УДК
ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ
СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Н.В. Карташев
В статье показано становление отечественной лечебной педагогики, дана оценка роли педагогов-новаторов в разработке организационно-технологических подходов к охране здоровья детей, формированию здорового образа жизни ребенка, гигиене школьной и семейной жизни. Выявлена необходимость в подготовке родителей к созданию здорового образа жизни ребенка в семье, к разработке социально-педагогических технологий организации оздоравливающего досуга, здорового питания.
Ключевые слова: лечебная педагогика, исторический опыт педагогов-новаторов; здоровый образ жизни человека, социально-педагогическая подготовка родителей к созданию здорового образа жизни ребенка в семье.
В настоящее время, когда в России наблюдается устойчивый рост числа больных детей, должен быть сделан поворот к решению проблемы здоровья подрастающего поколения. Существующая в настоящее время как политическая, так и социокультурная ситуация в стране требует коррекции условий, воспроизводящих нездоровый образ жизни ребенка в семье, образовательном учреждении, социуме. Разобщенные и недостаточно эффективно взаимодействующие друг с другом воспитательные подсистемы школы, семьи и социума не всегда стремятся совместно реализовать единые воспитательные цели. Назрела потребность в коренном изменении отношений системы образования, семейного воспитания и социального устройства детского досуга, сориентированных на защиту здоровья и создания здорового образа жизни ребенка. Сложившаяся ситуация императивно выходит на профессиональный уровень подготовки специалистов, родителей, ориентированных на охрану здоровья и создание технологий, гарантирующих здоровый образ жизни растущего человека, применение лечебной педагогики в институтах его социализации.
Известно, что появление в Европе лечебной педагогики в работе с детьми, имеющими отклонения в своем развитии, относится к началу Х1Х в. Первоначально становление данного раздела науки и вида практической деятельности шло в тесном единстве педагогики с медициной и при несомненном лидерстве последней, а поэтому в значительной степени на ее научной платформе, с заимствованием ее терминологии [1, С.243-246]. Медицинская систематика уже к началу Х1Х в. предложила не только классификацию «встречающихся в педагогике» нарушений развития ребенка, но и основные средства преодоления этих нарушений: диететика, лечение (физической, сенсорной, интеллектуальной сфер), обучение и саморазвитие. При этом нарушения в развитии человека рассматривались в рамках медицинского мышления того времени как индивидуальнобиологической категории. Согласно этим воззрениям причина нарушений здоровья локализуется в самом человеке, и наука (медицина и педагогика) призвана была вылечить имеющимися у нее средствами отклонения от нормы в организме и личности человека.
В этом смысле применение термина « лечебная педагогика» было вполне корректным и полностью согласовывалось с особенностями эпохи, когда медицина была одной из наиболее авторитетных наук, обладала определенным арсеналом средств медицинской помощи человеку. Помимо этого филантропия Х1Х века обладала еще значительным запасом оптимизма в надежде на возможность излечения нарушений сенсорной, моторной и интеллектуальной сферы. Именно в это время в Западной Европе появляются первые лечебницы для детей-кретинов, для детей с глубокой умственной отсталостью, позже - лечебно-педагогические учреждения для детей с отклонениями в психической, интеллектуальной и других сферах.
Педагогика детей с отклонениями в развитии, будучи новой и подчас не признаваемой сферой знания, охотно опиралась на авторитет медицины. Этому способствовал и социальный статус врача, который в то время был намного выше статуса учителя. Вместе с тем параллельно с «лечебно-педагогическими» учебными заведениями развивались и собственно образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии. Примечательно, что это были учреждения чисто педагогического профиля для тех категорий детей, в «лечении» которых медицина молча признавала себя бессильной,- это были дети с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, умственной отсталостью. Постепенно шло накопление эмпирического педагогического опыта (специальных путей и средств) воспитания и обучения таких детей и, в соответствии с представлениями той эпохи, соответствующей подготовкой их к предстоящей жизни в обществе.
Как видим, основной задачей лечебной педагогики на начальном этапе было применение
сенсомоторных тренировок, медикаментозного лечения, психотерапии тех физических и психических функций ребенка, которые имели отклонения от нормы. Лечебная педагогика именно таким путем утверждала себя, отрабатывая особые, специальные, нетипичные для общей педагогики пути и средства воспитания и обучения, акцентируя при этом основную идею, что дети с отклонениями в развитии - «больные», и их в большей степени надо «лечить», чем особым образом воспитывать, развивать и социализировать [ 1 ].
Для отечественной педагогики России XIX в. стало характерным обращать внимание родителей, учителей, общества на факторы нездоровья детей, выявлять причины нездорового образа жизни человека. Так, В.Г.Белинский задачами физического воспитания считал охрану здоровья детей, развитие их физических сил путем установления правильного образа жизни, организации игр, гимнастических упражнений, соблюдения правил личной и общественной гигиены и усвоения естественнонаучных знаний о человеке. Н.Г.Чернышевский видел задачи физического воспитания во всемерном развитии физических сил и укреплении здоровья воспитанников. Схожесть позиции революционных демократов заключалась в том, что они значительное место отводили ежедневным физическим упражнениям, постоянному закаливанию детского организма, что, в свою очередь, положительно влияло на воспитания воли ребенка. Н.А.Добролюбов оценивал физическое воспитание не только с точки зрения развития и укрепления физических сил и здоровья человека, но и как одно из условий успешного развития духовных сил: «...только при наличии здорового организма, здоровых органов чувств, нервной системы и мозга, являющегося носителем психических функций, может вполне нормально протекать духовное развитие детей...[2]. Для правильной постановки физического воспитания Н.А.Добролюбов предлагал использовать разнообразные средства физического развития, соответствующие возрасту и силам учащихся, чередовать физические и умственные упражнения, труд и отдых, обеспечить нормальное питание и сон ребенка. Среди различных средств физического воспитания революционные демократы видное место отводили физическому труду.
Другие представители общественно-педагогического движения России также обращались к теме здоровья ребенка: Н.В.Шелгунов одним из главных условий здоровья детей считал привычку к упорядоченной и умеренной жизни; деятели начального образования Н.А.Корф и
Н.Ф.Бунаков стремились к созданию необходимых санитарно-гигиенических условий для полноценного детского учебного труда [3].
Особое значение в воспитательном процессе ребенка в XIX в. приобретал принцип приро-досообразности. К.Д.Ушинский видел смысл данного принципа во всестороннем изучении природы самого ребенка, его анатомии, физиологии, психологии, педагогики; в приближении содержания и организации процесса воспитания и обучения к природе, противодействии разлагающему влиянию урбанизации; народности воспитания, традиции и обычаи которой уходят корнями в отношения человека с родной для него природой и социумом.
Конец Х1Х- нач. XX вв. стал переломной эпохой во многих сферах социальноэкономической, политической и духовной жизни России. В это время получили развитие новые области науки: например, физиолог И.П.Павлов явился создателем учения о высшей нервной деятельности, за свои исследования в области физиологии пищеварения в 1904 г. он был удостоен Нобелевской премии; П.Ф.Лесгафт, крупный ученый и организатор педагогического движения за введение физического воспитания в школах и детских учреждениях, в своем труде «Руководство к физическому образованию детей школьного возраста» предлагал оригинальную систему физического воспитания на основе закона постепенности и последовательности развития и закона гармонии и др.
В России, начиная с эпохи капитализма, наметился процесс разрушения народной культуры и домашнего быта, что не могло не сказаться на сфере семейного воспитания. Это замечали выдающиеся отечественные педагоги К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев, П.Ф.Лесгафт и др. Чтобы затормозить данный разрушительный процесс П.Ф.Каптерев создает «Семейную энциклопедию»; в 1913 году в России созывается первый и единственный съезд по семейному воспитанию; все большее внимание педагоги стали уделять среде обитания ребенка, считая именно среду важным фактором социального здоровья человека. Не случайно на рубеже XIX-XX вв. существовала научно-обоснованная точка зрения на роль школы в организации оптимальных условий для воспитания в ребенке бодрости духа и формировании здорового образа жизни. В.А.Фармаковский в своей книге «Школьная диэтетика» отмечал необходимость эстетического устройства образовательного учреждения для успешного влияния на добрые нравы и вкусы детей.
Известный отечественный педагог-новатор начала XX века С.Т. Шацкий в качестве веду-
щих факторов нездоровья ребенка выделял социальные факторы. При этом он отмечал, что городские дети, не посещающие образовательные учреждения, значительное время бесцельно проводят на улицах, подражая уродливым явлениям социума. Причины этого педагог видел в том, что родители почти не задумываются об устройстве разумной, развивающей и оздоравливающей обстановки для своих детей. Педагог считал это «пробелом» в деятельности городского общества и прогнозировал его как «все более расширяющимся». Поэтому педагогический коллектив коллег-единомышленников под руководством С.Т.Шацкого с 1905 г. практически, теоретически и организационно занимался решением проблемы устройства разумной, развивающе-оздоравливающей досуговой среды ребенка. С создания общества «Сетлемент», в последующем реорганизованного в общество «Детский труд и отдых», а затем и в Первую опытную станцию Наркомпроса, в культурной жизни страны появилось новое, говоря словами самого С.Т.Шацкого, «педагогическое течение», участники которого начали работу с детского клуба, детского сада и колонии, имея в виду организацию социально-оздоравливающей среды - детских сообществ и их изучение,- а в дальнейшем уже перешли к школе.
С.Т. и В.Н. Шацкие прекрасно понимали роль и место семьи в социализации детей в новых политических условиях страны. Педагоги строили воспитательную работу в школах Первой опытной станции Наркомпроса на основе социально-педагогической диагностики, с учетом гигиенических требований к семье и школе, создания такой образовательной среды, которая способна оздо-равливать ребенка. Например, анализ трудовой деятельности деревенских детей позволил С.Т.Шацкому выявить как положительные, так и отрицательные элементы трудового воспитания на селе. К числу серьезных недостатков трудового воспитания педагоги относили: слишком большую нагрузку, непосильную для детского организма и мешающую школьным занятиям ребенка. Кроме этого, негативно влияли непродуманный родителями отбор видов трудовой деятельности, неприспособленные для детей инструменты сельскохозяйственного труда и др.
Основываясь на данных, полученных в результате изучения трудового воспитания в семье, школы Первой опытной станции начали вносить в труд детей организованное начало, выступать против непосильных нагрузок, разрушающих детский организм. При этом педагоги добивались установления правильного чередования труда и отдыха, рекомендовали родителям виды труда и инструменты трудовой деятельности, соответствующие возрастным особенностям и возможностям ребенка. Самообслуживание являлось важной частью трудового воспитания детей: дети должны были делать уборку в школе, следить за чистотой и порядком. Это побуждало их соблюдать санитарно-гигиенические правила, приучало смотреть на школу, как на свой дом, за чистоту и порядок которого они отвечали. Кроме этого, школа активно вела пропаганду среди населения санитарно-гигиенических норм и правил труда и быта.
С.Т.Шацкий одним из первых актуализировал и получил реальный результат тесного сотрудничества образовательного учреждения с населением, общественными организациями. Так, педагогом обоснованно была выдвинута идея, что школа как образовательное учреждение является центром воспитания в социальной среде, изучает факторы влияния среды на воспитательный процесс, анализирует положительные влияния, устраняет отрицательные или предпринимает попытки смягчить негативное воздействие среды на детей. Только при условии тесного сотрудничества с населением и общественными организациями школа может эффективно решать воспитательные задачи. «Изменение факторов воспитания,- писал Шацкий,- производится деятельностью среды при организующей работе школы. Результатом такой работы должны быть режимы детского поведения по отношению ко всем естественным факторам воспитания - теплу, свету, воздуху, сну, пище, одежде, изменениям физического состояния. Школа вырабатывает режимы, среда их приводит (разумеется, среда и детская, и взрослая) иначе эта задача невыполнима»[ 4 ].
Основой организации физического воспитания в Первой опытной станции Наркомпроса послужили идеи П.Ф.Лесгафта, активно внедрявшиеся его ученицей Н.О.Массалитиновой, которая вместе с С.Т. и В.Н.Шацкими разработала основы гигиенического режима школьников колонии «Бодрая жизнь». Изучение гигиены ребенка, влияние внешней среды на его здоровье, охрана его здоровья проводилась и в Первой опытной станции Наркомпроса. Сотрудниками станции также были разработаны санитарно-гигиенические требования к ученикам. Дети должны были приходить в школу с чистыми руками, подстриженными ногтями, вычищенной одеждой и обувью; были обязаны соблюдать правила санитарии в классе, чистоту и порядок в доме. Эта работа начиналась с детьми первой группы и продолжалась, постепенно усложняясь, до окончания школы. В первой группе дети получали навыки личной гигиены, во второй - навыки гигиены в семье, в третьей и четвертой группах дети изучали общественную гигиену и принимали непосредственное
участие в борьбе за гигиену и санитарию деревни, города [ 4, С.74-75].
Педагогика С.Т.Шацкого строилась на воспитании здоровых, честных, трудолюбивых детей, которые должны жить более интересной и содержательной жизнью, чем их отцы и матери. Работая, в основном, с городскими детьми рабочих окраин Москвы и сельских поселений Калужской и Московской областей, педагог видел очевидные недостатки семейного воспитания детей рабочих и крестьян. Поэтому школа организовывала и контролировала работу по охране здоровья детей не только в семьях, но и окружающей среде: разрабатывала санитарно-гигиенические требования к ученикам; формировала у детей навыки личной гигиены в образовательном учреждении и семье; привлекала школьников к участию в движении за гигиену и санитарию среди населения; проводила различные компании борьбы за здоровый быт человека с целью ликвидации очагов антисанитарии. Кроме этого, учителя организовывали работу детских и взрослых санитарных комиссий по разъяснению санитарно-гигиенических правил среди детского и взрослого населения; использовали свой личный пример в пропаганде гигиенических навыков. Деятельность педагогов-новаторов внесла существенный вклад в оздоровление социальной и образовательной среды в стране.
Вопросы воспитания здорового, физически развитого человека актуализировались по вполне понятным причинам: низкий прожиточный уровень жизни населения в стране как результат войны и неурожайных 1920-1921 гг.; почти полное отсутствие во многих районах страны медицинского персонала, незнание населением элементарных правил санитарии и гигиены приводили к высокому уровню смертности, в первую очередь среди детей. Согласно переписи населения 1926 г. на каждую тысячу жителей СССР умирало 89 человек в возрасте до 14 лет. Это был самый высокий процент детской смертности среди жителей европейских стран [ 5].
Охрана здоровья школьников строилась на материале, полученном в результате изучения жизни детей как в городе, так и в деревне. Положение было тяжелое. Так, в городском отделении Первой опытной станции сотрудники описывали обстановку по месту жительства учеников, где дети проводили свое досуговое время: «Дворы отличаются большой загрязненностью. Открытые помойные ямы, открытые уборные с полуразвалившимися стенками, часто расположенные под лестницей с шатающимися ступеньками, делают летом дворы зловонными»[4, С.74].
Санитарно-гигиеническая работа с детьми и населением, проводившаяся систематически из года в год школами Первой опытной станции, способствовала выработке привычек к чистоте и аккуратности, которые постепенно становились нормой жизни человека. В 1925 году обследованием врачей было установлено заметное улучшение состояние здоровья детей в районе Первой опытной станции. Несомненно, большую роль в этом деле сыграла целенаправленная деятельность коллектива сотрудников станции.
Наряду с санитарно-гигиеническими мероприятиями в школах станции много внимания уделяли закаливанию детского организма, физическим упражнениям, путешествиям по родному краю. Самый образ жизни детей - посильный физический труд, длительное пребывание на свежем воздухе, разумная организация жизни - способствовали развитию здорового организма. Правильному физическому развитию детей помогали и игры, культивировавшиеся в Первой опытной станции. Во время больших перемен, длившихся один час, и в свободное время дети играли в любимые игры «Все охотники», «Караси и щуки» и др. Сотрудники Первой опытной станции признавали огромную ценность детских игр для физического развития ребенка и всячески способствовали их широкому распространению [ 4, С.78-79].
Отечественными психологами и педагогами в этот период дается обоснование лечебной педагогики как неотъемлемого направления педагогики, сопровождающего учебновоспитательный процесс ребенка. Так, Л.С.Выготский отмечал, что часто дефект ребенка заключается в болезни. Поэтому воспитание должно быть объединено с лечением и составлять область лечебной педагогики. При этом лечение психологическими приемами, по мнению ученого, сближается с воспитанием даже тогда, когда речь идет о взрослых пациентах. Психотерапия располагает рядом психологических методов, сущность которых заключается в довоспитании личности больного. Не случайно выдающийся психолог считал, что культивирование педагогических назначений, вытекающих из богатого, содержательного научного клинического изучения ребенка, приведет к расцвету лечебной педагогики, всей системы индивидуально-педагогических мероприятий [6, С. 185,321].
Эта же позиция была актуализирована в 50-60 годы и В.А.Сухомлинским, который обоснованно приводил данные, полученные им лично, что для 85% неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являлось плохое состояние здоровья ( недомогание или заболевание,
чаще всего совершенно незаметное и поддающееся излечению только совместными усилиями родителей, врача и учителя). Поэтому педагог в своей учебно-воспитательной работе с детьми вплотную подошел к расширительному пониманию лечебной педагогики как самостоятельной отрасли педагогической науки [7, С.43].
Заметный вклад в развитие отечественной лечебной педагогики внес в 70-е гг. А.А.Дубровский, рассматривавший лечебную педагогику как специальную отрасль педагогики и медицины, объединяющую и разрабатывающую специфические закономерности, содержание, формы и методы медико-педагогических реабилитационных воздействий, направленных на оптимизацию процессов оздоровления, обучения и воспитания детей. Им были сделаны многочисленные рекомендации родителям и педагогам по оздоровлению детей, в том числе с ограниченными возможностями в здоровье [8].
Однако в 80-х гг. обозначилась тенденция в разрозненности действий субъектов воспитания (семьи и школы), недостаточности просветительских усилий врачей, педагогов, родителей, средств массовой информации о здоровом образе жизни человека, слабое использование в этом направлении возможностей внеклассной и внеучебной работы с учащейся молодежью и др. Это привело к тому, что на детское и молодежное сознание более сильное воздействие, чем семья и образовательное учреждение, стали оказывать такие факторы, как субкультура сверстников, средства массовой коммуникации, контркультурные организации и диссоциальное воспитание, неблагоприятный микросоциум и др. Сами дети, оставшись без педагогической и социальнопедагогической поддержки со стороны родителей и специалистов, не до конца понимали опасность и вред наркотиков, алкоголя, никотина, других дурманящих средств для физического состояния организма и психики, духовного мира и личностных качеств человека. Не случайно в молодежной среде повсеместно наблюдался рост таких явлений, как табакокурение, алкоголизм, наркомания, ранние и беспорядочные половые связи, которые переходят в социальные заболевания. Вредные привычки становились одним из факторов нездоровья подрастающего поколения.
В создавшейся в обществе критической ситуации известным отечественным педагогом Б.Т.Лихачевым было предложено такое направление воспитательной работы с детьми, как антиотравляющее воспитание, которое понималось как процесс формирования у детей осознанной опасности наркотического, токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики, развития нравственно-эстетического отвращения и противодействия пьянству, курению, наркотикам. Содержание данного направления воспитательной работы не должно было сводиться только к «анти-», т.е. к тому, чего не надо делать. Оно должно было строиться на утверждении идеала и норм здоровой гармонической и счастливой жизни каждого. Средствами здорового образа жизни являются методы убеждения и организации учебной, внеучебной и разнообразной досуговой деятельности детей, а также общение подростков и личное влияние, пример учителей, взрослых. В связи с этим были разработаны показатели физической воспитанности: развитые двигательные умения и физическое развитие в целом, соответствующее возрасту, систематические занятия физическими упражнениями, играми, спортом, соблюдение норм личной гигиены, выполнение нравственных и медицинских предписаний в половой жизни, следование требованиям здорового образа жизни [ 9, С.350-355 ]. Кроме этого, были сформулированы здравоохранительная, воспитательная и просветительская функции антиотравляющего общественного и индивидуального сознания.
Здравоохранительная функция состоит в формировании у молодых людей убеждения, что употребление алкогольных и наркотических средств наносит ущерб здоровью, приводит к преждевременному старению организма и психическому маразму, утрате работоспособности, радости человеческого общения, полноценности духовных и половых отношений между женщиной и мужчиной.
Воспитательная функция заключается в развитии у детей полезных привычек использования свободного времени, стремления к творчеству и богатому духовному общению с людьми. Данная функция не только формирует негативное отношение к пьянству, наркомании, токсикомании, но и развивает стремление ребенка к активной борьбе с этим общественным злом.
Просветительская функция направлена на то, чтобы наиболее полно раскрыть обучающимся губительную сущность отравляющих организм веществ, способствовать их личностному становлению в качестве активных пропагандистов здорового образа жизни, борцов с наркоманией и пьянством.
К 90-м годам XX в. Н.Ф.Масловой было определено место и роль лечебной педагогики в системе социально-педагогической деятельности [ 10 ]. Лечебная педагогика понимается как спе-
циальная, относительно самостоятельная отрасль социальной педагогики на стыке медицины, психологии и общей педагогики, решающих задачи воспитания детей с отклонениями в состоянии здоровья и из-за социального или экологического неблагополучия условий жизнедеятельности. Лечебная педагогика как одно из направлений деятельности учителей, социальных работников и социальных педагогов, медицинских работников, родителей по своему содержанию была направлена на поиск оптимальных способов душевно-духовной организации жизни ребенка в связи с конкретными проявлениями его страданий, эмоционально положительного настроя окружающей среды, создание живительной лечебно-профилактической атмосферы в социальном воспитании ребенка в современных стрессовых условиях. При этом были сформулированы задачи и принципы лечебной педагогики:
Задачи: социо-психолого-педагогическая профилактика укрепления и охраны здоровья; реализация прав ребенка на здоровье, закрепленных в международной Конвенции о правах ребенка, средствами психотерапии искусства и природы; повышение общего тонуса и щадящая корректировка индивидуальных отношений личности.
Принципы: профессионально-этическая ответственность воспитателя во взаимодействии с личностью, обеспокоенность профилактикой и охраной ее физического, психологического, социального здоровья; гуманность, проявление обнадеживающего сочувствия и индивидуально бережного отношения к страдающим и больным детям, учет особенностей личности и индивидуальных черт характера, вариантов поведения, отношения к жизни, учебе и здоровью; способность педагога сохранять собственное здоровье и обучать этому детей; предупреждение дидактогенных (школьных) неврозов и устранение социопсихологопедагогическими средствами причин, их вызывающих, на основе создания живительной лечебно-профилактической атмосферы, с предельным использованием эмоционально-положительного настроя среды развития и социального воспитания детей; системное педагогическое аранжирование средств психогигиены, психопрофилактики, социопсихотерапии в учебно-образовательной деятельности школ с опорой на данные диагностики состояний и отношений детей к себе, школе, семье, миру вокруг; позитивная педагогическая позиция к личностному росту самооценки человека, чувству самоуважения и самоотношения, целенаправленность поощрения в ребенке чувства собственного достоинства в деятельности и отношениях с людьми; учет возможностей природной и социокультурной среды, конкретного пространства жизнедеятельности, общения и взаимоотношений детей и взрослых в условиях определенной экологической ситуации; сопряжение заинтересованных усилий педагога, врача и семьи с активностью самого ребенка в достижении положительных результатов в становлении физического, психического, социального здоровья личности.
Специалистами (Б.Ц.Урланис , С.Л.Соломонов , Ю.П.Лисицын и др.) установлено, что первое место по значению для здоровья человека заняла сфера, связанная с образом его жизни, удельный вес которой составляет примерно 49-53% в здоровье человека. При этом сформулированы следующие группы признаков нездорового образа жизни: курение, употребление табака; несбалансированное, неправильное питание, употребление алкоголя; вредные условия труда; стрессовые ситуации (дистрессы); адинамия, гиподинамия; плохие материально-бытовые условия; потребление наркотиков, злоупотребление алкоголем; непрочность семьи, одиночество; низкий образовательный и культурный уровни; чрезмерно высокий уровень урбанизации.
Именно семья в формировании безопасного для ребенка образа жизни занимает лидирующую и определяющую позицию. Учеными (Самородова О.А. и др.) предложена типология семей по критерию их социальной мобильности. Данный критерий позволяет выделить три группы респондентов: семьи, сломленные жизненными обстоятельствами; социально пассивные и социально активные семьи. Критерий социальной мобильности также позволяет выявить степень педагогической готовности родителей к организации здорового образа жизни детей в семье.
Одним из актуальных направлений курсовой подготовки родителей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности должна стать лечебно-педагогическая работа с детьми. Огромную роль в данном направлении воспитания ребенка играет владение родителями совокупностью психолого-педагогических, медицинских, правовых, социологических и других знаний, а также их эрудиция, умение стать для ребенка авторитетным и надежным проводником здоровьесохраняющей жизни. Среди способностей родителей, определяющих их успешность в лечебнопедагогической деятельности в семье, необходимо выделить: чувствительность к растущему ребенку как формирующейся личности; коммуникативные, перцептивные, диагностические, прогностические способности; способность к эмпатии; к социально-педагогической здоровьесодержащей режиссуре и др.
Данные способности предполагают взаимодействие между родителями и детьми, базирующееся на принципах гуманистической педагогики: максимальное стремление оказать лечебнопедагогическую поддержку больному ребенку (протяни руку помощи ); следование за эмоциями больного ребенка (не опережай эмоциональный опыт самого ребенка и его способности к реагированию); самотождественность (соответствуй в своем поведении нормам здорового образа жизни, собственным переживаниям, своей родительской человеколюбивой сущности); безоценочное отношение к ребенку (прими ребенка таким, какой он есть); стремление почувствовать то же, что чувствует ребенок (пойми его).
Кроме этого, родителям необходимо овладевать приемами, технологиями, с помощью которых родители смогут конструировать лечебно-педагогическое взаимодействие с ребенком: выполнение режима дня, технологии организации оздоравливающего досуга, нормы здорового питания и др. Однако лечебно-педагогические технологии в семейном воспитании часто связаны с преодолением детского непонимания, нежелания. Поэтому для преодоления существующих барьеров непонимания ценностей лечебной педагогики, разных подходов и взглядов на нормы жизнедеятельности родителей и детей необходимо постепенно подвести ребенка к резонансу в общении, при котором слова взрослого начинают вызывать у ребенка нужные реакции. Этому помогает методика контактного взаимодействия, предложенная Д.Б.Филоновым [11, С.99-109] и которая включает в себя следующие позиции:
1. Доверительное общение между родителями и детьми должно возникнуть как естественное желание поделиться друг с другом ценной информацией о здоровье, здоровом образе жизни.
2. Взаимодействие родителей и детей может быть динамично развивающимся и содержать в себе несколько этапов. Преждевременная и необоснованная попытка перейти с этапа на этап может стать разрушительной для самого процесса взаимодействия.
3. Процесс взаимодействия должен развиваться логично и последовательно, а динамичный переход с более низкой ступени взаимодействия на более высокую возможен только при получении реальных положительных результатов на первой ступени.
Целесообразно выделить следующие стадии контактного взаимодействия:
1. Накопление согласия. Задача первого этапа - нейтрализация настороженности, тревожности партнера, разведывательный поиск общих тем для разговора. На этой стадии добиваются первичного созвучия, совпадения в суждениях и выводах. О положительных результатах можно судить по сокращению пауз, выражению собственного мнения собеседника, его некоторому расслаблению, снижению самоконтроля за высказываниями.
2. Поиск совпадающих интересов. На этой стадии важно выявить все, что указывает на сходство позиций. Взрослый как бы становится на один уровень с ребенком и доказывает ему, что они могут прийти к взаимопониманию. Важно проявить склонность к уступкам (ребенок должен понять, что взрослый хочет и может пойти ему навстречу, если убедиться в его правоте), показать интерес к увлечениям и взглядам оппонента.
3. Взаимное принятие для обсуждения личностных качеств и принципов. К этому этапу общение уже приобретает эмоциональную окраску и можно начинать искать более прочную и широкую основу для углубления отношений. Здесь взрослому необходимо показать, что независимо от фактического состояния дел он безоговорочно принимает те положительные качества, которые ребенок себе приписывает, и подвести собеседника к выводу, что их связывают как общие интересы, так и сходство взглядов, характеров.
4. Выявление качеств, опасных для взаимодействия. Благодаря пройденным стадиям настороженность ребенка снимается настолько, что он уже может поделиться своими тревогами по поводу имеющихся у него негативных качеств, заняться самокритикой, причем не только в прямой форме, но и косвенно, говоря будто бы о ком-то другом. У него появляется потребность полностью раскрыться.
5. Реализация способов индивидуального воздействия и взаимной адаптации. На этой стадии психологический фундамент общения уже настолько прочен, что можно приступать к той исходной цели, которую ставил перед собой взрослый как инициатор общения. Теперь он уже может открыто говорить о том, какие изменения хочет видеть в ребенке.
6. Согласованное взаимодействие. Теперь можно вести принципиальные споры по тем проблемам, которые были намечены перед началом взаимодействия. Ведь негативные установки нейтрализованы, доверие установлено, ребенок начинает прислушиваться к доводам и доказательствам без недоверия и психологических барьеров.
Второй аспект технологии лечебно-педагогического взаимодействия с ребенком состоит в
овладении приемами и средствами самореализации, включающими овладение своим организмом, мимической и пантомимической выразительностью, управление эмоциями, настроением (снятие избыточного психического напряжения, создание определенного эмоционального фона взаимодействия), улучшение техники речи.
При этом возможно широкое толкование термина лечебно-педагогическая работа родителей с детьми в семье: систематическая и содержательная программа, цель которой состоит в распространении информации, знаний и навыков в различных лечебно-педагогических аспектах деятельности родителей ( лечебном питании, игротерапии, музыкотерапии, ритмотерапии, фитотерапии, библиотерапии и др.); формальная попытка повысить уровень знаний родителей в сфере лечебно-педагогической работы с ребенком в семье; воспитание родителей как субъектов лечебнопедагогической работы с ребенком в семье.
Таким образом, существующая в настоящее время политическая и социокультурная ситуация в стране требует корректировки ценностных ориентаций в воспитании детей и молодежи в соответствии с необходимостью создания оптимальных условий для здорового образа жизни ребенка в семье, образовательном учреждении и социуме. Семья как ведущий институт социализации ребенка имеет все основания для организации в домашних условиях оздоравливающей технологии как основы подготовки детей к самосохранению и развитию своего здоровья. Организация при образовательных учреждениях целевых курсов для родителей по реализации лечебнопедагогического взаимодействия с детьми в семье может стать основным звеном в андрагогиче-ском процессе обучения, воспитания, развития психолого-педагогической, лечебнопедагогической культуры родителей.
The article shows the formation of the national medical pedagogy, evaluation of the role of educators and innovators in the development of organizational and technological approaches to child health, healthy lifestyle of the child, school health and family life. Identified the need to prepare parents to create a healthy lifestyle of the child in the family, to develop social and educational organization of health-improving technologies of leisure, healthy food.
The key words: medical teaching, the historical experience of educators and innovators, healthy way of life, social and pedagogical training ofparents to create a healthy way of life of the child in the family.
Список литературы
1. Кумарина Г.Ф., Назарова Н.М. Коррекционная педагогика и специальная педагогика: концептуальные основания дескрипторов // Понятийный аппарат педагогики и образования:Сб. науч.тр. Вып.3. Екатеринбург:Изд во «СВ»,1998. С.243 251.
2. Смирнов В.З. Очерки по истории прогрессивной русской педагогики XIX века. М. :Учпедгиз, 1963.
3. Новолодская Е.Г. Проблема здоровья подрастающего поколения в истории зарубежного и отечественного образования //Педагог.Наука, технология, практика. 1999. №2. С. 107 111.
4. .Фрадкин Ф.А., Малинин Г.А. Воспитательная система С.Т.Шацкого. М.:Прометей,1993. 176 с.
5. Народное образование в СССР.Сб.документов 1917 1973 гг. М.:Педагогика,1974. 560 с.
6. Выготский Л.С.Собр.соч. Т.5. М.,1983. 324 с.
7. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа,1972.
8. Дубровский А.А., Дегтерев Е.А., Гурин В.Е. Лечебная педагогика: методическое пособие. Краснодар: Краснодарское отделение Педагогического общества РСФСР,1988. 196 с.
9. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М.:Прометей,1993. 527 с.
10. Рабочая книга социального педагога. Часть 11: Социальная педагогика и социальная работа. Пособие для самообразования/ Под ред.Н.Ф.Масловой. Орел,1995. 160 с.
11. Пиюкова С.С. Повышение компетентности родителей, воспитывающих приемных детей //Актуальные проблемы воспитания и образования на пороге XXI века. Самара: Изд во «Самарский университет»,2002. С.99 109.
Об авторе
Карташев Н.В. - доктор педагогических наук. профессор Московского государственного областного гуманитарного института