Научная статья на тему 'Готовность учителя к деятельности по развитию математических способностей учащихся'

Готовность учителя к деятельности по развитию математических способностей учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
473
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сунгатуллина Р. И.

Автором раскрываются научно-педагогические основы (содержание, формы и методы, критерии и показатели) формирования готовности учителя к деятельности по развитию математических способностей учащихся общеобразовательной школы. Предлагается модель формирования такой готовности в процессе повышения квалификации учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сунгатуллина Р. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teacher's Preparedness to the Activity of Development Mathematic Abilities of Students

The author examines scientific and pedagogical bases (content, forms, methods, criteria and indicator) of creating the preparedness of the teacher to the activity of development mathematic abilities of the general school students. There given a model of forming such preparedness in the process of teacher's refresher training.

Текст научной работы на тему «Готовность учителя к деятельности по развитию математических способностей учащихся»

ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

Р. И. Сунгатуллина, методист кафедры методики преподавания математики и математического моделирования Института развития образования Республики Татарстан

Автором раскрываются научно-педагогические основы (содержание, формы и методы, критерии и показатели) формирования готовности учителя к деятельности по развитию математических способностей учащихся общеобразовательной школы. Предлагается модель формирования такой готовности в процессе повышения квалификации учителя.

В современных условиях модернизации школьного математического образования особое значение приобретает творческая, продуктивная деятельность учителя математики, ориентированная на интеллектуальное развитие учащихся, и прежде всего развитие их математического мышления.

Анализ существующей практики формирования способностей учеников на уроках математики и опыта работы с учителями математики в системе повышения квалификации показывает, что большинство педагогов не готовы к осуществлению целенаправленной и эффективной деятельности по развитию математических способностей учащихся. Учителя математики испытывают существенные затруднения при определении целей и задач развития способностей конкретного ребенка, формировании интереса к предмету, построении перспективы личностного роста в математическом развитии, в поиске наиболее эффективных форм и методов работы с учащимися в конкретных условиях профессионально-педагогической деятельности.

Педагог не всегда знает о том, чего недостает в его деятельности по развитию математических способностей детей, плохо представляет себе ее сильные и слабые стороны, не использует свои потенциальные возможности. Чаще всего попытки совершенствования этой деятельности направлены преимущественно на накопление знаний, овладение новой информацией, а не на формирование профессиональных качеств, необходи-

мых для успешного развития математических способностей учащихся.

Указанные проблемы поставили перед нами вопрос: каковы научно-педагогические основы (содержание, формы и методы, критерии и показатели) формирования готовности учителя к деятельности по развитию математических способностей учащихся в процессе повышения квалификации?

Центральной категорией нашего исследования стало понятие «готовность учителя математики к деятельности по развитию математических способностей учащихся общеобразовательной школы», что предполагало необходимость раскрытия его сущности и категориального статуса.

Мы выделяем три стороны деятельности учителя по развитию математических способностей учащихся: функциональную, личностную и предметную. С нашей точки зрения, на первый план выдвигается функциональная сторона деятельности учителя математики, так как она отражает целевую установку и специфику содержания профессиональной работы, направленной на развитие математических способностей. Функциональная сторона реализуется через специфические функции, которые должен реализовать учитель математики в учебновоспитательном процессе. К ним можно отнести следующие функции: развивающую, диагностическую, прогностическую, организационную, посредническую, помощи и поддержки, профориентационную, рефлексивную.

© Р. И. Сунгатуллина, 2007

11111111111* №3/4

Необходимо отметить, что в реальной практике вышеназванные функции тесно взаимосвязаны и входят в круг общих педагогических функций любого учителя. Очевидно, что качественное выполнение этих функций требует от него серьезной педагогической, психологической и методической подготовки.

Личностная сторона деятельности учителя, ориентированного на развитие математических способностей учащихся, предполагает раскрытие возможностей субъекта педагогической деятельности, формирование его мотивов, интересов, профессионально-личностных качеств.

С позиций нашего исследования для нас важны те профессионально-личностные качества учителя математики, которые в первую очередь обеспечивают работу по развитию математических способностей учащихся. Специфика перечисленных функций деятельности учителя математики позволяет нам выделить основные блоки таких качеств, проявляющихся в отношении к учащимся, к профессиональному делу и к самому себе.

Предметная сторона деятельности учителя, направленной на развитие математических способностей учащихся, характеризуется степенью обобщенности профессиональных знаний, сформи-рованности профессиональных умений. Безусловно, в основе такой деятельности учителя математики должны лежать специальные профессиональные знания и умения, обеспечивающие наряду с профессионально-личностными качествами его готовность к развитию математических способностей детей. Понятно, что профессиональные знания и умения представляют собой компоненты общей профессиональной готовности, опирающейся на фундаментальные философские, пси-холого-педагогические и методические составляющие подготовки специалиста.

Мы выделяем четыре группы профессиональных знаний, наиболее адекватно отражающих потребность в фор-

мировании основ педагогической культуры учителя математики, деятельность которого ориентирована на развитие математических способностей: методологические, теоретические, методические и технологические.

Схематически основные характеристики деятельности учителя математики, направленной на развитие математических способностей учащихся, показаны на рисунке.

Анализ рассматриваемой проблемы выявил, что в педагогической литературе готовность чаще всего представляется следующим образом:

— как целостное интегративное образование, формирующееся в результате единства сознания и деятельности;

— основа активной общественной и профессионально-педагогической позиции личности, которая побуждает к деятельности и способствует продуктивности ее процесса и результата;

— результат подготовки специалиста и в то же время личностное образование, выражающее конечные цели этого процесса с учетом социальных условий, в которых протекает данная деятельность.

Нами было выявлено, что, несмотря на определенные различия в подходах, большинство исследователей выделяют в качестве необходимых структурных компонентов готовности мотивационный, эмоциональный и когнитивный, а саму готовность рассматривают как внутреннее состояние личности с учетом влияющих на него внешних факторов. Специфичность готовности заключается в том, что эта категория как бы «пограничная»: она отражает состояние личности, предшествующее выполнению какого-либо осознанного вида деятельности и, более того, являющееся ее элементом.

Мы считаем, что готовность учителя математики к деятельности по развитию математических способностей учащихся — это интегративный профессионально-личностный феномен, включающий в себя систему специфических

качеств, знаний и умений педагога в рам- ности обеспечивающих реализацию деках мотивационно-ценностного, эмоцио- ятельности учителя, ориентированного на нально-процессуального и когнитивно- развитие математических способностей деятельностного компонентов, в совокуп- учащихся.

Функциональная Личностная Предметная

сторона сторона сторона

деятельности деятельности деятельности

ч^^^Функции

Ґ Личностные I качества

Профессиональ ные знания

1 г развивающая отношение к

диагностическая учащимся

прогностическая

организационная отношение к себе

помощи и поддержки

профориентационная отношение к

рефлексивная профессиональ-

ному делу

методологические

теоретические

методические

технологические

Профессиональ ные умения

целеполагания

планирования

организационные

психологические

прикладные

творческие

Структура деятельности учителя математики, направленной на развитие математических способностей учащихся

Если проблему готовности анализировать в контексте ее формирования в условиях курсов повышения квалификации учителей математики, то соответственно возникают вопросы: какими должны быть условия такой подготовки и по каким признакам можно судить о ее эффективности? При этом готовность учителя к профессиональной деятельности, вероятно, необходимо рассматривать в русле его профессионально-личностного развития как результирующего условия этой готовности (условие-результат), а сам процесс образования, повышения квалификации — как условие реализации готовности (условие-процесс).

Поскольку личность учителя, находящаяся на той или иной стадии готовности, выступает объектом и субъектом непрерывного образования и нуждается в переосмыслении профессиональных, социальных и личностных аспектов своей жизнедеятельности, система повышения квалификации может осуществлять этот процесс благодаря многообразию имеющихся методов, форм и средств его педагогического обеспечения.

Можно предположить, что если учитель творчески реализует свой потенциал и решает проблемы своего профессионального развития, то задачей, например, курсовой подготовки может стать

111!111Й1И1!Ш №3/4

инструментальное обеспечение грамотного социально-профессионального анализа этой деятельности. В случае, когда учитель не готов к своему профессиональному развитию (например, пассивен), задачей образования выступает включение его в активный интеллектуальный и нравственный поиск через обсуждение значимых для него вопросов, связанных с противоречиями такой готовности.

Важным результатом проектной деятельности в ходе исследования стала модель формирования готовности учителя к деятельности по развитию математических способностей учащихся в процессе повышения квалификации. Она выступает как аналог структуры учебной деятельности в период курсовой подготовки, обусловленный целеполаганием, функциями, общими и специфическими принципами, этапами, компонентами, связями, критерием эффективности в соответствии с уровнем готовности учителя

к деятельности, ориентированной на развитие математических способностей учащихся. Нами было разработано содержательное и процессуальное обеспечение данной модели, выявлены психо-лого-педагогические и дидактические условия, обеспечивающие эффективность процесса реализации модели, сформирован и проверен педагогический оценочный инструментарий.

Опираясь на характерные особенности педагогического моделирования, в основу предлагаемой модели формирования готовности учителя к деятельности по развитию математических способностей учащихся в процессе повышения квалификации мы кладем наиболее существенные свойства и взаимосвязи этого процесса. Таковыми являются: соответствующее целеполагание, принципы, функции, этапы, компоненты, связи элементов и подсистем (компонентов) процесса, критерий его эффективности (таблица).

Структурно-функциональная характеристика модели формирования готовности учителя к деятельности по развитию математических способностей учащихся в процессе повышения квалификации

Элемент

структуры

Содержание

Целеполагание

Общие

принципы

Специфические

принципы

Функции

Этапы

Компоненты

Связи

Критерий

эффективности

Формирование готовности учителя к деятельности по развитию математических способностей учащихся

Научности, деятельности, системности, личностно ориентированного содержания обучения, вариативности, познавательной активности, проблемности, рефлексивности, блочно-модульной организации курсов

Мотивационного обеспечения, саморазвития и индивидуализации обучения, самостоятельности, ориентации на творчество, активизации межсубъектной деятельности Информационно-гносеологическая, оценочно-прогностическая, регуляторно-коррекционная, профессионально-гуманистическая, организационно-коммуникативная, образовательно-технологическая, личностно-воспитательная и творчески развивающая Подготовительный, интегрирующий, креативный

Целевой, мотивационный, содержательный, личностно-деятельностный, процессуальный, управленческий и оценочно-результативный

Объединение процессов гуманизации, интеграции, коммуникации и личностно-деятельностной ориентации на развитие математических способностей учащихся на различных уровнях и этапах реализации модели (обучения); активное взаимопроникновение процессов профессионализации и социализации в содержание повышения квалификации Динамика сформированности компонентов (мотивационно-ценностного, эмоционально-процессуального, когнитивно-деятельностного) готовности учителя к деятельности по развитию математических способностей учащихся в процессе повышения квалификации и в целом

В реализации модели формирования готовности учителя к деятельности по развитию математических способностей учащихся в процессе повышения квалификации выделяются три этапа: подготовительный, интегрирующий и креативный.

На подготовительном этапе обеспечивается достижение прогностико-диа-гностического уровня обучения на основе самооценки и самоопределения, а также формирование готовности к переходу на уровень активного освоения содержания и способов обучения. Содержание работы конкретизируется преимущественно в совместной деятельности пе-дагога-андрагога и слушателя в условиях проблемно-развивающего обучения.

На данном этапе у обучающихся складывается представление о феномене готовности и его компонентах, определяются цели развития и саморазвития, пробуждается познавательный интерес к деятельности, ориентированной на развитие математических способностей учащихся, происходит коррекция самооценки, вырабатывается способность к целе-полаганию, планированию своей деятельности. Слушатели осваивают рациональные способы самостоятельной учебной и познавательной деятельности, учатся выбирать эффективные пути решения поставленных задач. Совершенствование регулятивных действий и достижение исходного уровня обученности служат развитию инициативы в познании. В таких условиях преподаватель должен заботиться об эмоционально-процессуальном стимулировании самостоятельной деятельности, о воспитании у слушателей направленности на формирование специфических качеств, знаний и умений, необходимых для деятельности по развитию математических способностей учащихся.

Задачей интегрирующего этапа является достижение уровня активного освоения учителем способов деятельности, обеспечивающих возможность развития математических способностей учащих-

ся. Содержание работы включает в себя действия, реализуемые как в индивидуальной, так и в групповой деятельности в условиях профессионально ориентированного проблемно-развивающего обучения. На данном этапе стимулируется дальнейшая отработка умений самоорганизации, самоконтроля и конкретных предметных умений, происходит развитие творческих сил личности в различных формах самостоятельной деятельности. В групповой работе совершенствуются коммуникативные умения, совмещаются и активизируются познавательные и учебно-ролевые интересы.

Задача креативного этапа состоит в достижении высшего уровня готовности учителя к деятельности по развитию математических способностей учащихся. В содержание работы входят действия, реализующиеся в индивидуальной и коллективной профессионально ориентированной творческой познавательной деятельности. На этом этапе в познавательную деятельность все более интенсивно и разнообразно включаются творческие силы личности учителя математики, происходит реализация ее потенциала.

Следует отметить, что перечисленные этапы (или стадии) формирования готовности учителя к деятельности по развитию математических способностей учащихся могут раскрываться постепенно и последовательно, дополняя друг друга, в условиях целостного (целевого), интегративного процесса курсовой подготовки либо по отдельности в рамках тех или иных курсов. Это зависит от квалификации слушателя курсов и его готовности к освоению более сложных этапов, а также от целеполагания данных курсов.

Следует отметить, что разработанная нами модель прошла апробацию в ИПКРО РТ (ИРО РТ). В результате было выявлено, что эффективность формирования готовности учителя к деятельности по развитию математических способностей учащихся достигается в системе курсовой подготовки через вклю-

111!111Й1И1!Ш №3/4

чение учителя в активную коллективную учебно-исследовательскую и развивающую деятельность на основе реализации соответствующей модели и педагогических условий ее сопровождения (организационных, содержательных, психологических):

— наличия диагностической базы, позволяющей выявить уровень готовности учителя к деятельности, ориентированной на развитие математических способностей учащихся, и ее динамику в процессе повышения квалификации;

— обеспечения возможности выбора педагогом образовательной программы, адекватной уровню его профессионализма, потребностям и интересам;

— наличия модульной основы и содержания учебной программы курсовой подготовки по конкретным проблемам и направлениям деятельности учителя математики;

— использования в учебном процессе интерактивных методик, обеспечивающих субъектную позицию учителя, его рефлексию, инициативу, поиск нестандартных решений учебно-профессиональных задач;

— создания психологически комфортной образовательной среды на всех этапах формирования готовности учителя к деятельности по развитию математических способностей учащихся в процессе повышения квалификации.

Поступила 02.05.07.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Е. Н. Васильева, аспирант кафедры педагогики Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева

В статье подчеркивается необходимость целенаправленного формирования познавательных потребностей у будущих специалистов. Автор представляет модель построения данного процесса для будущих учителей иностранного языка, особое место в которой отводится культурологическому подходу.

Современный этап развития системы образования ознаменован переменами, связанными с потребностью общества в специалисте, обладающем глубоким мышлением, готовом к самообразованию, способном работать творчески. Полагаем, что ориентированность процесса обучения на формирование у студентов языковых специальностей познавательных потребностей и умений самостоятельно добывать знания, на развитие познавательных возможностей личности должна рассматриваться сегодня в качестве общей стратегии высшего профессионального образования и войти в число приоритетных направлений в системе подготовки педагогических кадров.

Результаты анализа психолого-педа-гогической литературы свидетельствуют о том, что проблема формирования познавательных потребностей является одной из актуальных задач высшего образования и одной из центральных проблем психологии личности и деятельности. Прежде всего следует отметить, что познавательные потребности как психическое явление и компонент педагогического процесса изучались многими учеными, такими как Л. И. Божович, В. Б. Бондаревский, Р. А. Брандт, А. Г. Здра-вомыслов и др. Исследования этих ученых вооружают учителя знанием теоретических основ проблемы формирования познавательных потребностей, предоставляют конкретные научные факты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Е. Н. Васильева, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.