Научная статья на тему 'Роль художественной деятельности в формировании личности школьника'

Роль художественной деятельности в формировании личности школьника Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
596
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль художественной деятельности в формировании личности школьника»

- ценности города, населенного пункта, региона;

- этнические и классовые ценности;

- общечеловеческие ценности.

Каждая социальная общность стремится создать систему своих ценностей, оформляющую интересы функционирования этой общности. С течением времени ценности создаются, перерождаются в ценности другого плана, исчезают.

Каждая культурно-историческая эпоха рождает позитивные и негативные ценности - ценности и антиценности.

Помогая осваивать учащемуся «ценностную картину мира», формируя у него понимание ценности, педагог должен учитывать субъективные потребности обучаемого, прогнозировать формирование новых ценностных ориентиров, стремиться мотивировать необходимость гуманизации общества.

Необходимо в процессе воспитания старшеклассников, студентов опираться на точное знание факторов, тормозящих развитие социальной активности молодежи:

- прагматизм, гедонизм некоторой части ребят;

- ухудшение состояния здоровья молодежи, на которое указывают физиологи;

- обстановка бездуховности в семьях, страсть к накопительству;

- отсутствие и неопределенность трудовых и жизненных ориентаций.

Одна из главных задач современной педагогики - осмысление новых воспитательных целей образовательных учреждений.

В процессе освоения обучаемыми дисциплин социально-гуманитарного цикла ценность осознается как благо, она служит основанием для возможности осмысления мира, ибо в основе поиска смысла лежат интересы человека, обусловленные его потребностями.

Внедрение информационно-аналитического менеджмента образования в учебном заведении посредством совместной работы с центром социологических исследований, реализации международных проектов позволит прослеживать динамику новых воспитательных целей и ценностей, позволит осуществлять социолого-педаго-гический мониторинг.

А.Т. Дарчиева РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Художественное воспитание создает личность средствами искусства. Эстетически развитого и культурного человека характеризует гибкая творческая, трудовая активность, богатое воображение, яркое видение мира, обращение к художественному опыту человечества.

В педагогическом процессе искусство представлено как средство познания мира и как особый вид художественной деятельности, являющимся мощным фактором воспитания творческой активности школьника.

Активное вовлечение школьников в процесс художественной деятельности, постоянное выявление и реализация потенциальных возможностей учащихся содействуют интенсивному формированию творческого уровня активности школьника, становления его как субъекта художественной деятельности.

В ходе этой деятельности у учащихся развивается более тонкое и всестороннее восприятие окружающей жизни, а также и ее образов, отраженных в произведениях искусства [1, с. 7].

Отличие художественной деятельности от других видов заключается в следующем:

- художественный объект существует и функционирует как модель реальной действительности, и каждый истинно художественный объект уже является художественной ценностью;

- эстетическое отношение в художественной деятельности возникает в непосредственном контакте с художественным объектом;

- в художественной деятельности доминирует роль эмоциональных факторов.

Специфичен сам процесс восприятия и исполнения художественной деятельности. Если поиск научного знания повторяем, то художественное видение для каждого человека является особенным, уникальным. Специфика художественной деятельности отражается и на общении школьников, являясь и «дополнением, и целенаправленным расширением, и углублением реального общения» [3, с. 88].

Включение элементов художественной деятельности в процесс урока активизирует выявле-

© А.Т. Дарчиева, 2007

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2007

39

ние эстетического потенциала системы знаний, формирует способность наслаждаться самим процессом познания.

Особенностью художественной деятельности является и то, что она состоит из двух процессов: художественного восприятия и практической художественной деятельности.

В настоящее время разработаны школьные программы, которые дают возможность решать проблемы влияния художественной деятельности школьников на их духовное становление, формирующей способности ориентироваться в области художественной культуры в целом.

Существуют разные подходы к анализу художественной деятельности школьников. Ряд педагогов исходят из того, что дети должны получить минимум знаний, умений и навыков в основных видах искусства методами, которые применяются при их обучении основам наук. Преимущества такого направления в том, что у детей вырабатываются навыки и практические умения в рисовании, музыке, танцах и т.д. Но, как правило, оно результативно у тех школьников, которые ранее занимались в студиях, кружках и т.д.

Недостаток такого подхода в том, что значительная часть учащихся за учебное время не успевает усвоить хотя бы минимальные знания и умения, а тем более выразить к ним отношение [6, с. 33].

Другие специалисты считают, что художественное образование и эстетическое развитие школьника должно проходить также как в дошкольном учреждении: нужно создавать те же благоприятные условия для художественной деятельности школьников, стимулировать и закреплять самостоятельно найденные учащимися средства художественной выразительно, что значительно обогащает художественную педагогику.

Художественное воспитание не должно идти в отрыве от воспитания умственного, нравственного, трудового, физического, так как только в их единстве происходит формирование всесторонне развитой личности. Исследования показывают, что при полноценном художественном развитии успешнее идет и формирование познавательных интересов, глубже усваиваются нравственные нормы.

Об успешном художественном воздействии на школьника свидетельствует его потребность в обращении к искусству, желание высказывать свое мнение по поводу произведений искусства, раз-

витие художественного самодеятельного творчества детей [5, с. 44].

Основными показателями художественной деятельности школьников являются: готовность к художественной деятельности, эмоциональноличностный отклик; глубокий художественный интерес; творческая актуализация художественных умений; оценка и преобразование результата художественной деятельности.

Определены три уровня художественной сфор-мированности школьников.

Это, в первую очередь, художественно-творческий уровень, характеризующийся самостоятельным осознанием цели, проявлением художественного интереса. Этот уровень отличается эмоциональной направленностью, самостоятельным использованием художественных интересов.

Второй уровень - художественно-поисковый. Отличается он готовностью восприятия цели, поставленной педагогом. При активном использовании отдельных художественных умений у школьников обнаруживается неумение охватить процесс в целом. Поэтому необходима помощь учителя в поиске необходимых способов.

Художественно-подражательный уровень характеризуется неглубоким репродуктивным осмысливанием цели, ситуативным проявлением интереса к художественной деятельности. На этом уровне обычно недостаточно самостоятельных проявлений.

Все три уровня художественной деятельности находятся между собой в определенной взаимосвязи.

Для приобщения к активной художественной деятельности необходимо выяснить творческие потенции школьников и вовлечь их в непосредственный процесс художественного творчества: сочинение сказок, поэтических мини-зарисовок и т.д. Реализация школьником художественной зарисовки раскрывает новые возможности их деятельности, влияет на их внутренний мир, на развитие нравственно-эстетический чувств сопричастности к тому или иному явлению окружающей действительности.

Художественная деятельность школьников приобщает к творческому отношению ко всем видам искусства, развивает особые механизмы творчества: способности личности видеть в предметах нечто новое, оригинальное. В этом случае продукт детского творчества в художественной деятельности всегда является единственным в своем роде, неповторимым, уникальным, ценным.

40

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2007

Анализ художественной деятельности школьников позволяет определить ту значительную роль, которую она играет в возрастании творческой активности детей, в их обучении, воспитании. Недооценка этих возможностей, невнимательное отношение к детскому художественному творчеству чревато невосполнимыми утратами в формировании их личностно-эмоциональной сферы.

В целом же соединение творческих способностей и эстетической активности школьников представляет плодотворную основу формирования личности школьника.

Библиографический список

1. Апраксина О.А. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе. - М., 1956.

2. БегакБ. Воспитание искусством. - М., 1981.

3. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. - Л., 1989.

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.

5. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. - М.. 1982.

6. Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. - М., 1991.

7. Хдокественное воспитание школьника. -М., 1957.

О.В. Куделина РОЛЬ ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТА

Известно, что состояние здоровья человека зависит от культуры здоровья, понимания важности здорового образа жизни. «Культура» как особый социальный механизм накопления, хранения и трансляции информации представляет социальную ценность, потому что в отличие от других видов живых организмов, у которых большая часть необходимой для выживания информации передается генетически, человек относится к такому существу, для полноценного развития которого большая часть информации «надстраивается» над генетически заданной и передается через социальные отношения. Одним из проявлений культуры является система норм и ценностей в сфере здоровья, которые извлекаются в социальную память. Культура, следовательно, выполняет в обществе функции «социальной генетики». Именно в таком видении культуры заключается специфика гуманитарного ее анализа.

Одним из показателей культуры здоровья является умение властвовать собой, используя самовнушение, самобережение. Пренебрежение правилами психогигиены, длительные стрессы приводят к неврозам, другим заболеваниям. По мнению создателя учения о стрессе Г. Селье, стресс представляет собой реакцию организма на любое предъявленное ему требование. При этом неважно, приятна или нет вызвавшая ее ситуация, важна лишь интенсивность требования. Но в обиходе под стрессом обычно понимают

реакцию на чрезвычайные обстоятельства, на сверхсильные раздражители (дистресс).

Связь между эмоциями человека и его здоровьем заметили еще в древности. Врачеватели полагали, что зависть поражает органы пищеварения, постоянный страх - щитовидную железу. Безутешное горе влечет за собой диабет, а необходимость сдерживать эмоции разрушает сердце. Печаль, уныние и тоска ускоряют старение. Еще опаснее постоянные стрессы.

Нарушения в развитии человека рассматривались в рамках медицинского мышления начала XX века как индивидуально-биологическая категория. Согласно этим воззрениям причина нарушений локализуется в самом человеке, и наука (медицина и педагогика) должна исправить, вылечить имеющимися у нее средствами «поломку» в организме и личности человека. В Западной Европе появляются первые лечебницы для детей-кретинов, для детей с глубокой умственной отсталостью, позже - лечебно-педагогические учреждения для детей с отклонениями в психической, интеллектуальной и других сферах.

Педагогика детей с отклонениями в развитии, будучи новой и подчас не признаваемой сферой знания, охотно опиралась на авторитет медицины (не следует забывать, что социальный статус врача в то время был намного выше, чем у учителя). Вместе с тем параллельно с указанными выше «лечебно-педагогическими» учебными заведениями развивались и собственно образо-

© О.В. Куделина, 2007

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2007

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.