Научная статья на тему 'Роль лечебной педагогики в формировании культуры здоровья студента'

Роль лечебной педагогики в формировании культуры здоровья студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куделина Ольга Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль лечебной педагогики в формировании культуры здоровья студента»

Анализ художественной деятельности школьников позволяет определить ту значительную роль, которую она играет в возрастании творческой активности детей, в их обучении, воспитании. Недооценка этих возможностей, невнимательное отношение к детскому художественному творчеству чревато невосполнимыми утратами в формировании их личностно-эмоциональной сферы.

В целом же соединение творческих способностей и эстетической активности школьников представляет плодотворную основу формирования личности школьника.

Библиографический список

1. Апраксина О.А. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе. - М., 1956.

2. БегакБ. Воспитание искусством. - М., 1981.

3. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. - Л., 1989.

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

5. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. - М.. 1982.

6. Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. - М., 1991.

7. Художественное воспитание школьника. -М., 1957.

О.В. Куделина

РОЛЬ ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТА

Известно, что состояние здоровья человека зависит от культуры здоровья,

. понимания важности здорового образа жизни. «Культура» как особый социальный механизм накопления, хранения и трансляции информации представляет социальную ценность, потому что в отличие от других видов живых организмов, у которых большая часть необходимой для выживания информации передается генетически, человек относится к такому существу, для полноценного развития которого большая часть информации «надстраивается» над генетически заданной и передается через социальные отношения. Одним из проявлений культуры является система норм и ценностей в сфере здоровья, которые извлекаются в социальную память. Культура, следовательно, выполняет в обществе функции «социальной генетики». Именно в таком видении культуры заключается специфика гуманитарного ее анализа.

Одним из показателей культуры здоровья является умение властвовать собой, используя самовнушение, самобережение. Пренебрежение правилами психогигиены, длительные стрессы приводят к неврозам, другим заболеваниям. По мнению создателя учения о стрессе Г. Селье, стресс представляет собой реакцию организма на любое предъявленное ему требование. При этом неважно, приятна или нет вызвавшая ее ситуация, важна лишь интенсивность требования. Но в обиходе под стрессом обычно понимают

реакцию на чрезвычайные обстоятельства, на сверхсильные раздражители (дистресс).

Связь между эмоциями человека и его здоровьем заметили еще в древности. Врачеватели полагали, что зависть поражает органы пищеварения, постоянный страх - щитовидную железу. Безутешное горе влечет за собой диабет, а необходимость сдерживать эмоции разрушает сердце. Печаль, уныние и тоска ускоряют старение. Еще опаснее постоянные стрессы.

Нарушения в развитии человека рассматривались в рамках медицинского мышления начала XX века как индивидуально-биологическая категория. Согласно этим воззрениям причина нарушений локализуется в самом человеке, и наука (медицина и педагогика) должна исправить, вылечить имеющимися у нее средствами «поломку» в организме и личности человека. В Западной Европе появляются первые лечебницы для детей-кретинов, для детей с глубокой умственной отсталостью, позже - лечебно-педагогические учреждения для детей с отклонениями в психической, интеллектуальной и других сферах.

Педагогика детей с отклонениями в развитии, будучи новой и подчас не признаваемой сферой знания, охотно опиралась на авторитет медицины (не следует забывать, что социальный статус врача в то время был намного выше, чем у учителя). Вместе с тем параллельно с указанными выше «лечебно-педагогическими» учебными заведениями развивались и собственно образо-

© О.В. Куделина, 2007

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2007

41

вательные учреждения для детей с отклонениями в развитии. Примечательно, что это были учреждения чисто педагогического профиля для тех категорий детей, в «лечении» которых медицина молча признавала себя бессильной, - это дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью. Здесь шло накопление эмпирического педагогического опыта (специальных путей и средств) воспитания и обучения таких детей и, в соответствии с представлениями той эпохи, подготовка их к предстоящей жизни в обществе.

Таким образом, основной задачей лечебной педагогики являлось развитие путем сенсомотор-ных тренировок, медикаментозного лечения, психотерапии тех физических и психических функций, которые имеют отклонения от нормы. Лечебная педагогика утверждала себя, отрабатывая особые, специальные, нетипичные для общей педагогики пути и средства воспитания и обучения, акцентируя представления о том, что дети с отклонениями в развитии - «больные» и их в большей степени надо «лечить», чем особым образом воспитывать и развивать.

В ХХ в. отечественными психологами и педагогами дается обоснование лечебной педагогики как неотъемлемого направления педагогики, сопровождающего учебно-воспитательный процесс ребенка. Так, Л.С. Выготский отмечал, что часто дефект ребенка заключается в болезни. Поэтому воспитание должно быть объединено с лечением и составлять область лечебной педагогики. При этом лечение психологическими приемами, по мнению ученого, сближается с воспитанием даже тогда, когда речь идет о взрослых пациентах. Психотерапия располагает рядом психологических методов, сущность которых заключается в довоспитании личности больного. Не случайно выдающийся психолог считал, что культивирование педагогических назначений, вытекающих из богатого, содержательного научного клинического изучения ребенка, приведет к расцвету лечебной педагогики, всей системы индивидуально-педагогических мероприятий.

В.А. Сухомлинский обоснованно приводил данные, полученные им лично, что для 85% неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являлось плохое состояние здоровья (недомогание или заболевание, чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями родителей,

врача и учителя). Поэтому педагог в своей учебно-воспитательной работе с детьми вплотную подошел к расширительному пониманию лечебной педагогики как самостоятельной отрасли педагогической науки.

Заметный вклад в развитие лечебной педагогики внес в 70-х гг. ХХ в. А.А. Дубровский, рассматривавший лечебную педагогику как специальную отрасль педагогики и медицины, объединяющую и разрабатывающую специфические закономерности, содержание, формы и методы медико-педагогических реабилитационных воздействий, направленных на оптимизацию процессов оздоровления, обучения и воспитания детей. При этом были выявлены следующие принципы лечебной педагогики:

- гуманизма, требующего постоянного проявления обнадеживающего сочувствия больным детям, внушения им веры и надежды в добрые возможности и светлые перспективы к выздоровлению, успешному обучению;

- оптимизма, требующего создания таких условий жизни в детских учебно-воспитательных учреждениях оздоровительного типа, которые отвлекали бы детей от переживаний, связанных с их болезнью, пробуждали бы у них жизнерадостные чувства, направленные на оптимистическое будущее, на выздоровление, укрепление здоровья;

- индивидуально-личностного отношения, требующего в каждом ребенке видеть не только больного учащегося, а целостную личность с ее сугубо индивидуальными чертами характера, воли, интеллекта, многообразными особенностями поведения, отношения к учебе, здоровью и в соответствии с этим применять те или иные медико-психолого-педагогические воздействия;

- преемственности, требующей строгого соблюдения преемственности учебно-воспитательных и оздоровительных мероприятий, единой направленности педагогических и медицинских воздействий, взаимного их дополнения и коррекции с целью создания психологической уравновешенности и уверенности в выздоровлении и успешной учебе, осознания учащимися эффективности и жизненной необходимости как лечебных процедур, так и школьных занятий;

- профессионально-этической, деонтологи-ческой ответственности, требующей создания своих взаимоотношений с учащимися по правилу: перед нами дети, горестно переживающие свое болезненное состояние, поэтому взрослые

42

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2007

никогда не подчеркивают их нездоровье, тем более в присутствии других, верят в выздоровление детей и самим детям внушают этот оптимизм;

- активной жизненной позиции, требующей весь период пребывания в учебно-воспитательных учреждениях оздоровительного типа подготавливать детей к активной полноценной жизни и учебе по возвращении их в обычные домашние условия.

А.А. Дубровским были разработаны некоторые правила и приемы лечебной педагогики: самовнушения, психотерапии и трудотерапии, лечебной силы слова, социальной поддержки, правильного питания и др.

Современная лечебная педагогика ищет оптимальные способы душевно-духовной организации жизни учащегося.

Образовательное пространство учебного заведения представляет собой место, где субъективно задаются множества отношений и связей, где осуществляются специальные деятельности различных систем (государственных, общественных и смешанных) по развитию индивида и его социализации. Также возможно и внутренне формируемое, индивидуальное образовательное пространство, становление которого происходит в опыте каждого. Для личностно-ориентирован-

ной концепции образования это имеет решающее значение, поскольку позволяет:

- студентам самоопределяться в разнообразных оздоравливающих видах деятельности и во взаимодействии с разными сообществами;

- педагогам создавать условия для социализации будущих специалистов в широком социокультурном и оздоравливающем контексте. Именно на этих позициях стоит ряд известных отечественных педагогов: В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, А.В. Гаврилин, О.В. Заславская и др.

В профессиональном учебном заведении должны создаваться оптимальные условия, предупреждающие перегрузку студентов и осуществляющие активную взаимосвязь учебного и внеучеб-ного личностно-ориентированного образовательного процесса.

Важная роль в формировании культуры здоровья студента отводится мотивам социальноценной деятельности будущих специалистов как реальным механизмам их здорового образа жизни. Для этого целесообразна организация оптимального воспитательного процесса: воспитания через событийность и повседневность, использования принципа дополнительности, социальнопедагогического средового подхода.

Р.И. Сунгатуллина

ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Анализ научно-педагогической литературы, существующей практики разви-. тия способностей учащихся на уроках математики, опыта работы с учителями математики в системе повышения квалификации, а также представлений об идеальной деятельности учителя, позволили нам выделить специфичность готовности учителя математики к деятельности по развитию математических способностей учащихся. Специфичность готовности заключается в том, что готовность, категория как бы «пограничная» - это состояние личности, предшествующее выполнению какого-либо осознанного вида деятельности и, более того, входит в неё составной частью.

© Р.И. Сунгатуллина, 2007

И здесь возникает важный вопрос, в какой степени, и по каким механизмам саморегуляции определённое состояние (готовность) личности учителя математики трансформируется в поведенческую активность и реальное поведение на профессиональном уровне? Какова в этой связи стимулирующая роль и значимость всех структурных компонентов готовности?

С другой стороны, если рассматривать проблему готовности учителя к деятельности по развитию математических способностей учащихся в контексте ее формирования в условиях системы повышения квалификации, то соответственно возникает вопрос: «Какими должны быть эти условия и, по каким признакам нам судить об их

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2007

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.