Научная статья на тему 'ОБУЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ УПРАЖНЕНИЯМ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ'

ОБУЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ УПРАЖНЕНИЯМ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
280
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лненичка И.А., Бакай И.Н., Карпова Н.В., Карташев В.П.

Цель исследования - экспериментально обосновать методику обучения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья упражнениям по адаптивной физической культуре. Методика и организация исследования. Научная работа проводилась на базе реабилитационного центра ООО «Центр реабилитации и адаптивной физкультуры «Вместе с мамой» (Москва) в период с августа 2020 г. по февраль 2021 г. Методика обучения родителей содержала следующие средства и методы АФК: коррекционно-направленные упражнения АФК (адаптивной физической культуры); коррекционно-развивающая подвижная игра; суставная гимнастика; непродолжительные семинары с родителями; дистанционный метод обратной связи между родителями и инструктором АФК. Результаты исследования и выводы. Модифицированная методика обучения родителей детей с ограничениями в состоянии здоровья упражнениям адаптивной физической культуры показала свою эффективность во время прохождения детьми реабилитационного курса. Данное достижение обуславливается применением совмещения теоретической части с практической, а также возможностью налаживания качественной обратной связи между инструктором и родителями во время обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING PARENTS OF CHILDREN WITH DISABILITIES EXERCISES IN ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE

Objective of the study was to experimentally substantiate the methodology for teaching parents of children with disabilities to adaptive physical education exercises. Methods and structure of the study. The scientific work was carried out on the basis of the rehabilitation center LLC Center for Rehabilitation and Adaptive Physical Education "Together with mom" (Moscow) in the period from August 2020 to February 2021. The methodology of teaching parents contained the following means and methods of APC: correctional-directed exercises (Adaptive physical culture) APC; correctional and developmental mobile game; joint gymnastics; short seminars with parents; remote feedback method between parents and APC instructor. Results and conclusions. A modified method of teaching parents, children with disabilities, exercises of adaptive physical culture, has shown its effectiveness during the rehabilitation course for children. This achievement is due to the use of combining the theoretical part with the practical, as well as the possibility of establishing high-quality feedback between the instructor and parents during training.

Текст научной работы на тему «ОБУЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ УПРАЖНЕНИЯМ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

ОБУЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ УПРАЖНЕНИЯМ ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 14.02.2022 г.

Информация для связи с автором: lnenichkaira@mail.ru

И.А. Лненичка1

Кандидат педагогических наук, доцент И.Н. Бакай2

Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Карпова2

Кандидат биологических наук, доцент В.П. Карташев2

Национальный медицинский исследовательский центр онкологии им. Н.Н. Блохина, НИИ детской онкологии и гематологии, Москва

2Российский государственный социальный университет, Москва

TEACHING PARENTS OF CHILDREN WITH DISABILITIES EXERCISES IN ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE

I.A. Lnenichka1

PhD, Associate Professor I.N. Bakay2 PhD, Associate Professor N.V. Karpova2 PhD, Associate Professor V.P. Kartashev2

1 National Medical Research Center of Oncology named after N.N. Blokhin, Moscow

2 Russian State Social University, Moscow

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - экспериментально обосновать методику обучения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья упражнениям по адаптивной физической культуре.

Методика и организация исследования. Научная работа проводилась на базе реабилитационного центра ООО «Центр реабилитации и адаптивной физкультуры «Вместе с мамой» (Москва) в период с августа 2020 г. по февраль 2021 г. Методика обучения родителей содержала следующие средства и методы АФК: коррекционно-направленные упражнения АФК (адаптивной физической культуры); коррекционно-развивающая подвижная игра; суставная гимнастика; непродолжительные семинары с родителями; дистанционный метод обратной связи между родителями и инструктором АФК. Результаты исследования и выводы. Модифицированная методика обучения родителей детей с ограничениями в состоянии здоровья упражнениям адаптивной физической культуры показала свою эффективность во время прохождения детьми реабилитационного курса. Данное достижение обуславливается применением совмещения теоретической части с практической, а также возможностью налаживания качественной обратной связи между инструктором и родителями во время обучения.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, дети с ограниченными возможностями здоровья, реабилитация, физическая реабилитация.

Abstract

Objective of the study was to experimentally substantiate the methodology for teaching parents of children with disabilities to adaptive physical education exercises.

Methods and structure of the study. The scientific work was carried out on the basis of the rehabilitation center LLC Center for Rehabilitation and Adaptive Physical Education "Together with mom" (Moscow) in the period from August 2020 to February 2021. The methodology of teaching parents contained the following means and methods of APC: correctional-directed exercises (Adaptive physical culture) APC; correctional and developmental mobile game; joint gymnastics; short seminars with parents; remote feedback method between parents and APC instructor.

Results and conclusions. A modified method of teaching parents, children with disabilities, exercises of adaptive physical culture, has shown its effectiveness during the rehabilitation course for children. This achievement is due to the use of combining the theoretical part with the practical, as well as the possibility of establishing high-quality feedback between the instructor and parents during training.

Keywords: adaptive physical culture, children with disabilities, rehabilitation, physical rehabilitation.

Введение. Проблема восстановительного лечения детей с ограниченными возможностями здоровья имеет место быть в современном мире, даже несмотря на высокую степень развития и технологичности процесса реабилитации [3].

Для детей с ограниченными возможностями здоровья важную роль в восстановлении и формировании двигатель-

ной адаптации играет семья. Все остаточное время от одного курса реабилитации до другого ребенок проводит, находясь в домашней обстановке.

Данный факт позволил выявить сложившееся противоречие между объективной потребностью в реализации методики обучения родителей упражнениям АФК и недостаточ-

ностью научно-методического обеспечения их содержания, нарастающими потребностями в улучшении процесса реабилитации детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

Цель исследования - экспериментально обосновать методику обучения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья упражнениям по адаптивной физической культуре.

Методика и организация исследования. Научная работа проводилась на базе реабилитационного центра ООО «Центр реабилитации и адаптивной физкультуры «Вместе с мамой» (Москва) в период с августа 2020 года по февраль 2021 г Была сформирована экспериментальная группа родителей и их детей с ОВЗ, которая была дифференцирована на две подгруппы, согласно функциональным возможностям детей. В педагогическом эксперименте приняли участие 16 родителей и 16 детей с ОВЗ. Первая экспериментальная группа родителей и детей с ОВЗ составляла шесть родителей и детей, которые определились в соответствии с диагнозом и уровнем функциональных возможностей детей - функционально передвигающиеся в опоре сидя. Вторая экспериментальная группа включала в себя 10 родителей и детей с ОВЗ, которые объединились на основании диагноза и уровня развития двигательной сферы детей - функционально передвигающиеся с опорой вертикально.

Представленная модифицированная методика преследует главную цель - улучшение и поддержание реабилитационного потенциала детей с ОВЗ, при помощи выполнения совместных занятий АФК с родителями, с обратной связью со специалистом АФК, обучающим основам АФК.

Вне зависимости от соотнесения исследуемых к подгруппе, длительность одного занятия составляла 60 мин, которое разделялось на 30 минут - это семинарские занятия, и следующие 30 мин - практические занятия АФК родителей с детьми с ОВЗ. Занятия проводились два раза в неделю, у каждой экспериментальной группы был обозначен график дней и времени посещения. Определение такого графика обучения составлено с учетом рекомендации специалистов: врач-невролог, клинический нейропсихолог, логопед-дефек-толог.

Всего в курс обучения входило восемь занятий у каждой группы, которые проводились на момент реабилитационного курса детей с ОВЗ.

Для контроля выполнения в домашних условиях упражнений АФК специалист по АФК находился дистанционно на связи. Данный вид взаимодействия предполагал собой предоставление родителями инструктору АФК видеоотчетного материала с совместных домашних занятий АФК с детьми с ОВЗ.

Методика обучения родителей содержит следующие средства и методы АФК: коррекционно-направленные упражнения АФК; коррекционно-развивающая подвижная игра; суставная гимнастика; непродолжительные семинары с родителями; дистанционный метод обратной связи между родителями и инструктором АФК. Семинарские занятия с родителями проводились перед практическими совместными занятиями с детьми с ОВЗ, что способствовало реализации основы дидактики: связь теории с практикой. Для лучшего понимания и закрепления обучаемого материала

родителям рекомендовалось дополнительно к практике прочтение методической литературы [1, 2, 4-6].

Изучив клиническую картину основных диагнозов детей с ОВЗ, нами выявлена одна из проблем нарушения функционирования опорно-двигательного аппарата, которая проявляется в следующем: искривления позвоночника, контрактуры в суставах, ограничивающие амплитуду движения, низкий тонус мышц, синкинезии.

Суставная гимнастика, предложенная для дальнейших совместных занятий родителей с детьми, включала в себя следующие упражнения:

В положении лежа на спине: выполнение сгибания-разгибания в плечевом суставе руки, выпрямленной в локтевом суставе; выполнение сгибания-разгибания ноги в тазобедренном и коленом суставах; выполнение перекрестного движения прямой руки и сгибание-разгибание ноги в тазобедренном и коленном суставе, подъемы корпуса (под колени подкладывается валик).

В положении лежа на животе: выполнение сгибания-разгибания руки в локтевом и плечевом суставах; выполнение сгибания-разгибания ноги в коленном суставе; разгибание спины, с подъемом грудной клетки от поверхности; отведения и приведение согнутой в колене ноги.

Во время обучения упражнениям суставной гимнастики родителям также объяснялись наиболее безопасные и комфортные способы выполнения движения и фиксации конечности.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты тестирования родителей на предмет знаний АФК показали положительную динамику освоения испытуемыми теоретического материала об основных понятиях АФК, что отразилось в сравнении средних значений результатов тестирования (количество правильных ответов у каждого из респондентов), до обучения - 5,5±1,0 и после обучения -8,8±0,7.

У двух экспериментальных групп исследуемых детей с ОВЗ развитие функционального состояния детского организма и двигательных навыков улучшилось с момента первого дня реабилитационного процесса и до момента 30-го дня реабилитации.

Процентное соотношение результатов измерений у детей с ОВЗ экспериментальной группы 1 в 30-й день реабилитации относительно 1-го дня представлено следующим образом: сидение без опоры (с) - средние значения выполнения данного упражнения увеличились на 53 %; планка через мяч на прямых руках (с) - средние значения удержания данного положения тела увеличились на 29 %; отжимания от фит-бола с фиксацией таза (количество) - количество повторений с соблюдением технических особенностей увеличились на 60 %; переход из положения, лежа в положение сидя (с) -скорость выполнения данного двигательного действия улучшилась на 3 %.

Процентное соотношение результатов измерений у детей с ОВЗ экспериментальной группы 2 в 30-й день реабилитации относительно 1-го дня представлено следующим образом: вставание со стула без опоры (с) - скорость выполнения данного упражнения улучшилась на 20 %; ходьба 5 мин с опорой - дистанция прохождения пути за 5 мин увеличилась на 62 %; стояние лицом к стенке - на 40 % увеличилось время удержания статичного положения; удержание себя на неста-

№7 • 2022 Июль | Juli

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

бильной опоре - на 93 % увеличилось время выполнения данного упражнения; ходьба 5 мин с опорой через препятствия -дистанция прохождения пути за 5 мин увеличилось на 42 %.

Для оценки усвоения и применения родителями обученных упражнений АФК в домашних условиях по модифицированной нами методике сравнивались показатели измерений 30-го дня домашних занятий относительно 30-го дня реабилитационного курса. Разница средних значений показателей представлена в процентном соотношении. Процентное соотношение результатов измерений у детей с ОВЗ экспериментальной группы 1 в 30-й день домашних занятий относительно 30-го дня реабилитационного курса, представлено следующим образом: сидение без опоры (с) - удержание данного положения по времени увеличилось на 13 %; планка через мяч на прямых руках (с) - время удержания положения увеличилось на 13 %; отжимания от фитбола с фиксацией таза (количество) - на 19 % увеличилось количество повторений выполнения данного упражнения; переход из положения лежа в положение сидя (с) - скорость выполнения данного действия улучшилась на 8 %.

Процентное соотношение результатов измерений у детей с ОВЗ экспериментальной группы 2 в 30-й день домашних занятий относительно 30-го дня реабилитационного курса, представлено следующим образом: вставание со стула без опоры (с) - скорость выполнения данного упражнения улучшилась на 15 %; ходьба 5 мин с опорой - дистанция пути за 5 мин увеличилась на 7 %; стояние лицом к стенке - время удержания положения увеличилось на 11 %; удержание себя на нестабильной опоре - время удержания положения увеличилось на 42 %; ходьба 5 мин с опорой через препятствия -дистанция пути за 5 мин увеличилась на 6 %.

Несмотря на небольшую динамику процентного соотношения показателей функционального тестирования от 30-го дня домашних занятий АФК относительно 30-го дня реабилитационного курса, двигательная сфера детей с ОВЗ развивается и поддерживается достигнутый результат функционального состояния на момент физической реабилитации.

После прохождения обучения упражнениям АФК на момент реабилитационного курса родители занимались с детьми АФК в домашних условиях, на основании ранее пройденного обучения.

Для контроля применяемых знаний в домашних занятиях АФК, полученных на занятиях за время реабилитации и обучения, родители отправляли предварительно видеоотчет через дистанционную связь Watsapp о выполнении упражнений, после проводилась консультация специалиста АФК о выполнении занятий АФК, динамике функционального состояния ребенка.

Разработаны теоретические и практические рекомендации по занятиям АФК для предоставления родителям и отслеживания динамики двигательного развития детей с ОВЗ.

Упражнения для каждой экспериментальной группы обучаемых были законспектированы, также был отснят дополнительный видеоматериал с обучением поэтапного выполнения определенных двигательных действий. Информация послужила для родителей в качестве методических рекомендаций, а также основой для отслеживания динамики двигательного развития детей с ОВЗ.

Выводы. Модифицированная методика обучения родителей детей с ограничениями в состоянии здоровья

упражнениям адаптивной физической культуры показала свою эффективность во время прохождения детьми реабилитационного курса. Данное достижение обуславливается применением совмещения теоретической части с практической, а также возможностью налаживания качественной обратной связи между инструктором и родителями во время обучения.

Литература

1. Королева, И.В. Помощь детям с нарушением слуха. Руководство для родителей и специалистов / И.В. Королева. - Санкт-Петербург: КАРО, 2016. - 304 с.

2. Литвина, Г.А. Адаптивная физическая культура как средство физической реабилитации и социальной адаптации / Г.А. Литвина, В.Е. Кульчицкий, А.В. Агеев // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - № 3 (58). - С. 62-63.

3. Михайлова, В.П. Особенности организации лечебно-оздоровительной деятельности с детьми с поражениями опорно-двигательного аппарата / В.П. Михайлова // Культурологический подход в специальном образовании: психолого-педагогический аспект. - 2017. - С. 176-181.

4. Плющева Н.С. Развитие двигательных навыков у детей младшего дошкольного возраста с синдромом Дауна на занятиях по адаптивному физическому воспитанию / Н.С. Плющева // Актуальные проблемы спортивной подготовки, оздоровительной физической культуры, рекреации и туризма. Адаптивная физическая культура и медицинская реабилитация: инновации и перспективы развития. - 2020. - С. 356-359.

5. Программа физкультурно-оздоровительной направленности средствами адаптивной физической культуры / сост.: В.В. Апо-кин [и др.]. - Ханты-Мансийск: Принт-Класс, 2020. - 256 с.

6. Чуднова О.А. Организация оздоровительных занятий детей с ОВЗ в условиях дошкольных учреждений. / О.А. Чуднова [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 6 (172). - C. 181-185.

References

1. Koroleva I.V. Pomoshch detyam s narusheniyem slukha [Help for children with hearing impairments]. Guide for parents and professionals. St. Petersburg: KARO publ., 2016. 304 p.

2. Litvina G.A., Kulchitsky V.E., Ageev A.V. Adaptivnaya fizicheskaya kultura kak sredstvo fizicheskoy reabilitatsii i sotsialnoy adaptatsii [Adaptive physical culture as a means of physical rehabilitation and social adaptation]. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2016. No. 3 (58). pp. 62-63.

3. Mikhailova V.P. Osobennosti organizatsii lechebno-ozdorovitelnoy deyatelnosti s detmi s porazheniyami oporno-dvigatelnogo apparata [Features of the organization of medical and recreational activities with children with lesions of the musculoskeletal system]. Kultur-ologicheskiy podkhod v spetsialnom obrazovanii: psikhologo-peda-gogicheskiy aspekt. 2017. pp. 176-181.

4. Plusheva N.S. Razvitiye dvigatelnykh navykov u detey mladshego doshkolnogo vozrasta s sindromom Dauna na zanyatiyakh po adaptivnomu fizicheskomu vospitaniyu [Development of motor skills in children of primary preschool age with Down's syndrome in the classroom for adaptive physical education]. Aktualnyye problemy sportivnoy podgotovki, ozdorovitelnoy fizicheskoy kul-tury, rekreatsii i turizma. Adaptivnaya fizicheskaya kultura i medit-sinskaya reabilitatsiya: innovatsii i perspektivy razvitiya. 2020. pp. 356-359.

5. Apokin V.V. et al. Programma fizkulturno-ozdorovitelnoy napravlen-nosti sredstvami adaptivnoy fizicheskoy kultury [The program of physical culture and health improvement by means of adaptive physical culture]. Khanty-Mansiysk: Print-Klass publ., 2020. 256 p.

6. Chudnova O.A. Organizatsiya ozdorovitelnykh zanyatiy detey s OVZ v usloviyakh doshkolnykh uchrezhdeniy. [Organization of health-improving classes for children with disabilities in preschool institutions]. Uchenyye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2019. No. 6 (172). pp. 181-185.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.