Научная статья на тему 'Развитие патриотического самосознания учащихся колледжа при изучении курса «История России»'

Развитие патриотического самосознания учащихся колледжа при изучении курса «История России» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
201
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / САМОСОЗНАНИЕ / РЕФЛЕКСИЯ / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / PEDAGOGICAL CONDITIONS / SELF-DETERMINATION / CONSCIOUSNESS / A REFLEXION / PATRIOTIC VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаврова Т. В.

Рассмотрена проблема создания педагогических условий развития патриотического самосознания на уроках истории. Обоснована идея модели создания ситуаций самоопределения и самосознания своего отношения к Родине, соотечественникам и самому себе как представителю своего Отечества. Сделаны выводы о роли рефлексии в создании педагогических условий для студентов в их личностном процессе осознания, понимания и оценки себя как патриота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PATRIOTIC CONSCIOUSNESS OF COLLEGE STUDENTS AT HISTORY OF RUSSIA LESSONS

The problem of creation of pedagogical conditions of development of patriotic consciousness at history lessons is considered. The idea of the model of creation of situations of self-determination and consciousness of the relation to the native place, compatriots and to oneself as a representative of the fatherland is proved in the article. The author comes to the conclusions about the reflexion role in creation of pedagogical conditions for students in their personal process of comprehension, understanding oneself as patriot.

Текст научной работы на тему «Развитие патриотического самосознания учащихся колледжа при изучении курса «История России»»

УДК 37:372.8

Т. В. Лаврова

РАЗВИТИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ИСТОРИЯ РОССИИ»

Рассмотрена проблема создания педагогических условий развития патриотического самосознания на уроках истории. Обоснована идея модели создания ситуаций самоопределения и самосознания своего отношения к Родине, соотечественникам и самому себе как представителю своего Отечества. Сделаны выводы о роли рефлексии в создании педагогических условий для студентов в их личностном процессе осознания, понимания и оценки себя как патриота.

Ключевые слова: педагогические условия, самоопределение, самосознание, рефлексия, патриотические ценности.

Социальная нестабильность в обществе, порожденная сложными перипетиями политических и идеологических баталий, поисками решения многообразных социально-экономических проблем, обусловила нивелировку ценности патриотизма в самосознании людей, породила чувство неопределенности и беззащитности, потерю смысла жизни. Стало очевидным, что без развития патриотического самосознания невозможно становление социальной идентичности личности, рост ее социальной активности и, как следствие, материальный, социальный и духовный прогресс общества в целом. Именно поэтому проблема развития патриотического самосознания студентов на уроках истории становится актуальной в условиях переориентации общества на адекватные нравственные, общечеловеческие ценности, на развитие высокого чувства патриотизма, верности Отечеству

Патриотическое самосознание мы рассматриваем как сложное динамическое образование личности, интегрирующее в себе процесс и результат построения личностью собственной системы патриотических ценностей, образа «Я - патриот» на основе осознания и оценки своего отношения к Родине, соотечественникам, к самому себе как представителю своего Отечества.

Первым условием для процесса развития патриотического самосознания студентов является насыщение содержания образовательной программы патриотическими ценностями, т. е. учебный материал должен носить ценностно-ориентационную направленность. Патриотические ценности в данном понимании обеспечивают систематизацию человеческого опыта, который становится не только инвариантной формой оценки, но и личностным восприятием мира студентом, его собственным пониманием и переживанием [1, с. 48].

Патриотические ценности фиксируют наиболее общие характеристики как субъект-объектных, так и субъект-субъектных отношений человеческой практики, служат своеобразной ценностной матрицей их воспроизводства на конкретных этапах ис-

торического развития. Поэтому мы дополнили дисциплину «История России» учебными модулями ценностно-патриотического характера без ущерба для их базисного содержания, целостности структуры и логики изложения, поскольку объем этих модулей не превышает 5-7 %. К патриотическим ценностям мы отнесли субъективную значимость идентификации личности с Родиной, народом, культурой, природой на основе похожести и происхождения:

- защита Родины, служение Отечеству как вечные ценности;

- историческое событие, исторический образ как относительные ценности;

- традиции и нормы как социальное благо, содержащееся в исторических явлениях и фактах, выступающие субъектными ценностями;

- культурное наследие прошлого в виде предметов богатства современников, вызывающее чувство гордости за свою Родину и соотечественников.

Типовая программа курса «История России» была дополнена темами и разделами ценностного содержания:

- Отечество как ценность для человека и гражданина.

- Исторические ценности в развитии нашей страны.

- Культурные ценности в истории России.

- Российская символика как историческая ценность.

- Какие ценности выбираешь ты как патриот своей страны?

- Какие способы действий выбираешь ты как патриот своей страны?

Аксиологический подход в данном случае предполагает восприятие истории как определенную систему общественно-исторических отношений. Историческое познание становится значимым при знакомстве с теми или иными фактами в исторической деятельности людей, их роли в системе историко-общественных отношений. Процесс познания отдельных фактов может быть различным не

только по степени их влияния на развитие патриотического самосознания, но и по характеру этого влияния. Одни исторические явления могут оказывать благотворное воздействие на патриотическое самосознание, другие - препятствовать ему. В данной ситуации мы разделяем точку зрения Д. Григорьева, который считает, что основой изучения истории России, ее исторических образов должно стать великодушие - как свобода распоряжения своим мнением. Великодушие - как сила участвующего принятия мира [2, с. 16]. Например, оценивая образы А. И. Деникина, воевавшего против большевиков, С. Рахманинова и тысячи других, никогда не симпатизировавших революционным идеям, изгнанных революцией, из-за нее потерявших Родину, тем не менее, желавших победы Красной Армии в годы Второй мировой войны, студенты осмысливают, почему эти исторические деятели поступали именно так, а не иначе. Пытаются понять, что для них означали такие понятия, как Родина и Отечество. Ведь когда к Деникину обратились неофициальные эмиссары от власовцев с предложением благословить Власовскую армию, то он в гневе воскликнул: «Я воевал с большевиками, но никогда с русским народом. Если бы я мог стать генералом Красной Армии, я бы показал немцам»! Рахманинов до изнеможения давал концерты по всем Соединенным Штатам и пересылал деньги Сталину. В этой ситуации студент как бы постоянно находится в процессе самоопределения: «вопрошания» и понимания истории и себя в этом историческом процессе через воплощение образов конкретных исторических личностей, их судеб, целей и ценностей жизнедеятельности [3, с. 41].

Вторым условием для развития патриотического самосознания становится процесс создания ситуаций самосознания и самоопределения студентов, который тесно связан с процессами «проживания», прочувствования своих внутренних состояний, с эк-зистенциональной и личностной рефлексией, выступающими в качестве основного механизма, самооценкой как формой реализации рефлексии, процессом самоидентификации своего «Я» как патриота. Организация ситуации самоопределения и самосознания становится центром педагогических условий, для которых необходимы другие требования к содержанию образования, основанному на ценностном, аксиологическом подходе в преподавании учебных дисциплин. Поэтому ситуационный подход в нашем исследовании является ведущим, поскольку ситуация - это всегда пространственно-временная характеристика бытия субъекта. Именно субъекта, так как ситуация - это не объективное течение вещей и явлений, не их бытие, а событие. Ситуация - это особый педагогический механизм, который ставит воспитанника в новые ус-

ловия, трансформирующие привычный ход его жизнедеятельности, востребующие от него новую модель поведения, чему предшествует рефлексия, осмысление, переосмысление сложившейся ситуации, ее самопонимание и самоосознание, осмысление и освоение информации об истории своей Родины; осознание соотнесения своего «Я», своих ценностей и смыслов с историческими ценностями на основе самостоятельной работы с историческими источниками, заданиями на осмысление, самонаблюдение, микроисследование, самоисповедь, самоанализ, самооценку [3, с. 249]. В результате у студентов в диалоге с самим собой отмечается изменение отношения к себе, пробуждение интереса к процессам самопознания: «Впервые задумался о себе, а смогу ли я пожертвовать своими планами и интересами во благо Родины?», «Смогу ли я в трудное, смутное для Родины время защищать ее, отстаивать ее независимость и свободу?». «По-другому стал относиться к соотечественникам, особенно к ветеранам Великой Отечественной войны, которые в таких трудных и тяжелых исторических условиях отстояли независимость моей Родины», «Я должен стать высококлассным профессионалом и трудиться на благо Родины», «Я хочу жить и работать в своем Отечестве, приносить пользу людям, так же как люди прошлых времен».

Ситуация включения студентов в активную проектную, исследовательскую, поисково-патриотическую деятельность является третьим условием для развития патриотического самосознания студентов.

В этом случае необходимо учитывать точку зрения А. П. Погорелого, который считает, что патриотическая деятельность универсальна, так как к ней может быть отнесен любой вид общественной деятельности, если он носит оттенок заботы и любви к своей Родине. Однако в наших условиях студент выбирает средства, учитывает условия выполнения деятельности, направленные на выражение отношения к Родине и соотечественникам. Создать такие условия педагогу поможет применение в урочной и неурочной деятельности метода проектов [4, с. 65].

Деятельностный подход в нашем исследовании определяет деятельность студентов, которая имеет положительное значение для Отечества и не вредит другим этносам и государствам, поскольку его использование предполагает множество активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности. Он позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения. Создание, разработка и применение собственного проекта позволяют студенту осознать поставленную, конкретную цель. Принятие проектной задачи и выделение ее личной зна-

чимости для себя, концентрация усилий на выполнение этой задачи, самоорганизация и распределение учебного времени, умение оценивать собственные решения путем индивидуальной или коллективной рефлексии при работе с однокурсниками и создают педагогические условия для развития патриотического самосознания.

Так, например, при проведении диагностик на констатирующем этапе Максим К. часто комментировал ход анкетирования такими репликами: «Что я здесь забыл на этой Родине?», «Погибли, ну и погибли» (речь идет о героях обороны Севастополя), выражая тем самым абсолютное равнодушие и безразличие к полученной информации и оценивание ее по отношению к себе. Но при изучении темы «Крымская война 1853-1856 гг.» данный студент подготовил самое интересное научное исследование по теме «Слава и горечь Севастополя», а впоследствии стал одним из активнейших участ-

ников клуба «Поиск». К примеру, по его предложению ребята стали искать выпускников Губернского колледжа технологического профиля, участников Афганской войны и чеченских событий, узнавать, какова их дальнейшая судьба, оказывать помощь матерям погибших.

Необходимо отметить, что в ходе экспериментальной работы практически каждый студент при изучении истории своей Родины пропускал через себя драматические, героические факты и давал им личностную оценку.

Таким образом, реализация спроектированной нами модели обеспечивает эффективное развитие патриотического самосознания, подтверждая выдвинутую гипотезу исследования. Проведенное исследование убеждает, что в современных условиях развитие патриотического самосознания является социально-педагогической проблемой, решение которой требует дальнейшего педагогического поиска.

Список литературы

1. Горячев А. П. Проблема девальвации духовных ценностей общества и системы образования. Волгоград: Перемена, 1995. 168 с.

2. Григорьев Д. Патриотизм великодушия: содержание патриотического воспитания // Воспитательная работа в школе. 2005. № 2. С. 1518.

3. Никитина Н. Н. Культура профессионально-личностного самоопределения учителя: контекст становления: монография. М.: Флинта: Наука, 2009. 400 с.

4. Погорелый А. П. Патриотизм как ценность российского общества: социально-философский анализ: дис. ... канд. философ. наук. М., 2004, 157 с.

Лаврова Т. В., преподаватель.

Губернский колледж г. Сызрани.

Пр. 50 лет Октября, 11, г. Сызрань, Самарская область, Россия, 446031. Е-шаД: lavrovatat@mail.ru

Материал поступил в редакцию 16.05.2010.

T. V Lavrova

DEVELOPMENT OF PATRIOTIC CONSCIOUSNESS OF COLLEGE STUDENTS AT “HISTORY OF RUSSIA” LESSONS

The problem of creation of pedagogical conditions of development of patriotic consciousness at history lessons is considered. The idea of the model of creation of situations of self-determination and consciousness of the relation to the native place, compatriots and to oneself as a representative of the fatherland is proved in the article. The author comes to the conclusions about the reflexion role in creation of pedagogical conditions for students in their personal process of comprehension, understanding oneself as patriot.

Key words: pedagogical conditions, self-determination, consciousness, a reflexion, patriotic values.

Provincial College of Syzran.

Pr. 50 let Oktyabrya, 11, Syzran, Samara region, Russia, 446031.

Е-mail: lavrovatat@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.