Научная статья на тему 'Роль квазипрофессиональной деятельности в формировании профессионально-коммуникативной компетентности иностранных студентов высших технических учебных заведений'

Роль квазипрофессиональной деятельности в формировании профессионально-коммуникативной компетентности иностранных студентов высших технических учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
243
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
KVAZIPROFESSIONAL ACTIVITIES / CONTEXTUAL LEARNING / PROFESSIONAL-COMMUNICATIVE COMPETENCE / FOREIGN STUDENTS OF HIGHER TECHNICAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS / КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДЕЛОВАЯ ИГРА / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ ВЫСШИХ ТЕХНИЧЕСКИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Приходько Алена Михайловна

Актуальность статьи заключается в исследовании роли квазипрофессиональной деятельности в процессе формирования профессионально-коммуникативной компетентности иностранных студентов высших технических учебных заведений; доказано, что квазипрофессиональная деятельность является формой контекстного обучения, в которой студенты выходят за рамки учебной информации, включаются в моделируемые ситуации, решают профессиональные задачи и вопросы социального взаимодействия; исследован коммуникативный потенциал деловой игры как формы контекстного обучения иностранных студентов высших технических учебных заведений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role kvaziprofessionalnoy activity in the formation of professional communicative competence of foreign students in higher technical educational institutions

Relevance of the article is to explore the in rolls kvazyprofessyonal activities in the process of the of professional-communicative competence of foreign students in higher technical establishments; proved that the use kvazyprofessyonal activities it is a form of contextual learning, in which students go beyond the educational information, included in the simulated situation, solve the problem of professional tasks and questions of social interaction; the communicative potential business game forms the contextual learning of foreign students in higher technical establishments.

Текст научной работы на тему «Роль квазипрофессиональной деятельности в формировании профессионально-коммуникативной компетентности иностранных студентов высших технических учебных заведений»

• О братите внимание на финал миниатюры. Возникло ли у вас ощущение того, что жизнь обязательно измениться? Докажите свою точку зрения.

Далее школьники представляют собственные творческие проекты, созданные по текстам В. Крупина.

Методическая ценность работы в сетевом проекте заключается в том, что у учителя появляется возможность на основе продуктивных технологий получить на уроке литературный творческий продукт, который можно сопо-

ставить с другими проектами в режиме реального времени (работы учащихся других школ можно выставить на сайте), общения на литературные темы, обмена информацией, обсуждения точек зрения, творческой рефлексии. Учитель уже не выступает в роли трансформатора знаний, а проводит литературоведческую корректировку. Литературный поиск и дискуссия позволяет школьникам осознать творческое кредо писателя, услышать его предостережение, «научиться любить, научиться прощать, научиться делать добро...».

Список литература:

1. Злыгостева Н. И. Голос истинной правды//Вятские записки: научно-популярный альманах. - Вып. 2. - Киров, 2001. -С. 57.

2. Иванцова Е. С., Кузина И. В., Лёвкина Е. В., Миронычева В. Ф. Православная педагогика: от науки к практике.//Еигареап Journal of Education and Applied Psychology, 2015. - № 3. - С. 37-41.

3. Кошурникова Т. В. Жанровые модификации в творчестве В. Н. Крупина: автореф. дисс. ... канд. филолог. наук. - Москва, 2008. - С. 9.

4. Крупин В. Н. Во всю ивановскую: Повести, рассказы. - М.: Советский писатель, 1985. - С. 528-539.

5. Кузина И. В. Уроки литературы в старших классах//Практический журнал для учителя и администрации школы, 2004.

Prikhodko Aliona Mykhailivna, Kharkiv National Automobile and Highway University E-mail: a.prykhodko@outlook.com

Role kvaziprofessionalnoy activity in the formation of professional communicative competence of foreign students in higher technical educational institutions

Abstract: Relevance of the article is to explore the in rolls kvazyprofessyonal activities in the process of the of professional-communicative competence of foreign students in higher technical establishments; proved that the use kvazyprofessyonal activities it is a form of contextual learning, in which students go beyond the educational information, included in the simulated situation, solve the problem of professional tasks and questions of social interaction; the communicative potential business game forms the contextual learning of foreign students in higher technical establishments.

Keywords: kvaziprofessional activities, contextual learning, professional-communicative competence, foreign students of higher technical educational institutions.

Приходько Алена Михайловна, Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет

E-mail: a.prykhodko@outlook.com

Роль квазипрофессиональной деятельности в формировании профессионально-коммуникативной компетентности иностранных студентов высших технических учебных заведений

Аннотация: Актуальность статьи заключается в исследовании роли квазипрофессиональной деятельности в процессе формирования профессионально-коммуникативной компетентности иностранных студентов высших технических учебных заведений; доказано, что квазипрофессиональная деятельность является формой контекстного обучения, в которой студенты выходят за рамки учебной информации, включаются в моделируемые ситуации, решают профессиональные задачи и вопросы социального взаимодействия; исследован коммуникативный потенциал деловой игры как формы контекстного обучения иностранных студентов высших технических учебных заведений.

Бес^оп 4. Рес1адоду

Ключевые слова: квазипрофессиональная деятельность, контекстное обучение, деловая игра, иностранные студенты высших технических учебных заведений.

В условиях глобализации профессиональную компетентность инженера составляют не только специальные компетентности, но и ряд «нетрадиционных» для инженерного образования качеств и компетенций социально-гуманитарного характера, таких как коммуникативная компетентность в целом, а также владение приёмами эффективной аргументации, умение вести деловые переговоры, способность к анализу и оценке принятых решений, а также другие коммуникативные умения, что составляют профессионально-коммуникативную компетентность современного специалиста. В таком контексте проблема формирования указанной компетентности приобретает особое звучание. Однако процесс формирования профессионально-коммуникативной компетентности у иностранных студентов определяется своей спецификой, что и определяет выбор форм, методов и средств обучения, которые позволили б оптимизировать и интенсифицировать процесс профессиональной подготовки иностранных студентов технического профиля.

Известно, что принцип профессиональной направленности обучения является системообразующим принципом всего профессионального образования, важнейшим принципом учебной деятельности студентов.

Мы полагаем, что система профессиональной подготовки иностранных граждан в высшем техническом учебном заведении должна быть ориентирована на контекстное обучение. Именно контекстное обучение, как указывает А. Вербицкий, предполагает освоение профессиональных умений в различных видах деятельности студентов: собственно-учебной, квазипрофессиональной, учебно-профессиональной и профессиональной деятельности, что, в свою очередь, предполагает «погружение в профессиональную деятельность» через механизмы самопрограммирования и самореализации [2].

Одной из форм контекстного обучения является квазипрофессиональная деятельность, в которой студенты выходят за рамки учебной информации, включаются в моделируемые ситуации, решают профессиональные задачи и вопросы социального взаимодействия. "Проживание" квази- (псевдо-) профессионального опыта способствует развитию у иностранных студентов профессиональной мотивации, навыков профессионального общения, поскольку современные инженеры, как утверждает Е. Сунцова, являются творцами своей профессиональной карьеры уже не в локальном, а в международном масштабе, а професси-ограмму современного инженера теперь составляют сформированные умения в сфере технической коммуникации с социальной и природной (технической) средой в ходе производственной деятельности [5]. А К. Фадеева, исследуя процесс формирования профессионально-коммуникативной компетентности студентов высшего технического учебного заведения, утверждает, что «от уровня владения

будущего специалиста знаниями и умениями управления коммуникационными процессами в технических системах, от его возможностей организовать информационное взаимодействие между исполнительными устройствами машин и умения формировать информационную базу управления автоматизированным производством зависит в целом эффективность всего производства» [6]. Поэтому создание квазипрофессиональной обучающей среды — это прежде всего процесс моделирования, создания реальных ситуаций, которые могут встретиться будущему специалисту технического профиля в его профессиональной деятельности. Такая обучающая среда позволит комплексно (взаимодействие всех субъектов квазипрофессиональной деятельности) и системно подойти к процессу формирования профессионально-коммуникативной компетентности как значимой характеристики профессиональной компетентности.

Как отмечает Ж. Фрицко, «основной проблемой профессионального образования является переход от актуально осуществляемой учебной деятельности студента к усваиваемой им деятельности профессиональной: в рамках одного типа деятельности необходимо «вырастить» принципиально иной». И именно отрыв теоретического обучения от предстоящей производственной практики, с одной стороны, и невозможность перенести саму практику в стены высшего учебного заведения, с другой, обусловливают необходимость создания промежуточного звена между учебной и собственно профессиональной деятельностью [3].

А. Вербицкий выделяет три базовые формы деятельности в контекстном обучении. Базовыми формами выступают учебная, квазипрофессиональная, учебно-профессиональная деятельности. Промежуточными служат любые формы — традиционные и новые, отвечающие специфике целей и конкретного содержания обучения на соответствующем этапе обучения [2].

Контекстное обучение предполагает и взаимообучение иностранных студентов, которое заключается в установлении контактов между двумя обучающимися с целью изучения одной области знаний или разных аспектов знаний, что позволит осуществлять подготовку студентов к реальной профессиональной коммуникации.

Квазипрофессиональная деятельность обеспечивает также и кооперативное обучение. Иностранные студенты под руководством компетентного преподавателя могут работать группами над проектом, обобщать и систематизировать полученные результаты, практиковать навыки презентации своих проектов или представления результатов роботы группы, умения вести дискуссию на профессиональные темы. Именно в процессе квазипрофессиональной деятельности формируются такие навыки профессиональной работы, как способность быстро и качественно

ориентироваться в профессиональной ситуации, интеллектуальная гибкость, принадлежность профессиональному кругу, владение конъюнктурой профессиональной деятельности.

В рамках квазипрофессиональной деятельности иностранных студентов технического профиля рассмотрим коммуникативный потенциал использования деловой игры как формы контекстного обучения. Как показывает опыт, иностранные студенты — представители интра-вертованных культур (Китай, Монголия) — не желают вступать в коммуникацию в силу ряда причин: национально-культурных, личностных и т. п. Для такой категории студентов, мы полагаем, именно деловая игра как форма квазипрофессиональной деятельности является наиболее приемлемой для работы с иностранными студентами.

В деловой игре, как отмечает А. Вербицкий, «обучающийся выполняет квазипрофессиональную деятельность, которая несёт в себе черты как учебной, так и будущей профессиональной деятельности. Усвоение знаний, формирование умений, навыков осуществляются как бы наложенными на канву профессионального труда в его предметном и социальном аспектах. Эти знания усваиваются не про запас, не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном для участника процессе информационного обеспечения его игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры, в формировании целостного образа профессиональной ситуации» [2]. Именно в деловой игре в условиях кооперации каждый иностранный студент приобретает навыки социального взаимодействия, коллективистскую направленность, ценностные ориентации и установки, присущие специалисту технического профиля. Очевидно, что в достижении таких целей профессиональной подготовки иностранных студентов деловая игра обладает наибольшими возможностями.

Как форма контекстного обучения и квазипрофессиональной деятельности деловая игра вносит в процесс профессиональной подготовки иностранных студентов новое качество в силу следующих своих особенностей: создание имитационной модели производства; приближение к реальным условиям профессиональной деятельности; переход от организации и регуляции деятельности преподавателем к саморегуляции и самоорганизации деятельности самим иностранным студентом. Такой подход к организации учебно-профессиональной деятельности иностранных студентов реализуется при помощи использования активных форм и методов обучения, поскольку обеспечивается в указанном процессе не только предметное, но и социальное содержание будущей профессиональной деятельности.

Одной из проблем, связанных с формированием профессионально-коммуникативной компетентности, явля-

ется, как мы полагаем, переход иностранных студентов от учебной к профессиональной деятельности в рамках производственной практики. Отметим, что иностранный студент получает знания в неродной для него языковой среде, что существенно усложняет профессиональную коммуникацию. Именно в процессе прохождения студентами производственной практики, когда иностранным студентам необходимо по максимуму использовать свой коммуникативный ресурс, и происходит формирование профессионально-коммуникативной компетентности, обеспечивая логическую завершенность профессиональной подготовки студентов.

Несмотря на достаточную теоретическую подготовку по спецпредметам и развитые речевые навыки, иностранные студенты зачастую не готовы к самостоятельной профессиональной коммуникации, что мы связываем с несформированностью их профессионально-коммуникативной компетентности. Решением этой проблемы, по нашему мнению, служит квазипрофессиональная деятельность уже на первом и втором курсах их профессиональной подготовки. Немаловажным в процессе квазипрофессиональной деятельности иностранных студентов является и сотрудничество преподавателей, осуществляющих языковую подготовку иностранных студентов, с преподавателями спецдисциплин в плане координации содержания и форм подачи учебного материала иностранным студентам. Такая деятельность, в частности, позволит создать квазипрофессиональную обучающую среду, обеспечивающую процесс интенсификации и оптимизации профессиональной подготовки иностранных студентов, совершенствование их умений профессионального общения, развитие личностных коммуникативных качеств.

А методически грамотно организовання квазипрофессиональная деятельность иностранных студентов технического профиля, несомненно, будет способствовать формированию их профессионально-коммуникативной компетентности как профессионально значимой характеристики в свете модернизации мировых образовательных процессов.

Таким образом, сегодня в условиях переосмысления парадигмы профессиональной подготовки иностранных граждан важно отметить, что каждый иностранный студент, вовлеченный в квазипрофессиональную деятельность, должен быть организатором и инициатором процесса развития своих профессиональных компетенций, отказаться от роли потребителя знаний и стать активным субъектом-созидателем процесса образования в соответствии со своими потребностями. А стремление к самообразованию, саморазвитию, профессиональной рефлексии — вот к чему должна привести правильно организованная квазипрофессиональная деятельность.

Список литератруры:

1. Басалаева Н. В. Особенности смыслообразования в условиях квазипрофессиональной деятельности: дис. ... канд. психол. наук. - Барнаул, 2006. - 191 с.

Section 4. Pedagogy

2. Вербицкий А. А. Проблема трансформации мотивов в контекстном обучении//Ьй:р://'^^иг.НЬгагу.Ьу/рог1а1и$/то^ и1е$/р$усЬо^у

3. Фрицко Ж. С. Квазипрофессиональная деятельность при подготовке будущих учителей в условиях педагогического колледжа//Интернет-журнал «Эйдос». - 2007. - 30 сентября. http://www.eidos.ru/journa1/2007/0930-24.

4. Зязина, Т. В. Квазипрофессиональные технологии обучения в подготовке будущих педагогов/Т. В. Зязина//Проблемы научной организации образовательного процесса в медицинском вузе: материалы 1 межрегион. науч-практ. конф. -Воронеж: ВГМА, 2006.

5. Сунцова Е. Н. Техническая коммуникация как необходимый компонент образовательных программ российских инженерных вузов. Вестник Томского государственного педагогического университета/Научный журнал. - Томск.-Выпуск 6 (84), 2009.

6. Фадеева К. В. Формирование профессиональной коммуникативной компетентности студентов технического вуза: автореф. дисс... канд. пед. наук. - Чебоксары, 2010. - 20 с.

Roshchin Igor Genadievich, Associate Professor Department of social and humanitarian disciplines, Nikolayev branch of the Kiev National University of Culture and Arts, Candidate of Sciences on Physical Education and Sport E-mail: roshchin80@mail.ru

Historical aspects of occurrence of physical preparation as the focused pedagogical process

Abstract: The article presents the retrospective aspects of the development of scientific and methodological foundations of physical preparation as a focused pedagogical process. It described the contribution of the founders of the theory of physical training in the origins of its development.

Keywords: physical training, physical exercise, physical health.

Рощин Игорь Геннадиевич, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Николаевского филиала Киевского национального университета культуры и искусств, кандидат наук по физическому воспитанию и спорту.

E-mail: roshchin80@mail.ru

Исторические аспекты возникновения физической подготовки как целенаправленного педагогического процесса

Аннотация: В статье представлены ретроспективные аспекты развития научно-методических основ физической подготовки как целенаправленного педагогического процесса. Описано вклад основоположников теории физической подготовки в истоках ее развития.

Ключевые слова: физическая подготовка, физическое упражнение, физическое здоровье.

Человечество за свое существование накопило нема- С возникновением различных национальных систем вос-

лый рациональный опыт использования двигательных воз- питания, физическая подготовка стала их составной ча-

можностей человека, который из-за физического воспита- стью в плоскости приобретения умений и навыков, необ-

ния молодежи передался каждому следующему поколению. ходимых для физической активности и приумножения

С издавна физическое воспитание выступало процессом возможностей человека.

физической подготовки детей к активной жизнедеятель- Содержательный анализ работ, касающихся вопросов

ности, сущность которой составлял развитие физических общей физической подготовки подрастающих поколения,

потенций и качеств человека, расширение и усовершен- начнем с середины XVI века, когда появились печатные

ствование ее функциональных возможностей. Содержание работы (не описательного, а научного стиля) по основам

физической подготовки исторически определялся практи- отдельных видов спорта и физических занятий: фехтова-

ческими потребностями индивида и общества, сначала — ние — итальянского мастера Ахиллес Мароцци (1536 г.)

в охоте и ведении хозяйства, а впоследствии — в другой и строителя Камилло Агриппы (1568 г.), игры в мяч —

практической деятельности (военной, трудовой и т. д.). итальянцев Паоло Кортезе (1511 г.) и Джованни ди Барды

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.