Научная статья на тему 'КОМПЛЕКС ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ГРУППАХ СЕМЕЙНОЙ ЛОГОПСИХОТЕРАПИИ'

КОМПЛЕКС ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ГРУППАХ СЕМЕЙНОЙ ЛОГОПСИХОТЕРАПИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
123
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНАЯ ГРУППА / ЗАИКАНИЕ / СЕМЕЙНАЯ ГРУППОВАЯ ЛОГОПСИХОТЕРАПИЯ / РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ / ОБЩАЯ И РЕЧЕВАЯ САМООЦЕНКА / РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кругликова Анна Юрьевна

В статье представлены результаты комплекса исследований, осуществленных на базе группы дошкольников и посвященных вопросам изучения речевого общения, общей и речевой самооценки у детей с заиканием, родительского отношения к детям в целях выявления позитивных эффектов системы семейной групповой логопсихотерапии как средства преодоления заикания. Данные исследования являются продолжением тех, что были проведены в период адаптации системы к дошкольному возрасту. Рассмотрены особенности реализации модифицированного варианта семейной групповой логопсихотерапии в условиях группы детского сада. Доказана эффективность дошкольной системы на основе выявления положительной динамики речевого общения у детей. Дана характеристика разновозрастной дошкольной группы семейной логопсихотерапии, воспитанники которой выступили в качестве испытуемых. Описаны цели, методы и методики каждого из исследований, проведенных за период 2015-2021 гг., в том числе авторская методика изучения речевой самооценки у дошкольников и младших школьников. Приводятся сравнительные эмпирические данные по уровням речевого общения за последние пять лет, их результаты представлены таблицами и рисунками. Определены условия, содержание и методы, способствующие положительной динамике восстановления речевой коммуникации. Подчеркивается роль родителей в преодолении заикания, формировании самооценки дошкольников и выборе стратегий их отношения к ребенку, которые выступают как ключевой механизм позитивных изменений у детей. По материалам исследований сделаны выводы о практической значимости дошкольной семейной групповой логопсихотерапии для восстановления полноценного речевого общения у дошкольников, коррекции общей и речевой самооценки и оптимизации родительского отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кругликова Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDIES IN SPEECH COMMUNICATION IN PRESCHOOL GROUPS OF FAMILY LOGOPSYCHOTHERAPY

The article presents the results of a set of studies in a group of preschoolers. The studies focused on speech communication, general and speech self-esteem in children with stuttering and the parental attitude to children. The study aimed to identify the positive effects of family group logopsychotherapy as a tool to overcome stuttering. These studies are a follow-up to those carried out when family group logopsychotherapy was adapted for preschoolers. The article discusses the implementation of the modified version of family group logopsychotherapy in a kindergarten group. The children revealed positive dynamics in speech communication which proves the effectiveness of preschool therapy. The article describes the profile of the preschool logotherapy group that united children of different age. It also describes the goals, techniques and methodology of each of the studies conducted over 2015-2021. The methodology included the author’s method of analyzing speech self-assessment in preschoolers and junior school children. Th article presents comparative empirical data related to speech communication over the past fi years in tables and drawings. Th study identifi d the conditions, content and methods that contribute to the positive dynamics in speech communication. The emphasis in overcoming stuttering is on the role of parents and their contribution to the development of self-esteem in preschoolers. The parents’ attitude towards the child acts as a key driver of positive changes in children. The research results showed the practical contribution of preschool family group logopsychotherapy to the complete restoration of speech communication in preschoolers, remediation of general and speech self-esteem and the optimization of parental attitude.

Текст научной работы на тему «КОМПЛЕКС ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ГРУППАХ СЕМЕЙНОЙ ЛОГОПСИХОТЕРАПИИ»

Комплексные исследования детства, 2021, т. 3, № 3 Comprehensive Child Studies, 2021, vol. 3, no. 3 _www.kid-journal.ru

'Щ) Check for updates Статьи

УДК 159.9 https://www.doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-3-230-243

Комплекс исследований по изучению речевого общения в дошкольных группах семейной логопсихотерапии

А. Ю. Кругликова01

1Детский сад «Здоровый ребенок», 347935, Россия, г. Таганрог, ул. Кольцовская, д. 112-1

Аннотация. В статье представлены результаты комплекса исследований, осуществленных на базе группы дошкольников и посвященных вопросам изучения речевого общения, общей и речевой самооценки у детей с заиканием, родительского отношения к детям в целях выявления позитивных эффектов системы семейной групповой логопсихотерапии как средства преодоления заикания. Данные исследования являются продолжением тех, что были проведены в период адаптации системы к дошкольному возрасту. Рассмотрены особенности реализации модифицированного варианта семейной групповой логопсихотерапии в условиях группы детского сада. Доказана эффективность дошкольной системы на основе выявления положительной динамики речевого общения у детей. Дана характеристика разновозрастной дошкольной группы семейной логопсихотерапии, воспитанники которой выступили в качестве испытуемых. Описаны цели, методы и методики каждого из исследований, проведенных за период 2015-2021 гг., в том числе авторская методика изучения речевой самооценки у дошкольников и младших школьников. Приводятся сравнительные эмпирические данные по уровням речевого общения за последние пять лет, их результаты представлены таблицами и рисунками. Определены условия, содержание и методы, способствующие положительной динамике восстановления речевой коммуникации. Подчеркивается роль родителей в преодолении заикания, формировании самооценки дошкольников и выборе стратегий их отношения к ребенку, которые выступают как ключевой механизм позитивных изменений у детей. По материалам исследований сделаны выводы о практической значимости дошкольной семейной групповой логопсихотерапии для восстановления полноценного речевого общения у дошкольников, коррекции общей и речевой самооценки и оптимизации родительского отношения.

Ключевые слова: дошкольная группа, заикание, семейная групповая логопсихотерапия, речевое общение, общая и речевая самооценка, родительское отношение.

Сведения об авторе

Анна Юрьевна Кругликова, SPIN-код: 5608-4168, e-mail: annkru@mail.ru Для цитирования: Кругликова, А. Ю. (2021) Комплекс исследований по изучению речевого общения в дошкольных группах семейной логопсихотерапии. Комплексные исследования детства, т. 3, № 3, с. 230-243.

https://doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-3-230-243

Получена 19 июня 2021; прошла рецензирование 24 июня 2021; принята 24 июня 2021. Финансирование: Исследование не имело финансовой поддержки.

Права: © А. Ю. Кругликова (2021). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.

Studies in speech communication in preschool groups of family logopsychotherapy

A. Yu. Kruglikova™

1 "Healthy Child" Kindergarten, 112-1 Koltsovskaya Str., Taganrog 347935, Russia

Abstract. The article presents the results of a set of studies in a group of preschoolers. The studies focused on speech communication, general and speech self-esteem in children with stuttering and the parental attitude to children. The study aimed to identify the positive effects of family group logopsychotherapy as a tool to overcome stuttering. These studies are a follow-up to those carried out when family group logopsychotherapy was adapted for preschoolers. The article discusses the implementation of the modified version of family group logopsychotherapy in a kindergarten group. The children revealed positive dynamics in speech communication which proves the effectiveness of preschool therapy. The article describes the profile of the preschool logotherapy group that united children of different age. It also describes the goals, techniques and methodology of each of the studies conducted over 2015-2021. The methodology included the author's method of analyzing speech self-assessment in preschoolers and junior school children. The article presents comparative empirical data related to speech communication over the past five years in tables and drawings. The study identified the conditions, content and methods that contribute to the positive dynamics in speech communication. The emphasis in overcoming stuttering is on the role of parents and their contribution to the development of self-esteem in preschoolers. The parents' attitude towards the child acts as a key driver of positive changes in children. The research results showed the practical contribution of preschool family group logopsychotherapy to the complete restoration of speech communication in preschoolers, remediation of general and speech self-esteem and the optimization of parental attitude.

Keywords: preschool group, stuttering, family group logopsychotherapy, speech communication, general and speech self-esteem, parental attitude.

Author

Anna Yu. Kruglikova, SPIN: 5608-4168, e-mail: annkru@mail.ru For citation: Kruglikova, A. Yu. (2021) Studies inspeech communication in preschool groups of family logopsychotherapy. Comprehensive Child Studies, vol. 3, no. 3, pp. 230-243. https://doi.org/10.33910/2687-0223-2021-3-3-230-243

Received 19 June 2021; reviewed 24 June 2021; accepted 24 June 2021. Funding: The study was carried out without the financial support. Copyright: © A. Yu. Kruglikova (2021). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.

Введение

Данная статья раскрывает опыт организации научно-практических исследований на основе реализации модифицированного варианта семейной групповой логопсихотерапии для дошкольников, страдающих заиканием. Возникая в достаточно раннем возрасте, в период становления речи, данное речевое нарушение приводит к искажению процесса коммуникации с окружающими людьми на коммуникативном (обмен информацией), интерактивном (построение общей стратегии взаимодействия) и перцептивном (полноценное восприятие другого человека) уровнях. Вследствие этого у детей наблюдаются ограничение игровой и социальной активности, изменение поведения, а иногда — дисгармоничное развитие личности по невротическому типу. По мере закрепления речевого дефекта и усиления фиксации на нем формируются негативные психические состояния, что составляет риск занижения самооценки и образования устойчивых черт личности:

тревожность, неуверенность, коммуникативная пассивность. С возрастом это приводит к нарушению социальной адаптации. В связи с этим на протяжении многих лет в фокусе исследовательского интереса концентрируются актуальные проблемы развития речевого общения, его динамики под влиянием логопсихотерапии, включая поддержку семьи, а также вопросы личностных и речевых изменений у дошкольников.

Модель семейной групповой логопсихотерапии для дошкольников и первый опыт научных исследований

Первый этап исследований с категорией «дошкольники с заиканием» был описан в коллективной монографии «Семейная групповая ло-гопсихотерапия: исследование заикания» (Карпова 2011). Раскрыты результаты адаптации семейной групповой логопсихотерапии к дошкольному возрасту в условиях коррекционной группы детского сада, описаны ее особенности,

цели, задачи, этапы, модель реализации (Глухо-ва, Кругликова, Янченко 2011).

На пропедевтическом (первом) этапе введена сказкотерапия для детей как аналог библиотерапии для подростков и взрослых. К ней разработан блок диагностических методов изучения дошкольников и их семей. Сеанс снятия заикания (второй этап системы) модифицирован в мотивационно-установочное тематическое занятие с использованием метода ролевой игры, подготовленное на основе выбора ребенком сказочного персонажа для идентификации с соответствующим коммуникативно-речевым образом. Для введения детей и родителей в систему в начале третьего этапа активной семейной логопсихотерапии организуется неделя «погружения». В течение учебного года коррекционно-образовательный процесс реализуется по четырем блокам: «Работа с детьми», «Работа с родителями», «Совместная работа с детьми и родителями», а также «Взаимодействие педагогов детского сада», так как успех работы зависит от их общих усилий в команде единомышленников. В качестве логопсихоло-гического воздействия на личность дошкольника выступают преимущественно игровые методы и технологии, адекватные его возрастным потребностям.

Результаты выявления динамики речевого общения в период адаптации представлены в монографии «Семейная групповая логопси-хотерапия: исследование заикания» (Янченко, Кругликова, Беляева 2011). Описаны используемые методы: метод стандартных речевых проб, метод экспертной оценки речевого общения, метод видеодиагностики. Для целостной обработки эмпирического материала выделены три уровня речевого общения (высокий, средний, низкий), дано их описание с указанием на речевые и личностные характеристики. Полученные в начале исследования результаты показали преобладание в группе дошкольников с низким уровнем речевого общения и незначительное их число со средним уровнем при отсутствии детей с высоким уровнем. После прохождения курса логопсихотерапии зафиксировано наличие детей с высоким и средним уровнем при отсутствии детей с низким уровнем речевого общения. Так подтверждена эффективность адаптированного к дошкольному возрасту варианта семейной групповой логопсихотерапии в условиях детского сада (Янченко и др. 2011).

Материалы проведенных исследований легли в основу учебно-методического пособия «Развитие речевого общения у дошкольников логопедических групп», где на основе анализа

логопсихотерапевтической практики представлена теоретически и методологически обоснованная, систематизированная и четко структурированная модель развития речевого общения у дошкольников с заиканием посредством принципов и методов семейной групповой логопсихотерапии (Кругликова, Янченко 2015).

По этой модели была разработана программа, цель которой — построение системы, направленной на развитие полноценного речевого общения у детей дошкольного возраста с различными речевыми нарушениями и коррекцию трудностей межличностного взаимодействия и становления гармоничной личности. В ней представлены разнообразные формы и методы развития речевого общения: сказкотерапия, игры-беседы с персонажами сказок, комплексы телесно-ориентированной логопсихотерапии, логоритмика, речевой тренинг, игры-драматизации, творческий кукольный спектакль, арт-терапевтические техники. Подчеркивается роль комбинирования и взаимонаправленности методов и приемов, используемых в различных видах функциональных тренировок речи, дыхания и голоса для формирования связной, плавной речи у дошкольников с заиканием (Кругликова, Янченко 2015).

Программа оснащена инструментарием для диагностического изучения дошкольников, включая авторские разработки и контрольно-измерительные материалы. Представлены ло-гопсихотерапевтические технологии, включая технологию развивающего диалога, которые позволяют детям приобретать навыки общения со взрослыми и сверстниками в различных жизненных ситуациях как при активном взаимодействии с педагогами и родителями. Описан разнообразный дидактический материал для коррекционно-развивающего и психотерапевтического воздействия.

В дальнейшем материалы программы вошли отдельным блоком в комплексную программу «Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа "Семейная групповая логопсихотерапия" (написана коллективом авторов), представленную на конкурс психологических программ «Новые технологии для Новой школы» (Карпова, Данина, Яковистенко 2015). Позднее результаты исследований нашли отражение в учебном пособии «Семейная групповая логопсихотерапия», где в одной из глав представлено описание общей модели, содержания и технологий логопсихотерапевтической работы с дошкольниками (Кругликова 2017b).

Исследования последних лет

В продолжение описанных исследований предметом экспериментальной работы в группе выступили:

• анализ особенностей дошкольной группы и ее статистики;

• научное обобщение и конкретизация дошкольной системы семейной групповой логопсихотерапии: этапы, принципы, направления, содержание и методы;

• анализ динамики развития дошкольников в процессе восстановления речевого общения и динамики саморазвития родителей как активных субъектов процесса;

• изучение речевой самооценки и речевого общения;

• создание методических разработок, обеспечивающих динамику в преодолении заикания у детей.

Характеристика дошкольных групп семейной логопсихотерапии

Разновозрастная группа — живая модель социального организма, в котором естественным образом происходит распределение социальных ролей и формирование коммуникации. Такое пространство может стать достаточно благоприятным для развития коммуникативных, речевых и личностных качеств у детей дошкольного возраста при условии, что педагоги группы грамотно организуют свою работу. Это требует неформального подхода, понимания психологических потребностей младших и старших дошкольников, основ психологии общения и дошкольной педагогики.

Группа выступает как социальная общность, объединяющая детей от трех до семи лет, где интегрированы две подсистемы: «подсистема младших дошкольников» и «подсистема старших дошкольников». Она имеет определенные особенности, выявленные в ходе научного наблюдения за ее функционированием, свободным взаимодействием детей, их общением со взрослыми и сверстниками. Анализ данных позволил составить характеристику разновозрастной группы семейной логопсихотерапии, обосновать ее значимость как фактора коррекции речевого общения заикающихся дошкольников, их развития и воспитания (Кругликова 2014b, 723; Кругликова 2017b). К характеристике группы отнесены:

1) гетерогенность по возрасту, полу, психофизическим возможностям, социальному и эмоциональному опыту на фоне

гомогенности по клинико-психологиче-ским особенностям;

2) диспропорция численности девочек по сравнению с мальчиками (1 к 4);

3) подвижность и сменяемость состава в связи с ежегодным выпуском детей в школу;

4) изменчивость социального статуса каждого ребенка в силу подвижности конфигурации подсистем в группе и необходимость адаптации к нему;

5) постоянное обновление социально-психологической атмосферы общения в группе в связи с новым набором;

6) периодическая напряженность межличностных отношений детей в «силовом поле» неустойчивой по составу разновозрастной группы.

По данным на 2019 год за 20 лет выпущено 19 групп. Выпуск детей в школу осуществляется практически ежегодно (от 1 до 5-6 детей) в зависимости от возрастного градиента разновозрастной дошкольной группы. В итоге в процессе семейной групповой логопсихотерапии участвовало более 110 детей (семей), из них 2/3 мальчики; общее число родителей и родственников — 193 человека, преимущественно матери — 102 человека, отцов вполовину меньше. Значительно среди родственников представлены бабушки и дедушки — общим числом 127 человек. В достаточной мере принимают участие старшие братья и сестры — около 30 человек. Полученные данные указывают на то, что дошкольная семейная групповая логопсихотерапия отвечает общим трендам в статистических исследованиях групп семейной логопсихотерапии по стране.

Исследование динамики речевого общения

Данная цель на протяжении многих лет остается актуальной в русле выявления общей динамики преодоления заикания у дошкольников, так как в семейной групповой логопсихотерапии данное нарушение речи рассматривается как нарушение речевого общения в значимых коммуникативных ситуациях. В течение реабилитационного периода у заикающихся дошкольников происходят позитивные изменения в развитии речевого общения, что указывает на эффективность семейной групповой логопси-хотерапии.

Средством получения экспериментальных данных выступила методика, разработанная А. Ю. Кругликовой и И. В. Янченко, выявляющая

уровни речевого общения у детей (Кругликова, Янченко 2014). Анализ полученных результатов представлен в сравнении за пятилетний период рисунком 1. Отметим, что в обработку вошли данные по детям каждого года выпуска, находящимся в группе в течение двух-трех лет.

Рисунок показывает, что по результатам первичной диагностики в течение каждого года обучения число детей с высоким уровнем незначительно — не превышает 20%, со средним — преобладает — 50-70%, с низким — достигает 20-40% от общего числа детей, что зависит от степени выраженности заикания у поступивших в группу детей. По результатам итоговой диагностики число детей с высоким уровнем возрастает до 30-40%, со средним — также остается преобладающим — до 60%, с низким уровнем — снижается до 10-20%. Следует отметить снижение динамики речевого общения в 2019-2020 и 2020-2021 учебных годах, что связано с соблюдением в детском саду правил профилактики новой коронавирусной инфекции. Это исключило организацию мероприятий для родителей, в том числе детско-родительские занятия, семейные праздники, психотерапевтические беседы. Снизился контроль

А

родителей за освоением коммуникативно-речевых навыков у детей.

Качественный анализ динамики речевого общения у дошкольников в процессе восстановления речевого общения (преодоление заикания) указывает на следующие достижения:

1) снятие или уменьшение выраженности заикания;

2) повышение у дошкольников уровня владения разнообразными средствами речевого общения с взрослыми и сверстниками;

3) повышение уровня развития коммуникативно-речевых навыков;

4) перенос сформированных на занятиях коммуникативно-речевых навыков в свободное общение в детском саду и в семье.

Исследование позволило выявить условия положительной динамики речевого общения. К ним отнесены: 1) логопедическая коррекция заикания и речевого недоразвития; 2) формирование коммуникативно-речевых навыков в свободном общении и в различных видах деятельности; 3) психологическая работа по формированию психологических навыков понимания другого как партнера по общению

В

Рис. 1. Распределение группы дошкольников по уровням речевого общения по годам в начале (А)

и в итоге (В) курса семейной логопсихотерапии

Fig. 1. Yearly distribution of the preschool group by speech communication level at the beginning (A)

and as a result (B) of family logopsychotherapy

и организации взаимодействия, коррекция социального статуса ребенка (Кругликова 2015; Кругликова 2017b).

Анализ логопсихотерапевтической практики в группе показывает, что для развития речевого общения у дошкольников используются разнообразные методы работы:

а) методы логопедического воздействия, направленные на коррекцию заикания (дыхательная гимнастика Стрельниковой, голосовые, вокальные и речевые упражнения, логоритмика для снятия запинок, формирования плавной речи, обогащения речевых средств);

б) методы педагогического воздействия, направленные на развитие коммуникативных компетенций (сюжетно-ролевая игра, свободное общение, коллективные виды изобразительной деятельности, развивающие потребность в контакте, обучение коммуникативным стратегиям по ситуации с ориентацией на партнера, его настроение и состояние);

в) методы психологического воздействия (сказкотерапия, арт-терапия, театрализация, психологические игры и упражнения, психогимнастика), направленные на снятие тревожности, неуверенности, демонстративности и коррекцию психологического статуса (Кругликова 2015; Кругликова 2017b).

На основании данных комплексного исследования речевого общения у дошкольников можно утверждать, что система групповой семейной логопсихотерапии является эффективным средством преодоления заикания и развития коммуникативно-речевого взаимодействия.

Исследование общей и речевой самооценки

Актуальность данного исследования состояла в том, что при заикании, согласно исследованиям В. И. Селиверстова, постепенно формируется феномен фиксированности на речевом дефекте. Это создает риск занижения самооценки у детей уже в дошкольном возрасте, когда самооценка только начинает складываться и является обобщенной, слабо дифференцированной и в целом адекватно завышенной. Речевая самооценка является компонентом общей самооценки и, по мнению многих авторов, формируется уже в младшем школьном возрасте. Проблема ее формирования у дошкольников с заиканием остается недостаточно разработанной (Кругликова 2017a).

Цель нашего исследования состояла в изучении общей и речевой самооценки у старших дошкольников с заиканием и выявлении

факторов ее формирования. Основной диагностической методикой исследования выступила «Лесенка» В. Г. Щур, дополненная шкалами из методики С. Я. Рубинштейн: 1) здоровье; 2) ум, способности; 3) характер; 4) внешность; 5) доброта; 6) счастье; 7) послушание, а также мы внесли шкалу 8) качество речи. Бланк самооценки заполнялся с позиции себя, мамы и воспитателя.

По данной методике установлено, что старшие дошкольники способны оценивать себя дифференцированно по разным ее характеристикам. Существуют отличия самооценки детей по разным шкалам. Ниже всего дети оценивают себя по шкале «Здоровье», что возможно, обусловлено представлениями родителей о заикании как о болезни, частыми обследованиями и врачебными осмотрами, а также разговорами взрослых о здоровье ребенка в его присутствии. Тенденция к занижению выявлена по шкале «Счастье». Выше всего дети оценивают себя по шкалам «Ум», «Красота» и «Доброта».

Если сравнить показатели общей и речевой самооценки, выявляется, что более чем у половины от общего числа детей показатели общей и речевой самооценки совпадают: 53,9% детей имеют завышенную речевую самооценку и завышенную общую самооценку. В то же время 15,3% детей имеют заниженную как общую, так и речевую самооценку, 23,1% детей имеют завышенную общую и заниженную речевую самооценку, а 7,7% детей имеют завышенную речевую при заниженной общей самооценке.

Исследование подтвердило, что самооценка у детей формируется под воздействием оценки окружающих людей — родителей и педагогов. Данные показывают, что оценка детей с позиции себя и мамы по большинству шкал в целом близки, но выраженные расхождения отмечаются по шкалам «Здоровье», «Ум» и «Счастье». Причем в среднем дети оценивают себя выше, чем мама, а мама оценивает ребенка выше, чем воспитатель.

Воспитатели оценивают детей более негативно: самооценка детей с их позиции имеет выраженную тенденцию к занижению. С одной стороны, это объясняется тем, что воспитатель, выполняя коррекционные задачи, более критично и требовательно относится к речи дошкольников, способствуя формированию речевых навыков. С другой стороны, жесткая форма оценивания ребенка педагогом может приводить к нивелированию усилий детей, вызывать у них ощущение своей неуспешности в речи. Это приводит к риску формирования заниженной самооценки на пороге школьного обучения.

Данные о расхождении общей и речевой самооценки у детей с разных позиций представлены в таблице 1.

Под влиянием семейной групповой лого-психотерапии в структуре и характере самооценки у дошкольников происходят значимые изменения, что отражено в таблице 2.

Вторая часть исследования имела целью углубленное изучение речевой самооценки. Для этого нами была разработана методика изучения речевой самооценки (МИРС), направленная на выявление особенностей речевой самооценки как способности ребенка оценивать свою речь в целом и по отдельным ее характеристикам (Кругликова 2017а). Каждому ребенку

предлагалось ответить на 11 вопросов-заданий, связанных с речью. Изучение самооценки речи осуществлялось с использованием специального бланка, где дети должны были по инструкции выбрать соответствующий ответу рисунок.

Данная методика включает вопросы, которые позволяют выявить: 1) отношение детей к своей речи (Нравится ли тебе твоя речь? (то, как ты говоришь)); 2) отношение к своей речи со стороны других людей — взрослых (Как ты думаешь, нравится ли другим людям, детям твоя речь? (то, как ты говоришь)); 3) отношение к своей речи со стороны других детей (Подумай и скажи: ты говоришь так, как все другие дети, лучше других детей, хуже других детей?);

Табл. 1 Распределение детей экспериментальной группы по характеру общей и речевой самооценки с разных позиций

Характер самооценки Данные самооценки с разных позиций

Общая самооценка Речевая самооценка

От себя От мамы От воспитателя От себя От мамы От воспитателя

Число детей в % Число детей в %

Адекватно завышенная 84,6 84,6 15,4 76,9 76,9 53,9

Тенденция к занижению 15,4 7,7 76,9 15,4 7,7 30,7

Заниженная 0 7,7 7,7 7,7 15,4 15,4

Self-assessment Assessment from different perspectives

General self-assessment Speech self-assessment

Self-assessment Mother's assessment Teacher's assessment Self-assessment Mother's assessment Teacher's assessment

Number of children, % Number of children, %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Adequately inflated 84.6 84.6 15.4 76.9 76.9 53.9

Tendency to understate 15.4 7.7 76.9 15.4 7.7 30.7

Understated 0 7.7 7.7 7.7 15.4 15.4

Table 1. Distribution of the experimental group of children by the nature of speech self-assessment from different perspectives

Табл. 2 Распределение детей экспериментальной группы по характеру общей и речевой самооценки с разных позиций до и после курса семейной групповой логопсихотерапии

Характер самооценки Данные самооценки с разных позиций

Общая самооценка Речевая самооценка

От себя От мамы От воспитателя От себя От мамы От воспитателя

Число детей в % Число детей в %

До После До После До После До После До После До После

Адекватно завышенная 84,6 84,6 84,6 84,6 15,4 61,6 76,9 76,0 76,9 84,6 53,9 69,3

Тенденция к занижению 15,4 15,4 7,7 15,4 76,9 30,7 15,4 23,1 7,7 7,7 30,7 23,1

Заниженная 0 0 7,7 0 7,7 7,7 7,7 0 15,4 7,7 15,4 7,7

Table 2. Distribution of the experimental group of children by the nature of speech self-assessment from different perspectives before and after the course of family group logopsychotherapy

Self-аssessment Assessment from different perspectives

General self-assessment Speech self-assessment

Self-assessment Mother's assessment Teacher's assessment Self-assessment Mother's assessment Teacher's assessment

Number of children, % Number of children, %

before after before after before after before after before after before after

Adequately inflated 84.6 84.6 84.6 84.6 15.4 61.6 76.9 76.0 76.9 84.6 53.9 69.3

Tendency to understate 15.4 15.4 7.7 15.4 76.9 30.7 15.4 23.1 7.7 7.7 30.7 23.1

Understated 0 0 7.7 0 7.7 7.7 7.7 0 15.4 7.7 15.4 7.7

4) уровень речевых притязаний (Если бы вдруг устроили соревнование по речи, какое место ты бы занял?); 5) способность детей ощущать (осознавать) свои запинки (Много ли в твоей речи запинок (остановок), когда тебе трудно говорить? Если бы все запинки в твоей речи мы собрали в кувшин, какой бы он был: полный, наполовину полный или почти пустой). Методика также дает информацию о том, как дети дифференцируют характеристики, присущие речи: темп, плавность, дыхание, громкость, полногласие.

Для полноты и достоверности данных по речевой самооценке в качестве испытуемых выступили две экспериментальные группы

дошкольников с нормативным (общеразвива-ющая группа) и нарушенным (группа семейной логопсихотерапии) речевым развитием, а также две экспериментальные группы младших школьников (с нормативным и нарушенным речевым развитием). Мы выдвинули гипотезу, что между выборками детей с нормативным и нарушенным речевым развитием, а также между дошкольниками и младшими школьниками существуют различия в речевой самооценке. Это позволит расширить представления об особенностях ее формирования у детей дошкольного и школьного возраста с нарушениями речи и без них.

На основе сравнительного анализа речевой самооценки у дошкольников и младших школьников с нормативным и нарушенным речевым развитием установлено, что способность к осознанию своих речевых трудностей обусловлена наличием психологической составляющей в структуре заикания и уровнем постепенно развивающейся рефлексии.

Для оценки достоверности различий между выборками детей разного возраста, имеющих речевые нарушения и не имеющих таковых, мы использовали критерий ф* — угловое преобразование Фишера (критерий Фишера). Результаты были получены посредством автоматических расчетов с использованием компьютерной программы. Полученные значения ф* эмпирического сопоставлялись с критическими значениями: ф* < 1,64 (р < 0,05) и ф* < 2,31 (р < 0,01). Между разными выборками были выявлены статистически значимые различия, но лишь по небольшому числу параметров. Статистически достоверными оказались следующие из них: «отношение со стороны других сверстников», «темп речи», «громкость» и «полногласие».

На основании проведенного исследования установлено:

• между разными выборками (группами детей разного возраста и группами с нормативным и нарушенным речевым развитием) существуют статистически значимые различия по небольшому числу параметров;

• наиболее достоверными следует признать параметры, касающиеся отношения детей к речи со стороны других людей и сверстников и ощущения трудностей в речи, а также статистической значимостью обладают параметры, отражающие некоторые речевые характеристики (темп речи, плавность, громкость);

• между группами дошкольников и младших школьников с нормативным речевым развитием различий больше, чем между группами дошкольников и младших школьников с нарушенным речевым развитием; это указывает на то, что изменения в самооценке происходят с возрастом;

• способность к адекватной самооценке отчасти обусловлена возникающими нарушениями в развитии, так как, исходя из качественного анализа данных, самооценка у детей с речевыми нарушениями по некоторым параметрам ниже, чем у детей без речевых нарушений.

Полученные результаты частично подтверждают гипотезу, что дети с речевыми нарушени-

ями уже в дошкольном возрасте оценивают свою речь более критично, ведущим фактором при этом является отношение со стороны других людей, в том числе сверстников. Дети с заиканием с возрастом начинают полнее ощущать трудности, связанные с речью, точнее осознавать речевые характеристики. Это указывает на то, что изменения в речевой самооценке происходят на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, но зависят от индивидуальности и близкого окружения. Способность к речевой самооценке обусловлена структурой заикания и феноменом фиксированности на нем, так как речь является важнейшим средством репрезентации.

Полученные с помощью МИРС данные позволяют не только обнаружить уровень речевой самооценки у дошкольников, но и оказать целенаправленное воздействие на их психологическую сферу в логотерапевтическом процессе (Кругликова 2017а).

Исследование роли семьи как фактора эффективности преодоления заикания у дошкольников

Семейно-ориентированный подход — ведущий принцип системы семейной групповой логопсихотерапии, который состоит в активном и непосредственном участии родителей и родственников детей на всех этапах процесса преодоления заикания. Пространством реализации семейно-ориентированного подхода выступает и группа дошкольников, и весь взросло-детский коллектив, включая педагогов и родителей. Роль семьи, ее значимость в коррекционном процессе, детско-родительские отношения являются важным объектом не только направленного воздействия, но и постоянного изучения (Кру-гликова 2015; 2019а; 2019Ь; Кругликова, Крымо-ва 2020).

Цель исследования — изучение влияния родительского отношения на преодоление заикания у дошкольников. Объект исследования — семья как фактор преодоления заикания у детей дошкольного возраста. Предмет исследования — стратегии родительского отношения, их динамика в логопсихотерапевти-ческом процессе. В исследовании участвовало 27 человек, из них 25 матерей из четырех групп семейной логопсихотерапии. Экспериментальные данные по изучению стратегий родительского отношения были получены по тесту-опроснику родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столина. Результаты исследования позволяют выявить динамику родительского

отношения на основе изменения преобладающих стратегий в направлении их продуктивности для преодоления заикания у детей (рис. 2).

По рисунку видно, что в начале исследования в группе родителей значительно преобладают стратегии родительского отношения «Симбиоз», а также «Кооперация» и «Маленький неудачник». Только одна из них — «Кооперация» — расценивается как продуктивная и развивающая,

а две другие являются негативными и непродуктивными, провоцирующими родителей на гиперопеку, а детей — на трудности осознания себя, несамостоятельность. Кроме того, незначительно была выражена стратегия «Принятие».

По окончании исследования преобладающими стратегиями в равной степени стали «Принятие» и «Кооперация», что особенно значимо, так как соотносится с умением родителей

Рис. 2. Динамика родительского отношения по разным шкалам в процессе семейной групповой логопсихотерапии

Fig. 2. Dynamics of parental attitude on different scales during family group logopsychotherapy

принимать детей такими, как они есть, и с умением конструктивно сотрудничать. Родительское отношение по шкале «Симбиоз» утратило преобладающее значение, что означает рост понимания своих детей как более взрослых, не требующих постоянной опеки и способных действовать самостоятельно в различных ситуациях. С другой стороны, это говорит и о том, что у детей появились возможности более ответственно относиться к построению собственной речи.

Качественный анализ положительной динамики родительского отношения к детям позволил установить:

1) рост степени принятия детей родителями, улучшение их понимания как личности;

2) упрочение стратегии поощрения инициативы и самостоятельности, позиции «на равных»;

3) отказ от неконструктивных стратегий «Симбиоз», «Маленький неудачник», снижение тревоги по поводу предоставления детям большей самостоятельности, излишнего социального контроля, а также уменьшение авторитарного отношения к детям;

4) изменение отношения к неудачам ребенка, ориентирование родителей на побуждение ребенка к исправлению собственных ошибок, к проявлениям инициативы и стремления к достижениям.

Отдельному изучению подлежали письменные отклики родителей на художественные произведения, самоотчеты, анкеты, дневники. Критерии анализа текстов описаны нами ранее (Кругликова 2014a). Приведем некоторые выдержки из дневниковых записей родителей:

Уверенность, а самое главное — желание помочь своему ребенку (желание помочь было, естественно, с первых дней появления этой проблемы), но после полученного опыта оно возросло в тысячи раз, появилась четкая картинка, что решение этой задачи, непростой, очень тяжелой, заключается именно в вере в то, что все в наших руках, что все обязательно получится (Б. О., мама Богдана Б. 6-ти лет).

Сегодня на совместном с детьми занятии мы рисовали свою планету. Полина очень любит рисовать, я же рисую, только если надо. Поэтому, когда дочь взяла инициативу в рисовании в свои руки, я обрадовалась. Тут же она распределила, кто что рисует. Мы друг другу не мешали, рисовали молча, наслаждаясь

спокойствием. Начинаю доверять дочери (В. О., мама Полины В. 6-ти лет).

Мне понравилось то, как мы с Романом выступили. Держались уверенно, хотя, конечно, и волновались. Рома большой молодец! Он отлично справился с ролью командующего. Вышел в центр, громким, уверенным голосом просчитал очень много «восьмерок» и, как мне кажется, ему и самому это понравилось. Значит, все наши труды были не напрасны! (С. И., мама Романа С. 5-ти лет).

Все мы за неделю объединились в одну большую семью, подружились, погрузились и даже перевоплотились. Вернулись на мгновение в детство и прочувствовали все на себе. В этой атмосфере мы смогли преодолеть преграды, страх, волнение. Мы играли, рисовали, танцевали, мастерили, показывали сказки. Такого состояния души у меня не было давно, а главное — мы говорили и слышали своих деток. Они смогли переступить через этот порог неполноценности и научились не замечать дефекта своей речи. У кого-то получилось лучше, у кого-то чуть хуже. Но это уже огромный прорыв! (Г. Ю., мама Димы Г. 5-ти лет).

Анализ дневниковых текстов родителей доказывает, что принятие на себя роли полноправного субъекта логопсихотерапевтического процесса, их активное участие и вовлеченность в процесс способствуют позитивным достижениям у детей, преодолению заикания, полноценному речевому и личностному развитию. Обобщая данные анализа подобной психологической продукции, находим подтверждение родительской субъектности, роста их коммуникативной компетентности, развития способности справляться как с проблемами деструктивного детско-родительского общения, так и с проблемами детей в трудных речевых ситуациях (Кругликова 2017c, 201-240; 2019b).

Заключение

Таким образом, проведенный комплекс научно-практических исследований позволяет обнаружить наличие положительной динамики речевого общения, структурные и позиционные сдвиги в формировании общей и речевой самооценки под влиянием значимых лиц, изменения в родительском отношении к детям в направлении овладения более конструктивными и развивающими стратегиями. Все это подтверждает позитивные результаты работы с детьми по системе семейной групповой логопсихотерапии, адаптированной к дошкольному возрасту: восстановление полноценного

речевого общения у дошкольников, гармонизация детско-родительских отношений и личностного становления, обретение ребенком и его родителями уверенности в своих силах.

Материалы комплексных практико-ориен-тированных исследований свидетельствуют о практической значимости и методической ценности дошкольной семейной групповой логопсихотерапии. В результате накоплен значительный психологический и педагогический опыт, который регулярно представляется в научно-практических статьях, программных документах, моделях психолого-педагогического сопровождения детей с заиканием, описании методик и технологий конкретной работы с детьми.

По материалам экспериментальных исследований и анализа логопсихотерапевтической практики с детьми в 2017 году подготовлен и опубликован сборник «Семейная групповая логопсихотерапия для дошкольников: 15 лет спустя» (Кругликова 2017с). Его содержание отражает серьезный уровень научно-методического обобщения опыта сопровождения воспитанников дошкольной группы семейной ло-гопсихотерапии в условиях детского сада. Здесь представлены личный опыт педагогов по изучению теории и практики указанной системы, индивидуальные и коллективные методические разработки: сценарии сеансов снятия заикания и молчания, перспективные планы работы, психологические беседы с детьми и родителями, семейные праздники и пр. Участие педагогов в экспериментальной деятельности создает уникальную педагогическую копилку для новых дошкольных групп семейной логопсихотерапии.

Ограничения исследования

Ограничения исследования связаны с небольшим объемом выборки и нестабильностью количественного и возрастного состава дошкольных групп, а также с отсутствием контрольной выборки для полноценного исследования речевого общения, самооценки, общей динамики личностных и речевых изменений.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии потенциального или явного конфликта интересов.

Соответствие принципам этики

Указанные в статье данные, включая выдержки из текстов испытуемых (родителей), отвечают принципу конфиденциальности. Текст статьи соответствует принципам научно-издательской этики. Авторы сообщают, что при проведении исследования соблюдены этические принципы, предусмотренные для исследований с участием взрослых лиц и детей.

Благодарности

Автор выражает признательность коллегам: А. С. Поляковой, Е. В. Прокопец, Ю. В. Конта-ревой и Ю. В. Крымовой за практическую работу с детьми, а также студентам Таганрогского института имени А. П. Чехова — В. А. Косцовой и Н. Ф. Димитровой, участвующим в сборе эмпирического материала для исследования речевой самооценки.

Литература

Глухова, Н. В., Кругликова, А. Ю., Янченко, И. В. (2011) Адаптация системы семейной групповой логопсихотерапии к дошкольному возрасту. В кн.: Н. Л. Карпова (ред.). Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания. СПб.: Нестор-История, с. 126-134.

Карпова, Н. Л. (ред.). (2011) Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания. СПб.: Нестор-История, 328 с.

Карпова, Н. Л., Данина, М. М., Яковистенко, А. Д. (2015) Коррекционно-развивающая психолого-педагогическая программа «Семейная групповая логопсихотерапия». В кн.: О. С. Мелентьева (ред.). Сборник программ победителей VIIВсероссийского конкурса психолого-педагогических программ «Новые технологии для Новой школы». М.: Федерация психологов образования России, с. 39-40.

Кругликова, А. Ю.(2014а) Варианты психологического анализа текстов в семейной групповой логопсихотерапии. В кн.: Н. Л. Карпова, Н. С. Лейтес, О. Л. Кабачек, И. И. Тихомирова (ред.). Библиопсихология. Библиопедагогика. Библиотерапия. М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, с. 226-234.

Кругликова, А. Ю. (2014Ь) Разновозрастная группа семейной логопсихотерапии как фактор коррекции речевого общения у заикающихся дошкольников. В кн.: Т. П. Скрипкина (ред.). Психология общения и доверия: теория и практика: материалы междунар. конференции УРАО, ПИ РАО, МГУ. 6-7 ноября 2014 г. М.: Университет РАО, с. 723-725.

Кругликова, А. Ю., Янченко, И. В., Соловьева, Т. А. (2015) Семейная групповая логопсихотерапия для дошкольников и ее программное обеспечение. В кн.: Д. Б. Богоявленская (ред.). От истоков

к современности»: 130 лет организации психологического общества при Московском университете: сборник материалов юбилейной конференции: в 5 т. Т. 3. М.: Когито-Центр, с. 293-295.

Кругликова, А. Ю. (2017a) Изучение речевой самооценки у детей с нарушениями речи. В кн.: А. А. Сукиасян (ред.). Психология и педагогика: современные методики и инновации, опыт практического применения: сборник статей Международной научно-практической конференции (20 сентября 2017г., г. Волгоград). Уфа: ОМЕГА САЙНС, с. 44-47.

Кругликова, А. Ю. (2017b) Семейная групповая логопсихотерапия. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского научно-исследовательского института педагогики и психологии высшего образования, 421 с.

Кругликова, А. Ю. (ред.). (2017c) Семейная групповая логопсихотерапия для дошкольников: 15 лет спустя. Таганрог: Изд-во «Нюанс», 242 с.

Кругликова, А. Ю. (2019a) Роль семьи в преодолении заикания у дошкольников: изучение и взаимодействие. В кн.: Е. И. Николаева (ред.). Современное детство в пространстве науки и образовательной практики. Электронный сборник по материалам Международной научно-практической конференции и Форума молодых ученых, посвященных 100-летию института детства Герценовского университета, Санкт-Петербург, РГПУ им. А. И. Герцена, 24-26апреля 2019. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, с. 797-804.

Кругликова, А. Ю. (2019b) Семья как субъект логопсихотерапевтического процесса по преодолению заикания у дошкольников. В кн.: О. А. Кочергина (ред.). Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта: материалы VI Международ. науч. конф. Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)». Таганрог, 22 марта 2019 г. Ростов-на-Дону: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), с. 207-212.

Кругликова, А. Ю., Крымова, Ю. В. (2020) Психологическое консультирование родителей в семейной групповой логопсихотерапии. В кн.: Е. В. Букшина, В. А. Земцова (ред.). IIМеждународная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Федора Ефимовича Василюка. Сборник материалов. М.: ФБГНУ «Психологический институт РАО», с. 144-148.

Кругликова, А. Ю., Янченко, И. В. (2015) Развитие речевого общения у дошкольников логопедических групп. Таганрог: типография Ступина, 155 с.

Янченко, И. В., Кругликова, А. Ю., Беляева, К. А. (2011) Динамика речевого общения у заикающихся дошкольников в процессе логопсихотерапии. В кн.: Н. Л. Карпова (ред.). Семейная групповая логопсихотерапия: исследование заикания. СПб.: Нестор-История, с. 238-241.

References

Gluhova, N. V., Kruglikova, A. Yu., Yanchenko, I. V. (2011) Adaptatsiya sistemy semejnoj gruppovoj logopsikhoterapii k doshkol'nomu vozrastu [Adaptation of the family group speech therapy system to preschool age]. In: N. L. Karpova (ed.). Semejnaya gruppovaya logopsikhoterapiya: issledovanie zaikaniya [Familygroup speech therapy: Study of stuttering]. Saint Petersburg: Nestor-Istoriya Publ., pp. 126-134. (In Russian)

Karpova, N. L. (ed.). (2011) Semejnaya gruppovaya logopsikhoterapiya: issledovaniye zaikaniya [Family group speech therapy: Study of stuttering]. Saint Petersburg: Nestor-Istoriya Publ., 328 p. (In Russian)

Karpova, N. L., Danina, M. M., Yakovistenko, A. D. et al. (2015) Korrektsionno-razvivayushchaya psikhologo-pedagogicheskaya programma "Semejnaya gruppovaya logopsikhoterapiya" [Correctional-developing psychological-educational program "Family group speech therapy"]. In: O. S. Melentyeva (ed.). Sbornik programm pobeditelej VII Vserossiyskogo konkursa psikhologo-pedagogicheskikh programm "Novye tekhnologii dlya Novoj shkoly" [Collection of Winners' Programs of the VII All-Russian Competition of Psychological and Pedagogical Programs "New Technologies for the New School"]. Moscow: Federatsiya psikhologov obrazovaniya Rossii Publ., pp. 39-40. (In Russian)

Kruglikova, A. Yu. (2014a) Varianty psikhologicheskogo analiza tekstov v semejnoj gruppovoj logopsikhoterapii [Options for psychological analysis of texts in the family group speech therapy]. In: N. L. Karpova, N. S. Leytes, O. L. Kabachek, I. I. Tichomirova (eds.). Bibliopsikhologiya. Bibliopedagogika. Biblioterapiya [Bibliopsychology. Bibliology. Bibliotherapy]. Moscow: Russkaya shkol'naya bibliotechnaya assotsiatsiya Publ., pp. 226-234. (In Russian)

Kruglikova, A. Yu. (2014b) Raznovozrastnaya gruppa semejnoj logopsikhoterapii kak factor korrektsii rechevogo obshcheniya u zaikayuschikhsya doshkolnikov [Multi-age group of family speech therapy as a factor in the correction of speech communication of stuttering preschoolers]. In: T. P. Skripkina (ed.). Psichologiya obshcheniya i doveriya: teoriya ipractika: materialy Mezhdunar. Konferentsii URAO, PI RAO, MGU. 6-7 noyabrya 2014 g. [Psychology of communication and trust: Theory and practice: Proceedings of the international conference of the University of the Russian Academy of Education, Psychological Institute of the Russian Academy of Education, Moscow State University. 6-7November 2014]. Moscow: The University of the Russian Academy of Education Publ., pp. 722-725. (In Russian)

Kruglikova, A. Yu., Yanchenko, I. V., Solov'eva, T. A. (2015) Semejnaya gruppovaya logopsikhoterapiya dlya doshkol'nikov [Family group speech therapy for preschoolers and its software]. In: D. B. Bogoyavlenskaya (ed.).

A. №. Круг^икова

"Ot istokov k sovremennosti": 130 let organizatsii psikhologicheskogo obschestva pri Moskovskom universitete: sbornik yubilejnoj konferentsii ["From the Origins to the Present": 130 years of the organization of the Psychological Society at Moscow University: Collection of Proceedings of the anniversary conference]: In 5 vols. Vol. 3. Moscow: Kogito-Tsentr Publ., pp. 293-295. (In Russian) Kruglikova, A. Yu. (2017a) Izucheniye rechevoj samootsenki u detej s narusheniyami rechi [Study of speech self-esteem in children with speech impairments]. In: A. A. Sukiasyan (ed.). Psikhologiya i pedagogika: sovremennye metodiki i innovatsii, opytprakticheskogoprimeneniya: sbornik statejMezhdunarodnoj nauchno-practicheskoj konferentsii (20 sentyabrya 2017g., g. Volgograd [Psychology and pedagogy: Modern methods and innovations, practical experience: Collection of articles of the international scientific and practical conference (20 September 2017. Volgograd)]. Ufa: OMEGA SAJNS Publ., pp. 44-47. (In Russian) Kruglikova, A. Yu. (2017b) Semejnayagruppovaya logopsikhoterapiya [Familygroup speech therapy]. Saint Petersburg: Sankt-Peterburgskij nauchno-issledovatel'skij institut pedagogiki i psikhologii vysshego obrazovaniya Publ., 421 p. (In Russian)

Kruglikova, A. Yu. (ed.). (2017c) Semejnaya gruppovaya logopsikhoterapiya dlya doshkol'nikov: 15 let spustya [Family

group speech therapy for preschoolers: 15 years later]. Taganrog: Nuans Publ., 242 p. (In Russian) Kruglikova, A. Yu. (2019a) Rol' semyi v preodolenii zaikaniya u doshkol'nikov: izucheniye i vzaimodejstvie [The role of the family in overcoming stuttering in preschoolers: Learning and interacting]. In: E. I. Nikolaeva (ed.). Sovremennoe detstvo vprostranstve nauki i obrazovatel'noj praktiki. Elektronnyj sbornikpo materialam Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii i Foruma molodykh uchenykh, posvyashchennykh 100-letiyu instituta detstva Gertsenovskogo universiteta, Sankt-Peterburg, RGPU im. A. I. Gertsena, 24-26 aprelya 2019 [Modern childhood in the space of science and educational practice. Electronic collection based on the materials of the International scientific and practical conference and Forum of Young Scientists dedicated to the 100th anniversary of the Institute of Childhood of Herzen University, Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia, 24-26 April, 2019]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia, pp. 797-804. (In Russian)

Kruglikova, A. Yu. (2019b) Semya kak sub'ect logopsikhoterapevticheskogo protsessa po preodoleniyu zaikaniya u doshkol'nikov [Family as a subject of the speech therapy process to overcome stuttering in preschoolers]. In: O. A. Kochergina (ed.). Preemstvennost'mezhdu doshkol'nym i nachal'nym obschim obrazovaniem v usloviyakh realizatsii federal'nogogosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta: materialy VIMezhdunarod. nauch. konf. Taganrogskogo institutaimeny A. P. Chekhova (filiala) FGBOU VO "Rostovskijgosudarstvennyj ekonomicheskij universitet (RINKh)". Taganrog, 22 marta 2019 g. [Continuity between preschool and primary general education in the context of the implementation of the federal state educational standard: Proceeding sof the VIInternational scientific conference Taganrog Institute named after A. P. Chekhov (branch) of the Russian State University of Economics (RINH). Taganrog, 22March 2019]. Rostov-on-Don: Rostov State University of Economics Publ., pp. 207-212. (In Russian)

Kruglikova, A. Yu., Krymova, Yu. V. (2020) Psikhologicheskoe konsul'tirovaniye roditelej v semejnoj gruppovoj logopsikhoterapii [Psychological counseling of parents in family group speech therapy]. In: E. V. Buckshina, V. A. Zemtsova (eds.). II Mezhdunarodnaya konferentsiya po konsul'tativnoj psikhologii i psikhoterapii, posvyaschennoj pamyati Fedora Efimovicha Vasiliuka: Sbornik materialov [II International Conference on counseling psychology and psychotherapy, dedicated to the memory of Fedor Efimovich Vasilyuk. Proceedings]. Moscow: Psychological Institute of the Russian Academy of Education Publ., pp. 144-148. (In Russian) Kruglikova, A. Yu., Yanchenko, I. V. (2015) Razvitiye rechevogo obshcheniya u doshkol'nikov logopedicheskikh grupp [Development of speech communication in preschoolers of speech therapy groups]. Taganrog: Stupin Printing office, 155 p. (In Russian)

Yanchenko, I. V., Kruglikova, A. Yu., Belyaeva, K. A. (2011) Dinamika rechevogo obshcheniya u zaikayuschikhsya doshkol'nikov v protsesse logopsikhoterapii [Dynamics of speech communicationin stuttering preschoolers in the process of speech therapy]. In: N. L. Karpova (ed.). Semejnaya gruppovaya logopsikhoterapiya: issledovanie zaikaniya [Family group speech therapy: Study of stuttering]. Saint Petersburg: Nestor-Istoriya Publ., pp. 238-241. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.