УДК 371.011 (С 173)
Скворцова В.П.
Оренбургский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПАТРИОТИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
В статье рассматривается проблема формирования патриотического самосознания старшеклассников в русле онтогенетического, краеведческого и сетевого подходов к развитию личности, актуализированных социальными и образовательными реалиями сегодняшнего времени. Ключевые слова: патриотическое самосознание, сетевой проект, краеведение.
Преобразования, происходящие в экономической и политической жизни российского общества, глобальные процессы развития информационно-коммуникативного пространства, актуализировали смысл современной системы воспитания: «высшей ценностью является человек, умеющий и способный любить, а высшей ценностью самого человека является любовь к своей Родине» [1, с.5]. Таким образом, в условиях демократического развития современного общества, задача патриотического воспитания молодежи является одной из приоритетных. Разработана государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 гг.», целью которой является формирование у граждан высокого патриотического сознания, верности Отечеству [3]. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» одной из главных задач определяется воспитание патриотов России, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью [6]. С этой целью А.Н. Вырщиков и М.Б. Кусмарцев определяют пространство патриотического воспитания как «особое средство (инструмент) перевода стихийно неосознанных основ патриотизма, которые традиционно сохраняются в нашем обществе, в его развитые, осмысленные формы, мотивирующие поведение, установки, культурное развитие его граждан» [2, с.124].
Вместе с тем, следует констатировать, что патриотическая составляющая в современной системе школьного образования слабо выражена, немотивированна, методы и формы ее реализации не всегда эффективны, отсутствует системный подход и использование инновационных технологий в данной области, характерен низкий процент охвата молодежи и недостаточ-
ный учет потребностей современного школьника, живущего и действующего в условиях тотальной киберсоциализции, понимаемой В.А. Плешаковым «как процесс качественных изменений структуры самосознания личности, происходящий под влиянием и в результате использования им современных информационных и компьютерных технологий в контексте жизнедеятельности» [8, с.70].
В этой связи, одной из социально-педагогических проблем сегодняшнего времени является проблема формирования патриотического самосознания личности посредством использования воспитательного потенциала сетевых технологий.
Под патриотическим самосознанием мы, вслед за Е.Л. Райхлиной, понимаем «целостную систему представлений о себе, включающую осознание себя субъектом защиты и созидания Отечества, убеждение в ценности Родины, адекватную самооценку в пространстве единства личных, коллективных, общественных и государственных интересов и определяющую предрасположенность, готовность человека к самостоятельному, осознанному выбору линии поведения, отношений и деятельности » [10, с.144-145].
Основываясь на содержательных характеристиках патриотического сознания, мы выделяем в его структуре следующие компоненты:
- интеллектуальный: понятие, сущность, содержание патриотизма; история, культура, традиции России; содержание нравственных норм патриотического поведения;
- мотивационный, принятые моральные нормы отношения к Родине и соответственного поведения; чувства и ценности, связанные с понятием Родины;
- эмоциональный: любовь к Родине, преданность ее интересам, привязанность к малой
Родине; гордость за ее историю, культуру; уважение к другим народам;
- аксиологический: принятие Родины как одной из высших ценностей;
- действенно-практический компонент: активность, инициативность в общественно-полезной, патриотически-направленной деятельности; совершение патриотических поступков.
Формирование патриотического сознания личности осуществляется нами во взаимосвязанной и обоснованной трилогии подходов, методологически объединенных аксиологическим подходом:
1) онтогенетический подход к развитию личности;
2) краеведческий подход к отбору материала;
3) сетевой подход как объективная реалия сегодняшнего времени.
Аксиологический подход важен для нашего исследования в связи с тем, что мы рассматриваем патриотизм как одну из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства, являющуюся важнейшим духовным достоянием личности и проявляющуюся в ее активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.
Онтогенетические взгляды на развитие личности (Л.М. Божович, И.С. Кон, А.В. Петровский, Д.И. Фельдштейн) позволяют характеризовать период юношества как наиболее сен-зитивный к воспитанию патриотически-ориентированной личности, так как центральными новообразованиями данного возраста являются - становление самосознания, появление высших чувств, потребность в саморазвитии, формирование мировоззрения. По мнению И.В. Дубровиной, старший школьный возраст наиболее чувствителен для формирования ценностных отношений как устойчивого личностного образования [7, с. 89].
В старшем школьном возрасте происходит осознание себя представителем определенной национальности; обостряется чувствительность к национально-культурной границе, к правовым и политическим аспектам, формируется отношение к представителям других национальностей.
Современные старшеклассники нуждаются в отношениях созидающего взаимодействия, коллективных творческих делах, интериориза-
ции опыта сотрудничества с другими людьми, удовлетворении познавательных интересов в самообразовании и саморазвитии в области сетевых и информационных технологий. Так, согласно статистике фонда «Дружественный Рунет», 61,3% подростков в возрасте 15-17 лет «живут в сети» (2011 г.) [12].
Таким образом, понимание развития личности учащегося актуализирует проблему выбора как нравственно-патриотического содержания воспитания, так и адекватных современным реалиям технологий образования.
Огромными воспитательными потенциями в этом отношении обладает отличительная квинтэссенция нашего столетия «всепронизы-вающая сетевая проектность». Как отмечает И.А. Зимняя, «проектная культура является как бы общей формой реализации искусства планирования, прогнозирования, созидания, исполнения и оформления. Проектная культура призвана объединить два до сих пор, не пересекавшихся направления образования: гуманитарно-художественное и научно-техническое... Проективность - образовательная тенденция будущего» [4]. Основой сетевого проектирования является содержательное взаимодействие, поэтому основой сети выступают не отдельные субъекты, а событийная общность, возникающая вокруг культурного артефакта, появившегося в ходе совместной деятельности. В связи с этим, сетевые проекты обладают огромными возможностями в развитии патриотического самосознания личности. Исследователи А.В. Хуторской, А.М. Лобок отмечают, что в условиях сети предъявление себя возможно только через продукт деятельности, личностные качества воссоздаются через качественные характеристики творческого продукта.
Под сетевым проектом в международной практике понимается любой проект, организованный в рамках того или иного сетевого сообщества. Он может осуществляться в безмашинном (социальном) варианте или с помощью компьютерных сетей. Так, Е.С. Полат определяет сетевой проект как «совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы решения проблемы, направленную на достиже-
XXXI научно-практическая конференция преподавателей и аспирантов
ние совместного результата» [9, с.204]. В его основе лежит развитие познавательных способностей учащихся, умений обнаруживать проблему гражданско-патриотического содержания, формулировать и решать ее. В качестве примера можно привести школьные, региональные и международные сетевые проекты, реализуемые в школах Оренбургской области в 2008 - 2011 годах: «Виртуальный музей», «Оренбургский край - жемчужина Урала», «Эхо Войны», «Знаменитые земляки», «Государственная символика России и Оренбургской области в исторической ретроспективе», «Краеведческий калейдоскоп», российско-английский проекты: «Моя родная школа», «Я и мои друзья».
Особый социально-педагогический вес в контексте нашего исследования приобретают международные сетевые проекты. Это всегда живой диалог культур с представителями иного лингвосоциума, способствующий формированию диалогического отношения к феноменам иного образа жизни, иного образа сознания, иной иерархии ценностей. При этом следует подчеркнуть значимость встречи с другой культурой, выступающей, в свою очередь, значимым Другим по отношению к родной культуре учащихся, как фактора, способного активизировать у человека осознанность его связей со своим народом, формирующего национальное самосознание, воспитывающего патриотически-ориентированную личность. Исследования в области философской интерпретации принципа диалога культур (М.М. Бахтин, В.С. Библер и др.) показывают, что для полноценного понимания иноязычной культуры необходимо одновременно изучать и родную культуру, ибо адекватное понимание других невозможно без понимания себя. Только пережив родную культуру в живой ее соотнесенности с культурами стран изучаемых языков можно стать патриотом Отечества, полноправным гражданином мира. Восприятие иных культур позволяет овладеть ценностями родной культуры более глубоко и всесторонне. Более того, в межличностном диалоге большое место занимает обмен информацией о своей культуре, традициях, обычаях народа, к кото-
рому принадлежит коммуникант, о своей малой Родине. Другими словами, это тот пласт культуры, который в специальной литературе называется краеведением.
По мысли Ю.М. Полякова каждый человек «проходит в своем духовном развитии, в поиске своего отношения к стране, в которой он родился и вырос, несколько этапов: сначала только я, потом я и Россия, потом Россия и я и, наконец, -в конечном счете, раствориться в своем Отечестве» [5, с.49]. В этом смысле роль краеведческого подхода в воспитании патриотического самосознания трудно переоценить.
Г.В. Сороковых квалифицирует краеведение как «общепедагогический и дидактический принцип, ориентирующий учителя на систематическое рациональное использование местного материала в учебно-воспитательном процессе» [11, с.63]. Учебно-познавательный аспект регионоведческого образования предполагает освоение учащимися информационных, культурологических, исследовательских и практических ценностей.
Таким образом, интериоризация региональной культуры и ее трансляция на основе технологии сетевого проектирования способствуют интеграции предметных полей, становлению исторического сознания, создают содержательную основу обучения, являются средствами поддержания мотивации, знакомят с методами и приемами научного познания, развивают исследовательские навыки и умения и в целом способствуют формированию у учащихся такой категории как «патриотическое самосознание».
В контексте проблемы становления Культуры Мира как мира «без стен», в условиях становления глобальной информационной поликультурной среды, роль краеведческого и сетевого подходов в воспитании патриотически-ориентированной личности трудно переоценить. Краеведение является своеобразным «аксиологическим фоном», позволяющим определить роль и место родной культуры в общеци-вилизационном процессе, а сетевые проекты «высокотехнологичным инструментарием» в реализации этой цели.
15.09.2011
Список литературы:
1. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе: монография. Волгоград: Колибрис плюс. - 2006. 186 с.
2. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Уроки служения Отечеству в пространстве патриотически-ориентированного образования. М.: НП ИПД «Авторское перо». - 2005. 272 с.
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» [Электронный ресурс]: URL: http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml
4. Кирсанова А.И. Проектная методика как основа педагогической системы предметного обучения // Среднее профессиональное образование: теорет. и науч.-метод. журн. 2007. [Электронный ресурс]: URL: http://www.portalspo.ru/Journals/ 2007/200710/10»2007%20v.1.htm
5. Колябина Т.С. Формирование патриотизма и гражданственности в условиях становления новой российской государственности. Краснодар: ХОРС. - 2006. 64 с.
6. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]: URL: http://www.dvgu.ru/umu/ ZakRF/doktrin1.htm
7. Особенности обучения и психологического развития школьников 13 - 17 лет. Под. Ред. И.В. Дубровиной, Б.С. Кругло-вой. М.: Педагогика. - 1988. 214 с.
8. Плешаков В.А. Киберсоциализация и православие: к постановке проблемы духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников и студенческой молодежи // Вест. Православ. Свято-Тихон. гуман. ун-та. Сер. IV: Педагогика. Психология. М., 2010. Вып. 2 (17). С. 68-76.
9. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия. - 2005. 272 с.
10. Райхлина Е.Л. Патриотическое самосознание будущих педагогов: результаты исследования и пути развития // Казанский педагогический журнал. 2010. №3. С. 143-150.
11. Сороковых Г.В. Региональный компонент культуры как составляющая содержания обучения иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2007. №1. С.63-69.
12.URL: http://www.friendlyrunet.ru/mediacenter/news/news281.phtml (дата обращения: 15.09.2011).
Сведения об авторе: Скворцова Василиса Павловна, аспирант кафедры педагогики высшей школы Оренбургского государственного педагогического университета E-mail: [email protected], [email protected]
UDC 371.011 (С 173) Skvortsova V.P.
Orenburg state pedagogical university; [email protected]; [email protected] MODERN APPROACHES TO FORMATION OF PATRIOTIC CONSCIOUSNESS OF SENIOR PUPILS
The article considers the problem of senior pupils' patriotic consciousness forming in the context of ontogenetic, regional and network approaches to the person's development actualized by social and educational realities of today's time.
Key words: patriotic self-consciousness, network project, study of local lore. Bibliography:
1. Vyrshchikov A.N., Kusmartsev M.B. Patriotic upbringing of youth in the modern Russian society: monography. Volgograd: Kolibris plus. - 2006. 186 pp.
2. Vyrshchikov A.N., Kusmartsev M.B. Lessons service to the Fatherland in the space of patriotic-oriented education M.: NP IPD «Avtorskoe Pero». - 2005. 272 pp.
3. The state program «Patriotic upbringing of the Russian Federation citizens during 2011 - 2015» [Electronic resource]: URL: http://archives.ru/programs/patriot 2015.shtml
4. Kirsanova A.I. Project methods as the basis of subject teaching pedagogical system // Srednee professionalnoe obrazovanie. 2007. [Electronic resource]: URL: http://www.portalspo.ru/Journals/2007/200710/10»2007%20v.1.htm
5. Kolyabina T.S. The formation of patriotism and grazhdanstvennost' in the conditions of new Russian statehood development. Krasnodar: HORS. - 2006. 64 pp.
6. The National doctrine of education in Russian Federation [Electronic resource]: URL: http://www.dvgu.ru/umu/ZakRF/ doktrin1.htm
7. The peculiarities of teaching and psychological development 13 - 17-year-old pupils. Under edition I.V. Dubrovina, B.S. Kruglova. M.: Pedagogics. - 1988. 214 pp.
8. Pleshakov V.A. Cybersocialization and orthodoxy: towards posing the problem of spiritual-mortal development and education of Russian teenagers and youth // Vest. Pravoslav. Svyato-Tikhon. guman. un-ta. IV Pedagogics. Psychology. M., 2010. №2 (17). S. 68-76.
9. Polat E.S. New Pedagogical and Information Technologies in the System of Education. M.: «Academia». - 2005. 272 pp.
10. Raykhlina E.L. Patriotic self-consciousness of future teachers: results of investigation and ways of development // Kazan. pedagog. zhurnal. 2010. №3. S. 143-150.
11. Sorokovykh G.V. The regional component of culture as a component of foreign language's content teaching // Foreign languages at school. №1. S.63-69.
12.URL: http://www.friendlyrunet.ru/mediacenter/news/news281.phtml (date of address: 15.09.2011).