Научная статья на тему 'Реализация технологии знаково-контекстного обучения в педагогическом вузе'

Реализация технологии знаково-контекстного обучения в педагогическом вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
350
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАКОВО-КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КВАЗИПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SYMBOL AND CONTEXT TRAINING / EDUCATIONAL ACTIVITY / QUASIPROFESSIONAL ACTIVITY / EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шумейко Т. С.

Приведен теоретический анализ и опыт реализации технологии знаково-контекстного обучения, а также видов деятельности студентов в педагогическом вузе: учебной, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шумейко Т. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Using the technology of the symbol and context training in the pedagogical university

The article is devoted to the theoretical analysis and the experience of using the technology of the symbol and context training in the pedagogical university and the types of the student's activities such as educational, quasiprofessional, educational and professional.

Текст научной работы на тему «Реализация технологии знаково-контекстного обучения в педагогическом вузе»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

УДК 378.096+378.147 ББК 74.489.4

Т.С. Шумейко

РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ЗНАКОВО-КОНТЕКСТНОГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Приведен теоретический анализ и опыт реализации технологии знаково-контекст-ного обучения, а также видов деятельности студентов в педагогическом вузе: учебной, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной.

Ключевые слова: знаково-контекстное обучение, учебная деятельность, квазипрофессиональная деятельность, учебно-профессиональная деятельность.

В современных условиях осуществления инновационных преобразований в обществе в целом и образовании, в частности, особого внимания заслуживает изучение технологического подхода в обучении. Использование разнообразных педагогических технологий позволяет проектировать образовательный процесс, предвидеть результаты деятельности и гарантировать достижение запланированного результата, а также способствует значительному повышению эффективности и качества обучения. Как справедливо отмечают ученые, «свойство технологичности как одна из ключевых характеристик управляемого процесса призвано обеспечивать оптимизацию достижения гарантированного результата, что, в свою очередь, требует детальной регламентации процесса в целом. В настоящее время данное качество приобретает все более глобальные масштабы и распространяется на такие сферы, которые традиционно считались слабо алгоритмизируемыми и формализуемыми. К ним, в первую очередь, относится образование» [5, с. 77].

Термин «технология» в образовании трактуется достаточно разнообразно: от чисто технической интерпретации, когда под технологией подразумевают исполь-

зование средств, позволяющих программировать процесс и достижение его целей, до понимания технологии как научного описания педагогического процесса, неизбежно ведущего к запланированному результату. Несмотря на неоднозначность трактовок данного понятия, основными характеристиками технологии в образовании считают: детальное описание образовательных целей; поэтапное описание (проектирование) способов достижения заданных результатов-целей; использование обратной связи с целью корректировки образовательного процесса; гаран-тированность достигаемых результатов; воспроизводимость образовательного процесса вне зависимости от мастерства педагога; оптимальность затрачиваемых ресурсов и усилий [1].

В условиях модернизации образования, повышения статуса педагога и требований к нему, особый интерес представляет изучение педагогических технологий, возможностей и опыта, их реализации в практике педагогического вуза.

На основе теоретического анализа исследований по проблеме проектирования и использования педагогических технологий в образовательном процессе, а также изучения опыта преподавания педагогических дисциплин в вузе, мы пришли

ч ш

га

ЕЗ

о

к выводу о возможности и необходимости реализации технологии знаково-кон-текстного обучения в педагогическом вузе с целью повышения эффективности процесса формирования профессиональной компетентности будущих педагогов.

Не останавливаясь на структурно-содержательной характеристике профессиональной компетентности педагога, отметим, что в определении данного понятия мы придерживаемся точки зрения ученых В.А. Адольфа, Ю.В. Варданяна, В.А. Сластенина и др., которые рассматривают профессиональную компетентность педагога как характеристику его профессионализма, как единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. Формированию такой готовности во многом способствует сочетание рационально организованной учебной деятельности студента с фрагментами профессиональной и квазипрофессиональной деятельности, системное качество которых составляет технологию знаково-контекстного обучения.

Прежде, чем представить некоторый накопленный нами опыт реализации технологии знаково-контекстного обучения в педагогическом вузе, рассмотрим концептуальные основы и основные теоретические аспекты данной технологии.

Знаково-контекстное обучение, опираясь на деятельностный подход (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина и др.), представляет собой такое обучение, «в котором с помощью всей системы дидактических форм, методов и средств моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности специалиста, а усвоение им абстрактных знаний как знаковых систем наложено на канву этой деятельности» [2, с. 32].

Знаковая составляющая в дефиниции данной технологии предполагает традиционное представление учебной информации в виде знаковой системы -учебных текстов, содержание которых

подлежит усвоению. Вместе с тем, «контекстное» обучение означает, что информация представлена не в качестве некоторой абстрактной знаковой системы; за ней «сконструированными при ее посредстве задачами, проблемными ситуациями, моделями просматриваются реальные контуры профессионального будущего» [2, с. 32].

Технология знаково-контекстного обучения предполагает наличие трех базовых форм деятельности студента (учебной академического типа, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной), а также переходных от одной базовой формы к другой. В своем системном качестве все это составляет технологию знаково-контекстного обучения, позволяющую преодолеть противоречие, выражающееся в неадекватности форм познавательной деятельности студентов формам профессиональной деятельности специалистов. Качеством адекватности обладает не какая-либо отдельная форма организации деятельности, а вся совокупность традиционных и новых форм.

Учебная деятельность академического типа предполагает проведение занятий с ведущей ролью информационной лекции, предусматривающей передачу готовых знаний студентам через монологическую форму общения, и традиционного семинара.

Квазипрофессиональная деятельность, соединяющая в себе черты учебной и профессиональной деятельности, представлена деловыми играми и другими игровыми формами, моделирующими профессиональную деятельность специалиста. Деловая игра является формой воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида труда. Как справедливо полагает А.А. Вербицкий, она «позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватные по сравнению с тради-

ционным обучением условия формирования личности специалиста» [2, с. 128].

Квазипрофессиональная деятельность, осуществляемая в форме деловых игр. В нашей практике достаточно широко представлена в процессе изучения таких педагогических дисциплин, как «Теория и методика воспитательной работы», «Современные образовательные технологии», «Инновационная педагогика», «Основы гражданско-правового воспитания школьников», «Педагогика профильного образования». Так, по дисциплинам «Теория и методика воспитательной работы», «Основы гражданско-правового воспитания школьников» предусмотрены задания для самостоятельной работы студентов по подготовке и проведению классных часов, выполняемые в микрогруппах и моделирующие деятельность классного руководителя по разработке воспитательных мероприятий. На семинарских занятиях моделируется деятельность классного руководителя по проведению классного часа в ходе проигрывания фрагмента классного часа в группе студентов. Аналогичные задания по разработке и проведению уроков с использованием современных педагогических технологий (обучения в сотрудничестве, проектного обучения, разноуровневого обучения и др.) выполняются студентами в ходе изучения курсов по выбору «Современные образовательные технологии» и «Инновационная педагогика».

Рассмотрим несколько подробнее технологию проведения одной из деловых игр в курсе «Педагогика профильного образования» для студентов специальности «Педагогика и психология». В ходе данной игры не только выполняется закрепление изученного теоретического материала по теме: «Разработка и экспертиза программ элективных курсов», но и происходит осознание студентами предметного и социального аспектов профессиональной деятельности, позволяющее повысить эффективность включения и адаптации в ней будущих молодых спе-

циалистов. После проведения информационной лекции по указанной теме студентам дается задание для самостоятельной работы подобрать материал для разработки курса по выбору в профильной школе по какой-либо педагогической или психологической дисциплине. Далее на занятиях самостоятельной работы обучающихся под руководством преподавателя в микрогруппах по 3-4 человека студенты разрабатывают программу выбранного ими курса, включающую пояснительную записку, календарно-тематический план, краткое содержание теоретических и практических занятий курса и контрольные вопросы для его закрепления, а также список литературы для изучения курса. Презентация разработанных студентами программ элективных курсов проводится на семинаре в форме деловой игры, моделирующей экспертизу разработанных программ. Для этого в начале занятия выполняется распределение ролей (рецензентов, экспертов, ведущего, логика, психолога, авторов курсов). Затем проводится игра по следующему сценарию: 1) ознакомление рецензентов с представленными им программами и подготовка рецензий в процессе заполнения заранее разработанных преподавателем бланков рецензий; 2) одновременно с работой рецензентов осуществляется ознакомление ведущего со сценарием игры с целью руководства ее дальнейшим ходом; ознакомление экспертов, логика и психолога со своими обязанностями в процессе игры; подготовка студентов-разработчиков курсов к представлению разработанных ими программ экспертному совету; 3) моделирование деятельности экспертного совета по оцениванию программ курсов по выбору (представление программ авторами, выступления рецензентов, обсуждение, рекомендации экспертного совета); 4) рефлексия - мнение логика о доказательности, обоснованности и убедительности выступлений участников игры; мнение психолога о корректности поведения и общения участников игры в ходе ее развертывания.

ч ш

га

3

о

Игровая форма проведения занятий способствует полному включению в деятельность всех студентов учебной группы, а также повышению их интереса к профессиональной деятельности, развитию креативности и коммуникативных качеств.

Имитационное моделирование на учебных занятиях по педагогическим дисциплинам реализуется не только в процессе моделирования профессиональной деятельности специалиста, но и при моделировании личности педагога, например, на занятиях по дисциплине «Введение в педагогическую профессию», когда студентам-первокурсникам предлагается разработать и представить модель личности педагога (учителя, учителя конкретной специальности, классного руководителя, куратора группы в вузе).

Учебно-профессиональная деятельность студентов представлена достаточно разнообразными формами. Это научно-исследовательские работы студентов, производственная практика, «реальное» дипломное проектирование [2, с. 62].

Исследовательская деятельность студентов реализуется как в процессе изучения конкретных педагогических дисциплин (при выполнении проек-тно-исследовательских работ),таки во внеу-чебное время.

Под проектно-исследовательской работой мы понимаем деятельность студентов, направленную на решение ими научных и личностных проблем на основе исследований, имеющих целью получение субъективно-новых, необходимых для выполнения проектов знаний. Проект предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить выбранную проблему исследования в результате самостоятельных действий студентов с обязательной презентацией результатов. Разрабатываемый проект имеет своей целью систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний студентов, овладение навыками самостоятельного решения педагогиче-

ских задач и умениями педагогического проектирования, а также развитие творческих способностей и навыков самостоятельного научного поиска. В своей работе студент должен показать, что он готов к практической деятельности в сфере педагогического проектирования. Работа над проектом начинается с получения конкретного задания на проектирование или самостоятельного выбора студентом проблемы исследования и состоит из четырех этапов:

• изучение теоретических материалов по теме проекта;

• изучение практики проектирования по выбранной теме;

• проектирование;

• подготовка к защите разработанного проекта.

Состав и объем проекта определяется заданием на проектирование, выдаваемое студенту руководителем проекта. Результат проекта должен быть представлен в материальном виде (альбом, отчет, кинофильм, дидактический материал, разработка урока, авторская учебная программа, учебное пособие) и сопровождаться пояснительной запиской, содержащей обоснование выбора темы проекта и ее актуальности, цель и задачи проекта, а также поэтапное описание процесса его выполнения и характеристику результата. Основной частью проекта является представленный в материальном виде его результат.

В разработанных нами учебных пособиях по инновационной педагогике [4] и проектированию бизнеса [3] в целях организации проектной деятельности обучающихся выделен модуль проектно-исследовательских работ, содержащий методические рекомендации по выполнению работ данного вида, их примерную тематику и образцы выполнения.

Темы проектных работ должны соответствовать современным требованиям к организации учебного процесса, современному уровню развития техники и образовательных технологий [4]; современным требованиям к организации

учебного процесса, уровню развития техники и технологии, бизнеса и маркетинговых исследований [3]. Внешняя оценка проекта осуществляется по критериям:

• значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;

• корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;

• активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями (для группового проекта);

• коллективный характер принимаемых решений (для группового проекта);

• характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников проекта;

• необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;

• доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

• эстетика оформления результатов выполненного проекта;

• умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов.

Выполнение проектно-исследова-тельских работ студентами педагогического вуза по дисциплине «Инновационная педагогика» способствует формированию их готовности к инновационной педагогической деятельности, по дисциплине «Проектирование бизнеса» - готовности будущих педагогов профессионального обучения к инновационной и научно-технической деятельности в сфере бизнеса и маркетинговых исследований.

С целью организации исследовательской деятельности студентов во вне-учебное время организованы проблемные группы, в составе которых студенты работают над решением конкретной педагогической проблемы. Например, нами организована проблемная группа, занимающаяся исследовани-

ем истории развития профессионального образования в Костанайской области, объединяющая десять студентов второго курса специальности «История». Выбор указанной проблемы для студентов имеет двойную значимость, так как способствует, с одной стороны, формированию педагогической направленности личности студента в процессе исследования различных аспектов профессионального образования, и, с другой стороны, развивает предметную (историческую) направленность личности в процессе изучения истории развития профессионального образования родного края и обусловливающих это развитие социально-экономических предпосылок. Кроме того, участие в работе проблемной группы способствует формированию исследовательских навыков, коммуникативных и творческих качеств студентов.

Формы организации исследовательской деятельности студентов во внеу-чебное время достаточно разнообразны. Их примерами может быть работа студенческих домов моделей, театров мод, конструкторских бюро, направленная на развитие творчества в производственно-технической деятельности.

Деятельность студенческих домов моделей направлена на развитие творческой активности участвующих в ней студентов в процессе разработки эскизов новых моделей одежды, их конструкции и технологии изготовления, а также при изготовлении разработанных изделий с использованием рациональных приемов труда, современных оборудования и материалов. Деятельность театров мод отличается необходимостью проявления творчества при разработке композиции костюма, создании коллекций моделей и организации дефиле. Деятельность студенческих конструкторских бюро направлена на развитие технического творчества работающих в них студентов, которые на основе технического задания разрабатывают чертежи технических устройств, а впоследствии изготавливают эти устройства в лабораториях вуза.

ч ш

га

Указанные формы исследовательской работы способствуют, в частности, формированию личностных качеств будущих педагогов профессионального обучения, обеспечивающих эффективность производственной деятельности и возможность ее последующего совершенствования в условиях постоянно изменяющихся производственных процессов, а также навыков исследовательской и производственной деятельности.

Таким образом, проведенный нами теоретический анализ и представленный в данной статье опыт свидетельствуют, что реализация технологии знаково-кон-текстного обучения в педагогическом вузе посредством организации комплексного сочетания учебной, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности студентов способствует более эффективному освоению предметных и социальных аспектов профессиональной деятельности будущими педагогами, и, следовательно, повышает уровень сформированности их профессиональной компетентности и облегчает процесс адаптации молодого специалиста в профессиональной сфере.

Библиографический список

1. Афанасьева Т.П. Ерошин В.И., Немо-ва Н.В., Пуденко Т.И. Профильное обучение в школе: модели, методы, технологии: пособие для руководителей образовательных учреждений. -М.: Классикс Стиль, 2006. - 592 с.

2. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: метод. пособие. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.

3. Демина Н.Ф., Шумейко Т.С. Проектирование бизнеса: учеб. пособие для студентов специальности 050120 «Профессиональное обучение». -Костанай: КГПИ, 2009. - 148 с.

4. Шумейко Т.С. Инновационная педагогика: учеб. пособие для студентов и магистрантов педагогических специальностей. - Костанай: КГПИ, 2010. - 135 с.

5. Яковлева Н.М. Технологический подход как стратегия научно-педагогического исследования // Современная высшая школа: инновационный аспект. 2011. № 3. С. 77-83.

3

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.