Научная статья на тему 'Роль культурно-досуговой деятельности в реабилитации и социализации молодых инвалидов-колясочников'

Роль культурно-досуговой деятельности в реабилитации и социализации молодых инвалидов-колясочников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
809
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИДНОСТЬ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / МОЛОДЫЕ ИНВАЛИДЫ-КОЛЯСОЧНИКИ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / ИНКЛЮЗИВНЫЙ ТАНЕЦ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / ИНКЛЮЗИВНЫЙ КОЛЛЕКТИВ "НАДЕЖДА" / DISABILITIES / LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES / YOUNG DISABLED WHEELCHAIR USERS / REHABILITATION / SOCIO-CULTURAL REHABILITATION / INCLUSIVE DANCE / SOCIALIZATION / INTEGRATION / INCLUSIVE TEAM "HOPE"

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Николюк Анна Анатольевна, Поникарова Валентина Николаевна

Данное исследование посвящено изучению проблемы реабилитации лиц с инвалидностью и (или) ограниченными возможностями здоровья. В работе актуализируется необходимость экспериментального исследования, описывающего использование инклюзивных танцев как средства повышения реабилитационного потенциала молодых инвалидов-колясочников. В статье изучены основные подходы к определению феномена «реабилитация», выделены основные направления работы и представлен опыт Инклюзивного коллектива «Надежда» (Вологодская область, город Череповец).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Николюк Анна Анатольевна, Поникарова Валентина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITY IN REHABILITATION AND SOCIALIZATION OF YOUNG DISABLED WHEELCHAIR INVALIDS

This study is devoted to the study of the problem of rehabilitation of persons with disabilities and (or) limited health opportunities. In the work, the need for an experimental study that describes the use of inclusive dances as a means of enhancing the rehabilitation potential of young wheelchair users is actualized. The article examines the main approaches to the definition of the phenomenon of "rehabilitation", outlines the main areas of work and presents the experience of the Inclusive Team "Hope" (Vologda region, Cherepovets).

Текст научной работы на тему «Роль культурно-досуговой деятельности в реабилитации и социализации молодых инвалидов-колясочников»

образование. - 1998 - с. 56.

6. Сериков, В. В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии [Текст] / В.В. Сериков. -Волгоград, 1994.

7. Фанфики: виды, классификация, рейтинги и оформление [Электронный ресурс] / Фанфики в литературе - 2014 г. - URL: http://www.fanfic.ru/ (дата обращения 14.04.2015).

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Москва: Просвещение, 2010. - С. 76-90.

9. Через уроки русского языка и литературы - к гармонизации личности!: сборник материалов по итогам межрегионального научно-методического семинара-школы (11-15 мая 2015 г., Алтайский государственный университет, г. Барнаул). Барнаул: ИП Колмогоров И.А., 2015. - 403 с.

Педагогика

УДК:378.2

магистрант 2 курса Николюк Анна Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Череповецкий государственный университет» (г. Череповец);

кандидат психологических наук, доцент Поникарова Валентина Николаевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Череповецкий государственный университет» (г. Череповец)

РОЛЬ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕАБИЛИТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ-КОЛЯСОЧНИКОВ

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы реабилитации лиц с инвалидностью и (или) ограниченными возможностями здоровья. В работе актуализируется необходимость экспериментального исследования, описывающего использование инклюзивных танцев как средства повышения реабилитационного потенциала молодых инвалидов-колясочников. В статье изучены основные подходы к определению феномена «реабилитация», выделены основные направления работы и представлен опыт Инклюзивного коллектива «Надежда» (Вологодская область, город Череповец).

Ключевые слова: инвалидность, ограниченные возможности здоровья, молодые инвалиды-колясочники, реабилитация, социокультурная реабилитация, инклюзивный танец, социализация, интеграция, Инклюзивный коллектив «Надежда».

An^taUm. This study is devoted to the study of the problem of rehabilitation of persons with disabilities and (or) limited health opportunities. In the work, the need for an experimental study that describes the use of inclusive dances as a means of enhancing the rehabilitation potential of young wheelchair users is actualized. The article examines the main approaches to the definition of the phenomenon of "rehabilitation", outlines the main areas of work and presents the experience of the Inclusive Team "Hope" (Vologda region, Cherepovets).

Keywords: disabilities, limited health opportunities, young disabled wheelchair users, rehabilitation, socio-cultural rehabilitation, inclusive dance, socialization, integration, Inclusive team «Hope».

Введение. На современном этапе становления общества решение вопросов, связанных с проблемами реабилитации молодых инвалидов, приобретает особую актуальность и становится одной из важнейших задач государства. В условиях повышения требований к адаптационным возможностям человека и к его персональным ресурсам важная роль в этом процессе отводится социально-личностному развитию.

Согласно Стандартным правилам обеспечения равных возможностей для инвалидов, принятым Генеральной Ассамблеей ООН от 20 декабря 1993 года, социальная реабилитация людей с инвалидностью рассматривается как наиболее перспективное направление их социализации.

В последние годы в качестве составной части реабилитации широко используется её социокультурное звено - искусство, обеспечивающие реабилитационный потенциал и способствующее развитию потенциальных возможностей людей с инвалидностью и (или) ограниченными возможностями здоровья.

В современной науке существует значительное количество исследований, посвящённых теоретическому осмыслению проблем социальной реабилитации лиц с инвалидностью и (или) ограниченными возможностями здоровья (Л.И. Акатов, Н.Ф. Дементьева, А.И. Осадчих, Е.И. Холостова и др.). Однако специальные исследования, рассматривающие социокультурную реабилитацию молодых инвалидов-колясочников, отсутствуют, что определяет актуальность нашего исследования.

Изложение основного материала статьи. Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить, что проблема социально-личностного развития всегда являлась чрезвычайно значимой как в социальном, так и психологическом плане. На стыке различных наук сформировался единый подход к определению данного феномена, под которым понимают комплексный процесс усвоения человеком ценностей, традиций и культуры общества для воспитания и социализации.

Социально-личностное развитие представляет высшую интегративную систему, характеризующуюся целостностью и развитием на протяжении всей жизни человека. Биологические, педагогические и социальные факторы определяют психологическое и социальное направления изменения личности. Это позволяет определить возрастные этапы её развития и выделить их отличительные особенности [8; 9].

Вследствие ряда неблагоприятных факторов и опасностей, которые существуют на каждом возрастном этапе развития, могут возникнуть нарушения процесса социализации. Особую группу риска составляют лица с инвалидностью и (или) ограниченными возможностями здоровья, чьи психические и физические отклонения обуславливают особенности их социально-личностного развития. Определённое своеобразие данный процесс приобретает у молодых инвалидов-колясочников, у которых физический недостаток существенно влияет на социальную позицию ребёнка и на его отношение к окружающему миру [6; 7].

Исследуя социальное развитие детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, А.В. Кроткова подчёркивает глубокое своеобразие их эмоционально-волевого и личностного развития, низкий уровень социальной адаптации.

Расстройства эмоционально-волевой сферы проявляются у одних инвалидов-колясочников в виде

раздражительности, двигательной расторможенности, агрессии и реакции протеста по отношению к окружающим, а у других - в виде застенчивости, заторможенности, робости, равнодушия и безучастного отношения к окружающим [10; 16].

Реакция на осознание собственной неполноценности, социальная депривация и неправильное воспитание являются следствием искажения ведущей деятельности и общения с окружающими. Это приводит к тому, что у них отмечаются такие особенности развития личности, как отсутствие уверенности и самостоятельности; повышенная внушаемость и чувствительность; застенчивость; замкнутость; резкие перепады настроения; страхи; недостаточная критичность; стремление к ограничению социальных контактов.

Личностная незрелость у молодых инвалидов-колясочников проявляется в наивности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни, неспособности и нежелании к самостоятельной практической деятельности. Они длительное время ориентируются на одобрение взрослого, обижаются в ответ на замечания, проявляют агрессивность. Интенсивность и продуктивность их контактов со сверстниками и взрослыми низкая, поскольку они проявляют слабость волевых усилий и мотивации - это приводит к выраженным трудностям их социальной адаптации [10; 16]. В этой связи первостепенное значение приобретает поиск оптимальных направлений реабилитации.

Реабилитация - это процесс, направленный на достижение и поддержание инвалидом оптимального физического, интеллектуального, психологического и социального функциональных уровней, обеспечивающих ему возможность изменить жизнь в сторону более высокого уровня независимости [11].

По мнению А.И. Осадчих, инвалидность выступает как проблема деятельности человека в условиях ограниченной свободы выбора и включает в себя аспекты как правовой, социально-средовой, психологический, общественно-идеологический, производственно-экономический, анатомо-функциональный, каждому из которых соответствует свой вид реабилитации [4; 11; 14].

Медицинская реабилитация представляет собой комплекс мер, направленных на восстановление утраченных функций или компенсацию нарушенных функций, замещение утраченных органов, приостановление прогрессирования заболеваний.

Психологическая реабилитация является самостоятельным направлением реабилитационной деятельности, сосредоточенным на повышении уровня психического и психологического здоровья субъекта, оптимизации внутригрупповых связей и отношений, выявлении потенциальных возможностей личности и организации психологической коррекции, поддержки и помощи.

Педагогическая реабилитация направлена на преодоление состояния «педагогической запущенности» и овладение, по возможности, знаниями, умениями и навыками самоконтроля и осознанного поведения, самообслуживания, получил необходимый уровень общего или дополнительного школьного образования. Важнейшая цель этой деятельности - выработка у ребёнка уверенности в собственных возможностях, создание установки на активную самостоятельную жизнь.

Профессиональная (образовательная) реабилитация инвалидов представляет собой комплекс мер, направленных на получение инвалидами необходимого общего образования, при необходимости - различных уровней и видов социального или дополнительного образования, профессиональной переподготовки для получения новой профессии.

Социально-трудовая реабилитация направлена на приспособление производственной среды к нуждам и потребностям инвалида, его адаптацию к требованиям производства.

Социально-средовая реабилитация предполагает восстановление у инвалида чувства социальной значимости внутри новой для него социальной среды. Это достигается за счёт знакомства с основными характеристиками среды, в которой он оказался; помощи в организации новой среды жизнедеятельности и восстановления привычных моделей поведения и деятельности по организации собственной повседневной жизни.

Социокультурная реабилитация направлена на удовлетворение блокированной у инвалида потребности в информации, в получении социально-культурных услуг и доступных видах творчества.

Главным условием реабилитационной работы с людьми с инвалидностью и (или) ограниченными возможностями здоровья является обеспечение интеграции, повышение реабилитационного потенциала и потенциальных возможностей на всех этапах возрастного развития. Это достигается за счёт комплексного подхода и широкого спектра направлений работы: просветительской, досуговой, коррекционной, познавательной и эмоционально-эстетической деятельности.

На современном этапе становления общества в качестве составной части реабилитации широко используется её социокультурное звено. Согласно определению Н.В. Арабкиной и Ю.А. Тупало социокультурная реабилитация представляет собой процесс взаимодействия личности с социальной средой для выявления духовных интересов и потребностей, развития эстетического и творческого восприятия, а также коммуникативных навыков с целью самореализации и интеграции в окружающую социально-культурную среду [1; 13]. В последние годы в этом процессе немаловажную роль играет искусство, которое рассматривается как инструмент для решения образовательной, информационной и релаксационной функций; приобщения к культурным и духовным ценностям; достижения компенсации вторичных отклонений в психическом развитии, обусловленных наличием первичного дефекта.

Наши исследования и данные литературы показывают, что на сегодняшний день в системе искусства, как составной части социокультурной реабилитации лиц с инвалидность (или) ограниченными возможностями здоровья, культурно-досуговая деятельность выступает в качестве одного из главных подходов, а её театрализованные формы (музыка, хореография, вокал и др.) - как вид организации и эффективное средство интеграции [2; 5]. Р.М. Войтенко [3], Н.Т. Попова [15] и А.Ю. Шеманов [15] описывая опыт включения лиц с инвалидность (или) ограниченными возможностями здоровья в процесс искусства, отмечают, что в центре внимания оказывается активная роль личности реабилитанта - системообразующий фактор процесса интеграции, обеспечивающий его максимальную успешность. Именно активное участие самого реабилитанта в культурно-досуговой деятельности является значимым средством выявления и поддержки ресурсов личности, а также повышения реабилитационного потенциала.

В связи с этим влияние культурной детерминанты на людей с инвалидностью и (или) ограниченными возможностями здоровья, а в частности на молодых инвалидов-колясочников велико, поскольку позволяет определить их эффективное взаимодействие с социальными институтами на микроуровне, а также способы благополучной социокультурной реабилитации. Это демонстрирует инклюзивный потенциал искусства и

констатирует, что творчество данной категории людей перешло от этапа становления к поиску своего места в общем процессе культурно-досуговой деятельности. Примером этому служит инклюзивный танец, способствующий реализации любых возможностей через систему волонтёрских мероприятий, использующих творческие постановки для реабилитации и интеграции [12].

В России существуют практики создания танцевальных коллективов, объединяющих детей, подростков и людей с инвалидностью и (или) ограниченными возможностями здоровья. Одни коллективы объединяют только людей с инвалидностью, другие - предполагают взаимодействие в коллективе лиц с ограниченными возможностями здоровья и условно здоровых людей. Нам представляется, что именно второй вариант формирует в обществе социальные установки и продуктивные паттерны поведения, о чём свидетельствует опыт работы Инклюзивного коллектива «Надежда» (Вологодская область, город Череповец).

Структурно танцевальный коллектив, возглавляемый руководителем, объединяет подростков с инвалидностью, связанной с выраженными трудностями или невозможностью передвижения, сопровождающих их людей - родителей, а также инклюзивных партнёров - волонтёров из числа студентов Череповецкого государственного университета.

Функциональная задача коллектива связана с повышением реабилитационного потенциала молодых инвалидов-колясочников, основанного на их совместном творчестве с инклюзивными партнёрами.

Организация культурно-досуговой деятельности в инклюзивном коллективе предполагает учёт познавательной, коммуникативной и эмоционально-волевой сфер людей с инвалидностью и (или) ограниченными возможностями здоровья, а также их компенсаторных возможностей с целью приобщения к духовному богатству через постановку танцевальных спектаклей, творческих номеров.

Для руководителя коллектива это предполагает выбор ключевой идеи постановки, доступной в плане движений; последовательности подготовки и проведения репетиций, выступлений. Для молодых инвалидов-колясочников и сопровождающих их людей репетиционная деятельность и выступления предполагают встраивание этого процесса в режим жизни, продумывание маршрутов и времени транспортировки к месту их проведения, синхронизацию социокультурной деятельности с другими видами деятельности (реабилитация, лечение и образование). Для инклюзивных партнёров участие в работе танцевального коллектива означает наличие определённых психологических установок на принятие людей с инвалидностью и совместное с ними творчество, компетенций в вопросах специфики взаимодействия с инвалидами-колясочниками и толерантности как базовой установки.

Инклюзивный коллектив «Надежда» является призёром и лауреатом региональных всероссийских, международных конкурсов и фестивалей: «Протеатр», «Синяя птица», «Стремление к Солнцу», «Радость жить», «Ради жизни на Земле». Ребята принимают ежегодное участие в международном фестивале «Inclusive Dance». В 2014 году они не только вышли победителем в финал, но и в очном туре студентка-дефектолог в паре с танцующим на коляске партнёром сумела завоевать призовое место. В 2015 году им удалось повторить успех: они заняли 1-е место в направлении «Народный танец», также студентка-дефектолог в паре с танцующим на коляске партнёром сумела завоевать призовое место в категории «Танцевальная импровизация». В 2016 году коллективу был вручён Сертификат, подтверждающий внесение в международную ассоциацию инклюзивных танцевальных коллективов (World Inclusive Dance Association), а руководитель был удостоена специальной премии «За вклад в развитие инклюзивного танца в России» в номинации «Лучший руководитель инклюзивного танцевального коллектива».

В 2017 году Инклюзивный коллектив «Надежда» вернулся с V международного фестиваля с наградой лауреата 3 степени с танцевальным номером «Вологда», лауреата 2 степени в направлении «Народный танец». В рамках соревнований по инклюзивному танцу среди пар в категории «Танцевальная импровизация» инклюзивным партнёрам в паре с танцующими на коляске детьми сумели завоевать 2-е и 3-е место. Это демонстрирует инклюзивный потенциал искусства и позволяет рассматривать его как самостоятельное направление в системе социокультурной реабилитации молодых инвалидов-колясочников.

Выводы. Проведённый анализ психолого-педагогической и специальной литературы показал, что наука располагает достижениями в области изучения реабилитации лиц с инвалидностью и (или) ограниченными возможностями здоровья. Однако данные, описывающие использование инклюзивных танцев как средства повышения реабилитационного потенциала молодых инвалидов-колясочников, в настоящее время отсутствуют, что определяет необходимость экспериментального исследования с использованием взаимодополняющих методик («Самооценка психических состояний» (по Г.Ю. Айзенку), «Диагностика эмоционального выгорания» (по Н.Е. Водопьяновой), «Инвентаризация симптомов стресса» (по Т.А. Иванченко), «Диагностика копинг-поведения» (по Р. Лазарусу).

Литература:

1. Арабкина, Н.В. Социокультурная реабилитация детей инвалидов в художественно-творческой деятельности // Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья: Материалы международной научно-практической конференции. - М.: МГППУ, 2011. - С. 526-527.

2. Валентиров, М. Ю. Подходы к исследованию социализации личности в зарубежной и отечественной психологии / М.Ю. Валентиров // Молодой ученый. - 2013. - №12. - С. 804-809.

3. Войтенко, Р.М. Основы реабилитологии и социальная медицина: концепция и методология / Р.М. Войтенко - СПб.: МЕДЕЯ, 2007. - С. 21-28.

4. Гудина, Т.В. Направления, виды и методы реабилитационной деятельности в работе с детьми-инвалидами / Т.В. Гудина // Вестник ЧГУ. - 2013. - №4. - С. 103-106.

5. Исаков, А.О. Процесс социализации ребёнка и факторы, определяющие её эффективность / А.О. Исаков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - С. 711-715.

6. Калижнюк, Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах / Э.С. Калижнюк. -Киев: Вища шк., 1987. - 269 с.

7. Кузецова, Л.В. Основы специальной психологии / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева. -Москва: Академия, 2002. - 480 с.

8. Леханова, О.Л. Угрозы социальному развитию детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте / О.А. Денисова, О.Л. Леханова // Вестник Череповецкого государственного университета: Научный журнал. - 2012. - №1. - С. 98-102.

9. Немов, Р.С. Возрастная психология. Книга 2 / Р.С. Немов. - Москва: ВЛАДОС, 1995. - 375 с.

10. Савина, М.В. Проблемы психического развития детей и подростков с детским церебральным

параличом / М.В. Савина // Международный медицинский журнал. - 2010. - №3. - С. 11-15.

11. Сюткина, А.Л. Комплексная реабилитация инвалидов в контексте социальной политики государства / А.Л. Сюткина // Медицина и образование в Сибири. - 2008. - №6. - С. 11

12. Тарасов, Л.В. Инклюзивный танец - это... / Л.В. Тарасов // В танце равные. - М.: АНО «Центр социокультурной анимации «Одухотворение». - 2014. - №1. - С. 8-9.

13. Тупало, Ю.А. Социокультурная адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями // Социально-экономические аспекты развития современного общества: Межвузовский сборник научных трудов. - 2014. - С. 248-255.

14. Холостова, Е. И. Социальная работа с инвалидами / Е.И. Холостова. - Москва: Дашков и К, 2006. - 240 с.

15. Шеманов, А.Ю. Инклюзия в культурологической перспективе / Н.Т. Попова, А.Ю. Шеманов // Психологическая наука и образование. - 2011. - №1. - С. 74-82.

16. Шипицына, Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата / И.И. Мамайчук, Л.М. Шипицына. - Москва: Владос, 2004. - 368 с.

Педагогика

УДК 37.013.78

кандидат педагогических наук Ничипоренко Лидия Константиновна

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург); кандидат педагогических наук Яфизова Римма Иршатовна

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЕТСКОЙ ИГРОВОЙ СУБКУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНИКА

Аннотация. В статье рассматриваются особенности игровой субкультуры современного ребенка дошкольного возраста. Большое внимание уделяется подготовке педагога к учету и использованию детской субкультуры в образовательном процессе детского сада.

Ключевые слова: детская игровая субкультура, образовательная среда, социализация дошкольника.

Annotation: The article deals with the features of children's play subculture. Much attention is given to nursery teacher's training to consider and use the children's subculture in the educational process of the kindergarten.

Keywords: children's play subculture, educational environment, socialization of preschoolers.

Введение. Мир игровой детской субкультуры невероятно обширен и разнообразен. Он оказывает значительное влияние на развитие с самого рождения ребенка. Однако, каким это влияние может быть, положительным или отрицательным, зависит от того, насколько правильно его используют взрослые по отношению к детям. Развитие этого феномена напрямую зависит от взрослых, так как именно они в большей мере являются его создателями.

Игру, аспекты создания предметов, среды для детской игры изучают давно, но современные родители и педагоги зачастую даже не задумываются о влиянии всего этого на развитие ребенка. Посредством игры ребенок познает себя, окружающий мир, взаимодействие его элементов, взаимоотношения между людьми. Любая неправильная игрушка, игра, мультфильм может оставить в сознании ребенка отпечаток, который в дальнейшем сказывается на всей его жизни. Воспринятое из внешнего мира, ребенок видит, как норму, а проигрываемое им в деятельности он считает правильным. Целью исследования стало теоретически изучить особенности игровой субкультуры детей старшего дошкольного возраста, обосновать социализирующие возможности современной детской субкультуры, разработать апробировать педагогические условия, обеспечивающие развивающий потенциал детской субкультуры в игровой и образовательной деятельности дошкольников. Задачи исследования: осуществить теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; комплексно исследовать специфику субкультуры современного дошкольника; спроектировать и описать условия, обеспечивающие позитивные социализирующие изменения, посредством обогащения игровой субкультуры детей и развития ценностного отношения взрослых к ней.

Изложение основного материала статьи. Человек изменяется вместе с окружающей действительностью, но совсем не так стремительно, как мир. Существуют различные подходы к рассмотрению социализации детей дошкольного возраста, например, И.Н. Зарецкая, А.В. Мудрик употребляют термин «первичная социализация», а Н.В. Андреенкова, Г.М. Андреева Я.И. Гилинский, вводят понятие «ранняя социализация».

Для успешной социализации ребёнка в мире, где существуют определённые правила, нормативы, обозначены ценности взрослыми людьми, ребёнку необходимо понять себя, почувствовать собственную силу, собственную ценность, поверить в глубину и истинность своих суждений, принять возможность и право на существование своей логики, другого (не взрослого) восприятия мира, другого его понимания [9].

В современном обществе произошло разделение на «мир взрослых» и «мир детей», между которыми огромная временная и смысловая пропасть. Ребенок еще должен понять: хорошо ли быть взрослым, есть ли смысл к этому стремиться? А взрослый вынужден придумывать, как приобщить ребенка к своему миру, его смыслам, ценностям, как заинтересовать подготовкой к тому будущему, которое ему пока недоступно и наступит нескоро. Ребенок, не открывающий для себя смысла развития, не может быть счастливым.

Понятие детской субкультуры появилось на рубеже 20 и 21 веков в связи с поворотом общественного сознания от понимания ребенка как существа, лишь «готовящегося стать личностью», к признанию самоценности детства в развитии общечеловеческой культуры и возможности участия детей в различных сферах общественной жизни [1].

В общечеловеческой культуре детская субкультура занимает подчиненное место, и вместе с тем она обладает относительной автономией, поскольку в любом обществе дети имеют свой собственный язык, различные формы взаимодействия, свои моральные регуляторы поведения, весьма устойчивые для каждого возрастного уровня и развивающиеся в значительной степени независимо от взрослых [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.