Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА'

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1063
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
смысл жизни / «личностный фундамент» / смысложизненные ориентации / младший школьный возраст / педагогическая профессия / личность ребенка / личность учителя. / the meaning of life / personal foundation / life-meaning orientations / primary school age / teaching profession / child's personality / teacher's personality

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалева Татьяна Алексеевна

В статье показана значимость работ известного психолога В.Э. Чудновского по смысложизненной проблематике. Работы ученого рассматриваются в двух направлениях: «личностный фундамент» смысла жизни; специфика профессии учителя. Автор статьи знакомит с авторскими программами духовно-нравственного содержания, играющими важную роль в развитии смысложизненных ориентаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VLIYANIYE LICHNOSTI UCHITELYA NA PROTSESS FORMIROVANIYE LICHNOSTI UCHENIKA

The article shows the significance of the works of the famous psychologist V. E. Chudnovsky on the meaning of life problems. The works of the scientist are considered in two directions: the "personal foundation" of the meaning of life; the specifics of the teacher's profession. The author of the article introduces the author's programs of spiritual and moral content, which play an important role in the development of life-meaning orientations.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА»

сдвигается на одного человека вправо, ШАГ ВПРАВО — и у каждого участника внутреннего круга появляется новый партнер для следующего задания.

Задания:

— поздоровайтесь необычным способом (но приятным для собеседника): например, потритесь носами, подайте руки тыльными сторонами;

— представьтесь необычным именем (фантастическим, выдуманным, иностранным) или именем героя из сказки ( фильма) так, как сделал бы этот герой;

— задайте человеку один интересующий вас вопрос; — рядом с вами — расплакавшийся ребенок, успокойте его;

— представьте ситуацию: вы сидите в купе поезда, и вдруг входит известный актёр, певец или спортсмен, поклонником которого вы давно являетесь. Поздоровайтесь с ним и задайте ему один интересующий вас вопрос.

Теоретическая часть. Умение определять эмоциональное состояние человека важно. Особенно, если такой человек немногословен, но с ним вам приходится часто общаться. Неумение распознавать и проявлять эмоции часто приводит к конфликтам.

Сейчас несколько добровольцев потренируют свои актерские способности, а все остальные — умение «читать» состояние и настроение человека по его внешнему виду.

6.Упражнение «Эмоции» состоит из двух заданий и позволит прояснить, какие эмоции уже знакомы подросткам, как их они смогли бы определить и изобразить. Затем психологи расширяют знания об эмоциях, демонстрируя на слайде список эмоций.

Задание 1: написать на листочке знакомые эмоции - за 2 минуты. Озвучить их по желанию. После этого демонстрируется слайд и подросткам предлагают разделить в своих записях эмоции на положительные и условно отрицательные. Проводится обсуждение и, после обсуждения, упражнение продолжается.

Задание 2. Ведущий на ухо называет добровольцу-водящему состояние, которое он должен продемонстрировать перед участниками своим поведением — всем, кроме слов и письма. Участники отгадывают (не обязательно дословно, но приблизительный смысл). Водящий сменяется после каждого задания.

Список состояний:

— хочу спать;— я уверен в себе;

— пожалей меня;— обратите на меня внимание;

— а у меня по контрольной «5» — ой, боюсь, боюсь;

— у меня есть тайна;— я вам всем покажу!;

— я стесняюсь;— ребята, давайте жить дружно.

В финале занятия проводится обратная связь с каждым подростком-участником.

Подобные занятия помогут участникам лучше понять друг друга, и, если это ученики одного класса, снизить конфликтность в группах, улучшить взаимоотношения между подростками. Если классный руководитель возьмёт на себя труд проводить подобные занятия с обучаемыми регулярно, то трансформация во взаимоотношениях подростков будет способствовать формированию эффективной коммуникации. А это поможет ребятам успешнее строить и развивать социальные связи, искать и находить жизненные смыслы, стать достойными гражданами своего Отечества.

УДК 159.9

ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ НА ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ

ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА

Ковалева Татьяна Алексеевна - учитель начальных классов, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 9»; Рославль, 15 микрорайон, дом 33,e-mail: tatiana.covaleva2016@yandex.ru

Аннотация

В статье показана значимость работ известного психолога В.Э. Чудновского по смысложизненной проблематике. Работы ученого рассматриваются в двух направлениях: «личностный фундамент» смысла жизни; специфика профессии учителя.

Автор статьи знакомит с авторскими программами духовно-нравственного содержания, играющими важную роль в развитии смысложизненных ориентаций.

Ключевые слова: смысл жизни, «личностный фундамент», смысложизненные ориентации, младший школьный возраст, педагогическая профессия, личность ребенка, личность учителя.

VLIYANIYE LICHNOSTI UCHITELYA NA PROTSESS FORMIROVANIYE LICHNOSTI UCHENIKA

Kovaleva Tat'yana Alekseyevna - uchitel' nachal'nykh klassov, MBOU «Srednyaya obshcheobrazovatel'naya shkola № 9»; Roslavl', mikrorayon 15, stroyeniye 33,

e-mail: tatiana.covaleva2016@yandex.ru

Annotation

The article shows the significance of the works of the famous psychologist V. E. Chudnovsky on the meaning of life problems. The works of the scientist are considered in two directions: the "personal foundation" of the meaning of life; the specifics of the teacher's profession.

The author of the article introduces the author's programs of spiritual and moral content, which play an important role in the development of life-meaning orientations.

Keywords: the meaning of life, personal foundation, life-meaning orientations, primary school age, teaching profession, child's personality, teacher's personality.

В современном обществе существует противоречие между задачами, стоящими перед школой как социальным институтом развития ребенка, и степенью их реализации в ходе учебно-воспитательного процесса. Далеко не решенной остается задача формирования личности школьника и создания условий для возникновения и реализации у него потребности в поиске смысла жизни, для становления представлений о смысле жизни человека и его «акме», то есть вершины в личностном и профессиональном развитии [2].

В.Э. Чудновский ввел понятие «личностный фундамент» смысла жизни, имея в виду определенную совокупность личностных свойств, взаимодействие которых создает основу, благоприятную психологическую почву для возникновения и развития смысложизненных ориентаций [9]. Смысложизненные ориентации - это целостная система сознательных и избирательных связей, отражающая направленность личности, наличие жизненных целей, осмысленность выборов и оценок, удовлетворенность жизнью (самореализацией) и способность брать за нее ответственность, влияя на ее ход [1]. Проведено немало исследований по проблемам становления смысложизненных ориентаций в разные возрастные периоды жизни человека.

В своих работах В.Э. Чудновский утверждал, что формирование «принципов жизни» должно начинаться с детства. Но «как это ни парадоксально, мы недостаточно осознаем тот факт, что будущее человека (и общества) существенно зависит от того, что вносит в это будущее процесс образования, от того отрезка пути, в начале которого - наивный первоклашка, в конце - в основном, сформировавшаяся личность» [10, с. 67]. Дошкольный и младший школьный возраст он рассматривал как период становления «личностного фундамента» смысла жизни. Этот период является подготовительным для поиска человеком смысла своей жизни [7]. Школа, по его мнению, может и должна быть механизмом предопределенности судьбы человека. В. Э. Чудновский рассказывает об одной из таких

школ - московской школе - гимназии №1567. Из устава школы: «Приоритетным в деятельности школы-гимназии является личность ученика, интересы ее развития» [8]

Младший школьный возраст является сенситивным для развития самосознания, самооценки, произвольности действий. Именно в связи с этим в данном возрасте необходимо активно развивать представление детей об общечеловеческих ценностях, их важности и значимости. В.А. Караковский полагал, что, опираясь на эти ценности, человек приобретает смысл жизни, испытывает добрые чувства, развивает в себе положительные качества, способен на высоконравственные поступки, становится счастливым [3]. Это тот самый возраст, когда основы жизненных установок закладываются в личности. От них зависит дальнейшее благополучное существование личности, уровень и качество дальнейшей жизнедеятельности.

Обсуждая проблемы образования, В.Э. Чудновский отмечал: «Стратегическая ошибка минувших десятилетий - недооценка значимости школы и учителя в судьбе человека и общества. Сегодня всерьез обсуждается перспектива замены учителя «образовательными машинами», которые будут в режиме «online» «прокачивать» большое количество людей... игнорируется важнейший и бесспорный факт непосредственного влияния личности учителя на становление личности взрослеющего человека» [8, с. 24]

Значительное число работ В.Э. Чудновского посвящено специфике профессии учителя. «Главное, ведущее звено работы школы, определяющее ее направленность, ее судьбу, ее атмосферу, в том числе нравственную атмосферу - Учитель (с большой буквы). Суть этого феномена - человечность высшей пробы. Особое отношение к школьнику как к человеку, личности: в школу приходит не просто ученик, но «строитель» своего будущего. Учитель приучает его проектировать собственную жизнь, превращать свои неудачи, слабости, просчеты, в стимулы совершенствования себя - побеждать себя, но оставаться при этом не побежденным, а победителем» [ 8, с. 24]

Психологи утверждают, что только личность может воспитать личность. Педагогическая профессия - профессия личностная. Педагог оказывает влияние на личность ребенка, «созидает его личность» прежде всего своей личностью, своей индивидуальностью [4] Учитель должен быть носителем высоких жизненных смыслов. Это человек, в общении с которым и возможно зарождение у младших школьников представлений о смысле жизни.

Учителю в процессе совместной деятельности с учеником важно осознавать особенности развития ребенка, положительно относиться к личности обучающегося, направлять свои силы на реализацию потенциала, заложенного в школьнике и отдавать себе отчет в той степени ответственности, которая возлагается на педагога в ходе взаимодействия с детьми [5]. В.Э. Чудновский считал, что подлинный смысл работы учителя - в отдаленных результатах, будущих делах тех, кого он сегодня учит и воспитывает. Поэтому профессия педагога - «одна из наиболее смыслообразующих» [7]

Помощь учащимся в становлении и развитии смысложизненных ориентаций -чрезвычайно важный (может быть, самый необходимый) аспект работы учителя [9]. В наших исследованиях были разработаны воспитательные программы духовно-нравственного содержания «Растить Человека» и «Дом добрых дел», играющие большую роль в развития смысложизненных ориентаций. Формой реализации являются конкретные дела (коллективно-творческие, социальные проекты) обучающихся. Каждому ребенку предоставляется возможность определить для себя роль, характер своего участия и ответственности. Это дела и цели самих детей, их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой учитель выступает как старший товарищ, действующий вместе с ними.

Личность ребенка формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности. Именно в процессе целенаправленно организуемой педагогом деятельности формируется в ребенке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого. [6]. Каждую минуту учитель должен осознавать, что перед ним его ученики, которые смотрят на него, доверяют ему. Пока они еще дети, но скоро станут

взрослыми и шагнут в новую жизнь. Какими они станут, во многом зависит от личности учителя.

Литература

1. Акимова Н.Н. Динамика смысложизненных ориентаций студентов ВУЗа / Гуманитарные основания социального прогресса: Россия и современность сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 21-26.

2. Вайзер ГА.. .Учитель о смысле жизни и акме человека в современном обществе //Смысл жизни и акме: 10 лет поиска. Материалы VIII - X симпозиумов / Под ред. А. А. Бодалева, Г. А. Вайзер, Н. А. Карповой, В. Э. Чуковского Часть 1 Москва: «Смысл», 2004 С. 215 - 221.

3. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. М., «Новая школа», 1993, 67 с.

4. Митина Л. М. Психология труда и профессиональное развитие учителя: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 27 с.

5. Пазухина С.В. Эмпирическое исследование процесса формирования ценностного отношения к личности воспитанника у будущих учителей начальных классов // Вестник Московской государственной академии делового администрирования. № 1 (7). 2011. С. 113-122

6. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений: в 11 т. / К.Д.Ушинский. - М.-Л.: Акад. Пед. наук РСФСР, 1948 1952. Т. 8: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ч.1. 146 с.

7. Чудновский В.Э. Педагогическая профессия в системе смысложизненных ориентаций учителя. //Современные проблемы смысла жизни и акме: Материалы VI -VПсимпозиумов ПИ РАО /Под ред А.А. Бодалева, В.Э. Чудновского, Н.Л. Карповой, Г.А. Вайзер. - Самара: Издательство «НТЦ», 2002. С. 177 - 185.

8. Обращение В.Э. Чудновского к участникам симпозиума. (Вместо завещания) // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXI симпозиума / под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2016. С. 17 -27. [Электронный ресурс] https//www.pirao.ru/images/labs/grol/XXI-simpozium.pdf (дата обращения 24.02.2021)

9. В. Э. Чудновский. Проблема становления смысложизненных ориентаций личности. // Психологический журнал, 2004, Т. 25, № 6. С. 5 - 11.

10. В.Э. Чудновский . К вопросу о необходимости учебного курса формирования смысложизненных ориентаций старшеклассников. Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки 2015/ № 1, с .66 72.

УДК 159.9

УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ И КАЧЕСТВО СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О БУДУЩЕМ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Петрикова Наталья Валерьевна - соискатель, федеральное бюджетное государственное научное учреждение «Психологический институт» РАО; г. Москва, e-mail: pve04021961@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена изучению различий качества описаний представлений о будущем и образа профессионального Я в будущем у старшеклассников с различным уровнем притязаний. По результатам проведённого исследования автор делает вывод о том, что для создания реалистичных по содержанию, объёмных по количеству тем представлений о будущем и чётких по качеству описаний образов профессионального Я в будущем старшеклассникам необходим низкий уровень притязаний.

Ключевые слова:акмеологическое проектирование, представление о будущем, старшеклассники, уровень притязаний, образ профессионального Я в будущем.

THE LEVEL OF CLAIMS AND THE QUALITY OF THE CONTENT OF IDEAS ABOUT THE FUTURE OF HIGH SCHOOL STUDENTS

Petrikova Natalia Valerievna, postgraduate student, Federal budgetary state scientific institution "Psychological Institute" RAE; Moscow, e-mail: pve04021961@yandex.ru

Abstract

The article is devoted to the study of differences in the quality of descriptions of ideas about the future and the image of the professional Self in the future among high school students with different levels of claims. According to the results of the study, the author concludes that in order to create realistic in content, voluminous in the number of topics of ideas about the future and clear in the quality of descriptions of the images of the professional Self in the future, high school students need a low level of claims.

Keywords: acmeological design, vision of the future, high school students, the level of claims, the image of the professional Self in the future.

Гуманистические преобразования, происходящие в социуме, вносят существенные изменения в ценностную систему общества. Одним из таких существенных преобразований современной ценностной системы является формирование особого рода отношения к человеку как к высшей ценности бытия, способного самостоятельно творить себя, свой жизненный путь и создавать на основе этого предметы духовной и материальной культуры.

В этой связи изучение закономерностей, механизмов, психологических условий акмеологического проектирования, как психологического фактора развития личности становится одной из центральных проблем педагогической психологии.

Процесс акмеологического проектирования является предметом исследования Б.Г. Ананьева, А.А. Деркач, Н.В. Кузьминой, В.Н. Максимовой и др. и понимается как субъективный процесс создания личностью возможных вариантов (проектов) её индивидуального развития, способствующий становлению субъектной позиции и появлению поля для её личностно-профессионального развития[2].

Психологическим механизмом становления субъектной позиции у личности в процессе создания проекта является появление противоречия между актуальным состоянием Я в настоящем и потенциальным состоянием Я в будущем. Тождественное несовпадение этих позиций вызывает внутриличностное напряжение, актуализирует мотив

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.