Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
433
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / ИСТОРИЯ РОССИИ / КРЫМСКАЯ ВОЙНА / ПАТРИОТИЗМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Телегина Е.И.

В статье подчеркивается важность процесса патриотического воспитания на уроках истории, позволяющее всестороннее изучение героических страниц истории Отечества как средств воспитания патриотических чувств у подрастающих поколений. Осуществить организацию изучения данных страниц истории можно на примере отдельных тем и уроков по курсу «Истории Отечества».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Телегина Е.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CIVIL-PATRIOTIC CONSCIOUSNESS OF STUDENTS AT THE LESSONS OF NATIONAL HISTORY

The article emphasizes the importance of the process of patriotic education in history lessons, which allows a comprehensive study of the heroic pages of the history of the Fatherland as a means of educating patriotic feelings among younger generations. It is possible to organize the study of these pages of history by the example of individual topics and lessons in the course “History of the Fatherland”.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ»

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО сознания ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ

Е.И. Телегина, студент

Научный руководитель: О.В. Щупленков, канд. ист. наук

Ставропольский государственный педагогический институт, филиал в г. Ессентуки (Россия, г. Ессентуки)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-2-2-49-52

Аннотация. В статье подчеркивается важность процесса патриотического воспитания на уроках истории, позволяющее всестороннее изучение героических страниц истории Отечества как средств воспитания патриотических чувств у подрастающих поколений. Осуществить организацию изучения данных страниц истории можно на примере отдельных тем и уроков по курсу «Истории Отечества».

Ключевые слова: воспитание, гражданская позиция, история России, Крымская война, патриотизм.

Со времени становления государств и по текущий момент патриотизм играет значительную миссию цементирующей и объединяющей силы не только национальных, но и многонациональных объединений. Не раз патриотизм выступал в роли щита в борьбе за независимость народов, был аргументной основой в руках политиков, стремящихся развязывать военный конфликт, а также силой способной предопределить судьбу этноса и обеспечить его процветание. Этим объясняется неизменный интерес политиков, ученых и работников сферы образования к вопросу о патриотическом воспитании.

Понимая значимость укрепления патриотических настроений внутри российского общества, имеющих прочную историческую, культурную и гуманитарную основу, необходимо учитывать важную региональную особенность каждого региона, заключающуюся в полиэтноконфессиональном составе населения. Следуя из этого патриотическое воспитание должно учитывать эти особенности и стать формой позитивного воспроизведения ярких страниц Отечественной истории.

На сегодняшний момент деструктивному влиянию на молодежь противостоит приобретающая все более системный характер государственная политика в области воспитания, выраженная в программных документах, содействующих ценностному самоопределению подростков,

формированию у них патриотических убеждений, гражданской позиции. Принципы государственной политики в области патриотического воспитания закреплены в Законе Российской Федерации «Об образовании» [1]. 1 января 2021 года в России стартовала реализация федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2024 годы» [2] в рамках национального проекта «Образование». Тема воспитания была обозначена Президентом РФ Владимиром Путиным в «Указ о национальных целях развития до 2030 года» от 21.07.2020 №474 [3].

На сегодняшний день роль воспитательной работы значительно изменилась. Новые тенденции в сфере воспитания обоснованы обновлением общества, развернувшимися процессами гуманизации, демократизации, необходимостью формирования нового политического мышления, улучшение всех аспектов нашей жизни: политики, культуры, развития современной системы духовных приоритетов, обновления содержания моральных ориентаций, усиления морального фактора в регулировании отношений и деятельности людей. И все эти факторы определяют сегодня все стороны нашей жизни, в том числе и осмысление целей, выбор содержания, форм и методов воспитательной деятельности.

«Гражданская позиция - одно из ведущих идейно-нравственных качеств личности, гражданская позиция - это стремление

отстаивать свои законные права и интересы всеми законными способами и, кроме того, небезразличие к соблюдению прав других людей. Гражданская позиция «подпитыва-ется» патриотизмом, гражданственностью, своей интеллектуальной ментальной российской спецификой. Гражданин обладает совокупностью прав и обязанностей», - отмечают А.Н. Вырщиков, Г.Я. Гревцева. Патриот чувствует любовь к своей Родине, а гражданин знает свои обязанности перед ней. Согласно этому понятию, гражданскую позицию можно определить как нравственно-политическое качество, важной составляющей частью которого является гражданственность [4, с. 124].

Социальное самоопределение и поиск себя способствуют процессу формирования гражданской позиций у старшеклассника. В юношеском возрасте появляется потребность соединить многообразие фактов в целостную картину бытия мира. Также, по мнению В.М. Лизинского, «стоящий перед юношей вопрос заключается не только и даже не столько в том, кем быть в рамках существующего разделения труда (выбор профессии, занятия), сколько в том, каким быть (моральное самоопределение)» [5, с. 43].

Гражданская позиция старшеклассников предполагает приверженность созидательным целям укрепления потенциала общества; умение адаптироваться к изменениям, происходящим в обществе; высокую познавательную и практическую активность и самостоятельность; устойчивые этические качества, усвоенные правовые нормы -данные цели особенно эффективно реализуются в курсе изучения истории [6, с. 43].

При проведении внеклассного мероприятия по теме: «Герои Крымской войны. Отражение войны в искусстве», ученикам было дано задание, подготовить в форме докладов, сообщение о людях, проявивших героизм и внесших вклад в период Крымской войны. Основной задачей при этом было ознакомление обучающихся с подвигами героев войны Крымской. Знакомясь подробно с современниками того периода, учащимся демонстрировался наглядный материал в виде портретов с помощью проектора. Также с учащимися были

рассмотрены оттенки войны в литературе, живописи, кинематографе и памятниках Отечественной культуры. При подведении итогов учащимся были вновь предложены анкеты, такого же характера что и на констатирующем этапе.

Успех внеурочной работы зависит не только от активных обучающихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность. Одно из основных условий успешной организации и развития внеурочной работы по истории - это специальная подготовка педагогов.

В ходе проведения мероприятия преподавателем выделены ключевые аспекты значения Крымской войны 1853-1856 гг. Крупные военные действия всегда отражались на народных массах и глубинке через формируемые центральной властью армии и ополчения. В итоге основная тяжесть по выполнению государственных предписаний ложилась и ложится на плечи конкретного социального слоя, отдельного человека. Крымская война 1853-1856 годов не является исключением. Совместно с учащимися удалось выяснить, что Нижегородскому ополчению кроме непосредственного участия в войне, как правило, приходилось нести службу в тылу, велика была роль ратников в строительстве оборонительных сооружений и других военных объектов.

Патриотический подъём в годы Крымской войны подчёркивается ролью духовенства - сбор средств на нужды армии, нижегородским дружинникам передавались иконы, крестики, духовно-нравственная литература. Отслужен торжественный молебен с хоругвями и копией знамени князя Дмитрия Пожарского, а от насельниц Кре-стовоздвиженского женского монастыря ратникам была поднесена икона святителя Николая Чудотворца. Государственное Подвижное ополчение представляется весьма интересным объектом исследования. Работа над его историей позволяет внести дополнения и уточнения в картину состояния России в середине XIX века. Участие в войне, безусловно, повлияло на мировоззрение дворян, служивших офицерами, многих оно заставило задуматься о

причинах неудач. В известной мере оно сказалось и на убеждениях крестьян.

Анализ архивных документов, воспоминаний, материалов периодической печати дает возможность изучить последствия Крымской войны в связи с основными

тенденциями мировоззрения различных социальных групп и русского общества в целом, подготовившими идейную платформу великих реформ, которые отменили как крепостное право, так и рекрутскую повинность.

Рис. 1. Сравнение уровня знаний о культуре и истории Крымской войны

из школы всесторонне развитыми, творческими людьми. Достичь этих целей можно только во взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности.

Школа и общество неразделимы. Сейчас в школе формируется новое поколение, которому предстоит преобразование общества. Сегодняшним школьникам предстоит много сделать, а для этого им надо выйти

Библиографический список

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями на 30 декабря 2021 года) // «Консультант плюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2024 годы» // сайт «Правительство России». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://static.govemment.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf

3. Указ Президента РФ от 21.07.2020 №474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // «Консультант плюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357927/

4. Вырщиков А.Н. Патриотическое воспитание: методологический аспект. - Волгоград, 2013. - 250 с.

5. Лизинский В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. -2015. - № 3. - С. 40-43.

6. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты, разработки занятий / Авт.-сост. И. А. Пашкович. - Волгоград, 2016. - 169 с.

FORMATION OF CIVIL-PATRIOTIC CONSCIOUSNESS OF STUDENTS AT THE

LESSONS OF NATIONAL HISTORY

E.I. Telegina, Student

Supervisor: O.V. Shchuplenkov, Candidate of Historical Sciences Stavropol State Pedagogical Institute, branch in Essentuki (Russia, Essentuki)

Abstract. The article emphasizes the importance of the process of patriotic education in history lessons, which allows a comprehensive study of the heroic pages of the history of the Fatherland as a means of educating patriotic feelings among younger generations. It is possible to organize the study of these pages of history by the example of individual topics and lessons in the course "History of the Fatherland".

Keywords: education, civic position, history of Russia, Crimean War, patriotism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.