Научная статья на тему 'Роль коммуникации в транзитивном обществе'

Роль коммуникации в транзитивном обществе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
254
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / ТРАНЗИТИВНОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИОСИНЕРГЕТИКА / ПАРАМЕТРЫ ПОРЯДКА / САМООРГАНИЗАЦИЯ / ЦИКЛИЧЕСКАЯ ПРИЧИННОСТЬ / COMMUNICATION / TRANSITIVE SOCIETY / SOCIOSYNERGETICS / SIZE ORDER / SELFORGANIZATION / CYCLIC MOTIVATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Федотова М. Г.

Обосновывается конструирующая роль коммуникации в транзитивном обществе. Показано, что общество, как динамическая система, находящаяся в неравновесном состоянии, управляется воздействием на параметры порядка, одним из которых является коммуникация. С позиции синергетики доказана необходимость коммуникативного консенсуса в обществе, стремящемся к динамической стабилизации. Сформулированы принципы управления коммуникацией в транзитивном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Communication in Transitive Society

This article is based on designing role of communication in transitive society. It is shown, that dynamic system, presenting in unbalanced state, is directed on size order, one of which is communication. With the point of synergetics it is proved the necessity of communicative consensus in a society directing to dynamic stabilization. Principles of communication management in transitive society have been formed.

Текст научной работы на тему «Роль коммуникации в транзитивном обществе»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2011. № 3. С. 53-56.

УДК 101.1:316 М. Г. Федотова

РОЛЬ КОММУНИКАЦИИ В ТРАНЗИТИВНОМ ОБЩЕСТВЕ

Обосновывается конструирующая роль коммуникации в транзитивном обществе. Показано, что общество, как динамическая система, находящаяся в неравновесном состоянии, управляется воздействием на параметры порядка, одним из которых является коммуникация. С позиции синергетики доказана необходимость коммуникативного консенсуса в обществе, стремящемся к динамической стабилизации. Сформулированы принципы управления коммуникацией в транзитивном обществе.

Ключевые слова: коммуникация, транзитивное общество, социосинергетика, параметры порядка, самоорганизация, циклическая причинность.

В ходе многочисленных дискуссий, темой которых является выбор пути развития России, модернизация, процессы демократизации и построения «хорошего общества» [1], само собой разумеющимся, даже тривиальным, выглядит тезис о значительной роли коммуникации в этом процессе. Однако коммуникация в этих обсуждениях выглядит, как правило, неким «орнаментом», дополнительным элементом, приятным и облагораживающим украшением процесса обсуждения уже принятых или подготовленных к принятию решений управляющих структур. Между тем представляется, что роль коммуникации в транзитивном обществе - не столько «украшающая», сколько конструирующая, создающая новую общественную структуру и новые принципы взаимодействия в полиструктурной системе общества. Попытаемся обосновать этот тезис исходя из сущности транзитивного общества.

Транзитивное общество будем понимать как общество эпохи модерна и постмодерна, находящееся в процессе перманентных перемен, трансформации в котором осуществляются на макро- (социальная, экономическая, политическая подсистемы общества) и микроуровне (жизненный мир индивида). Это становящееся, но еще не ставшее общество.

Состояние перманентного перехода, вероятностные закономерности, возможные модели развития общества рассматриваются социосинергетикой (подразделом динамической теории открытых систем). В данном случае эвристичным оказывается сочетание идей синергетики и системного подхода (Н. Луман), концепции открытого и закрытого общества (А. Бергсон, К. Р. Поппер, Дж. Сорос и др.). Социосинергетика развивает системный подход для переходных состояний общества, рассматривая переходное общество как открытую систему со стороны «общих формально-логических свойств, образующих формальные структуры» [2, с. 518]. Обозначим принципы описания транзитивного общества в этом подходе.

Социосинергетика описывает динамические системы, находящиеся в неравновесных состояниях. Транзит рассматривается теорией режимов с обострениями как фазовый переход от одного динамиче ского состояния системы к другому. Механизм такого перехода связывается с наличием точек бифуркации, проходя через которые сис-

© М.Г. Федотова, 2011

тема качественно меняет свое состояние. В ней возникают принципиально новые виды связей, существование которых не предопределяется прежним способом организации и не выводится из него.

Транзитивное общество как систему характеризует процесс перехода от общественной системы с преобладанием динамических, становящихся и распадающихся структур к обществу с относительно устойчивыми, стабильными структурами. В транзитивном обществе происходят вариативные изменения состояния в сторону определенного аттрактора. Общество как сложная, интегрированная система в неравновесном состоянии чувствительно даже к незначительным воздействиям как со стороны управляющих параметров (внешние для системы воздействия), так и со стороны параметров порядка (внутренние, упорядочивающие функции, определяющие поведение подсистем). Причем параметры порядка и поведение подсистем связывает не линейная, а циклическая причинность. Как пишет об этом Г. Хакен: «Параметры порядка определяют поведение частей [системы] и, наоборот, части определяют через свое коллективное поведение, поведение параметров порядка» [3, с. 196]. И далее: «В таких ситуациях, для которых часто характерны нестабильности, во многих случаях возникает, как показывает синергетика, в высокой степени удивительное поведение, а именно такое, что система имеет в принципе множество вариантов, из которых она, естественно, может реализовать только один. Какой вариант будет реализован, это решает часто, по-видимому, ничтожнейшее случайное событие» [3, с. 196-197]. Один из вариантов реализации действия этого синергетического механизма в истории России описана В. В. Ильиным в работе «Философия истории»: «Нелинейный закон пороговости, при котором перекрытие предела нечувствительности к эффектам многократно умножает значимость изменений, и проявился в отечественной истории в феврале 1917 г., когда перегруженное настроением недовольства общество неограниченно катализировало активность оппозиционных, несовместимых между собой, но выполняющих единую социально катарсическую функцию антифеодальных и антикапиталистических, пролибераль-ных и просоциалистических партий и движений. Их солидарное выступление решило судьбу монархии в России. Монархия не была свергнута. Переобремененная

грузом проблем, не выдержав непосильной державной ноши, самоисчерпавшись, 2 марта она пала» [4, с. 77].

Принципиальным положением социосинергетики является открытость общества и его способность к самоорганизации. В социосинергетике переосмыслено понятие «открытой системы» (Л. Берта-ланфи) с общегуманитарных, социологических позиций. В. А. Аршинов утверждает: «Можно без особой натяжки сказать, что “открытое общество” по Попперу

- это своеобразный междисциплинарный симбиоз культурологического понятия “открытого общества” Бергсона и естественнонаучного “протосинергетического” понятия “открытой системы” Берталанфи. В основе этого симбиоза лежит диалоги-чески-коммуникативный “круговой” процесс междисциплинарного осмысления идеи развития в современной цивилизации и культуре» [5, с. 109]. В открытом обществе системные связи реализуются через интеракции. Стабилизация его состояния возможна на базе консенсуса.

Открытое общество может существовать на принципах самоорганизации, когда под воздействием управляющих параметров и параметров порядка (о нелинейной циклической причинности говорилось выше) происходит неравновесное упорядочивание всей системы и дальнейшее усложнение структуры вплоть до очередной точки бифуркации. Г. Хакен описывал самоорганизацию как «спонтанное образование высокоупорядоченных структур из зародышей или даже из хаоса» [6, с. 14], когда система переходит от неупорядоченного состояния к упорядоченному путем совместного (синергичного) действия её подсистем. Самоорганизация может быть описана как процесс интеграции элементов системы общества. Такая интеграция становится для транзитивного общества проблемой и насущной необходимостью, управление общественной системой проблематизируется. Синергетический принцип управления сложными системами - воздействие на параметры порядка. Покажем, что коммуникация в транзитивном обществе и является одним из параметров порядка.

Механизм интеграции элементов связывается синергетикой с процессами обмена веществом, энергией и информацией между системой и окружающей средой. Описывая конструктивную роль хаоса, вводя принцип сосуществования случайности и упорядоченности, синергети-

Роль коммуникации в транзитивном обществе

55

ка дает и особое понимание информации. Информация - «мера порядка, которая противостоит хаосу... мера сложности системы, характеристика внутреннего разнообразия системы, это мера вероятностного выбора одной из возможных траекторий развития того или иного процесса» [7, с. 16]. К особенностям генерации информации относят определение Г. Кастлера: «информация есть случайный запоминаемый выбор варианта из многих возможных и равноправных» [8, с. 11-12].

Из такого понимания информации следует и конструирующая роль процесса обмена информацией (коммуникации) между элементами системы. «Бифуркационный» выбор варианта, рецепция информации системой приводит её в относительно устойчивое состояние. «При этом возникает упорядоченность (структура), олицетворяющая нарушение прежней пространственной симметрии, и установление новой ассиметричной и в то же время более упорядоченной формы координации частиц, из которых состоит система» [8, с. 16]. У. Матурана определяет коммуникацию в самоорганизующихся системах не в традиционном понимании как процесс передачи информации, а как сверхкоординацию координации организмов (см.: [9, с. 300]). Применительно к обсуждаемой здесь проблеме можно сказать, что рецепция информации извне и информационный консенсус внутри общественной системы означают переход от транзитивного состояния общества к периоду его относительной стабилизации, упорядоченности социальных структур.

Опираясь на принцип функционирования открытых аутопойетических систем, Н. Луман разработал теорию общества как социальной системы, оперативно замкнутой на базисе коммуникации [10, с. 25]. Поддержание динамического равновесия в этой системе возможно лишь через всё новые и новые коммуникации, через постоянный бифрукационный выбор [10, с. 90].

В человеческом обществе сведения, которыми обменивается система с окружающей средой и с собственными элементами, принимают форму общего кода, вербального и невербального языка. Код является материальным носителем информации, способом ее выражения.

Выше речь шла о воздействии процессов обмена информацией внутри системы как параметров порядка на макроуровне (когда мы имеем в виду поведение

всей системы как целого). Элементарной единицей этих процессов является отдельный коммуникативный акт, представляющий собой микроуровень самоорганизации системы.

Взаимосвязь языка, коммуникации и общественной системы неоднократно обсуждалась в философском дискурсе. Не вызывает сомнений социальная обусловленность языка - важнейшего средства коммуникации. Фридрих Энгельс рассматривал язык как одну из сторон естественноисторической практики общества

[11]. Интерес к социальному в языке привел в середине ХХ в. к появлению особой сферы междисциплинарных исследований - социолингвистики. Б. Уорфом и Э. Сепиром в ходе анализа языка было показано, что, поскольку языковые нормы определенным образом отражают действительность, они тем самым «моделируют» её [12]. В.М. Ярцева, анализируя работы Б.Уорфа и Э.Сепира, внесла важное методологическое уточнение, что нормы языкового поведения - не причина моделирования социальной действительности, а способ оказывать обратное влияние на действительность [13].

По-особому отразилась взаимосвязь языка (языкового знака) и общества в философии постмодернизма. Концепция знака Э. Гуссерля, «плавающее означаемое» Ж. Лакана, «означивание» Ю. Кри-стевой, показывающие релятивность отношений между языком и окружающим миром, отразили, на наш взгляд, наступающий кризис стабильности и устойчивости в обществе XX - XXI в., переход к транзитивному обществу.

Тезис «весь мир - текст» получает воплощение в описании социальных реалий. Исследователь нестабильных социальных состояний Л. Бляхер описывает организацию общества исходя из законов семиотики: «В нормальном (в смысле Т. Куна) состоянии социальное пространство -«общество» - организовано по законам семиотически упорядоченного текста: любая реалия - вещь, действие, функция, свойство, слово - «всё», что демонстрируется интерпретирующему сознанию, получает смыслоозначение посредством сопоставления с некоторым образцом, эталоном, наличествующим в социальной коммуникативной сети. ...Социальная реальность складывается как со-бытие, развернутая рядоположенность множества эквифинальных (Я. Хинтикка) вариантов,

каждый из которых образует свой собственный возможный мир» [14, с. 123-124].

Конструирование социальной реальности исходя из жизненного мира - мира повседневной, в т. ч. коммуникативной, практики - рассматривается А. Щюцем, П. Бергером и Т. Лукманом.

Для транзитивного общества принципиально значимой является именно множественность вариантов представлений о «хорошем обществе», являющемся идеалом для социальных субъектов. В социальной практике подсистемы общества организованы как полиструктурная система жизненных миров. Во время бифуркации каждый из жизненных миров может играть роль аттрактора, а ключевые для данного общества смыслы - роль параметров порядка. Таковы были «свобода», «равенство», «братство» для Великой французской буржуазной революции. Таковы «перестройка», «рынок» для изменений в России конца 1980 - начала 1990-х гг. Актуальный смысл этих слов определяется только после означивания в ходе повседневной практики в каждом из жизненных миров. В обществе должен быть выработан консенсус относительно нового смысла таких слов. Вся совокупность ценностей, норм, идей, идеологии, организованная в пространстве жизненных миров при помощи языка, может принимать роль параметров порядка. Жизненные миры вследствие радикальной смены всей общественной системы в транзитивном обществе характеризуются множественностью, сильным различением и нуждаются в координации, выработке консенсуса. Эту роль и берет на себя коммуникация, как механизм, координирующий подсистемы в рамках полиструк-турного целого всего общества. Механизм объединения полиструктурных жизненных миров в социальное целое - коммуникационный.

Итак, роль коммуникации в транзитивном обществе описана как конструирующая. В заключение хотелось бы отметить несколько практических следствий этих теоретических построений. Выше говорилось о проблематизации управления в транзитивном обществе. На каких же принципах должно основываться управление коммуникацией (коммуника-

тивные технологии) в транзитивном обществе? На наш взгляд, он таковы:

- Непрямое, опосредствованное управление, при котором на первом этапе изменяются управляющие параметры (создаются условия, в рамках которых возможно новое означивание информации);

- Следующим этапом может стать создание коммункационной сети, в которой получат реализацию представления обо всех возможных вариантах означивания. Количество и спектр этих вариантов ограничен представлениями в рамках жизненных миров индивидов;

- Далее вступает в действие циклическая причинность, где регулирующее воздействие управляющих структур возможно путем коррекции вариантов означивания.

Такой способ управления в транзитивном обществе позволяет активизировать механизмы саморегуляции социальной системы, обеспечить «минимальность централизованных вмешательств в автохтонные ритмы жизни; искоренение мании грандиоза, крупномасштабных всеобъемлющих реконструкций социума» [4, с. 73].

ЛИТЕРАТУРА

[1] Федотова В. Г. Хорошее общество. М., 2005.

[2] Сергейчик Е. М. Философия истории. СПб., 2002.

[3] Хакен Г. Самоорганизующееся общество // Будущее России в зеркале синергетики / ред. Г.Г. Малинецкий. М., 2006.

[4] Ильин В. В. Философия истории. М., 2003.

[5] Аршинов В. А. Синергетика как феномен пост-неклассической науки. М., 1999.

[6] Хакен Г. Синергетика. М., 1980.

[7] Прангишвили И. В. Системный подход и общесистемные закономерности. М., 2000.

[8] Мелик-Гайказян И. В. Информационные процессы и реальность. М., 1998.

[9] Луман Н. Введение в системную теорию. М., 2007.

[10] Луман Н. Медиа коммуникации. М., 2005.

[11] Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 339-626.

[12] Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М., 1993.

[13] Ярцева В. М. Проблема связи языка и общества в современном зарубежном языкознании // Язык и общество. М., 1968. С. 39-55.

[14] Бляхер Л. Нестабильные социальные состояния. М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.