УДК 376.3:37.013.42 ББК 74.5 С 46
Т.Д. Скуднова
Доктор философских наук, профессор кафедры психологии Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)»; E-mail: [email protected]
А.В. Макаров
Кандидат филологических наук, доцент кафедры психологии, заместитель декана по воспитательной работе факультета психологии и социальной педагогики Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)»; E-mail: [email protected]
С.Э. Бартенева
Старший преподаватель кафедры педагогики и социокультурного развития личности Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) ФГБОУ ВО «РГЭУ (РИНХ)», директор АНО по предоставлению социально-культурных услуг «Луч Надежды»; E-mail: [email protected]
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНЫХ ПРАКТИК В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗА И СОЦИУМА*
(Рецензирована)
Аннотация. Рассматриваются основные направления социокультурной деятельности в процессе реализации инклюзивных практик в условиях взаимодействия вуза и социума на примере муниципальной социальной программы «Сердце доброты» в г. Таганроге. Показаны инновационные технологии инклюзивного образования, способствующие социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, инклюзивные практики, инклюзивная культура, социокультурная деятельность, специальные воспитательно-образовательные условия, муниципальная образовательная программа, доступность образовательной среды.
T.D. Skudnova
Doctor of Philosophy, Professor of Department of Psychology, Anton Chekhov Taganrog Institute, Branch of Rostov State Economic University (RINH); E-mail: [email protected]
A.V. Makarov
Candidate of Philology, Associate Professor of Department of Psychology, Deputy Dean for Education at the Faculty of Social Pedagogy and Psychology, Anton Chekhov Taganrog Institute, Branch of Rostov State Economic University (RINH); E-mail: [email protected]
S.E. Bartenevа
Senior Lecturer of Department of Pedagogy and Socio-Cultural Development of the Personality of the Anton Chekhov Taganrog Institute, Branch of Rostov
* Статья выполнена при поддержке РФФИ, проект № 19-013-00117/19 «Осмысление социально-философского феномена образовательной инклюзии в контексте зарубежных и отечественных методологических подходов и моделей»
State Economic University (RINH); Director of ANO "Ray of Hope" providing socio-cultural services; E-mail: [email protected]
IMPLEMENTATION OF INCLUSIVE PRACTICES IN THE PROCESS OF INTERACTION BETWEEN THE UNIVERSITY AND SOCIETY
Abstract. The article discusses the basic directions of sociocultural activity in the process of implementing inclusive practices in terms of interaction between the University and society using an example of municipal social program "Heart of Kindness" in Taganrog. The publication shows innovative technologies for inclusive education, contributing to the socialization and adaptation of children with disabilities.
Keywords: children with health limitations, inclusive practices, inclusive culture, sociocultural activities, especial educational - care conditions, municipal educational program, the availability of education environment.
В настоящее время в условиях трансформации современного образования особое значение для устойчивого развития общества приобретает качество человеческого капитала - его здоровье, знания, способность к мобильности и возможность получения доступной информации. Увеличение вложений в человеческий ресурс стало государственной социально-экономической стратегией. Назрела острая необходимость насыщения образовательных практик социальными смыслами и ценностными ориентирами [1].
Дети с ограниченными возможностями здоровья, в особенности дети-инвалиды, - наиболее уязвимая часть населения, нуждающаяся в особой социальной поддержке государства. Сегодня инклюзия на территории нашей страны регулируется Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами «Об образовании», «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка, Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свободах, Конвенцией ООН «О правах инвалидов». В содержании этих документов указывается, что в целях реализации возможности получить качественное образование страны-участницы обязаны обеспечить инклюзивное образование на всех ступенях и возможность обучаться в течение всей
жизни человека. Российская Федерация взяла на себя обязательство по обеспечению права каждого человека на образование, закрепив этот принцип в статье 43 Конституции РФ, положениях Конвенции о правах инвалидов, ратифицированной 3 мая 2012 г., провозгласив недопустимость дискриминации в сфере образования (статья 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»). Однако появление такой законодательной базы невозможно без внутренних трансформаций общества и государства, осознания необходимости изменения отношения к инвалидам и людям с особыми образовательными потребностями, признания их права на полноценную жизнь. Все это составляет гуманистическую предпосылку становления инклюзивного образования в России и в мире.
Одна из приоритетных целей социальной политики России - трансформация образования в направлении доступности и качества для всех категорий граждан с ОВЗ. В связи с этим значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование. Инклюзивное образование как новое и перспективное направление в педагогике приобретает особую значимость в связи с ростом числа детей с ОВЗ и детей-инвалидов, актуализируя проблему их интеграции в социум и в образовательные организации. Дети с недостатками
развития, так же, как и нормально развивающиеся, имеют право быть принятыми в коллектив сверстников, развиваться в соответствии со своими возможностями и обретать перспективу участия в жизни общества.
В России инклюзивное образование делает только первые шаги: получают развитие инклюзивные практики, инновационные формы, методы и технологии взаимодействия субъектов педагогического взаимодействия, создаются новые адаптационные программы, социокультурные проекты и автономные некоммерческие организации. Цель инклюзивных практик - создание доступной, гибкой, адаптивной образовательной среды, удовлетворяющей потребности каждого ребенка с ОВЗ. Разработка социокультурных проектов и программ, включающих инновационные технологии, методических рекомендаций по работе с детьми-инвалидами, создание системы психолого-педагогической поддержки детей с особыми образовательными потребностями (ООП) являются также важнейшими задачами инклюзивного образования. При этом серьезное внимание должно быть уделено проблеме подготовки кадров для работы с детьми с ООП. Речь идет о профессиональном образовании тьюторов - специалистов, сопровождающих процесс персонализированного обучения и воспитания детей с особыми потребностями [1].
Инклюзивное образование сегодня - это гибкая и многофункциональная система, признающая уникальность и ценность каждого индивидуума с ООП, особая философия, результат развития идей гуманизма. Оно призвано обеспечить не только возможность успешной социализации детей с ограниченными возможностями как полноценных членов общества, но и воспитать толерантное отношение к ним социума, обеспечить их гармоничное взаимодействие и заботу друг о друге как членов общества.
Эта совокупность целей предполагает как техническое оснащение организаций и учреждений, так и разработку индивидуальных обучающих программ, которые будут направлены на развитие и социализацию инвалидов. Кроме этого, необходимы специализированные технологии и инклюзивные практики, направленные на адаптацию детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении.
Известный отечественный психолог Л.С. Выготский отмечал, что дети с ОВЗ не должны исключаться из общества детей, имеющих нормальное развитие, поэтому необходимо создать систему обучения, которая будет этому способствовать. В то же время в коррекционной школе всё приспосабливалось к дефекту человека и ориентировалось на его недостатки, он жил в замкнутом мире и не видел реальной жизни. Можно утверждать, что благодаря Л.С. Выготскому зародилась идея инклюзивного образования. В основе современной концепции инклюзивного образовательного пространства лежит культурно-историческая теория Л.С. Выготского, центральным положением которой является социальная обусловленность психического развития, роль педагогического и социального взаимодействия в процессе формирования личности; социокультурные концепции развития личности (A.B. Петровский, Д.И. Фельдштейн и др.); теория формирования личности в социально изменяющихся условиях (Л.П. Бу-ева); положение об адаптации личности как процессе социализации (И.С. Кон, A.B. Мудрик и др.).
Понятие инклюзивности образовательного пространства многомерно и включает в себя объекты и субъекты образовательного процесса. Дети с ОВЗ, школьники, являясь объектами и субъектами образовательного процесса одновременно, обучаются, воспитываются, социализируются, приобретают положительный опыт продуктивного
взаимодействия с социумом, адаптируются и интегрируются в нем. Важную роль в образовательном процессе играют программы и индивидуальные образовательные маршруты, стратегии и траектории развития, обеспечивающие включенность лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс на всех возрастных этапах. Особые требования предъявляются к структуре и среде инклюзивного образовательного пространства: обеспечение вариативности, свободы выбора, индивидуализации и самореализации индивида, содействие продуктивному межведомственному взаимодействию, образующему инклюзивное пространство, способствующему адаптации и интеграции.
Директор Института коррекци-онной педагогики РАО Н.Н. Мало-феев считает, что инклюзивное образование следует рассматривать как процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и нормально развивающихся сверстников. В ходе такого образования дети с ООП смогут достигать наилучших результатов в социальном развитии. Вместе с тем он подчеркивает, что существует опасность механического переноса западных моделей интеграции [3: 3].
Поддерживая идею инклюзивного образования, организуя необходимые условия для внедрения инклюзивной практики, высшие учебные заведения действуют в инновационном режиме. При этом одной из важных задач является задача создания устойчивой, развивающейся, эффективно действующей среды инклюзивного обучения в образовательных учреждениях разных типов и видов и разработка инклюзивных практик.
Под инклюзивной практикой в образовании подразумевают совокупность форм, методов и способов деятельности образовательной организации, направленных на социализацию и адаптацию в обществе
обучающегося с особенностями развития, а также создание образовательной среды, способствующей гармоничному развитию детей независимо от их психофизического состояния [4: 134].
Включение в систему социокультурных отношений в обществе является целью и результатом образования детей с ограниченными возможностями здоровья и должно осуществляться на основе гуманистических принципов: признания самоценности человеческой личности, антропологизма, индивидуализации, субъектности, партнерского взаимодействия, вариативности, креативности, самореализации и др. Такая социокультурная интеграция направлена на формирование навыков социального поведения, вовлечение в различные виды деятельности, доступные данному возрасту, развитие стремления к самореализации и освоение социальных и культурных норм общества [5].
В исследовании В.Ц. Цыренова выделяются следующие наиболее значимые принципы образования лиц с ОВЗ на этапе социокультурной интеграции: педагогического оптимизма; ранней педагогической помощи; коррекционно-компенси-рующей и реабилитационной направленности образования лиц с нарушениями развития; деятель-ностного подхода в обучении и воспитании; социально адаптирующей направленности образования; развития мышления, языка и коммуникации; необходимости специального педагогического руководства; продуктивного взаимодействия [6: 89-90]. По мнению исследователя, «социокультурная интеграция -это процесс, оптимизирующий жизнедеятельность личности в единстве сохранения и изменения, традиций и инноваций, социализации и ин-культурации, интериоризации и самореализации; это многоаспектный процесс взаимодействия субъекта и среды его обитания, сопровождающийся, с одной стороны, изменением
личности, с другой - трансформацией социальных и культурных феноменов, составляющих актуальное пространство жизнедеятельности человека» [6: 84]. В процессе взаимодействия в инклюзивном образовательном пространстве личность не только адаптируется к условиям окружающей среды, но и создает новые психологические, социальные и культурные механизмы взаимодействия, необходимые для изменения обеих взаимодействующих сторон -личности и социума.
Эффективность социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от внешних и внутренних факторов. К внутренним факторам относятся структура первичных и системных отклонений в развитии, степень их проявления; к внешним факторам - социализация, уровень социокультурной интеграции, характер межличностных отношений, складывающихся между всеми субъектами инклюзивного образования, а также уровень инклюзивной культуры. Важнейшими педагогическими условиями эффективного взаимодействия в инклюзивном образовательном пространстве являются: выявление степени совпадения целей и совместных интересов; четкое разграничение прав, обязанностей, функций сторон; наличие единого информационного пространства, способствующего своевременному информированию о целях, задачах, действиях, направлениях работы; исключение субординированных отношений, построение личностно-развивающего взаимодействия на основе учета интересов и целей особых детей; постоянный контакт и обмен действиями между учреждениями и организациями различной ведомственной принадлежности.
Развитие инклюзивного образования в России чаще всего осуществляется в партнерстве государственных образовательных структур (в частности, вузов) и автономных
некоммерческих объединений и организаций. Инициаторами включения детей с особенностями развития в процесс обучения в системе образовательных учреждений общего типа выступают объединения родителей детей с инвалидностью, организации, отстаивающие права и интересы людей с инвалидностью, профессиональные сообщества и общественные учреждения, работающие в экспериментальном и проектном режиме.
Рассмотрим подробнее особенности реализации муниципальной общественно значимой программы «Сердце Доброты», отмеченной в 2018 году Дипломом 2 степени Городского конкурса на предоставление субсидии из местного бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям в г. Таганроге. Её приоритетное направление связано с развитием духовно-нравственных чувств, привитием моральных норм поведения, формированием эмоционально-ценностного отношения ребёнка к окружающему миру и к другим людям.
Данная программа подготовлена в 2018 году авторским коллективом, реализующим социокультурные проекты совместно с автономной некоммерческой организацией по предоставлению социально-культурных услуг «Луч Надежды» в г. Таганроге под руководством доктора философских наук, профессора кафедры психологии Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) «РГЭУ (РИНХ)» Т.Д. Скуд-новой (научный консультант), при непосредственном участии заместителя декана факультета психологии и социальной педагогики, кандидата филологических наук, доцента А.В. Макарова и руководителя АНО «Луч надежды» С.Э. Бартеневой. Отметим, что «Луч Надежды» является официальным социальным партнером вуза и АНКО «Добрые дела» в г. Таганроге по организации и проведению мероприятий социальной направленности.
В 2017 г. совместный социальный проект «Творчество без границ» стал победителем среди 242 социальных проектов в областном конкурсе «Воля и великодушие» среди представителей государственных, муниципальных, коммерческих организаций и НКО, сообществ граждан, физических лиц, гражданских активистов. В октябре 2017 г. проект вновь стал «Победителем Конкурса» 2 этапа Всероссийского конкурса социальных проектов «Флаг Добра», который рекомендован на оказание поддержки Благотворительного фонда «Под флагом добра» в реализации социального проекта «Зональный фестиваль художественного и технического творчества детей-инвалидов и молодых инвалидов «Творчество без границ».
Для реализации программы «Сердце Доброты» в качестве партнёров АНО по предоставлению социально-культурных услуг «Луч Надежды» выступили преподаватели факультета психологии и социальной педагогики Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) «РГЭУ (РИНХ)», коллективы МБУК «Дворец молодежи» г. Таганрога, ГКОУ РО «Таганрогский центр помощи детям № 5», Центральная городская публичная библиотека имени А.П. Чехова, МАУ «Городской дом культуры», ГКОУ РО «Ростовская санаторная школа-интернат №28» («Центр дистанционного образования детей-инвалидов»).
Актуальность осуществления программы «Сердце Доброты» обусловлена тем, что в последние годы такие духовно-нравственные качества, как доброта, гуманность, эмпа-тия, толерантность, отзывчивость, милосердие, великодушие, справедливость значительно утратились в межличностном взаимодействии. Ученые, педагоги, родители говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Духовный кризис проявляется в преобладании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению
представлений детей о добродетелях. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажение нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей разного возраста. Особую озабоченность вызывает еще недостаточно высокий уровень инклюзивной культуры детей, педагогов и родителей. Именно поэтому социально-педагогическая работа педагогов и психологов, направленная на формирование основ знаний и представлений о нравственных чувствах и эмоциях, развитии навыков эмпатии, толерантного и понимающего отношения к «особым» детям, представляется на сегодняшний момент весьма актуальной. Современное общество заинтересовано в воспитании духовно-нравственных чувств и отношений, развитой и творческой личности. Умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других людей, приходить на помощь, сочувствовать и сопереживать, доброта - вот те основные качества, которые необходимо развивать в раннем возрасте. Настоящая программа направлена на развитие эмпатии, доброты, гуманности и коммуникативной толерантности, так как современное общество заинтересовано в преодолении духовного кризиса, воспитании духовно-нравственной, развитой и творческой личности, ориентированной на ценностно-смысловое самоопределение в культуре [7].
Цель данной программы - воспитание у детей личностных качеств и черт характера (альтруизм, доброта, эмпатия, сопереживание, толерантность и др.), способствующих сплочению коллектива, развитию мотивации на совместную творческую деятельность и формированию социальной активности [8].
К задачам программы относятся:
1) формирование доброжелательных, дружеских взаимоотношениий между детьми;
2) воспитание чувства сопереживания, уважения, коммуникативной толерантности;
3) развитие представлений детей о понятиях «добро» и «зло», их важности в жизни людей;
4) сохранение и укрепление нравственного здоровья детей и социума;
5) формирование уважительного отношения к лицам с ОВЗ;
6) развитие инклюзивной культуры в условиях реализации совместных социокультурных проектов.
На этапе разработки программы авторы обратили внимание на то, что в результате её реализации возможно повышение уровня альтруистической направленности, эмпа-тии, доброты, доброжелательности, уважения друг к другу, коммуникативной толерантности, сплоченности коллективов.
Целевая аудитория программы - дети-инвалиды, дети с ОВЗ, учащиеся городских школ (7-15 лет), дети-сироты, дети группы риска, многодетные семьи, неполные семьи, педагоги-воспитатели, студенты и педагоги высшей школы.
В качестве способа определения потребностей целевой аудитории были выделены социометрия и диагностика знаний и представлений детей о добре и зле, отношений к окружающим людям, уровня эмпа-тии и толерантности, умения бесконфликтного общения, сотрудничества и взаимопомощи и др.
Реализация проекта предполагает учёт положительного опыта организации развивающего инклюзивного культурно-образовательного пространства, использование технологий социально-педагогического проектирования, социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, межведомственного взаимодействия, опирающихся на принципы нормативно-правовой базы инклюзивного образования. В рамках программы
осуществляется также реализация психолого-педагогической поддержки, включающей диагностику детей и использование антропотехноло-гий и психопрактик самопознания, самоопределения и самоактуализации личности в условиях креативной развивающей среды. Основной стратегией такой психологической поддержки является субъект-субъектный подход [9].
Программа «Сердце Доброты» включает несколько этапов.
Первый этап - разработка целей, задач и содержания программы, адресованной детям школьного возраста, а также методических материалов и тематики развивающих форм совместной деятельности в рамках проекта.
Второй этап - организационно-методический. Реализация проекта. Проведение уроков доброты, внеклассных мероприятий, ролевых игр и коммуникативных тренингов, инсценировок, бесед, индивидуальных консультаций, театрализованных представлений с участием детей и родителей, консультаций для родителей и учителей, проведение Дня доброты 1 июня - в день защиты детей и городского концерта «Творчество без границ» в декаду инвалидов 4 декабря и др.
Третий этап - рефлексивный. Оценка, анализ результатов реализации программы и диагностика изменений в представлениях, ценностных ориентациях и характере отношений детей в коллективе и друг к другу.
Наиболее эффективными формами и методами реализации программы, как показывает практика, являются ролевые, коммуникативные и развивающие игры, беседы, театрализованные представления с участием детей с ОВЗ, консультации для родителей и учителей, волонтёрские акции, интерактивные программы и др. Реализация основных мероприятий в рамках данной программы позволила с помощью образовательных, социокультурных
и сопровождающих технологий обеспечить повышение уровня инклюзивной культуры и интегрировать детей-инвалидов в инклюзивное пространство.
Результативность выполнения программы «Сердце Доброты» подтверждается увеличением количества детей с ОВЗ, участвующих в проекте (статус зрителя, непосредственного участника, постоянного члена творческой группы и др.), расширением городского инклюзивного пространства (усилением интереса к совместному социокультурному проектированию, использованием инновационных форм взаимодействия между представителями общественных организаций и заинтересованных лиц и др.). К числу качественных показателей результативности выполнения программы относятся следующие аспекты жизнедеятельности детей с ОВЗ и городского сообщества:
1) формирование волонтёрского корпуса из числа школьников и студентов;
2) распространение информации о проблеме безбарьерной среды;
3) координация усилий профессионального сообщества и представителей общественных организаций и органов власти в сфере инклюзивного и культурно-образовательного пространства;
4) просвещение населения в СМИ об инклюзивном и культурно-образовательном пространстве;
5) проведение социально-культурных мероприятий, способствующих возникновению единого «психологического пространства», настраивающего на эмоциональное со-существование, со-действие и со-бытие, в котором создаются условия для саморазвития и самореализации.
Эти меры способствуют всестороннему развитию личности, формированию духовно-нрав-
ственных качеств, раскрытию потенциала личности и социально-психологической безопасности. К
эмоционально-мотивационным компонентам социально-психологической безопасности относятся удовлетворенность межличностными отношениями, гармоничный характер взаимодействий, защищенность (отсутствие психологических и коммуникативных затруднений) в отношениях, преодоление одиночества, дискомфорта, избегание «застревания аффекта», повышение самооценки, активности и инициативы.
Стартовым мероприятием данной программы стал III областной фестиваль художественного и технического творчества детей-инвалидов и молодых инвалидов «Творчество без границ», который проводился при поддержке регионального проекта Партии «Единая Россия» «Особенное детство», регионального отделения федерального проекта Партии «Единая Россия» «Здоровое будущее» и благотворительного фонда «Под флагом добра».
Цель фестиваля - привлечение внимания общественности к вопросам социальной адаптации и интеграции детей-инвалидов в Ростовской области, создание для них социальной инфраструктуры, комфортной для развития творчества. В мероприятии приняли участие более 70 мастеров декоративно-прикладного творчества, 5 любителей технического творчества и около 100 человек, выступивших в качестве певцов, танцоров и музыкантов в возрасте от 8 до 30 лет, проживающих в Ростовской области.
Веселые старты - очередное мероприятие в рамках данной программы, которое проводится с 2015 г. при поддержке Спорткомитета г. Таганрога. Для участия в веселых состязаниях, направленных на пропаганду здорового образа жизни среди детей и молодых людей с инвалидностью и их ровесников, были приглашены дети и родители - члены некоммерческих организаций «Луч Надежды» и «Мы есть». Мероприятие позволило продолжить работу по повышению уровня
социализации детей и молодежи с инвалидностью, формированию положительных социально-коммуникативных навыков, развитию творческого потенциала.
Еще одной из эффективных форм социальной работы с детьми с ОВЗ стал Городской инклюзивный концерт «В кругу друзей», в программе которого приняли участие коллективы АНО «Луч Надежды», НКО «Мы есть», МБУК «Дворец молодежи» при участии и сопровождении студентов-волонтеров. Целью этого уникального концерта стало объединение в совместной творческой программе детей и молодых людей с ОВЗ и их здоровых сверстников, изменение отношения общественности к людям с особыми потребностями и создание инклюзивного творческого пространства в духе понимания, терпимости, уважения к различиям.
На базе спортивно-оздоровительного комплекса «Ромашка» (пос. Золотая коса, Неклиновский район) состоялось первое совместное выездное мероприятие, приуроченное ко Всемирному дню туризма в формате Дня здоровья. День здоровья включал церемонию открытия и закрытия, зарядку вместе с представителями педотряда оздоровительного комплекса, традиционные «Веселые старты» и спортивные соревнования, проведённые на современных оборудованных площадках центра. Вместе с председателем Федерации инвалидного спорта в г. Таганроге Г.Д. Стрельниковой студенты провели пешеходные экскурсии по лесопарковой и приморской зонам центра, тематический конкурс рисунков на асфальте, выпустили «Листки здоровья» с последующей защитой.
В рамках Декады инвалидов состоялся концерт детей-инвалидов и молодых инвалидов «Творчество без границ», тематическая лекция «Сильные духом в искусстве» в рамках Всероссийской инклюзивной акции «Музей для всех!»,
проведённая в Таганрогском художественном музее. Реализуя добровольческие инициативы, студенты-волонтеры провели «Уроки доброты», главная задача которых - рассказать учащимся о добровольческом движении в России и привлечь к нему внимание будущих волонтеров. В ходе занятий волонтеры активно использовали фрагменты учебного видеофильма «Урок доброты» с целью формирования толерантного отношения к детям и молодежи с инвалидностью в условиях инклюзивного и социокультурного пространства, знакомства с известными личностями с ОВЗ, формирования активной жизненной позиции и способности к самореализации.
Большой интерес вызвали акции «День мира», «Дружба. Что это такое?» при участии инклюзивного творческого коллектива при храме Иерусалимской Иконы Божьей Матери; «Подарок другу», акция «Люди с добрым сердцем», конкурс детских рисунков «Какого цвета доброта?», новогодняя программа «Говорят, под Новый год» и др.
Таким образом, в современной социокультурной ситуации огромную роль играет разработка инновационных технологий инклюзивного образования, обобщение положительного опыта моделирования, проектирования и реализации социально значимых программ и проектов по повышению инклюзивной культуры. Анализ социокультурных проектов вузов и некоммерческих организаций, несомненно, расширяет возможности социокультурной интеграции лиц с ОВЗ и инвалидностью и способствует развитию технологической платформы для создания безбарьерной среды инклюзивного образовательно-воспитательного пространства, способствующего всестороннему развитию лиц с ОВЗ, формированию духовно-нравственных качеств, раскрытию
творческого потенциала и социально-психологической безопасности жизнедеятельности.
Реализация инклюзивного образования требует согласованных и безотлагательных действий со стороны Министерства образования, здравоохранения, труда и социальной защиты. Для внедрения Концепции инклюзивного образования в массовую практику необходимо формирование адекватного отношения общества к лицам с особыми образовательными потребностями. Важно объединение усилий широких слоев общественности, СМИ, благотворительных, волонтерских, автономных некоммерческих объединений, коммерческих организаций и др. Особая роль принадлежит
объединениям родителей и самих лиц с ограниченными возможностями. Особое внимание следует уделять созданию комплексных программ обучения родителей, а также разработке программ и проектов, реализующих инновационные инклюзивные практики. Инклюзивные практики - это шаг к культуре, в которой ценность человека определяется не его полезностью, а его достоинством - возможностью жить, надеяться, любить, творить. Это накладывает особую ответственность на всех людей, от гуманизма и профессионализма которых зависит реализация в жизни этой новой практики, которая, в силу своих ценностно-смысловых основ, нужна всем, а не только детям-инвалидам.
Примечания:
1. Колесникова Е.Ю., Скуднова Т.Д. Практика трансформации российского образования в свете социологических теорий: дефицит «социальности» // Социально-гуманитарные знания. 2015. № 7. С. 157-163.
2. Алехина С.В., Семаго М.М. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: метод. пособие. М.: Изд-во МГППУ, 2012. 156 с.
3. Малофеев Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2010. N° 1. С. 3-10.
4. Бахарев А.В. Развитие инклюзивных практик в истории современного российского образования: дис. ... канд. пед. наук. М., 2018. 157 с.
5. Пашкова М.Н., Скуднова Т.Д. Инклюзивное образование в Испании: монография для студентов и магистрантов педагогических вузов. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2018. 171 с.
6. Цыренов В.Ц. Социализация и инкультурация детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях разных типов и видов: дис. ... д-ра пед. наук. М., 2015. 442 с.
7. Реализация воспитательного потенциала содержания психолого-педагогического образования: теория и практика / под ред. Т.Д. Скудновой. Ростов н/Д: Фонд науки и образования, 2017. 178 с.
8. Скуднова Т.Д., Еговцова Е.И. Человековедение: учеб.-метод. пособие / под ред. Т.Д. Молодцовой. Таганрог, 2004.
9. Скуднова Т.Д., Макаров А.В. Социокультурное проектирование как средство интеграции воспитательно-образовательных ресурсов вуза и социума // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. 3, Педагогика и психология. 2016. Вып. 4. С. 81-85.
10. Скуднова Т.Д. Образование как способ ценностно-смыслового самоопределения человека в культуре // Философия права. 2009. N 6 (37). С. 56-60.
References:
1. Kolesnikova E.Yu., Skudnova T.D. Practice of the transformation of Russian education in the light of sociological theories: lack of "sociality" // Socio-humanitari-an knowledge. 2015. No. 7. P. 157-163.
2. Alekhina S.V., Semago M.M. Creation and approbation of the model of psychological and pedagogical support of inclusive practice: a methodical manual. M.: MGPPU, 2012. 156 pp.
3. Malofeev N.N. Inclusive education in the context of modern social policy // Education and training of children with developmental disabilities. 2010. No. 1. P. 3-10.
4. Bakharev A.V. Development of inclusive practices in the history of modern Russian education. Diss. for the Cand. of Pedagogy degree. M., 2018. 157 pp.
5. Pashkova M.N., Skudnova T.D. Inclusive education in Spain: a monograph for students and master student of pedagogical universities. M.; Berlin: Direct Media, 2018. 171 pp.
6. Tsyrenov V.Ts. Socialization and inculturation of children with disabilities in educational institutions of different types and kinds. Diss. for the Dr. of Pedagogy degree. M., 2015. 442 pp.
7. Realization of educational potential of the content of psychological and pedagogical education: theory and practice / Ed. T.D. Skudnova. Rostov-on-Don: Fund of Science and Education. 2017. 178 pp.
8. Skudnova T.D., Egovtsova E.I. Human studies: an educational and methodical manual / Ed. T.D. Molodtsova. Taganrog, 2004.
9. Skudnova T.D., Makarov A.V. Socio-cultural projection as a means of integration of educational-teaching resources of the University and society // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. 3: Pedagogy and Psychology. 2016. Iss. 4. P. 81-85.
10. Skudnova T.D. Education as a way of value-semantic self-determination of a person in culture. Philosophy of Law, 2009. No. 6 (37). P. 56-60.