Научная статья на тему 'Патриотическая составляющая на уроках истории в контексте современной педагогической парадигмы'

Патриотическая составляющая на уроках истории в контексте современной педагогической парадигмы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ЧУВСТВО ДОЛГА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / ПАТРИОТИЗМ / EDUCATION / CITIZENSHIP / SENSE OF DUTY / NATIONAL IDEA / PATRIOTISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильченко К.П., Щупленков Н.О.

В современном российском образовании актуальной является проблема воспитания патриотических чувств у подрастающего поколения. Современные требования ФГОС подразумевают выработку и развитие знаний, умений, навыков у обучающихся необходимых условий для качественного воспитания патриотических чувств у молодого поколения. Развитие гражданско-патриотической компетенции основывается на субъект-субъектной связи участников образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Васильченко К.П., Щупленков Н.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC COMPONENT IN HISTORY LESSONS IN THE CONTEXT OF THE MODERN PEDAGOGICAL PARADIGM

In modern Russian education, the urgent problem is the education of patriotic feelings in the younger generation. The modern requirements of the Federal State Educational Standards imply the development and development of knowledge, skills of the students in the necessary conditions for the quality education of patriotic feelings in the young generation. The development of civil-patriotic competence is based on the subject-subject communication of the participants in the educational process.

Текст научной работы на тему «Патриотическая составляющая на уроках истории в контексте современной педагогической парадигмы»

ПАТРИОТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ

К.П. Васильченко, студент

Н.О. Щупленков, канд. ист. наук, доцент

Ставропольский государственный педагогический институт (Россия, г. Ессентуки)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10842

Аннотация. В современном российском образовании актуальной является проблема воспитания патриотических чувств у подрастающего поколения. Современные требования ФГОС подразумевают выработку и развитие знаний, умений, навыков у обучающихся необходимых условий для качественного воспитания патриотических чувств у молодого поколения. Развитие гражданско-патриотической компетенции основывается на субъект-субъектной связи участников образовательного процесса.

Ключевые слова: воспитание, гражданственность, чувство долга, национальная идея, патриотизм.

Любовь к Родине - это чувство высоконравственное и сущность его, в свой черед всякого чувства, иррациональна. «Прививая такое чувствование следующему поколению, мы даем ему возможность приобщиться к самым незабываемым страничкам летописи Отечества, своего края, рода, семьи» [1].

Таким образом, полноценным (идеальным) гражданином не возбраняется вычислять исключительно человека, безостановочно усиливающего свое физиологическое и нравственное здоровье, неплохо воспитанного, интеллектуального и просвещенного, иметь в распоряжении типичную для общества метальную черту почитающего своих предков, вскармливающего и воспитывающего в лучших традициях своих потомков, сохраняющего в соответствующем пребыванье свое обиталище (квартиру, подъезд, дом, двор) и безостановочно доводящего до совершенства свой быт, жизненный стиль и культуру поведения, функционирующего в течение благополучие своего Отечества, участвующего в коллективных событиях или организациях патриотической ориентации, т. е. сориентированного для соединение граждан для того образования патриотического единства и корпоративного исполнительства патриотической направленности в той или некоторый степени трудности и значимости по осуществления общественного устрой-

ства и выработки своей жизненной позиции зависимой от национальной парадигмы по оздоровлению, приумножению ценностных основ культурной составляющей цивилизации [2].

Следовательно, гражданин - это лицо, имеющее полную субъективную самостоятельность, имеющее право как быть партнером государства и общества, так и находиться к ним в определенной оппозиции [3].

Гражданин - данность высокоразвитой нравственной самооценки, владеющий общественно-политическими правами как участника межличностных отношений, а также коллективного сообщества, осознанно совмещающего индивидуальные обязанности в аспекте социальных отношений и интересов. В отечественной научной литературе по соотношению ключевых моральных качеств гражданина причисляют штатскую обязанность и общегражданскую зависимость, в которые входят идеологические, ценностные детерминанты гражданской сопричастности [4].

В контексте данной парадигмы были осуществлены практические действия при преподавании уроков истории в 8-9-х классах средней общеобразовательной школы.

На констатирующем этапе эмпирического исследования мы провели беседы с учителями истории и обществознания с

целью выявления степени гражданско-патриотической компетенции учащихся в образовательном учреждении. В ходе беседы с руководством образовательного учреждения нами было выяснено, что работа в интересующем нас направлении в школе проходит системно, охватывая широкий круг воспитательной работы. Учащиеся 8-9-х классов на уроках истории знакомятся с историей Ставрополья, городов Кавказских Минеральных Вод, посещают городской краеведческий музей, регулярно посещают Приэльбрусье, где в 1942 году проходили ожесточенные военные столкновения, встречаются с ветеранами военных действий, участвуют в акциях и митингах, посвящённых празднованию памятных дат, участвуют в организации концертов.

Беседы с учителями истории показали, что несмотря на то, что в школе проводится системная работа по развитию граждан-ско-патриотической компетенции у учащихся, уровень гражданско-патриотической воспитанности остается достаточно неудовлетворительным.

Для проведения педагогического эксперимента было выбрано 2 группы учащихся 8-9-х классов в количестве 22 человек. В экспериментальную группу вошли 11 учащихся, в контрольную - 11. В экспериментальную и контрольную группы вошли учащиеся по произвольному принципу отбора. Уровень гражданско-патриотической компетенции контрольной и экспериментальной групп был приблизительно одинаковый.

В сумме контрольная группа набрала 83 балла из 121 возможных, т.е. средний уровень гражданско-патриотической компетенции учащихся составил 68,3%.

Диагностика начального уровня граж-данско-патриотической компетентности у учащихся экспериментальной группы показала, что два респондента имеют высо-

пять - средний; по два учащихся - ниже среднего и низкий уровень патриотического воспитания.

Таким образом, начальная диагностика показала, что результаты в обеих группах оказались примерно одинаковыми. Большинство учащихся обеих групп имеют средний и низкий уровни гражданско-патриотической компетенции. Поэтому актуальность нашего исследования подтвердилась. Рекомендуется уделять большее внимание проявлениям гражданской позиции подростками, самостоятельному изучению прошлого своей Малой Родины, сохранять национальные традиции и культуру.

Промежуточная констатация, показала важность приобретения школьниками основ гражданской и патриотической культуры, подчеркивая, актуальность приобретения учащимися необходимости в освоении важных методик познавательной, коммуникативной, практической работы в обычных обстановках взаимодействия с людьми в границах личной дееспособности (члена семьи, студента, сотрудника, владельца, покупателя, гражданина); в усвоении на уровне совокупных представлений более своевременных познаний о правилах и нормах отношений людей в обществе, о праве, его роли в жизни человека и общества, личных правах, обязательствах и ответственности; понимании себя в качестве носителя прав и обязательств, подготовке к серьезному выбору в надлежащих возрасту обычных правил поведения в жизненных ситуациях.

Таким образом, исследование важности приобретения школьниками необходимого уровня гражданско-патриотической компетентности и, самое главное, заинтересованности родителей в формировании гражданской культуры собственного ребенка, показало необходимость работы по граж-данско-патриотическому воспитанию.

кий уровень патриотического воспитания;

Библиографический список

1. Шикова Р.Ю. Гражданская общероссийская идентичность (социологический аспект) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2009. - №1. -С.111-116.

2. Торосян Д.Р. Героизм и патриотизм как социальные факторы стабилизации жизни общества // Вестник Моск. ун-та. Сер. 18, Социология и политология. - 2010. - № 1. -С. 157-163.

3. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Эксмо, 2010. - 688 с.

4. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения - российский путь развития // Воспитание школьников. - 2012. - № 7. - С. 8-10.

PATRIOTIC COMPONENT IN HISTORY LESSONS IN THE CONTEXT OF THE

MODERN PEDAGOGICAL PARADIGM

K.P. Vasilchenko, Student

N.O. Schuplenkov, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor Stavropol State Pedagogical Institute (Russia, Essentuki)

Abstract. In modern Russian education, the urgent problem is the education of patriotic feelings in the younger generation. The modern requirements of the Federal State Educational Standards imply the development and development of knowledge, skills of the students in the necessary conditions for the quality education of patriotic feelings in the young generation. The development of civil-patriotic competence is based on the subject-subject communication of the participants in the educational process.

Keywords: education, citizenship, sense of duty, national idea, patriotism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.