Научная статья на тему 'РОЛЬ КУРСА «ОБЖ» В ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ'

РОЛЬ КУРСА «ОБЖ» В ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / УРОК ОБЖ / ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСТВО / РОДИНА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалев С.С.

Вопрос гражданско-патриотического воспитания имеет большую актуальность на сегодняшний день. В данной статье рассматриваются цели и задачи патриотического воспитания современной молодежи, а также решения данной проблемы с помощью школьного курса основ безопасности жизнедеятельности, в который входят направления, формирующие гражданственность и патриотизм; мероприятия, использующиеся в воспитании подрастающего поколения для привития любви своей Родины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE COURSE «BASICS OF LIFE SAFETY» IN THE CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS

The issue of civic and patriotic education is of great relevance today. This article discusses the goals and objectives of patriotic education of modern youth, as well as solutions to this problem with the help of a school course on the basics of life safety, which includes areas that form citizenship and patriotism; activities used in the upbringing of the younger generation to instill the love of their Homeland.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КУРСА «ОБЖ» В ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

РОЛЬ КУРСА «ОБЖ» В ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

С.С. Ковалев, студент

Научный руководитель: Т.Н. Лопатина, канд. техн. наук

Филиал Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки (Россия, г. Ессентуки)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-5-1-226-228

Аннотация. Вопрос гражданско-патриотического воспитания имеет большую актуальность на сегодняшний день. В данной статье рассматриваются цели и задачи патриотического воспитания современной молодежи, а также решения данной проблемы с помощью школьного курса основ безопасности жизнедеятельности, в который входят направления, формирующие гражданственность и патриотизм; мероприятия, использующиеся в воспитании подрастающего поколения для привития любви своей Родины.

Ключевые слова: гражданско-патриотическое воспитание, патриотизм, урок ОБЖ, воспитание, гражданство, Родина.

Гражданско-патриотическое воспитание является одной основных проблем современной молодежи, особенно в последнее время. С каждым годом патриотов своей Родины становится меньше, а привить любовь и патриотизм к своей стране становится все сложнее [5].

Патриотизм - политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь, привязанность к родине, преданность ей и готовность к жертвам ради неё [4].

Гражданско-патриотическое воспитание - часть гражданского воспитания, которая базируется на правовой базе между государством и гражданином, которая дает молодежи права и способствует их реализации в жизни, что вызывает у нее законную гордость за свое Отечество» [7, с. 99].

Современная молодежь легко поддается воздействиям различных идеологий из-за еще не до конца сформировавшегося психологического развития [3].

Чтобы решить проблему воспитания патриотизма у современных подростков и детей, необходимо сформировать у них активную жизненную позицию, приобщать их к нравственным и духовным мировым ценностям, возрождать традиции России [2].

Чтобы достичь данной цели, нужно поставить определенные задачи, которые бу-

дут помогать в достижении воспитания патриотизма подрастающего поколения.

В основные задачи входит: сформировать общепринятые ценности, любовь к Родине, уважение к истории своей страны, ответственность, долг к Родине; воспитать уважительное отношение к людям, их правам, свободе, обязанностям; воспитать милосердие, почитание родителей; ценностное отношение к культурно-историческому наследию своей страны; понимание ценности своей Родины, земли, истории и культуре [11].

Ключевую роль в формировании у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности занимают образовательные учреждения.

Формирование гражданственности и патриотизма реализуется в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» по нескольким направлениям:

- социокультурное - предполагающее единство правовой, политической и нравственной культуры общества, а также культуры межнациональных отношений, традиций и обычаев граждан;

- морально-нравственное - опирающееся на духовность и величие духа, гражданскую совесть и достоинство, антиэкстремистские убеждения личности;

- когнитивное - включающее знание прав и обязанностей гражданина, истории

государства и гражданского общества, его традиций и обычаев, а также гражданское сознание и самосознание;

- отношенческое - предполагающее систему гражданских отношений (к себе как гражданину, другим гражданам и гражданскому обществу, к государству и государственным структурам, к истории, к гражданским ценностям, символам, традициям и обычаям);

- волевое - определяющем гражданскую социально-политическую, морально-психологическую и профессиональную ответственность, а также гражданскую активность личности;

- поведенческое - проявляющееся в исполнении гражданских обязанностей и реализации гражданских прав, активном участии в гражданской жизни, гражданских поступках, ориентированных на благо государства и общества;

- рефлексивно-регулятивное - предполагающее рассудительность, гражданскую ориентацию и коррекцию гражданской позиции, системы отношений [6, с. 50-51].

Решение этих и других задач духовно-

реализуется в школе в урочное время, однако основная часть в этом направлении реализуется на мероприятиях, проводимых в часы внеклассной работы.

К таким мероприятиям можно отнести:

- проведение соревнований по военно-прикладным видам спорта, приуроченных к Дню защитника Отечества;

- проведение спортивных мероприятий, направленных на сдачу норм ГТО;

- проведение оборонно-спортивных игр «Зарница», «Орленок».

Особая роль в области военно-патриотического воспитания обучающихся отводится проведению мероприятий военной направленностипри изучении раздела курса ОБЖ «Основы военной службы» в урочное время и внеурочное время.

Необходимо отметить, что вся проводимая работа по гражданско-патриотическому воспитанию должна носить постоянный и системный характер, тогда можно будет ожидать позитивные перемены в общественном сознании россиян, в становлении и сплоченности гражданского общества [7, с. 101].

патриотического воспитания обучающихся

Библиографический список

1. Воспитание гражданина-патриота информирование гражданско-политической культуры личности. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41478612(дата обращения: 13.05.2022)

2. Гражданско-патриотическое воспитание в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=895110(дата обращения: 15.05.2022)

3. Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание в рамках образовательного учреждения. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42641624(дата обращения: 15.05.2022)

4. Патриотизм. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ИйрвУ/ги.'мйрейа.о^/'мй/Патриотгом (дата обращения: 14.05.2022)

5. Патриотическое воспитание на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/osnovy-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti/library/2013/09/11/patrioticheskoe-vospitanie-na(дата обращения: 14.05.2022)

6. Педагог-профессионал в школе будущего», III Всероссийская молодежная конф. (Элиста; 2020). III Всероссийская молодежная конференция «Педагог-профессионал в школе будущего», 28 апреля 2020 г. [Текст]: материалы / редкол.: С.В. Белова [и др.] -Элиста: ЗАОр «НПП «Джангар», 2020. - 256 с.

7. Физическая культура и спорт, безопасность жизнедеятельности: материалы заседаний круглых столов Института физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета (2018-2019 учебный год) // Под ред. А.Б. Бгуашева, Е.Г. Вержбицкой. -Майкоп: Изд-во «Магарин О.Г.», 2019. - 168 с.

THE ROLE OF THE COURSE «BASICS OF LIFE SAFETY» IN THE CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS

S.S. Kovalev, Student

Supervisor: T.N. Lopatina, Candidate of Technical Sciences Branch of the Stavropol State Pedagogical Institute in Essentuki (Russia, Essentuki)

Abstract. The issue of civic and patriotic education is of great relevance today. This article discusses the goals and objectives ofpatriotic education of modern youth, as well as solutions to this problem with the help of a school course on the basics of life safety, which includes areas that form citizenship and patriotism; activities used in the upbringing of the younger generation to instill the love of their Homeland.

Keywords: civil-patriotic education, patriotism, a lesson of life, education, citizenship, homeland.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.