Научная статья на тему 'РОЛЬ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА С ОВЗ'

РОЛЬ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА С ОВЗ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
адаптивная физическая культура / лица с ОВЗ / adaptive physical education / persons with disabilities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хамхоева А. М., Кульчицкий В. Е.

Важность адаптивной физической культуры в жизни ребенка с ОВЗ Адаптивная физическая культура (АФК) это комплексная система, направленная на удовлетворение потребностей лиц с ограниченными возможностями в двигательной активности, восстановлении, укреплении и поддержании здоровья, личностном развитии, самореализации физических и духовных сил в целях улучшения качества жизни, социализации и интеграции в общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хамхоева А. М., Кульчицкий В. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF THERAPEUTIC PHYSICAL EDUCATION IN LIFE OF CHILD WITH DISABILITIES

The importance of adaptive physical culture in the life of a child with disabilities Adaptive physical culture (AFC) is a comprehensive system aimed at meeting the needs of people with disabilities in physical activity, restoration, strengthening and maintenance of health, personal development, self-realization of physical and spiritual forces in order to improve the quality of life, socialization and integration into society.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА С ОВЗ»

УДК 796 Хамхоева А.М., Кульчицкий В.Е.

Хамхоева А.М.

студент

Ставропольский государственный педагогический институт

(г. Ставрополь, Россия)

Научный руководитель: Кульчицкий В.Е.

доцент кафедры физического воспитания и адаптивной физической культуры Ставропольский государственный педагогический институт

(г. Ставрополь, Россия)

РОЛЬ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА С ОВЗ

Аннотация: важность адаптивной физической культуры в жизни ребенка с ОВЗ Адаптивная физическая культура (АФК) - это комплексная система, направленная на удовлетворение потребностей лиц с ограниченными возможностями в двигательной активности, восстановлении, укреплении и поддержании здоровья, личностном развитии, самореализации физических и духовных сил в целях улучшения качества жизни, социализации и интеграции в общество.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, лица с ОВЗ.

АФК играет важную роль в жизни ребенка с ОВЗ. Она помогает ему:

1) Улучшить физическое здоровье. АФК способствует укреплению мышечного корсета, повышению выносливости, улучшению координации движений, снижению риска развития заболеваний сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, органов дыхания и других систем организма.

2)Развить психические и эмоциональные функции. АФК стимулирует развитие двигательных функций, которые тесно связаны с развитием психических и эмоциональных функций. Регулярные занятия АФК помогают ребенку с ОВЗ повысить концентрацию внимания, улучшить память, развить волевые качества, снизить тревожность и стресс.

3) Социализироваться и интегрироваться в общество. АФК помогает ребенку с ОВЗ преодолеть психологические барьеры, связанные с его особенностями, и научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Занятия АФК в группе сверстников помогают ребенку с ОВЗ почувствовать себя полноценным членом общества. Адаптивная физическая культура включает в себя несколько направлений.

Адаптивное физическое воспитание — это система занятий физической культурой, направленных на формирование у детей с ОВЗ двигательных навыков, необходимых для их повседневной жизни.

Адаптивная двигательная рекреация — это система занятий физической культурой, направленных на восстановление и укрепление здоровья, повышение уровня физической активности, а также на организацию досуга и отдыха детей с ОВЗ.

Адаптивный спорт — это система занятий физической культурой, направленных на достижение высоких спортивных результатов детьми с ОВЗ.

Физическая реабилитация — это система занятий физической культурой, направленных на восстановление утраченных или нарушенных функций организма детей с ОВЗ. Занятия АФК должны проводиться с учетом индивидуальных особенностей ребенка с ОВЗ.

Для этого необходимо учитывать некоторые факторы.

Тип и степень нарушения. У каждого ребенка с ОВЗ есть свои особенности, которые необходимо учитывать при составлении программы занятий АФК.

Занятия АФК должны соответствовать возрасту и уровню развития ребенка.

Интересы и потребности. Занятия АФК должны быть интересны и полезны ребенку.

Для занятий АФК с детьми с ОВЗ необходимо использовать специальные методы и средства. Методы - это способы организации и проведения занятий АФК.

К основным методам АФК относятся:

- методы обучения двигательным навыкам,

- методы развития физических качеств,

- методы коррекции нарушений двигательных функций,

- методы психокоррекции.

Средства — это то, с помощью чего проводятся занятия АФК. К основным средствам АФК относятся:

- Упражнения,

- игры,

- тренажеры,

- спортивный инвентарь.

Занятия АФК должны проводиться квалифицированными специалистами, имеющими опыт работы с детьми с ОВЗ. Адаптивная физическая культура - это важный инструмент, который помогает детям с ОВЗ улучшить качество своей жизни. Занятия АФК способствуют физическому и психическому здоровью ребенка, его социализации и интеграции в общество.

Занимаясь физической культурой и спортом, люди с ОВЗ укрепляют физические и личностные качества, воспитывают веру в свои силы и возможности, стремление к достижению результата. Успех в спорте зависит прежде всего от трудолюбия, силы воли, целеустремленности. Благодаря этому выстраивается система ценностей и установок, определяющая индивида как личность.

АФК обладает высокой социализирующей силой. Она оказывает широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности, влияет на межличностные отношения, этические ценности, образ жизни. Занятия физической культурой и

спортом помогают людям с ОВЗ интегрироваться в общество, находить новых друзей, чувствовать себя полноценными членами социума. Педагогические функции АФК заключаются в многообразном использовании физических упражнений как универсального средства и метода инициации двигательной активности лиц с ОВЗ.

Занятия АФК способствуют развитию физических качеств, двигательных навыков, координации движений, а также формированию знаний о физической культуре и здоровом образе жизни. Систематические занятия АФК выстраивают распорядок дня и систему приоритетов, становятся составляющей частью образа жизни лиц с ОВЗ. АФК помогает людям с ОВЗ адаптироваться к жизни в обществе, находить свое место в нем, реализовывать свои возможности и добиваться успеха. В последние годы АФК активно развивается во всем мире. Создаются специализированные учреждения, где люди с ОВЗ могут заниматься физической культурой и спортом. Проводятся соревнования по различным видам спорта среди лиц с ОВЗ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Апциаури Л.Ш. Спорт как социальное явление и фактор социализации личности / Л.Ш. Апциаури // Теория и практика физической культуры. — 2013. — № 1. С. 12-14;

2. Литош, Н. Л. Адаптивная физическая культура для детей с нарушениями в развитии : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. Л. Литош. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 156 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13349-3;

3. Ростомашвили Л.Н. Адаптивное физическое воспитание детей со сложными нарушениями развития: учеб. пособие /Л. Н. Ростомашвили. - М.: Советский спорт, 2009. - 224 с.

Khamkhoeva A.M., Kulchitsky V.E.

Khamkhoeva A.M.

Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia)

Scientific advisor: Kulchitsky V.E.

Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia)

ROLE OF THERAPEUTIC PHYSICAL EDUCATION IN LIFE OF CHILD WITH DISABILITIES

Abstract: the importance of adaptive physical culture in the life of a child with disabilities Adaptive physical culture (AFC) is a comprehensive system aimed at meeting the needs of people with disabilities in physical activity, restoration, strengthening and maintenance of health, personal development, self-realization ofphysical and spiritual forces in order to improve the quality of life, socialization and integration into society.

Keywords: adaptive physical education, persons with disabilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.