Nataliya L. Karpova

Psychological Institute of the Russian Academy of Education, Moscow, Russian Federation

Abstract

Background. Fiction and art therapy methods are applied to increase the effectiveness of therapy for speech disorders. Objective. The article aims to show the use of bibliotherapy and performing arts in the restoration of impaired speech communication in stuttering on the example of family group speech therapy.

Methods. Theoretical analysis of sources on the topic; analysis, comparison, generalization of research conducted in logo-psychotherapy; dynamic psychotherapeutic diagnostics of Yu.B. Nekrasova; bibliotherapy; art therapy; family group logo-psychotherapy.

Results. A comparative analysis of approaches to the definitions of bibliotherapy and drama therapy in Russian and foreign studies is carried out. The forms of appeal to works of fiction and the art of theater in the process of social rehabilitation for a person with a stutter are considered. The role of stage speech in the normalization of speech mechanism and the specifics of methods of bibliotherapy and art therapy in family group logopsychotherapy are demonstrated. Logopsycho-therapy is a system applied to restore impaired speech communication in stuttering children, adolescents and adults with the active participation of their parents and relatives. The forms of application of bibliotherapy (individual, individual-group, group) at different stages of logopsychotherapy are analyzed. The use of theatrical techniques in active group speech therapy is shown.

Conclusion. Methods of bibliotherapy and art therapy in relation to the therapy of any mental disorder are adapted in order to solve a specific problem. In family group logopsychotherapy, when referring to bibliotherapy and theatrical art techniques, attention is directed to the word in the text and spoken communication of actors in order to achieve the freedom of stuttering to change mental states in different situations of spoken communication. Methods of bibliotherapy and art therapy contribute to the organization of intragenic behavior of all participants in logopsychotherapy to achieve results in speech and communication.

Keywords: word, speech, personality, communication, stuttering, dynamic psychotherapeutic diagnostics, bibliotherapy, art therapy, family group logopsychotherapy.

For citation: Karpova, N.L. (2023). Literature and theatre in speech rehabilitation through logopsychotherapy. National psychological journal, 18, 3 (51), 191-200. https://doi.org/10.11621/npj.2023.0319

Введение

Роль произведений искусства в эмоциональном воздействии на человека и врачевании душевных болезней известна давно. Все виды искусств тесно взаимосвязаны, зависят друг от друга, но, по утверждению Д.С. Лихачева, «в основе каждого из искусств, в самых его «глубинных глубинах» лежат слово и связь слов» (Лихачев, 2017, с. 151). Слово — основная единица речи и мышления, и развитие человека во многом зависит от понимания и восприятия обращенной к нему речи, от умения понять чужую и выразить свою мысль, от того, насколько хорошо он владеет речью.

Проблема речи особо обостряется у заикающихся детей, подростков и взрослых, затрудняя общение с родными и близкими, сверстниками и незнакомыми людьми, препятствуя обучению в школе, получению высшего образования и трудоустройству. По разным данным, заиканием страдает 1-2,5% населения, и вопросы дефекта речи затрагивают область не только логопедии, но и педагогики, психологии, медицины, социальной практики.

В ХХ веке для решения психологических проблем активно стали развиваться разные виды арттерапии, в частности, библиотерапия — использование литературных произведений в терапевтических целях и

© Karpova N.L., 2023

психодрама — обращение к многогранному искусству театра. Оба этих вида арттерапии в основе своей имеют слово.

определения библиотерапии и драматерапии

Лечение «душевных» заболеваний с помощью художественного слова использовали врачи в России и странах Европы уже в начале XIX века. В середине XX века в Европе и Америке были созданы объединения и ассоциации библиоспециалистов. Анализ истории, теории и практики библиотерапии в России, Польше и США показал, что этот вид терапии применяется в индивидуальной и групповой форме к различным категориям населения в норме и при психических нарушениях. Была выявлена специфика понимания и применения данного метода в каждой стране (Карпова, Голицкая, Чернянин и др., 2018).

Так, например, в России библиотерапию определяют по В.Н. Мясищеву как «сложное сочетание книговедения, психологии и психотерапии» (Карвасар-ский, 1985, с. 127) и отмечают преимущества метода: разнообразие и богатство средств воздействия, сила впечатления, длительность, повторяемость, интимность и др.; дается описание жанров литературы с анализом их значимости для лечебного процесса. В начале XXI века появилось много публикаций; «Библиопсихология и библиотерапия» (2005) и «Биб-лиопсихология. Библиопедагогика. Библиотерапия» (2014) — пример междисциплинарного подхода к многогранному феномену чтения.

В Польше библиотерапия понимается как дисциплина на стыке литературоведения, специальной педагогики, психологии, медицины и библиотечного дела. Предметом библиотерапии является лечение средствами литературы, поскольку термин «терапия» определяет его основное функциональное значение. Подчеркивается психологическое воздействие определенного текста на субъекта в «треугольнике» отношений: Врач — Больной — Болезнь, где на вершине треугольника — фигура врача, а библиотерапия, как союзник пациента, укрепляет его позиции в борьбе с болезнью, используя специфическое лекарство — литературу (Сгегшашп, Сгегшашп, 2012).

Библиотерапия в США возникла из библиотечной науки как рекомендация литературы для чтения в рамках проблемных ситуаций (индивидуальных, семейных и социальных), а позже была расширена до интерактивной библиотерапии, где акцентировалось взаимодействие литературы, участников и фасилита-тора. В последнее десятилетие возросло внимание к библиотерапии как методу, терапевтической технике и образовательному инструменту для педагогов, врачей и социальных работников в целях развития личности, профилактики и лечения. Библиотерапия включена в рамки более широкой сферы поэтической терапии, называемой также библио/поэтической терапией, где используются понятия «библиоконсуль-

тирование», «терапевтическое чтение», «литературо-терапия» (Магга, 2017).

Синтетическое искусство театра, объединяя в себе все основные виды искусства, воздействует на эмоции человека через различные сценические приемы. В психотерапии используются театральные условности и также выделяются различные теории и направления: психодрама как вид групповой психотерапии, различные виды драматерапии. Анализ современных подходов в ассоциациях драматерапии США, Британии и Чехии показывает, что в США драматерапию определяют как «целенаправленное использование драматических/театральных методов для достижения терапевтической цели ослабления симптоматических проявлений, духовной и физической интеграции и личностного развития»; иное определение у Британской ассоциации: «Драматерапия помогает понять и смягчить социальные и психологические проблемы, психические заболевания и ограничения; она является инструментом упрощенного символического самовыражения, благодаря которому личность познает себя посредством творчества, охватывающего вербальный и невербальный компоненты коммуникации» (цит. по: Попова, 2022, с. 298). Чешские артте-рапевты называют драматерапию «лечебно-воспитательной дисциплиной», «в которой преобладают групповые мероприятия, использующие театральные и драматические средства в групповой динамике для ослабления симптоматических проявлений, смягчения последствий психических расстройств и социальных проблем, а также повышения уровня социального развития и интеграции личности» (там же).

Как видим, здесь речь идет и о «целенаправленном использовании драматических/театральных методов», и об «инструменте упрощенного символического самовыражения личности» посредством творчества, и о «лечебно-воспитательной дисциплине», но конечная цель у всех определяется как «смягчение последствий психических расстройств и социальных проблем» и «достижение... духовной и физической интеграции и личностного развития» (там же).

Не углубляясь в исследование особенностей разных подходов к литературе и искусству театра в многообразии теорий и направлений психотерапии, остановимся на специфике обращения к литературе и театральным приемам в коррекции заикания.

Специфика методов арт-терапии в семейной групповой логопсихотерапии

Система семейной групповой логопсихотерапии

Одним из примеров эффективной терапии заикания является методика групповой логопсихотерапии — коррекции заикания для подростков и взрослых, разработанная Ю.Б. Некрасовой (Некрасова, 1968; 1992; 2006). С конца 1980-х годов мы развиваем данную методику в направлении семейной групповой логопсихотерапии для заикающихся детей, подрост-

ков и взрослых с включением в процесс социореаби-литации на всех его этапах родителей и родственников пациентов (Карпова, 1997; 2003).

Заикание понимается в логопсихотерапии, прежде всего, как нарушение речевого общения, а не только как нарушение темпа и плавности речи. Коммуникативную природу заикания отмечали многие специалисты, а более поздние исследования показали, что по мере осознания ребенком своей «инакости» его речевые нарушения усугубляются в ситуации значимого общения — коллективной игре, в контакте с незнакомым или строгим взрослым, в выступлении перед аудиторией, на сцене. Это постепенно сказывается на развитии личности: появляется и закрепляется страх произнесения некоторых слов (логофобия), нарастает чувство стыда и вины за свою речь (скоптофобия). При неблагоприятном окружении это порождает ряд отрицательных качеств: агрессию или, наоборот, замкнутость и пассивность в общении, заниженную или завышенную самооценку, что препятствует хорошим взаимоотношениям, учебе в школе и вузе, сотрудничеству в рабочем коллективе. Исследования последних десятилетий подчеркивают, что в основе заикания лежат не только генетические и психофизиологические факторы, но и нарушения процесса коммуникации, прежде всего, в семье (Глозман, Николаева и др., 2022). Поэтому процесс коррекции заболевания должен быть комплексным, что и происходит в семейной групповой логопсихотерапии (Семейная..., 2011).

Методика Ю.Б. Некрасовой была основана на методе эмоционально-стрессовой психотерапии К.М. Дубровского, который для снятия неврозов обращался к внутреннему потенциалу больного. Также в продолжение идеи Н.И. Жинкина о заикании как нарушении коммуникативной функции речи, приводящей к изменениям личности (Жинкин, 1958), Ю.Б. Некрасова выстроила логопсихотерапевтиче-ский процесс на динамике психических состояний, способствующих речевому и личностному здоровью пациента (Некрасова, 1980; 1992). В начале 1980-х гг. она разработала динамическую психотерапевтическую диагностику с включением библиотерапии, которая стала важным элементом всей системы групповой логопсихотерапии (Некрасова, 1991; 1992; Карпова, Голзицкая, 2021). В семейной групповой ло-гопсихотерапии родители и родственники пациентов также выполняют все библиотерапевтические задания (Карпова, 2006).

Система семейной групповой логопсихотерапии состоит из четырех основных этапов:

I этап — пропедевтический-диагностический: 3-6 месяцев в ходе переписки пациенты и их родственники выполняют задания динамической психотерапевтической диагностики — отвечают на психологические тесты в особой «связке» со специально подобранными литературными произведениями, которые даются для прочтения и письменного отзыва с целью выявления личностных качеств и характерологических особенностей участников;

II этап — сеанс эмоционально-стрессовой психотерапии по К.М. Дубровскому, где за 1-1,5 часа у группы заикающихся (8-12 человек) на сцене перед зрительным залом происходит «снятие заикания»;

III этап — активная семейная групповая логопси-хотерапия: 3-5 недель ежедневных 7-8-часовых занятий речевыми, дыхательными, голосовыми упражнениями с элементами коммуникативного тренинга и арт-терапии (игро-, танцетерапия, психодрама), ло-гопсихотерапевтическими беседами и еженедельными творческими экзаменами;

IVэтап (проходит через 4-5 месяцев) — контрольно-поддерживающий: 2 недели ежедневных 7-8-часовых групповых занятий, повторяющих на более высоком и сложном уровне все основные элементы активного этапа семейной логопсихотерапии, а также кино- и видеотерапия (Карпова, 1997; 2003; Семейная..., 2011).

Библиотерапия в семейной групповой логопсихо-терапии

Библиотерапия в логопсихотерапии представлена в индивидуальной и групповой формах и выполняет на разных этапах лечения различные функции: на I — диагностическую, коммуникативную, прогностическую, моделирующую, терапевтическую функции; на II этапе является основой построения сеанса «снятия заикания»; на III и IV — в ходе активной и поддерживающей логопсихотерапии — помимо индивидуальной принимает групповую форму и используется для подготовки и проведения логопсихотерапевтических бесед с целью формирования и закрепления ситуационной и спонтанной речи.

Отметим особенности использования библиотерапии в логопсихотерапии: 1. В основе традиционного чтения лежит познавательный мотив, а мотивом лечебного чтения изначально является самопознание через осмысление событий и ситуаций, а также сопереживание героям специально подобранных текстов. В логопсихотерапии обращение к художественным текстам подчинено концентрации внимания участников на процессе общения (речевого, в частности), а также на красоте слова и образности речи. 2. В системе семейной групповой логопсихотерапии анализ работ участников — заикающихся и членов их ближайшего окружения — позволяет более глубоко исследовать проблему психологии «лечебного чтения», динамику библиотерапевтического процесса и психических состояний всех участников группы — заикающихся, их родителей и родственников, а также самого логопсихотерапевта. 3. Наш многолетний опыт работы убеждает, что библиотерапия — одна из действенных технологий обучения и приобщения к чтению людей разных возрастов и возрождения традиции семейного чтения.

Искусство театра в семейной групповой логопсихотерапии

В книге «Механизмы речи» Н.И. Жинкин привел пример успешных занятий педагога по технике сцени-

ческой речи с заикающимися по системе К.С. Станиславского. Суть применяемых приемов объяснялась привлечением внимания к действию, что отвлекает от процесса говорения. «Устранение дефекта в процессе занятий приводит к угасанию патологического условного рефлекса на основе положительного подкрепления при слуховом приеме, и речь восстанавливается» (Жинкин, 1958, с. 346). С позиции физиологии эмоций метод К.С. Станиславского рассмотрел и объяснил П.В. Симонов, выделяя значение эмоций в речи актеров при общении на сцене в образах роли (Симонов, 1962).

Применительно к логопсихотерапии интересны работы В.С. Собкина, анализируя рецензии Л.С. Выготского на театральные постановки, он отмечает его внимание к особенностям сценической речи в контексте сценического действия и общения. Подчеркивается, что речь как материал при оценке актерского творчества в рецензиях Л.С. Выготского описывается детально: выделяются различные характеристики речи — интонация, тембр, голосовой диапазон, тон речи, рассматриваются вопросы техники речи и психологии речевого поведения (Соб-кин, 2015; 2020). Все перечисленные элементы речи последовательно обсуждаются и отрабатываются на групповых логопсихотерапевтических занятиях в процессе речедвигательных упражнений и подготовки выступлений.

Отметим также, что Михаил Чехов писал о том, что главная задача актера сознательно «"владеть самим собой как инструментом", подобно тому, как музыкант или живописец знают свои инструменты, которыми овладевают» (Мелик-Пашаев, 2020, с. 27). Для актера это владение голосом, речью, телом и состояниями, чему способствует развитие внимания и воображения. И заикающийся должен научиться «владеть самим собой как инструментом», но не для сцены, а для коммуникации в жизни, поэтому в процессе занятий наряду с использованием дыхательных, голосовых и речевых упражнений мы обращаемся к приемам актерского мастерства.

В городах, где работают наши группы, руководители устанавливают контакты с театрами и участники логопсихотерапии смотрят спектакли, организуются встречи с актерами. С 2003 года мы приходили с каждой группой в Московский театр «Сопричастность» под руководством заслуженного артиста РСФСР, заслуженного деятеля искусств России И.М. Сиренко, и во время встреч с режиссером и актерами говорили не только о своих впечатлениях от увиденного, но обсуждали проблемы речи, преодоления страха перед сценой, волнения перед спектаклем и способах преодоления сложных психических состояний. Здесь выявлялось много сходного: важность ежедневных речевых тренировок (репетиций), умение повторять и заучивать тексты, слушать и слышать партнера и собеседника, необходимость настроя быть творчески интересными друг другу, как на сцене, так и в жизни.

Методы и приемы арт-терапии на этапах логопсихотерапии

I пропедевтический-диагностический этап, основанный на библиотерапии «в связке» со специально подобранными психологическими тестами и опросниками, проходит «дистантно», в форме переписки, без непосредственного участия логопсихотерапевта, и содержит несколько блоков заданий. Уже первое задание — прочитать и письменно проанализировать сказку Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок» вызывает у будущих участников группы удивление: лечение заикания начинается с чтения детской сказки и предлагает в свободном сочинении через литературных героев рассказать о своем состоянии, о том, что особо волнует и радует. Мы не оцениваем присланные отзывы, только призываем каждого писать о прочитанном самостоятельно и откровенно. Затем для прочтения последовательно даются рассказы А. Чехова, И. Тургенева, Р. Брэдбери, романы А. Маршалла и Э. Портер, а также другие произведения. В завершение этапа все кандидаты в группе читают притчу Р. Баха «Чайка по имени Ливингстон».

Так, в течение 3-6 месяцев посредником между пациентом, его родственниками и логопсихотерапев-том выступает литературный текст и его автор. И к завершению подготовительного этапа мы имеем богатый психодиагностический материал о каждом пациенте и его ближайшем окружении. Отметим, что группы семейной логопсихотерапии разновозрастные, — в них включаются заикающиеся от 7 до 45 лет, поэтому для младших школьников диагностический блок адаптирован: в библиотерапевтические задания включены несколько сказок Г.-Х. Андерсена, книга «Волшебник Изумрудного города» Г. Волкова. Но независимо от возраста участников, многие отзывы написаны интересно и содержательно, а некоторые выполнены на хорошем литературном уровне.

Исследования показывают, что, хотя отзывы младших школьников на библиотерапевтические произведения характеризует буквальное восприятие текста, краткость формулировок и синтаксических конструкций, отсутствие последовательности в построении анализа произведения, повторы слов: «мне понравилось» или «мне не нравится», — в то же время в работах детей присутствует достаточная информативность, есть образные сравнения, интересные суждения. Отзывы подростков о прочитанном отличает обостренное внимание к проблемам устройства социума, тема изгоев и лидеров, отношение к инвалидам, понятия морали и ценностей и взаимоотношения между полами. Объем текстов возрастает, встречаются широкие обобщения, в ряде работ проявляются художественные способности авторов, достаточно глубокая рефлексия и вдумчивый анализ произведений. Библиотерапевтические работы многих юношей и взрослых участников характеризуются большим объемом, последовательностью, логично-

стью и аргументированностью отзывов, пониманием целевой направленности предлагаемых текстов, а также глубиной обобщений и откровения. При этом отметим, что, выполнив несколько заданий, заикающиеся начинали отмечать у себя улучшения в речи и поднятие тонуса, а также повышение веры в избавление от недуга. В этом сказывается психотерапевтический эффект разработанной Ю.Б. Некрасовой продолжительной по времени динамической диагностики. Метод библиотерапии здесь используется в индивидуальной форме и помогает развитию и укреплению традиции семейного чтения.

Подготовительный-диагностический этап способствует началу перестройки отношения заикающегося к своей болезни, установки на выздоровление и активному включению в лечение самого больного и его ближайшего окружения. Для логопсихотерапевта полученные отзывы на библиотерапевтические произведения становятся основой выстраивания сеанса «снятия заикания» и последующей работы с группой.

II этап — сеанс «снятия заикания» проходит, как было сказано выше, с группой заикающихся на сцене в присутствии зрительного зала. Активная работа с заикающимися и их родственниками сразу начинается в атмосфере театра и сценического действия. Самое сложное испытание для человека с речевыми нарушениями — говорить перед большим числом зрителей. Врач К.М. Дубровский в середине 1950-х годов разработал сеанс «одномоментного снятия заикания» («директивное внушение наяву») (Психотерапевтическая энциклопедия, 2000, с. 176), чтобы в течение часа показать возможности каждого участника в успешном преодолении страха речи. Ю.Б. Некрасова увеличила силу внушения, используя на сеансе отзывы пациентов на подготовительном диагностическом этапе. Мы продолжаем эту работу, обращаясь и к диагностическим материалам родителей и родственников.

Результат — «снятие заикания» и звучание новой речи в конце сеанса у каждого заикавшегося — достигается посредством вызывания у них определенной динамики состояний, чему способствует и соучастный зрительный зал. Анализ этого процесса Ю.Б. Некрасовой помог провести специалист в области психических состояний Ф.Д. Горбов (Некрасова, 1980). Библиотерапия в ходе сеанса предстает в индивидуально-групповой форме. Во время группового внушения обращение к отзывам участников группы на художественные произведения логопсихотерапевт использует опосредованно, не называя авторов, а на этапе индивидуальных внушений приводит каждому наиболее яркие строки из его отзывов. Именно значимый художественный образ и точно найденное слово, обращенное к тайникам души человека, помогают в эмоционально напряженной обстановке «снять» сложный симптомокомплекс заикания.

Главная цель сеанса в системе логопсихотерапии (в отличие от «одномоментного» сеанса для снятия функционального невроза у К.М. Дубровского) —

мобилизация и укрепление воли заикающегося к здоровью, овладению правильной красивой речью и активное начало группового лечебно-обучающего процесса (Некрасова, 1968, с. 10). С 2000 года также на сцене, в присутствии зрителей, проводятся сеансы для участников логопсихотерапевтических групп в разных городах: Таганрог, Самара, Владивосток, Саратов, Екатеринбург, Ижевск, а в Москве — на сцене театра «Сопричастность» и в Психологическом институте РАО.

III этап — активная семейная групповая лого-психотерапия проводится после 3-дневного молчания участников сеанса. Первое групповое занятие начинается со «снятия молчания», которое также проходит на сцене, но зрительный зал состоит только из родственников и выпускников групп — помощников логопсихотерапевта. Ввод в новый речевой режим происходит в обучающе-игровой форме по подгруппам, на которые распределяются присутствующие под руководством выпускников. И уже через 1,5 часа все участники сдают первый речевой экзамен: каждая подгруппа представляет своих участников и разыгрывает на сцене подготовленный спектакль. В основном это инсценировка детских сказок «Репка», «Теремок», «Колобок» и др. с повторяющимися фразами и репликами для закрепления речи по новым правилам произношения. Выступления проходят весело и поддерживаются всеми зрителями. Так начинается путь к новым речевым победам, и многие участники в ежедневных отчетах пишут, что все больше удовольствия испытывают, выступая перед аудиторией.

Библиотерапия на III этапе логопсихотерапии используется в групповой форме. Многие произведения, с которыми все участники знакомятся на подготовительном этапе, в ходе группового обсуждения анонимно представленных отзывов становятся основой для анализа характерных особенностей участников группы. Такой подход помогает по-новому осмыслить прочитанное литературное произведение, увидев его многогранность в разных отзывах, а также услышать мнение одногруппников о себе в процессе коллективного анализа.

Обращение к поэтическим текстам проходит в ежедневных упражнениях по отработке звуков и постановке голоса, — здесь помогают мелодичные строки К. Бальмонта, А. Фета. Образному восприятию звуков и более глубокому пониманию характеристики тех, кто их олицетворяет, помогает разбор стихотворения Р. Рождественского «Упражнение по фонетике», а работа со стихом Е. Евтушенко «Третий снег» проходит в форме психотерапевтической беседы на тему «Характер и личность». На занятиях проводится инсценирование «Сказки о Золотой рыбке» А.С. Пушкина со сменой исполнителей главных действующих лиц в каждом эпизоде. Здесь проявляется спонтанное сотворчество, отрабатывается быстрота реакции на реплики, умение действовать в ансамбле, поддерживая друг друга. Так, постепенно, у участни-

ков группы снимается страх выступать на сцене, говорить прилюдно, опасение перед экспромтом, а допущенные ошибки и промахи быстро исправляются и вызывают все меньше волнения.

Творческий экзамен в конце 2-й недели занятий — семейный: каждая семья заранее готовится продемонстрировать полученные за неделю знания и умение применять новые речевые правила и приемы. Чаще на сцене представляют инсценировки басен И. Крылова, С. Михалкова, Эзопа, порой разыгрываются и авторские сюжеты. Как правило, выступления проходят с элементами пластики, костюмов, декораций, что вызывает интерес строгих зрителей, поскольку в ходе группового обсуждения итогов оценивается и речь каждого участника, и сценическое воплощение текста.

Итог III этапа — выпускной групповой спектакль. За многие годы разными группами были представлены спектакли по сказкам А. Пушкина, С. Маршака, Л. Филатова, рассказам М. Зощенко, пьесам А. Островского, Д. Фонвизина, Ж. Мольера, а также аранжировки системы логопсихотерапии. Одним из основных художественных произведений в нашей работе является пьеса Б. Шоу «Пигмалион», и многие группы выбирали эту пьесу для выпускного экзамена. Постановки были и строго по авторскому тексту, и в переложении сюжета на методику логопсихотерапии. Так, в одной из групп был сыгран спектакль «ШОУ почти по Шоу, или "Пигмалион-1995"». Участники группы сразу решили, что в каждом действии будут меняться ролями, поэтому было 5 Элиз, 4 Хиггинса, 4 Пикеринга, но спектакль получился целостным и интересным.

IV этап — контрольно-поддерживающая семейная групповая логопсихотерапия. На данном этапе социореабилитации в ходе 2-недельных занятий все элементы предыдущего активного этапа повторяются на более высоком уровне, а также включаются новые виды арттерапии — видео- и кинотерапия.

Отметим здесь, что, если в психодраме выделяются основные элементы — сцена, субъект (протагонист), режиссер, статисты (вспомогательные артисты) и публика, а в драматерапии главные принципы — «здесь и сейчас», «создание безопасной атмосферы», «работа вместе», «возможность контроля и выбора» и «активное участие» (Попова, 2020), то все эти элементы присутствуют в системе логопсихотерапии, где главная цель обращения к театральным и сценическим приемам — управление своей речью и обретение свободы смены психических состояний в сложных коммуникативных ситуациях. Выполнение речевых упражнений с элементами пластики на занятиях, работа парами и в подгруппах, разыгрывание сценок или спектакля со сменой ролей — это постепенное вхождение в новый образ и практика перевоплощения вчерашнего заикавшегося в человека с красивой речью и коммуникативно успешного.

В декабре 1995 года на занятие контрольного этапа пришла известный театральный критик Н.А. Кры-

мова. Посмотрев с группой видеозапись сыгранного на летнем экзамене спектакля «ШОУ почти по Шоу», где все участники в каждом действии обменивались ролями, Наталья Анатольевна высоко оценила игру ребят — естественность поведения на сцене, выразительность, слаженность взаимодействия «на уровне 3 курса ГИТИСа»! В ходе беседы она подробно разбирала с нами приемы логопсихотерапии, общие с техникой подготовки актеров: приемы снятия различных зажимов, напряжения с мышц рук, ног, лица для свободной речи.

Приводила примеры Михаила Чехова в работе актера над речью, голосом, выразительностью движений, подчеркивая необходимость в таких занятиях и для преодоления заикания. Особо Наталья Анатольевна отмечала необходимость развивать внимание и воображение, осмысленное отношение ко всем тренировкам и упражнениям, — только тогда возможно преобразование и духовной, и душевной жизни человека: «Вы что-то из себя делаете другое, и меняете тем самым свой контакт с жизнью». По ее совету в программу логопсихотерапии мы ввели главу «Актер должен уметь говорить» из книги К.С. Станиславского «Моя жизнь в искусстве» (Станиславский, 1938). Прощаясь с группой, Н.А. Крымова сказала: «У вас тоже театр, но особый — здесь драматургия, режиссура и актерство происходят одновременно» (Крымова, 1995). И мы благодарны Мастеру за такое точное определение.

Символично, что в логопсихотерапии задания подготовительного этапа начинаются со сказки Г.-Х. Андерсена, а завершаются притчей Р. Баха. От «Гадкого утенка» до «Чайки по имени Ливинг-стон» — такой путь проходят наши пациенты и в ходе библиотерапии, и в процессе полного курса социореабилитации. На итоговом выпускном экзамене одной из групп была представлена инсценировка притчи Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон». Режиссером выступила участница группы, которая позже описала процесс репетиции и выполнение поставленной задачи «точно и убедительно передать заложенный в произведении смысл и в то же время раскрыть индивидуальность каждого участника посредством использования образов и сюжетных линий» (Дементьева, 2020, с. 350). Добавим, что автор пришла к нам с тяжелой формой заикания, а в итоге обрела красивую речь, успешно защитила кандидатскую диссертацию и уже несколько лет помогает нам в работе с новыми группами.

Выводы

Обращение к литературе и искусству театра в психотерапии помогает снятию эмоционального напряжения, укреплению положительных психических состояний и развитию у участников способности к творчеству, что является одним из критериев психически здоровой личности.

В случае использования методов библиотерапии и арттерапии применительно к терапии любого нарушения каждый из методов адаптируется в целях решения конкретной проблемы или ситуации. В семейной групповой логопсихотерапии в ходе обращения к библиотерапии и приемам театрального искусства основное внимание направлено на слово в тексте и речевое общение действующих лиц с целью достижения заикающимися свободы смены психических состояний в разных ситуациях коммуникации.

Практика логопсихотерапии показывает следующее:

- как и в искусстве театра, достижение хорошего результата в речи и общении возможно только в условиях сотворчества руководителя и всей группы, взаимного интереса и самоотдачи;

- проблема «лечебного перевоспитания» не может быть решена вне деятельности и общения, которые характеризуются поведением интрагенного типа — увлеченностью самим процессом лечения и обучения;

- изменения в речи и поведении наступают у заикающегося тогда, когда появляется принятие себя «нового», что невозможно без расслабления и снятия защит, которыми человек с проблемой пользовался долгие годы. Этому преобразованию помогает группа, которая становится «коллективным психотерапевтом» и поддерживает каждого участника (Карпова, Данина, Шувиков, 2020).

Анализ использования методов библиотерапии и арттерапии в группах семейной логопсихотерапии для заикающихся детей, подростков и взрослых и для заикающихся дошкольников в Москве, Таганроге, Владивостоке, Самаре и Самарской области дан в коллективных монографиях «Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания» (2011), «Библиопсихология и библиотерапия» (2005), «Библиопсихология. Библиопедагогика. Библиотерапия» (2014), «Психология. Литература. Кино. Театр» (2020). Элементы библиотерапии и арттерапии представлены в научно-документальных фильмах «Человек может все» (1986), «Человек может все — 2, или 15 лет спустя...» (2001) и в фильме «Театр и логопсихотерапия», подготовленном к Году театра в России (2019). Использование методов видео- и кинотерапии — еще один большой и важный раздел в нашей работе.

Система семейной групповой логопсихотерапии — пример целенаправленного комплексного использования приемов и методов библиотерапии и различных видов арттерапии для коррекции заикания у детей, подростков и взрослых. Результаты работы в разных городах уже более 100 разновозрастных групп и 60 групп для заикающихся дошкольников подтверждают эффективность данной системы социореаби-литации.

Литература

Библиопсихология. Библиопедагогика. Библиотерапия / Отв. ред. Н.Л. Карпова. Редколл. Н.С. Лейтес, О.Л. Кабачек, И.И. Тихомирова. М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2014.

Библиопсихология и библиотерапия / Под ред. Н.С. Лейтес, Н.Л. Карпова, О.Л. Кабачек. М.: Школьная библиотека, 2005.

Глозман Ж.М., Николаева Е.И., Карпова Н.Л., Добрин А.В. Роль функциональной асимметрии в развитии и динамике когнитивных и речевых расстройств. М.: ПИ РАО, 2022.

Дементьева А.А. Постановка повести-притчи Р. Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» в логопсихотерапевти-ческой группе. Психология. Литература. Театр. Кино. Коллективная монография / Под общ. ред. Н.Л. Карповой. М.: Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА), 2020. С.350-353. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1958.

Карпова Н.Л. Основы личностно-направленной логопсихотерапии. Учебное пособие. М.: Флинта, 1997; 2-е изд., испр. и доп. МПСИ: Флинта, 2003.

Карпова Н.Л. Библиотерапия в семейной логопсихотерапии // Вопросы психологии. 2006. № 4. С. 70-82.

Карпова Н.Л., Голзицкая А.А. Динамическая психотерапевтическая диагностика Ю.Б. Некрасовой (к 90-летию со дня

рождения) // Вопросы психологии. 2021. № 5. С. 139-146.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Карпова Н.Л., Голзицкая A.A., Чернянин В., Хаципиентидис К., Мазза Н. Библиотерапия в России, Польше, США // Вопросы психологии. 2018. № 5. С. 136-144.

Карпова Н.Л., Данина М.М., Шувиков А.И. Театр и логопсихотерапия. Психология. Литература. Театр. Кино. Коллективная монография / Под общ. ред. Н.Л. Карповой. М.: Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА), 2020. С. 44-48.

Крымова Н.А. Стенограмма встречи с группой логопсихотерапии 02.12.1995 / Личный архив Н.Л. Карповой. Лихачев Д.С. Письма о добром. СПб.: Азбука, 2017.

Мелик-Пашаев А.А. Наследие Михаила Чехова и психология творчества. Психология. Литература. Театр. Кино. Коллективная монография / Под общ. ред. Н.Л. Карповой. М.: Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА), 2020. С.26-33.

Некрасова Ю.Б. Лечение творчеством / Под ред. Н.Л. Карповой. М.: Смысл, 2006.

Некрасова Ю.Б. Особенности диагностики при реабилитации людей с нарушением речевого общения // Вопросы психологии. 1991. № 5. С.123-129.

Некрасова Ю.Б. Применение комплексного (логопедического и психотерапевтического) воздействия при устранении заикания у взрослых: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 1968.

Некрасова Ю.Б. Психологические основы процесса социореабилитации заикающихся: автореф. дисс. в форме научного доклада . д-ра психол. наук. М., 1992.

Некрасова Ю.Б. Сеанс психотерапевтического воздействия и некоторые психические состояния заикающихся // Вопросы психологии. 1980. № 5. С. 32-40.

Попова Т. А. Драматерапия и экзистенциальный театр арт-терапевтические направления работы психолога. Психология. Литература. Театр. Кино. Коллективная монография / Под общ. ред. Н.Л. Карповой. М.: Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА), 2020. С.298-305.

Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. 2-е доп. и переработ. изд-е. СПб.: Издательство «Питер», 2000.

Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания / Под ред. Н.Л. Карповой. М.; СПб.: Нестор-История, 2011.

Симонов П.В. Метод Станиславского и физиология эмоций. М.: Изд-во АН СССР, 1962.

Собкин В.С. Комментарии к театральным рецензиям Льва Выготского; Выготский Л.С. Театральные рецензии. М.: Институт социологии образования РАО, 2015.

Собкин В.С. Л.С. Выготский как театральный критик (по материалам рецензий гомельской печати). Психология. Литература. Театр. Кино. Коллективная монография / Под общ. ред. Н.Л. Карповой. М.: Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (РШБА), 2020. С.21-24.

Станиславский К.С. Моя жизнь в искусстве. М.: Художественная литература, 1938. Czernianin, W., Czernianin, H. (2012). Literature and Therapy. Wroclaw: Wyd. Smak Slowa. Mazza, N. (2017). Poetry therapy: Theory and practice (2nd ed.). New York: Routledge.

References

Bibliopsychology and bibliotherapy. (2005). In N.S. Leites, N.L. Karpova, O.L. Kabachek (Eds.). M.: Shkol'naya biblioteka. (In Russ.).

Bibliopsychology. Bibliopedagogics. Bibliotherapy. (2014). In N.L. Karpova (Eds.). M.: Shkol'naya biblioteka. (In Russ.). Czernianin, W., Czernianin, H. (2012). Literature and Therapy. Wroclaw: Wyd. Smak Slowa.

Dementieva, A.A. (2020). Staging of R. Bach's story-parable "The Seagull named Jonathan Livingston" in a logo-psychotherapeutic group. In N.L. Karpova (Eds.), Psychology. Literature. Theater. Movie. Collective monograph (pp. 350-353). M.: Associaciya shkol'nyh bibliotekarej russkogo mira (RShBA). (In Russ.).

Family group logopsychotherapy: a study of stuttering. (2011). In N.L. Karpova (Eds.). M.; Spb.: Nestor-Istoriya. (In Russ.). Glozman, Zh.M., Nikolaeva, E.I., Karpova, N.L., Dobrin, A.V. (2022). The role of functional asymmetry in the development and dynamics of cognitive and speech disorders. M.: PI RAO. (In Russ.).

Karpova, N.L. (2006). Biliotherapy in the Family Group Logopsychotherapy. Voprosy psikhologii (Issues of Psychology), 4, 70-82. (In Russ.).

Karpova, N.L. (1997; 2003). Fundamentals of personality-directed speech therapy. M.: Flinta; MPSI-Flinta. (In Russ.). Karpova, N.L., Danina, M.M., Shuvikov, A.I. (2020). Theater and logopsychotherapy. In N.L. Karpova (Eds.), Psychology. Literature. Theater. Movie. Collective monograph (pp. 44-48). M.: Associaciya shkol'nyh bibliotekarej russkogo mira (RShBA). (In Russ.).

Karpova, N.L., Golzitskaya, A.A. (2021). Dynamic Psychotherapeutic Dagnostics of Y.B. Nekrasova (for the 90th anniversary of her birth). Voprosy psikhologii (Issues of Psychology), 5, 139-146. (In Russ.).

Karpova, N.L., Golzitskaya, A.A., Chernyanin, V., Hatcipientidis, K., Mazza, N. (2018). Bibliotherapy in Russia, Poland, USA. Voprosy psikhologii (Issues of Psychology), 5, 136-144. (In Russ.).

Krymova, N.A. (1995). Transcript of the meeting with the logopsychotherapy group on 02.12.1995. In The personal archive of N.L. Karpova. (In Russ.).

Likhachev, D.S. (2017). Good Letters. SPb.: Azbuka. (In Russ.).

Mazza, N. (2017). Poetry therapy: Theory and practice (2nd ed.). New York: Routledge.

Melik-Pashaev, A.A. (2020). The legacy of Mikhail Chekhov and the psychology of creativity. In N.L. Karpova (Eds.), Psychology. Literature. Theater. Movie. Collective monograph (pp. 26-33). M.: Associaciya shkol'nyh bibliotekarej russkogo mira (RShBA). (In Russ.).

Nekrasova, Yu.B. (1980). A session of psychotherapeutic influence and some mental states of stuttering. Questions of Psychology, 5, 32-40. (In Russ.).

Nekrasova, Yu.B. (1991). Diagnostic features in the rehabilitation of people with speech communication disorders. Voprosy psikhologii (Issues of Psychology), 5, 123-129. (In Russ.).

Nekrasova, Yu.B. (1968). Primenenie kompleksnogo (logopedicheskogo i psikhoterapevticheskogo) vozdejstviya pri ustranenii zaikaniya u vzroslyh: Diss. ... kand. ped. nauk. (The use of complex (logopedic and psychotherapeutic) effects in the elimination of stuttering in adults: dissertation). Ph.D. (Pedagogy). Moscow. (In Russ.).

Nekrasova, Yu.B. (1992). Psihologicheskie osnovy processa socioreabilitacii zaikayushchihsya: Diss. ... d-ra psikhol. nauk. (Psychological foundations of the process of sociorehabilitation of stuttering: dissertation). Ph.D. (Psychology). Moscow. (In Russ.).

Nekrasova, Yu.B. (2006). Treatment with creativity. In N.L. Karpova (Eds.). M.: Smysl. (In Russ.).

Popova, T.A. (2020). Dramatherapy and existential theater — art-therapeutic areas of work of a psychologist. In N.L. Karpova (Eds.), Psychology. Literature. Theater. Movie. Collective monograph (pp. 298-305). M.: Associaciya shkol'nyh bibliotekarej russkogo mira (RShBA). (In Russ.).

Psychotherapeutic Encyclopedia. (2000). In B.D. Karvasarsky (Eds.), (2nd ed.). SPb.: Izdatel'stvo "Piter". (In Russ.). Simonov, P.V. (1962). Method of Stanislavsky and physiology of emotions. M.: Izd-vo AN SSSR. (In Russ.). Sobkin, V.S. (2015). Comments on theater reviews by Lev Vygotsky; Vygotsky L.S. Theatrical reviews. M.: Institut sotsiologii obrazovaniya RAO. (In Russ.).

Sobkin, V.S. (2020). L.S. Vygotsky as a Theater Critic (Based on Reviews of the Gomel Press). In N.L. Karpova (Eds.), Psychology.

Literature. Theater. Movie. Collective monograph (pp. 21-24). M.: Associaciya shkol'nyh bibliotekarej russkogo mira (RShBA). (In Russ.).

Stanislavsky, K.S. (1938). My life in art. M.: Khudozhestvennaya literatura. (In Russ.).

Zhinkin, N.I. (1958). Mechanisms of speech. M.: Izd-vo Akademii pedagogicheskikh nauk. (In Russ.).

Поступила: 07.02.2023 Получена после доработки: 22.05.2023 Принята в печать: 04.06.2023

Received: 07.02.2023 Revised: 22.05.2023 Accepted: 04.06.2023

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR

Наталия Львовна Карпова — доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Психологического института Российской академии образования, nlkarpova@mail.ra1_https://orcid.org/0000-0001-9964-7629

Nataliya L. Karpova — Dr. Sci. (Psychology), Professor, Leading Researcher, Psychological Institute of the Russian Academy of Education, nlkarpova@mail.ru,_https:// orcid.org/0000-0001-9964-7629

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.