Научная статья на тему 'Готовность учителя к деятельности по развитию математических способностей учащихся как педагогический феномен и особенности его формирования в системе повышения квалификации'

Готовность учителя к деятельности по развитию математических способностей учащихся как педагогический феномен и особенности его формирования в системе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сунгатуллина Рамиля Ильгизовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Готовность учителя к деятельности по развитию математических способностей учащихся как педагогический феномен и особенности его формирования в системе повышения квалификации»

никогда не подчеркивают их нездоровье, тем более в присутствии других, верят в выздоровление детей и самим детям внушают этот оптимизм;

- активной жизненной позиции, требующей весь период пребывания в учебно-воспитательных учреждениях оздоровительного типа подготавливать детей к активной полноценной жизни и учебе по возвращении их в обычные домашние условия.

А.А. Дубровским были разработаны некоторые правила и приемы лечебной педагогики: самовнушения, психотерапии и трудотерапии, лечебной силы слова, социальной поддержки, правильного питания и др.

Современная лечебная педагогика ищет оптимальные способы душевно-духовной организации жизни учащегося.

Образовательное пространство учебного заведения представляет собой место, где субъективно задаются множества отношений и связей, где осуществляются специальные деятельности различных систем (государственных, общественных и смешанных) по развитию индивида и его социализации. Также возможно и внутренне формируемое, индивидуальное образовательное пространство, становление которого происходит в опыте каждого. Для личностно-ориентирован-

ной концепции образования это имеет решающее значение, поскольку позволяет:

- студентам самоопределяться в разнообразных оздоравливающих видах деятельности и во взаимодействии с разными сообществами;

- педагогам создавать условия для социализации будущих специалистов в широком социокультурном и оздоравливающем контексте. Именно на этих позициях стоит ряд известных отечественных педагогов: В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, А.В. Гаврилин, О.В. Заславская и др.

В профессиональном учебном заведении должны создаваться оптимальные условия, предупреждающие перегрузку студентов и осуществляющие активную взаимосвязь учебного и внеучеб-ного личностно-ориентированного образовательного процесса.

Важная роль в формировании культуры здоровья студента отводится мотивам социальноценной деятельности будущих специалистов как реальным механизмам их здорового образа жизни. Для этого целесообразна организация оптимального воспитательного процесса: воспитания через событийность и повседневность, использования принципа дополнительности, социальнопедагогического средового подхода.

Р.И. Сунгатуллина

ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Анализ научно-педагогической литературы, существующей практики развития способностей учащихся на уроках математики, опыта работы с учителями математики в системе повышения квалификации, а также представлений об идеальной деятельности учителя, позволили нам выделить специфичность готовности учителя математики к деятельности по развитию математических способностей учащихся. Специфичность готовности заключается в том, что готовность, категория как бы «пограничная» - это состояние личности, предшествующее выполнению какого-либо осознанного вида деятельности и, более того, входит в неё составной частью.

© Р.И. Сунгатуллина, 2007

И здесь возникает важный вопрос, в какой степени, и по каким механизмам саморегуляции определённое состояние (готовность) личности учителя математики трансформируется в поведенческую активность и реальное поведение на профессиональном уровне? Какова в этой связи стимулирующая роль и значимость всех структурных компонентов готовности?

С другой стороны, если рассматривать проблему готовности учителя к деятельности по развитию математических способностей учащихся в контексте ее формирования в условиях системы повышения квалификации, то соответственно возникает вопрос: «Какими должны быть эти условия и, по каким признакам нам судить об их

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2007

43

эффективности?» Такая постановка вопроса связана с относительно слабой изученностью закономерностей развития готовности учителя к деятельности по развитию математических способностей учащихся на разных этапах его профессиональной деятельности и роли системы повышения квалификации в стимулировании и реализации этих закономерностей.

Поскольку личность учителя математики, находящаяся на той или иной стадии (уровне) готовности, выступает объектом и субъектом непрерывного образования и нуждается в переосмысления профессиональных, социальных и личностных аспектов своей жизнедеятельности, то система повышения квалификации может осуществлять этот процесс благодаря многообразию своих методов, форм и средств его педагогического обеспечения.

Можно предположить, что если учитель творчески реализует свой потенциал и решает проблемы своего профессионального развития, то задачей, например, курсовой подготовки может стать инструментальное обеспечение грамотного социально-профессионального анализа этой деятельности. В случае, когда учитель не готов к своему профессиональному развитию (например, пассивен), задачей образования выступает включение его в активный интеллектуальный и нравственный поиск через обсуждение значимых для него вопросов, связанных с противоречиями его готовности.

Такими противоречиями являются:

- между состоянием личности и условиями ее функционирования и развития;

- между готовностью усваивать непрерывно растущую научную информацию и не всегда благоприятными условиями для ее освоения;

- между усилиями, которые прикладывает учитель к достижению определённой цели на развитие и полученными результатами.

На основе ряда исследований можно говорить о факторах, влияющих на состояние готовности учителя к деятельности по развитию математических способностей учащихся. Среди них выделяются: социально-экономические, событийные, демографические (пол, возраст, семейное положение и др.), профессиональные (концепция школы, уровень социально-образовательных ожиданий от учителя, психологический климат в коллективе и др.). А также субъективные факторы: уровень профессионального самоанализа учи-

теля, отношение учителя к своему труду (вовлечённость, креативность), психологические характеристики учителя как типа личности.

Поскольку состояние готовности в решающей степени обуславливается устойчивыми психическими особенностями, свойственными данному учителю, то имеющие место исследования часто носят междисциплинарный социальнопсихологический характер.

В целом выделяются два основных направления исследований:

- исследования состояния готовности учителя к профессиональной деятельности в современной социально-образовательной ситуации на разных уровнях его жизнедеятельности: социально-профессиональном, профессиональном, личностном, что позволяет более содержательно определить проблемы профессионального развития учителя;

- исследования возможных принципов построения непрерывного образования, его содержания и форм с учётом фактора и состояния готовности учителя к своей профессиональной деятельности.

Проведенный общий анализ психолого-педа-гогической феномена готовности учителя математики, позволяет выделить основные черты (особенности), характеризующие его готовность к деятельности по развитию математических способностей учащихся.

За основу в определении готовности учителя математики к деятельности по развитию математических способностей учащихся принимается понимание её как состояния личности, предшествующего выполнению какой-либо осознанной задачи в рамках этой деятельности, принятию волевого решения. Такое состояние характеризуется как интегративное качество личности, предшествующее динамичному состоянию индивида, обладающего потенциалом соответствующих знаний и практикой педагогического опыта в данной деятельности и согласуемого с его адекватной самооценкой.

Таким образом, состояние готовности учителя к деятельности по развитию математических способностей учащихся в решающей степени обусловливается устойчивыми психическими особенностями, свойственными данному педагогу, и теми конкретными условиями, в которых осуществляется его деятельность. Готовность как состояние личности проявляется и формируется

44

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2007

в процессе деятельности и входит в неё составной частью.

К числу внешних и внутренних условий, обуславливающих готовность учителя к деятельности по развитию математических способностей учащихся, можно отнести:

- содержание задач деятельности, их трудность, новизна, творческий характер;

- обстановка деятельности, пример поведения окружающих;

- особенности стимулирования действий и результатов;

- стремление собственной подготовленности;

- состояние здоровья и физическое самочувствие;

- умение самонастраиваться, создавать внутреннее условие для предстоящей деятельности.

Устойчивыми психологическими элементами готовности можно считать:

1. Осознание своих потребностей, требований общества, коллектива.

2. Положительное отношение к данному виду деятельности.

3. Осмысление и оценка условий, в которых будут протекать действия.

4. Определение на основе опыта и оценки предстоящих условий деятельности наиболее вероятных способов решения задач или выполнения требований.

5. Прогнозирование проявления своих интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых процессов, оценка соотношения своих возможностей достижения определённого результата.

6. Мобилизация сил, формирование знаний и умений в соответствии с условиями и задачами данной деятельности и др.

Таким образом, готовность учителя к деятельности по развитию математических способностей учащихся - это избирательная прогнозирующая активность на стадии подготовки, настраивающей организм, личность на будущую деятельность.

Рассмотренные элементы готовности можно структурировать, выделив в нём значимые, относительно самостоятельные компоненты (подсистемы):

1. Мотивационно-ценностный компонент (определяющий совокупность доминирующих мотивов субъекта к деятельности по развитию математических способностей учащихся).

2. Эмоционально-процессуальный компонент (определяющий эмоционально-положительное отношение субъекта к деятельности в целом, либо к выполнению отдельных функций).

3. Когнитивно-деятельностный компонент (определяющий адекватность определённого уровня сформированных качеств, знаний, умений субъекта содержанию и условиям предстоящей деятельности по развитию математических особенностей учащихся).

Следовательно, готовность учителя к деятельности по развитию математических способностей учащихся можно рассматривать как личностное образование, опосредствующее зависимость между успешностью и эффективностью деятельности с одной стороны, и направленностью субъекта к совершенствованию своих качеств, знаний и умений, необходимых для такой деятельности, с другой. Формируясь в процессе деятельности, готовность имеет сложную структуру, побудительным источником которой является личностная позиция субъекта.

Таким образом, можно дать следующее определение понятия «готовность учителя к деятельности по развитию математических способностей учащихся».

Готовность учителя математики к деятельности по развитию математических способностей учащихся - это интегративный профессионально-личностный феномен, включающий в себя систему специфических качеств, знаний и умений педагога в рамках мотивационно-ценностного, эмоционально-процессуального и когнитивно-деятельностного компонентов, в совокупности обеспечивающих реализацию деятельности учителя, ориентированного на развитие математических способностей учащихся. Исходя из сущности и структуры данного феномена, и должна выстраиваться стратегия его формирования в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2007

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.