УДК 376.22
ИНКЛЮЗИВНЫЙ ТАНЕЦ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТИ К УПРАВЛЕНИЮ ДВИЖЕНИЯМИ У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОДА
Никитинская Анна Анатольевна
студентка
ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет»
Череповец, Россия
Шивринская Светлана Евгеньевна кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет»
INCLUSIVE DANCE AS A MEANS OF FORMATION OF THE ABILITY TO CONTROL MOVEMENTS FOR ADOLESCENTS WITH IMPAIRED LOCOMOTOR APPARATUS
Nikitinskaya Anna Anatolievna
student
Cherepovets State University, Cherepovets, Russia
Shivrinskaya Svetlana Evgenievna PhD, associate Professor Cherepovets State University, Cherepovets, Russia
Аннотация. Разнообразие двигательных нарушений у детей с ОВЗ, непосредственно связанных со спецификой заболеваний опорно-двигательного аппарата (ОДА), затрудняет развитие важнейших двигательных функций, способности к эффективному управлению движениями. Поэтому проблемы двигательной реабилитации детей с нарушениями ОДА приобретают особую актуальность.
В работе представлены возможности и доказана эффективность инклюзивного танца как средства развития и коррекции психомоторики и координационных способностей подростков, отнесенных по состоянию здоровья к группе инвалидов-колясочников. Показана необходимость расширение практик применения инклюзивного танца с целью реабилитации и социокультурной интеграции подростков с инвалидностью.
Summary. A variety of motor disorders in children with HIA, directly connected with the specific diseases of the musculoskeletal system (ODE), hampers the development of the most important motor functions, the ability to effectively manage the movements. Therefore, the problem of motor rehabilitation of children with impaired locomotor acquire special attention.
The paper presents the opportunities and proves the effectiveness of inclusive dance as a mean of development and correction of psychomotor and coordination abilities of adolescents that are referred for health reasons to a group of wheelchair users. The necessity of increased use of inclusive dance for the purpose of rehabilitation and socio-cultural integration of young people with disabilities is presented as well.
Ключевые слова. Инклюзивный танец, подростки с ОВЗ, координационные способности.
Keywords. Inclusive dance, teens with the HIA, coordination abilities.
Опорно-двигательный аппарат (ОДА), являясь одной из важнейших систем организма человека, обеспечивает передвижение тела и перемещение его частей в пространстве. Любые нарушения функций ОДА, вызванные врожденной недостаточностью или приобретенным органическим поражением, влекут за собой те или иные ограничения жизнедеятельности человека.
Особую актуальность данная проблема приобретает в детском и подростковом возрасте, когда происходит рост и изменение форм и функций организма, активно протекает формирование опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы, развитие двигательных функций и психофизических способностей.
Доказано, что различные нарушения ОДА у детей и подростков вызывают, в свою очередь, серьезные затруднения в развитии двигательных функций и способности к управлению движениями (Т.В. Власова, С.А. Егорова, В.С. Кашников, И.Ю. Левченко и др.). Поэтому в число значимых задач коррекции и реабилитации детей и подростков с нарушениями ОДА объективно включена задача развития координационных способностей.
Не вызывает сомнений тот факт, что в числе эффективных средств развития способности к управлению движениями рассматриваются физические упражнения [2,3]. Применение физических упражнений при нарушениях ОДА:
^ обеспечивает развитие и постепенное увеличение силовой выносливости мышц тела, укрепление мышечного корсета, уменьшение мышечных дисбалансов, восстановление двигательного стереотипа; ^ тренирует мышечно-суставное чувство и координационные способности организма;
^ активизирует дыхание, кровообращение, обмен веществ, улучшает функциональное состояние вегетативных центров, повышает устойчивость организма к нагрузкам и неблагоприятным влияниям внешней среды; ^ обучает активному расслаблению;
^ создает условия для оздоровления и повышения неспецифических
защитных сил всего организма, улучшения физического развития; ^ обеспечивает нормализацию метаболизма; ^ содействует повышению психоэмоционального тонуса [1].
Среди физических упражнений, обеспечивающих положительную динамику психомоторного развития и координационных способностей детей и подростков с нарушениями ОДА, рассматриваются упражнения с использованием фитболов, упражнения с малыми мячами, занятия плаванием, ритмическая гимнастика, танцевальные упражнения и другие.
В нашем исследовании изучались возможности инклюзивного танца как средства развития психомоторики и способности к управлению движениями у подростков с нарушениями ОДА.
Термин «инклюзивный танец» появился в последние годы для обозначения особого совместного танцевального творчества людей с инвалидностью и здоровых
людей. Представляя собой «катализатор» объединения людей с различным физическим и интеллектуальным потенциалом, он, по мнению Л.В. Тарасова, способствует реализации любых возможностей [4].
В исследовании пряли участие пять подростков, инвалидов-колясочников, занимающихся в клубах «Дружба» и «Надежда» реабилитационного центра «Преодоление» в г. Череповце. Содержательно работа клубов построена на содействии социальному продвижению людей с инвалидностью и ОВЗ, а также волонтерских сообществ.
При проведении исследования была использована методика «Шкала оценки психомоторного развития для детей в возрасте 11-14 лет» Н.И. Озерецкого, в ходе которого испытуемые выполняли четыре задания:
• поймать одной рукой мяч, брошенный на расстоянии трех метров;
• в течение 10 сек с максимально быстро поочередно сжимать и разжимать кисти правой и левой рук;
• в течение 15 сек с максимально быстро постукивать карандашом по бумаге, не ставя при этом следующей точки на место предыдущего попадания (теппинг-тест);
• в течение 10 сек одновременно правой и левой руками укладывать в соответствующие коробки спички и монеты.
На начальном этапе опытной работы выявились следующие особенности психомоторного развития и проявления координационных способностей у испытуемых (рис.1).
Рис.1. Распределение испытуемых по уровню психомоторного развития и координационных способностей в сентябре 2015 года (кол-во чел.)
Наибольшие трудности у подростков с нарушениями ОДА вызвал теппинг-тест -двое из пяти испытуемых поправляли карандаш правой рукой при постукивании левой, количество постукиваний в два раза ниже нормативного, и задание на укладывание спичек и монет - у всех подростков количество уложенных в коробки предметов было меньше, чем оставшееся, лучший результат - пять монет и пять
спичек. В этих заданиях у 100% испытуемых диагностируется низкий уровень исследуемых показателей.
В задании на сжимание и разжимание кисти 80% испытуемых показали высокий уровень, у одного подростка (20%) наблюдался низкий уровень: наблюдалось значительное число ошибок при сжимании правой и разжимании левой кисти рук.
С заданием на ловлю мяча одной рукой не справились три подростка (60% от числа тестируемых): количество положительных попыток было значительно меньше числа предлагаемых.
На протяжении 8 месяцев испытуемые занимались в танцевальных клубах (4 раза в неделю), принимали участие в нескольких танцевальных спектаклях, массовых городских спортивных фестивалях и праздниках, посвященных знаменательным датам.
Повторное тестирование проводилось в апреле 2016 года с использованием тех же диагностических средств (рис.2).
Рис.2. Распределение испытуемых по уровню психомоторного развития и координационных способностей в апреле 2016 года (кол-во чел.)
Полученные результаты свидетельствуют о том, что с заданием на ловлю мяча одной рукой справились четыре подростка (80%), количество их положительных попыток было равно количеству предъявлений. Лишь у одного испытуемого (20%) выявлен средний уровень способности к управлению движением.
В задании на сжимание и разжимание кисти правой и левой рук четверо из пяти испытуемых (80%) показали высокий результат. У одного подростка (20%) наблюдались умеренные трудности, что свидетельствует о переходе с низкого уровня на средний.
В теппинг-тесте у трех испытуемых (60%) наблюдается средний уровень, а у одного подростка (20%) - высокий уровень: он смог выполнить задание правильно, полностью следуя инструкции, допуская иногда незначительные ошибки. Для одного испытуемого (20%) задание по-прежнему оказалось сложным, он не смог достичь нормативных значений.
Заметные отличия наблюдались в задании на одновременное укладывание спичек и монет: трое испытуемых (60%) показали высокий результат - количество уложенных в коробки предметов было больше половины. Два подростка (40%) справились с заданием на среднем уровне.
Статистическая проверка положительных сдвигов в уровне психомоторного развития и координационных способностей испытуемых с использование G-критерия знаков (р<0,05) показала достоверность полученных результатов.
Таким образом, эмпирические факты позволяют утверждать о том, что инклюзивный танец может рассматриваться не только как культурная детермината, способствующая эффективному включению в общество лиц с инвалидностью и ОВЗ, но и как средство адаптивной физической культуры и двигательной реабилитации.
На наш взгляд, перспективным видится расширение практик применения инклюзивного танца с целью достижения целей реабилитации и социокультурной
интеграции детей и подростков с инвалидностью. ,_£
(5
Список литературы
1. Кашников В. С. Основы физической реабилитации при деформациях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата : учебно-методическое пособие /
B. С. Кашников, С. А. Егорова. - Ставрополь, 2007. - 52 с.
2. Особенности психофизического развития учащихся школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата / под ред. Т. В. Власовой. — Москва, 1985.
3. Особенности обучения ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении: методические рекомендации. - М.; СПб.: Нестор-История, 2012. - 216 с.
4. Тарасов Л. В. Инклюзивный танец - это / Л. В. Тарасов // В танце равные. -Москва : АНО «Центр социокультурной анимации «Одухотворение». - 2014. - №1.-
C.8-9.
_Q
References
1. Kashnikov V. S. Egorova S. A. Fundamentals of physical rehabilitation with deformations and diseases of the musculoskeletal system: Study guide. - Stavropol, 2007. - 52 p.
2. Aspects of psychophysical development of children in schools for children with disorders of the musculoskeletal system / ed. T. V. Vlasova. - Moscow, 1985.
3. Features of child's learning in violation of the musculoskeletal system in educational institution: guidelines. - Moscow; Petersburg .: Nestor-history, 2012. - 216 p.
4. Tarasov L. V. Inclusive dance - it... /L. V. Tarasov//The dance equal. - Moscow : ANO «sociocultural animation" spiritualization». - 2014. - № 1. - P. 8 - 9.