Научная статья на тему 'Готовность учителя к деятельности по развитию математических способностей учащихся как педагогический феномен и особенности его формирования в системе повышения квалификации'

Готовность учителя к деятельности по развитию математических способностей учащихся как педагогический феномен и особенности его формирования в системе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сунгатуллина Рамиля Ильгизовна

В данной статье рассматривается проблема готов[ности учителя к деятельности по развитию математических способностей учащихся в контексте ее формирования в условиях системы повышения квалификации, определяются задачи курсовой подготовки, в рамках которой учитель творчески реализует свой потенциал и решает проблемы профессионального развития. Анализируются основные направления и факторы, влияющие на состояние готовности учителя к деятельности по развитию способностей учащихся и предлагается структуризация системы элементов готовности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article given the problem of readiness of the teacher for activity on development of mathematical abilities of pupils in a context of its formation in conditions of in qualification improvement system of professional skills is considered, the tasks of course preparation within the limits of which the teacher creatively realizes the potential and solves problems of professional development are defined. The basic directions and the factors influencing on the condition of readiness of the teacher for activity on development of pupils abilities are analyzed and the structurization of system of readiness elements is offered

Текст научной работы на тему «Готовность учителя к деятельности по развитию математических способностей учащихся как педагогический феномен и особенности его формирования в системе повышения квалификации»

Вестник ТГПУ. 2007. Выпуск 6 (69). Серия: ЕСТЕСТВЕННЫЕ Н ТОЧНЫЕ НАУКИ

УДК 371.127+51(07)

Р И. Сунгатуллина

ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Институт развития образования Республики Татарстан

Анализ научно-педагогической литературы, существующей практики развития способностей учащихся на уроках математики, опыта работы с учителями математики в системе повышения квалификации, а также представлений об идеальной деятельности учителя позволил нам выделить специфичность готовности учителя математики к деятельности по развитию математических способностей учащихся. Специфичность заключается в том, что готовность - категория как бы «пограничная» - это состояние личности, предшествующее выполнению какого-либо осознанного вида деятельности, и, более того, входит в неё составной частью.

И здесь возникает важный вопрос, в какой степени и по каким механизмам саморегуляции определённое состояние (готовность) личности учителя математики трансформируется в поведенческую активность и реальное поведение на профессиональном уровне? Какова в этой связи стимулирующая роль и значимость всех структурных компонентов готовности?

С другой стороны, если рассматривать проблему готовности учителя к деятельности по развитию математических способностей учащихся в контексте ее формирования в условиях системы повышения квалификации, то соответственно возникает вопрос, какими должны быть эти условия и по каким признакам нам судить об их эффективности? Такая постановка вопроса связана с относительно слабой изученностью закономерностей развития готовности учителя к деятельности по развитию математических способностей учащихся на разных этапах его профессиональной деятельности и роли системы повышения квалификации в стимулировании и реализации этих закономерностей.

Поскольку личность учителя математики, находящаяся на той или иной стадии (уровне) готовности, выступает объектом и субъектом непрерывного образования и нуждается в переосмысления профессиональных, социальных и личностных аспектов своей жизнедеятельности, то система повышения квалификации может осуществлять этот процесс благодаря многообразию своих методов, форм и средств его педагогического обеспечения.

Можно предположить, что если учитель творчески реализует свой потенциал и решает проблемы своего профессионального развития, то задачей, напри-

мер курсовой подготовки, может стать инструментальное обеспечение грамотного социально-профессионального анализа этой деятельности. В случае, когда учитель не готов к своему профессиональному развитию (например, пассивен), задачей образования выступает включение его в активный интеллектуальный и нравственный поиск через обсуждение значимых для него вопросов, связанных с противоречиями его готовности между:

- состоянием личности и условиями ее функционирования и развития;

- готовностью усваивать непрерывно растущую научную информацию и не всегда благоприятными условиями для ее освоения;

- усилиями, которые прикладывает учитель к достижению определённой цели на развитие, и полученными результатами.

На основе ряда исследований можно говорить о факторах, влияющих на состояние готовности учителя к деятельности по развитию математических способностей учащихся. Среди них выделяются: социально-экономические, событийные, демографические (пол, возраст, семейное положение и др.), профессиональные (концепция школы, уровень социально-образовательных ожиданий от учителя, психологический климат в коллективе и др.), а также субъективные факторы: уровень профессионального самоанализа учителя, отношение учителя к своему труду (вовлечённость, креативность), психологические характеристики учителя как типа личности.

Поскольку состояние готовности в решающей степени обусловливается устойчивыми психическими особенностями, свойственными данному учителю, то имеющие место исследования часто носят междисциплинарный социально-психологический характер.

В целом выделяются два основных направления исследований:

- исследования состояния готовности учителя к профессиональной деятельности в современной социально-образовательной ситуации на разных уровнях его жизнедеятельности: социально-профессиональном, профессиональном, личностном, что позволяет более содержательно определить проблемы профессионального развития учителя;

- исследования возможных принципов построения непрерывного образования, его содержания и

Р.И. Сунгатуллина. Готовность учителя к деятельности по развитию

форм с учётом фактора и состояния готовности учителя к своей профессиональной деятельности.

Проведенный общий анализ психолого-педагоги-ческого феномена готовности учителя математики позволяет выделить основные черты (особенности), характеризующие его готовность к деятельности по развитию математических способностей учащихся.

За основу в определении готовности учителя математики к деятельности по развитию математических способностей учащихся принимается понимание её как состояния личности, предшествующего выполнению какой-либо осознанной задачи в рамках этой деятельности, принятию волевого решения. Такое состояние характеризуется как интегративное качество личности, предшествующее динамичному состоянию индивида, обладающего потенциалом соответствующих знаний и практикой педагогического опыта в данной деятельности и согласуемого с его адекватной самооценкой.

Таким образом, состояние готовности учителя к деятельности по развитию математических способностей учащихся в решающей степени обусловливается устойчивыми психическими особенностями, свойственными данному педагогу, и теми конкретными условиями, в которых осуществляется его деятельность. Готовность как состояние личности проявляется и формируется в процессе деятельности и входит в неё составной частью.

К числу внешних и внутренних условий, обусловливающих готовность учителя к деятельности по развитию математических способностей учащихся, можно отнести:

- содержание задач деятельности, их трудность, новизна, творческий характер;

- обстановка деятельности, пример поведения окружающих;

- особенности стимулирования действий и результатов;

- стремление собственной подготовленности;

- состояние здоровья и физическое самочувствие;

- умение самонастраиваться, создавать внутреннее условие для предстоящей деятельности.

Устойчивыми психологическими элементами готовности можно считать:

1. Осознание своих потребностей, требований общества, коллектива.

2. Положительное отношение к данному виду деятельности.

3. Осмысление и оценка условий, в которых будут протекать действия.

4. Определение на основе опыта и оценки предстоящих условий деятельности наиболее вероятных способов решения задач или выполнения требований.

5. Прогнозирование проявления своих интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых

процессов, оценка соотношения своих возможностей достижения определенного результата.

6. Мобилизация сил, формирование знаний и умений в соответствии с условиями и задачами данной деятельности и др.

Таким образом, готовность учителя к деятельности по развитию математических способностей учащихся - это избирательная прогнозирующая активность на стадии подготовки, настраивающей организм, личность на будущую деятельность.

Рассмотренные элементы готовности можно структурировать, выделив в нем значимые, относительно самостоятельные компоненты (подсистемы):

1. Мотивационно-ценностный компонент (определяющий совокупность доминирующих мотивов субъекта к деятельности по развитию математических способностей учащихся).

2. Эмоционально-процессуальный компонент (определяющий эмоционально-положительное отношение субъекта к деятельности в целом либо к выполнению отдельных функций).

3. Когнитивно-деятельностный компонент (определяющий адекватность определенного уровня сформированных качеств, знаний, умений субъекта содержанию и условиям предстоящей деятельности по развитию математических особенностей учащихся).

Следовательно, готовность учителя к деятельности по развитию математических способностей учащихся можно рассматривать как личностное образование, опосредствующее зависимость между успешностью и эффективностью деятельности, с одной стороны, и направленностью субъекта к совершенствованию своих качеств, знаний и умений, необходимых для такой деятельности, - с другой. Формируясь в процессе деятельности, готовность имеет сложную структуру, побудительным источником которой является личностная позиция субъекта.

Таким образом, можно дать следующее определение понятия «готовность учителя к деятельности по развитию математических способностей учащихся»:

Готовность учителя математики к деятельности по развитию математических способностей учащихся -это интегративный профессионально-личностный феномен, включающий в себя систему специфических качеств, знаний и умений педагога в рамках мотивационно-ценностного, эмоционально-процессуального и когнитивно-деятельностного компонентов, в совокупности обеспечивающих реализацию деятельности учителя, ориентированного на развитие математических способностей учащихся. Исходя из сущности и структуры данного феномена, и должна выстраиваться стратегия его формирования в системе повышения квалификации педагогических кадров.

Поступила в редакцию 18. 12. 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.