Научная статья на тему 'Роль личности педагога в профессиональном образовании на кафедре терапевтической стоматологии'

Роль личности педагога в профессиональном образовании на кафедре терапевтической стоматологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ / CONSERVATIVE DENTISTRY / ПЕДАГОГ / TEACHER / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тургенева Л.Б., Петрова Е.В., Галанова Т.А.

Обсуждаются вопросы роли личности педагога в медицинском ВУЗе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тургенева Л.Б., Петрова Е.В., Галанова Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THE TEACHER’S PERSONALITY IN PROFESSIONAL TRAINING AT THE DENTISTRY DEPARTMENT

. The role of an individual teacher in a medical school is discussed in the article.

Текст научной работы на тему «Роль личности педагога в профессиональном образовании на кафедре терапевтической стоматологии»

УДК 616.31:378.12+614.25

РОЛЬ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ НА КАФЕДРЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ

Тургенева Л.Б., Петрова Е.В., Галанова Т.А.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д.28

Резюме. Обсуждаются вопросы роли личности педагога в медицинском ВУЗе. Ключевые слова: терапевтическая стоматология, педагог, личность

ROLE OF THE TEACHER'S PERSONALITY IN PROFESSIONAL TRAINING AT THE DENTISTRY DEPARTMENT

Turgeneva L.B., Petrova E.V., Galanova T.A.

Smolensk State Medical University, 210019, 28, Krupskoy St., Smolensk, Russia

Abstract. The role of an individual teacher in a medical school is discussed in the article. Key words: conservative dentistry, teacher, personality.

Личность педагога играет важную роль в жизни нашего общества. Ведь именно ему предоставляется возможность стать наставником для будущего поколения, определить направление развития личности.

Но время не стоит на месте, и личность педагога тоже. Она должна корректироваться современным темпом жизни, постоянно изменяющимися условиями в образовании.

Цель нашей работы - показать, насколько личность педагога является влиятельной, поскольку наше будущее напрямую зависит от воспитания последующих поколений.

В определении требований к личности педагога можно выделить два основных компонента - личностные и профессиональные качества педагога. Педагог в первую очередь должен владеть знаниями и умениями, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности. Его профессиональные качества должны отвечать требованиям и стандартам, общепринятым для его области знаний.

В медицинском ВУЗе преподаватель должен быть не только хорошим врачом и в совершенстве владеть своей специальностью, но и быть высококвалифицированным педагогом.

Преподаватель должен иметь ряд способностей, которые помогут ему более успешно выполнять свои профессиональные функции:

- организаторские способности;

- способность управлять процессом своего общения со студентами, коллегами;

- способность передать свои знания в доступной форме;

- умение изучать и понимать внутренний мир каждого студента;

- умение точно и содержательно выразить свои мысли и чувства, изложить учебный материал, оценить знания, умения и поведение учащихся;

- способность преподавателя говорить и писать точно и доступно, содержательно, без стилистических и грамматических ошибок;

- способность предвидеть перспективы развития личности;

- способность управлять вниманием учащихся - уметь заинтересовать учащихся, сосредоточить их внимание на конкретном вопросе, проблеме.

Педагог должен быть всесторонне развитой личностью, обладающей, помимо профессионально необходимых знаний, умений, навыков и способностей, определёнными личностными качествами.

Изучение этого вопроса нашло отражение в работах таких педагогов, как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушин-ский. Каждый из них внес весомый вклад в определение целостной картины профессиональной компетентности педагога. А.С. Макаренко стоял у истоков определения понятия «педагогическое мастерство». В его понимании, основными составляющими личности педагога являются способности организатора и воспитателя, и главной задачей любого педагога считается умелое сочетание этих компонентов [4].

Беликов В.А. утверждает, что высокий профессионализм основывается на умении решать педагогические задачи, находить выход из сложившихся обстоятельств, на педагогическом призвании [1].

Личностные качества педагога должны дополнять профессиональные и составлять общую картину педагога. Эти качества охватывают как отношение педагога к ученикам, так и к самому себе. Эта направленность формируется на базе общечеловеческих ценностей и подразумевает комплексное восприятие личности, с учетом положительных и отрицательных качеств; формирование и развитие разносторонней личности; укрепление веры человека в собственные силы и значимость.

Н.М. Борытко в своей работе «Педагог в пространствах современного воспитания» много внимания уделил саморазвитию педагога. По его мнению, личность, способная к саморазвитию, достигает значительного успеха в области деятельности, ответственно подходит к решению педагогических задач и открыта к новому жизненному опыту [2].

Другой неотъемлемый компонент личности современного педагога - это творчество. Медяник Г.А. отметила, что «обществу сегодня нужен специалист, не только имеющий функциональную готовность к профессиональной деятельности, но и сформированный как творческая личность»

[3].

Личность педагога - это сложное сочетание не только знаний своего предмета, но и общечеловеческих качеств и умений. Пере-

дача накопленного опыта от старшего поколения младшему всегда являлась важной составляющей педагогического мастерства.

На кафедре терапевтической стоматологии СГМА работает Леонид Макарович Цепов - опытный педагог, ученый, врач. Начало его врачебной, научной и педагогической деятельности относится к шестидесятым годам ХХ века. Он вместе со своими коллегами стоял у истоков организации стоматологического факультета. Более пятидесяти лет (с 1964 года) жизнь его связана с работой в Смоленском медицинском институте (академии), а тридцать семь лет - с кафедрой терапевтической стоматологии, которую он возглавлял до 2012 года. В настоящее время, являясь профессором кафедры, он активно участвует в жизни академии, передает свой опыт, читает лекции и проводит семинары со студентами. Постоянное стремление Леонида Макаровича к новому определило возможность внедрения в учебный процесс современных стоматологических технологий и активных методов обучения.

Леонид Макарович обладает удивительной способностью осмысливать научную информацию, чтобы потом использовать ее, «доносить» до студентов на лекциях и практических занятиях, мотивировать своих учеников использовать полученную информацию на практике с максимальной отдачей для дела, для пациентов

Благодаря организаторским способностям, целеустремленности, медицинской эрудиции, неиссякаемой энергии и огромному трудолюбию, Леониду Макаровичу Цепову удалось основать и развивать научную школу. Научные разработки сотрудников кафедры направлены на совершенствование методов диагностики, лечения и профилактики основных стоматологических заболеваний. Основным же направлением научной деятельности Леонида Макаровича и его учеников является изучение заболеваний пародонта, Под руководством профессора Л.М. Цепова выполнены и защищены 23 кандидатские и 1 докторская диссертация, опубликовано в соавторстве с учениками и коллегами большое количество монографий, пособий и руководств.

Авторитет Леонида Макаровича связан с Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что личность педагога - это сложное сочетание не только знаний своего предмета, но и общечеловеческих качеств и умений.

его личными качествами: интеллектом, справедливостью, принципиальностью, благожелательностью в сочетании с требовательностью, честностью, стремлением помочь другим, что привлекает к нему коллег по работе и его воспитанников. Он является хорошим примером для всех сотрудников кафедры.

Литература

1. Беликов, В.А. Образование. Деятельность. Личность [Текст] / В.А. Беликов. - М.: Академия Естествознания, 2010. - 179 с.

2. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности [Текст] / Н.М. Борытко; под ред. Н.К. Сергеева. - Волгоград: Перемена, 2001. - 181 с.

3. Полиаспектная подготовка современного педагога [Текст] / Под ред. Г.А. Медяник. - М.: Академия Естествознания, 2011. - 238 с.

4. Резниченко, М.Г. Введение в педагогическую деятельность [Текст] / М.Г. Резниченко. -Самара: Издательство СГПУ, 2003. - 132 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.