О. А. Воронина, М. А. Потягова
УДК: 376.42
ВОЗМОЖНОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ТАНЦА В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
В России и в целом мире с каждым годом возрастает количество людей с умственной отсталостью. Особую актуальность данная проблема приобретает в детском возрасте. Среди этой части населения можно выделить категорию лиц, имеющих нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к отсталости. По данным статистики, умственной отсталостью страдают почти 3 % населения всего мира. Причем у 13 % из них степень умственной отсталости очень высока. Проблема поиска эффективных методов и технологий социальной реабилитации умственно отсталых детей активно изучается в последние годы Л. Б. Баряевой, И. М. Бгажно-ковой, Н. Ф. Дементьевой, И. В. Лариковой, Б. П. Пузановым, Л. М. Шипициной и др.
В России проживает много инвалидов, которые находятся практически в полной изоляции. Чтобы выйти из этой ситуации, им необходимо участие неравнодушных людей, способных создать условия для их деятельности, общения, познания и творчества. Однако проблема успешной социализации детей с особенностями развития обостряется искаженным и субъективным восприятием общества, низкой культурой, негативной оценкой, отсутствием элементарных представлений о потребностях данной категории лиц. Поэтому так важно применение технологии инклюзивного танца, который является универсальным видом деятельности, объединяющим людей с
разными способностями и потребностями, создающим основу для взаимодействия и длительного сотрудничества.
Наиболее значимые труды в данной области принадлежат А. А. Никитинской, О. Л. Ле-хановой [5], С. Е. Шивринской [6]. На практике идеология инклюзивного танца успешно реализуется Московским центром социокультурной анимации «Одухотворение» под руководством Л. В. Тарасова и Международным благотворительным танцевальным фестивалем Inclusive Dance [8].
Для того чтобы стал возможен выход из социальной изоляции посредством танца, необходимо участие как разнопрофильных специалистов - хореографов, педагогов, дефе-ктологов, психиатров, психологов, социальных работников, так и тех людей, которые занимают активную гражданскую позицию -волонтеров. Танцевальные занятия должны быть организованы не как разовое мероприятие, а как целостный процесс, который позволит людям с умственной отсталостью получать новые впечатления, расширять круг друзей, постоянно развиваться [9]. В связи с этим нами была разработана и апробирована программа «Вместе мы можем все!», которая направлена на изучение возможностей инклюзивного танца как технологии социальной реабилитации детей с умственной отсталостью.
Цель статьи состоит в представлении результатов исследования возможностей инклюзивного танца как технологии социальной реабилитации детей с умственной отсталостью.
Разноплановые аспекты, касающиеся лиц с проблемами в умственном развитии, изучают представители разных наук: врачи, педагоги, дефектологи, психиатры, психологи, социальные работники, социологи и др. В связи с этим в практической деятельности существует множество терминов для обозначения этой группы индивидов. В нашем исследовании мы используем понятия «дети с особенностями в развитии», «дети с особыми потребностями», «дети с умственной отсталостью», «лица с проблемами в умственном развитии» как синонимичные.
20/7/2
Термин «умственная отсталость» является обобщенным понятием, включающим стойкие нарушения интеллекта вследствие органического поражения головного мозга, то есть разные клинические формы интеллектуального недоразвития как резидуальные (олигофрении), так и прогредиентные, обусловленные прогрессирующими заболеваниями центральной нервной системы (ревматическое поражение центральной нервной системы, эпилепсия, шизофрения, гидроцефалия и т. д.) [4, с. 50].
Сложившийся в России многолетний научный и практический опыт показал, что создание развивающей, адаптивной и комфортной среды позитивно и качественно меняет личность необыкновенного ребенка. В этой связи особое значение для отечественной науки приобрела проблема развития и формирования социокультурного опыта (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.), который складывается благодаря вовлечению детей с различными нарушениями в мир людей, действий, отношений и чувств. Л. С. Выготский отмечал, что социальные условия, в которые должен врастать ребенок, и составляют всю ту область неприспособленности, из которой исходят творческие силы его развития. Существование препятствий, толкающих ребенка к развитию, коренится в условиях социальной среды, в которую он должен войти [1].
Отказ от представлений о «необучаемых детях» актуализирует внимание специалистов, различных организаций и общественности к созданию условий для социальной и образовательной интеграции детей с умственной отсталостью. В настоящее время приобретают особую значимость вопросы их социальной реабилитации.
Под социальной реабилитацией нами понимается комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и других мер, направленных на восстановление (компенсацию) нарушенных функций организма детей и утраченных ими социальных связей [7].
Эффективность мероприятий социальной реабилитации напрямую зависит от качества
заполнения индивидуальной программы реабилитации и от уровня социального статуса инвалида. Социальная реабилитация представляет собой систему гарантированных государством экономических, общественных, правовых и индивидуально-личностных мер, которые должны обеспечить детям с умственной отсталостью объективные условия для достижения возможности равного с остальными членами социума участия в общественной жизни. Объем и содержание мероприятий социальной реабилитации зависят от принципов, которыми руководствуется в своей деятельности государство:
1. Принцип равных социальных прав и возможностей, которые предоставляются каждому члену общества вне зависимости от его физических, психических, интеллектуальных и прочих особенностей. В соответствии с ним дети с умственной отсталостью рассматриваются не только как объекты заботы общества, но также как субъекты своей собственной жизнедеятельности.
2. Принцип активного участия самих инвалидов в проведении мероприятий социальной реабилитации.
3. Принцип неразрывной связи детей с умственной отсталостью и социальной среды позволяет избежать сведения всех проблем лиц с физиологическими, психическими или интеллектуальными ограничениями только к медицинским вопросам.
4. Принцип сохранения семейных связей детей с умственной отсталостью, ибо для каждого индивида его ближайшее окружение является наиболее совершенной, функциональной, социализирующей и реабилитирующей средой.
5. Принцип комплексности и последовательности предполагает построение системы реабилитационных мероприятий, в которой необходимо сотрудничество и согласованность действий лиц, учреждений и организаций [3].
Исходя из основных принципов социальной реабилитации, можно отметить, что инклюзия - это равноправное участие в жизни общества людей с особенностями в развитии.
Вопросы, касающиеся инклюзивного образования, исследовали как зарубежные (А. Блан-ше, Ж. Ж. Валад-Габель, Т. Бут, Д. Л. Рундак и др.), так и отечественные исследователи (Т. П. Дмитриева, Е. Н. Кутепова, Н. Н. Ма-лофеев, М. Н. Назарова, и др.). В настоящее время идет активный поиск частных технологий в рамках инклюзивного подхода: инклюзивный театр, лагерь, танец, туризм, инклюзивные игры и др. С. В. Брызгалова и Г. Г. Зак отмечают, что благодаря инклюзивному танцу дети с интеллектуальными нарушениями имеют равные возможности, которые предоставляются каждому члену общества вне зависимости от его физических, психических, интеллектуальных и прочих особенностей [2, с. 19]. В научной литературе встречаются публикации, посвященные описанию опыта реализации данной технологии, однако нет точного определения понятия «инклюзивный танец». Под инклюзивным танцем нами понимается длительное совместное танцевальное творчество здоровых людей и людей с особенностями в развитии, направленное на нормализацию психоэмоционального состояния, ликвидацию социально-психологических барьеров между участниками и максимальное раскрытие их потенциала.
Инклюзивный танец является неотъемлемой частью реабилитационного процесса детей с умственной отсталостью. Занятия инклюзивным танцем помогают человеку частично или полностью восстановить утраченные способности [6]. Овладевая разнообразными движениями, дети с умственной отсталостью совершенствуют двигательные навыки, у них развиваются мышечные чувства, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. Музыкально-ритмическая деятельность способствует формированию четкости, точности движений, что сказывается на всей образовательной деятельности таких детей. Правильно подобранная музыка и движения тела положительно влияют не только на физическое состояние, но и на эмоциональный фон. Как правило, не все дети с умственной отсталостью имеют возможность самостоя-
тельно проявлять себя в танце в силу своих особенностей. В этом им могут помочь волонтеры. В данный момент образуется инклюзивная танцевальная пара или коллектив.
В целях изучения возможностей инклюзивного танца как технологии социальной реабилитации детей с умственной отсталостью нами было проведено эмпирическое исследование на базе Мурыгинского детского дома-интерната для умственно отсталых детей «Родник» в пгт. Мурыгино Кировской области. С помощью анкетирования мы выявили уровень включенности волонтеров в реализацию технологии инклюзивного танца. Исходя из результатов исследования, мы пришли к выводу о том, что многие опрашиваемые добровольцы не знают, что такое инклюзивный танец - 53 %; ранее не принимали участие в инклюзивных танцах 80 %; а если и принимали в них участие, то только в качестве зрителя 72 %.
Разрабатывая программу «Вместе мы можем все!», мы исходили из предположений о том, что инклюзивный танец обладает следующими возможностями в социальной реабилитации детей с умственной отсталостью: а) создает условия для организации наставничества из числа волонтеров; б) содействует социальной активности детей с умственной отсталостью; в) улучшает психоэмоциональное состояние у детей с умственной отсталостью.
В реализации данной программы приняли участие дети с умственной отсталостью от 4 до 18 лет из Мурыгинского детского дома-интерната для умственно отсталых детей «Родник» в количестве 13 человек и 15 волонтеров от 10 до 50 лет. Также в реализации всех мероприятий программы активно принимали участие сотрудники детского дома-интерната.
Разработанная нами программа состоит из пяти блоков.
I. Организация деятельности «Школы волонтеров». Основными задачами являлись создание волонтерских групп; знакомство добровольцев с методами и приемами работы с детьми, имеющими умственную отсталость;
20/7/2
знакомство с технологией инклюзивного танца; разработка индивидуального плана работы с детьми с умственной отсталостью в технологии инклюзивного танца. Методическими средствами и приемами данного блока стали фото- и видеопрезентации, информационные лекции, урок «Добровольчества», беседы, дискуссии, игры.
II. Знакомство волонтеров с детьми. Данный раздел программы был реализован с помощью экскурсии по детскому дому-интернату «Родник», в ходе которой волонтеры получили информацию об истории детского дома-интерната, его организационной структуре; особенностях проживающих в нем детей. С добровольцами и детьми были проведены игры на снятие эмоционального напряжения, обсуждения и беседы, в ходе которых состоялось знакомство участников друг с другом, с разработчиками и организаторами и тематикой программы.
III. Работа в танцевальных парах. В рамках данного раздела было организовано распределение по рабочим парам; выработка общих правил и принципов работы; осознание каждым участником своей роли и функций в группе; разучивание танцевальных движений. Методическими средствами и приемами являются занятия в танцевальных парах и группах со специалистами - хореографами, тренинги на сплочение и взаимодействие. В ходе работы танцевальных пар дети с особыми потребностями с помощью волонтера-наставника учились слушать и слышать музыку, выполнять элементарные движения, разучивали счет в танце.
IV. Инклюзивный игробал, основной целью которого была демонстрация разученных танцев, а также импровизация под музыку танцевальных движений в парах и группах.
V. Рефлексия. Основная цель данного блока состояла в организации обратной связи, обсуждении достоинств и недостатков реализации программы «Вместе мы можем все!». Методическими средствами и приемами стали фотовыставка, дискуссии, обсуждения.
После реализации программы нами было проведено повторное анкетирование волон-
теров. Полученные данные позволили выявить, что 100 % опрашиваемых узнали об особенностях реализации технологии инклюзивного танца. 68 % респондентов отметили, что им была полезна «Школа волонтеров», поскольку они стали лучше понимать потребности детей с умственной отсталостью.
Добровольцы отметили, что у детей с особенностями в развитии повысился уровень социальной активности, который проявляется в двух формах: коммуникативной (64 %) и социально-культурной (60 %). Так, дети стали стремиться поддержать и продолжить общение с наставником и специалистом (коммуникативная форма социальной активности). Значительно улучшились процессы согласования своего поведения с нормами и правилами поведения, принятыми в обществе (социально-культурная форма социальной активности). Волонтеры отмечали, что во время танцевальной деятельности у детей с умственной отсталостью изменялось психоэмоциональное состояние: улучшалось настроение у 98 %, уменьшалась агрессия у 79 %, повышалась двигательная активность у 95 %.
Таким образом, совместная танцевальная деятельность позволяет снизить степень изоляции детей с особыми потребностями. Волонтеры стали лучше понимать и принимать все многообразие проявлений, личностные особенности и потребности детей, имеющих умственную отсталость. Возникшая потребность у части волонтеров (88 %) продолжить общение с детьми и после реализации программы свидетельствует о том, что инклюзивный танец позволяет ликвидировать социально-психологические барьеры и создает условия для максимального раскрытия потенциала каждого участника.
В ходе реализации программы «Вместе мы можем все!» специалисты Мурыгинского детского дома-интерната «Родник» отметили, что некоторым детям вначале было сложно сосредоточиться на движениях; концентрация внимания была невысокой. В связи с индивидуальными особенностями у детей были трудности в запоминании движений и даже их повторении за волонтерами. Специалисты
отметили, что благодаря программе «Вместе мы можем все!» были достигнуты колоссальные результаты: у детей улучшилось настроение; движения становились более точными, некоторым детям удалось проявить творческую активность. Они хорошо импровизировали под предложенные танцевальные композиции, которых не было на репетициях и занятиях со специалистами.
Нами разработана и апробировна программа социальной реабилитации детей с умственной отсталостью, построенная на основе технологии инклюзивного танца. В ходе реализации программы «Вместе мы можем все!» было доказано, что инклюзивный танец обладает следующими возможностями в социальной реабилитации детей с особенностями в развитии: создает условия для организации наставничества из числа волонтеров, содействует социальной активности детей с умственной отсталостью, улучшает их психоэмоциональное состояние.
АННОТАЦИЯ
В статье представлены результаты социальной реабилитации детей с умственной отсталостью. Авторами разработана и реализована программа социальной реабилитации на основе технологии инклюзивного танца «Вместе мы можем все!», содержание которой направлено на создание условий для организации наставничества из числа волонтеров; содействие социальной активности детей с умственной отсталостью, улучшение их психоэмоционального состояния.
Ключевые слова: дети, имеющие умственную отсталость, инклюзия, инклюзивный танец, социальная реабилитация, волонтер.
SUMMARY
The article presents the results of social rehabilitation of children with mental retardation. The authors developed and implemented a social rehabilitation program based on the technology of inclusive dance "Together we can do everything!". The content of the program is aimed at creation of conditions for the organization of mentoring from among volunteers promotion of social activity of children with mental retardation; improvement of their psychoemotional state.
Key words: children with mental retardation, inclusion, inclusive dance, social rehabilitation, volunteer.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бгажнокова И. М., Комарова С. В., Ульян-цева М. Б. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 239 с.
2. Брызгалова С. В., Зак Г. Г. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями // Специальное образование. -2010. - № 3. - С. 14-20.
3. Дементьева Н. Ф., Жигарева Н. П. Теоретическое обоснование реабилитации инвалидов в условиях психоневрологических интернатов // Медико-социальная экспертиза и реабилитация. - 2010. - № 2. - С. 24-27.
4. Зак Г. Г. Социальная реабилитация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях детского дома // Специальное образование. - 2012. - № 2. - С. 49-57.
5. Никитинская А. А., Леханова О. Л. Инклюзивное танцевальное партнерство как средство социокультурной интеграции молодых инвалидов // Инклюзивное образование: теория и практика: сборник материалов международной научно-практической конференции. - Орехово-Зуево: Государственный гуманитарно-технологический университет, 2016. - С. 743-748.
6. Никитинская А. А., Шивринская С. Е. Инклюзивный танец как средство формирования способности к управлению движениями у подростков с нарушениями ОДА // Наука-2020. - 2016. - № 4. - С. 214-218.
7. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: опыт словаря-справочника / авт.-сост. А. Н. Нигаев [и др.]. - 2-е изд., стер. - Екатеринбург, 2003. - 118 с.
8. Тарасов Л. В. Инклюзивный танец -это ... // В танце равные. - М.: АНО «Центр социокультурной анимации «Одухотворение», 2014. - № 1. - С. 8-9.
9. Центр социокультурной анимации «Одухотворение» [Электронный ресурс]. -URL: http://www.oduhotvorenie.com/?article=2 887 (дата обращения: 22.02.2017).