Научная статья на тему 'РОЛЬ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ПОДБОРА КАДРОВ ДЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ'

РОЛЬ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ПОДБОРА КАДРОВ ДЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
291
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАНДИДАТЫ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ПРОХОЖДЕНИЕ СЛУЖБЫ / ПОЛИЦИЯ / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ / КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / CANDIDATES / LAW ENFORCEMENT AGENCIES / SERVICE / POLICE / CAREER GUIDANCE / PERSONNEL POLICY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Скогорева Татьяна Федоровна, Чхвимиани Эдуард Жюльенович

Организация подбора и профессиональной подготовки кадров для правоохранительных органов Российской Федерации является одной из основных задач кадровой политики Министерства внутренних дел. В последние годы были предприняты значительные меры к оптимизации и совершенствованию этой деятельности. Однако, не смотря на предпринимаемые меры по организации и подготовке кадров для органов внутренних дел, еще существуют проблемы, требующие принятия дополнительных мер для повышения эффективности в системе их подбора. Необходимость в обеспечении правоохранительных органов квалифицированными, грамотными и морально-устойчивыми сотрудниками диктуется, прежде всего, существующими задачами по совершенствованию охраны правопорядка, усилению противодействия преступности и терроризма, обеспечению общественной безопасности, охране прав и свобод граждан. Особую роль в подборе кадров играет развитие системы ранней профориентации молодежи на службу в органы внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Скогорева Татьяна Федоровна, Чхвимиани Эдуард Жюльенович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF PERSONNEL POLICY IN IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE RECRUITMENT SYSTEM FOR THE INTERNAL AFFAIRS AGENCIES OF RUSSIA

Organization of selection and professional training of personnel for law enforcement agencies of the Russian Federation is one of the main tasks of the personnel policy of the Ministry of Internal Affairs. In recent years, significant measures have been taken to optimize and improve these activities. However, despite the measures taken for the organization and training of personnel for the internal affairs agencies, there are still problems that require additional measures to be taken in order to improve the effectiveness of the recruitment system. The need to provide law enforcement agencies with qualified, competent and morally-stable personnel is primarily dictated by the existing tasks of improving law enforcement, strengthening the fight against crime and terrorism, ensuring public security and protecting the rights and freedoms of citizens. The development of a system of early career guidance for young people in the internal affairs agencies plays a special role in staff recruitment.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ПОДБОРА КАДРОВ ДЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ»

8. Stahov A.I. O vydelenii kontrol'no-nadzornogo administrativnogo proizvodstva v sfere deyatel'nosti organov ispolnitel'noj vlasti // Voprosy ekonomiki i prava. 2016. №2. S.31-34.

9. Grishkovec A.A. Problema fiskal'noj napravlennosti Kodeksa Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah i puti ee resheniya v proekte novogo KoAP RF // Sibirskoe yuridicheskoe obozrenie. 2019. №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-fiskalnoy-napravlennosti-kodeksa-rossiyskoy-federatsii-ob-administrativnyh-pravonamsheniyah-i-puti-ee-resheniya-v-proekte (data obrashcheniya: 28.02.2020).

10. Zyryanov S.M. Konceptual'nye problemy tret'ej kodifikacii zakonodatel'stva ob administrativnyh pravonarusheniyah // Sibirskoe yuridicheskoe obozrenie. 2019. №4. - URL: ht^ps://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-problemy-tretiey-kodifikatsii-zakonodatelstva-ob-administrativnyh-pravonarusheniyah (data obrashcheniya: 28.02.2020).

11. Ryazanova O. Konfiskaciya so vzlomom: pochemu eksperty kritikuyut proekt novogo KoAP // URL: https://profile.ru/cars/konfiskaciya-so-vzlomom-pochemu-eksperty-kritikuyut-proekt-novogo-koap-225027/

12. Gorbunova, Ya.P. Aktual'nye problemy razvitiya stimuliruyushchih funkcij administrativnogo shlrafa kak sredstva, stimuliruyushchego pravoposlushnoe povedenie u grazhdan i yuridicheskih lic v Rossijskoj Federacii // JSRP. 2014. №4 (8). // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-razvitiya-stimuliruyuschih-funktsiy-administrativnogo-shtrafa-kak-sredstva-stimuliruyuschego-pravoposlushnoe (data obrashcheniya: 30.12.2019).

13. Makarejko N.V. Stimuliruyushchaya funkciya gosudarstvennogo prinuzhdeniya // Vestnik NNGU. 2017. №2. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stimuliruyuschaya-funktsiya-gosudarstvennogo-prinuzhdeniya (data obrashcheniya: 30.12.2019).

14. Salishcheva N.G. Administrativnyj process v SSSR. M.: YUrid. lit., 1964. 158 s.

15. Sorokin V.D. Voprosy teorii sovetskogo administrativno-processual'nogo prava: avtoref. diss. ...d-ra yurid. nauk. L.,1968. 39 s.

16. Maslennikov M.Ya. Proekt Rossijskogo administrativno-processual'nogo kodeksa // Vestnik Evrazijskoj akademii administrativnyh nauk. 2008. №4. S.11-85.

17. Popov L.L. Nuzhen li nam administrativno-processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii? // Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina. 2015. №8. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nuzhen-li-nam-administrativno-protsessualnyy-kodeks-rossiyskoy-federatsii (data obrashcheniya: 04.03.2020).

18. Solovej Yu.P. Eshche raz o neobhodimosti reformy zakonodatel'stva ob administrativnoj otvetstvennosti // Sibirskoe yuridicheskoe obozrenie. 2019. №4. // URL: ht^ps://cyberleninka.ru/article/n/esche-raz-o-neobhodimosti-reformy-zakonodatelstva-ob-administrativnoy-otvetstvennosti (data obrashcheniya: 04.03.2020).

АБРАМОВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСЕЕВНА - доктор педагогических наук, доцент кафедры философии, социологии и педагогики Чувашского государственного университета имени И.Н Ульянова (laabramova@mail.ru).

ВЕРЕЩАК СВЕТЛАНА БОРИСОВНА - кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой Чувашского государственного университета имени И.Н Ульянова (veres_k@mail.ru).

ВЕРЕЩАК АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ - кандидат педагогических наук, доцент Чувашской государственной сельскохозяйственной академии (vav_2008@mail.ru).

ABRAMOVA, LYUDMILA A. - Doctor of Pedagogy, Professor, Department of philosophy, sociology and pedagogy, I.N. Ulianov Chuvash State University (laabramova@mail.ru).

VERESHCHAK, SVETLANA B. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Head of the Department of the theory and history of state and law, I.N. Ulianov Chuvash State University (veres_k@mail.ru).

VERESHCHAK, ALEXANDER V. - Ph.D. of Pedagogy, Associate Professor, Department of mechanization, electrification and agricultural production automation, Chuvash State Agricultural Academy (vav_2008@mail.ru)

УДК 342.95(470)

СКОГОРЕВА Т.Ф., ЧХВИМИАНИ Э.Ж. РОЛЬ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ПОДБОРА КАДРОВ ДЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

Ключевые слова: кандидаты, правоохранительные органы, прохождение службы, полиция, профориентация, кадровая политика.

Организация подбора и профессиональной подготовки кадров для правоохранительных органов Российской Федерации является одной из основных задач кадровой политики Министерства внутренних дел. В последние годы были предприняты значительные меры к оптимизации и совершенствованию этой деятельности. Однако, не смотря на предпринимаемые меры по организации и подготовке кадров для органов внутренних дел, еще существуют проблемы, требующие принятия дополнительных мер для повышения эффективности в системе их подбора. Необходимость в обеспечении правоохранительных органов квалифицированными, грамотными и морально-устойчивыми сотрудниками диктуется, прежде всего, существующими задачами по совершенствованию охраны правопорядка, усилению противодействия преступности и терроризма, обеспечению общественной безопасности, охране прав и свобод граждан. Особую роль в подборе кадров играет развитие системы ранней профориентации молодежи на службу в органы внутренних дел.

SKOGOREVA, T.F., CHKHVIMIANI, E.Zh. THE ROLE OF PERSONNEL POLICY IN IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE RECRUITMENT SYSTEM FOR THE

INTERNAL AFFAIRS AGENCIES OF RUSSIA

Keywords: candidates, law enforcement agencies, service, police, career guidance, personnel policy.

Organization of selection and professional training of personnel for law enforcement agencies of the Russian Federation is one of the main tasks of the personnel policy of the Ministry of Internal Affairs. In recent years, significant measures have been taken to optimize and improve these activities. However, despite the measures taken for the organization and training of personnel for the internal affairs agencies, there are still problems that require additional measures to be taken in order to improve the effectiveness of the recruitment system. The need to provide law enforcement agencies with qualified, competent and morally-stable personnel is primarily dictated by the existing tasks of improving law enforcement, strengthening the fight against crime and terrorism, ensuring public security and protecting the rights and freedoms of citizens. The development of a system of early career guidance for young people in the internal affairs agencies plays a special role in staff recruitment.

В последние годы вопросы кадровой политики Министерства внутренних дел представляют собой одно из основных направлений его деятельности, и от правильного их решения зависит обеспечение правоохранительных органов квалифицированными, грамотными и морально-устойчивыми сотрудниками. «Кадровая политика, осуществляемая в МВД России, это составная часть системы управления в сфере внутренних дел, от ее качества, системности и последовательности зависит эффективность деятельности органов внутренних дел в целом, а также качество работы полиции в частности» [1]. Только хорошо спланированная кадровая работа поможет обеспечить профессиональными кадрами правоохранительные органы, а для этого требуется качественное улучшение самой кадровой работы, т.к. «деятельность сотрудников ОВД связана с высокой степенью риска, опасностью для жизни и здоровья, осознанной высокой ответственностью за результаты выполнения служебных задач» [2]. Только профессионально грамотные и морально устойчивые работники органов внутренних дел способны справиться с поставленными задачами и успешно осуществлять свою деятельность в экстремальных условиях.

Правовое положение сотрудника, прохождение службы и ее прекращение, возможность получения дополнительного профессионального образования регламентируется Федеральными законами, обеспечивающими порядок поступления на службу, а также подбор кандидатов на должности органов внутренних дел.

В зарубежных государствах так же, как и в России, имеются определенные условия, которым обязаны соответствовать лица, желающие поступить на службу в полицию. Общими условиями считаются такие, как наличие гражданства, безупречные моральные качества. К особым условиям, которые предусмотрены самой спецификой службы в полиции, относятся такие, как достижение определенного возраста, требования к уровню образования и физической подготовке, отсутствие судимости и иных порочащих сведений о кандидате, таких как увольнение с государственной службы по отрицательным мотивам за совершение дисциплинарных проступков и пр. Кандидату необходимо пройти соответствующие испытания, подтверждающие его способности к логическому мышлению, быстроте реакции.

К сожалению, в последнее время возникают определенные проблемы при отборе кандидатов на службу в полицию. Желающие работать в полиции не всегда отвечают предъявляемым требованиям, таким как соответствующий уровень образования, степень психологической устойчивости, физическая подготовка. При прохождении медицинского освидетельствования состояние здоровья многих кандидатов не соответствует требуемым нормам, они признаются не годными к службе в правоохранительных органах.

В последние годы в России в рамках патриотического воспитания и профориентации проводится работа среди молодежи, основными направлениями которой являются военно-профессиональное просвещение и военно-профессиональное консультирование. Военно-профессиональное просвещение представляет собой патриотическое воспитание, включающее в себя мероприятия, направленные на разъяснение особенностей службы в правоохранительных органах, а также освещение подвигов сотрудников органов внутренних дел, совершенных в разное время и при разных жизненных ситуациях. В процессе этой работы выявляются молодые люди, проявляющие интерес к службе в полиции. Впоследствии с ними проводятся консультации и оказывается помощь в выборе того или иного направления деятельности в правоохранительных органах и определении образовательных организаций системы МВД РФ, где они желали бы обучаться. Осуществляемая в данном направлении работа имеет цель формирования у молодежи сознательного выбора будущей профессии, связанной со службой в органах внутренних дел, способствует качественному комплектованию образовательных организаций МВД России.

Военно-профессиональная ориентация граждан осуществляется в регионах представителями органов внутренних дел и образовательных организаций МВД России, а также курсантами, обучающимися в образовательных организациях МВД России. Для того чтобы юноши и девушки были готовы связать свою жизнь с правоохранительными органами осознано, необходимо формировать у молодежи положительный образ сотрудника органов внутренних дел, а это возможно, развивая систему ранней профессиональной ориентации на основе деятельности полицейских колледжей, лицеев. Это новые формы учебно-педагогического, научного и практического сотрудничества учебных заведений с правоохранительными органами, которое сочетает в себе профильное обучение с углубленным изучением специальных юридических

дисциплин и прохождением учащимися практики в правоохранительных органах. Кроме того, в городах и селах регионов страны стали создаваться профильные кадетские классы на базах средних школ, что помогает сформировать у учащихся представление о профессии, расширить кругозор. Основными критериями для зачисления в специализированные классы является успеваемость, дисциплина и состояние здоровья.

Для сравнения в таких странах, как Англия, Швеция, Норвегия и ряде других уже давно осуществляется работа представителей полиции среди молодежи. В Англии в большинстве полицейских подразделениях есть отряды кадетов, в которые зачисляются юноши и девушки 1618 лет, имеющие желание в дальнейшем служить в полиции. При обучении в таких специализированных колледжах, кадеты получают базовые навыки, связанные со служебной деятельностью полицейского, получают знания в области оперативной обстановки на территории, где им предстоит служить.

Качественный отбор, подготовка и воспитание вновь принятых кандидатов возложены на сотрудников подразделений по работе с личным составом, выполняющих основную деятельность по решению вопросов, связанных с кадровой политикой в системе Министерства внутренних дел.

Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 ноября 2011 № 342-ФЗ в ст. 9 предусмотрены квалификационные требования к уровню образования, стажу службы в органах внутренних дел или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел, необходимым для выполнения служебных обязанностей [3].

Как уже отмечалось выше, профессия полицейского связана с различного рода опасностями для жизни и здоровья, при выполнении сотрудниками своих служебных обязанностей. Полицейский должен уметь защититься от преступников не только сам, но и быть готовым защитить, а нередко и спасти жизнь любому гражданину. Из этого следует, что современный полицейский должен уметь владеть табельным оружием, необходимыми навыками физической подготовки, включающей знание приемов борьбы, а это все будет способствовать уменьшению риска гибели или получения им травм при выполнении своих обязанностей.

Качественному формированию кадрового ядра органов внутренних дел будет способствовать изучение психологических характеристик личности будущего сотрудника. Как правило, происходит это на первоначальном этапе при оформлении на службу в ОВД. Хочется отметить, что одной из причин, негативно влияющей на полноценный психологический отбор будущих сотрудников полиции, «является то, что молодые люди, желающие поступить на службу в ОВД, недостаточно хорошо представляют саму специфику службы, ее сложность, а также ответственность, которую они должны нести за свою деятельность. Лица, поступающие на службу, знают о профессиях сотрудников органов внутренних дел на основе приключенческих фильмов, статей в СМИ, реже со слов родственников и знакомых, «но чаще всего совсем не имеют представления о задачах, целях, условиях, нервно-психической напряженности, опасностях, которые могут возникнуть при исполнении служебного долга, необходимых умениях, навыках, которыми они должны обладать, работая по любой специальности в органах внутренних дел» [4]. Поэтому одной из задач сотрудников, осуществляющих прием на службу граждан, является подробное разъяснение кандидату на службу всех особенностей профессиональной деятельности полицейского.

Работая в полиции, сотрудникам приходится сталкиваться с непростыми жизненными ситуациями, которые впоследствии могут перерасти в экстремальные и оказать негативное влияние на психику сотрудника. Поэтому сотрудник полиции помимо физической подготовки, должен иметь и определенный уровень психологической подготовки.

Так как сотрудник органов внутренних дел осуществляет свою профессиональную деятельность в достаточно сложных условиях, он должен обладать устойчивыми профессиональными качествами и быть готовым противостоять влиянию такого фактора, как профессиональная деформация. В большей степени профессиональные качества вырабатываются и получают свое развитие при решении сотрудником оперативно-служебных задач. Будучи одним из источников комплектования кадров органов внутренних дел высококвалифицированными специалистами, соответствующими государственным требованиям,

образовательные организации МВД осуществляют деятельность по формированию и становлению профессиональных качеств сотрудников в период обучения, и способность быть готовыми защищать права и свободы граждан, противодействовать преступности, создавая условия для подготовки курсантов к ситуациям различной сложности. В системе МВД России используются самые современные образовательные и информационные технологии. В формировании учебных программ по профильному обучению сотрудников органов внутренних дел МВД России и учебном процессе используются передовые формы и методы осуществления оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел МВД России, а также зарубежный опыт деятельности правоохранительных органов. «Только после успешного прохождения гражданином на конкурсной основе вступительных испытаний в образовательной организации системы МВД России возможно издание соответствующего приказа начальника образовательной организации о зачислении гражданина на обучение в должности курсанта, слушателя» [5].

«Зачисление в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме в должности курсанта, слушателя является поступлением на службу в органы внутренних дел» [6]. В образовательные организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по очной форме вправе поступать, в том числе граждане, не достигшие возраста 18 лет. Также «в системе МВД созданы и успешно функционируют образовательные организации высшего и дополнительного профессионального образования, сформирована система различных учебных центров и др. Все это самым положительным образом оказывает влияние на уровень законности и дисциплины среди личного состава органов и организаций системы МВД России». Как известно «кадровые подразделения МВД России всех уровней стремятся привлечь на службу наиболее подготовленных и способных людей, сформировать кадровый состав таким образом, чтобы он был устойчив от негативного воздействия криминальной и антисоциальной среды» [1].

Таким образом, формирование и подготовка высококвалифицированных кадров для МВД является одним из основных направлений государства, способствующее качественному и эффективному раскрытию преступлений и расследованию уголовных дел.

Литература и источники

1. Костенников М.В., Куракин А.В. Правовые и организационные основы кадровой политики в системе МВД России // Административное право и процесс. 2017. №7. С. 20-25.

2. Коноплева И.Н., Богданович Н.В. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников ОВД к применению и использованию огнестрельного оружия // Юридическая психология. 2009. №2.

3. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: фед. закон от 30 ноября 2011 № 342-Ф3 (ред. от 02.08.2019). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Занина Т.М., Разуваева Н.И. Актуальные вопросы психологии о проблемах психологического аспекта подбора кадров органов внутренних дел // Общество и право. 2009. Вып. 4(26). С. 286.

5. Николаенко Е.А. К вопросу о прохождении курсантами службы в органах внутренних дел // Административное и муниципальное право. 2016. №8. С. 670-676.

6. Федеральный закон от 30 ноября 2011 № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

References and Sources

1. Kostennikov M.V., Kurakin A.V. Pravovye i organizacionnye osnovy kadrovoj politiki v sisteme MVD Rossii // Administrativnoe pravo i process. 2017. №7. S. 20-25.

2. Konopleva I.N., Bogdanovich N.V. Professional'no-psihologicheskaya podgotovka sotrudnikov OVD k primeneniyu i ispol'zovaniyu ognestrel'nogo oruzhiya // Yuridicheskaya psihologiya. 2009. №2.

3. O sluzhbe v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii i vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii: fed. zakon ot 30 noyabrya 2011 № 342-FZ (red. ot 02.08.2019). Dostup iz sprav.- pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

4. Zanina T.M., Razuvaeva N.I. Aktual'nye voprosy psihologii o problemah psihologicheskogo aspekta podbora kadrov organov vnutrennih del // Obshchestvo i pravo. 2009. Vyp. 4(26). S. 286.

5. Nikolaenko E.A. K voprosu o prohozhdenii kursantami sluzhby v organah vnutrennih del // Administrativnoe i municipal'noe pravo. 2016. №8. S. 670-676.

6. Federal'nyj zakon ot 30 noyabrya 2011 № 342-FZ «O sluzhbe v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii i vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii»

СКОГОРЕВА ТАТЬЯНА ФЕДОРОВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры организации следственной работы Волгоградской академии МВД РФ.

ЧХВИМИАНИ ЭДУАРД ЖЮЛЬЕНОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент кафедры специальных дисциплин Краснодарского университета МВД России (Eduard-1981 @yandex).

SKOGOREVA, TATYANA F. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Organization of Investigation, Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

CHKHVIMIANI, EDUARD Zh. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Special Disciplines of the Krasnodar University

of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Eduard-1981@yandex).

УДК 342.746:616.89

ГАБАЙ П.Г., КАРАПЕТЯН Р.Ю. ОБЩАЯ ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНСТИТУТОВ НЕДОБРОВОЛЬНОГО И ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЛИЦАМ, СТРАДАЮЩИМ ПСИХИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ

Ключевые слова: принудительные меры медицинского характера, недобровольная госпитализация в психиатрический стационар, недобровольное психиатрическое освидетельствование, диспансерное наблюдение за лицами, страдающими психическими расстройствами.

В статье представлена общая правовая характеристика ряда институтов, позволяющих осуществлять медицинское вмешательство в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, помимо их воли, а именно: принудительных мер медицинского характера, недобровольной госпитализации в психиатрический стационар, а также недобровольного диспансерного наблюдения. Отмечено, что сложившаяся практика свидетельствует о том, что до недавнего времени, в России достаточным основанием для постановки на диспансерный учет являлось лишь наличие диагноза хронический алкоголизм, наркомания или токсикомания. На основании Закона № 3185-1 недобровольное диспансерное наблюдение за лицами, страдающими зависимостью от алкоголя или наркотиков, может быть установлено только в том случае, если указанные расстройства будут признаны затяжными, с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.

GABAY, P.G., KARAPETYAN, R.Y. GENERAL LEGAL DESCRIPTION OF THE INSTITUTES PROVIDING INVOLUNTARY AND COMPULSORY TREATMENT

TO PERSONS WITH MENTAL DISORDERS

Keywords: compulsory measures of medical character, involuntary commitment to the psychiatric facility, psychiatric detention, clinical observation of persons with mental disorders.

The article presents a general legal description of several institutions, which enable conducting medical interventions regarding persons with mental disorders against their will, specifically conducting compulsory measures of medical character, involuntary commitment to the psychiatric facility and involuntary clinical observation. It is noted that the prevailing practice indicates that until recently, in Russia, the presence of a diagnosis of chronic alcoholism, drug addiction or substance abuse was a sufficient reason for registering for a dispensary. On the basis of Law No. 3185-1, involuntary dispensary monitoring of persons suffering from alcohol or drug addiction can be established only if these disorders are recognized as protracted, with severe, persistent or often exacerbating painful manifestations.

Действующее российское законодательство предусматривает ряд механизмов, позволяющих производить медицинское вмешательство в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, помимо их воли (воли их законных представителей). К таковым, в частности, относятся:

- применение принудительных мер медицинского характера (далее - применение ПММХ);

- госпитализация в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке (далее - недобровольная психиатрическая госпитализация);

- психиатрическое освидетельствование в недобровольном порядке (далее -недобровольное психиатрическое освидетельствование);

- диспансерное наблюдение в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, которое может устанавливаться независимо от согласия лица (далее - недобровольное диспансерное наблюдение).

Отметим, что, в силу своей природы, все названные институты являются крайне многогранными и сочетают в себе большое количество не только медицинских, но и правовых и этических аспектов.

Сложившаяся на сегодняшний день правоприменительная практика свидетельствует о том, что реализация механизмов недобровольного/принудительного оказания медицинской помощи психически больным гражданам сопряжена с большим количеством правовых рисков для всех участников правоотношений в обозначенной области. Указанное в немалой степени связано с тем, что в правовой регламентации названных механизмов существует большое количество пробелов и неясностей. Ниже представлена общая сравнительная характеристика институтов ПММХ и недобровольной психиатрической госпитализации, исследованы основные проблемы, связанные с недобровольным диспансерным наблюдением, а также частично (в рамках недобровольной психиатрической госпитализации и недобровольного диспансерного наблюдения) рассмотрены проблемы недобровольного психиатрического освидетельствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.