Научная статья на тему 'Компетентность педагога в воспитании толерантности младшего школьника по отношению к сверстникам с особыми образовательными потребностями'

Компетентность педагога в воспитании толерантности младшего школьника по отношению к сверстникам с особыми образовательными потребностями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
641
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ В ВОСПИТАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ / ИНКЛЮЗИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / УРОВНИ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ПОКАЗАТЕЛИ ТОЛЕРАНТНОСТИ / ЗАДАЧИ В СФЕРЕ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ / TOLERANCE / SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / COMPETENCY IN UPBRINGING TOLERANCE / INCLUSIVE COMPETENCY / COMPETENCY LEVELS / TOLERANCE INDICES / TASKS IN FIELD OF UPBRINGING TOLERANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафронова Елена Михайловна, Плаксина Надежда Александровна

Компетентность педагога в воспитании толерантности младшего школьника по отношению к сверстникам с особыми образовательными потребностями В статье уточнено понятие толерантности по отношению к детям с особыми образовательными потребностями. Раскрываются показатели и уровни сформированности компетентности педагога в воспитании толерантности младшего школьника по отношению к сверстникам с особыми образовательными потребностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафронова Елена Михайловна, Плаксина Надежда Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teacher''s competency in upbringing tolerance of junior pupils towards coevals with special educational needs

The article clarifies the concept of tolerance towards children with special educational needs. Indicators and levels of teacher's competency in upbringing tolerance of junior pupils towards coevals with special educational needs have been revealed in the article.

Текст научной работы на тему «Компетентность педагога в воспитании толерантности младшего школьника по отношению к сверстникам с особыми образовательными потребностями»

УДК 371

Сафронова Елена Михайловна

доктор педагогических наук, профессор

Плаксина Надежда Александровна

Волгоградский государственный социально-педагогический университет

[email protected], [email protected]

КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЕДАГОГА В ВОСПИТАНИИ ТОЛЕРАНТНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПО ОТНОШЕНИЮ К СВЕРСТНИКАМ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

В статье уточнено понятие толерантности по отношению к детям с особыми образовательными потребностями. Раскрываются показатели и уровни сформированности компетентности педагога в воспитании толерантности младшего школьника по отношению к сверстникам с особыми образовательными потребностями.

Ключевые слова: толерантность, особые образовательные потребности, компетентность в воспитании толерантности, инклюзивная компетентность, уровни компетентности, показатели толерантности, задачи в сфере воспитания толерантности.

Разработка моделей совместного обучения детей с особыми образовательными потребностями (далее - ООП) со сверстниками, не имеющими таких ограничений, является одним из приоритетных направлений Института коррекционной педагогики Российской академии образования. Одной из задач разработки модели совместного обучения является воспитание на ее основе толерантных отношений в коллективе школьников.

Существуют различные мнения в отношении понимания и определения понятия толерантность, что обуславливает необходимость конкретизации качеств толерантной личности, что обеспечит возможности для более эффективного построения системы работы по воспитанию толерантного отношения младших школьников к детям с ООП. На основе анализа научной литературы нами выделены общие закономерности в формулировании определения «толерантность» и наиболее характерные черты, раскрывающие данное понятие, которые применимы к определению понятия толерантность по отношению к детям с особыми образовательными потребностями. К ним относятся: признание, принятие, уважение и понимание непохожего, проявляющееся в позитивном отношении к «иному»; отношение к «другому» как к свободной, равнодостойной личности, активному субъекту диалога; отношение к другому человеку как к равноценной личности и выражающееся в сознательном добровольном подавлении чувства неприятия, вызванное всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи и поведения); настроенность на понимание и диалог с «другим»; заинтересованное отношение к «другому»; доброжелательность; эмпатия; осознание равенства в возможностях и правах. Таким образом, под понятием «толерантность по отношению к детям с особыми образовательными потребностями» нами будет пониматься совокупность вышеперечисленных характеристик.

Необходимым условием успешного воспитания толерантности младших школьников по отношению

к детям с особыми образовательными потребностями является компетентность педагога в данном вопросе. Профессиональная компетентность учителя определяется В.В. Сериковым как интегральная характеристика, проявляющаяся в принятии (мотивации) и способности к решению профессиональных проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей [7].

Главным показателем компетентности педагога в сфере воспитания толерантности к детям с особыми образовательными потребностями является толерантность самого педагога, сформированность определенных личностных качеств, характерных для толерантного человека.

А.А. Глебов среди проявлений толерантности выделил выдержку и самообладание, открытость и солидарность, общение и взаимодействие. В такой трактовке толерантность имеет индивидуальную ценность, способствует формированию представлений о себе, определяет мотивацию социального поведения и способствует развитию жизненного опыта, позволяя личности принимать другие видения решения проблем [2]. Таким образом, наличие вышеперечисленных проявлений говорит о толерантности личности.

Согласно исследованию О.Б. Нурлигаяновой, одним из условий успешности педагогической деятельности является принятие ребенка таким, какой он есть, выстраивание особой тактики своего поведения по отношению к детям, что позволяет добиться большей результативности [4]. Мы также считаем, что педагог, способный принять ина-ковость ребенка с особыми образовательными потребностями и выстроить тактику своего поведения по отношению к детскому коллективу, в котором присутствуют такие дети, с большей вероятностью добьется результата в процессе воспитания, нежели педагог, который не учитывает индивидуальные особенности обучающихся.

34

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Сафронова Е.М., Плаксина Н.А., 2014

Компетентность педагога в воспитании толерантности младшего школьника по отношению к сверстникам..,

Таким образом, следующим показателем компетентности педагога в воспитании толерантности к детям с особыми образовательными потребностями является готовность к работе с такими детьми, со школьным коллективом. Такая готовность, по мнению М.Ю. Айбазовой, К.Ю. Лавринец, представляет собой совокупность профессионально обусловленных требований к специалисту, имеющих интегративный характер и проявляющихся в единстве личностных и профессиональных качеств, способности к саморазвитию, эмпатии, ответственности и обеспечивающих продуктивную профессиональную деятельность в условиях инклюзивного образования [1].

Опираясь на исследования М.И. Рожкова, Л.В. Байбородовой, М.А. Ковальчук, мы также считаем, что воспитание толерантности базируется на знании педагогом особенностей детей, коллектива, отношений между обучающимися и их проявлений в поведении. Эффективность воспитания толерантности зависит от того, как в деятельности педагогов реализуются принципы организации воспитательно-образовательного процесса [8].

Таким образом, еще одним показателем компетентности педагога в сфере воспитания толерантности является умение использовать принципы организации воспитательно-образовательного процесса, что, по нашему мнению, может характеризоваться выполнением следующих педагогических действий. Соблюдая принцип адекватности, педагог выстраивает траекторию воспитания и отбирает средства соответственно той социальной ситуации, в которой организуется процесс воспитания, анализируя реальные межличностные отношения между субъектами взаимодействия. Педагог, компетентный в воспитании толерантности младших школьников по отношению к сверстникам с особыми образовательными потребностями, используя в своей работе принцип индивидуальности, формирует задачи, которые соответствуют уровню сформированности толерантности обучающегося и его индивидуальным особенностям. Использование принципа рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование у обучающихся устойчивой системы отношений к значимому для него явлению, проявляющемуся в соответствующем поведении и поступках. В нашем случае этим будет являться толерантное отношение к сверстникам с особыми образовательными потребностями и исключение негативных и агрессивных поступков по отношению к ним. В процессе реализации принципа сотрудничества и ненасилия толерантность будет рассматриваться педагогом как цель процесса воспитания или как средство достижения поставленных воспитательных задач.

Для педагога, компетентного в воспитании толерантности, воспитание является не обязанностью, а личностно-профессиональной самореализацией

в совместной деятельности и общении с детьми [5]. Согласно этому, основной установкой педагога является «выдерживание» признаков ситуации воспитания, разработанных Е.М. Сафроновой [5] и адаптированных нами к ситуации воспитания толерантности у младших школьников, что является еще одним показателем компетентности в сфере воспитания толерантности: поддержка педагогом-воспитателем собственных усилий ребенка по проявлению толерантности по отношению к детям с ООП; ребенок становится союзником педагога в преодолении у себя признаков интолерантного поведения и формирования толерантных установок; предметом внимания педагога являются ценности, чувства, нравственные мотивы и поступки детей, характеризирующие наличие у них навыков толерантного поведения; проявление уважительного отношения к другому как к самоценности, как к равному; способность ребенка к совершению нравственных поступков, проявлению доброты и самоотдачи во взаимодействии со сверстниками с ООП; стремление воспитанника к продвижению по собственной траектории развития, без прямого подражания взрослому и копирования его модели поведения; фиксирование педагогом внимания не на процессе и результате деятельности, а на изменении в поведении ребенка, переходе навыков толерантного взаимодействия в личностную позицию; возможность проявления личностных функций, например, воли и решительности в усвоении навыков толерантного поведения, рефлексия собственных поступков с точки зрения их толерантно-сти/интолерантности.

Определение траектории воспитания толерантного отношения и разработка специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформированности толерантности у ребенка, на наш взгляд, помогают избежать трудностей в воспитании, обусловленных попыткой использования универсальных воспитательных приемов для всех обучающихся и характеризуют компетентность педагога в данном вопросе.

Еще одним важным показателем профессиональной компетентности педагога в сфере воспитания толерантности является умение отбирать наиболее эффективные методы, способы и приемы, с помощью которых осуществляется данный процесс. К ним, как показали исследования М.И. Рож-кова, Л.В. Байбородовой, М.А. Ковальчук, относятся: метод внушения и самовнушения в эмоциональной сфере; метод коррекции поведения и самокоррекции в сфере саморегуляции; метод дилемм и рефлексия в экзистенциональной сфере; метод развития инициативы и настойчивости в волевой сфере; метод воспитывающих ситуаций в предметно-практической среде; стимулирование в мотива-ционной сфере; метод убеждения и самоубеждения в интеллектуальной сфере [8]. Педагог, компетент-

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 3

35

ный в сфере воспитания толерантности младших школьников по отношению к детям с особыми образовательными потребностями, использует их в своей работе.

На наш взгляд, убеждение предполагает разумное доказательство необходимого толерантного поведения, чего можно достичь формированием знаний о ценностях толерантности, о целесообразности такого поведения. В процессе овладения знаниями ребенок самостоятельно осознает необходимость толерантного поведения, здесь и вступает в силу метод самоубеждения. В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др. Самовнушение в этом случае является переживанием, в процессе которого ребенок получает оценку своего поведения, пытаясь понять, одобрили бы его в данной ситуации родители или педагог.

Методы воздействия на волевую сферу с целью воспитания толерантности предполагают развитие у детей инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т.д. Особенно ценным является развитие самообладания, возможности сдерживать свои реакции в общении и развитие инициативы, способствующей успешному общению младших школьников с детьми с ООП.

Методы воздействия на сферу саморегуляции направлены на формирование у детей навыков психических и физических саморегуляций, развитие навыков анализа жизненных ситуаций, обучение детей навыкам осознания своего поведения и состояния других людей, формирование навыков честного отношения к самим себе и другим людям. К ним можно отнести метод коррекции поведения. Педагог помогает детям, показывая на собственном примере модель поведения, стимулирует поиск оптимального решения в ситуации таким образом, чтобы ребенок сам нашел его самостоятельно.

В предметно-практической сфере необходимо развивать способность совершать и оценивать нравственные поступки, честно и добросовестно относиться к действительности; умение оценить поведение с точки зрения моральных норм. Для этого педагог предлагает воспитанникам разнообразные ситуации, где им предоставляется возможность проанализировать поведение другого человека. Примером могут служить ситуации, в которых дети дифференцируют поступки героев как позитивные или негативные. В экзистенциальной сфере требуется формировать сознательное отношение к своим действиям, стремление к нравственному само-

совершенствованию, любовь к себе и другим, что поможет ребенку наладить контакт со сверстниками независимо от состояния их здоровья. Профессионально компетентное использование вышеназванных методов оптимизирует воспитание толерантности младших школьников в условиях интеграции в коллектив сверстников с особыми образовательными потребностями.

Еще одним важным показателем компетентности педагога в сфере воспитания толерантности является умение формулировать воспитательные задачи и накапливать опыт их решения. Исходя из изученного материала и анализа работ Д.В. Григорьева [3] и Е.М. Сафроновой [6], нами были сформулированы три группы задач по воспитанию толерантности младших школьников к детям с ООП, которые помогут педагогу в организации работы с коллективом младших школьников. В основе лежала идея, что каждая задача должна соответствовать одному из трех уровней достижений воспитательного результата (приобретение социального знания, формирование ценностного отношения к социальной реальности и получение опыта самостоятельного общественного действия).

Первая группа задач, связанных с приобретением социального знания направлена на формирование представлений о правах человека; понятиях «толерантность», «толерантное поведение», «эмпа-тия» «сопереживание»; на расширение знаний о нормах и правилах поведения, способах разрешения конфликтных ситуаций, многообразии и вариативности человеческих отношений.

Вторая группа задач, связанных с формированием ценностного отношения к другому человеку в процессе взаимодействия направлена на формирование опыта доброжелательного, вежливого и терпеливого отношения к лицам с ООП; на создание условий для повышения уровня саморегуляции в ситуациях, требующих проявления толерантности; на развитие способности к оценке своего поведения с точки зрения толерантного отношения к людям.

Третья группа задач, связанных с получением опыта толерантного межличностного взаимодействия в процессе самостоятельного выполнения дел (действий) общественной направленности направлена на формирование умения занимать адекватную ролевую позицию в межличностных отношениях для достижения позитивного результата взаимодействия; на развитие самостоятельности и инициативности в принятии решений в ситуациях, требующих толерантного поведения; на развитие проявлений эмоциональной устойчивости к ситуациям интолерантного поведения.

Таким образом, нами было получено знание о содержании профессиональной компетентности педагога, готового оказать младшему школьнику помощь и поддержку в освоении опыта толерант-

36

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

Совершенствование процесса обучения и его эффективность в трудах М.Н. Скаткина

ного поведения по отношению к детям с ООП. К его составу отнесены: толерантность самого педагога, сформированность определенных личностных качеств, характерных для толерантного человека; знание особенностей детей с особыми потребностями, готовность к работе с такими детьми, со школьным коллективом; умение использовать принципы организации воспитательно-образовательного процесса для воспитания толерантности; умение проектировать и реализовывать воспитательную ситуацию с соблюдением ее признаков; умение отбирать наиболее эффективные методы, способы и приемы, с помощью которых осуществляется воспитание толерантности; умение формулировать воспитательные задачи и накапливать опыт их решения.

Библиографический список

1. Айбазова М.Ю., Лавринец К.Ю. Подготовка будущих учителей к работе в условиях инклюзивного образования // Педагогика. - 2014. - № 5. -С. 82-86.

2. Глебов АА. Толерантность в аспекте внутренней свободы личности // Известия. - 2013. - №2 5. - С. 67-70.

3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников: Методический конструктор. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.

4. Нурлигаянова О.Б. Психологическое содержание педагогической толерантности как профессионально важного качества учителя: дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2006. - 188 с.

5. Сафронова Е.М. Формирование нравственно-смыслового отношения к образованию как цель и результат школьного воспитания. - Волгоград: Перемена, 2004. - 334 с.

6. Сафронова Е.М. Анимационные средства воспитания толерантности во внеурочной деятельности в рамках ФГОС // Грани познания. - 2013. - №2 4.

7. Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе. - М.: Логос, 2012. - 448 с.

8. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Коваль-чук М.А. Воспитание толерантности у школьников. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2003. - 192 с.

УДК 37.091.3

Иохвидов Владимир Вячиславович

кандидат педагогических наук Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки

[email protected]

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ И ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ТРУДАХ М.Н. СКАТКИНА

В статье рассматриваются вопросы развития у учащихся продуктивного мышления, творческого поиска, использование проблемного обучения, исследовательских методов, коллективных форм познавательной деятельности, усиление самостоятельной работы учащихся на всех этапах урока.

Ключевые слова: урок, эффективность, образование, методы обучения.

Решение проблемы повышения эффективности учебных занятий в 1965-1985 гг. было связано с исследованием таких вопросов, как развитие у учащихся продуктивного мышления, творческих поисков, использование проблемного обучения, исследовательского методы, коллективных форм познавательной деятельности, усиление самостоятельной работы учащихся на всех этапах урока.

Большой вклад в разработку многих из названных вопросов внёс крупный советский педагог, действительный член АПН СССР Михаил Николаевич Скаткин. Он являлся одним из авторов дидактического принципа научности обучения, соавтором концепций содержания образования и методов обучения. Конкретные пути рационализации учебно-воспитательного процесса, в том числе повышения эффективности урока, освещены им в ряде статей, в книгах «Совершенствование процесса обучения» (1971), «Проблемы современной дидактики» (1974, 1984). Им была обоснована мысль о том, что методы обучения предназначены для достиже-

ния трех указанных целей: усвоения знаний, овладения способами решения возникающих проблем и воспитания. Все эти три цели органически связаны между собой потому, что в их основе лежит процесс познания, в ходе которого естественно и неизбежно осуществляется и воспитание. В основу системы методов автор положены ступени развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

М.Н. Скаткин вместе с И.Я. Лернером показал, что проблемный метод, как и объяснительно-иллюстративный, может проявляться в различной внешней форме - в доказательном изложении учителя, в учебнике или научно-популярной книге, может быть облечён в форму экскурсии, демонстрации опыта или кинофильма. Но, несмотря на разнообразие внешних форм, сущность проблемного метода остается во всех случаях одна и та же: дело не ограничивается сообщением готовых научных истин, а перед учащимися ставится научная проблема и демонстрируется путь решения её (в целом или той или иной её части). Ученик вос-

© Иохвидов В.В., 2014

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3

37

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.