Вестник ТГПУ. 2007. Выпуск 6 (69). Серия: ЕСТЕСТВЕННЫЕ Н ТОЧНЫЕ НАУКИ
УДК 371.127+51(07)
Р И. Сунгатуллина
ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Институт развития образования Республики Татарстан
Анализ научно-педагогической литературы, существующей практики развития способностей учащихся на уроках математики, опыта работы с учителями математики в системе повышения квалификации, а также представлений об идеальной деятельности учителя позволил нам выделить специфичность готовности учителя математики к деятельности по развитию математических способностей учащихся. Специфичность заключается в том, что готовность - категория как бы «пограничная» - это состояние личности, предшествующее выполнению какого-либо осознанного вида деятельности, и, более того, входит в неё составной частью.
И здесь возникает важный вопрос, в какой степени и по каким механизмам саморегуляции определённое состояние (готовность) личности учителя математики трансформируется в поведенческую активность и реальное поведение на профессиональном уровне? Какова в этой связи стимулирующая роль и значимость всех структурных компонентов готовности?
С другой стороны, если рассматривать проблему готовности учителя к деятельности по развитию математических способностей учащихся в контексте ее формирования в условиях системы повышения квалификации, то соответственно возникает вопрос, какими должны быть эти условия и по каким признакам нам судить об их эффективности? Такая постановка вопроса связана с относительно слабой изученностью закономерностей развития готовности учителя к деятельности по развитию математических способностей учащихся на разных этапах его профессиональной деятельности и роли системы повышения квалификации в стимулировании и реализации этих закономерностей.
Поскольку личность учителя математики, находящаяся на той или иной стадии (уровне) готовности, выступает объектом и субъектом непрерывного образования и нуждается в переосмысления профессиональных, социальных и личностных аспектов своей жизнедеятельности, то система повышения квалификации может осуществлять этот процесс благодаря многообразию своих методов, форм и средств его педагогического обеспечения.
Можно предположить, что если учитель творчески реализует свой потенциал и решает проблемы своего профессионального развития, то задачей, напри-
мер курсовой подготовки, может стать инструментальное обеспечение грамотного социально-профессионального анализа этой деятельности. В случае, когда учитель не готов к своему профессиональному развитию (например, пассивен), задачей образования выступает включение его в активный интеллектуальный и нравственный поиск через обсуждение значимых для него вопросов, связанных с противоречиями его готовности между:
- состоянием личности и условиями ее функционирования и развития;
- готовностью усваивать непрерывно растущую научную информацию и не всегда благоприятными условиями для ее освоения;
- усилиями, которые прикладывает учитель к достижению определённой цели на развитие, и полученными результатами.
На основе ряда исследований можно говорить о факторах, влияющих на состояние готовности учителя к деятельности по развитию математических способностей учащихся. Среди них выделяются: социально-экономические, событийные, демографические (пол, возраст, семейное положение и др.), профессиональные (концепция школы, уровень социально-образовательных ожиданий от учителя, психологический климат в коллективе и др.), а также субъективные факторы: уровень профессионального самоанализа учителя, отношение учителя к своему труду (вовлечённость, креативность), психологические характеристики учителя как типа личности.
Поскольку состояние готовности в решающей степени обусловливается устойчивыми психическими особенностями, свойственными данному учителю, то имеющие место исследования часто носят междисциплинарный социально-психологический характер.
В целом выделяются два основных направления исследований:
- исследования состояния готовности учителя к профессиональной деятельности в современной социально-образовательной ситуации на разных уровнях его жизнедеятельности: социально-профессиональном, профессиональном, личностном, что позволяет более содержательно определить проблемы профессионального развития учителя;
- исследования возможных принципов построения непрерывного образования, его содержания и
Р.И. Сунгатуллина. Готовность учителя к деятельности по развитию
форм с учётом фактора и состояния готовности учителя к своей профессиональной деятельности.
Проведенный общий анализ психолого-педагоги-ческого феномена готовности учителя математики позволяет выделить основные черты (особенности), характеризующие его готовность к деятельности по развитию математических способностей учащихся.
За основу в определении готовности учителя математики к деятельности по развитию математических способностей учащихся принимается понимание её как состояния личности, предшествующего выполнению какой-либо осознанной задачи в рамках этой деятельности, принятию волевого решения. Такое состояние характеризуется как интегративное качество личности, предшествующее динамичному состоянию индивида, обладающего потенциалом соответствующих знаний и практикой педагогического опыта в данной деятельности и согласуемого с его адекватной самооценкой.
Таким образом, состояние готовности учителя к деятельности по развитию математических способностей учащихся в решающей степени обусловливается устойчивыми психическими особенностями, свойственными данному педагогу, и теми конкретными условиями, в которых осуществляется его деятельность. Готовность как состояние личности проявляется и формируется в процессе деятельности и входит в неё составной частью.
К числу внешних и внутренних условий, обусловливающих готовность учителя к деятельности по развитию математических способностей учащихся, можно отнести:
- содержание задач деятельности, их трудность, новизна, творческий характер;
- обстановка деятельности, пример поведения окружающих;
- особенности стимулирования действий и результатов;
- стремление собственной подготовленности;
- состояние здоровья и физическое самочувствие;
- умение самонастраиваться, создавать внутреннее условие для предстоящей деятельности.
Устойчивыми психологическими элементами готовности можно считать:
1. Осознание своих потребностей, требований общества, коллектива.
2. Положительное отношение к данному виду деятельности.
3. Осмысление и оценка условий, в которых будут протекать действия.
4. Определение на основе опыта и оценки предстоящих условий деятельности наиболее вероятных способов решения задач или выполнения требований.
5. Прогнозирование проявления своих интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых
процессов, оценка соотношения своих возможностей достижения определенного результата.
6. Мобилизация сил, формирование знаний и умений в соответствии с условиями и задачами данной деятельности и др.
Таким образом, готовность учителя к деятельности по развитию математических способностей учащихся - это избирательная прогнозирующая активность на стадии подготовки, настраивающей организм, личность на будущую деятельность.
Рассмотренные элементы готовности можно структурировать, выделив в нем значимые, относительно самостоятельные компоненты (подсистемы):
1. Мотивационно-ценностный компонент (определяющий совокупность доминирующих мотивов субъекта к деятельности по развитию математических способностей учащихся).
2. Эмоционально-процессуальный компонент (определяющий эмоционально-положительное отношение субъекта к деятельности в целом либо к выполнению отдельных функций).
3. Когнитивно-деятельностный компонент (определяющий адекватность определенного уровня сформированных качеств, знаний, умений субъекта содержанию и условиям предстоящей деятельности по развитию математических особенностей учащихся).
Следовательно, готовность учителя к деятельности по развитию математических способностей учащихся можно рассматривать как личностное образование, опосредствующее зависимость между успешностью и эффективностью деятельности, с одной стороны, и направленностью субъекта к совершенствованию своих качеств, знаний и умений, необходимых для такой деятельности, - с другой. Формируясь в процессе деятельности, готовность имеет сложную структуру, побудительным источником которой является личностная позиция субъекта.
Таким образом, можно дать следующее определение понятия «готовность учителя к деятельности по развитию математических способностей учащихся»:
Готовность учителя математики к деятельности по развитию математических способностей учащихся -это интегративный профессионально-личностный феномен, включающий в себя систему специфических качеств, знаний и умений педагога в рамках мотивационно-ценностного, эмоционально-процессуального и когнитивно-деятельностного компонентов, в совокупности обеспечивающих реализацию деятельности учителя, ориентированного на развитие математических способностей учащихся. Исходя из сущности и структуры данного феномена, и должна выстраиваться стратегия его формирования в системе повышения квалификации педагогических кадров.
Поступила в редакцию 18. 12. 2006