Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ'

СПЕЦИФИКА ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
развитие образования / лечебная физическая культура / занятия спортом / дети с ОВЗ / дети-инвалиды / development of education / therapeutic physical education / sports / children with disabilities.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Даулова А.А., Кульчицкий В.Е.

В настоящее время, Правительство РФ, уделяет большое внимание необходимости вовлечения в спорт подрастающего поколения. Многое делается для того, чтобы дети с ОВЗ, а также дети-инвалиды имели возможность заниматься физической культурой и спортом. В любой современной школе должно быть создано физкультурно-оздоровительное пространство для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в котором акцент делается на реализацию здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве школы. Следует адаптировать условия реализации занятий физической культурой к особенностям в обучении детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Следовательно, необходима разработка релевантных технологий обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в соответствии с их потребностями в занятии физической культурой, что позволит распространить среди детей с ОВЗ и детей-инвалидов стандарты здоровьесберегающего поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Даулова А.А., Кульчицкий В.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF SPORTS ACTIVITIES FOR CHILDREN WITH DISABILITIES

Currently, the Government of the Russian Federation pays great attention to the need to involve the younger generation in sports. Much is being done to ensure that children with disabilities, as well as children with disabilities, have the opportunity to engage in physical education and sports. Any modern school should create a physical education and recreation space for children with disabilities and children with disabilities, in which the emphasis is on the implementation of health-saving technologies in the educational space of the school.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ»

УДК 796 Даулова А.А., Кульчицкий В.Е.

Даулова А.А.

студентка 3 курса факультета дефектологии и естественно-научного

образования,

44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль «Дошкольная дефектология» Ставропольский государственный педагогический институт

(г. Ставрополь, Россия)

Научный руководитель: Кульчицкий В.Е.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и адаптивной физической культуры Ставропольский государственный педагогический институт

(г. Ставрополь, Россия)

СПЕЦИФИКА ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ ДЕТЕЙ С ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Аннотация: в настоящее время, Правительство РФ, уделяет большое внимание необходимости вовлечения в спорт подрастающего поколения. Многое делается для того, чтобы дети с ОВЗ, а также дети-инвалиды имели возможность заниматься физической культурой и спортом. В любой современной школе должно быть создано физкультурно-оздоровительное пространство для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в котором акцент делается на реализацию здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве школы.

Следует адаптировать условия реализации занятий физической культурой к особенностям в обучении детей с ОВЗ и детей- инвалидов. Следовательно, необходима разработка релевантных технологий обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в соответствии с их потребностями в занятии физической культурой, что позволит распространить среди детей с ОВЗ и детей-инвалидов стандарты здоровьесберегающего поведения.

Ключевые слова: развитие образования, лечебная физическая культура, занятия спортом, дети с ОВЗ, дети-инвалиды.

Введение: Потребность в организации занятий физической культурой детей с ОВЗ и детей-инвалидов обусловлена, в первую очередь, тем, что эти занятия способствуют восстановлению функций организма, его максимально возможной реабилитации после тяжелых, хронических заболеваний. Однако рассматриваемые в теории положения о соответствии обучения принципу индивидуализации, на практике могут быть не реализованы в полной мере, т.е. прослеживается оторванность учебно-воспитательного процесса от жизненных реалий.

Среди наук, изучающих опорно-двигательную систему человека -медицина (анатомия, физиология (физиология движений), ортопедия, травматология, спортивная медицина, протезирование, клиническая биомеханика), биомеханика и физическая культура (теория физической культуры, биомеханика физических упражнений).

У современного человека нет разрядки, реакция подсознания на внешние раздражители заканчивается напряжением мышц, напряжение никуда не исчезает, напряжение одного дня переходит в другое, так возникают мышечные блоки, происходит утечка энергии, и только физические занятия помогут вырваться из порочного круга. При кратковременных занятиях в течение 15 минут для покрытия энергетических потребностей организм использует гликоген, а при продолжительной нагрузке — подкожный жир. Вход в режим физических нагрузок должен быть постепенным, индивидуальным, дозированным, физические упражнения должны стать частью повседневной жизни.

Воспитание у детей с ОВЗ и детей-инвалидов положительного отношения к здоровью предполагает выработку у них готовности соблюдать соответствующие нормы и правила, выработку умения противостоять

ситуациям, грозящим их нарушением, воспитание умеренности и дисциплинированности, культуры питания и др. [3, с. 281]

Ребенок с ОВЗ и дети-инвалиды специальных групп подготовки особенно остро нуждаются в формировании коллективизма, развития духа товарищества, взаимной поддержки, в связи с тем, что они психологически более уязвимы, более остро переживают свои неудачи. Им требуется помощь и поддержка как со стороны педагога, так и со стороны товарищей на протяжении всего занятия по физической культуре. С позиции педагога, следует реализовать психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов на занятиях физической культурой, поскольку ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид первоначально чувствует неуверенность в себе. С позиции коллектива товарищей требуется проявить чуткость и внимательность по отношению к ребенку с ОВЗ и ребенку-инвалиду, чтобы он смог преодолеть барьеры при выполнении упражнений. [1, с. 123]

Сущность дисциплины «Физическая культура» заключается в формировании осознанного отношения детей с ОВЗ и детей-инвалидов к качеству своего здоровья, стремление средствами подобранного комплекса упражнений улучшить общее физическое состояние. Пропаганда результатов проектной деятельности детей с ОВЗ и детей- инвалидов подразумевает целенаправленную деятельность по распространению, популяризации, разъяснению и внедрению в сознание широких масс физкультурно-спортивной информации, а также знаний по вопросам здорового образа жизни, спорта и массовой физической культуры.

Сегодня школьная система средств пропаганды включает в себя довольно разнообразный перечень средств массовой информации. Это печатные (газеты, журналы, книги, листовки и т.д.), аудиальные (радио и т.д.), аудиовизуальные (телевидение, кино, интернет и т.д.) средства. Важным средством пропаганды здорового образа жизни являются и средства устной агитации и лекционной пропаганды: система физкультурно- спортивного образования, система

лекционной пропаганды, физкультурно- спортивное информирование широких масс. [6, с. 41]

Проектная деятельность как деятельность, характеризующая развитие и технологизацию образовательной сферы, формировалась в контексте социокультурного развития общества в течение достаточно длительного временного периода, и сегодня тенденциями его развития можно считать его массовость, более детальную регламентацию деятельности педагога на каждом этапе, преобладание теоретического материала над практическим.

Групповые (командные) формы работы по проектной деятельности являются приоритетными на занятиях физической культуры, поскольку эти занятия предполагают наличие духа соревновательности, стремление к победе, коллективизм. Рассмотрим преимущества командных форм работы на примере занятий физической культурой у детей с ОВЗ и детей-инвалидов: [2, с. 91]

1. У детей с ОВЗ и детей-инвалидов развиваются навыки сотрудничества (взаимодействия), что предполагает наличие коммуникации между детьми с ОВЗ и детям-инвалидами,

2. В групповом проекте может быть отражена многоаспектность (вариативность взглядов) исследуемого феномена, в данном случае изучение аспектов здорового образа жизни с позиции педагога и детей с ОВЗ и детей-инвалидов,

3. В групповой проектной деятельности должен быть лидер, ведущий за собой. Развитие лидерских качеств - одна из приоритетных задач проектной деятельности, которая может быть реализована на основе признания авторитетности детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Совершенствование лидерских и волевых качеств важно для занятия физической культурой, поскольку они позволяют успешнее справляться с поставленными в ходе занятия задачами.

4. Каждый ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид является вовлеченным в проектную деятельность, это творческий процесс, у которого нет физических и интеллектуальных ограничений. Каждый ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид

вносит свой вклад в развитие тематики, т.е. осваивает принципы здорового образа жизни.

5. Дух соревновательности является дополнительной мотивацией для достижения успеха. Каждый ребенок с ОВЗ и ребенок-инвалид хочет оставить значимый вклад в развитие тематики, следовательно, он учится формировать свою позицию и отстаивать свою точку зрения. В контексте формирования здорового образа жизни дух соревновательности может быть мотивацией для приобщения к здоровье сберегающей культуре.

Стоить заметить, что методы и формы педагогической деятельности не позволяют формировать у детей с ОВЗ и детей-инвалидов те или иные потребности здорового образа жизни, поскольку предполагают реализацию соответствующего содержания. Особенный подход - вариативность форм деятельности, каждая из которых вызывает к себе определенное отношение у детей с ОВЗ и детей-инвалидов, благодаря чему формируется положительное восприятие исследуемой проблемы - формирование здорового образа жизни у детей с ОВЗ и детей-инвалидов в контексте реализации здоровье сберегающих технологий в обучении. [4, с. 126]

Выводы.

В процессе изучения проблемы исследования, её специфики было установлено, что в школе должно быть создано физкультурно- оздоровительное пространство для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, в котором акцент делается на реализацию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе школы. Следует адаптировать условия реализации занятий физической культурой к особенностям в обучении детей с ОВЗ и детей-инвалидов, учитывая наличие хронических заболеваний.

Следовательно, необходима разработка релевантных технологий обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в соответствии с их потребностями в занятии физической культурой, что позволит распространить среди детей с ОВЗ и детей-инвалидов стандарты здоровьесберегающего поведения.

Физическая культура является важным компонентом в системе образования и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Она способствует не только физическому развитию ребенка, но и формированию уверенности в себе, социальной адаптации и интеграции.

Занятия физической культурой для детей с ОВЗ должны быть адаптированы к индивидуальным особенностям каждого ребенка и направлены на развитие его потенциальных возможностей. Важным является создание благоприятной психологической атмосферы на занятиях, поддержка и мотивация со стороны взрослых.

Родители, педагоги и специалисты в области физической культуры должны работать в тесном сотрудничестве, чтобы обеспечить детям с ОВЗ доступ к качественным и эффективным программам физического развития. Только таким образом можно достичь максимального успеха в реабилитации и социализации детей с особыми образовательными потребностями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Алексеева, Е. В. Создание безопасной среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях разновозрастной группы / Е. В. Алексеева // Таганрог: Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2019.- С. 120-124;

2. Дунская, М. В. Педагогические возможности дистанционного обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов / М. В. Дунская, Н. А. Королева // Липецк: Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Липецкой области "Институт развития образования", 2018. - С. 8993;

3. Касьяненко, А. Н. Дети-инвалиды и занятия физической культурой и спортом / А. Н. Касьяненко, Д. А. Сулиманова // Астрахань: Астраханский государственный технический университет, 2018. - С. 278-285;

4. Мишустина, Н. И. Новые направления в работе инструктора по физической культуре с детьми - инвалидами и детьми ОВЗ / Н. И. Мишустина // Саратов: Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна", 2019. - С. 121-128;

5. Никонорова, А. А. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, детей-инвалидов в рамках деятельности психолого- педагогического консилиума / А. А. Никонорова // Дошкольная педагогика. - 2021. - № 9(174). -С. 12-19;

6. Соколова, Н. А. Социальная интеграция детей с ОВЗ и детей - инвалидов в системе ДОУ / Н. А. Соколова, В. А. Каюда, Т. Г. Юнакова // Моя профессиональная карьера. - 2022. - Т. 2. - № 37. - С. 35-44;

7. Степанова, Н. А. Система работы по обучению детей с ОВЗ и детей-инвалидов / Н. А. Степанова // Керчь: ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет», 2022. - С. 315-321;

8. Филатова, И. А. Тренинговые занятия как одно из условий формирования готовности специалистов в работе с детьми ОВЗ и инвалидами / И. А. Филатова, А. П. Тарасова // Преемственность в образовании. - 2018. - № 19(09). - С. 226231.

Daulova A.A., Kulchitsky V.E.

Daulova A.A.

Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia)

Scientific advisor: Kulchitsky V.E.

Stavropol State Pedagogical Institute (Stavropol, Russia)

SPECIFICS OF SPORTS ACTIVITIES FOR CHILDREN WITH DISABILITIES

Abstract: currently, the Government of the Russian Federation pays great attention to the need to involve the younger generation in sports. Much is being done to ensure that children with disabilities, as well as children with disabilities, have the opportunity to engage in physical education and sports. Any modern school should create a physical education and recreation space for children with disabilities and children with disabilities, in which the emphasis is on the implementation of health-saving technologies in the educational space of the school.

Keywords: development of education, therapeutic physical education, sports, children with disabilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.