Научная статья на тему 'НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
667
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СПОРТИВНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Узоков А. М.

патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у подрастающих поколений высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. В данной статье речь идет о содержании патриотизма, о направлениях воспитания патриотизма в современных условиях, о том, что такое понятие «патриотизм» и понятие «граждан¬ственность», их сходства и различия между ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIRECTIONS OF EDUCATION OF PATRIOTISM IN MODERN CONDITIONS

рatriotic education is a systematic and purposeful activity aimed at forming among the younger generations a high patriotic consciousness, a sense of loyalty to their Fatherland, readiness to fulfill civic duty and constitutional duties to protect the interests of the Motherland. This article deals with the content of patriotism, the directions of patriotism education in modern conditions, what is the concept of "patriotism" and the concept of "citizenship", their similarities and differences between them.

Текст научной работы на тему «НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

как в понятие «Родина» входит более широкий смысл, чем место рождения или

жительства, а опирается на идею единства и сплоченности нации.

Список литературы /References

1. Исмоилова Махсума Нарзикуловна, Мавлонова Нилуфар Бахтиёровна. Использование современных информационных технологий в освоении профессиональных навыков // Актуальные научные исследования в современном мире, 2016. № 5-3. C. 143-145.

2. Исмоилова М.Н. The role of modern technology in teaching foreign languages // Ученый XXI века. № 11 (24), 2016. C. 46.

3. Максудов Ш., Исмоилова М.Н. Роль телекоммуникационных технологий и спорта в развитии студентов // Теория и практика современной науки. №1(31), 2018. C. 317-319.

4. Khalikova U., Ismoilova М. Pedagogical technologies in teaching mathematics// Humanities in the 21st century: scientific problems and searching for effective humanist technologies, 2018. С. 44-45.

5. Исмоилова Махсума Нарзикуловна, Шакирова Гулмира Рашидовна. Повышение эффективности при использовании икт на уроках русского языка и литературы // Актуальные научные исследования в современном мире. № 10-5, 2016. C. 121-124.

НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Узоков А.М. Email: [email protected]

Узоков Аслиддин Мехритдинович - старший преподаватель, начальник цикла специальной

подготовки, факультет военного образования, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у подрастающих поколений высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. В данной статье речь идет о содержании патриотизма, о направлениях воспитания патриотизма в современных условиях, о том, что такое понятие «патриотизм» и понятие «гражданственность», их сходства и различия между ними.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, историко-краеведческое воспитание, героико-патриотическое воспитание, военно-патриотическое воспитание, спортивно-патриотическое воспитание, социально-патриотическое воспитание.

DIRECTIONS OF EDUCATION OF PATRIOTISM IN MODERN

CONDITIONS Uzoqov A^.

Uzoqov Asliddin Mehritdinovich - Senior Lecturer, Head of the Cycle of special training, FACULTY OF MILITARY EDUCATION, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: рatriotic education is a systematic and purposeful activity aimed at forming among the younger generations a high patriotic consciousness, a sense of loyalty to their Fatherland, readiness to fulfill civic duty and constitutional duties to protect the interests of the Motherland. This article deals with the content of patriotism, the directions of patriotism education in modern conditions, what is the concept of "patriotism" and the concept of "citizenship", their similarities and differences between them.

Keywords: spiritual and moral education, civil and patriotic education, historical and local history education, heroic and patriotic education, military-patriotic education, sports and patriotic education, socio-patriotic education.

УДК 94(470)

Истинный патриотизм включает в себя уважение к другим народам и странам, к их обычаям и традициям. Патриотизм и культура межнациональных отношений тесным образом связаны между собой, выступают в единстве и определяются в педагогике как нравственное качество, которое включает в себя потребность преданно служить своей родине, осознание и переживание её славы, проявление к ней любви и верности, стремление беречь её честь и достоинство, укреплять могущество и независимость. Этому патриотизму присущ глубоко сознательный и народный характер, высокая ответственность россиян за судьбу и надежную защиту Родины.

В настоящее время содержание понятия «патриотизм» включает в себя:

- чувство привязанности к тем местам, где родился человек и вырос;

- уважительное отношение к языку своего народа;

- заботу об интересах Родины;

- осознание долга перед Родиной, отстаивание её чести и достоинства;

- проявление гражданских чувств;

- гордость за своё Отечество, за символы государства;

- ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее;

- уважительное отношение к историческому прошлому Родины;

- гуманизм, милосердие и духовно-нравственные ценности.

Патриотизм - это свойство человеческой души, и проявляется он в любви к работе, к своим товарищам, в желании интересно жить. С понятием «патриотизм» сопряжено понятие «гражданственность». В настоящее время «гражданственность» понимается как осознание своих прав и обязанностей по отношению к государству. Это не только «сознание гражданской ответственности за судьбу государства». Согласно Конституции РФ в понятие «обязанность по отношению к государству» входит «защита Отечества», которая является «долгом и обязанностью гражданина». Можно заключить, что понятия «патриотизм» и «гражданственность» органически связаны друг с другом.

Направления воспитания патриотизма в современных условиях:

- формирование гражданско-патриотического отношения к государству, ориентированное на национальные интересы России;

- формирование отношения к обществу, ориентированное на воспитание социальных качеств личности;

- формирование уважения к закону, социальной активности и ответственности;

- формирование отношения к культуре - приобщение к культурным и духовно-нравственным ценностям и достижениям народов России, национальной самобытности;

- формирование отношения к труду - понимание детьми общественной значимости своего ученического труда, ответственности за его качеств;

- формирование отношения к военной службе и защите Отечества. В системе учебных заведений, в связи с осложнением международной ситуации, глобальной угрозой терроризма, возрастанием значимости морально-психологической и

физической подготовки молодежи к жизни, к труду и к защите Отечества, неотъемлемой стороной образовательного процесса становится воспитание патриотизма.

Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования можно определить следующие:

Духовно-нравственное. Здесь основная цель - осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

Гражданско-патриотическое. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, постоянной готовности к служению своему народу.

Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней.

Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, которая ориентируется на пропаганду героических профессий, знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков.

Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности и готовности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование готовности к защите Родины.

Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Волонтерско-патриотическое. Направлено на активизацию молодежного движения на подготовку патриотов-тружеников и защитников Отечества. Любая волонтерская деятельность должна иметь патриотическую направленность.

Таким образом, анализируя понятие «патриотизм» в различных источниках, можно выделить сходные значения: любовь и преданность Отечеству; уважение к культуре и лучшим национальным традициям; сознание гражданской ответственности за судьбу Отечества; готовность защищать интересы Родины.

Список литературы /References

1. Валиев А.А. Контроль физического развития студентов на спортивно оздоровительных занятиях // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 40-43.

2. Мамуров У.И. Формы и методы военно-патриотического воспитания // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 43-46.

3. Самадов А.А. Организация спортивно-оздоровительных занятий среди студентов // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 46-49.

4. Темиров У.Х. Принципы военно-патриотического образования// Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 49-52.

5. Хамраев К.К. Организация тематических вечеров и встреч с ветеранами войны и труда в рамках военно-патриотического воспитания // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 52-55.

6. Жумаев Ф.Ш. Принципы организации физкультурно-оздоровительных занятий студентов // Вестник науки и образования. Часть 2. № 22 (100), 2020. С. 55-58.

7. Сафоев Х.А. Воспитание студентов в духе военного патриотизма актуальная педагогическая проблема // Проблемы педагогики. №6(51), 2020. C. 34-35.

8. Исмоилова М.Н., Тураева Г.Х. (2021) Методы обучения на основе мобильных технологий для изложения новых учебных материалов // Вестник Науки и образования. Стр. 65-67.

ФАКТОРЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У МОЛОДЕЖИ Хикматов А.И. Email: [email protected]

Хикматов Анвар Иззатуллаевич - преподаватель цикла специальной подготовки, факультет военной подготовки, Бухарский государственный университет, г. Бухара, Республика Узбекистан

Аннотация: в условиях реформирования общества патриотическое воспитание молодежи является одним из приоритетных направлений. Родина - священное место, где родился человек и его потомки. Родина - это земля предков, где его язык, история, культура, традиции, ценности действительно формируются, растут и совершенствуются. Сейчас весь мир признает, что территория под названием Узбекистан, то есть наша Родина, является не только Восточной, но и одной из колыбелей мировой цивилизации. Из этой древней и незыблемой почвы выросли ученые, философы, политики, полководцы. В этой статье обсуждаются факторы стимулирования военно-патриотических чувств у молодежи.

Ключевые слова: патриотизм, воспитание, история, национальные и общечеловеческие ценности, культурное наследие, национальное чувство.

FACTORS OF STIMULATING MILITARY-PATRIOTIC SENSES IN

YOUTH Hikmatov A.I.

Hikmatov Anvar Izzatullaevich - Teacher of the Cycle of special Training, FACULTY OF MILITARY TRAINING, BUKHARA STATE UNIVERSITY, BUKHARA, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: in the conditions of reforming society, patriotic education of young people is one of the priorities. The motherland is the land of the ancestors, where its language, history, culture, traditions, values are really formed, growing and improving. Now the whole world recognizes that the territory called Uzbekistan, that is, our Homeland, is not only Eastern, but also one of the cradles of world civilization. Scientists, philosophers, politicians, and generals have grown out of this ancient and unshakable soil. This article discusses the factors of stimulating military-patriotic feelings among young people. Keywords: patriotism, education, history, national and universal values, cultural heritage, national feeling.

УДК 371.0(075.8)

Патриотизм является основой жизнеспособности государства и выступает в качестве внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности её к служению на благо Отечества. Патриотизм как социальное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.