- ценности города, населенного пункта, региона;
- этнические и классовые ценности;
- общечеловеческие ценности.
Каждая социальная общность стремится создать систему своих ценностей, оформляющую интересы функционирования этой общности. С течением времени ценности создаются, перерождаются в ценности другого плана, исчезают.
Каждая культурно-историческая эпоха рождает позитивные и негативные ценности - ценности и антиценности.
Помогая осваивать учащемуся «ценностную картину мира», формируя у него понимание ценности, педагог должен учитывать субъективные потребности обучаемого, прогнозировать формирование новых ценностных ориентиров, стремиться мотивировать необходимость гуманизации общества.
Необходимо в процессе воспитания старшеклассников, студентов опираться на точное знание факторов, тормозящих развитие социальной активности молодежи:
- прагматизм, гедонизм некоторой части ребят;
- ухудшение состояния здоровья молодежи, на которое указывают физиологи;
- обстановка бездуховности в семьях, страсть к накопительству;
- отсутствие и неопределенность трудовых и жизненных ориентаций.
Одна из главных задач современной педагогики - осмысление новых воспитательных целей образовательных учреждений.
В процессе освоения обучаемыми дисциплин социально-гуманитарного цикла ценность осознается как благо, она служит основанием для возможности осмысления мира, ибо в основе поиска смысла лежат интересы человека, обусловленные его потребностями.
Внедрение информационно-аналитического менеджмента образования в учебном заведении посредством совместной работы с центром социологических исследований, реализации международных проектов позволит прослеживать динамику новых воспитательных целей и ценностей, позволит осуществлять социолого-педаго-гический мониторинг.
А.Т. Дарчиева РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
Художественное воспитание создает личность средствами искусства. Эстетически развитого и культурного человека характеризует гибкая творческая, трудовая активность, богатое воображение, яркое видение мира, обращение к художественному опыту человечества.
В педагогическом процессе искусство представлено как средство познания мира и как особый вид художественной деятельности, являющимся мощным фактором воспитания творческой активности школьника.
Активное вовлечение школьников в процесс художественной деятельности, постоянное выявление и реализация потенциальных возможностей учащихся содействуют интенсивному формированию творческого уровня активности школьника, становления его как субъекта художественной деятельности.
В ходе этой деятельности у учащихся развивается более тонкое и всестороннее восприятие окружающей жизни, а также и ее образов, отраженных в произведениях искусства [1, с. 7].
Отличие художественной деятельности от других видов заключается в следующем:
- художественный объект существует и функционирует как модель реальной действительности, и каждый истинно художественный объект уже является художественной ценностью;
- эстетическое отношение в художественной деятельности возникает в непосредственном контакте с художественным объектом;
- в художественной деятельности доминирует роль эмоциональных факторов.
Специфичен сам процесс восприятия и исполнения художественной деятельности. Если поиск научного знания повторяем, то художественное видение для каждого человека является особенным, уникальным. Специфика художественной деятельности отражается и на общении школьников, являясь и «дополнением, и целенаправленным расширением, и углублением реального общения» [3, с. 88].
Включение элементов художественной деятельности в процесс урока активизирует выявле-
© А.Т. Дарчиева, 2007
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2007
39
ние эстетического потенциала системы знаний, формирует способность наслаждаться самим процессом познания.
Особенностью художественной деятельности является и то, что она состоит из двух процессов: художественного восприятия и практической художественной деятельности.
В настоящее время разработаны школьные программы, которые дают возможность решать проблемы влияния художественной деятельности школьников на их духовное становление, формирующей способности ориентироваться в области художественной культуры в целом.
Существуют разные подходы к анализу художественной деятельности школьников. Ряд педагогов исходят из того, что дети должны получить минимум знаний, умений и навыков в основных видах искусства методами, которые применяются при их обучении основам наук. Преимущества такого направления в том, что у детей вырабатываются навыки и практические умения в рисовании, музыке, танцах и т.д. Но, как правило, оно результативно у тех школьников, которые ранее занимались в студиях, кружках и т.д.
Недостаток такого подхода в том, что значительная часть учащихся за учебное время не успевает усвоить хотя бы минимальные знания и умения, а тем более выразить к ним отношение [6, с. 33].
Другие специалисты считают, что художественное образование и эстетическое развитие школьника должно проходить также как в дошкольном учреждении: нужно создавать те же благоприятные условия для художественной деятельности школьников, стимулировать и закреплять самостоятельно найденные учащимися средства художественной выразительно, что значительно обогащает художественную педагогику.
Художественное воспитание не должно идти в отрыве от воспитания умственного, нравственного, трудового, физического, так как только в их единстве происходит формирование всесторонне развитой личности. Исследования показывают, что при полноценном художественном развитии успешнее идет и формирование познавательных интересов, глубже усваиваются нравственные нормы.
Об успешном художественном воздействии на школьника свидетельствует его потребность в обращении к искусству, желание высказывать свое мнение по поводу произведений искусства, раз-
витие художественного самодеятельного творчества детей [5, с. 44].
Основными показателями художественной деятельности школьников являются: готовность к художественной деятельности, эмоциональноличностный отклик; глубокий художественный интерес; творческая актуализация художественных умений; оценка и преобразование результата художественной деятельности.
Определены три уровня художественной сфор-мированности школьников.
Это, в первую очередь, художественно-творческий уровень, характеризующийся самостоятельным осознанием цели, проявлением художественного интереса. Этот уровень отличается эмоциональной направленностью, самостоятельным использованием художественных интересов.
Второй уровень - художественно-поисковый. Отличается он готовностью восприятия цели, поставленной педагогом. При активном использовании отдельных художественных умений у школьников обнаруживается неумение охватить процесс в целом. Поэтому необходима помощь учителя в поиске необходимых способов.
Художественно-подражательный уровень характеризуется неглубоким репродуктивным осмысливанием цели, ситуативным проявлением интереса к художественной деятельности. На этом уровне обычно недостаточно самостоятельных проявлений.
Все три уровня художественной деятельности находятся между собой в определенной взаимосвязи.
Для приобщения к активной художественной деятельности необходимо выяснить творческие потенции школьников и вовлечь их в непосредственный процесс художественного творчества: сочинение сказок, поэтических мини-зарисовок и т.д. Реализация школьником художественной зарисовки раскрывает новые возможности их деятельности, влияет на их внутренний мир, на развитие нравственно-эстетический чувств сопричастности к тому или иному явлению окружающей действительности.
Художественная деятельность школьников приобщает к творческому отношению ко всем видам искусства, развивает особые механизмы творчества: способности личности видеть в предметах нечто новое, оригинальное. В этом случае продукт детского творчества в художественной деятельности всегда является единственным в своем роде, неповторимым, уникальным, ценным.
40
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2007
Анализ художественной деятельности школьников позволяет определить ту значительную роль, которую она играет в возрастании творческой активности детей, в их обучении, воспитании. Недооценка этих возможностей, невнимательное отношение к детскому художественному творчеству чревато невосполнимыми утратами в формировании их личностно-эмоциональной сферы.
В целом же соединение творческих способностей и эстетической активности школьников представляет плодотворную основу формирования личности школьника.
Библиографический список
1. Апраксина О.А. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе. - М., 1956.
2. БегакБ. Воспитание искусством. - М., 1981.
3. Взаимодействие искусств в педагогическом процессе. - Л., 1989.
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
5. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству. - М.. 1982.
6. Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. - М., 1991.
7. Хдокественное воспитание школьника. -М., 1957.
О.В. Куделина РОЛЬ ЛЕЧЕБНОЙ ПЕДАГОГИКИ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТА
Известно, что состояние здоровья человека зависит от культуры здоровья, понимания важности здорового образа жизни. «Культура» как особый социальный механизм накопления, хранения и трансляции информации представляет социальную ценность, потому что в отличие от других видов живых организмов, у которых большая часть необходимой для выживания информации передается генетически, человек относится к такому существу, для полноценного развития которого большая часть информации «надстраивается» над генетически заданной и передается через социальные отношения. Одним из проявлений культуры является система норм и ценностей в сфере здоровья, которые извлекаются в социальную память. Культура, следовательно, выполняет в обществе функции «социальной генетики». Именно в таком видении культуры заключается специфика гуманитарного ее анализа.
Одним из показателей культуры здоровья является умение властвовать собой, используя самовнушение, самобережение. Пренебрежение правилами психогигиены, длительные стрессы приводят к неврозам, другим заболеваниям. По мнению создателя учения о стрессе Г. Селье, стресс представляет собой реакцию организма на любое предъявленное ему требование. При этом неважно, приятна или нет вызвавшая ее ситуация, важна лишь интенсивность требования. Но в обиходе под стрессом обычно понимают
реакцию на чрезвычайные обстоятельства, на сверхсильные раздражители (дистресс).
Связь между эмоциями человека и его здоровьем заметили еще в древности. Врачеватели полагали, что зависть поражает органы пищеварения, постоянный страх - щитовидную железу. Безутешное горе влечет за собой диабет, а необходимость сдерживать эмоции разрушает сердце. Печаль, уныние и тоска ускоряют старение. Еще опаснее постоянные стрессы.
Нарушения в развитии человека рассматривались в рамках медицинского мышления начала XX века как индивидуально-биологическая категория. Согласно этим воззрениям причина нарушений локализуется в самом человеке, и наука (медицина и педагогика) должна исправить, вылечить имеющимися у нее средствами «поломку» в организме и личности человека. В Западной Европе появляются первые лечебницы для детей-кретинов, для детей с глубокой умственной отсталостью, позже - лечебно-педагогические учреждения для детей с отклонениями в психической, интеллектуальной и других сферах.
Педагогика детей с отклонениями в развитии, будучи новой и подчас не признаваемой сферой знания, охотно опиралась на авторитет медицины (не следует забывать, что социальный статус врача в то время был намного выше, чем у учителя). Вместе с тем параллельно с указанными выше «лечебно-педагогическими» учебными заведениями развивались и собственно образо-
© О.В. Куделина, 2007
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2007
41