УДК 796 Хамхоева А.М., Кульчицкий В.Е.
Хамхоева А.М.
студент
Ставропольский государственный педагогический институт
(г. Ставрополь, Россия)
Научный руководитель: Кульчицкий В.Е.
доцент кафедры физического воспитания и адаптивной физической культуры Ставропольский государственный педагогический институт
(г. Ставрополь, Россия)
РОЛЬ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА С ОВЗ
Аннотация: важность адаптивной физической культуры в жизни ребенка с ОВЗ Адаптивная физическая культура (АФК) - это комплексная система, направленная на удовлетворение потребностей лиц с ограниченными возможностями в двигательной активности, восстановлении, укреплении и поддержании здоровья, личностном развитии, самореализации физических и духовных сил в целях улучшения качества жизни, социализации и интеграции в общество.
Ключевые слова: адаптивная физическая культура, лица с ОВЗ.
АФК играет важную роль в жизни ребенка с ОВЗ. Она помогает ему:
1) Улучшить физическое здоровье. АФК способствует укреплению мышечного корсета, повышению выносливости, улучшению координации движений, снижению риска развития заболеваний сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, органов дыхания и других систем организма.
2)Развить психические и эмоциональные функции. АФК стимулирует развитие двигательных функций, которые тесно связаны с развитием психических и эмоциональных функций. Регулярные занятия АФК помогают ребенку с ОВЗ повысить концентрацию внимания, улучшить память, развить волевые качества, снизить тревожность и стресс.
3) Социализироваться и интегрироваться в общество. АФК помогает ребенку с ОВЗ преодолеть психологические барьеры, связанные с его особенностями, и научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Занятия АФК в группе сверстников помогают ребенку с ОВЗ почувствовать себя полноценным членом общества. Адаптивная физическая культура включает в себя несколько направлений.
Адаптивное физическое воспитание — это система занятий физической культурой, направленных на формирование у детей с ОВЗ двигательных навыков, необходимых для их повседневной жизни.
Адаптивная двигательная рекреация — это система занятий физической культурой, направленных на восстановление и укрепление здоровья, повышение уровня физической активности, а также на организацию досуга и отдыха детей с ОВЗ.
Адаптивный спорт — это система занятий физической культурой, направленных на достижение высоких спортивных результатов детьми с ОВЗ.
Физическая реабилитация — это система занятий физической культурой, направленных на восстановление утраченных или нарушенных функций организма детей с ОВЗ. Занятия АФК должны проводиться с учетом индивидуальных особенностей ребенка с ОВЗ.
Для этого необходимо учитывать некоторые факторы.
Тип и степень нарушения. У каждого ребенка с ОВЗ есть свои особенности, которые необходимо учитывать при составлении программы занятий АФК.
Занятия АФК должны соответствовать возрасту и уровню развития ребенка.
Интересы и потребности. Занятия АФК должны быть интересны и полезны ребенку.
Для занятий АФК с детьми с ОВЗ необходимо использовать специальные методы и средства. Методы - это способы организации и проведения занятий АФК.
К основным методам АФК относятся:
- методы обучения двигательным навыкам,
- методы развития физических качеств,
- методы коррекции нарушений двигательных функций,
- методы психокоррекции.
Средства — это то, с помощью чего проводятся занятия АФК. К основным средствам АФК относятся:
- Упражнения,
- игры,
- тренажеры,
- спортивный инвентарь.
Занятия АФК должны проводиться квалифицированными специалистами, имеющими опыт работы с детьми с ОВЗ. Адаптивная физическая культура - это важный инструмент, который помогает детям с ОВЗ улучшить качество своей жизни. Занятия АФК способствуют физическому и психическому здоровью ребенка, его социализации и интеграции в общество.
Занимаясь физической культурой и спортом, люди с ОВЗ укрепляют физические и личностные качества, воспитывают веру в свои силы и возможности, стремление к достижению результата. Успех в спорте зависит прежде всего от трудолюбия, силы воли, целеустремленности. Благодаря этому выстраивается система ценностей и установок, определяющая индивида как личность.
АФК обладает высокой социализирующей силой. Она оказывает широкое воздействие на основные сферы жизнедеятельности, влияет на межличностные отношения, этические ценности, образ жизни. Занятия физической культурой и
спортом помогают людям с ОВЗ интегрироваться в общество, находить новых друзей, чувствовать себя полноценными членами социума. Педагогические функции АФК заключаются в многообразном использовании физических упражнений как универсального средства и метода инициации двигательной активности лиц с ОВЗ.
Занятия АФК способствуют развитию физических качеств, двигательных навыков, координации движений, а также формированию знаний о физической культуре и здоровом образе жизни. Систематические занятия АФК выстраивают распорядок дня и систему приоритетов, становятся составляющей частью образа жизни лиц с ОВЗ. АФК помогает людям с ОВЗ адаптироваться к жизни в обществе, находить свое место в нем, реализовывать свои возможности и добиваться успеха. В последние годы АФК активно развивается во всем мире. Создаются специализированные учреждения, где люди с ОВЗ могут заниматься физической культурой и спортом. Проводятся соревнования по различным видам спорта среди лиц с ОВЗ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Апциаури Л.Ш. Спорт как социальное явление и фактор социализации личности / Л.Ш. Апциаури // Теория и практика физической культуры. — 2013. — № 1. С. 12-14;
2. Литош, Н. Л. Адаптивная физическая культура для детей с нарушениями в развитии : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. Л. Литош. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 156 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-13349-3;
3. Ростомашвили Л.Н. Адаптивное физическое воспитание детей со сложными нарушениями развития: учеб. пособие /Л. Н. Ростомашвили. - М.: Советский спорт, 2009. - 224 с.
Khamkhoeva A.M., Kulchitsky V.E.
Khamkhoeva A.M.
Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia)
Scientific advisor: Kulchitsky V.E.
Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia)
ROLE OF THERAPEUTIC PHYSICAL EDUCATION IN LIFE OF CHILD WITH DISABILITIES
Abstract: the importance of adaptive physical culture in the life of a child with disabilities Adaptive physical culture (AFC) is a comprehensive system aimed at meeting the needs of people with disabilities in physical activity, restoration, strengthening and maintenance of health, personal development, self-realization ofphysical and spiritual forces in order to improve the quality of life, socialization and integration into society.
Keywords: adaptive physical education, persons with disabilities.