Научная статья на тему 'Управление процессом формирования патриотических чувств у старшеклассников'

Управление процессом формирования патриотических чувств у старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
267
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАТРИОТИЗМ / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЧУВСТВА / ПАТРИОТИЧЕСКЕ ЧУВСТВА / РОДИНА / ОТЕЧЕСТВО / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ШКОЛА / ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА / PATRIOTISM / PATRIOTIC FEELINGS / MOTHERLAND / FATHERLAND / HIGH SCHOOL STUDENTS / SCHOOL / EXTRACURRICULAR WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Талипова Олеся Азатовна, Гатауллина Резеда Фарвазовна, Богданова Айгуль Миннегалимовна

В статье предлагаются пути эффективного управления процессом формирования патриотических чувств у старшеклассников. Подчеркивается, что из сферы современного образования упускается важная сторона патриотического воспитания внеклассная работа. Предлагается модель управления процессом формирования патриотических чувств у старшеклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Талипова Олеся Азатовна, Гатауллина Резеда Фарвазовна, Богданова Айгуль Миннегалимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGING THE PROCESS OF FORMING PATRIOTIC SENSES IN HIGH SCHOOL STUDENTS

The article suggests ways to effectively manage the process of formation of patriotic feelings among high school students. It is emphasized that the important aspect of patriotic education extracurricular work is missing from the sphere of modern education. A model of managing the process of formation of patriotic feelings among high school students is proposed.

Текст научной работы на тему «Управление процессом формирования патриотических чувств у старшеклассников»

3. Ф. Шуберт Веселые песни.

4. Дж. Верди Мелодические арии из опер.

Еще одним видом работы в рамках проведения мастер-классов было музыкорисование (рисование под музыку). Оно является спонтанным выражением чувств и эмоций ребенка в данный конкретный момент. Идея об объединении рисования с музыкой возникла при обучении ритмичному черчению, которое преподавал в Гамбурге учитель черчения Карл Петерс.

Для рисования под музыку следует выбирать с четко очерченной ритмической структурой, с понятными и яркими акцентами (чередованием сильной и слабых долей), а также запоминающейся мелодией. Желательно провести общую ритмическую подготовку к музыкорисованию с целью выявления определенных реакций на музыку у всех участников. А выбор соответственной музыки усилит данный эффект. Использованные нами классических вальсы И. Штрауса, К. М. Вебера, П.И. Чайковского отвечали поставленным требованиям.

Следующий вид работы, который является эффективным средством снятия психического напряжения и утомляемости - пантомима. Она не требует специальных пластических навыков, что особенно актуально для категории лиц с ограниченными возможностями здоровья. Пантомимическая имитация движений может вызывать определенные настрои и изменять эмоциональное состояние. Музыкальный материал должен характеризовать действия, динамично и эмоционально обогащать пантомиму.

Выводы. В современной коррекционной педагогике «терапия» с помощью музыки является главным инструментом для вызова необходимых изменений в эмоциональном состоянии ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Правильный подбор музыкальных произведений будет способствовать коррекции умственного, эмоционального и физического развития. Выбор непосредственных средств и методов поможет активизировать социально-коммуникативные взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья.

В процессе мастер-классов по музыкальной терапии у детей с ограниченными возможностями здоровья возможно развитие сенсорных, моторных, речевых и умственных способностей. Благодаря этой комплексной деятельности у детей складываются полимодальные образы, которые лежат в основе художественного развития и влияют на формирование индивидуальных творческих способностей.

Литература:

1. Ворожцова О.Д. Музыка и игра в детской психотерапии / О.Д. Ворожцова. - М.: Изд-во Ин-та Психотерапии, 2004. - 88 с.

2. Лигита Страмкале. Использование идей Л.С. Выготского в музыкальной педагогике // Обучение и развитие: современная теория и практика. Материалы XVI Международных чтений памяти Л.С. Выготского. - 2015. http://www.persev.ru/bibliography/ispolzovanie-idey-ls-vygotskogo-v-muzykalnoy-pedagogike

Педагогика

УДК 37.035

кандидат психологических наук, доцент Талипова Олеся Азатовна

Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова (г. Казань); кандидат педагогических наук Гатауллина Резеда Фарвазовна Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова (г. Казань); студент Богданова Айгуль Миннегалимовна

Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова (г. Казань)

УПРАВЛЕНИЕ ПРОЦЕССОМ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У

СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация. В статье предлагаются пути эффективного управления процессом формирования патриотических чувств у старшеклассников. Подчеркивается, что из сферы современного образования упускается важная сторона патриотического воспитания - внеклассная работа. Предлагается модель управления процессом формирования патриотических чувств у старшеклассников.

Ключевые слова: патриотизм, патриотические чувства, патриотическе чувства, Родина, Отечество, старшеклассники, школа, внеклассная работа.

Annotation. The article suggests ways to effectively manage the process of formation of patriotic feelings among high school students. It is emphasized that the important aspect of patriotic education - extracurricular work - is missing from the sphere of modern education. A model of managing the process of formation of patriotic feelings among high school students is proposed.

Keywords: patriotism, patriotic feelings, patriotic feelings, Motherland, Fatherland, high school students, school, extracurricular work.

Введение. Проблему патриотического воспитания подрастающего поколения можно считать одной из самых актуальных в педагогической науке вообще и в региональной педагогике в частности. Остроту ей придают те обстоятельства, которые происходят в настоящее время во всем мире, и в России в частности:

- распространение различных воззрений националистического, шовинистического толка с искаженной интерпретацией понятий «Родина», «Отечество», «Гражданство», Патриотизм» и т.д.

- резкое снижение показателей психического здоровья современных школьников. О.А.Талипова и Р.Ф. Гатауллина пишут : «Отклонения здоровья у современных детей на сегодняшний день достигают очень высоких показателей. Около 90% школьников имеют подобные нарушения со значительным количественным приростом в средних классах» [4, С. 466].

Отсутствие действенных идеалов в последнее время не позволяет разработать концепцию, позволяющую педагогам решить, какого гражданина сейчас необходимо воспитывать, на формирование каких личностных качеств необходимо обратить внимание. Наблюдающаяся в Российской Федерации напряженная ситуация вызывает озабоченность у учителей, воспитателей, ученых, государственных и общественных деятелей, которые уверены в том, что именно патриотическое воспитание - это важное средство формирования гражданского общества, поддержания единства и целостности нашей страны.

У проблемы патриотического воспитания имеются глубокие исторические корни. Еще древнегреческие мыслители (Аристотель, Сократ и другие) актуализировали вопросы патриотического воспитания молодежи. Велика роль в решении проблемы патриотического воспитания Г.В. Белинского, Н.М. Добролюбова, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. Общетеоретическое значение для выявления педагогических аспектов патриотического воспитания имеют труды А.В. Мудрика, П.И. Пидкасистого,

B.А. Сластенина и др.

В русле нашего исследования заслуживают внимания диссертационные исследования З.М. Абдулмуталимовой, А.А. Гайфутдинова, Л.Н.Котруца, М.М.Кудрявцева, В.П.Лукьяновой,

C.М.Науменкова, В.В.Поповой, Г.Г.Терентьевой, И.В. Ширенкиной и др., в которых представлены организационно-педагогические условия повышения эффективности патриотического воспитания в образовательных системах.

Однако, несмотря на широкое освещение вопроса патриотического воспитания в педагогических, историко-философских источниках эта проблема в настоящее время нерешена.

Недостаток четко продуманной системы мероприятий во внеклассной работе по патриотическому воспитанию старшеклассников, органической связи ее с общешкольным планом приводит к снижению эффективности воспитательных усилий педагогического коллектива. Организация патриотического воспитания школьников без учета местных условий, своеобразия школ с многонациональным составом учащихся ослабляет силу её влияния на личность.

В процессе анализа психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований других авторов, мы выявили противоречие между потребностями старшеклассников в новых, актуальных формах внеклассной и внеурочной патриотической работы в школе, построенных с ориентацией на национальные и культурно-исторические традиции и преимущественной их ориентацией на абстрактные формы внеклассной работы.

Возникает проблема: при каких педагогических условиях будет обеспечено эффективное управление процессом формирования патриотических чувств у старшеклассников?

Поэтому нами была поставлены цель, заключающаяся в выявлении и обосновании педагогических условий повышения эффективности управления процессом формирования патриотических чувств у старшеклассников.

Гипотезой исследования выступило предположение, что управление процессом формирования патриотических чувств у старшеклассников будет более эффективным, если:

- в СОШ будет реализована модель управления процессом формирования патриотических чувств у старшеклассников;

- в рамках реализации модели будет проводиться регулярный мониторинг развития формирования патриотических чувств учащихся;

- для проведения работы по формирования патриотических чувств у старшеклассников будет широко использоваться потенциал внеклассной работы;

- отбор содержания работы по патриотическому воспитанию старшеклассников в условиях полиэтнического региона Республики Татарстан будет строиться на основе единства общего и особенного, выделения в качестве системообразующего фактора общероссийских культурно-исторических традиций.

Теоретико-методологической основой исследования выступили общетеоретические положения педагогической науки о воспитании патриотизма, дружбы народов, веротерпимости. Фундаментальные положения о социальной сущности человека Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, Л.С Выготского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева и др.); Для исследования проблемы мы также опирались на данные диссертационных исследований З.М. Абдулмуталимовой, А.А. Гайфутдинова, Л.Н.Котруца, М.М.Кудрявцева, В.П.Лукьяновой, С.М.Науменкова, В.В.Поповой, Г.Г.Терентьевой, И.В. Ширенкиной и др.

В соответствии с целью были выбраны следующие методы исследования: методы теоретического анализа - сравнительно-сопоставительный, моделирование; методы изучения и обобщения проверенного педагогического опыта; диагностические методы - анкетирование; экспериментальные методы -констатирующий, формирующий, и контрольный этапы эксперимента.

Изложение основного материала статьи. Теоретический анализ оказывает, что понятия «Отечество», «патриотизм» и «патриотическое воспитание», «патриотические чувства» имеют множество толкований, и их понимание зависит от многих факторов, например, от исторической эпохи, от социальной принадлежности учёных и педагогов, от идеологических, религиозных, национальных, культурных установок и стереотипов и т.д. Мы согласны с общим определением патриотизма, которое дано президентом России В.В. Путиным, особо актуализирующим наше исследование: «Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения».

Чувственный уровень патриотического сознания основывается на эмоциональном отношении человека к Отечеству, его истории, культурным традициям своего народа. Патриотическое чувство, понимание роли патриотизма формируется благодаря знанию наших корней, изучению культурно-исторических традиций своей малой и большой Родины и когда человек способен отдавать себе отчет в том, что должна получить Родина от него лично. Поэтому детей необходимо учить уважать себя, ценить достоинство своего «Я», благодаря знанию родного языка, родной культуры, истории малой Родины, а также нашей великой России.

Проблема патриотического воспитания старшеклассников в условиях современной школы становится все более актуальной. В системе образования Российской Федерации сегодня сложились определенные направления, формы и методы патриотического воспитания учащихся, способствующие формированию у них чувства патриотизма, гражданского самосознания, политической культуры. К числу наиболее эффективных формам и методов работы по патриотическому воспитанию старшеклассников относят политинформации, чтение и анализ художественной литературы, просмотр художественных фильмов с последующим обсуждением, литературные вечера, читательские конференции, диспуты, дискуссии, беседы, лекции.

Однако, изучение и анализ состояния патриотического воспитания старшеклассников в общеобразовательных школах позволили выявить основные недостатки, из-за которых воспитательное воздействие школы во многих случаях оказывается малоэффективным, к ним можно отнести:

- отсутствие четкой целевой установки на воспитание таких высоконравственных качеств личности, как патриотизм, гражданственность у учащихся старшего школьного возраста в процессе внеклассной работы;

- недостаточно глубокое понимание учителями целей и задач патриотического воспитания во внеклассной работе;

- слабое владение учителем методикой патриотического воспитания во внеклассной работе.

Поэтому нами было организовано и проведено собственное экспериментальное исследование по проблеме управления процессом формирования патриотических чувств у старшеклассников. Основной базой исследования, на которой проводились констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента выступило Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №29» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.

В качестве контрольной группы выступили учащиеся 10-х классов также в количестве 24 человек из Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №28» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.

Экспериментальная работа проходила в III этапа:

I - констатирующий этап эксперимента - осуществлена подборка и систематизация психодиагностических методик для выявления особенностей патриотических чувств старшеклассников, проведено обследование, выявлен уровень развития патриотических чувств старшеклассников из экспериментальной и контрольной группы.

II - формирующий этап эксперимента - проведена работа по реализации модели управление процессом формирования патриотических чувств у старшеклассников из экспериментальной группы.

III - контрольный эксперимент - осуществлена качественная и количественная обработка результатов исследования, подведены итоги исследования, сформулированы выводы об эффективности реализованной модели.

Для диагностики уровня развития патриотических чувств старшеклассников нами был сформирован комплекс психодиагностических методик, анкеты: «Ценностные ориентации в сфере патриотических чувств», «Патриотизм сегодня», «Оценка гражданского самосознания».

На первом этапе эксперимента было установлено, что у многих испытуемых из контрольной и экспериментальной групп уровень развития патриотических установок неудовлетворительный. Они не проявляют интереса к истории своей Родины, национальной культуре, традиционной религии, национальным символам, родной природе, родному городу, своей стране. Эти ребята ответили, что если бы у них была такая возможность, то я обязательно бы уехали из России жить в другую страну. Им не интересно изучать традиции, обычаи и праздники своей национальной культуры. Они не испытывают чувство гордости за свою страну, когда на международных соревнованиях при вручении спортсменам медалей звучит гимн России. Они не считают, что участие в выборах является исполнением гражданского долга. Они не считают, что всеобщая воинская обязанность (служба юношей в армии) связана с защитой Отечества и исполнением гражданского долга.

Поэтому нами была разработана модель управления формированием патриотических чувств у старшеклассников. Модель включала различные направления формирования у старшеклассников чувства патриотизма во внеклассной деятельности. Модель была реализована на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №29» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан.

Цель модели - формирование патриотических чувств у старшеклассников, проявляющихся в чувстве национальной гордости, любви к своему Отечеству и народу. Эта цель может быть достигнута при условии эффективной системы управления процессом формирование патриотических чувств у старшеклассников в СОШ.

Задачи:

- создать условия для получения и расширения знаний школьников о России (история, традиции, культур и т.д.).

- воспитание у школьников любви к своей малой родине.

- воспитание у старшеклассников активной жизненной позиции.

- воспитание у школьников интернациональных чувств.

Поставленные задачи на наш взгляд могут быть решены в процессе внеклассной работы, если содержания работы по патриотическому воспитанию старшеклассников в условиях полиэтнического региона Республики Татарстан будет строиться на основе единства общего и особенного, выделения в качестве системообразующего фактора общероссийских культурно-исторических традиций.

Для решения поставленных задач использовалось сложившееся социально-педагогическое пространство МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №29» НМР РТ. При планировании работы учитывались Государственная Программа по патриотическому воспитанию на 2016-2021гг., традиционные общешкольные, муниципальные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения о муниципальных, всероссийских конкурсах.

Основные принципы:

- целостно-смыслового равенства. У педагогов и воспитанников должна быть общая цель, увлекательная общая деятельность, похожие взгляды на ценности человечества и др.

- непрерывности и системности воспитательного воздействия.

- концептуальный принцип совместного образования (демократизации, гуманизации, регионализации).

- учёт закономерностей психофизиологического развития, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию старшеклассников.

- организации и самоорганизации (активности учащихся, их мотивированности, готовности к сотрудничеству, способности к творческой деятельности и коммуникативности).

- развития - путь воспитательной системы в соответствии со следующими ступенями: возникновение, становление, период зрелости и преобразование.

Сама модель управления процессом формирования патриотических чувств у старшеклассников представлена в таблице 1

Таблица 1

Модель управления процессом формирования патриотических чувств у старшеклассников

Блок целеполагания

Цель - формирование патриотических чувств у старшеклассников. Задачи:

- создать условия для получения и расширения знаний школьников о родной стране.

- воспитание у школьников любви к своей малой родине.

- воспитание у старшеклассников активной жизненной позиции.

- воспитание у школьников интернациональных чувств.

Организационно - содержательный блок

Содержание работы со старшеклассниками во внеурочной деятельности Содержание работы с педагогическим коллективом

мониторинг развития формирования патриотических чувств учащихся спортивно-патриотические мероприятия Общешкольный конкурс патриотической песни читательские конференции составление плана и проведение родительских собраний конкурс на лучшую методическу ю разработку

чтение и анализ художественной литературы политинформации просмотр художественных фильмов с последующим обсуждение литературные вечера оформление информацион ных стендов участие в конкурсах по данной проблеме

диспуты дискуссии лекции беседы разработка программ патриотического воспитания беседы, консультаци и

Результативный блок

Высокий уровень развития патриотических чувств старшеклассников Удовлетворительный уровень развития патриотических чувств старшеклассников Неудовлетворительный уровень развития патриотических чувств старшеклассников

Реализация разработанной модели, стала возможной благодаря проведению работы одновременно в двух направлениях:

I. Работа с педагогическим коллективом с целью оптимизации процесса формированию формирование патриотических чувств у старшеклассников.

II. Работа с учащимися 10-го класса по формированию у них патриотических чувств.

В рамках работы с педагогическим коллективом проводилась:

- разработка программ по патриотическому воспитанию старшеклассников;

- разработка и реализация плана мероприятий, по формированию патриотических чувств у старшеклассников;

- разработка методических рекомендаций по проблеме формирования и развития личности патриота;

- разработка форм, методов и средств патриотического воспитания;

- изучение и обобщение передового опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику патриотической работы;

- выпуск газет;

- конкурс на лучшую методическую разработку;

- создание мультимедийной презентации по деятельности школы;

- участие в конкурсах по данной проблематике.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Учителям и классным руководителям нами был предложен примерный план проведения внеклассных мероприятий по патриотическому и гражданскому воспитанию учащихся.

Родительское собрание на тему: «Воспитание детей в духе патриотизма, дружбы народов, гражданственности» (конец октября).

Родительское собрание на тему: «Патриотическое и гражданское воспитание детей в вашей семье» (опыт семейного воспитания) (февраль).

Мероприятия по реализации модели представлены в приложении 4.

Основные направления реализации модели управления процессом формирования патриотических чувств у старшеклассников:

- политинформации,

- чтение и анализ художественной литературы патриотической тематики,

- просмотр художественных фильмов патриотической тематики с последующим обсуждением,

- литературные вечера патриотической тематики,

- читательские конференции патриотической тематики,

- диспуты патриотической тематики,

- дискуссии патриотической тематики,

- беседы патриотической тематики,

- спортивно-патриотические мероприятия,

- конкурс патриотической песни,

- лекции патриотической тематики.

Учителям и классным руководителям нами был предложен примерный план проведения внеклассных мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся.

Выводы. Ожидаемые результаты и их социальная и воспитательная значимость. Результатом реализации разработанной нами модели должно быть:

1. В школе как в образовательной системе:

- создается система патриотического воспитания;

- обогащается содержание патриотического воспитания;

- в систему патриотического воспитания вовлекаются представители всех субъектов образовательной деятельности.

2. В образе старшеклассника:

- в духовно-нравственной сфере: осознание старшеклассниками главных жизненных ценностей и ориентиров, умение опираться на них в практической деятельности;

- в познавательной сфере: получение и расширение знаний школьников о России и Татарстане (история, традиции, культур и т.д.);

- в историко-краеведческой: переосмысление своей роли в судьбе Родины, развитие чувства гордости за свою сопричастность к событиям прошлого;

- в социальной: стремление к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства.

Конечный результат реализации программы мы видим в том, что у старшеклассников будет активная гражданская позиция и развитое патриотическое сознание, являющиеся основой личности гражданина России.

Литература:

1. Галимова, Р.З. Влияние религиозной идентичности и толерантности на межличностные отношения / Современные гуманитарные практики гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 71-76.

2. Гатауллина, Р.Ф. Образовательный потенциал гуманитарных практик и технологий в ВУЗЕ по формированию культуры межнациональных и межрелигиозных отношений / Современные гуманитарные практики гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 76-79.

3. Козаморова, М., Талипова, О.А. Гендерная идентичность студентов колледжа / Социально-экономические и гуманитарные практики инновационного развития России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, учителей и ученых. 2017. С. 167-168.

4. Талипова, О.А., Гатауллина Р.Ф. Психологическое здоровье учеников средних классов школы как фактор адаптации к процессу обучения/ проблемы современного педагогического образования. - 2018. -№59-4. С. 466-469.

5. Терентьева, Г.Г. Патриотическое воспитание старшеклассников в процессе изучения социально-гуманитарных дисциплин: на материале исторического краеведения: дис канд. пед. наук. - Чебоксары, 2008. - 283 с.

6. Ширекина, И.В. Патриотическое воспитание старшеклассников во внеклассной работе: на материале Республики Дагестан : дис канд. пед. наук. - Махачкала, 2007. - 204 с.

Педагогика

УДК:373.21

кандидат педагогических наук, доцент Тращенкова Светлана Александровна

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (г. Великий Новгород)

РАЗВИТИЕ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ МЕТОДОМ ДИАГНОСТИКИ

«МАЛЫШКОВОЕ РЕПЕТИТОРСТВО»

Аннотация. Актуальность и популярность раннего развития ребенка в современном мире набирает обороты. Это связано с тем, что то, что раньше детям давалось с легкостью, сейчас вызывает трудности и требует профессиональной помощи. В статье представлен авторский подход к развитию педагогической компетентности родителей детей раннего возраста через реализацию программы «Малышковое репетиторство», включающей профессиональную авторскую диагностику, практические рекомендации, консультации и вебинары. Методика позволяет отследить зоны интересов ребенка и ориентировать его развитие в данном аспекте.

Ключевые слова: внутренняя мотивация дошкольников, внешняя мотивация дошкольников, зоны интересов ребенка, межпоколенные отношения, детско-взрослые сообщества.

An^a^n. The relevance and popularity of early child development in the modern world continue to accelerate. This is due to the fact that what was previously easy for children, now causes difficulties and requires professional help. This article also presents the author's approach to the development of pedagogical competence of young children's parents through the implementation of the program "Tutoring for kids", including professional original diagnostics, practical recommendations, advice and webinars. The technique allows to track the child's areas of interest and orient his development in this aspect.

Keywords: internal motivation of preschool children, an external motivation of preschool children, areas of interest of the child, intergenerational relations, children-adult communities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.