Научная статья на тему 'Организация и планирование воспитательной работы куратора учебной группы'

Организация и планирование воспитательной работы куратора учебной группы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
488
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА / ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / БГТУ / БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / КУРАТОРСКАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ольферович Андрей Богданович

В статье рассмотрены вопросы организации идеологической и воспитательной работы, включающие разные уровни: факультет, кафедры, кураторов учебных групп и комнат в общежитиях, преподавателей по основным направлениям деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация и планирование воспитательной работы куратора учебной группы»

УДК 378.091.12:37.091.214

А. Б. Ольферович, доцент

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КУРАТОРА УЧЕБНОЙ ГРУППЫ

In this article describes the process of the development of ideological and educational of work of university, faculty, and defined the content expands contained effective forms and methods of educational work, taking into account the foundations of the ideology of the Belarusian State, principles of public policy approach in education, the State youth policy, concepts and programmes of continuing education of children and young people in the Republic of Belarus.

Введение. Воспитание студенческой молодежи является одним из важных направлений деятельности профессорско-преподавательского состава университета, факультета. В 2008 / 2009 учебном году развитие системы идеологической и воспитательной работы в УО БГТУ осуществлялось на основании Закона Республики Беларусь «О высшем образовании» от 11 июля 2007 г.; Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь и Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006—2010 годы, в которых закреплены главные приоритеты воспитания в учебных заведениях с учетом основ идеологии белорусского государства, принципов государственной политики в сфере образования, государственной молодежной политики, сформулированы цели и задачи, раскрыто содержание и определены эффективные формы и методы воспитательной работы. Реализация Концепции и Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь призвана обеспечить непрерывность и преемственность образовательного процесса.

Воспитательная работа в ВУЗе направлена на реализацию трех социально значимых программ: «Молодежь Беларуси», утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 4 апреля 2006 г. № 200; «Молодые таланты Беларуси», утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 10 мая 2006 г. № 310; «Дети Беларуси», утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 15 мая 2006 г. №318. В данных документах представлены стратегические ориентиры воспитательной работы, сформулированы фундаментальные ценности и направления деятельности, составляющие основу системы воспитания в Республике Беларусь.

Основная часть. Организация идеологической и воспитательной работы на инженерно-экономическом факультете предполагает использование следующей документации: планово-отчетной, справочно-информационной, спра-вочно-аналитической (информационные, аналитические записки, справки), организационно-распорядительной (распоряжения, приказы, решения Совета факультета, университета, положения о мероприятиях, программы по направле-

ниям работы, журнал куратора студенческой группы, журнал посещения общежития).

На инженерно-экономическом факультете УО БГТУ сложилась действенная организационная система идеологической и воспитательной работы (ИВР), включающая разные уровни: факультет, кафедры, кураторов учебных групп и комнат в общежитиях, преподавателей. На факультете работают следующие комиссии: учебно-воспитательная, профилактики правонарушений, культурно-массовая, социально-бытовая и др. Планирование идеологической и воспитательной работы охватывает различные временные уровни. Разрабатываются среднесрочные, текущие (учебный год) и оперативные (месяц, неделя) планы. Текущее планирование осуществляется на всех уровнях. Планы работы кураторов утверждаются заведующими кафедр, планы работы комиссий -деканом факультета, планы работы факультета -проректором по воспитательной работе.

Создаваемая система планирования ИВР инженерно-экономического факультета предполагает наличие следующих планов:

— перспективный план ИВР факультета;

— план ИВР кафедры;

— план ИВР куратора учебной группы;

— план ИВР воспитателя со студентами, проживающими в общежитии.

Основные принципы планирования идеологической и воспитательной работы:

— преемственность и соответствие целей, содержания плана нормативно-правовым и иным документам министерства образования, организационно-правовой документации ВУЗа;

— актуальность — отражение важнейших событий в жизни государства, общества, направленность на решение насущных вопросов;

— целенаправленность — соответствие целям, психолого-педагогическая обоснованность мероприятия;

— многовариантность форм и методов ИВР, деятельный, системный, перспективный характер мероприятий;

— учет специфики и традиций ВУЗа, возможностей и особенностей педагогического, студенческого коллективов;

— конкретность — указание конкретных мероприятий, периода их проведения, участников и организаторов;

— реалистичность планов — предусматривает педагогически целесообразный отбор и равномерное по времени распределение мероприятий, необходимых и достаточных для решения поставленных задач;

— преемственность и вариативность;

— непрерывность.

Планы всех уровней предусматривают различные формы работы со студентами, которые проводятся по следующим направлениям и реализуются кураторами учебных групп: организационная работа; идеологическая работа; воспитание гражданской культуры личности; воспитание нравственно-эстетической культуры личности; воспитание экологической культуры и культуры безопасности жизнедеятельности; социальная защита студентов; воспитание здорового образа жизни; трудовое и профессиональное воспитание; тендерное и семейное воспитание; воспитание культуры быта и досуга.

Результаты выполнения плана отражаются в отчете, который выполняет «обратную» связь, позволяя сопоставить полученные результаты с запланированными, своевременно скорректировать процессы воспитания и его идеологического сопровождения. Отчет по ИВР факультета носит как внутривузовский, так и межведомственный характер, еженедельно деканатом направляется в воспитательный отдел, где после предварительной его обработки отправляется в Республиканский институт высшей школы (РИВШ).

Одним из основных звеньев, реализующих ИВР со студентами, является куратор учебной группы. Воспитательный процесс им проводится посредством использования различных форм работы со студентами: беседы, лекции, дискуссии по темам единого дня информирования,

организация встреч со специалистами, выпускниками УО БГТУ, представителями власти, экскурсии по историческим местам Беларуси, походы в кинотеатры, на лектории и для просмотра кинофильмов, в театры, музеи, на выставки, семинары, посещение концертных программ; участие в работе общественных организаций, кружков, в процессе выполнения общественных обязанностей; участие в научных кружках по основным и актуальным экономическим направлениям.

Заключение. Одним из приоритетных направлений работы куратора в настоящее время на факультете является воспитание информационной культуры студенческой молодежи, что предусматривает «создание информационного пространства воспитательной работы» и формирование информационной культуры личности. В этом направлении деканатом совместно с воспитательным отделом, кураторами учебных групп, комнат, 00 БРСМ факультета, студенческим профкомом, добровольной волонтерской бригадой систематически и своевременно проводится работа по информированию студентов об актуальных событиях, проведенных мероприятиях, подготавливаются совместно со студентами стенгазеты, проводится разъяснительная работа в общежитии. Сеть Интернет обеспечивает свободный доступ к информационным ресурсам, актуальным новостям государства и общества, позволяет принимать участие в интернет-проектах, конференциях, семинарах, в результате чего значительно расширяются возможности студентов в повышении уровня их интеллектуального развития, обогащается круг общения. Студенты используют информацию о проводимых конкурсах, республиканских акциях, имеют доступ к информационным ресурсам других вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.