Комплексные исследования детства, 2021, т. 3, № 3 Comprehensive Child Studies, 2021, vol. 3, no. 3 _www.kid-journal.ru
'Щ) Check for updates Статьи
УДК 159.9 https://www.doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-3-186-195
Поддерживающий курс онлайн для заикающихся.
Первый опыт
Н. А. Ситникова1, И. В. Янченкош, А. Л. Бальцер1
1 Психологический институт РАО, 125009, Россия, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, стр. 4 2 Центр развития и коррекции речи «Правильная речь», 347910, Россия, г. Таганрог, ул. Инструментальная, д. 11Г
Аннотация. В статье рассматривается проблема восстановления нарушенного речевого общения при заикании посредством системы семейной групповой логопсихотерапии Ю. Б. Некрасовой — Н. Л. Карповой. Заикание понимается как сложное психофизиологическое состояние, проявляющееся в нарушениях темпа, ритма и плавности речи в ситуации значимого общения и имеющее в своей основе сложные нарушения психофизиологии мозговой деятельности. Это дает объяснение комплексной длительной работе по достижению положительных результатов в речевой и личностной сфере, а также по поддержке данных результатов. Представлена специально разработанная система онлайн-курса «Правильная речь» для заикающихся подростков и взрослых с участием членов их семей; такой формат стал актуальным в период всеобщего карантина 2020 года и оказался успешным. Особое внимание уделяется включению в процесс логопсихотерапии всех членов семьи на всех этапах курса. Описываются технологии нормализации темпо-ритмической стороны речи, голосовые и речедвигательные упражнения, обучение онлайн парадоксальной дыхательной гимнастике А. С. и А. Н. Стрельниковых. Дано описание нейрокоррекционных занятий и тематики психотерапевтических бесед. Система онлайн-курса «Правильная речь» представлена организованной в блоки, каждый из которых предусматривает групповые, индивидуальные и контрольно-поддерживающие занятия, а также показательные выступления всех участников с приглашением гостей — выпускников логопсихотерапевтических групп из разных городов на открытые онлайн-встречи. В статье анализируются возможности поддержки речевых успехов и профилактики возможного рецидива. Практико-ориентированный подход сочетается с научным обоснованием принципов, методологии, механизмов системы социореабилитации заикающихся. В основе данной статьи лежат катамнестические материалы выпускников двух онлайн-курсов.
Ключевые слова: заикание, речевое общение, семейная групповая логопсихотерапия, поддерживающий курс, онлайн-школа, профилактика рецидивов.
Сведения об авторах
Наталия Алексеевна Ситникова, РИНЦ AuthorlD: 126614, e-mail: nat.sitnikova@mail.ru
Ирина Владимировна Янченко, ResearcherlD: AAQ-5600-2021, ORCID: 0000-0002-4898-5545, e-mail: yanchenko68@mail.ru Антон Леонидович Бальцер, e-mail: vaxet92.gmail.com
Для цитирования:
Ситникова, Н. А., Янченко, И. В., Бальцер, А. Л.
(2021) Поддерживающий курс онлайн для заикающихся. Первый опыт. Комплексные исследования детства, т. 3, № 3, с. 186-195. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-3-186-195 Получена 2 июня 2021; прошла рецензирование 11 июня 2021; принята 11 июня 2021.
Финансирование: Исследование не имело финансовой поддержки.
Права: © Н. А. Ситникова, И. В. Янченко, А. Л. Бальцер (2021). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.
First experience of delivering online support classes
for stuttering people
N. A. Sitnikova1, I. V. Yanchenko®2, A. L. Baltser1
1 Psychological Institute RAE, Bld. 4, 9 Mokhovaya Str., Moscow 125009, Russia
2 Center "Correct Speech", 11G Instumentalnaya Str., Taganrog 347910, Russiaa
Authors
Natalia A. Sitnikova, RSCI AuthorlD: 126614, e-mail: nat.sitnikova@mail.ru
Irina V. Yanchenko, ResearcherlD: AAQ-5600-2021, ORCID: 0000-0002-4898-5545 e-mail: yanchenko68@mail.ru
Anton L. Baltser, e-mail: vaxet92.gmail.com
For citation:
Sitnikova, N. A., Yanchenko, I. V., Baltser, A. L.
(2021) First experience of delivering online support classes for stuttering people. Comprehensive Child Studies, vol. 3, no. 3, pp. 186-195. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-3-186-195 Received 2 June 2021; reviewed 11 June 2021; accepted 11 June 2021.
Funding: The study was carried out without the financial support. Copyright: © N. A. Sitnikova, I. V. Yanchenko, A. L. Baltser (2021). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.
Abstract. The article focuses on restoring impaired speech communication caused by stuttering by means of family group logopsychotherapy. The family group logopsychotherapy uses the methodology developed by U. B. Nekrasova and N. L. Karpova. Stuttering is understood as a complex psychophysiological condition manifested in the violations of tempo, rhythm and fluency of speech in a situation of meaningful communication and is based on complex psychophysiological disorders of brain activity. This entails comprehensive long-term work to achieve positive results in terms of speech communication and personal life. The article reports on the experience of organizing an online school "Correct Speech" for teenagers and adults. This format became relevant during the 2020 quarantine and turned out to be successful. Special attention is paid to the inclusion of all family members in logopsychotherapy at all the stages of the course. The article describes the techniques used to improve speech tempo and rhythm. It also focuses on online training with paradoxical breathing exercises developed by A. N. Strelnikova and A. S. Strelnikova. The article provides the description of neuro remediation classes and topics of psychotherapeutic conversations. The online course "Correct Speech" has a block-based structure. Each block provides group, individual as well as control and support classes. Besides, each block includes performances of all the course participants for an online audience of guests—graduates of speech therapy groups from different cities. The article analyzes how to support progress in speech therapy and prevent a possible relapse. A practice-oriented approach is combined with evidence-based principles, methodology, and mechanisms of social rehabilitation of stutterers. This article is based on follow-up materials from graduates of two online courses.
Keywords: speech, personality, communication, stuttering, neuro diagnostics, psychological research, family group logopsychotherapy.
Введение
Необходимость в поддержке заикающихся, окончивших в разные годы курс логопсихоте-рапии, оставалась актуальной всегда, поскольку даже у успешных выпускников групп Ю. Б. Некрасовой, автора системы групповой логопсихотерапии для заикающихся подростков и взрослых (Некрасова 1968; 1992; 2006), бывают периоды ухудшения речи и срывы.
Уже более 30 лет данная система коррекции логоневроза развивается в направлении семейной групповой логопсихотерапии (Карпова 2003; 2011) и отличается ото всех других методик кропотливой и тщательной групповой работой с семьями пациентов разного возраста (от 7 до 45 лет), в отличие от занятий только с заикающимися (Карпова 2011). Таким образом, пациенты, получив в руки инструменты для
формирования новой речи без заикания и са-ногенных (оздоравливающих) состояний, не остаются один на один с задачей для ее самостоятельного решения, а имеют поддержку от членов своей семьи, которая во многих случаях почти в полном составе проходит все этапы курса и создает то самое силовое поле, в котором и будет продолжаться работа над новой речью.
Но даже при таком подходе организации курса семейной групповой логопсихотерапии понятно, что речевое и личностное развитие человека не заканчивается на этапе завершения лечебно-обучающего курса. И пациент в дальнейшем сталкивается с новыми реальными речевыми и психологическими трудностями, что иногда провоцирует рецидивы и «откаты» в речи в сторону заикания. Только те участники групп, которые смогли новые речевые проблемы и ситуации перевести в творческую задачу
и решали их при поддержке родственников и других «бывших» заикавшихся, смогли добиться устойчивого успеха. Но и это требовало большой мотивированной вовлеченности в процесс работы над речью.
Курс семейной групповой логопсихотерапии помимо трех основных этапов — подготовительный-диагностический, сеанс «снятия заикания», активная групповая семейная логопсихо-терапия — имеет четвертый, контрольно-поддерживающий этап, который проходит спустя четыре-пять месяцев после завершения активного группового курса. Он предполагает повторение на новом, более сложном уровне полученных навыков речевого общения, также для участия в нем необходимо глубокое погружение в социореабилитационный процесс и пациента, и членов его семьи, соблюдение «охранного» речевого режима в отрыве от учебы и работы, выполнение множества домашних заданий и тщательного самоанализа каждых своих речевых успехов и эмоциональных состояний. Все эти условия трудно повторно соблюсти заикающимся любого возраста, находящимся в разных городах и странах вдали от центра проведения занятий. Да и уровень речевой и личностной готовности к дальнейшей работе у выпускников, прошедших основной курс, разный.
Подчеркнем, что сами занятия во время основного курса семейной групповой логопсихотерапии не только ориентированы на формирование правильной «незаикливой» речи, но и дают каждому алгоритмы эффективного речевого общения, навыки рефлексии и самоанализа. А по окончанию курса бывший пациент, в идеальном сценарии, пролонгирует и закрепляет полученные знания и навыки, формирует устойчивость успешных речевых ситуаций в общении самостоятельно.
Время тотального карантина 2020 года высветило возможность для «бывших» пациентов встретиться в онлайн-формате, поделиться своими проблемами и успехами, вновь обретенными вопросами и попробовать провести вместе несколько занятий. Начинание оказалось успешным.
Эти встречи привели нас к возможности создать и реализовать полноценный поддерживающий групповой онлайн-курс для заикающихся, которые уже проходили обучающий курс в системе семейной групповой логопсихотерапии, но хотели бы поддержать свое речевое и психическое состояние, закрепить успехи в речевом общении.
Разработчиками и ведущими курса стали И. В. Янченко, ученица Н. Л. Карповой, кандидат психологических наук — руководитель центра «Правильная речь» в городе Таганроге (Янченко 2006a, 2006b; 2011; 2013; 2017), Н. А. Ситникова (Москва) — выпускница группы логопсихотерапии Ю. Б. Некрасовой 1986 года (Ситникова 2006; 2018) и А. Бальцер (Москва) — выпускник группы семейной логопсихотерапии Н. Л. Карповой 2012 года. Научным консультантом данной работы стала доктор психологических наук, профессор Н. Л. Карпова, чей большой научный багаж и опыт формирования разновозрастных групп семейной логопсихотерапии в разных городах (Москва, Таганрог, Самара, Владивосток, Саратов) помог преодолеть многие сомнения у организаторов и создать в группах индивидуальный подход и атмосферу интереса у каждого участника — и заикающегося, и членов его семьи.
За год работы (с июня 2020 по апрель 2021) проведены уже 2 полных курса по 2 модуля (каждый модуль длился 1 месяц). В обоих курсах участвовали 13 семей заикающихся пациентов. Вся работа велась именно с семьей, родственники участников-заикающихся наравне с ними выполняли все задания, работали и над собственной речью, вели речевые дневники, отмечали у себя динамику в речевом поведении и изменения психических состояний. Эти материалы использованы в данной статье.
Организация онлайн-курса «Правильная речь»
Современные технические возможности позволили быстро и качественно создать обучающий логопсихотерапевтический курс, куда вошли занятия парадоксальной дыхательной гимнастикой А. С. и А. Н. Стрельниковых (Щетинин 2004) для развития голоса, речевые упражнения, задания на артикуляцию и дикцию, ней-рокоррекционный блок, психотерапевтические беседы на важные и значимые темы не только для заикающихся, но и для всех желающих говорить грамотно и красиво.
Все общение и обмен домашними заданиями проводились в мессенджере. Такой способ показал отличную эффективность в быстром обмене информацией и в получении обратной связи. Три раза в неделю пациенты получали блок записанных уроков и заданий по каждому из направлений. Самостоятельное выполнение заданий активизировало новое восприятие материала на основе предыдущего речевого опыта. Контроль выполнения проводился в чате, куда участники курса выкладывали аудио-
и видеозаписи выполненных упражнений и получали обратную связь.
Руководителями онлайн-курса были подготовлены видеозаписи для занятий: распевки, дикция и артикуляция, рече-двигательные упражнения, нейрокоррекционные задания. Был разработан и блок аудиозаданий, который включал размышления на заданные темы, анализ своих успехов, вопросы к сокурсникам и руководителям, комментарии к занятиям. Все задания выкладывались для участников в специально организованный чат.
Также в общую программу онлайн-курса был добавлен мини-курс «Английский с использованием правил речи», в котором разбирались уже знакомые из курса логопсихотерапии речевые «запасы прочности», но в другом языковом формате, под другим углом зрения. Перенос основных правил методики логопсихотерапии с русского на иностранный язык способствовал расширению задачи речевого общения, заставлял говорящего по-другому думать, менял стиль произношения на другом языке. Мы заметили, что каждый участник курса ищет закономерности и, используя опорные точки в произношении, учится говорить на всех языках по общим правилам комфортного произнесения слов, упреждающего возможность заикания, что вырабатывает привычку свободной речи всегда и везде.
Там же, в чате, участники получали рекомендации от ведущих курса, комментарии от сокурсников, задавали друг другу вопросы и размышляли. Постоянно действующий открытый для всех участников онлайн-курса чат развивал ответственность, повышал дисциплину и развивал интерес.
Анализ своих состояний и динамики курсанты отмечали в дневниках, которые писали ежедневно на электронную почту курса «Правильная речь».
Кроме «заочных» занятий проводились очные онлайн-встречи на платформе Zoom. Ежедневно — гимнастика Стрельниковых, три-четыре раза в неделю психотерапевтические беседы и «разбор полетов» — текущих вопросов и возникающих проблем. Психотерапевтические беседы сопровождались активным спонтанным обсуждением темы с соблюдением речевых правил.
Помимо речевых занятий участникам понравилось задание «Спонтанный очный или телефонный разговор с доброжелательным собеседником» на предложенную руководителями тему с применением речевых правил. Данная система занятий отличала онлайн-курс от основного курса семейной групповой логопсихо-
терапии, где пациенты находятся в «охранном» режиме и практически оторваны от коллег по работе, одноклассников и однокурсников, традиционных компаний и друзей. Этого требует глубокое погружение в методику.
Руководители курса специально стимулировали неподготовленные разговоры «вне группы» для формирования у участников внутреннего контроля за соблюдением речевых правил и рефлексии собственных состояний и состояний собеседника.
«Перенос упражнения в жизнь», то есть не только использование правил в курсе при выполнении задания, но и отработка речевых навыков новой речи в естественной среде общения участника группы — это ключевой, на наш взгляд, фактор для успешной речи.
Если участник хорошо справляется с речевыми и голосовыми заданиями на индивидуальном или групповом занятии, а за пределами кабинета специалиста или вне курса говорит «по-старому», то лечебный результат стремится к нулю и эффект будет кратковременным и неустойчивым.
Каждому необходимо помнить, что речь важна не сама по себе, а в процессе общения. Поэтому отрабатываем ее на обучающем курсе сначала в условиях специально организованного общения (друг с другом), а за пределами курса важно уметь постоянно упражняться и в спонтанном общении. Об этом говорили и сами участники онлайн-курса: «То, что занятия в онлайн курсе проходили без отрыва от работы, очень способствовало внедрению упражнений в разговоры. После каждого урока я тренировал свою речь на коллегах, смотрел на их реакцию, отмечал свои успехи» (И. Г., 30 лет).
Речь не является функцией, требующей специальной подготовки и дополнительного инструментария. Например, для занятия музыкой необходимы специальные условия: музыкальный инструмент, ноты, время для занятий. И напротив, для отработки навыка новой «незаикливой» речи не нужно ничего, кроме собеседника. Важно научиться в этот момент «включать» самоконтроль.
Поддерживающий онлайн-курс организован так, что речевые упражнения сначала контролируются в чате, а потом отрабатываются в разговорах в семье, с друзьями, со случайными собеседниками. Для облегчения таких разговоров пациент в каждом уроке получает тему. Так он может подготовиться и сформулировать свою позицию, быть готовым выслушать мнение собеседника, отследить использование правил и свое состояние в этот момент. Участник тем
Табл. 1. Пример плана урока онлайн-курса «Правильная речь»
Раздел курса Тема занятия Задание/ форма выполнения
Блок двигательных упражнений Гимнастика Стрельниковых Онлайн-занятие по ссылке Zoom.
Блок голосовых упражнений Распевки. Видеоурок 6 Делать самостоятельно.
Упражнения на дикцию Артикуляционная гимнастика. Видеоурок 6 Делать самостоятельно.
Речевой блок «Преодоление монотонности в речи. Интонация» Просмотреть видеозапись урока. Прочитать текст урока. Выполнить задания: 1) читать «Цифровые стихи»; 2) выучить стих В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»; 3) выложить в чат видеозапись чтения стихов с интонацией.
Нейрокоррекционный блок Упражнения на баланс. Видеоурок 6 Выполнять задания в уроке 6. Делать упражнение на баланс «Дерево» ежедневно по 1 минуте.
Упражнения на медитацию Видеозапись медитации «Птица в воздухе» Слушать в спокойном месте. Наблюдать за дыханием. Повторять фразы за ведущим вслух.
Спонтанный разговор Телефонный разговор с доброжелательным собеседником, с сокурсником. Тема: «Я собираю свои речевые "бусы". Какие уроки и открытия в речи для меня стали важны?» Записать в дневник впечатления от разговора, наблюдения за своей речью. Поблагодарить в чате собеседника, отметив, за что конкретно.
Психотерапевтическая беседа (общая встреча в ZOOM) Тема: «Самопрезентация: что, как и когда рассказывать о себе» Подготовка: выписать в тетрадь свои сильные стороны (не менее 5) и указать зоны развития (не менее 3).
Аналитический блок Речевой дневник В дневнике отметить динамику своей речи и изменения в состояниях. Включить размышления на тему: «Какие свои речевые "бусы" я собираю. Что я возьму с собой для дальнейших занятий».
Н. A. Ситникова, M. B. HuneuKO, A. A. BaAbu,ep
Table 1. An example of the online course "Correct Speech"
Activity Topic Task
Physical exercises Strelnikov gymnastics Online Zoom lesson.
Voice exercises Warm up. Video lesson 6 Watch the video and do the exercises.
Articulation and delivery Articulation gymnastics. Video lesson 6 Watch the video and do the exercises.
Speaking Lesson "Overcoming monotony in speech. Intonation" Watch the video of the lesson. Read the text of the lesson. Complete the tasks: 1) read "Digital Poems"; 2) learn the verse by V. Mayakovsky "A good attitude to horses"; 3) post a video of you reading poetry with intonation in the chat.
Neuro remediation Balance exercises. Video lesson 6 Complete the tasks after the lesson. Do a balance exercise "Tree" daily for 1 minute.
Meditation Meditation video "Bird in the air" Listen to the meditation in a calm place. Watch your breath. Repeat the presenter's phrases aloud in the.
Spontaneous conversation Telephone conversation with a friendly interlocutor or a fellow student. Topic: "I am collecting my 'speech beads. What lessons and discoveries in speech have become important to me?" Write down your impressions of the conversation and the observations that you made about your speech in a diary. Thank the interlocutor in the chat, say what you are grateful for.
Psychotherapeutic conversation (general Zoom meeting) Topic: "Self-presentation: What, how and when to tell about yourself" Preparation: write down your strengths in a notebook (at least 5) and indicate development zones (at least 3)
Analytical part Speech diary Note the dynamics of your speech and changes in the states in your speech diary. Include reflections on the topic: "The 'speech beads' I am collecting and the things I will take with me for my next lessons".
самым учится самоконтролю и рефлексии, потому что следующим заданием в уроке стоит: «Наговорить в чат свои впечатления от разговора с собеседником, психические состояния, речевые достижения и зоны роста».
Удовольствие от собственной речи — это то состояние, которое начинают испытывать курсанты и их родственники в ходе курса и после него. Путь внедрения новой речи — Отрицание-Принятие-Опыт-Удовольствие — характерен для всех участников процесса. Вот как отмечают свои впечатления и они, и их родители: «В онлайн курсе было много нового. Особенно мне понравились телефонные звонки и разговоры на заданные интересные темы. Я стал чувствовать удовольствие от разговоров» (Д. М., 9 лет). «Учителя жалуются, что сын стал много разговаривать, а раньше молчал. Сделали запись в дневнике — "болтает на уроках". Я, конечно, ругаю его, но в душе радуюсь — слава Богу, болтает» (мама Д. М.). «Я теперь говорю медленнее и мне неприятно слышать слишком быструю речь других. Избавилась от сорных слов» (мама 9-летнего А. П.).
Цикл психотерапевтических бесед мотивировал пациентов на внутреннюю работу со своими состояниями, рефлексию на успехе, снижение тревожности, укрепление речевой уверенности. Для этого участникам курса предлагались алгоритмы безопасного ведения трудных разговоров, техники принятия важных решений, поддержания внутренней мотивации, создания и удерживания ресурсного состояния.
Эти «новые» алгоритмы и техники тут же разбирались каждым пациентом в своих конкретных ситуациях (трудный разговор с мужем о перераспределении участия в домашних обязанностях, принятие решения о постройке дома и обсуждение этого шага в семье и т. д.). «Я после наших психотерапевтических бесед поняла, что хочу профессионально развиваться в другой области. Для этого поступила на курсы, стала учиться. На своих профессиональных курсах я задаю вопросы, не боюсь больше проявлять речевую активность» (О. К., 28 лет).
Другая участница, 35-летняя В. И., стала строить загородный дом, на что долго не могла решиться. И еще по роду работы стала выступать на конференциях, оттачивая навыки спикера, без излишнего волнения. Свои успехи она также связывает с участием в онлайн-курсе «Правильная речь». Участница Ю. П., 48 лет, использовала техники и алгоритмы психотерапевтических бесед для помощи в выборе профессии своей дочери. Сама же вызвалась подготовить напутствие для родителей выпуск-
ников и выступить на выпускном вечере в школе, что тоже говорит о приобретении уверенности и закреплении речевого успеха.
Психотерапевтические беседы особо «откликнулись» у взрослых пациентов и их родственников. Они способствовали появлению нового взгляда на речевые и коммуникативные проблемы, а также помогали корректировке негативных психических состояний. «Психотерапия оказалась большим подарком. Не ожидала такой работы над собой и, главное, таких открытий в себе. Я буду продолжать работу над собой, пока не почувствую насыщение. Сейчас у меня ощущение, что есть что-то еще значимое и полезное, которое мне нужно усвоить» (О. К., 28 лет).
После курса у участников появляется более оптимистичный взгляд на повседневность и на свои речевые и личностные возможности. Возникает интерес создавать и вживаться в новые образы с успешной уверенной речью. Это подтверждают метафоричные описания своих состояний в речевых дневниках: «Я стал думать о будущем оптимистично, ставя приятные планы. Интересны темы для обсуждения с друзьями и сокурсниками, хотя ранее не было даже мысли их и обсуждать. Я чувствую, что можно уменьшить непонимание с окружающими и с самим собой» (И. Г., 30 лет).
Динамику состояний и речевые успехи курсанты отслеживали в реальных, сложных для них ситуациях на работе или в учебе. Онлайн-формат позволил не только замечать эти ситуации, но и делиться с сокурсниками и получать обратную связь:
♦ «Мое состояние во время беседы по правилам уверенное и спокойное, я испытываю удовольствие от такой речи» (Т. Л., 34 года).
♦ «За время курса я более осознанно начала воспринимать свою речь. Я начала управлять ею, нахожусь в состоянии речевого успеха. Хочется больше говорить. Каждый день звоню и разговариваю, радуюсь, что речь ровная. Закрепляю положительный опыт» (О. К., 28 лет).
♦ «Регулярные упражнения дают эффект. Интерес появился, есть удовлетворение. Речь пошла свободно и сразу изменилось состояние — радость, воодушевление. Захотелось и стихи читать, и общаться с сыном. Речь как творчество и самовыражение. Хотелось запомнить это состояние, была благодарность в душе и ощущение чуда, которым хочется делиться» (В. И., 35 лет).
Заключение
Видя в заикании модель системного нарушения общения, в процессе реабилитации участников групп мы прослеживаем, как последовательно осуществляется и поддерживается восстановление полноценного речевого общения и глубокая перестройка личности на всех четырех этапах семейной групповой логопсихотера-пии: подготовительном, сеансе эмоционально-стрессовой терапии, активном, контрольно-поддерживающем. Онлайн-курс «Правильная речь» введен в данную систему впервые. По принципам, механизмам, содержанию его можно с уверенностью назвать пятым этапом логопсихотерапии, или вторым контрольно-поддерживающим, отсроченным во времени.
Словами про «чудо, которым хочется делиться», мы закончим эту статью, поскольку для ведущих данного курса такая динамика и воодушевление пациентов, которые ранее проходили основные этапы семейной групповой логопси-хотерапии, но пришли поддержать себя уже на новом витке своего речевого и личностного развития, стали мощным стимулом продолжать начатую работу.
Ограничения исследования
Ограничения исследования связаны с небольшим объемом выборки и невозможностью контролировать половозрастной состав участников онлайн-групп семейной логопсихотерапии.
Конфликт интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Соответствие принципам этики
Авторы сообщают, что при проведении исследования соблюдены этические принципы, предусмотренные для исследований с участием людей. Информированное согласие было получено для всех вовлеченных в исследование лиц.
Вклад авторов
Авторы приняли равное участие в планировании и проведении исследования и согласовали итоговую версию статьи.
Литература
Карпова, Н. Л. (2003) Основыличностно-направленнойлогопсихотерапии. 2-е изд., испр. и доп. М.: МПСИ; Флинта, 200 с.
Карпова, Н. Л. (ред.). (2011) Семейная групповаялогопсихотерапия: исследование заикания. СПб.: Нестор-История, 328 с.
Некрасова, Ю. Б. (1968) Применение комплексного (логопедического и психотерапевтического) воздействия при устранении заикания у взрослых. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата педагогических наук. М., МГПИ, 18 с.
Некрасова, Ю. Б. (1992) Психологические основы процесса социореабилитации заикающихся: Автореферат диссертации на соискание степени доктора психологических наук в форме научного доклада. М., ПИ РАО, 45 с.
Некрасова, Ю. Б. (2006) Лечение творчеством. М.: Смысл, 223 с.
Ситникова, Н. А. (2006) Этапы личностной социореабилитации. В кн.: С. Н. Шаховская, В. И. Селиверстов, Н. Л. Карпова (ред.). Психологические, логопедические и психотерапевтические аспекты восстановления нарушенного речевого общения при заикании: Материалы научно-практической конференции памяти Ю. Б. Некрасовой. М.; Самара: Изд-во «НТЦ», с. 99-104.
Ситникова, Н. А. (2018) Книги «исцеляют»: проверено на себе. В кн.: Библиотерапия: экология души. Практический опыт психологов образования и библиотекарей. Таганрог: б. и., с. 156-162.
Щетинин, М. (2004) Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой. М.: Метафора, 368 с.
Янченко, И. В. (2006a) Логопсихотерапевтический диалог, или Мои встречи с методикой. В кн.: С. Н. Шаховская, В. И. Селиверстов, Н. Л. Карпова (ред.). Психологические, логопедические и психотерапевтические аспекты восстановления нарушенного речевого общения при заикании: Материалы научно-практической конференции памяти Ю. Б. Некрасовой. М.; Самара: Изд-во «НТЦ», с. 120-125.
Янченко, И. В. (2006b) Формирование диалогического общения в логопсихотерапевтическом процессе (на примере разновозрастных групп семейной логопсихотерапии). Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук. Ростов-на-Дону, Северо-Кавказский научный центр высшей школы, 207 с.
Янченко, И. В. (2011) Публичное выступление при заикании: проблема и метод. В кн.: Н. Л. Карпова, В. И. Селиверстов, А. А. Голзицкая, Т. А. Дмитриева (ред.). Речь в общении: психологические, психолингвистические, дефектологические и психотерапевтические аспекты: Электронный сборник материалов II научно-практической конференции (с международным участием). М.: УРАО «Психологический институт», с. 90-91.
Янченко, И. В. (2013) Творчество и сотворчество в системе семейной групповой логопсихотерапии. В кн.: Творческая личность: технологии и методики ее развития. Международная научно-практическая конференция. Оренбург, 23-24 апреля 2013 г.: в 2 т. Т. 1. Оренбург: Изд-во ОГПУ, с. 666-675.
Янченко, И. В. (2017) Библиотерапия: возрастной аспект. В кн.: PrzeglçdBiblioterapeutyczny. T. VII, nr 2. Wroclaw: Wydawnictwo eBooki.com.pl, с. 83-88.
References
Karpova, N. L. (2003) Osnovy lichnostno-napravlennoj logopsikhoterapii [Fundamentals of personally-oriented logopsychotherapy]. 2nd ed., correct. and compl. Moscow: Moscow Psychology and Sociology Institute Publ.; Flinta Publ., 200 p. (In Russian)
Karpova, N. L. (ed.). (2011) Semejnaya gruppovaya logopsikhoterapiya: issledovanie zaikaniya [Family group speech therapy: A study of stuttering]. Saint Petersburg: Nestor-Istoriya Publ., 328 p. (In Russian)
Nekrasova, Yu. B. (1968) Primenenie kompleksnogo (logopedicheskogo i psikhoterapevticheskogo) vozdejstviya pri ustranenii zaikaniya u vzroslykh [The use of complex (speech therapy and psychotherapeutic) effects in the elimination of stuttering in adults]. Extended abstract of the PhD dissertation (Pedagogy). Moscow, Moscow City Teachers' Training Institute, 18 p. (In Russian)
Nekrasova, Yu. B. (1992) Psikhologicheskie osnovy protsessa sotsioreabilitatsii zaikayushchikhsya [Psychological foundations of the process of socio-rehabilitation of stuttering]. Extended abstract of the PhD dissertation (Psychology). Moscow, Psychological Institute of the Russian Academy of Education Publ., 45 p. (In Russian)
Nekrasova, Yu. B. (2006) Lechenie tvorchestvom [Treatment by creativity]. Moscow: Smysl Publ., 223 p. (In Russian)
Sitnikova, N. A. (2006) Etapy lichnostnoj sotsioreabilitatsii [The stages of personal socio-rehabilitation]. In: S. N. Shakhovskaya, V. I. Seliverstov, N. L. Karpova (eds.). Psikhologicheskie, logopedicheskie i psikhoterapevticheskie aspekty vosstanovleniya narushennogo rechevogo obshcheniya pri zaikanii: Materialy nauchno-prakticheskoj konferentsii pamyati Yu. B. Nekrasovoj [Psychological, logopedic and psychotherapeutic aspects of restoring impaired speech communication during stuttering: Proceedings of the scientific and practical conference in memory of Yu. B. Nekrasova]. Moscow; Samara: NTTs Publ., pp. 99-104. (In Russian)
Sitnikova, N. A. (2018) "Knigi istselyayut": provereno na sebe [Books heal: Self-tested]. In: Biblioterapiya: ekologiya dushi. Prakticheskij opyt psikhologov obrazovaniya i bibliotekarej [Bibliotherapy: The ecology of the soul. Practical experience of educational psychologists and librarians]. Taganrog: s. n., pp. 156-162. (In Russian)
Shchetinin, М. (2004) Dykhatel'naya gimnastika A. N. Strel'nikovoj [A. N. Strelnikova's breathing gymnastics]. Moscow: Metafora Publ., 368 p. (In Russian)
Yanchenko, I. V. (2006a) Formirovanie dialogicheskogo obsheniya v logopsikhoterapevticheskom protsesse (na primere raznovozrastnykh grupp semejnoj logopsikhoterapii) [Formation of dialogical communication in the logopsychotherapeutic process (on the example of groups of different ages of family logopsychotherapy)]. PhD dissertation (Psychology). Rostov-on-Don, North Caucasus Research Center of Higher Education, 207 p. (In Russian)
Yanchenko, I. V. (2006b) Logopsikhoterapevticheskij dialog, ili Moi vstrechi s metodikoj [Logopsychotherapeutic dialogue, or My meetings with the technique]. In: S. N. Shakhovskaya, V. I. Seliverstov, N. L. Karpova (eds.). Psikhologicheskie, logopedicheskie i psikhoterapevticheskie aspekty vosstanovleniya narushennogo rechevogo obshcheniya pri zaikanii: Materialy nauchno-prakticheskoj konferentsii pamyati Yu. B. Nekrasovoj [Psychological, logopedic and psychotherapeutic aspects of restoring impaired speech communication during stuttering: Proceedings of the scientific-practical conference in memory of Yu. B. Nekrasova]. Moscow; Samara: NTTs Publ., pp. 120-125. (In Russian)
Yanchenko, I. V. (2011) Publichnoe vystuplenie pri zaikanii: problema i metod [Public speaking for stuttering: Problem and method]. In: N. L. Karpova, V. I. Seliverstov, A. A. Golzickaya, T. A. Dmitrieva (eds.). Rech' v obshchenii: psikhologicheskie, psikholingvisticheskie, defektologicheskie i psikhoterapevticheskie aspekty: Elektronnyj sbornik materialov II nauchno-prakticheskoj konferentsii (s mezhdunarodnym uchastiem) [Speech in communication: Psychological, psycholinguistic, defectological and psychotherapeutic aspects: Electronic collection of proceedings of the II Scientific and practical conference (with international participation)]. Moscow: Psychological Institute of the Russian Academy of Education, pp. 90-91. (In Russian)
H. A. CumuuKOBa, M. B. HuneuKO, A. A. BaAbu,ep
Yanchenko, I. V. (2013) Tvorchestvo i sotvorchestvo v sisteme semejnoy gruppovoj logopsikhoterapii [Creativity and co-creation in the system of family group speech therapy]. In: Tvorcheskaya lichnost': tekhnologii i metodiki ee razvitiya. Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya [Creative personality: Technologies and methods of its development. International scientific and practical conference. Orenburg, 23-24 April 2013]: In 2 vols. Vol. 1. Orenburg: Orenburg State Pedagogical University Publ., pp. 666-675. (In Russian)
Yanchenko, I. V. (2017) Biblioterapiya: vozrastnoj aspect [Bibliotherapy: Age aspect]. In: Przeglq,d Biblioterapeutyczny [Bibliotherapy review]. Vol. VII, no. 2. Wroclaw: Publishing House eBooki.com.pl, pp. 83-88. (In Russian)