Научная статья на тему 'Роль куратора в процессе создания коллективных форм организации досуга студентов в общежитии'

Роль куратора в процессе создания коллективных форм организации досуга студентов в общежитии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / КУРАТОРСТВО / ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белый Илья Михайлович, Чаевский Вадим Витальевич, Наркевич Иван Иванович

В статье представлен опыт кафедры физики по организации досуга студентов в общежитии. Показана и раскрыта важная роль просветительской работы куратора. Приведены примеры организованных бесед знаменитых людей со студентами. Отмечено проведение регулярных бильярдных турниров студентов совместное преподавателями кафедры как активной и полезной формы досуга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белый Илья Михайлович, Чаевский Вадим Витальевич, Наркевич Иван Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль куратора в процессе создания коллективных форм организации досуга студентов в общежитии»

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

УДК 378.187.091.12

И. М. Белый, доцент; В. В. Чаевский, ст. преподаватель; И. И. Наркевич, профессор

РОЛЬ КУРАТОРА В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ КОЛЛЕКТИВНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА СТУДЕНТОВ В ОБЩЕЖИТИИ

The article shows the experience of physics faculty in organization of student leisure in hostel. Student life is controlled by curator. It is shown that different forms of organization of student leisure are used. It is opened the important rule of student control work manager. Students gave talks with outstanding peoples. The regular billiards tournaments carry out with students and teachers.

Введение. Содержание деятельности куратора должно соответствовать социальной политике и направлениям воспитательной работы в БГТУ в целом. Реализуя это содержание, куратор взаимодействует с отделом воспитательной работы и с молодежью университета (перспективное планирование, формирование и развитие традиций, организация культурно-массовых мероприятий); заместителем декана по воспитательной работе, профкомом студентов и другими молодежными общественными организациями с целью привлечения студентов к активному отдыху и развития их творческого потенциала.

Куратор, работающий со студентами в общежитии, поддерживает тесную связь с администрацией этого общежития, организуя различные мероприятия, и осуществляет социально-культурную деятельность. Все это требует от него знаний не только в области педагогики, но и психологии, культурологи, политологии, массовых коммуникаций и права.

Цели и задачи досуга студентов в общежитии обуславливают набор методов, форм и средств.

Основная часть. Важность и ответственность работы куратора проявляется в его функциях [1]:

- прогностическая (куратор участвует в планировании и модернизации досуговой сферы в общежитии);

- организаторская (куратор выступает организатором социально-культурной деятельности студентов, развивая инициативу, творческий потенциал, самодеятельность как отдельной личности, так и коллектива студентов);

- коммуникативная (куратор устанавливает контакты с родителями, преподавателями, а также с другими учреждениями, которые осуществляют воспитательно-образовательный процесс в вузе).

Целесообразно использовать различные формы организации досуга, реализации конкретных досуговых программ: индивидуальные, групповые, коллективные, массовые [2].

Реализация таких программ содействует формированию у студентов опыта общественного и социального поведения, при этом используются проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы (рисунок).

Формами такой работы является создание ситуаций, педагогические и социальные требования, инструктаж, наблюдения, иллюстрация и демонстрация.

Рисунок. Организация досуга студентов

Особое внимание куратор должен уделять стимулированию и мотивации деятельности и поведению студентов. В этом случае нужно рационально использовать такие формы, как соревнование, соперничество, поощрение, наказание и др. При этом необходимо осуществление контроля за эффективностью процесса организации досуга студентов.

В практической деятельности куратора по различным досуговым программам используются следующие подходы: воспитательно-целевой, социально-целевой, коллективно-целевой, информационно-обучающий, развивающе-обучающий, познавательно-обучающий, психо-лого-обучающий и др. [3], среди которых наиболее характерными являются коллективно-целевой и творческо-целевой подходы.

Организуя досуг студентов, куратор решает и задачу формирования социальных групп-коллективов с достаточно высоким уровнем развития, которые могли бы самостоятельно решать различные задачи. Эти группы могут брать на себя ответственность за выполнение определенных социальных функций. Деятельность таких коллективов, которая требует больших усилий по внутреннему регулированию, будет более устойчивой при изменении их целей и задач. В этом случае значительно возрастает роль коллективно-целевого и творче-ско-целевого методов.

Одним из направлений деятельности куратора в процессе организации досуга молодежи в общежитии является воспитание гражданственности, ответственного отношения к своим правам и обязанностям [4]. С этой целью в БГТУ создан и успешно функционирует ряд общественных студенческих объединений. В частности, в студенческом общежитии № 4, которое курируется в том числе и преподавателями кафедры физики, активно работает студенческий совет общежития, в который входит 21 человек (при общем количестве проживающих в общежитии 945 студентов). Совет имеет свою организационную структуру, что позволяет обеспечить деятельность студсовета по ряду направлений.

Существующая система студенческого самоуправления БГТУ распространяется на все виды студенческой жизни — от интеллектуального и творческого до бытового и досугового.

Студенческое самоуправление в университете — это особая форма самостоятельной общественной деятельности студентов по реализации функций руководства жизнедеятельностью студенческого коллектива в соответствии с целями и задачами, которые встают перед ними. Самоуправление является элементом общей системы руководства воспитательным процессом в университете, который максимально учитывает проблемы и запросы студенческой социальной среды.

Задачами общественных студенческих организаций БГТУ являются:

— формирование у студентов ответственного и творческого отношения к учебному процессу, общественной и производственной деятельности;

— помощь студентам в овладении навыками самостоятельной работы и всестороннем развитии личности методом активного включения студента в различные виды деятельности;

— формирование у членов коллектива активной жизненной позиции на основе самостоятельности, которая проявляется при решении проблем и вопросов студенческой жизни, что способствует приобретению навыков руководства государственными и общественными делами [5];

— воспитание чувства хозяина своего университета, уважения к правилам проживания и поведения в общежитии;

— организация досуга студентов (в том числе и в общежитии) и т. д.

Направления работы кафедры в общежитии. В целях успешного выполнения вышеназванных задач органы студенческого самоуправления и общественных организаций БГТУ заслушивают и обсуждают (с приглашением представителей кафедр и администрации университета) вопросы организации и стимулирования учебного процесса, вносят соответствующие предложения и замечания преподавателям кафедры. Поднимаются, решаются и контролируются вопросы бытовых условий проживания студентов в общежитии и организации их досуга. Преподаватели кафедры физики периодически участвуют в таких направлениях деятельности студенческого совета общежития № 4, как организация учебной, трудовой, бытовой сферы жизнедеятельности студентов, а также в организации досуга студентов в общежитии.

Регулярно, как минимум 2 раза в месяц, посещая курируемые комнаты в общежитии и лично познакомившись с проживающими студентами, преподаватели кафедры своевременно помогают им справиться с возникающими трудностями и проблемами.

В организации досуга студентов в общежитии № 4 БГТУ кураторы кафедры физики используют групповые, коллективные и массовые формы работы. В настоящее время организуется «Бильярдный клуб», состоящий из курируемых кафедрами физики, безопасности жизнедеятельности проживающих на 11 и 12 этажах общежития студентов и преподавателей кафедр, играющих в бильярд. Ежегодно (2 раза в год) проводятся совместные бильярдные турниры преподавателей и студентов.

Преподаватели-кураторы кафедры физики регулярно выступают в общежитии с беседами:

— беседы, посвященные современным достижениям физики: «Нобелевский лауреат академик

Ж. Алферов - наш земляк», «Вклад белорусских ученых в достижения современной физики»;

— беседы, посвященные инновационным технологиям, разрабатываемым белорусскими учеными: «О перспективах развития белорусской науки», «Научно-технические достижения белорусской науки и ее влияние на общество»;

— беседы, посвященные состоянию промышленности и энергетики Беларуси: «Принятие закона Республики Беларусь "Об электроэнергетике" — объективная необходимость современности», «Пути реформирования энергетики в Республике Беларусь» (провел начальник отдела интеграционных взаимодействий и рыночных отношений ГПО «Белэнерго» Наркевич Э. И.); «Перспективы развития химического комплекса Республики Беларусь» (провел выпускник БГТУ, главный советник Управления промышленного комплекса Аппарата Совета Министров Республики Беларусь Кот А. П.);

— беседы по воспитанию гражданственности и патриотизма: «К 90-летию вооруженных сил Республики Беларусь» (провел полковник CA Чернушевич Г. А., заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности БГТУ), «Цели и задачи МЧС Республики Беларусь» (провел старший преподаватель КИИ МЧС, капитан Иваницкий А. Г.);

— беседы с сотрудниками кафедры. Например, доцент Белый И. М. участвовал в организации и провел в 2008 г. встречу, посвященную «Дню единения народов Белоруссии и России».

Встречи и беседы проводились не только в общежитии № 4, но и в студенческом кафе общежития № 5 (в 2007 г. была проведена встреча с заслуженным деятелем науки и техники Республики Беларусь, доктором технических наук, академиком HAH Б Гольцевым В. П., который ознакомил студентов с современными концепциями в естествознании, а также рассказал интересные факты из своей богатой биографии становления как физика-инженера и ученого, знакомого с Главным конструктором ракетно-космической промышленности

СССР академиком АН СССР С. П. Королевым и работавшего под его руководством).

В помощь учебному процессу преподаватели кафедры физики проводят беседы по методике организации самостоятельной работы студентов при изучении курса «Физика», а также при подготовке и выполнении контрольных и индивидуальных работ по всем разделам физики.

Заключение. На кафедре физики накоплен определенный опыт организации досуга студентов в общежитии, но следует думать о дальнейшем совершенствовании работы кураторов. Она должна осуществляться по следующим направлениям: организация культурно-массовых мероприятий; участие студентов в работе кружков, клубов по интересам, диспутах; просветительская работа куратора (ознакомление студентов с традициями университета, факультета, общежития).

Куратор должен постоянно совершенствовать педагогическое мастерство, искать инновационные подходы к организации досуга студентов в общежитии.

Литература

1. Исаев, И. Институт кураторства: проблемы эффективности / И. Исаев, Е. Кроле-вецкая // Высшее образование в России. — 2007.-№ 10.-С. 90-94.

2. Задороженюк, С. А. Студенческий коллектив / С. А. Задороженюк // Пахалопя. — 2006.-№3,-С. 37-40.

3. Ковалева, Т. Н. Совершенствование идеологической и воспитательной работы в вузах / Т. Н. Ковалева // Высшая школа. — 2005. -№ 1.-С. 3-8.

4. Быковский, П. М. Организация воспитательной работы в студенческом городке / П. М. Быковский [и др.]: под общ. ред С. С. Ша-фаловича. - Минск: БГУ, 2003. - 76 с.

5. Шумская, Л. И. Основы воспитательной работы с учащейся молодежью / Л. И. Шумская, Ж. Е. Завадская. — Минск: Ушверсиэцкае, 2000.-153 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.