Научная статья на тему 'Повышение патриотического потенциала молодого поколения, участвующего в социальном проекте «Растим патриотов»'

Повышение патриотического потенциала молодого поколения, участвующего в социальном проекте «Растим патриотов» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5183
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ПАТРИОТИЗМ / ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / YOUTH / PATRIOTISM / EDUCATION / SOCIAL PROJECT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Губерская Ирина Александровна, Ярыгина Светлана Николаевна

В статье описан опыт работы педагогического коллектива структурного подразделения, направленного на повышение патриотического потенциала подрастающего поколения через проведение совместных акций воспитанниками детского сада и студентами техникума, обозначены первые шаги в решении трудной задачи по созданию условий в детском саду для воспитания достойного гражданина своей страны, с учетом внедрения ФГОС ДО и образовательной политики государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Губерская Ирина Александровна, Ярыгина Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RAISING THE PATRIOTIC POTENTIAL OF YOUNG GENERATION PARTICIPATING IN THE SOCIAL PROJECT "WE RAISE PATRIOTS"

The article describes the experience of the teaching staff of the structural unit aimed at promoting Patriotic potential of the younger generation through joint activities of the kindergarten and College students, marked the first steps in addressing the difficult task of creating conditions in the kindergarten for the education of a worthy citizen of the country, with the introduction of FSES of Further education and educational policy.

Текст научной работы на тему «Повышение патриотического потенциала молодого поколения, участвующего в социальном проекте «Растим патриотов»»

УАК 159.9

ПОВЫШЕНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ, УЧАСТВУЮЩЕГО В СОЦИАЛЬНОМ ПРОЕКТЕ «РАСТИМ ПАТРИОТОВ»

© И. А. Губерская © С. Н. Ярыгина

Губерская

Ирина Александровна руководитель структурного подразделения СП ГБОУ СОШ № 10 «ОЦ ЛИК» г.о. Отрадный Самарской области «Д/сад № 11» e-mail: ds11@inbox.ru

Ярыгина

Светлана Николаевна старший воспитатель СП ГБОУ СОШ № 10 «ОЦ ЛИК» г.о. Отрадный Самарской области «Д/сад № 11» e-mail: YriginaSN@mail.ru

В статье описан опыт работы пелатотическото коллектива структурною полразлеления, направленною на повышение патриотическото потенциала пол-растаюшето поколения через провеление совместных акций воспитанниками летското сала и стулентами техникума, обозначены первые шати в решении трулной залачи по созланию условий в летском салу лля воспитания лостойното тражланина своей страны, с учетом внелрения ФГОС АО и образовательной политики тосуларства.

Ключевые слова: патриотизм, воспитание, социальный проект.

Одним из приоритетных направлений развития современного общества является воспитание молодого поколения. В связи с этим, особую актуальность для государства приобретает проблема патриотического воспитания. В настоящее время, для развития и процветания государства мало, чтобы человек получил образование в узкой специализации. Немаловажным фактором становится желание человека работать и всячески способствовать развитию своей страны. Для этого с раннего возраста детям необходимо прививать любовь к героическому прошлому и культуре своего народа, гордость за родной язык. Данная проблема актуальна и значима в наше время, так как будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения и перед педагогами стоит непростая задача сфор-мировать в каждом молодом человеке все необхо-димые качества, которые создадут устойчивый фундамент для дальнейшего развития личности.

The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology. 2015. No 2 (18)

В современном обществе в большей степени навязываются приоритеты земных интересов над нравственными и религиозными ценностями, а также патриотическими чувствами.

По мнению ряда исследователей «Центра исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодёжи», о кризисном состоянии этой сферы свидетельствуют следующие моменты: падение уровня общественной морали, ослабление единства российского общества, разрушение механизмов его интеграции, разрыв культурной преемственности; утрата объединяющих общество ценностных ориентиров; низкий уровень полноценного включения российской молодежи в социальные отношения, несоответствие социальных ожиданий и возможностей самореализации молодых людей; возникновение деструктивной социально-воспитательной среды со сниженным уровнем коллективообразования, негативным восприятием общества и государственных институтов [2, с. 43].

Многие ученые отмечают, что кризис происходит в душах людей. Система прежних духовных ценностей и ориентиров утрачена, а новые — пока не выработаны. Поэтому, говоря о патриотическом воспитании, мы опираемся на высказывание Н. Г. Чернышевского: «Историческое значение каждого человека измеряется его заслугами родине, а человеческое достоинство силою его патриотизма» [5, с. 52].

Быть патриотом, на наш взгляд, естественная потребность людей, удовлетворение которой выступает как условие их материального и духовного развития, утверждения гуманистического образа жизни, осознание своей исторической культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине и понимание демократических перспектив ее развития в современном мире.

В России патриотическому воспитанию всегда отводилась главенствующая роль, благодаря чему россияне отличались высоким моральным духом, мужеством, проявляли инициативу и стойкость в различных ситуациях. Воспитание современной молодежи на примерах истории, приобщение ее к опыту предшествующих поколений является основным условием формирования истинного гражданина — патриота своего Отечества. Но сейчас развитие российского общества принято, к сожалению, называть переходным. Ведь совсем недавно происходило размывание нравственных и правовых норм, были утрачены прежние устойчивые ценностные установки. Понятия, как долг, честь, патриотизм, ушли на второстепенный план. В результате у современной молодежи в дефиците оказались такие качества личности, как гражданственность, долг, патриотизм. И отсюда в наши годы внимание к деятельности, связанной с созданием условий для патриотического воспитания, начинает возрождаться.

Многие историки говорят, что «Чувство патриотизма только тогда плодотворно, когда оно соединяется с историческим сознанием. Без осмысления исторического опыта, что есть у России, без знания культурного наследия своего народа патриотизм становится "квасным"» [3, с. 17].

Названные моменты актуализируют необходимость совершенствования системы патриотического воспитания детей и молодежи, как важнейшего со-

циального института, возрождения отечественной традиции нравственного воспитания как приоритетной задачи образовательного учреждения, а так же реализацию инновационной деятельности по данной тематике.

Президент Российской Федерации В. В. Путин так же определяет патриотизм как «...чувство гордости своим Отечеством, его историей и свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Это источник мужества, стойкости, силы народа. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения» [8].

Об актуальности патриотического воспитания в современных условиях говорится в ряде законодательных актов Российской Федерации, одним из которых является Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ», утвержденная Правительством РФ в феврале 2001 г. и на данный момент продленная до 2015 г. [9]. Государственная программа, определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время», а также «на развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан, направленной на становление патриотизма в качестве нравственной основы формирования активной жизненной позиции». Тему формирования патриотического воспитания не раз затрагивали многие теоретики.

Так, по мнению В. В. Буткевич, патриотическое воспитание — это «формирование патриотизма как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к Родине и стремление к миру, внутреннюю свободу и уважение государственной власти, государственной символики, символики других стран, чувство собственного достоинства и дисциплинированность, гармоническое проявление национальных чувств и культуры межнационального общения» [1, с. 21].

Н. А. Белоусов определяет патриотическое воспитание как «воспитание патриота, формирование у человека духовных ценностей, отражающих специфику развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и ответственности за судьбу Родины» [3, с. 36].

Общественная же наука в настоящее время обращает внимание на тот факт, что процессы консолидации общества значительно тормозятся в условиях количественного роста социального слоя населения, подменяющего идеи долга и служения Отечеству ориентацией на достижение индивидуального блага. Основной характеристикой ценностных ориентаций современного поколения молодых людей, по мнению И. А. Липского, является эклектичность, «... что характеризует ограниченность социализации, потерю доверия к предметному и природному миру, деформацию социальных отношений, нарастание растерянности в социальной ориентации личности» [9, с. 34]. Бытие данного социального слоя не укладывается в границы Отечества, оно лишь пересекается с ним внешне территориально и ситуативно. Оно скорее определяется пространством рынка и пространством космополитической массовой культуры. Чрезвычайно трудным для молодого человека оказывается выбор между личной жизненной позицией (образами будущего, ожиданиями, стремлениями) и

социальными тенденциями, определяющими включённость индивида в систему социальных связей и отношений. При этом, всё чаще акценты смещаются в пользу индивидуального (как естественной реакции на вызовы рынка), что проявляется в формах скептицизма, нигилизма по отношению к общественным интересам. Именно эти акценты, выступающие в качестве объективных детерминант воспитания патриотизма у обучающейся молодёжи не достаточно отражаются в педагогических исследованиях.

Психологи отмечают, что историческая память, это зафиксированные сознанием человека образы событий, их последовательность и логика, ценностные основы и духовные императивы, которые выражают личностную и социальную значимость и актуальность информации о прошлом в тесной связи с настоящим и будущим. Великая Отечественная война оценивается исторической памятью как наиболее значимое событие по ряду оснований [6, с. 12].

Во-первых, потому, что эта память связана с историей каждой семьи, ибо это событие затронуло самые существенные и сокровенные стороны в личной жизни людей.

Во-вторых, это событие определило не только будущее нашей страны, но и всего мира и поэтому его оценка базируется не только на осознаваемом, но и на интуитивном признании роли этой войны в истории всего человечества.

В-третьих, Великая Отечественная война сформировала собственную символику, выступающую основой национальной и социально-политической идентификации многих поколений граждан СССР и современной России. О том, что это событие стало символом для всего народа, всех его слоев и групп, свидетельствует тот факт, что значимость этой войны для истории народа отметили 70% юношей и девушек в возрасте до 25 лет и 82% людей старше 50 лет. А это означает, что опыт защиты Родины военного поколения трансформировался и приобрел символическую значимость и для последующих поколений.

Существует крылатое выражение «Героями не рождаются, героями становятся». Хотелось бы перефразировать это высказывание следующим образом: «Патриотами не рождаются, патриотами становятся». Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Следовательно, необходима организация целенаправленной работы по формированию и тренировке навыков патриотического поведения, необходимо увлечь молодое поколение примерами отечественной истории, напомнить ей, какой была преданность Родине, воинскому долгу в годы ВОВ. Определяющими символами этой эпохи были самоотверженность, мужество, храбрость наших соотечественников.

Поэтому в структурном подразделении ГБОУ СОШ № 10 «ОЦ ЛИК» г.о. Отрадный «детский сад № 11» было внесено изменение в систему патриотического воспитания, которое было направлено на коррекцию содержания обучающего материала, исходя из применения в качестве корневой основы духовно-нравственных императивов поколения Победителей в Великой Отечественной войны.

Ставя перед собой проблему поиска инновационных форм работы с детьми дошкольниками и параллельно задумываясь о том, как повысить патриотический потенциал молодого подрастающего поколения, мы выявили ряд противоречий, которые натолкнули нас на создание социального проекта «Растим патриотов» [8, с. 4].

Целью проекта являлось сохранение духовного потенциала общества, его культуры, народных традиций, деятельности в сфере краеведения.

Задачи проекта:

— популяризация истории Отечества;

— воспитание патриотических чувств у дошкольников и молодёжи к своей стране и ее истории;

— распространение уважительного отношения к старшему поколению среди подрастающего поколения посредством личного примера молодёжи

Проведя анкетирование среди воспитанников детского сада и студентов государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Отрадненский государственный техникум» (ГБОУ СПО ОГТ), мы выявили, что огромный воспитательный потенциал несут в себе акции, организованные при совместном участии студентов городского техникума и детьми старшего дошкольного возраста.

Была проведена большая работа по планированию всех наших действий и затрат, связанных с реализацией социального проекта. Нами была описана полная детализированная картина проекта: от его начала до достижения результата.

Далее началась кропотливая работа по поиску партнеров социально ориентированных и неравнодушных ко всему, что происходит вокруг, заинтересованных событиями не только личного порядка и в производственном коллективе, но и в городе, и в стране, во всем мире.

И мы нашли таких партнеров — толерантных, открытых для решения конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению — администрация г.о. Отрадный, рекламный производственный центр ООО «ЛИР ИНВЕСТ». Со стороны партнеров было прописано обеспечение не только финансовой поддержкой, но и управленческими решениями. Со стороны сотрудников СПО ГБОУ ОГТ был подписан договор об организации привлечения студентов к общественной деятельности в рамках социального проекта.

Были намечены сроки реализации: ноябрь 2014 года — май 2015 года. Методическим объединением педагогов структурного подразделения был разработан методический комплекс по реализации социального проекта, в который вошли: паспорт социального проекта, программа реализации проекта, план реализации проекта и оценочный инструментарий.

Методика исследования

В процессе реализации проекта были намечены и проведены совместные мероприятия дошкольников структурного подразделения и студентов СПО ГБОУ ОГТ. Они были вовлечены в информационно-просветительскую и про-ектно-образовательную деятельность по укреплению в сознании детей дошкольного возраста и у своих сверстников духовно-нравственных ценностей на основе традиционных российских устоев.

Для дошкольников молодые люди — студенты СПО ГБОУ ОГТ были хорошим примером почитания подвига соотечественников. Дошкольники выступали в качестве инструмента воспитания у молодежи патриотических чувств. Студентам же, по своей сути, людям очень активным, предоставлялась воз-

можность проявить себя в качестве модераторов мероприятий патриотического характера.

В процессе реализации проекта было организовано множество ярких мероприятий:

Мулътимедийная презентация «Дети войны» и военно-патриотическая игра с элементами ориентирования «Зарница» Студенты СПО ГБОУ ОГТ вначале своей беседы с воспитанниками предложили им посмотреть мультфильм «Воспоминание», который в доступной форме показал дошколятам ужасы войны и существование детей в военное время. Так же они познакомили ребят из подготовительной группы с презентацией «Дети — войны». В процессе презентации ребята узнали, что юными героями становились почти их сверстники, которые помогали и на фронте, и в тылу. После чего ребята почтили минутой молчания погибших во время Великой Отечественной Войны.

Кульминационной частью для ребят и студентов стала игра «Зарница». На площади «генерал» объявил, что перед юными бойцами стоит важная задача: необходимо найти пакеты с документами, которые пропали из генерального штаба. Для выполнения задания генерал раздал каждому отряду план, где было отмечено начало пути и место, где нужно искать пакет, а стрелочками был указан путь, по которому необходимо двигаться. Ребята принимали участие в конкурсах «Переправа», «Снайперы», «Пройди через болото». После выполнения каждого задания ребята получали одну из частей утерянного документа. Преодолевая препятствия, дети добрались до последнего пункта назначения. «Генерал» выразил благодарность за выполнение боевого задания, наградил детей за участие в боевых действия. По военной традиции мероприятие завершилось привалом, а дети смогли подкрепиться настоящей солдатской кашей.

Совместное посещение музея г. Отрадного Во время посещения музея студентам и дошкольникам было предложено пройти «обучение» в «Школе разведчиков». Во время мероприятия ребята были поделены на две команды, командирами которых стали студенты СПО ГБОУ ОГТ. В процессе интерактивной игры студентам предстояло расшифровывать секретное послание Генерального Штаба, а в это время дошколята знакомились с основными понятиями воинской службы. Своими знаниями ребята удивили работников музея: воспитанники детского сада с легкостью отвечали на вопросы о том, что такое «война», кто такие «офицер» и «рядовой», из какого количества солдат состоит батальон и почему Великая Отечественная война так называется. Весело и задорно проходил конкурс «Снаряди бойца», ребята продемонстрировали хорошую строевую подготовку. По окончанию мероприятия ребята получили эмблемы и удостоверение об успешном прохождении обучения в «Школе разведчика».

Круглый стол «Как мы, подрастающее поколение, можем отдатъ данъ уважения героям Войны» (студенты, дошколъники, педагоги, родители) В начале мероприятия участникам было предложено вспомнить события ВОВ (будни солдат и тружеников тыла, их радость, их печали). Воспитанники

совместно со студентами изготовили подарки для ветеранов, инсценировали песню «Землянка». Воспитанники старших групп представили свои исследовательские проекты на тему «В каждой семье — герой». Ребята, не являясь очевидцами событий военных лет, трепетно и проникновенно рассказывали о героических судьбах своих родственников, опираясь на воспоминания близких. В результате обсуждения темы круглого стола было принято решение: оформить территорию детского сада в духе героической истории страны.

Посадка аллеи памяти — «Сирень Победы» Среди массы праздничных мероприятий, посвящённых Дню Победы, есть особенная, традиция — высаживать кусты сирени в память о великом празднике и в благодарность за мир. За неделю до Дня Победы, на территории нашего сада прошла акция «Сирень Победы». Заранее была выбрана аллея, подготовлена почва, выбраны сорта красивого кустарника. И в назначенный день на аллее были высажены кусты сирени — символичное растение. Аллею высаживали всем миром: дети, родители, воспитатели. Каждый посчитал за честь проявить, таким образом, уважение к героям прошлому нашего Отечества, благодарность к людям, которые отдали жизнь за мирное небо и к ветеранам, живущим рядом с нами.

Танцевальный флешмоб «Спасибо за Победу!!!» 22 апреля в холле торгового центра «Кристалл» проходил флешмоб. Воспитанники детского сада совместно со студентами исполнили танцевальный номер под музыкальные произведения военных лет. Прозвучали мелодии: «Шел солдат, преград не зная», «Ну, а летчики.», «Военный вальс», «День Победы». Таким мероприятием ребята решили доступным для них способом почтить память героев, которые ценой собственной жизни и смерти сражались за Родину, за благополучие и покой на земле. А так же привлечь внимание горожан к Великому подвигу русского солдата.

Художественное оформление территории детского сада По решению круглого стола на территории детского сада сотрудниками детского сада и студентами были разрисованы веранды в виде праздничной открытки ко Дню Победы, а так же изготовлены малые скульптурные формы.

Праздничное мероприятие «Наши деды надевают ордена» В канун Дня Победы в детском саду прошел праздник, посвященный 70-летию Победы. Педагоги очень ответственно подошли к подготовке мероприятия. Перед взрослыми стояла серьёзная задача: донести до наших детей военную историю, рассказать о событиях, которые происходили на нашей земле, посеять в детских душах любовь к миру и гармонии. Помогали в этом воспитателям студент ГБОУ СПР ОГТ.

В результате мероприятие получилось очень проникновенное и сердечное. Ребята посредством песен, стихов и инсценированных фрагментов смогли прочувствовать тяжелые годы военного времени. Огромное впечатление на детей произвели видеофильм и фото слайды о войне, которые комментировали студенты, минута молчания, песня девочек студенток «Огонек», рассказы

дошколят о героическом прошлом своих родственников, чтение стихотворения «Имя» И. А. Погореловского воспитанником подготовительной к школе группы. Ребята с удовольствием принимали участие в эстафете на военную тематику. После мероприятия дети посетили стелу «Солдатские письма».

Итогом реализации социального проекта стала акция «Солдатский платок». В День Победы сотрудники детского сада пронесли по дороге к стеле «Солдатские письма» полотно из так называемых солдатских платков. На платках руками родных и близких были вышиты имена и фамилии солдат, тружеников тыла и детей Великой Отечественной войны, а так же даты их жизни. Все полотно выглядело как триколор Российского флага: на красном были вышиты имена участников войны, которые сегодня живут рядом с нами; на синем содержится информация о тружениках тыла и детях войны; на красном — имена героев, которых нет в живых. К участию в акции были привлечены жители города Отрадного.

На протяжении всего периода реализации проекта проходило освещение в СМИ. Проект отражён в статьях: «Солдатский платок» — наша память и боль», «"Военные" действия дошколят». Видеосюжеты размещены в архиве городского телевидения «ТРК-Отрадный»: от 05.02.2015г. и 06.02.2015г. на сайте городской газеты «рабочая трибуна» [4]. С самим проектом и его поэтапной реализацией можно ознакомиться на сайте детского сада [4].

Перед началом реализации проекта и после его окончания было проведено анкетирование детей и студентов по разработанной анкете (Приложение)

По окончанию реализации социального проекта был проведен сравнительный анализ результатов анкетирования всех участников проекта, который позволил нам выявить изменения в восприятии военных событий участниками проекта, а так же сравнить уровень сформированности представлений о патриотизме. В ходе исследования мы выдвинули следующую экспериментальную гипотезу: повышение патриотического потенциала молодежи будет более эффективно, если привлечь студентов профессиональных образовательных организаций к участию в проведении совместных акций с дошкольниками.

Выборка исследования составила — 24 студента СПО ГБОУ ОГТ, 100 воспитанников детского сада, 8 педагогов детского сада, 1 педагог СПО ГБОУ ОГТ.

По результатам анкетирования определялась относительная частота ответов на вопросы, которая затем сравнивалась многофункциональным критерием Фишера, показывающим достоверность различий между процентными долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий нас эффект.

Результаты исследования

Результаты у воспитанников детского сада. Все вопросы опросника были объеденены в 4 группы, выявляющие наличие когнитивного компонента патриотизма (1 группа — вопросы 1, 5, 6, 9, 10, 12, 13; 2 группа — вопросы 2, 7, 14, 15; 3 группа — вопросы 3, 4, 18, 19; 4 группа — вопросы 8, 16, 17, 18, 20, 21, 22).

При оценке частоты положительных ответов на вопрос 3 «Ты помогаешь ребятам из группы в трудную минуту?» показатель изменился с 84% до реализации проекта до 97% после реализации, что говорит о статистически значимых изменениях мнений ребят (критерий Фишера 3,352 при р< 0,01).

При оценке частоты положительных ответов на вопрос 4 «Ты переживаешь за своих соотечественников, которые отстаивают честь страны на олимпиадах, соревнованиях?» показатель изменился с 85% до 95% по окончании реализации проекта, что говорит о статистически значимых изменения мнений оппонентов (критерий Фишера 2,44 при p < 0,01).

При оценке частоты положительных ответов на вопрос 6 «Принимаешь ли ты участие в праздниках, демонстрациях, посвященных твоей Родине?» показатель изменился с 70% в начале реализации проекта до 85% по окончании реализации проекта, что говорит о статистически значимых изменения мнений оппонентов (критерий Фишера 2,574 при p < 0,01).

При оценке частоты положительных ответов на вопрос 14 «Готовы ли Вы принимать участия в мероприятиях, посвященных Великой отечественной войне? В каких?» показатель изменился с 70% в начале реализации проекта до 85% по окончании реализации проекта, что говорит о статистически значимых изменения мнений оппонентов (критерий Фишера 2,574 при p < 0,01).

При оценке частоты положительных ответов на вопрос 18 «Поддерживаешь ли ты своих сверстников на соревнованиях, важных мероприятиях?» показатель изменился с 83% в начале реализации проекта до 97% по окончании реализации проекта, что говорит о статистически значимых изменения мнений оппонентов (критерий Фишера 3,543 при p < 0,01).

При оценке частоты положительных ответов на вопрос 19 «Ты переживаешь за будущее своей страны?» показатель изменился с 84% в начале реализации проекта до 95% по окончании реализации проекта, что говорит о статистически значимых изменения мнений оппонентов (критерий Фишера 2,63 при p < 0,01).

При оценке частоты положительных ответов на вопрос 20 «Ты придешь на помощь своей стране и соотечественникам, если это понадобится?» показатель изменился с 74% в начале реализации проекта до 90% по окончании реализации проекта, что говорит о статистически значимых изменения мнений оппонентов (критерий Фишера 3,091 при p < 0,01).

При оценке положительных ответов на вопрос 21 «Ты можешь назвать себя патриотом своей Родины?» показатель изменился с 70% до реализации проекта до 87% по окончании реализации проекта, что говорит о статистически значимых изменения мнений оппонентов (критерий Фишера 2,984 при p < 0,01).

И в итоге данные экспертной оценки показали более высокие значения сформированности патриотизма по окончанию реализации проекта: по сравнению с началом реализации проекта, среднее значение положительных ответов до начала проекта 77 % и на момент окончания реализации проекта 91% соответственно, что говорит о статистически значимых изменения мнений оппонентов (критерий Фишера 3,889 при p < 0,01).

Рассмотрим сравнительный анализ по среднему значению уровня патриотизма на рисунок 1.

начало окончание

проекта проекта

■ Насколько у ребенка сформировано представление о том, кто такой патриот?

Старается ли ребенок принимать активное участие в жизни группы, детского сада

Переживает ли ребенок радость и неудачи своей группыг детского садаг семьи (личные переживания)?

■ Насколько воспитанник стремиться к

самосовершенствованию и самоактуализации во благо своей страны?

Рис. 1. Гистограмма составляющих патриотизма детей детского сада до и после выполнения проекта

Особо хотелось бы отметить ответы детей, которые показывают насколько у ребенка сформировано представление о том, кто такой патриот.

В начале реализации проекта звучали чаще ответы, которые неполно передавали понятие патриот, звучали общие фразы: «защищает Родину, хорошо относится к людям»; «не «делает плохие дела» (не воюет, не мусорит, не балуется)»; «патриот: умный, заботливый». По поводу участия в мероприятиях, посвященным памяти героев ВОВ ответы детей были однотипными: «нарисовал бы что-нибудь», «спел бы песню», «сделал бы поделку».

По окончании же реализации социального проекта ответы стали более содержательными. В эту группу мы отнесли следующие содержательные определения, например: «любит свою Родину, заботится о ней и не причиняет вреда (семье, земле, народу)»; «готов помочь семье, стране, окружающим людям в трудную минуту»; «вносит вклад в развитие страны, делает новые открытия»; «не покидает свою страну»; «во всем помогает Родине»; «активно участвует в жизни страны»; «переживает за свою страну, терпит неудачи и радуется победам»; «защищает свою Родину и готов отдать жизнь за нее». По поводу участия в мероприятиях, посвященных почитанию героев ВОВ можно сделать вывод, что ребята стали более осмысленно подходить к продумыванию ответов, прозвучали следующие варианты: «посетить ветеранов», «создать альбом родственников, воевавших на войне», «создать музей героев войны (детей-войны)», «участие в акциях», «выступать с концертами», «пойти в армию», «защищать Родину как ветераны войны».

Среди студентов мы так же отметили изменения в морально нравствен-но-понимании чувства патриотизма, в желании действовать на благо своей страны. Рассмотрим сравнительный анализ по среднему значению уровня патриотизма в гистограмме 2.

■ Насколько у студентов сформировано представление о том, кто такой патриот

Старается ли студент принимать активное участие в жизни группы, страны

Переживает ли студент радость и неудачи своей группы, детского сада, семьи {личные переживания)?

■ Насколько студенты стремятся к самосовершенствованию и самоактуализации во благо своей страны

Рис. 2. Гистограмма составляющих патриотизма студентов до и после выполнения проекта

Из рисунка 2 видно, что показатели значения сформированное™ патриотизма у студентов по окончанию реализации проекта значительно выросли: на начало реализации проекта среднее значение — 57 % и по окончании реализации проекта — 94%, что что говорит о статистически значимых изменения мнений испытуемых (критерий Фишера 6,619 при р < 0,01).

Более того, выбирая окончания для высказывания на вопрос «Как Вы понимаете, кто такой патриот», студенты отдали предпочтение «презентационному» компоненту «настоящего патриотизма», отмечая чаще всего такие представления, как: «чтит историю и традиции своего народа» (72%), «выполняет свой воинский долг в рядах вооруженных сил» (31%), «стремится наиболее позитивно представлять свою родину в любых высказываниях», «нетерпим к любым проявлениям неуважения к своей стране и ее гражданам» (36%); а так же были представлены характеристики «настоящего патриота», которые формируют политически индифферентные и личностные черты — «хороший семьянин, родитель и друг» (21%), «старательный и успешный в работе или учебе» (17%), «активно участвует в мероприятиях и акциях патриотической тематики» (19%), или «в неоплачиваемых общественных работах (волонтерство, субботники, донорство и т. д.)» (16%). Прозвучали так же и такие варианты (12%), что один из ключевых критериев патриотизма — «членство в политических или общественных организациях».

Таким образом, результаты опроса показывают, что у респондентов обеих групп сформированы представления о патриотизме, что говорит о высоком личностном развитии всех участников социального опроса.

Мы считаем, что в процессе реализации проекта мы достигли поставленных целей, так как конечные результаты согласуются с первоначальными ожиданиями.

У воспитанников детского сада и студентов ОГТ:

— сформированы чувства патриотизма и сопричастности к истории Отечества;

100

начало окончание

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

проекта проекта

— развиты представления о гражданско-нравственных идеалах и традициях;

— обеспечены условия для формирования в молодёжной среде осознанного отношения к труду, к выполнению долга перед Родиной, а также восстановление доверия между поколениями;

— активизировано молодёжное движение в информационно-просветительской и проектно-образовательной деятельности по укреплению в сознании детей дошкольного возраста и у сверстников духовно-нравственных ценностей па основе традиционных российских устоев.

Данный результат является следствием реализации проекта «Растим патриота», так как в процессе формирования у студентов и дошкольников патриотических взглядов и убеждений проводились мероприятия, способствующие приобретению личностного смысла и эмоциональных переживаний. Эти мероприятия носили не только красочный и романтически приподнятый характер, но и отличались глубиной и убедительностью фактического материала, были насыщены яркими и захватывающими примерами патриотического героизма и доблести, а также включали в себя решение созданных педагогических ситуаций, элементы дискуссий, определенной борьбы мнений, отстаивание участниками своих суждений. При разработке мероприятий учитывалось, что для зарождения и упрочения взглядов и убеждений личности весьма важно, чтобы она оказалась в таком эмоционально-интеллектуальном напряжении, которое оставило бы глубокий след в ее потребностно-мотивационной сфере, определило бы направленность сознания и стало неодолимой внутренней силой ее жизненных устремлений и идеалов.

Положительным итогом мы так же считаем следующие организационные результаты нашего труда: нами была профессионально организована работа педагогического коллектива по повышению патриотического потенциала подрастающего поколения, был выполнен намеченный план мероприятий, была оказана колоссальная поддержка социальных партнеров проекта, мы так же получили поддержку и понимание со стороны родителей воспитанников, было активизировано участие студентов в общественных делах, получили положительный отклик населения города Отрадный.

Перспективы развития проекта «Растим патриотов».

Мы упоминали, что за время проекта нам удалось завоевать значительный авторитет в глазах общественности и государственных структур, что уже является хорошим плацдармом для формирования нашей дальнейшей деятельности по формированию патриотического потенциала молодежи. Поэтому на следующий год мы планируем продолжать эту деятельность.

Вышоды

Эксперты сделали выводы, что независимо от самооценки в терминах патриотизма, студенты гордятся историческим прошлым страны, культурным наследием и спортивными достижениями, а так же выражают готовность жить и работать на благо в родной старне, способствовать развитию своей страны.

Таким образом, участие молодежи и дошкольников в проведение совместных акций повысило патриотический потенциал у студентов профессиональных образовательных и воспитанников детского сада, что подтверждает выд-

винутую гипотезу. Ребята выразили большое желание и дальше совместно с детским садом реализовывать различные акции и мероприятия, выразили инициативу провести совместные мероприятия по благоуствройству родного города.

Можно утверждать, что патриотизм у современной молодежи переживает не самые легкие времена, однако, нацеленность на социальную востребованность молодежи, осознание молодыми людьми своей «нужности», значимости для общества, социальный заказ на молодежное творчество и активность дают огромный позитивный импульс освоению ценностей патриотизма, резко повышает его эффективность и воздействие на общественное сознание, самовоспитание и самосовершенствование.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Буткевич, В. В. Патриотическое воспитание учащихся: история и современность: пособие для педагогов общеобразовательных учреждений, учреждений внешкольного воспитания и обучения. — Минск : Национальный институт образования, 2010. — 207 с.

2. Вяземский, Е. Е. Теоретико-методологические основы повышения квалификации преподавателей истории в Российской Федерации в условиях открытого многокультурного общества / Ф. М. Султанов, М. М. Гибатдинов, Л. Р. Муртазина // Российская историческая наука на современном этапе: перспективы исследования и реализации национальной образовательной политики : матер. Междунар. конгресса. — Казань : Алма-Лит, 2007. — С. 40—43.

3. Белоусов, Н. А. Патриотическое воспитание студентов как проблема педагогического образования / Н. А. Белоусов, Т. Н. Белоусова // Патриотическое воспитание: история и современность : сб. науч. ст. — Санкт-Петербург, 2004. — С. 38—41.

4. Видео сюжеты о реализации социального проекта. URL: http://www. otradny24.ru/ [дата обращения: 06.02.2015].

5. Вырщиков, А. Н. Патриотическое воспитание молодёжи в современном Российским обществе : монография / А. Н. Вырщиков, М. Б. Кусмарцев. — Волгоград : Авторское перо, 2006. — 272 с.

6. Гипперейтер, Ю. Б. Психология памяти / под ред. Ю. Б. Гипперейтер и В. Я. Романова. — Москва, 1998. — 419 с.

7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015годы», утверждена постановление Правительства Российской Федерации от 5октября 2010 г.

8. Губерская И. А., Ярыгина С. Н. Воспитиание патриотических чувст у дошкольников и молодежи чрез социальный проект «Растим патриотов» // Реализация социальных проектов через взаимодействие дошкольных организаций и внешних социальных партнёров : сб. науч. статей / под ред. Н. В. Наумовой. — Самара : Инсома-пресс, 2015. — С. 46—56.

9. Липский, И. А. Социальная педагогика. Методологический анализ : учеб. пособие. — Москва : Сфера, 2004. — 320 с.

10. Официальный сайт «Президент России» // Послание президента России Федеральному собранию. URL: http://archive.kremlin.ru/text/appears/2002/04/28 876.shtml (дата обращения: 18.04.2002).

REFERENCES

1. Butkevich V. V. Patrioticheskoe vospitanie uchashhihsja: istorija i sovremennost': posobie dlja pedagogov obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenij, uchrezhdenij vneshkol'nogo vospitanija i

obuchenija [Patriotic education of pupils: history and modernity: a Handbook for teachers of General educational establishments, institutions of extracurricular upbringing and education] Minsk: Nacional'nyj institut obrazovanija, 2010. 207 p. (in Russian).

2. Vjazemskij E. E. Rossijskaja istoricheskaja nauka na sovremennom jetape:perspektivy issledovanija i realizacii nacional'noj obrazovatel'noj politiki [Russian historical science at the present stage: perspectives for research and implementation of national educational policy]. Kazan': Alma-Lit, 2007. Pp. 40—43 (in Russian).

3. Belousov N. A. Patrioticheskoe vospitanie: istorija i sovremennost' [Patriotic education: history and modernity]. St. Petersburg, 2004. Pp. 38—41 (in Russian).

4. Video sjuzhety o realizacii social'nogo proekta [Video footages of the social project] URL: http://www.otradny24.ru/ (05/02/2015 and 02/06/2015) (in Russian).

5. Vyrschikov A. N. Patrioticheskoe vospitanie molodjozhi v sovremennom Rossijskim obshhestve [Patriotic education of youth in modern Russian society]. Volgograd: Author Feather, 2006. 272 p. (in Russian).

6. Gippereyter YB Psihologijapamjati [Memory Psychology]. Moscov, 1998. 419 p. (in Russian).

7. Gosudarstvennaja programma «Patrioticheskoe vospitanie grazhdan Rossijskoj Federacii na 2011-2015gody [The state program «Patriotic Education of Citizens of the Russian Federation on 2011-2015gody»] 2010 5oktyabrya. № 795. (in Russian).

8. Guberskiy I.A., Yarygin S.N. Realizacija social'nyh proektov cherez vzaimodejstvie doshkol'nyh organizacij i vneshnih social'nyh partnjorov: sb. nauchnyh statej/pod red. N.V. Naumovoj [The implementation of social projects through the interaction of preschool organizations and external social partners: Sat. research papers / ed. NV Naumova]. Samara: Publishing house «Ince-press», 2015. Pp 46-56. (in Russian).

9. Lipsky, IA Social'naja pedagogika. Metodologicheskij analiz [Social pedagogy. Methodological analysis]. Moscow : Publishing House of the Sphere, 2004. 320 p. (in Russian).

10. Oficial'nyj sajt «Prezident Rossii»//Poslanieprezidenta Rossii Federal'nomu sobraniju [The official website for «The President of Russia» // Message of the President of Russia to the Federal Assembly] http://archive.kremlin.ru/text/appears/2002/04/28876.shtml [18.04.2002] (in Russian).

ПРИЛОЖЕНИЕ

АНКЕТА

Просим ответить на следующие вопросы: «да», «нет», «не всегда» или дать развернутые ответы:

1. С какими традициями своего народа ты знаком?

2. Какие традиции соблюдаются в вашей семье?

3. Ты помогаешь ребятам из группы в трудную минуту?

4. Ты переживаешь за своих соотечественников, которые отстаивают честь страны на олимпиадах, соревнованиях?

5. Произведения каких отечественных художников, писателей, поэтов, народных умельцев ты знаешь?

6. Принимаешь ли ты участие в праздниках, демонстрациях, посвященных твоей Родине?

7. Что для Вас значит Родина?

8. Что для Вас значит слово война?

9. Как люди чтят память погибших на войне?

10. Как в Вашей семье празднуют День Победы?

11. Как Вы понимаете, кто такой патриот?

12. Какие черты характера героев вам нравятся: беззаботность; отзывчивость; успешность; хитрость; верность; ум; доброта; смелость; гордость; красота.

13. Хотел бы и ты сделать что-то в память героев военных лет?

14. Готовы ли Вы принимать участие в мероприятиях, посвященных Великой отечественной войне? В каких?

15. Стремишься ли ты быть достойным гражданином своей страны (хорошо учиться, помогать людям, участвовать в жизни учебного заведения)?

16. Назови героев своей страны, которых ты знаешь?

17. Тебе нравится узнавать интересные события из истории твоей страны?

18. Поддерживаешь ли ты своих сверстников на соревнованиях, важных мероприятиях?

19. Ты переживаешь за будущее своей страны?

20. Ты придешь на помощь своей стране и соотечественникам, если это понадобится?

21. Ты можешь назвать себя патриотом своей Родины?

Raising the Patriotic potential of young generation participating in the social project «we raise patriots»

I. Hubersky, S. Yarygin

The article describes the experience of the teaching staff of the structural unit aimed at promoting Patriotic potential of the younger generation through joint activities of the kindergarten and College students, marked the first steps in addressing the difficult task of creating conditions in the kindergarten for the education of a worthy citizen of the country, with the introduction of FSES of Further education and educational policy.

Key words: youth, patriotism, education, social project

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.