АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ
Поиск путей совершенствования патриотического воспитания: обобщение опыта
Артышко Светлана Викторовна,
к.п.н., доцент кафедры Теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности педагогического института Тихоокеанского государственного университета Е-таН: [email protected]
Ключникова Александра Николаевна,
к.п.н., профессор, заместитель декана ФПП по заочной форме обучения Дальневосточной государственной академии физической культуры Е-таН: [email protected]
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является социальным заказом значительной важности и одной из важнейших задач образовательного и воспитательного процесса, формирующей гражданственность, ответственность, уважение к старшим, чувство любви к своей Родине и способствует воспитанию достойных граждан России. В связи с этим необходим иной подход в работе с допризывной молодежью, особенно в наше время. Целесообразно начинать с формирования у школьников положительного отношения и мотивации к службе в армии.
Актуальность и социальная научная значимость проблемы и ее недостаточная разработанность в педагогической практике обусловили выбор темы исследования, целью которого определили повышение эффективности военно-патриотического воспитания школьников во внеурочной деятельности.
Ключевые слова: воспитание, патриотизм, молодежь, воспитательный процесс, подрастающее поколение, эксперимент, гражданственность, строевая подготовка, нормативы, стрельба, тесты.
о с
и
ой о см
Сегодня, все педагогическое сообщество определяет возрастающую значимость патриотизма школьников в воспитательном процессе, представляющую собой систематическую, целенаправленную деятельность по формированию любви к Родине и готовности её защищать.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является социальным заказом значительной важности и одной из важнейших задач образовательного и воспитательного процесса, формирующей гражданственность, ответственность, уважение к старшим, чувство любви к своей Родине и способствует воспитанию достойных граждан [1].
В рамках предполагаемого исследования в области одного из ключевых направлений в формировании у молодежи - высокого патриотического сознания, нами были проанализированы официальные федеральные, региональные нормативные документы (указы, приказы, положения, программы), а также учебные планы и учебно-методические пособия. Кроме того, проводился анализ источников по истории педагогики в области патриотического воспитания.
Так, Ушинский, Макаренко, Толстой, Сухомлин-ский и многие педагоги прошлого, раскрывают роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние [3, 4].
Уже сегодня становится очевидным, что используемые формы и методы в3 воспитательном процессе школьников не в полной мере обеспечивают повышения в их сознании роли патриотизма как ценностно-смыслового ядра развития личности, семьи, гражданского общества, что является од9ной из причин не высоких темпов инновационного развития российского государства. А также расформирование курса начальной военной подготовки в курс ОБЖ привела к ухудшению военно-прикладной подготовки среди школьников [5]. 1
Актуальность исследования обосновывается тем, что в настоящее время роль патриотического воспитания растет, а вслед и ему меняются современные запросы в подготовке допризывной молодёжи, в целях, задачах, формах, методах и технологиях, которые3 должны учитывать современные социальные реалии и геополитические ситуации в мире.
В связи с этим необходим иной подход в работе с допризывной молодежью, особенно в наше время. Необходимо начинать с формирования у школьников положительного отношения и мотивации к службе в армии. На сегодняшний день большинство юношей не подготовлены к службе в армии, в связи с этим нами была разработана программа для повышения уровня профессиональной подготовки службы в Вооруженных силах РФ и для поступления в военные училища.
Актуальность и социальная научная значимость проблемы и ее разработанность в педагогической литературе обусловило выбор темы исследования.
Цель исследования - повысить эффективность военно-патриотического воспитания школьников во внеурочной деятельности. Задачи:
1) проанализировать организацию внеурочной деятельности по военно-патриотическому воспитанию в Хабаровском крае;
2) экспериментально проверить эффективность разработанной программы и ее применение во внеурочной работе по этому направлению.
В соответствии с поставленной целью и задачами использовались методы исследования: изучение и анализ научно-методической литературы, наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
Педагогический эксперимент проводился с целью выявления эффективности программы по военно-патриотическому воспитанию, который проводился на базе МАОУ СОШ № 1 имени Героя Советского Союза В.П. Чкалова г. Хабаровска, в котором приняли участие 49 детей 12-17- летнего возраста. в период с августа 2020 г. по май 2021 г.
Педагогический эксперимент, организованный и длившийся на протяжении девяти месяцев в проводившийся в три этапа, позволил экспериментально проверить эффективность разработанной нами программы и ее применение во внеурочной работе по военно-патриотическому воспитанию.
Цель программы «Патриот» - развитие духовно-нравственной и гражданской культуры личности подростков, формирование высокого патриотического сознания и самосознания через патриотическое воспитание.
Вместе с тем, реализовывались предметные, метапредметные и личностные задачи программы «Патриот».
Содержательное наполнение программы состояло из нескольких блоков подготовки: огневой, строевой, физической, тактической, теоретической, что позволяло разнообразить тренировочный процесс.
Вместе с тем, проведено педагогическое тестирование с целью определения уровня военно-прикладной подготовки у учащихся до и после реализации программы «Патриот» по следующим тестам:
1. Разборка и сборка макета массогабаритного АК
2. Сдача приёмов одиночной строевой подготовки
3. Стрельба из пневматической винтовки в положении стоя с опорой локтей на стол (3 пробных и 5 зачётных выстрелов, 10м)
4. Метание гранаты (500г для девушек, 700г для юношей) на дальность
5. Тест на знании военной истории
6. Нормативы по физической подготовке - ОФП: бег на 60м
7. Нормативы по физической подготовке - ОФП: бег на 2000м
8. Нормативы по физической подготовке - ОФП для юношей: подтягивания на высокой перекладине
9. Нормативы по физической подготовке - ОФП для девушек: сгибание разгибание локтей в упоре лёжа
Полученные результаты до и после эксперимента мы сравнили и на основании этого сделали вывод.
Так, по тесту № 1. «Разборка и сборка макета массогабаритного АК» результат улучшился на:
«Отлично» - выросли на 75,5% (до-2 чел., по-сле-39 чел.).
«Хорошо» - на 6,5% (до -7 чел., после - 10 чел.).
«Удовлетворительно» - на 81% (до - 40 чел., после - нет)
По тесту № 2 «Сдача приёмов одиночной строевой подготовки результаты улучшились на 75,5%, из 49 учащихся, 43 получили «зачет» по сдаче приёмов одиночной строевой подготовки, 6 учащихся получили «незачет».
По тесту № 3 «Стрельба из пневматической винтовки в положении стоя с опорой локтей на стол» результаты значительно улучшились [2].
Так, после проведенного эксперимента количество учащихся, получивших оценку:
«Удовлетворительно» снизилось с 49 до 8 человек - улучшение произошло на 83,6%.
«Хорошо» получили 18,3% учащихся (до -0 чел., после - 9 чел.).
«Отлично» получили 32 человека - результат улучшился на 65,4%.
По тесту № 4 «Метание гранаты» результаты выполнения нормативов на оценку:
«Удовлетворительно» снизилось до 13 человек - улучшилось на 47%.
«Хорошо» получили 27 человек - улучшилось на 32,6%.
«Отлично» получили 9 человек - улучшилось на 14,3%.
По тесту № 5 «Тестирование на знание военной истории» результаты теста после эксперимента на:
«Отлично» получили 13 человек - выросли на 24,1%.
«Хорошо» - на 51% (до - 3 чел., после - 28 чел.). «Удовлетворительно» - на 74,9% (до - 45 чел., после - 8 чел.).
По тесту № 6 «Бег на 60 м» результаты значительно выросли:
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
«Отлично» получили 14 человек - выросли на 22,5%,
«Хорошо» - улучшились на 12,2% (до - 15 чел., после - 21 чел.).
«Удовлетворительно» - на 39,4% (до - 31 чел., после - 12 чел.).
По тесту № 7 «Бег на 2000 м» результаты улучшились по нормативу:
«Отлично» выполнили 19 человек - выросли на 38,7%.
«Хорошо» выполнили 18 человек - на 14,3%. «Удовлетворительно» - на 53% (до -38 чел., после - 12 чел.).
По тесту № 8 «Подтягивание на высокой перекладине для юношей» результаты выросли на 12,1% по нормативу - «Отлично» с 2 чел., выросло до 8 чел., «Хорошо» - на 4,4% (с 11 чел. до 13 чел.), «Удовлетворительно» - на 17,4% (с 28 чел. до 20 чел.).
По тесту № 9 «Сгибание разгибание локтей в упоре для девушек» результаты по нормативу:
«Удовлетворительно» - 75% (до - 6 чел., после - 3 чел.).
«Хорошо» - 12,5% (до -1 чел., после - 2 чел.) «Отлично» - 12,5% до -1 чел., после - 3 чел.).15 Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Патриот» способствует эффективному развитию практических умений и навыков в военно-прикладной подготовке, а также способствует развитию духовно-нравственной и гражданской культуры личности подростков, формированию высокого патриотического сознания и самосознания через патриотическое воспитание.
Дисциплинированность, коллективизм и лидерские качества позволяют более успешно адаптироваться в среде сверстников и осмысленно прогнозировать планы на будущее. Кроме того, расширение кругозора способствует осмыслению необходимости участия в соревнованиях по различным направлениям подготовки, которые регулярно проводятся в Хабаровске и таким комбинированным соревнованиям, как:
• Городской этап военно-спортивной игры «Патриот»;
• Краевой и всероссийский этап «Победа», «Зарница»;
• «Спартакиада молодёжи по пулевой стрельбе», «Меткий стрелок», «Юнармейский стрелок», и многие соревнование по пулевой стрельбе;
• «Лучший юнармеец г. Хабаровска». Ежегодно воспитанники вПк «Патриот» являются призёрами и победителями данных соревнований.
Отличительной особенностью программы является достижение высокого результата в профессией ональной подготовке 1 обучающихся к армейской " службе и подготовке к обучению в высших воен-§ ных заведениях. За пять лет работы ВПК «Патриот» свою жизнь со службой в Вооруженных Силах Ц РФ связали больше 50 человек.
По статистике за 2020 год по данным Военного Комиссариата Хабаровского края в высшие военные учебные заведения поступили 129 человек, из них 9 человек - выпускники ВПК «Патриот».
Таким образом, учитывая итоги экспериментальной работы в рамках проведенного исследования, основанного на обобщении передового педагогического опыта общеобразовательного учреждения МАОУ СОШ № 1 имени Героя Советского Союза В.П. Чкалова г. Хабаровска, в котором приняли участие 49 детей 12-17- летнего возраста. в период с августа 2020 г. по май 2021 года, можно с уверенностью утверждать, что предпринятая попытка увенчалась успехом. Разработанная и экспериментально проверенная нами программа внеурочной работы по военно-патриотическому воспитанию доказала свою эффективность в развитии духовно-нравственной и гражданской культуры личности подростков, формировании высокого патриотического сознания и самосознания через патриотическое воспитание. Полученные результаты подтверждают выдвинутую нами гипотезу.
Литература
1. Гражданское и патриотическое воспитание молодёжи.: норм. прав. сборник. - Хабаровск: ГОУК «Краевой Дом молодёжи», 2003. - 23 с.
2. Коробков А.Г. Огневая подготовка. метод. пособие / А.Г. Коробков. - Хабаровск, 2014. -68 с.
3. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания / Г.С. Макаренко. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1949. - 131 с.
4. Мироненко Е.А. Патриотическое воспитание молодёжи в Хабаровском крае: учеб. пособие / Е.А. Мироненко. - Хабаровск: ГОУ «Краевой Дом молодёжи», 2007. - 116 с.
5. Начальная военная подготовка / под общ. ред. A.M. Попова. - М.: ДОСААФ, 1981. - с. 139194.
SEARCH FOR WAYS TO IMPROVE PATRIOTIC EDUCATION: GENERALIZATION OF EXPERIENCE
Artyshko S.V., Klyuchnikova A.N.
Pedagogical Institute of the Pacific State University, Far Eastern State Academy of Physical Culture
Patriotic education of the younger generation is a social order of significant importance and one of the most important tasks of the educational and upbringing process, which forms citizenship, responsibility, respect for elders, a sense of love for their homeland and contributes to the upbringing of worthy citizens of Russia. In this regard, a different approach is needed in working with pre-conscription youth, especially in our time. It is advisable to start with the formation of a positive attitude and motivation among schoolchildren to serve in the army. The relevance and social scientific significance of the problem and its insufficient development in pedagogical practice determined the choice of the research topic, the purpose of which was to increase the effectiveness of military-patriotic education of schoolchildren in extracurricular activities.
Keywords: education, patriotism, youth, educational process, the younger generation, experiment, citizenship, drill, standards, shooting, tests.
References
1. Civic and patriotic education of youth.: norms. right. collection. -Khabarovsk: Regional Youth House, 2003. - 23 p.
2. Korobkov A.G. Fire training. method. allowance / A.G. Korobk-ov. - Khabarovsk, 2014. - 68 p.
3. Makarenko AS Problems of Soviet school education / GS Maka-renko. - M.: Publishing house Acad. ped. Sciences of the RSFSR, 1949. - 131 p.
4. Mironenko EA Patriotic education of youth in the Khabarovsk Territory: textbook. allowance / E.A. Mironenko. - Khabarovsk: GOU "Regional Youth House", 2007. - 116 p.
5. Initial military training / under total. ed. A.M. Popova. - M.: DOS-AAF, 1981. - p. 139-194.