Научная статья на тему 'Роль адаптивной физической культуры в развитии личности студентов в педагогическом вузе'

Роль адаптивной физической культуры в развитии личности студентов в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1161
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION / PHYSICAL EDUCATION / PEDAGOGICAL EDUCATION / UNIVERSITY / STUDENTS / АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВУЗ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвина Г. А., Кульчицкий В. Е., Литвина Е. В., Вартанова Я. А.

Данная статья посвящена вопросу адаптивной физической культуры в современных вузах. Автор рассматривает актуальность и значение адаптивной физической культуры в процессе профессиональной подготовки студентов, и, в частности, студентов педагогического профиля. В работе выделены цели, задачи, формы, педагогические условия и средства физического воспитания учащихся вузов. Разработанная модель формирования уровня готовности студентов педагогических вузов к оздоровительной деятельности реализована в конкретном учебном процессе по специальной дисциплине «Физическая культура для студентов специальной медицинской группы (элективная дисциплина по физической культуре и спорту)». Таким образом, на основе систематической диагностики параметров состояния участников и непрерывной корректировки предметных траекторий студенты приближаются к планируемым результатам образования. В статье сформулированы основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений социального, личностного, познавательного и коммуникативного развития, которые обеспечивают широкие возможности студентов для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. Предложенные в статье рекомендации это возможные способы организации учебной деятельности в вузе, направленной на формирование уровня готовности студентов педагогических вузов к оздоровительной деятельности, способствующие повысить динамичность и вариативность образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литвина Г. А., Кульчицкий В. Е., Литвина Е. В., Вартанова Я. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE IN PERSONALITY DEVELOPMENT OF STUDENTS IN A PEDAGOGICAL UNIVERSITY

The article studies an issue of adaptive physical education in modern universities. The authors consider the relevance and importance of the adaptive training in the process of professional education of students, and in particular, students of pedagogical profile. The work highlights the objectives, forms, pedagogical conditions and means of physical education of students of higher educational institutions. The developed model of formation of the level of readiness of students of pedagogical universities for recreational activities is implemented in a specific educational process in a special discipline. The research is based on a systematic diagnosis of the parameters of the state of participants and the continuous adjustment of subject trajectories, students approach the planned results of education. The article formulates the main results of training and education in relation to the achievements of social, personal, cognitive and communicative development, which provide ample opportunities for students to master knowledge, skills, competencies, ability and readiness to understand the world, learning, cooperation, self-education and self-development. The recommendations proposed in the article are possible ways of organizing educational activities at a higher education institution aimed at shaping the level of readiness of students of pedagogical universities for recreational activities that contribute to increasing the dynamism and variation of the educational process.

Текст научной работы на тему «Роль адаптивной физической культуры в развитии личности студентов в педагогическом вузе»

5. Cragin K., Gerwehr S. Dissuading terror. Strategic influence and the struggle against terrorism. Santa Monica, 2005.

6. Manheim J.B. Strategy in information and influence campaigns. New York, 2015.

7. Analitiki NATO nazvali KVN «instrumentom strategicheskoj politicheskoj kommunikacii». Novaya gazeta. 15.03.2017 Available at: http: //novayagazeta.ru/news/kvn/strategichesk oy/2017/03/15/129875

8. Makurin A.I., Vozmischeva M.A. Nekotorye itogi deyatel'nosti B. Obamy. Gumanitarnye nauchnye issledovaniya. 2016; 11. Available at: http://human.snauka.ru/2016/11/17653

Статья поступила в редакцию 14.05.19

УДК 371

Litvina G.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Physical Education Department, State Educational Institution of Higher Education, Stavropol Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

Kulchitsky V.Ye., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Physical Education Department, State Educational Institution of Higher Education,

Stavropol Pedagogical Institute (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

Litvina Ye.V., teacher, Stavropol Presidential Cadet School (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

Vartanova Ya.A., postgraduate (3d year), Stavropol State Pedagogical Institute; senior teacher, Department of Physical Education, Stavropol Medical University (Russia, Stavropol), E-mail: [email protected]

THE ROLE OF ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE IN PERSONALITY DEVELOPMENT OF STUDENTS IN A PEDAGOGICAL UNIVERSITY. The article studies an issue of adaptive physical education in modern universities. The authors consider the relevance and importance of the adaptive training in the process of professional education of students, and in particular, students of pedagogical profile. The work highlights the objectives, forms, pedagogical conditions and means of physical education of students of higher educational institutions. The developed model of formation of the level of readiness of students of pedagogical universities for recreational activities is implemented in a specific educational process in a special discipline. The research is based on a systematic diagnosis of the parameters of the state of participants and the continuous adjustment of subject trajectories, students approach the planned results of education. The article formulates the main results of training and education in relation to the achievements of social, personal, cognitive and communicative development, which provide ample opportunities for students to master knowledge, skills, competencies, ability and readiness to understand the world, learning, cooperation, self-education and self-development. The recommendations proposed in the article are possible ways of organizing educational activities at a higher education institution aimed at shaping the level of readiness of students of pedagogical universities for recreational activities that contribute to increasing the dynamism and variation of the educational process. Key words: adaptive physical education, physical education, pedagogical education, university, students.

Г.А. Литвина, канд. пед. наук, доц. каф. физической культуры, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

В.Е. Кульчицкий, канд. пед. наук, доц. каф. физической культуры, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

Е.В. Литвина, преподаватель ОД «Иностранный язык», ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

Я.А. Вартанова, аспирант 3 курса, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный педагогический институт»; ст. преп. каф. физической культуры, «Ставропольский государственный медицинский университет», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]

РОЛЬ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Данная статья посвящена вопросу адаптивной физической культуры в современных вузах. Автор рассматривает актуальность и значение адаптивной физической культуры в процессе профессиональной подготовки студентов, и, в частности, студентов педагогического профиля. В работе выделены цели, задачи, формы, педагогические условия и средства физического воспитания учащихся вузов. Разработанная модель формирования уровня готовности студентов педагогических вузов к оздоровительной деятельности реализована в конкретном учебном процессе по специальной дисциплине «Физическая культура для студентов специальной медицинской группы (элективная дисциплина по физической культуре и спорту)». Таким образом, на основе систематической диагностики параметров состояния участников и непрерывной корректировки предметных траекторий студенты приближаются к планируемым результатам образования. В статье сформулированы основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений социального, личностного, познавательного и коммуникативного развития, которые обеспечивают широкие возможности студентов для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. Предложенные в статье рекомендации - это возможные способы организации учебной деятельности в вузе, направленной на формирование уровня готовности студентов педагогических вузов к оздоровительной деятельности, способствующие повысить динамичность и вариативность образовательного процесса. Ключевые слова: адаптивная физическая культура, физическое воспитание, педагогическое образование, вуз, студенты.

В современных условиях, когда состояние здоровья молодёжи год от года демонстрирует тенденцию к ухудшению, возрастает актуальность приобщения студентов к занятиям физической культурой и спортом. О значимости проблемы физического воспитания молодёжи может свидетельствовать тот факт, что развитие физ-культурно-спортивной среды, доступной для всех категорий граждан, становится сегодня задачей национального масштаба, отражается в содержании федеральных законов и других нормативных документов. Адаптивная физическая культура (далее: АФК) является важным элементом образовательного процесса высшей школы, поскольку требования к уровню подготовки современного специалиста предусматривают не только наличие хорошей профессиональной подготовки, но и всестороннее развитие выпускника, оптимальное состояние его здоровья.

С составляющие АФК можно включить 4 компонента (рис. 1).

Исследователи рассматривают АФК в качестве органической части общего воспитания личности. Это социально-педагогический процесс, целью которого является укрепление здоровья индивида, гармоничное развитие форм и функций

Рис. 1. Составляющие АФК

человеческого организма, его физических способностей и качеств, формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, которые необходимы в бытовой и производственной деятельности, и, в конечном счете, достижение индивидом физического совершенства [1 - 5].

Студенческий возраст является важным этапом в развитии молодого человека; в этот период завершается его психическое, физиологическое и соматическое развитие, совершенствуется интеллектуальная сфера, раскрывается творческий потенциал. В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, цели обучения в вузах не ограничиваются формированием компетенций, значимых для успешной работы по выбранной специальности. Физическому, эстетическому и духовно-нравственному компоненту образовательно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении отводится не меньшая роль.

Выделим значение АФК в процессе профессионального обучения.

Во-первых, оптимально организованный режим двигательной активности является непременным условием способности студента поддерживать физическую и умственную активность, а, значит, адаптивная физическая культура непосредственным образом влияет на качество учебного процесса, развитие профессионально значимых качеств [1].

Во-вторых, адаптивное физическое воспитание необходимо для поддержания здоровья студентов, сохранения хорошей физической формы, приобщения к здоровому образу жизни и, в конечном итоге, улучшения качества жизни.

В-третьих, адаптивное физическое воспитание оказывает благоприятное влияния на личностное развитие студента, становление морально-волевых и духовно-нравственных качеств, формирование активной социальной позиции [4].

Адаптивная физическая культура (АФК) является относительно новым направлением в российской системе реабилитации студентов с ОВЗ. Этим термином называют разновидность физической культуры, которая предназначена для лиц с различными нарушениями физических или психических функций, появившихся в результате перенесенных заболеваний, травм или врожденного дефекта. Целью ФК является стимуляция позитивных морфофункциональных реакций организма и формирование необходимых двигательных координаций, навыков, физических качеств и способностей. Кроме того, средствами физической культуры и спорта, возможно, осуществлять восстановление и развитие психофизических способностей, профилактику и предупреждение возникновения вторичных отклонений, таких как нарушения познавательной деятельности, эмоционально-волевой и личностной сферы. Занятия ФК совместно с членами коллектива

Исходный уровень готовности педагогов к использованию средств ( АФК)

X

Ориентация студентов средствами здоровьесберегающих технологий

Цель: Формирование уровня готовности студентов ] реализации здоровьесберегающих технологий

Рис. 2. Модель формирования уровня готовности студентов педагогических вузов к оздоровительной деятельности

оказывают позитивное влияние на показатели здоровья и психофизическое состояние студента, в целом, а также способствуют решению актуальной проблемы их социализации.

Выделим задачи, в решении которых занятия физической культуры могут помочь студентам с ограниченными возможностями здоровья:

1) устранение или ослабление неблагоприятных последствий урбанизации жизни, а именно: нервно-эмоциональных перегрузок, гипокинезии и избыточного нерационального рациона;

2) повышение трудоспособности индивида;

3) обеспечение достаточной мышечной активности и стимулирование естественного иммунитета - устойчивости организма к болезнетворным воздействиям различного характера;

4) обеспечение переключения нервно-эмоциональной сферы на новые объекты внешней среды, отвлечения студентов с ограниченными возможностями здоровья от утомляющего и часто отрицательного воздействия повседневности;

5) воспитание чувства коллективизма, любознательности, патриотизма, потребности преодоления препятствий и других, ценных морально-волевых качеств, играющих ведущую роль в профилактике заболеваний и расстройств нервно-психического характера;

6) обеспечение повышения уровня обменных процессов, нормализация деятельности эндокринной системы и тканевого иммунитета, содействие рассасыванию очагов затихающего воспаления, стимуляция регенеративных процессов.

В процессе формирования уровня готовности студентов педагогических вузов к оздоровительной деятельности нами была предложена модель (рис. 2). Экспериментально доказано, что модель может быть успешно реализована средствами современных ритмопластических видов гимнастики и хореографии. В процессе реализации модели в первую очередь необходимо учитывать взаимосвязь оздоровительной и педагогической деятельности, что способствует становлению соответствующих мотиваций личности

Основу адаптивного физического воспитания в высшем учебном заведении составляет целенаправленная двигательная деятельность. Это специальным образом подобранные физические упражнения, способствующие эффективному формированию необходимых двигательных умений и навыков, физических способностей, оптимизации состояния здоровья и развитию долговременной умственной и физической работоспособности [2].

Физическое воспитание в образовательном пространстве педагогического вуза может осуществляться в форме[4]:

1) учебного занятия - обязательной формы физического воспитания, предусмотренной в учебном плане;

2) самостоятельных занятий спортом - на факультативах или в спортивных клубах;

3) организации участия студентов в массовых спортивных и оздоровительных мероприятиях (дни здоровья, спортивные праздники, марафоны, круглые столы и др.).

Эти формы физического воспитания взаимосвязаны и взаимозависимы, они должны быть объединены в целостную систему физического совершенствования студенческой молодёжи. При организации процесса физического воспитания необходимо принимать во внимание такие факторы, как состояние здоровья студентов, уровень их физического развития и физической подготовки, их спортивную квалификацию (при наличии таковой), а также учитывать условия и особенности трудовой деятельности представителей их будущей специальности [3].

Библиографический список

Развитие мотивационного компонента следует осуществлять по механизму сдвига мотива на конкретную цель, в нашем случае от спортивной деятельности к оздоровительной.

Таблица 1

Структурные компоненты готовности студентов педагогических вузов к использованию средств АФК

Структурные компоненты готовности студентов педагогических вузов к использованию средств АФК Мотивационный компонент

Контрольный компонент

Технологический компонент

Педагогическое стимулирование

Методы диагностики

В процессе формирования у студентов педагогического вуза положительной мотивации к занятиям физической культурой и спортом важно создать определённые педагогические условия; в их составе:

1) организация в образовательном процессе вуза оптимальной среды для осознания значимости адаптивной физической культуры и спорта;

2) организация занятий по адаптивной физической культуре с учетом специфики группы, гендерных, индивидуальных особенностей студентов педагогических вузов и их интересов;

3) организация занятий на основании принципа взаимосвязи и преемственности между различными видами и формами физической активности, с учетом условий и возможностей проведения учебных занятий;

4) обеспечение непрерывности процесса адаптивного физического воспитания, формирования устойчивой мотивации к занятиям физической культурой и спортом [2].

Традиционными средствами адаптивного физического воспитания у студентов педагогического вуза являются физические упражнения, спортивные игры, ресурсы окружающей природы (воздух, солнечный свет, вода и др.), а также такие факторы, как режим дня, чередование активности и отдыха, правильное питание, гигиена тела и окружающего пространства, соблюдение принципов здорового образа жизни. Максимальный оздоровительный и развивающий эффект может быть реализован при условии комплексного использования выделенных средств физической культуры [3].

Несомненно, что физическая культура и спорт представляют собой одно из самых сильных средств социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья в педагогическом вузе. Спортивная реабилитация студентов с ограниченными возможностями здоровья в педагогическом вузе играет одну из ведущих ролей в их социализации, реабилитации и интеграции. Кроме того, полученные навыки будут способствовать укреплению здоровья и формированию полноценного с психологической точки зрения мироощущения.

Таким образом, адаптивная физическая культура в педагогическом вузе является средством, помогающим осознать, что инвалидность не является препятствием для ведения полноценной, активной жизни. Участие в коллективных спортивных мероприятиях развивает самостоятельность, самоуважение, дарит позитивное эмоциональное состояние, что в конечном итоге помогает преодолению многих психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценности и социальной значимости.

1. Григорьев А.Ю. Формирование двигательной компетенции студентов в процессе физического воспитания в вузе. Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2014; 1: 29 - 38.

2. Кондратьев В.В. Модель формирования положительного отношения студентов педагогического вуза к физической культуре. Вестник ТГПУ. 2012; 11 (126): 137 - 141.

3. Пономарева К.А. Физическая культура студентов: дефинитивная характеристика, научно-методическая система формирования в условиях педагогического вуза. Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2012: 178 - 180.

4. Стриханов М.Н., Савенков В.И. Физическая культура и спорт в вузах: учебное пособие. 2-е изд. Москва: Юрайт, 2017.

5. Черепов Е.А., Ненашева А.В. Современное состояние системы физического воспитания в России: основные проблемы и пути совершенствования. Человек. Спорт. Медицина. 2014; 3: 5 - 18.

References

1. Grigor'ev A.Yu. Formirovanie dvigatel'noj kompetencii studentov v processe fizicheskogo vospitaniya v vuze. Izvestiya TulGU. Fizicheskaya kul'tura. Sport. 2014; 1: 29 - 38.

2. Kondrat'ev V.V. Model' formirovaniya polozhitel'nogo otnosheniya studentov pedagogicheskogo vuza k fizicheskoj kul'ture. Vestnik TGPU. 2012; 11 (126): 137 - 141.

3. Ponomareva K.A. Fizicheskaya kul'tura studentov: definitivnaya harakteristika, nauchno-metodicheskaya sistema formirovaniya v usloviyah pedagogicheskogo vuza. Pedagogika: tradicii i innovacii: materialy II Mezhdunar. nauch. konf. (g. Chelyabinsk, oktyabr' 2012 g.). Chelyabinsk: Dva komsomol'ca, 2012: 178 - 180.

4. Strihanov M.N., Savenkov V.I. Fizicheskaya kul'tura i sport v vuzah: uchebnoe posobie. 2-e izd. Moskva: Yurajt, 2017.

5. Cherepov E.A., Nenasheva A.V. Sovremennoe sostoyanie sistemy fizicheskogo vospitaniya v Rossii: osnovnye problemy i puti sovershenstvovaniya. Chelovek. Sport. Medicina. 2014; 3: 5 - 18.

Статья поступила в редакцию 12.05.19

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.