педагогические науки
Семенов Александр Алексеевич, Аветисян Владимир Рудольфович ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ И ГРАЖДАНСКОЙ ...
УДК 372.857
DOI: 10.26140/bgz3-2019-0803-0033
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ И ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ
© 2019
AuthorlD: 167089
SPIN: 2982-1176
ORCID: 0000-0002-2168-5905
Семенов Александр Алексеевич, кандидат биологических наук, доцент, заведующий кафедрой биологии, экологии и методики обучения Самарский государственный социально-педагогический университет (443090, Россия, Самара, улица Антонова-Овсеенко, 26, e-mail: [email protected]) AuthorlD: 1037992 SPIN: 9297-3941
Аветисян Владимир Рудольфович, кандидат исторических наук, заведующий отделом публикации документов Государственный архив Ставропольского края (355003, Россия, Ставрополь, улица Ломоносова, 12, e-mail: [email protected]) Аннотация. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда представляет собой одну из важнейших задач школьного образования любой страны. Патриотизм подразумевает под собой такое нравственное чувство, при котором человек знает и ценит историю своей страны, активно участвует в её сотворении и задумывается о будущем Родины. Цель, задачи и содержание гражданско-патриотического воспитания находят отражение в особенностях исторического развития и социальных потребностей общества в каждом хронологическом периоде. Учёные-методисты большое внимание уделяли возможности реализации патриотического воспитания при обучении биологии и экологии, так как природа является мощным фактором воспитания чувства уважения и любви к своему Отечеству. Для решения задач патриотического воспитания на уроках биологии и экологии необходимо использовать краеведческий подход. Изучение природы своего края способствует формированию знаний о флоре и фауне, природных сообществах, выдающихся соотечественниках. Краеведческий подход позволяет на примере своей местности обсуждать особенности природы и проблемы окружающей среды, содействует формированию чувства бережного отношения к своему краю. Благодаря краеведческому материалу у учащихся формируется такой тип мировоззрения, при котором малая родина воспринимается как часть государства и всего мира. Формированию патриотических чувств и гражданской позиции способствуют биологические и экологические проекты, направленные на изучение родной природы и локальных экологических проблем.
Ключевые слова: Родина, Отечество, Россия, родной край, малая родина, народ, патриотизм, патриотическое воспитание, гражданин, гражданское воспитание, природа, краеведение, методика обучения биологии, методика обучения экологии, биологическое образование, экологическое образование, общее образование, учащиеся.
THE EDUCATION OF PATRIOTISM AND CIVIL POSITION OF PUPILS BY MEANS OF BIOLOGY AND ECOLOGY
© 2019
Semenov Aleksandr Alekseevich, candidate of biological sciences, associate professor, Head of the Department of Biology, Ecology and Methods of Teaching Samara State University of Social Sciences and Education (443090, Russia, Samara, streetAntonov-Ovseenko 26, e-mail: [email protected]) Avetisyan Vladimir Rudolfovich, candidate of historical sciences, Head of Publication Department State Archive of the Stavropol Krai (355003, Russia, Stavropol, street Lomonosov 12, e-mail: [email protected]) Abstract. Civil-patriotic education of the younger generation is always one of the most important tasks of school education in any country. Patriotism implies a moral feeling in which a person knows and appreciates the history of his country, actively participates in its creation and thinks about the future of the Motherland. The purpose, objectives and content of civil-patriotic education are reflected in the features of historical development and social needs of society in each chronological period. Scientists-methodists paid much attention to the possibility of implementing patriotic education in teaching biology and ecology, as nature is a powerful factor in fostering a sense of respect and love for their Fatherland. To solve the problems of patriotic education at the lessons of biology and ecology it is necessary to use a local history approach. The study of the nature of the region provides knowledge of flora and fauna, natural communities, prominent compatriots. Local history approach allows the example of the area to discuss the features of nature and environmental problems, contributes to the formation of a sense of careful owner of his land. Thanks to the local history material, pupils form a type of worldview in which a small homeland is perceived as part of the state and the world. The formation of patriotic feelings and citizenship contribute to biological and environmental projects aimed at studying the native nature and local environmental problems.
Keywords: Motherland, Fatherland, Russia, native land, small motherland, people, patriotism, patriotic education, citizen, civic education, nature, local history, biology teaching methods, ecology teaching methods, biological education, environmental education, general education, pupils.
Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из важнейших задач школьного образования любой страны, в том числе Российской Федерации.
Проблема воспитания у школьников чувств патриотизма и гражданственности неразрывно связано с современным воспитательным процессом. Традиционно приоритет в воспитании любви к Родине и своему Отечеству отдаётся урокам истории, литературы и обществозна-ния, что объясняется спецификой данных дисциплин.
Однако полноценно привить патриотические чувства к своей стране невозможно в отрыве от её природы, растительного и животного мира, а это требует обращения к таким предметам, как биология, география и экология.
Термин «патриотизм» неразрывно связан с такими значениями как «Родина» и «Отечество». В словаре В.И. Даля слово «патриот» толкуется как «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб» [1, с. 56]. Выдающийся российский историк и мыслитель И.М. Ястребцов, так определял значение данного слова:
Semenov Aleksandr Alekseevich, Avetisyan Vladimir Rudolfovich pedagogical
THE EDUCATION OF PATRIOTISM AND CIVIL POSITION ... sciences
«Родина - это не только земля, на которой живёт человек, но и идеи, развивающиеся в науке ... для физического благосостояния которого служит известная доля вод и земель с животными, растительными и минеральными произведениями.» [2, с. 230].
Патриотизм - довольно обширное понятие. Оно подразумевает под собой такое нравственное чувство, при котором человек знает и ценит историю своей страны, активно участвует в её жизни и задумывается о будущем Родины. Также в данное понятие входит уважение родной культуры, традиций, соотечественников.
Испокон веков считалось, что патриотизм - чувство естественное, это некая ценность, которую человек получает уже при рождении. Стоит отметить, что само понятие «патриотизм» достаточно коварно, т.к. трактовка его возможна с разных точек зрения. Не секрет, что проблема перехода от патриотизма к национализму за последнее время вновь приобрела актуальность. Поэтому необходимо, чтобы ребёнок со школьной скамьи мог чётко для себя разграничивать эти понятия и понимать их истинный смысл.
Цель, задачи и содержание гражданско-патриоти-ческого воспитания находят отражение в особенностях исторического развития и социальных потребностей общества в каждом хронологическом периоде. Из этого следует, что данная проблема не нова и имеет место быть на всём протяжении становления отечественного образования.
Как справедливо отмечает доктор педагогических наук С.Е. Матушкин: «Патриотизм, в первую очередь, это любовь к прошлому, настоящему своей Родины и надежда на счастливое будущее» [3, с. 196]. С этой целью мы обращаемся к достижениям отечественных учёных и первооткрывателей. Среди них отдельную нишу занимают выдающиеся деятели в области биологии и экологии. Изучая достижения Н.И. Пирогова, И.И. Мечникова, Н.И. Вавилова, И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.И. Вернадского, учащиеся не только знакомятся с историей становления российской науки, но и наполняются чувством гордости за свою страну, внёсшую значительный вклад в развитие отечественной и мировой науки.
Параллельно учащиеся должны понимать, какой ценой были достигнуты те или иные открытия, что в свою очередь является дополнительным стимулом к развитию у школьников чувств патриотизма. Остановимся на некоторых примерах. Так, известный русский хирург Н.И. Пирогов первым провёл операции под наркозом, разработал методику некоторых важных хирургических операций, ввёл неподвижную гипсовую повязку [4, с. 4]. В годы Великой Отечественной войны, ослабленные от голода сотрудники учреждённого Н.И. Вавиловым Всесоюзного института растениеводства (Ленинград) не уходили со своего поста, охраняя от мороза, сырости, крыс тысячи семян зерновых культур [5, с. 60].
Процесс формирования гражданственности у школьников в России всегда имел достаточную актуальность, что подтверждается архивными материалами и опубликованными научными трудами [6, с. 57]. Большинство образовательных учреждений Российской империи и СССР своей целью видели воспитание у учащихся чувств гражданственности и ответственности перед государством и обществом.
Одним из первых вопросы воспитания гражданственности начал реализовывать российский философ и поэт XVIII века А.Н. Радищев, который настаивал на воспитании у будущих «сынов отечества» чувств гражданственности. Свои взгляды он изложил в публикации «Беседа о том, что есть сын Отечества» [7, с. 278].
В XIX веке данную проблему также исследовал писатель и основоположник отечественной научной педагогики К.Д. Ушинский. Он считал, что в основе гражданственности лежит нравственное и этическое воспитание индивида. К.Д. Ушинский был убежден, что в основу 134
содержания образования должно составлять знание родной страны, её языка и истории [8, с. 27].
Подобные стремления прослеживаются и в XX веке. В Советском Союзе идея патриотизма была политической идеологией, её основу составляли мировоззрение человека по отношению к государству, народу, к миру в целом. В советских образовательных учреждениях ученикам прививалось стремление сохранить свою страну как от внешних, так и от внутренних «вредителей». Наравне с пропагандой внешней угрозы, школьников обучали необходимости сохранения природы. С этой целью отдельное внимание уделялось экологии. Во внешкольное время учащиеся высаживали деревья, очищали территорию от мусора, проявляли заботу о птицах в зимний период, участвовали в работе Всероссийского общества охраны природы (ВООП). Н.М. Семчук была разработана методика патриотического воспитания на экологическом материале курса общей биологии [9].
Распад СССР негативно повлиял на гражданское самосознание народа, нарушилось духовное единство общества, произошла девальвация ценностей, деформировались традиционные для страны нормы нравственности и морали. Поспешное копирование западных форм жизни подрывало доверие людей к жизни в России. Возникла необходимость консолидации российского общества на уважении к родному языку, самобытной культуре, культурным ценностям, истории своего Отечества. Ключевая роль в этом процессе отводится образованию [10].
Проблеме патриотического воспитания посвящены публикации и диссертационные исследования И.М. Афанасьевой [11], А.В. Бугачева [12], И.Н. Глазуновой [13], М.А. Горбовой [14], Л.В. Кокуевой [15], Л.А. Колывановой [16], Н.А. Кучменко [17, 18], О.В. Лебедева [19], С.Е. Матушкина [3], А.И. Поповой [20], В.Н. Устякина [21], А.Е. Чипкуновой [22] и др.
Многие исследователи считают, что патриотизм формируется в большей степени государством, системой образования, т.е. патриотизм - общественно-историческое явление. Однако основы патриотизма имеют и естественное происхождение, которое формируется независимо от социально-политического устройства.
Несмотря на значительную степень разработанности проблемы гражданско-патриотического воспитания учащихся, она по-прежнему остаётся актуальной. Меняются целевые установки, обновляется содержание, внедряются современные образовательные технологии, - всё это способствует созданию новых методических подходов к решению данной проблемы, в том числе средствами биологии и экологии.
Целью настоящего исследования стала разработка методических приёмов гражданско-патриотического воспитания школьников в процессе обучении биологии и экологии.
Для решения поставленной цели был использован метод теоретического анализа и синтеза, а также изучение литературы и других источников [23].
Правовую основу гражданско-патриотическо-го воспитания в современных условиях составляют Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [24], «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [25], Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [26], «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [10], федеральные государственные образовательные стандарты общего образования (ФГОС ОО) [27].
Согласно вышеперечисленным документам воспитание патриотизма является частью государственной политики в сфере образования [24], которая предполагает с учётом специфики предметов:
- комплексное методическое сопровождение учителей биологии и экологии, а также педагогов дополни-Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 3(28)
педагогические науки
Семенов Александр Алексеевич, Аветисян Владимир Рудольфович
ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ И ГРАЖДАНСКОЙ ...
тельного образования;
- воспитание у подрастающего поколения, чувства гордости, ответственности и готовности к защите интересов своего Отечества средствами биологии и экологии;
- развитие биологического и экологического краеведения, учебно-познавательного экотуризма [25].
Гражданско-патриотическое воспитание находит своё отражение в личностных результатах рабочих программ по биологии и экологии, которые отражают: воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; формирование чувства ответственности и долга перед Родиной [27].
Методисты-биологи всегда уделяли и продолжают уделять большое внимание возможности реализации гражданско-патриотического воспитания средствами учебных предметов биологии и экологии, так как природа является мощным фактором воспитания чувства уважения и любви к своему Отечеству [28]. В рамках данных предметов происходит формирование патриотизма и гражданственности посредством биологических и экологических знаний об особенностях природы, культуры поведения в ней, бережного отношения к живому. Биология и экология имеет широкую теоретическую и, что немаловажно, практическую базу. Ученики начинают изучать предмет в начальных классах, при этом младшие школьники узнают о природных законах, о растениях и животных своего региона, об уникальных природных объектах. Уже на данном этапе возможна закладка экологического типа мышления, привитие культуры взаимоотношений с природой. Одновременно с развитием эстетических чувств, дети могут начать ассоциировать себя с частью природы родного края, что выражается в бережном и уважительном отношении к ней. Со всеми этими знаниями ребёнок переходит в основную школу. Здесь этот багаж расширяется, ученик начинает ориентироваться на более высокие ценности: уважение и любовь к Родине и своему народу в окружении природной среды обитания.
Для решения задач гражданско-патриотического воспитания в обучении биологии и экологии успешно применяют краеведческий подход. Изучение природы своего края способствует формированию знаний о флоре и фауне, природных сообществах, выдающихся соотечественниках. Краеведческий подход позволяет на примере своей местности обсуждать особенности природы и проблемы окружающей среды, содействует формированию чувства бережного отношения к своему краю. Благодаря краеведческому материалу у учащихся формируется такой тип мировоззрения, при котором малая родина воспринимается как часть государства и всего мира.
При рассмотрении темы «Разнообразие растительного мира», учащиеся узнают о том, что символ нашей страны - берёза. Известно, что нигде в мире нет стольких берёз, сколько произрастает их на территории нашей страны. Говоря о мхах, используют исторические свидетельства о применении мхов в качестве перевязочного материала в годы Великой Отечественной войны. Изучая болезнетворные микроорганизмы, учащиеся знакомятся с достижениями российских микробиологов, внёсших большой вклад в развитие этой науки. Среди них Д.С. Самойлович, Н.Ф. Гамалея, Д.К. Забалотный, И.В. Мамонтов и др. При изучении темы «Происхождение культурных растений» рассказывается о многочисленных экспедициях, совершенных под руководством академика Н.И. Вавилова. На уроке по теме «Селекция» отмечается большой вклад выдающихся отечественных селекционеров М.М. Ульянищева, С.И. Исаева, С.Ф. Черненко и других, заслуживших признание как в нашей стране, так и за рубежом.
В теме «Основы генетики и селекции» применяется материал о местных генетиках и селекционерах, их на-
учных достижениях. Эта информация используется как в урочной, так и во внеурочной работе:
- рассказывается или организуется беседа о самарских учёных-генетиках и их вкладе в науку, а также объяснение генетического материала с использованием данных, полученных ими. Например, при изучении мутационной изменчивости можно рассказать о мутагенном действии алкилирующих соединений на растения горох и пшеницу, изученном Л.И. Лушиной;
- демонстрируются фотографии самарских генетиков и селекционеров, а также схемы, таблицы, рисунки, сделанные ими в процессе своих исследований;
- проводятся лабораторные работы по изучению дерматоглифов, исследованиями которых занимались И.С. Гусева, С.П. Хенкина, Н.М. Астафьева;
- решаются генетические задачи краеведческой направленности;
- организуются экскурсии учащихся в Самарский научно-исследовательский институт сельского хозяйства им. Н.М. Тулайкова, расположенный в п.г.т. Безенчук, или в Поволжский научно-исследовательский институт селекции и семеноводства им. П.Н. Константинова, функционирующий в п.г.т. Усть-Кинельский.
Таким образом, краеведение способствует развитию национального самосознания и других положительных качеств гражданина. Открывается возможность реализации многих биологических и экологических проектов школьников, значимых для микрорайона, города, региона и даже страны. Такие работы помогают в воспитании активной гражданской позиции, оказывают неоценимый вклад в развитие особых чувств к Родине. Любовь к родному краю - основа, на которой осуществляется рост духовной культуры общества в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. Т. 3. СПб. М.: Издате т-ваМ.О. Вольфъ, 1907. С. 56.
2. Ястребцов И.М. О системе наук, приличных в наше время детям //Антология педагогической мысли в России первой половины XIX века. М.: Педагогика, 1987. С. 223-246.
3. Матушкин С.Е. Воспитание патриотизма как педагогическая проблема //Вестник ОГУ. 2011. № 11 (130). С. 196-200.
4. Пирогов Н.И. Вопросы жизни. Дневник старого врача / сост. А.Д. Тюриков. Иваново, 2008. 427 с.
5. Николаев А. Спасение коллекции Н.И. Вавилова в дни блокады Ленинграда //Археология Великой Отечественной войны (1941-1945): сборник статей. СПб., 2016. Вып. 9. С. 60-65.
6. Куршев А.В. Проблема гражданственности в современной отечественной научной литературе // Современная наука: теоретический и практический взгляд. М.: Перо, 2014. С. 57-60.
7. Радищев А.Н. Избранные философские и общественно-политические произведения. М.: Госполитиздат, 1952. 676 с.
8. Милованов К.Ю. К.Д. Ушинский и эпоха великих реформ в России (к истокам модернизации отечественного образования) // Проблемы современного образования. 2014. № 3. С. 22-28.
9. Семчук Н.М. Методика патриотического и интернационального воспитания на экологическом материале курса общей биологии: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 1992. 173 с.
10. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2014. 23 с.
11. Афанасова И.М. Патриотическое воспитание учащихся младшего подросткового возраста в процессе изучения биологии в школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Рязань, 2006. 20 с.
12. Бугачев А.В. Патриотическое воспитание в рамках экологического образования школьников // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka. ru/issues/2017/06/83894.
13. Глазунова И.Н. Патриотическое воспитание старшеклассников в учебно-воспитательной деятельности: автореф. дис. . канд. пед. Липецк, 2002. 27 с.
14. Горбова М.А. Воспитание патриотизма у старшеклассников игровыми формами туристко-краеведческой деятельности: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1999. 20 с.
15. Кокуева Л.В. Воспитание патриотизма у детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. . канд. пед. наук. Ярославль, 2002. 19 с.
16. Колыванова Л.А., Носова Т.М., Шведов В.Г. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в процессе обучения биологии // Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодёжи в 21 веке как ресурс личностного развития человека: традиции, инновации, перспективы исследования: материалы всероссийского научно-исследовательского, методического семинара-практикума с международным участием / сост. и отв. ред. Е.И. Тихомирова. Самара: СгСПУ, 2018. С. 307-314.
Semenov Aleksandr Alekseevich, Avetisyan Vladimir Rudolfovich THE EDUCATION OF PATRIOTISM AND CIVIL POSITION ..
pedagogical sciences
17. Кучменко Н.А. Формирование патриотического отношения обучающихся к природе родного края // Биологическое и экологическое образование в школе и вузе: теория, методика, практика: сборник статей международной научно-практической конференции (14—17 ноября 2017 г.). Вып. 15(2), Санкт-Петербург / под ред. проф. Н.Д. Андреевой. СПб.: Свое издательство, 2017. С. 104—107.
18. Кучменко Н.А. Механизмы использования образовательныхре-сурсов малого города в формировании патриотического отношения обучающихся // Перспективные направления исследований в методике обучения биологии и экологии: сб. статей Международной научно-практической конференции (19-22 ноября 2018 г.). Вып. 16, Санкт-Петербург /под ред. проф. Н.Д. Андреевой. СПб.: Свое издательство, 2018. С. 125-128.
19. Лебедев О.В. Патриотическое воспитание — верноподданническое или гражданское? //Педагогика. 2003. № 9. С. 77—82.
20. Попова А.И. Воспитание патриота России // Начальная школа. 2007. № 2. С. 39—44.
21. Устякин В.Н. Патриотическое и нравственно-эстетическое воспитание учащихся при изучении предметов гуманитарного цикла: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1996. 23 с.
22. Чиркунова А.Е., Сорокина И.Р. Формирование гражданско-па-триотического воспитания учащихся в общеобразовательной школе //Молодой ученый. 2014. № 21. С. 706-709.
23. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 288 с.
24. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»//Российская газета — Федеральный выпуск № 303(5976). 31 декабря 2012 г.
25. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» //Российская газета — Федеральный выпуск № 122(6693). 8 июня 2015 г.
26. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 г. Москва «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016—2020 годы»» [Электронный ресурс]. URL: // http://static. government.ru.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М.: Просвещение, 2013. 48 с.
28. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: учеб. пособие для студ. биол. фак. пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1976. 384 с.
Статья поступила в редакцию 23.07.2019 Статья принята к публикации 27.08.2019
136
Baltic Humanitarian Journal. 2019. Т. 8. № 3(28)