Научная статья на тему 'Современные технологии: пути повышения эффективности воспитательной работы в учреждении высшего образования'

Современные технологии: пути повышения эффективности воспитательной работы в учреждении высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1084
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИДЕОЛОГИЧЕСКОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / САМОЦЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шарко Ирина Александровна

В статье раскрываются основные причины необходимости усиления индивидуализации воспитательной работы со студентами в высшей школе и представлены пути повышения эффективности процесса воспитания с использованием современных образовательных технологий. Автор аргументировано выделяет составляющие эффективного процесса воспитания: координация деятельности структурных подразделений и специалистов университета; информационное обеспечение, идеологическая и воспитательная деятельность куратора и воспитателя, социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и др. Ценностью исследования, основанного на результатах ежегодно проводимого отделом воспитательной работы с молодежью (ОВРМ) мониторинга эффективности идеологической и воспитательной работы среди студентов и кураторов БГТУ, является вывод о необходимости использования комплекса предложенных технологий независимо от специфичности воспитательного пространства УВО (технического или гуманитарного).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TECHNIQUES: WAYS OF EDUCATIONAL WORK EFFECTIVENESS INCREASING IN THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article gives an insight into the main necessity reasons of individual approach in the pedagogical work with students at higher educational establishments. The ways of increasing effectiveness of educational process with the use of modern educational techniques are presented. The author convincingly identifies the components of effective education process: to coordinate the activities of departments and university experts; provision of information, ideological and educational activities of the supervisor and teacher, social and psychological support of the educational process, and others. Research value based on the results of effectiveness monitoring the ideological and educational work among students and curators BSTU annually held by the Department of Educational Work with Youth, comprises the conclusion that there is the need for proposed technologies' use, regardless of educational space specificity (technical or human).

Текст научной работы на тему «Современные технологии: пути повышения эффективности воспитательной работы в учреждении высшего образования»

Труды БГТУ, 2016, № 8, с. 35-39

35

УДК 378:37.091.4

И. А. Шарко

Белорусский государственный технологический университет

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УЧРЕЖДЕНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье раскрываются основные причины необходимости усиления индивидуализации воспитательной работы со студентами в высшей школе и представлены пути повышения эффективности процесса воспитания с использованием современных образовательных технологий. Автор аргументировано выделяет составляющие эффективного процесса воспитания: координация деятельности структурных подразделений и специалистов университета; информационное обеспечение, идеологическая и воспитательная деятельность куратора и воспитателя, социально-психологическое сопровождение образовательного процесса и др. Ценностью исследования, основанного на результатах ежегодно проводимого отделом воспитательной работы с молодежью (ОВРМ) мониторинга эффективности идеологической и воспитательной работы среди студентов и кураторов БГТУ, является вывод о необходимости использования комплекса предложенных технологий независимо от специфичности воспитательного пространства УВО (технического или гуманитарного).

Ключевые слова: индивидуализация, компетентностный подход, мониторинг эффективности идеологической и воспитательной работы, координация деятельности, инновационный проект, социально-психологическое сопровождение, студенческое самоуправление, самоценность личности.

I. A. Sharko

Belarusian State Technological University

MODERN TECHNIQUES: WAYS OF EDUCATIONAL WORK EFFECTIVENESS INCREASING IN THE HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article gives an insight into the main necessity reasons of individual approach in the pedagogical work with students at higher educational establishments. The ways of increasing effectiveness of educational process with the use of modern educational techniques are presented. The author convincingly identifies the components of effective education process: to coordinate the activities of departments and university experts; provision of information, ideological and educational activities of the supervisor and teacher, social and psychological support of the educational process, and others. Research value based on the results of effectiveness monitoring the ideological and educational work among students and curators BSTU annually held by the Department of Educational Work with Youth, comprises the conclusion that there is the need for proposed technologies' use, regardless of educational space specificity (technical or human).

Key words: individualization, competence-based approach, monitoring of efficiency of ideological and educational work, activity coordination, innovative project, social and psychological maintenance, student's self-government.

Введение. Особенностью современного подхода к оценке воспитательной деятельности вуза является системное видение образовательного процесса, то есть целостность всего комплекса необходимых факторов, обеспечивающих эффективность этой работы.

С каждым годом возрастает необходимость усиления и индивидуализации воспитательной работы со студентами. С одной стороны, это обусловлено интенсивным влиянием вневузов-ской среды на студенческую молодежь, размыванием моральных принципов жизни общества, недостаточным уровнем мотивации самого современного студента к обучению в вузе. С другой стороны - изменившийся за последнее десятилетие рынок труда и, как следствие, нормативные документы, регламентирующие воспи-

тательную деятельность в высшей школе, требуют повышения эффективности воспитательного воздействия на личность, формирования модели выпускника с набором определенных качеств, внедрения современных технологий с разнообразием форм работы.

Основная часть. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи закрепляет следующие приоритеты воспитания в учреждениях образования: «последовательное и активное содействие личностному становлению гражданина и патриота своей страны, профессионала-труженика, ответственного семьянина» [1].

В Белорусском государственном технологическом университете созданы необходимые условия для подготовки конкурентоспособного специалиста с высшим профессиональным

образованием, функционирует система управления идеологической и воспитательной работой, определены должностные обязанности руководства и сотрудников, ответственных за данное направление работы. В настоящее время в 7-ми деканатах, являющихся центром, консолидирующим и реализующим процесс воспитания, осуществляют деятельность 19 штатных единиц (деканы и заместители по воспитательной работе), отдел воспитательной работы с молодежью имеет в своем составе 5 сотрудников: начальник отдела, методист, 2 педагога-психолога, педагог социальный. В 5-ти студенческих общежитиях воспитательные функции возложены на 10-х воспитателей. Количество кураторов учебных групп в текущем учебном году составляет 218 человек.

Важность института кураторов трудно переоценить, без деятельности кураторов (они же преподаватели) решить стоящие перед университетом задачи в области воспитательной работы не представляется возможным. В первую очередь речь идет о субъект-субъектных отношениях, которые всегда лежали в основе образовательного процесса. Если контакт «куратор - студент», «преподаватель - студент» состоялся, то нравственно обогащается и тот и другой. Современная молодежь со своей мобильностью, креативностью побуждает педагога предпринимать больше усилий, чтобы понять ее. Понять студента - одна из главных задач преподавателя.

В Кодексе об образовании Республики Беларусь (ст. 91) в числе основных требований к организации образовательного процесса одним из определяющих является компетент-ностный подход [2]. И здесь актуальной становится деятельность отдела воспитательной работы с молодежью, одна из главных организационно-методических функций которого -повышение уровня компетентности куратора. С учетом количества сотрудников акцент в работе отдела поставлен на проведение семинаров, мастер-классов для взрослой аудитории (профессорско-преподавательского состава, кураторов, воспитателей общежитий) и подразумевает собой трансляцию и популяризацию у обучающихся позитивных качеств личности в рамках внеаудиторной деятельности.

Данное направление работы выстраивается сотрудниками отдела не хаотично, а целенаправленно, с помощью ежегодно проводимого мониторинга эффективности идеологической и воспитательной работы [3]. В частности, в 2014/2015 учебном году проведено 14 исследований с участием 1692-х респондентов. Мониторинг позволяет не только целостно оценить проводимую воспитательную работу в университете, но и использовать результаты исследо-

ваний максимально эффективно, руководствуясь перспективным подходом в планировании.

Так, результаты опроса удовлетворенности кураторов, проведенного в мае 2015 года (210 респондентов), информационно-методическим обеспечением своей работы показали: 46% кураторов используют в своей работе материалы методических семинаров, 70% - материалы сайта БГТУ по вопросам воспитательной работы. Четырем тематическим семинарам, организованным отделом за период 2014/2015 учебного года, был выставлен средний балл 7,4 по 10-балльной шкале. Постоянно действующий семинар для кураторов учебных групп и воспитателей общежитий функционирует на протяжении ряда лет. Ежегодный опрос участников помогает спланировать сотрудникам отдела тематику занятий семинаров на предстоящий учебный год. Вместе с тем около 20% кураторов считают, что семинары для них бесполезны или полезны отчасти в зависимости от темы и докладчиков. Для 9,6% кураторов среди причин непосещаемости названы: не дошла информация о проведении семинара, нет возможности посещать, так как время семинаров совпадает с занятиями, большая учебная нагрузка. В связи с этим возрастает роль преподавателя, который посредством предмета профессионально будет не только укреплять знания, но и, например, оттачивать навыки дискуссии, умение убедительно и просто выражать свои мысли, формировать лидерские качества студентов.

Однако, согласно анкетированию, 41,9% кураторов чаще используют в своей работе лекционные формы проведения кураторского часа; не привлекают к участию студентов. Посещения кураторских часов, анализ документации показали, что не всегда планирование воспитательной работы на учебный год строится с учетом возрастных особенностей студентов, нормативных требований и методических рекомендаций высшей школы.

В числе важнейших задач, реализуемых сегодня всеми участниками образовательного процесса, - вопрос не только профориентации, но и сохранения уже имеющегося контингента. В связи с этим отделом осуществляется координация деятельности структурных подразделений и специалистов университета по профилактике правонарушений и формированию здорового образа жизни в студенческой среде. Важность личности куратора (преподавателя, воспитателя) вновь становится неоспоримой. Результаты проведенного анкетирования среди студентов в ноябре 2015 года (100 респондентов: 15% девушки, 85% юноши) позволяют сделать выводы, что наряду с Интернетом

(68%) и родителями (65%) для 45% студентов основным источником получения информации об ответственности перед Законом является куратор.

Реализуя информационно-методическое сопровождение работы кураторов через ежемесячную организацию и проведение единых дней информирования, сотрудники отдела задействуют специалистов для освещения тем, связанных с сохранением жизнедеятельности студентов. Необходимость в этом подтверждается результатами мониторинга на протяжении ряда лет.

Большинство опрошенных студентов (73%) считают, что совершать преступления побуждает связь с преступной компанией, 90% общаются с людьми курящими и имеющими опыт употребления спиртных напитков (69% - пива и 44% крепких алкогольных), а для 58% мероприятия, повышающие уровень правовой культуры, - это встречи с сотрудниками правоохранительных ведомств и узкими специалистами сферы здравоохранения. Только за последние два года силами отдела организовано свыше 40-ка таких встреч. К сожалению, среди молодежи бытует мнение, что проблемы со здоровьем - это проблемы старшего поколения. В употреблении алкоголя, табака и даже легких наркотиков отдельные студенты не видят опасных разрушителей своего здоровья. Кураторам и воспитателям следует использовать данные опроса с целью содержательного наполнения студенческого досуга, в том числе для повышения мотивации к процессу обучения. Некоторая часть опрошенных студентов (40%) считают, что ужесточение законодательства может снизить уровень преступности. Поскольку сами студенты высказываются за ужесточение законодательства, необходимо чаще (но обоснованно!!!) применять административные меры наказания для нарушителей правил внутреннего распорядка (например, в общежитиях, на базе которых проходил опрос) и проводить мониторинг эффективности данных мер.

Анкетирование 152-х студентов 1-го курса лесохозяйственного факультета в сентябре 2015 года в Негорельском учебно-опытном лесхозе выявило острую проблему репродуктивного здоровья молодежи: 77% допускают возможность интимной близости до брака и 12% из них используют презерватив как форму предохранения от нежелательной беременности. В то же время романтизм и чистота в вопросах семейно-брачных отношений сохранился: 74% предпочитает зарегистрированный брак в органах ЗАГС и 33% мечтают о церковном браке и венчании. Озвучили запрос на восстановление утраченных нравственных ориентиров 45% опрошенных студентов. Это объяс-

нимо с позиции возраста участников опроса (86% - 17 лет) и оставляет возможность для профилактической работы.

Мощным ресурсом для кураторов и воспитателей в направлении духовно-нравственного воспитания должны стать мероприятия в рамках Программы сотрудничества Министерства образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церкви. Координатором реализации таких мероприятий в университете продолжает оставаться отдел воспитательной работы с молодежью. Только в текущем учебном году по запросу кураторов состоялось 6 встреч студентов с представителями духовенства.

Инновационной формой работы по формированию нравственных качеств личности также стала реализация совместного проекта с ОО «Белорусская ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам», направленного на формирование положительного отношения студентов университета к людям с инвалидностью.

В 2012 году сотрудниками отдела был разработан и апробирован инновационный проект «Узы Гименея».

Формы реализации проекта в течение последних трех лет претерпели ряд изменений. Это цикл лекционно-практических занятий «Семейное счастье - начало пути» в клубе молодой семьи, разработчиками и ведущими которого стала молодая семейная пара волонтеров. А с 2014 года - успешно запущенный со студентами 1-го курса двухгодичный авторский проект методиста отдела Е. Л. Русанович «В гармонии с самим собой», который нашел свое логическое продолжение в новом авторском проекте «Юноша - Мужчина - Отец».

С целью повышения качества информационного сопровождения работы участников процесса воспитания силами сотрудников отдела полностью переработано содержание и дизайн страниц сайта воспитательного направления. Именно на сайт возложено основное информационное обеспечение идеологической и воспитательной деятельности куратора и воспитателя со студентами. Здесь размещается необходимая информация по планированию работы, методические материалы в помощь проведения кураторских и информационных часов; освещаются анонсы значимых событий, итоги проведенных мероприятий.

Поднимая значимость компетентности и индивидуализации воспитательной работы со студентами, нельзя не затронуть еще две основные функции воспитательной деятельности: психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса и социальную защиту студентов. В идеале социально-психологическая служба - это, прежде всего, помощь в познании

студентом самого себя: своих способностей, особенностей характера и поведения; консультации по снятию стрессовых и психологических перегрузок, вопросам дружбы, любви, создания семьи, семейным взаимоотношениям [4]. Отдельным блоком стоит необходимость получения помощи в разрешении конфликтных ситуаций с однокурсниками, соседями по общежитию, преподавателями. Эти функции реализуются сотрудниками отдела воспитательной работы с молодежью. Среди обязанностей сотрудников: специализированная индивидуальная и групповая работа (в том числе в помощь кураторам) по выявлению и работе со студентами, находящимися в социально опасном положении; полный объем работы с лицами, обязанными возмещать расходы на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении (во исполнение требований Декрета № 18 Президента Республики Беларусь); мероприятия в рамках реализации проектов ген-дерного и семейного воспитания. Формы работы разнообразны: диагностика и консультирование студентов, родителей, сотрудников; посещение кураторских часов; организация и проведение просветительской и профилактической работы в общежитиях; тренинги; посещение студентов на дому; ведение переписки с различными инстанциями по возмещению денежных средств обязанными лицами и др. Только по итогам 2014/2015 учебного года педагогами-психологами и социальным педагогом была проведена 401 индивидуальная и групповая консультация.

Мониторинг подтверждает, что кураторами в университете работают достаточно квалифицированные специалисты (33% из них со стажем от 5 до 10 лет; 30% - свыше 10 лет), они могут оказывать помощь молодым коллегам, работающим кураторами от 1 до 5 лет (36%). В то же время лишь 17% опытных кураторов готовы поделиться опытом своей работы. При этом 25% начинающих кураторов испытывают проблемы воспитательного характера при работе с группой. Среди названных проблем: низкий уровень культуры и мотивации обучения, плохая посещаемость кураторских часов, индифферентность студентов 1-го курса к общественной деятельности и низкий уровень их адаптации. А ведь своевременная и грамотно проведенная работа куратора по адаптации первокурсника к условиям образовательной среды способствует снятию выше перечисленных проблем. Поэтому в числе первоочередных задач, стоящих перед университетом, - возрождение уже забытой школы наставничества. А в перспективе видится эффективной организация системы повышения квалификации

кураторов собственным ресурсом через Институт повышения квалификации и переподготовки, поскольку в этом случае максимально учитывается специфика университета.

Успешность учебно-воспитательного процесса в вузе во многом определяется реальными условиями, с которыми сталкиваются студенты в конкретном учебном заведении. Как показывает практика, запросы кураторов к педагогам-психологам, независимо от года обучения студентов, часто связаны с разобщенностью учебной группы и необходимостью проведения занятий на сплочение коллектива. Результаты микроисследований также свидетельствуют о существенном снижении роли взаимодействия студентов в рамках учебной группы, о преобладании личностных контактов «студент - студент» в рамках отдельных группировок.

Это можно объяснить отсутствием в группе ориентации на совместную деятельность, функции, которую зачастую в силу разных причин не может взять на себя куратор. И здесь на помощь должно прийти студенческое самоуправление факультета. Студенческое самоуправление как технология повышения гражданской активности молодежи должна быть направлена на выявление лидеров студенческих групп при поддержке кураторов, содействовать осведомленности первокурсников (и не только) о содержании и формах деятельности студенческого самоуправления факультетов и университета, привлекать студентов к активному сотрудничеству. Сверхзадачей студенческого самоуправления должно стать формирование личности выпускника, так как студенческий возраст является наиболее оптимальным для активного формирования социальных интересов и жизненных идеалов. Индикатором деятельности студенческого совета, его определяющим показателем должен быть количественный охват студентов. Важно привлекать к участию в мероприятиях как можно больше студентов, чтобы они имели возможность пройти школу жизни. Даже небольшая, разовая задействованность в любом качестве принесет большую пользу для гражданского, социального, личностного становления выпускника.

Заключение. Таким образом, несмотря на специфичность воспитательного пространства вуза (технического или гуманитарного), ведущим ориентиром для участников образовательного процесса должна стать самоценность личности и педагога, и обучающегося. Эффективность воспитательной работы на современном этапе может быть успешной только в случае активизации целого комплекса технологий:

- компетентности педагогического сообщества вуза;

- четкой координации действий всех структурных подразделений учреждения;

- специфичных, действенных подходов к критериям оценки деятельности кураторов учебных групп;

- поиска и внедрения актуальных направлений и форм воспитательного воздействия;

- квалифицированного социально-психологического сопровождения образовательного процесса;

- системы студенческого самоуправления на основе проектной и матричной структур управления для привлечения большего количества студентов к этой деятельности.

Литература

1. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи: постановление М-ва образования Респ. Беларусь, 15 июля 2015 г., № 82.

2. Кодекс Республики Беларусь об образовании: принят Палатой представителей 2 дек. 2010 г.: одобр. Советом Респ. 22 дек. 2010 г., № 243-З. Минск: Амалфея, 2016. 504 с.

3. Мониторинг эффективности идеологической и воспитательной работы в БГТУ: утв. ректором БГТУ. Минск: БГТУ, 2015. 100 с.

4. Копейкина А. А. Управляемая самостоятельность. Актуализация воспитательной работы в вузе в контексте современных проблем студенческой молодежи // Студенчество. Диалоги о воспитании. 2015. № 6 (84). С. 23-24.

References

1. Kontseptsiya nepreryvnogo vospitaniya detey i uchashcheysya molodezhi: postanovleniye Minister-stva obrazovaniya Respubliki Belarus' [The Concept of continuous education of children and youth: Decree of the Ministry of Education of the Republic of Belarus], July, 2015, no. 82.

2. Kodeks Respubliki Belarus' ob obrazovanii [The Code of Education of the Republic of Belarus], no. 243-З, 2010.

3. Monitoring effektivnosti ideologicheskoy i vospitatel'noy raboty v BGTU [Monitoring the efficiency of ideological and educational work in BSTU]. Minsk, BGTU Publ., 2015. 100 p.

4. Kopeуkina A. A. Manageable self-dependence. Actualization of the educational work at the university in the context of contemporary problems of students. Studenchestvo. Dialogi o vospitanii [Students. Dialogues about education], 2015, no. 6 (84), рр. 23-24 (In Russia).

Информация об авторе

Шарко Ирина Александровна - начальник отдела воспитательной работы с молодежью. Белорусский государственный технологический университет (220006, г. Минск, ул. Сведлова, 13а, Республика Беларусь). E-mail: vospitanie@belstu.by

Information about the author

Sharko Irina Aleksandrovna - Head of the Department of Educational Work with Youth. Belarusian State Technological University (13a, Sverdlova str., 220006, Minsk, Republic of Belarus). E-mail: vospitanie@belstu.by

Поступила 01.04.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.