Научная статья на тему 'Роль личности В. Э. Чудновского в профессиональной подготовке курсантов ‒ будущих инспекторов по делам несовершеннолетних'

Роль личности В. Э. Чудновского в профессиональной подготовке курсантов ‒ будущих инспекторов по делам несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / курсанты / воспитательная система / целостный педагогический процесс / педагогика смысложизненных ориентаций / инспектор по делам несовершеннолетних / В. Э. Чудновский / education / cadets / educational system / integral pedagogical process / pedagogy of meaningful life orientations / inspector for minors / V. E. Chudnovsky

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ирина Валентиновна Ульянова, Ирина Георгиевна Евсеева

Курсанты ‒ будущие инспекторы по делам несовершеннолетних, осваивающие профессию в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя, в течение долгого времени встречались с В. Э. Чудновским – доктором психологических наук, профессором, почетным профессором Психологического института РАО, идеологом Международного симпозиума «Проблемы смысла жизни и акме», Молодежного научно-образовательного проекта «Смысл жизни и судьба. Как построить собственное будущее?». В статье конкретизированы следующие аспекты влияния личности В. Э. Чудновского на курсантов: а) личность ученого как пример для подражания, формирования гуманистических убеждений; б) научные труды В. Э. Чудновского как научный источник формирования профессиональной позиции курсантов; в) практико-ориентированные технологии работы с несовершеннолетними в образовательных организациях; г) ученики и соратники В. Э. Чудновского, реализующие идеи гуманистической педагогики, экзистенциальной психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of V. E. Chudnovsky’s personality in the professional training of cadets ‒ future inspectors for minors

Cadets – future inspectors of juvenile affairs, mastering the profession at the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot, for a long time met V. E. Chudnovsky – Doctor of Psychological Sciences, professor, honorary professor of the Psychological Institute of the RAO, ideologist of the International Symposium "Problems of the meaning of life and Acme", the Youth scientific and educational project "The Meaning of life and fate. How to build your own future?". The article concretizes the following aspects of the influence of V. E. Chudnovsky’s personality on cadets: a) the personality of a scientist as an example for imitation, the formation of humanistic beliefs; b) V. E. Chudnovsky’s scientific works as a scientific source for the formation of the professional position of cadets; c) practice-oriented technologies of working with minors in educational organizations; d) V. E. Chudnovsky’s students and associates who implement the ideas of humanistic pedagogy, existential psychology.

Текст научной работы на тему «Роль личности В. Э. Чудновского в профессиональной подготовке курсантов ‒ будущих инспекторов по делам несовершеннолетних»

Научная статья УДК - 378

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2021-4-244-249 NIION: 2018-0077-4/21-088 MOSURED: 77/27-024-2021-04-287

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.2 Методология и технология профессионального образования

Роль личности В. Э. Чудновского в профессиональной подготовке курсантов - будущих инспекторов по делам несовершеннолетних

Ирина Валентиновна Ульянова1, Ирина Георгиевна Евсеева2

1 2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 iva2958@mail.ru

2 irina.evseeva14@mail.ru

Аннотация. Курсанты - будущие инспекторы по делам несовершеннолетних, осваивающие профессию в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя, в течение долгого времени встречались с В. Э. Чудновским - доктором психологических наук, профессором, почетным профессором Психологического института РАО, идеологом Международного симпозиума «Проблемы смысла жизни и акме», Молодежного научно-образовательного проекта «Смысл жизни и судьба. Как построить собственное будущее?». В статье конкретизированы следующие аспекты влияния личности В. Э. Чудновского на курсантов: а) личность ученого как пример для подражания, формирования гуманистических убеждений; б) научные труды В. Э. Чудновского как научный источник формирования профессиональной позиции курсантов; в) практико-ориентиро-ванные технологии работы с несовершеннолетними в образовательных организациях; г) ученики и соратники В. Э. Чудновского, реализующие идеи гуманистической педагогики, экзистенциальной психологии.

Ключевые слова: воспитание, курсанты, воспитательная система, целостный педагогический процесс, педагогика смысложизненных ориентаций, инспектор по делам несовершеннолетних, В. Э. Чудновский

Для цитирования: Ульянова И. В., Евсеева И. Г. Роль личности В. Э. Чудновского в профессиональной подготовке курсантов-будущих инспекторов по делам несовершеннолетних // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 4. С. 244-249. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2021-4-244-249.

Original article

The role of V. E. Chudnovsky's personality in the professional training of cadets - future inspectors for minors

Irina V. Ulyanova1, Irina G. Evseeva2

1 2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Moscow, Russia

1 iva2958@mail.ru

2 irina.evseeva14@mail.ru

Abstract. Cadets - future inspectors of juvenile affairs, mastering the profession at the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. Ya. Kikot, for a long time met V. E. Chudnovsky - Doctor of Psychological Sciences, professor, honorary professor of the Psychological Institute of the RAO, ideologist of the International Symposium "Problems of the meaning of life and Acme", the Youth scientific and educational project "The Meaning of life and fate. How to build your own future?". The article concretizes the following aspects of the influence of V. E. Chudnovsky's personality on cadets: a) the personality of a scientist as an example for imitation, the formation of humanistic beliefs; b) V. E. Chudnovsky's scientific works as a scientific source for the formation of the professional position of cadets; c) practice-oriented technologies of working with minors in educational

© Ульянова И. В., Евсеева И. Г., 2021

organizations; d) V. E. Chudnovsky's students and associates who implement the ideas of humanistic pedagogy, existential psychology.

Keywords: education, cadets, educational system, integral pedagogical process, pedagogy of meaningful life orientations, inspector for minors, V. E. Chudnovsky

For citation: Ulyanova I. V., Evseeva I. G. The role of V. E. Chudnovsky's personality in the professional training of cadets-future inspectors on juvenile affairs // Psychology and pedagogy of official activity. 2021;(4):244-249. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-63 8X-2021 -4-244-249.

Постановка проблемы. В процессе профессиональной подготовки обучающихся к социально-педагогической деятельности большое значение имеет метод примера, встреча с учеными, практиками, которые внесли значительный вклад в процесс поддержки детства, в дело сопровождения молодежи. В процессе подготовки курсантов-будущих инспекторов по делам несовершеннолетних (ПДН), организуемой в Московском университете МВД России имени В.Я. Кикотя кафедрой педагогики (на основе ФГОС ВО по направлению подготовки 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения)1, осуществляется сотрудничество с Психологическим институтом РАО. Оно реализуется в контексте Молодежного научно-образовательного проекта «Смысл жизни и судьба. Как построить собственное будущее?», включенного в деятельность Международного симпозиума «Проблемы смысла жизни и акме», инициаторами организации которого были А. А. Бо-далев и В. Э. Чудновский (с 1995 г.).

Для курсантов-будущих сотрудников ПДН участие в Молодежном проекте, которым последнее десятилетие руководит ученица В. Э. Чудновско-го (1924 - 2016) - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Психологического института РАО, доцент кафедры психотерапии и психологического консультирования Московского института психоанализа Т. А. Попова - общение, взаимодействие с великим ученым стало возможностью приобретения уникального опыта научного поиска, сотрудничества разных поколений, творческого осмысления психолого-педагогических реалий, формирования нравственных убеждений на основе метода примера. Вместе с тем профессиональное образование курсантов с ориентацией на референтную личность пока не рассматривалось в научной литературе в условиях конкретной педагогической задачи. Это отмечается нами как насущная проблема, требующая детального рассмотрения.

Анализ последних исследований и публикаций.

1 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 1611 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (уровень специалитета)»

Учитывая ограниченные возможности статьи, краткий анализ роли В. Э. Чудновского в науке и практике, включая психологию, педагогику, социальную педагогику, мы провели на основе содержания коллективной монографии «Психология смысла жизни: школа В. Э. Чудновского» [3]. Книга состоит из четырех частей. В первой части «В. Э. Чудновский о смысле жизни и о своих учителях и коллегах» через биографическую информацию раскрываются ведущие черты личности В. Э. Чудновского как человека пытливого, интеллектуального, ответственного, стойкого, целенаправленного и, самое главное, - эмпатийного, гуманистичного, переживающего за развитие общества: «Сегодня тот, кто имеет власть над СМИ, может жонглировать понятиями добра и зла, изменять и извращать смысл происходящих событий» <.. .> «Другая особенность современного состояния проблемы смысла жизни в том, что острие научно-технического прогресса все больше оборачивается против человека» [3, с. 16-17]. В научных трудах В. Э. Чуд-новского (статьях, монографиях), сосредоточенных на проблеме смысла жизни личности, всегда представлена ретроспекция данного научного дискурса (философского, психологического, педагогического содержания), благодаря чему раскрывается способность ученого к объективации информации, интеграции гуманитарных направлений, к оценке роли своих учителей, коллег в личном, профессиональном развитии (А. А. Бодалева, Л. И. Божович, Н. С. Лейте-са, Л. С. Славиной, А. В. Суворова и др.).

Смысл жизни трактуется В. Э. Чудновским как «реально существующее психическое образование, которое имеет свою специфику возникновения, свои этапы становления и, приобретая относительную устойчивость и независимость от породивших его условий, может существенно влиять на жизнь человека, его судьбу» [3, с. 18].

Вопрос смысла жизни личности В. Э. Чуднов-ский исследовал во всем многообразии его аспектов, как «Методологический аспект проблемы смысла жизни. Теоретический анализ смысла жизни как психологического феномена. Методический аппарат исследований. Интегрирующая функция смысла жизни. Проблема адекватности смысла жизни. Смысл жизни и индивидуальность. Проблема монолитиза-ции смысла жизни. О личностном фундаменте смыс-

ла жизни. Проблема оптимального смысла жизни. Смысл жизни и проблема самореабилитации. Смысл жизни как «интегратор» жизненного пространства личности. Специальный раздел посвящен смысло-жизненному аспекту современного процесса образования» [3, с. 34].

Во второй части монографии «Коллективный портрет В. Э. Чудновского» Г. А. Вайзер, представляя биографию ученого, подчеркивает значение его докторской диссертации «Психологические основы нравственной устойчивости личности школьника» (1981), в которой сказано, что «нравственная устойчивость личности означает способность человека сохранять и реализовывать в различных ситуациях личностные позиции, обладать определенным иммунитетом к воздействиям, противоречащим его личностным установкам, взглядам и убеждениям» [3, с. 303]. Школьник должен восприниматься педагогами как «активный участник жизни общества», «опекающее воспитание» препятствует развитию самоорганизующего начала в нравственном формировании личности школьника. Подчеркивается значимость нравственных идеалов в формировании отдаленной ориентации поведения» [3, с. 304]. В свою очередь, развивая идеи В. Э. Чудновского, К. В. Карпинский приходит к заключению о том, что «сформировавшись на определенном этапе в качестве регулятора индивидуальной жизнедеятельности и детерминанты личностного развития, смысл жизни сам впоследствии оборачивается в объект детерминации со стороны личности. Этот переход, характерный для высоких ступеней субъектно-личностного развития, можно определить и так: от детерминации жизнедеятельности и развития личности смыслом жизни к самодетерминации личностью смысла жизни» [3, с. 383].

В части 3 «Школа В. Э. Чудновского: статьи учеников и сотрудников» раскрыты те многочисленные направления научных изысканий, которые интенсивно развивались и развиваются в гуманитарном знании. В частности, В. С. Трипольским рассмотрены практико-ориентированные подходы к изучению феномена смысла жизни [3, с. 401]; Т. В. Максимовой изучен смысл жизни в связи с индивидуальным стилем педагогической деятельности [3, с. 404-410]; И. В. Ульяновой обосновано направление Педагогика смысложизненных ориентаций, разработана воспитательная система формирования смысложизнен-ных ориентаций личности [3, с. 489-502] и проч.

В части четвертой «Научное наследие» представлен обзор содержания симпозиумов по проблемам смысла жизни и акме, список научных трудов В. Э. Чудновского, фотоматериалы.

Изложение основного материала исследования.

Многолетнее сотрудничество кафедры педагогики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя с Психологическим институтом РАО заключается не только в активном участии сотрудников кафедры в Международном симпозиуме «Проблемы смысла жизни и акме», но и в том, что курсанты, получающие высшее образование по специальности 44.05.01 Педагогика и психология девиантного поведения (уровень специалитета), являются многолетними участниками Молодежного научно-образовательного проекта «Смысл жизни и судьба. Как построить собственное будущее?». Данный проект, руководимый Т. А. Поповой, является стационарным, пролонгированным (длится ежегодно с октября по апрель), в нем участвуют школьники г. Москвы и Московской области, а также студенты и курсанты ряда образовательных организаций высшего образования г. Москвы. Для курсантов-первокурсников Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя участие в проекте определено как практический аспект их первичной профессиональной подготовки, связанный со взаимодействием с несовершеннолетними группы социальной нормы. Ежемесячные занятия четко структурированы: 1) презентация авторского проекта по теме (3-4 человека); 2) коллективное обсуждение проекта, вопросы автору; 3) встреча с известной личностью; 4) тренинговое занятие (в подгруппах - школьники и студенты/курсанты); 5) коллективная рефлексия мероприятия [1; 2].

Идея данного проекта предложена В. Э. Чуднов-ским и развита его учениками, воплощается и в воспитательном процессе кафедры педагогики Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя. Сама личность В. Э. Чудновского, до его кончины, была значима для курсантов как большого ученого, который во время проведения молодежной секции симпозиума встречался с обучающимися, представлял им свой доклад, организовывал беседу. В данном случае Вилен Эммануилович был значим как личность - пример для подражания, раскрывающая свои интеллектуальные, коммуникативные способности, уточняя сущность гуманистических убеждений. После таких встреч во время лекционных, семинарских занятий преподаватели, педагоги-кураторы кафедры педагогики актуализировали проблематику выступлений ученого, привлекая курсантов для диалогов профессионально-личностного содержания, бесед смысложизненной направленности. В частности, преподаватель обращался к курсантам с вопросами следующего содержания: Чем заинтересовала личность В. А. Чудновского? Близка ли Вам его жизненная позиция? Научная позиция? Что важного он, как человек, внес в развитие Вашей личности? Чем значима научная дея-

тельность В. Э. Чудновского в связи с работой инспектора ПДН?

Наряду с этим в контексте учебных дисциплин «Общие основы педагогики», «Теория и методика воспитания», «Социальная педагогика» и др. систематически актуализируются научные труды, концепция В. А. Чудновского. Подчеркивается, что в процессе изучения проблемы смысла жизни человека ученый был тесно связан с вопросами нравственной устойчивости личности, организации эффективной педагогической среды для школьников; «школа - один из «механизмов» предопределенности судьбы человека» [3]; данная проблематика экстраполируется на систему высшего образования.

В качестве значимого приема обучения курсантов нами используется цитирование В. Э. Чудновского. В частности, размышляя с курсантами о проблеме появления отклоняющегося (девиантного, делинк-вентного) поведения несовершеннолетних в современном, постиндустриальном, обществе, на лекции целесообразно привести отрывок из его интервью, в котором он говорил о значимых достижениях науки, техники, «но наряду с этим - огромные масштабы преступности, которая «молодеет», широкое распространение алкоголизма и наркомании, беспризорные и безнадзорные дети при здравствующих родителях... СМИ сообщают, что только за прошлый год покончили с собой более 400 несовершеннолетних ребят. Мы держим нерадостное первое место в Европе по количеству подростковых суицидов. Имеют ли связь эти «плюсы» и «минусы»? И если да, то какова она?» [3, с. 21]; «... бездумное отношение к жизни, стремление жить только сегодняшним днем - причина многих бед современного общества - распространения жестокости и насилия, роста преступности, алкоголизма и наркомании [3, с. 25]»

В лекции учебной дисциплины «Теория и методика воспитания» целесообразно включить следующую мысль ученого: «Воспитание фактически ушло из школы. Реальностью является сокращение программ гуманитарных предметов, которые составляют основу духовно-нравственного воспитания. Понадобился специальный указ президента, чтобы вернуть сочинения по литературе в качестве государственного экзамена. Но дело не только в сочинениях. Смысл как психологический феномен имеет определенную структуру смысловых компонентов. Если поставить психологический диагноз негативным изменениям, произошедшим в процессе образования, то следует сказать, что нарушена целостность смысловой структуры этого процесса. Происходит отчуждение процесса образования от одного из основных его структурных компонентов - становления личности взрослеющего человека. Смысл процесса

образования редуцируется до задачи предоставления образовательных услуг» [3, с. 26].

В системе деятельности научного кружка кафедры педагогики курсантами систематически выполняются проекты смысложизненного содержания типа «Какую дорогу я выбираю.», «Что я возьму с собой в дорогу..», «Моя драгоценность», «Моя Победа» и др. Рандомно формируемые на каждом занятии группы стимулируют коммуникативную, творческую активность участников, содействуют им в фиксации разнообразных поведенческих моделей

[1; 2; 4; 5].

Исходя из вышесказанного, курсанты не только сами систематически вовлекаются в выполнение творческих проектов смысложизненного содержания, но и самостоятельно их реализуют во время проведения дискретной, преддипломной практики.

В целом, развивая идеи С. Л. Рубинштейна,

B. Франкла, В. Э. Чудновский трактовал осмысленность жизни не как гедонистические устремления, свободу от страданий, но как экзистенциальную ис-полненность, как реализацию ответа человека на вопрос «Что я дал жизни?» [6; 7].

В предстоящем учебном году планируется представить курсантам-будущим инспекторам ПДН для изучения научные труды В. Э. Чудновского; в частности, это:

Устойчивость личности как проблема психологии воспитания // Вопросы психологии. 1974. № 2.

C.43-58.

Коллективистская направленность личности и ее нравственная устойчивость // Советская педагогика. 1976. № 6. С. 29-34.

О временном аспекте гармонического развития личности // Психолого-педагогические проблемы становления личности и индивидуальности в детском возрасте. М. : НИИОП, 1980, С. 60-70.

Нравственная устойчивость личности. Психологическое исследование. М. : Педагогика, 1981. 207 с.

Педагогическая профессия в системе смысло-жизненных ориентаций учителя // Современные проблемы смысла жизни и акме: Материалы VI-VII Симпозиумов ПИ РАО / под ред. А. А. Бодалева, В. Э. Чудновского, Н. Л. Карповой, Г. А. Вайзер. Самара : НТЦ, 2002. С. 177-185.

Педагогическая профессия в системе смысло-жизненных ориентаций учителя // Смысл жизни и акме: 10 лет поиска. Материалы VIII-X Симпозиумов. Ч. 3. / Ред. колл. А. А. Бодалев, А. А. Деркач, М. Ф. Секач и др. М. : Изд-во РАГС, 2005. С. 89-94.

Смысл жизни, акме и профессиональное становление педагога : учебнок пособие для студентов пед. вузов / под ред. В. Э. Чудновского. М. ; Обнинск : ИГ-СОЦИН, 2008. 532 с.

Обращение В. Э. Чудновского к участникам Симпозиума (Вместо завещания) // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXI Симпозиума / под ред. Г. А. Вай-зер, Н. В. Кисельниковой, Т. А. Поповой. М. : ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2016. С. 17-27 [Электронный ресурс] / URL: https://www.pirao.ru/ images/labs/gporl/XXI-simpozium.pdf

Выводы и перспективы исследования. Обращение в образовательном процессе к наследию В. Э. Чудновского, его личности показало повышение общей и профессиональной культуры курсантов. Те, кто лично с ним встречались, отмечали в рефлексивных беседах, что этот человек - образец для подражания, это наставник, который не поучает, а вдохновляет на нравственные поступки, научную работу, заботу о человеке (100 % из общего числа опрошенных (выборка - 150 курсантов).

Уход В. Э. Чудновского из жизни нацеливает преподавателей, кураторов учебных взводов на актуализацию идей ученого, его учеников в образовательном процессе, в самовоспитании, саморазвитии курсантов.

Весьма значимым аспектом в популяризации идей В. Э. Чудновского является ориентация курсантов на них в процессе работы над статьями, выпускными квалификационными работами, а также обращение к научным трудам учеников великого ученого.

Библиографический список

1. Попова, Т. А. Экзистенциальная направленность в проектной деятельности студентов и школьников. Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXV Международного симпозиума / Т. А. Попова / отв. ред.: Г. А. Вайзер, Т. А. Попова, Н. В. Кисельнико-ва. М. : ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2020. С. 122 -127.

2. Попова, Т. А. Форсайт - проект от ПИ РАО - ценности и смыслы в научно-образовательном проекте для молодежи// личностно-профессиональ-ное и карьерное развитие: актуальные исследования и форсайт-проекты : Сборник статей XIV Международной научно-практической конференции / Т. А. Попова ; под ред. Л. М. Митиной. М. : Издательство «Перо» (Москва), 2018. С. 233-236.

3. Психология смысла жизни: школа В. Э. Чуд-новского. Коллективная монография / под ред. Т. А. Поповой, Н. Л. Карповой, Г. А. Вайзер, К. В. Карпинского. М. : Смысл, 2021. 676 + XII с.

4. Простакишина, Ю. А. Формирование у курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России компетенций по предупреждению правонарушений несовершеннолетних : дисс. ... канд. педагог. наук: 13.00.08 / Простакишина Юлия

Александровна ; [Место защиты: ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя»], 2019. 304 с.

5. Свинарева, О. В. Научная разработанность темы «Педагогическое сопровождение курсантов ведомственных образовательных организаций в период адаптации к образовательному процессу» / О. В. Свинарева // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3. URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24448. (дата обращения: 12. 02. 2021).

6. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М. : Прогресс, 1990. 368 с.

7. Чудновский, В. Э. Обращение В. Э. Чудновского к участникам симпозиума. (Вместо завещания) / В. Э. Чудновский // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXI симпозиума / под ред. Г. А. Вайзер, Н. В. Кисельниковой, Т. А. Поповой М. : ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2016. С. 17-27. URL: https://www.pirao.ru/images/labs/gporl/XXI-simpozium.pdf (дата обращения 15.05.2021).

Bibliographic list

1. Popova, T. A. Existential orientation in the project activities of students and schoolchildren. Psychological problems of the meaning of life and acme: Electronic collection of materials of the XXV International Symposium / T. A. Popova / ed.: G. A. Weiser, T. A. Popova, N. V. Kiselnikova. M. : FSBI «Psychological Institute of RAO», 2020. pp. 122-127.

2. Popova, T. A. Foresight project from PI RAO - values and meanings in a scientific and educational project for young people // personal-professional and career development: actual research and foresight projects : Collection of articles of the XIV International Scientific and Practical Conference / T. A. Popova ; edited by L. M. Mitina. M. : Publishing House «Pero» (Moscow), 2018. pp. 233-236.

3. Psychology of the meaning of life: the school of V. E. Chudnovsky. Collective monograph / edited by T. A. Popova, N. L. Karpova, G. A. Weiser, K. V. Kar-pinsky. M. : Sense, 2021. 676 + XII p.

4. Prostakishina, Yu. A. Formation of competencies for the prevention of juvenile delinquency among cadets of educational institutions of higher education of the Ministry of Internal Affairs of Russia : diss. ... candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.08 / Prostakishina Yulia Alexandrovna ; [Place of protection: FGKOU HE «Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V.Ya. Kikot'], 2019. 304 p.

5. Svinareva, O. V. Scientific development of the topic «Pedagogical support of cadets of departmental educational organizations during the period of adaptation to the educational process» / O. V. Svinareva // Modern problems of science and education. 2016. No. 3. URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=24448. (date of request: 12. 02. 2021).

6. Frankl, V. Man in search of meaning / V. Frankl. M. : Progress, 1990. 368 p.

7. Chudnovsky, V. E. V. E. Chudnovsky's address to the participants of the symposium. (Instead of a testament) / V. E. Chudnovsky // Psychological problems of the meaning of life and acme: Electronic collection of materials of the XXI Symposium / edited by G. A. Weiser, N. V. Kiselnikova, T. A. Popova M. : FSBI «Psychological Institute of RAO», 2016. pp. 17-27. URL: https://www.pirao.ru/images/labs/ gporl/XXI-simpozium.pdf (accessed 15.05.2021).

Информация об авторах

И. В. Ульянова - профессор кафедры педагогики Института психологии служебной деятельности, доктор педагогических наук, доцент;

И. Г. Евсеева - профессор кафедры педагогики Института психологии служебной деятельности, кандидат психологических наук, доцент.

Information about the authors

I. V. Ulyanova - Professor of the Department of Pedagogy of the Institute of Performance Psychology, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor;

I. G. Evseeva - Professor of the Department of Pedagogy of the Institute of Performance Psychology, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 23.08.2021; одобрена после рецензирования 13.12.2021; принята к публикации 17.12.2021.

The article was submitted 23.08.2021; approved after reviewing 13.12.2021; accepted for publication 17.12.2021.

V.U. [Maumi

МЕТОДОЛОГИЯ

НАУЧНОГО

ПОЗНАНИЯ

Методология научного познания : учебное пособие / Г. И. Рузавин. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 287 с. Гриф УМЦ "Профессиональный учеб-

ник .

Учебное пособие посвящено проблемам методологии научного познания, в том числе классификации способов и методов, которые являются специфическими для науки и отличают ее от других способов познания, постижения реального мира. Подробно рассмотрены методы анализа существующего знания и методы научного исследования, представляющие наибольший интерес для будущих исследователей.

Для студентов и аспирантов высших учебных заведений, соискателей ученой степени, а также для всех интересующихся философией науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.