Научная статья на тему 'Патриотическое самосознание будущих педагогов: результаты исследования и пути развития'

Патриотическое самосознание будущих педагогов: результаты исследования и пути развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
473
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСОЗНАНИЕ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / КОМПОНЕНТЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ / ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЙ / ДЕЙСТВЕННО-ВОЛЕВОЙ / РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНЫЙ КОМПОНЕНТЫ / ДИАГНОСТИКА ПАТРИОТИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ / ДИАЛОГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / PATRIOTIC SELF-CONSCIOUSNESS COMPONENTS: COGNITIVE / SELF-CONSCIOUSNESS / PATRIOTIC SELF-CONSCIOUSNESS / OF EMOTIONAL VALUE / EFFECTIVELY VOLITIONAL / REFLEX VALUATION COMPONENTS / DIAGNOSTICS OF PATRIOTIC SELF-CONSCIOUSNESS / INTERACTIVE MODES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Райхлина Евгения Львовна

В статье рассматривается сущность патриотического самосознания, его структурные компоненты. Приводятся результаты диагностики сформированности патриотического самосознания студентов педагогического вуза. Представлены концептуальные идеи его развития у студентов педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Райхлина Евгения Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Future pedagogues` patriotic self-consciousness: the results of the research and the development ways. The article considers the essence of patriotic self-consciousness, its structural components. The author presents the results of diagnostics of patriotic self-consciousness maturing among the pedagogical college students, submitting conceptual ideas of its development.

Текст научной работы на тему «Патриотическое самосознание будущих педагогов: результаты исследования и пути развития»

повышению качества патриотического воспитания в образовательных учреждениях (35,1%); в-четвертых, крайне желательно привлечение к участию в патриотическом воспитании общественных организаций (объединений), научных и образовательных учреждений, трудовых коллективов (32,4%). В-пятых, исследуемыми особо отмечается мера по поддержке патриотической тематики в телевизионных программах, изданиях периодической печати, произведениях литературы и искусства.

Воспитание патриотизма у подрастающего поколения - задача государственная, всенародная. Думается, оно должно проводиться во всех сис-

темах воспитания, образования на основе единой государственной программы.

Литература:

1. Большой энциклопедический словарь - М: АСТ /Астрель (2003 г.) - 1247 с.

2. Республиканская целевая программа «Патриотическое воспитание молодежи Республики Татарстан» на 2009-2010 годы. [Электрон. ресурс]: http://prav. tatar. ru/index. htm.; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы» -М.: Росвоенцентр, 2005; Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации // Красная звезда. - 2003. -5 июля.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ: РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПУТИ РАЗВИТИЯ

Райхлина Е. Л.

В статье рассматривается сущность патриотического самосознания, его структурные компоненты. Приводятся результаты диагностики сформи-рованности патриотического самосознания студентов педагогического вуза. Представлены концептуальные идеи его развития у студентов педагогического вуза.

Ключевые слова: самосознание, патриотическое самосознание, компоненты патриотического самосознания: познавательный, эмоционально-ценностный, действенно-волевой, рефлексивно-оценочный компоненты, диагностика патриотического самосознания, диалоговые технологии.

Future pedagoguesЛ patriotic self-consciousness: the results of the research and the development ways. The article considers the essence of patriotic self-consciousness, its structural components. The author presents the results of diagnostics ofpatriotic self-consciousness maturing among the pedagogical college students, submitting conceptual ideas of its development.

Key words: self-consciousness, patriotic self-consciousness, patriotic self-consciousness components: cognitive, of emotional value, effectively volitional, reflex valuation components, diagnostics of patriotic self-consciousness, interactive modes.

143

Анализ актуальных смыслов понятия «патриотическое воспитание» позволяет обозначить четыре аспекта его содержания. Это, прежде всего, педагогический процесс и один из факторов социализации, соотносимый с потребностью общества и государства в активных гражданах-деятелях, гражданах-патриотах своей страны. Патриотическое воспитание молодежи создает условия для целостного восприятия богатейших духовных традиций и ценностей, что отражает вторую линию в современной трактовке патриотического воспитания: его духовно-нравственные аспекты. Третья смысловая характеристика патриотического воспитания - обеспечение преемственности культуры как формы хранения и передачи информации, функции передачи социального и культурного опыта от поколения к поколению. Четвертый аспект воспитания патриотизма связан с развитием личности в целом, со всем комплексом ее индивидуальных характеристик, особенностей, тесно пересекающихся с качествами, обусловленными менталитетом нашего народа. Названные четыре стороны, безусловно, не покрывают всего содержания понятия «патриотическое воспитание», но они позволяют посмотреть на патриотическое воспитание не как на самодостаточный процесс, а как на условие или средство для решения серьезных социальных, государственных задач; в конечном счете, - задач построения гражданского общества [1].

Патриотическое воспитание сегодня - одно из приоритетных направ-144

лений государственной политики современной России и предмет анализа и проектирования в различных документах: государственных программах, концепциях и других нормативных актах, принятых на правительственном уровне. В этих документах представлены попытки осмысления патриотического воспитания как сложного социально-педагогического феномена и предлагаются конкретные практические шаги для решения данной задачи. Активизируется и научный поиск современных подходов к патриотическому воспитанию. Мы полагаем, что одним из перспективных подходов является исследование патриотического самосознания молодежи как элемента патриотического воспитания личности.

Патриотическое самосознание соотносится с понятием «самосознание» как видовое понятие с родовым. Эти отношения понятий позволяют нам рассматривать патриотическое самосознание как тип самосознания, поскольку исследователями выделяются такие типы, как национальное, нравственное, экологическое, политическое, этническое, гражданское и др. В этой связи, необходим анализ сущности и структуры патриотического самосознания. В литературе представлены различные трактовки данного феномена, но наиболее близкая нам позиция - характеристика патриотического самосознания как целостной, относительно устойчивой системы представлений человека о себе, включающей осознание себя субъектом защиты и созидания Отечества, убеж-

дение в ценности Родины, адекватную самооценку в пространстве единства личных, коллективных, общественных и государственных интересов и определяющей предрасположенность, готовность человека к самостоятельному, осознанному выбору линии поведения, отношений и деятельности. Мы считаем важным подчеркнуть, что в патриотическом самосознании осознанное отношение личности к своим целям, ценностям, способностям и качествам в контексте родной культуры, истории, интересов Родины предполагает и оценку человеком своего знания, ценностей и опыта, как гражданина [3].

Сущность патриотического самосознания и отмечаемые специалистами его функции (гностическая, ориентировки, целеполагания, саморегуляции, самосовершенствования) позволяют выделить в структуре данного феномена когнитивный, эмоционально-ценностный, действенно-волевой, рефлексивно-оценочный компоненты (представлены и варианты, не меняющие, тем не менее, сущности: когнитивно-ценностный, моти-вационный, рефлексивно-оценочный, поведенческий) [4].

В рамках нашего исследования мы провели анализ сформированнос-ти патриотического самосознания студенческой молодежи, опираясь на его структуру. Эмпирическим объектом исследования - генеральной совокупностью (ГС) - явились студенты

Тульского государственного педагогического университета им. Л. Н. Толстого. При формировании выборочной совокупности (ВС=403 чел.) мы исходили из количественных и стратификационных характеристик ГС по полу, факультетам и курсам. В количественном отношении выборочная совокупность удовлетворяет стандартным требованиям надежности: при ГС=4135 и р<0,05 расчетная ВС=352 респондентам. В ГС на период проведения исследования находились 1271 юношей и 2867 девушек. Выборочная совокупность соответствует данному соотношению по полу. Также ВС отражает характеристики ГС по факультетам и курсам (1, 3 и 5). Таким образом, результаты исследования можно считать репрезентативными. В разработанной нами анкете были представлены вопросы, позволяющие судить о мере выраженности в патриотическом самосознании студентов разных его компонентов, при этом, для каждого компонента была сконструирована серия вопросов.

Представим наиболее интересные, с нашей точки зрения, результаты исследования.

Так, в выборе студентами существенных признаков понятия «патриот» (вопрос был ориентирован на оценку когнитивного компонента патриотического самосознания) было получено следующее распределение (см. таблицу 1):

Таблица 1.

Наиболее значимые признаки понятия «патриот»

Признаки Степень значимости

1 2 3 4 5 6 7

Любящий свою землю народ, Родину, готовый встать на ее защиту 69,40% 13,70% 5,20% 1,20% 2,20% 2,50% 5,70%

С активной гражданской позицией 9,80% 20,60% 21,10% 18,30% 12,80% 8,80% 8,80%

Уважающий закон, Конституцию страны 12,80% 24,80% 17,80% 20,00% 13,50% 6,30% 5,00%

Толерантный и веротерпимый 10,30% 12,30% 14,10% 15,10% 18,10% 18,40% 11,60%

Гуманный 8,10% 14,10% 12,60% 12,10% 17,40% 22,40% 13,40%

Бескорыстный, беззаветно служащий Отечеству вплоть до самопожертвования 24,70% 19,90% 17,40% 10,30% 9,30% 9,10% 9,30%

Который любит и уважает культуру и язык только своего народа 19,60% 11,30% 14,80% 10,60% 10,30% 5,30% 28,10%

В оценке моральных качеств, присущих патриоту, студенты, как наиболее значимые, выделяют честь (56,80%), долг (58,60%), ответственность (53,40%), совесть (49,50%), что связано, на наш взгляд, с пересечением в самосознании студентов нравственных и патриотических категорий.

Одним из серии вопросов на выявление особенностей эмоционально-ценностного компонента патриотического самосознания был: «Есть ли 146

что-то такое, чем Вы, как гражданин России, могли бы гордиться?». Из числа предложенных вариантов ответов 69,9% респондентов назвали Победу в Великой Отечественной войне, 49,7% культурное наследие, 43,1% опрошенных - природные богатства страны, а 40,6% - ее историю. Существенно, что только 2,6% затруднились с ответом, что свидетельствует о выраженности данного компонента в патриотическом самосознании студентов.

Вопрос «Считаете ли Вы себя готовым к действиям, направленным на благо Родины?» был ориентирован на оценку действенно-волевого компонента патриотического самосознания. Показательно, что у 33,7% респондентов, затруднившихся с ответом, этот компонент, как мы полагаем, сформирован недостаточно.

Сформированность рефлексивно-оценочного компонента позволил проверить, среди прочих, вопрос о че-

ловеческих качествах, которые либо присущи респондентам, либо они хотят ими обладать. Отметим, что у 84,90% студентов развито чувство самокритичности. Уважение прав и свобод других людей в числе своих жизненных принципов отмечают 84,20% опрошенных. Патриотизм же среди присущих качеств стоит на пятом месте (74,60%). Данные по этому вопросу представлены ниже (см. таблицу 2).

Таблица 2.

Распределение ответов студентов ТГПУ на вопрос: «Какие из перечисленных ниже качеств Вам присущи, и какими из них Вы хотели бы обладать»?

Качество Присуще мне Хочу обладать

Готовность постоять за других 81,90% 18,10%

Гражданская совесть, порядочность, честь 80,00% 20,00%

Гражданское мужество 33,80% 66,20%

Общественная активность 46,10% 53,90%

Патриотизм 74,60% 25,40%

Самокритичность 84,90% 15,10%

Самоотверженность 40,70% 59,30%

Требовательность к себе 73,50% 26,20%

Уважение прав и свобод других людей 84,20% 15,80%

В целом, результаты исследования на констатирующем этапе эксперимента показали, что, во-первых, компоненты патриотического самосознания сформированы у будущих педагогов неравномерно, во-вторых, достаточно велика доля студентов, затруднившихся в выборе (это характеризует недостаточную устойчивость самосознания), наконец, в ответах студентов в большей степени проявляется типовое (иногда стереотипное), нежели индивидуальное, уникальное восприятие своих понятий, ценностей,

эмоций, связанных с патриотической проблематикой. Эти результаты позволили определить как концептуальные идеи нашего исследования, так и сферу нашей активности на формирующем этапе эксперимента.

Мы полагаем, что эти идеи могут рассматриваться как комплекс педагогических условий: в системе целей воспитательной системы вуза выделяется в качестве особой задачи формирование патриотического самосознания будущего педагога; гуманитарные дисциплины, изучаемые в про-

цессе профессиональной подготовки будущего педагога рассматриваются как особая сфера формирования патриотического самосознания; в образовательную практику внедрены механизмы выделения и отбора в учебном содержании гуманитарных дисциплин патриотических идей, фактов, понятий и ценностей; в педагогический процесс органично включаются инновационные педагогические технологии, обеспечивающие поэтапное развитие компонентов патриотического самосознания будущих педагогов в условиях активного взаимодействия субъектов педагогического процесса; сконструирована и используется в образовательном процессе педагогического вуза программа стимулирования и развития готовности преподавателей университета к систематической работе по формированию патриотического самосознания студентов; в образовательном пространстве педагогического вуза реализована модель интеграции учебной и внеучебной деятельности студентов, позволяющая скоординировать деятельность всех субъектов образовательного процесса педагогического вуза и организационных структур воспитательной системы университета в решении задачи формирования патриотического самосознания студентов; разработана и реализована программа внешней оценки и самооценки студентами результатов процесса формирования патриотического самосознания будущих педагогов.

На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы эти идеи легли в основу программы реализации поставленной задачи. Особую роль мы отводили в этой программе системе 148

диалоговых технологий: дискуссий, «круглых столов», заседаний экспертных групп, учебных симпозиумов, дебатов, «открытых трибун», конференций, «мозговых атак», дидактических игр, различных форм рефлексии и ряда других.

Немаловажное значение придавалось и разработанной нами Программе стимулирования и развития готовности преподавателей университета к систематической работе по формированию патриотического самосознания студентов. Она включала в себя 72-часовой курс повышения квалификации «Технологии формирования патриотического самосознания студентов педагогических вузов», целью которого являлось формирование позитивного отношения и соответствующих знаний и опыта преподавателей педагогического вуза к решению задач патриотического воспитания в целом и формирования патриотического самосознания студентов, в частности.

Весь комплекс выделенных педагогических условий реализовывался в образовательном процессе университета в течение ряда лет, при этом на разных этапах опытно-экспериментальной работы разные условия вводились постепенно и с учетом результатов самоанализа промежуточной эффективности экспериментальных факторов.

Предварительные итоги завершающего этапа эксперимента подводятся в настоящее время на основе анализа результатов диагностики, включающей в себя не только массовый опрос студентов, но и ряд качественных методик и процедур, среди которых представим наиболее показательные. Так, диагностическая методика, ко-

торую мы предложили студентам для оценки эмоционально-ценностного компонента патриотического самосознания, получила название «Россия в оценках и комментариях». Студентам были представлены 11 суждений, комментариев о России положительного и отрицательного характера различных деятелей науки, искусства, литературы, политики, в том числе, З. Бжезин-ского, Д. С. Лихачева Т. Заславской, У. Черчилля, Р. Рейгана, И. А. Бродского, П. Я. Чаадаева, Н. В. Гоголя, Н. А. Нарочницкой и др. Студенты должны были письменно выразить свое отношение к данным высказываниям о России. Анализ работ студентов показал, что в сравнении с начальной стадией эксперимента у двух третей студентов (22% на констатирующем этапе) ярко выражен эмоционально-ценностный компонент патриотического самосознания. Результаты коррелируют с данными, полученными в ходе применения альтернативной диагностической методики (актуализирующей визуальное восприятие респондентов), где предъявлялось 20 фотографий, отражающих события в нашей стране как положительного (10 фотографий), так негативного (10 фотографий) характера, происходившие в различные хронологические отрезки времени в истории, культуре, политике, спорте, искусстве, литературе. Студенты должны были сформулировать и записать ассоциации, возникающие у них при просмотре данных фотографий. Другая диагностическая методика (адаптированный нами вариант методики В. В. Буряковой) предполагала разделение предложенных респондентам текстов по патриотической проблематике (всего 26)

на две группы и выразить к ним свое отношение, отметив совпадающие с индивидуальными позициями студентов. При этом часть текстов отражала чувство любви к Родине, как самоданность, а в другой части чувство патриотизма было сопряжено с позицией гражданственности. Данная методика позволяет диагностировать когнитивный компонент патриотического самосознания (в частности, способность дифференцировать смысловые отличия в текстах и аргументировать основания для разделения этих смыслов). Кроме того, выбор студентами некоторых текстов, которые они считают наиболее близкими им по духу, характеризует эмоциональный компонент патриотического самосознания. Результаты свидетельствуют о росте показателей обоих компонентов патриотического самосознания у студентов. Методика диагностики рефлексивного компонента патриотического самосознания требовала от студентов рефлексии своего эмоционального состояния в ходе беседы с родными, пережившими Великую Отечественную войну. Им предлагалось проанализировать и записать в свободной форме спектр своих чувств, которые возникли при разговоре. Пример такой рефлексии: «... Когда смотришь фильмы и репортажи о Великой Отечественной войне по телевизору, то думаешь: «Как же страшно и тяжело было жить в тот период времени». Этот хронологический отрезок - далеко от тебя. Когда слышишь рассказы из уст родного человека, который испытал все тяжести военных лет, то вдруг понимаешь, что находишься в неоплатном долгу перед своей семьей. Память о прошлом оживает и становится близ-

149

кой, значимой. Возникает желание оберегать того, кто уже прошел через главное испытание своей жизни, желание показать, что «никто не забыт, и ничто забыто». Тем более в пределах твоей родной семьи». Сочетание особенностей эмоционально-ценностного и рефлексивного компонентов патриотического самосознания студентов выявляла методика, сконструированная на основе трансформированного нами (за счет включения качеств личности, характеризующих национальные стереотипы) перечня черт личности из опросника Р. Кэттелла, направленного на самооценку характера. Студентам предлагалось отметить качества, которые ассоциируются у них с Россией, и качества, присущие их личности. Количество студентов, у которых совпал выбор характеристик России и собственной личности (что проявляет особенности их идентификации с Родиной), на данном этапе эксперимента увеличилось. Комплексная оценка всех компонентов патриотического самосознания проводилась в ходе интервьюирования, при этом вопросы интервью конструировались на основе текста анкеты, использованной на констатирующем этапе эксперимента. Результаты интервьюирования также позволили зафиксировать позитивную динамику в развитии структурных элементов патриотического самосознания студенческой молодежи.

На данный момент результаты реализации всех обозначенных выше путей развития патриотического самосознания будущих педагогов (в том числе, внедрения в образовательную практику механизмов выделения и отбора в учебном содержании гума-

нитарных дисциплин патриотических идей, фактов, понятий и ценностей; педагогических технологий, способствующих развитию компонентов патриотического самосознания; модели интеграции учебной и внеучебной деятельности студентов, позволяющей скоординировать деятельность всех субъектов образовательного процесса в решении поставленной задачи и других направлений) находятся в стадии завершения обработки и экспертной оценки, однако, в целом, предварительные итоги опытно-экспериментальной работы позволяют судить о правильности избранных идей и подходов.

Литература:

1. Райхлина Е. Л. Гражданская позиция как цель и результат патриотического воспитания молодежи / Е. Л. Райхлина // Научные проблемы гуманитарных исследований, 2009, №. - С.126-132.

2. Воспитание патриотизма в условиях социальных перемен: теоретико-методологические и прикладные основы: Монография / Под общ. ред. С. В. Дармодехина и А. К. Быкова. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2007. - С.104-105.

3. Райхлина Е. Л. Патриотическое воспитание молодежи: сущность, традиции, концептуальные подходы в современной России: Моногр. / Е. Л. Райхлина. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2009. -С.56.

4. Воспитание патриотизма в условиях социальных перемен: теоретико-методологические и прикладные основы: Монография / Под общ. ред. С. В. Дармодехина и А. К. Быкова. - М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2007. - 328 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.