Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛИЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛИЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1614
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОХРАНА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА / PROTECTION OF PUBLIC ORDER / ПОЛИЦИЯ / POLICE / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / LOCAL SELF-GOVERNMENT AUTHORITIES / ЗАКОН / LAW / ПОЛНОМОЧИЯ / POWERS / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / КОМИССИИ / COMMISSIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Упоров Иван Владимирович, Шеуджен Нурдин Асланович

Исследуется формы взаимодействия полиции и муниципальных органов по реализации функции охраны общественного порядка на территории муниципального образования и их нормативно-правовое закрепление. Анализируются нормы ФЗ «О полиции», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», других федеральных, региональных и муниципальных правовых актов, научные труды по заявленной теме, а также данные проведенного авторами опроса практических работников органов внутренних дел. Обосновываются предложения по совершенствованию рассматриваемого взаимодействия полиции и органов местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Упоров Иван Владимирович, Шеуджен Нурдин Асланович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF THE POLICE AND LOCAL SELF-GOVERNMENT AUTHORITIES IN THE SPHERE OF PUBLIC PROTECTION OF PUBLIC ORDER

In the article researched the forms of interaction between the police and municipal authorities in the realisation of the function of protecting of public order on the territory of the municipality and its normative-legal consolidation. It analyzed the norms of the Federal Law "On the Police", the Federal Law "On General Principles of Organization of Local Self-Government in the Russian Federation", other federal, regional and municipal legal acts, scientific works on the subject matter, as well as the data of carried out by authors the interview of practical employees of internal affairs authorities. It substantiated the proposals for improving the interaction of the police and local self-government authorities.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛИЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА»

15. Miheeva T.N., YAichnikova YU.S. O nekotoryh formah uchastiya naseleniya municipal'nogo obrazovaniya v kontrole za organami mestnogo samoupravleniya // Probely v rossijskom zakonodatel'stve. - 2010. - № 4. - S. 20-21.

16. Miheeva T.N., Miheev D.S. Formy vzaimodejstviya obshchestvennyh institutov s organami mestnogo samoupravleniya // Pravovoe gosudarstvo: teoriya i praktika. - 2011. - № 1 (23). - S. 9-10.

17. Kuryachaya M.M. Obshchestvennye obsuzhdeniya i publichnye slushaniya v mekhanizme obshchestvennogo kontrolya v Rossijskoj Federacii // Konstitucionnaya teoriya i praktika publichnoj vlasti: zakonomernosti i otkloneniya. Sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. - M.: YUsticinform, 2015. - S. 94-98.

18. Miheeva T.N., Belousov E.I. Obshchestvennyj kontrol' na municipal'nom urovne: analiz novell zakonodatel'stva // Aktual'nye problemy ehkonomiki i prava. - 2015. - № 2. - S. 177-182.

ЛИХОШВА АРТЕМ ОЛЕГОВИЧ - аспирант кафедры конституционного и административного права Марийского государственного университета.

LIKHOSHVA, ARTEM O. - Ph.D. student, Department of the constitutional and administrative law, Mari State University (law@marsu.ru)

УДК 342.55

УПОРОВ И.В., ШЕУДЖЕН Н.А. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОЛИЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

Ключевые слова: охрана общественного порядка, полиция, органы местного самоуправления, закон, полномочия, взаимодействие, комиссии.

Исследуется формы взаимодействия полиции и муниципальных органов по реализации функции охраны общественного порядка на территории муниципального образования и их нормативно-правовое закрепление. Анализируются нормы ФЗ «О полиции», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», других федеральных, региональных и муниципальных правовых актов, научные труды по заявленной теме, а также данные проведенного авторами опроса практических работников органов внутренних дел. Обосновываются предложения по совершенствованию рассматриваемого взаимодействия полиции и органов местного самоуправления.

UPOROV, I.V., SHEUZHEN, N.A.

INTERACTION OF THE POLICE AND LOCAL SELF-GOVERNMENT AUTHORITIES IN THE SPHERE

OF PUBLIC PROTECTION OF PUBLIC ORDER

Keywords: protection of public order, police, local self-government authorities, law, powers, interaction, commissions.

In the article researched the forms of interaction between the police and municipal authorities in the realisation of the function of protecting of public order on the territory of the municipality and its normative-legal consolidation. It analyzed the norms of the Federal Law "On the Police", the Federal Law "On General Principles of Organization of Local Self-Government in the Russian Federation", other federal, regional and municipal legal acts, scientific works on the subject matter, as well as the data of carried out by authors the interview of practical employees of internal affairs authorities. It substantiated the proposals for improving the interaction of the police and local self-government authorities.

При осуществлении своих полномочий на территории муниципального образования, органы публичной власти не могут не взаимодействовать по сходным предметам своей деятельности. Тем более это касается охраны общественного порядка, понимание которого является одинаковым для органов власти всех уровней (но при этом общественный порядок охраняется специфическими методами). Теория и практика деятельности правоохранительных органов по обеспечению общественного порядка выработала разнообразные формы взаимодействия полиции и органов местного самоуправления в данной сфере общественных отношений, ряд которых находи правовое закрепление.

Так, в ФЗ «О полиции» имеется ст. 10 («Взаимодействие и сотрудничество»), в частности, указывается, что «полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами ... Полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей может использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации ...

Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка ... Государственные и муниципальные органы, общественные объединения, организации и должностные лица должны оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей ... Взаимодействие полиции с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации» [1].

Кроме того, согласно ч. 1 ст. 12 ФЗ «О полиции», на полицию возлагаются обязанности, связанные с сотрудничеством с муниципальными органами. В частности, они обязаны: «оказывать содействие государственным и муниципальным органам, депутатам представительных органов муниципальных образований, кандидатам на выборные должности местного самоуправления, должностным лицам, членам избирательных комиссий, комиссий референдума, представителям общественных объединений и организаций в осуществлении их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность .информировать выборных должностных лиц местного самоуправления (глав муниципальных образований) о состоянии правопорядка на соответствующей территории; обеспечивать совместно с представителями органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасность граждан и общественный порядок, оказывать содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий» [1].

В свою очередь, органы местного самоуправления, в соответствии с российским законодательством, вправе осуществлять по предметам совместного ведения Федерации и субъектов РФ расходы на реализацию возложенных на полицию обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

В рассмотренном контексте, следует согласиться с А.В. Безруковым в том, что «централизация системы полиции в соответствии с ФЗ «О полиции» не может и не должна означать отсутствие взаимодействия органов полиции с органами местного самоуправления, являющимися самыми приближенными органами публичной власти к населению [2, с. 27].

О необходимости взаимодействия полиции и органов местного самоуправления прямо говорится в Приказе МВД России от 1 сентября 2017 г. «Об утверждении Типового положения об отделе (отделении, пункте) полиции территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне» [3]. В частности, в нем указывается, что отдел (отделение, пункт) полиции «. обеспечивает взаимодействие с органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями . обеспечивает совместно с органами местного самоуправления безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках и в других общественных местах городов и иных населенных пунктов . участвует в обеспечении совместно с представителями органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий безопасности граждан и общественного порядка .информирует выборных должностных лиц местного самоуправления (глав муниципальных образований) о состоянии правопорядка на территории обслуживания» (п. 6, 9). Как нам представляется, это достаточно обширная программа взаимодействия органов полиции и органов местного самоуправления в сфере охраны общественного порядка.

В свою очередь, в региональных правовых актах и муниципальных правовых актах также идет речь о взаимодействии органов местного самоуправления и полиции. Так, в Постановление Законодательного Собрания Краснодарского края от 22 мая 2013 г.

указывается, что «в крае сформирована система реализации Закона, как на краевом уровне, так и на уровне муниципальных районов и городских округов, городских и сельских поселений Краснодарского края. В территориях созданы штабы по взаимодействию в области организации участия граждан в охране общественного порядка, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. При содействии этих штабов организуются ежедневные рейды, посещение несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации. Работа органов местного самоуправления осуществляется во взаимодействии с подразделениями полиции, казачьими обществами, педагогической и родительской общественностью» [4].

Представляет интерес опыт сотрудничества по охране общественного порядка органов местного самоуправления и полиции, связанный с привлечением к этому делу казачьих обществ. Проведенный нами опрос сотрудников ОВД показал, что 61,4% опрошенных считают это положительной практикой. Такой опыт имеется в Краснодарском крае. Так, 22 июня 2017 г. городская Дума Краснодара обсудила информацию об участии казаков Кубанского войскового казачьего общества в реализации Закона Краснодарского края «Об участии граждан в охране общественного порядка в Краснодарском крае» на территории муниципального образования город Краснодар. В информации, в частности, указывается, что «администрация муниципального образования город Краснодар совместно с Екатеринодарским районным казачьим обществом Екатеринодарского отдельского казачьего общества Кубанского войскового казачьего общества (далее - Екатеринодарское РКО) проводит систематическую работу по привлечению казаков к охране общественного порядка на улицах и в иных общественных местах на территории муниципального образования город Краснодар для профилактики правонарушений и снижения преступности на территории муниципального образования город Краснодар ... Координацию деятельности казачьей дружины Екатеринодарского РКО и администрации муниципального образования город Краснодар осуществляет городской штаб по взаимодействию в области организации участия граждан в охране общественного порядка, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории муниципального образования город Краснодар» [5].

В этом же документе затронут и такой важный вопрос, как финансирование деятельности, связанной с охраной общественного порядка. В частности, указывается, что для выполнения казачьей дружиной Екатеринодарского РКО указанных полномочий, органами государственной власти Краснодарского края и администрацией Краснодара постоянно оказывается финансовая и имущественная поддержка. В том числе, в 2017 году из средств краевого бюджета в рамках государственной программы Краснодарского края «Казачество Кубани» на реализацию мероприятий по участию казачьей дружины Екатеринодарского РКО в охране общественного порядка на территории муниципального образования город Краснодар выделено 110 225 171 рубль. Из средств городского бюджета, в рамках ведомственной целевой программы, на эти цели также выделены субсидии (22 817 000 рублей). Кроме того, для организации работы казачьей дружины по обеспечению общественного порядка на территории Краснодара, заключены трехсторонние соглашения между администрацией Краснодара, Управлением МВД РФ по городу Краснодару, Краснодарским линейным управлением МВД России на транспорте и Екатеринодарским РКО. Численность казачьей дружины в настоящее время составляет 293 человека (50 человек, финансируемых из городского бюджета и 243 человека, финансируемых за счет бюджета Краснодарского края) [5].

В практическом плане, совместно с сотрудниками полиции дружинники казачьей дружины осуществляют охрану общественного порядка на территориях округов, на улицах и площадях муниципального образования город Краснодар, объектах транспортной инфраструктуры согласно дислокации, определенной управлением МВД России по городу Краснодару с учетом оперативной обстановки. За время работы казачьей дружины по охране общественного порядка членами казачьей дружины за 6 месяцев, с декабря 2016 года по май 2017 года, осуществлено более 17943 чел./выходов. В ходе рейдовых мероприятий

сотрудниками полиции совместно с членами казачьей дружины раскрыто 79 преступлений, составлены 2312 административных протоколов, задержаны 16 человек, находящихся в розыске. Деятельность казачьей дружины Екатеринодарского РКО регулярно освещается в краевых и городских средствах массовой информации [5].

Следует отметить, что в повседневной деятельности по поддержанию общественного порядка значительную роль играют административные комиссии муниципальных образований. Их создание и деятельность регулируются КоАП РФ, законами субъектов Федерации и, разумеется, муниципальными правовыми актами, и в эти комиссии входят как работники органов местного самоуправления, так и сотрудники полиции. Административные комиссии муниципальных образований рассматривают административные дела только об административных правонарушениях, определенных в законах субъектов Федерации. Например, в Законе Краснодарского края «Об административных правонарушениях» [6] предусмотрены такие составы административных правонарушений, как приставание к гражданам с целью гадания, попрошайничества, бесконтрольное содержание скота и птицы, нарушение правил содержания собак и кошек, хранение с целью сбыта, а равно сбыт крепких спиртных напитков домашней выработки и др. За совершение административных правонарушений, согласно ст. 1.3 Закона, могут применяться следующие административные наказания: 1) предупреждение; 2) административный штраф.

Главное полномочие административных комиссий муниципальных образований состоит в рассмотрении материалов об административном правонарушении и, при наличии оснований, привлечении виновных к административной ответственности. Так, в «Положении об административных комиссиях в муниципальном образовании город-курорт Геленджик» (утверждено городской Думой) указывается, что «дела об административном правонарушении рассматриваются на заседаниях административной комиссии, которые проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в две надели. Заседание административной комиссии считается правомочным, если в нем принимает участие более половины от установленного числа членов административной комиссии. Решения административной комиссии принимаются простым большинством голосов членов административной комиссии, присутствующих на заседаниях» [7].

Административная комиссия может, в частности, принять решение о направлении уполномоченным органам соответствующих материалов в отношении лица, не уплатившего административный штраф, для привлечения его к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, в полномочия административных комиссий входит также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений. В решении отдельных задач охраны общественного порядка участвуют также следующие комиссии, образуемые органами местного самоуправления: комиссии по делам несовершеннолетних; наблюдательные комиссии.

Как представляется, вопрос о создании и функционировании административных комиссий следует отрегулировать в самостоятельном вопросе местного значения в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [8] применительно к муниципальному району и городскому округу. В этом же вопросе целесообразно показать и роль комиссий по делам несовершеннолетних, образуемых в муниципальных образованиях, деятельность которых объективно направлена на поддержание общественного порядка на территории муниципальных образований. Данная норма местного значения может быть сформулирована следующим образом: «Создание и обеспечение деятельности на территории муниципального образования административных комиссий, комиссий по делам несовершеннолетних».

При проведении нами опроса практических работников полиции был задан вопрос об эффективности отчетов руководителей органов полиции перед депутатами представительных органов и населением муниципальных образований. Большинство (73%) отметило, что такие отчеты являются «пустой тратой времени», так как превращаются в

формальность. В этой связи, как представляется, целесообразно сделать так, чтобы руководитель полиции при органе внутренних дел, расположенном на территории муниципального образования, утверждался представительным органом этого муниципального образования, и тогда такого рода отчеты будут освобождаться от формализма. При этом следует учесть, что такого рода отчеты имели место в советском государстве и, в целом, давали положительный эффект. Совершенно очевидно, что оправдавший себя отечественный опыт нужно применять и в настоящее время.

В целях укрепления взаимосвязи органов местного самоуправления и органов полиции, Л.М. Баликоева предлагает в ст. 8 ФЗ «О полиции» определить категории должностных лиц, обязанных отчитываться перед законодательными органами субъектов Федерации, представительными органами муниципальных образований и перед гражданами. В числе форм такой отчетности - отчеты участковых уполномоченных полиции перед населением и представляемые лично ежегодные доклады руководителя МВД, ГУМВД УМВД по субъекту Федерации соответствующему региональному парламенту, а руководителя органа внутренних дел на районном (городском) уровне - представительному органу местного самоуправления» [9, с. 10-11]. В целом с этим следует согласиться. Вместе с тем, представляется, что «отчет» юридически предполагает определенные правовые последствия. Поэтому здесь следует уточнять, о чем идет речь - об отчете или об информировании о своей деятельности. Кроме того, сотрудникам полиции следует более тщательно готовиться к выступлениям перед местными депутатами и населением - наш опрос сотрудников полиции показывает, что 67,3% опрошенных считают такого рода встречи малопродуктивными, прежде всего, из-за неготовности полицейских вести диалог на уровне запросов аудитории.

Обобщая, следует согласиться с тем, что выстраиваемое взаимодействие органов местного самоуправления и полиции в сфере охране общественного порядка осуществляется по следующим основным направлениям: обмен информацией о состоянии правопорядка и мероприятиях по его обеспечению; совместная разработка комплексных целевых программ и проведение отдельных мероприятий; формирование в полиции и органах местного самоуправления подразделений, ведающих вопросами их взаимодействия по обеспечению правопорядка на территории муниципалитета [10, с. 12]. Как видно, практика выработала немало форм взаимодействия органов местного самоуправления и полиции в сфере охраны общественного порядка, и теперь важно, чтобы имеющийся опыт стал применяться в тех муниципальных образованиях, где взаимодействие полиции и органов местного самоуправления еще не налажено должным образом.

Литература и источники

1. Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 05.12.2017) «О полиции» // [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30. 01. 2018).

2. Безруков А.В. Взаимодействие полиции и органов местного самоуправления в конституционно-правовом механизме обеспечения правопорядка в России // Местное право. - 2015. - № 3. - С. 22-29.

3. Приказ МВД России от 01.09.2017 № 690 «Об утверждении Типового положения об отделе (отделении, пункте) полиции территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне» // [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30. 01. 2018).

4. Постановление ЗС Краснодарского края от 22.05.2013 № 392-П «О ходе исполнения Закона Краснодарского края "О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» // [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30. 10. 2017).

5. Решение городской Думы Краснодара от 22.06.2017 № 38 п.6 «Об участии казаков кубанского войскового казачьего общества в реализации Закона Краснодарского края от 28.06.2007 № 1267-КЗ "Об участии граждан в охране общественного порядка в Краснодарском крае" на территории муниципального образования город Краснодар» // Вестник органов местного самоуправления МО г. Краснодар. - 2017. - №9 (часть I).

6. Закон Краснодарского края от 23.07.2003 № 608-КЗ (ред. от 20.12.2017) «Об административных правонарушениях»// [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30. 01. 2018).

7. Решение Думы муниципального образования город-курорт Геленджик от 26.06.2007 № 361 (ред. от 29.04.2016) «Об административных комиссиях в муниципальном образовании город-курорт Геленджик» // [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30. 01. 2018).

8. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3 (ред. от 29.12.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 30. 01. 2018).

9. Баликоева Л.М. Полномочия органов местного самоуправления по обеспечению правопорядка: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2013. - С. 10-11

10. Переверзев Е.А. Правовые и организационные основы взаимодействия органов внутренних дел и органов местного самоуправления: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2001.

References and Sources

1. Federal'nyj zakon ot 07.02.2011 № 3-FZ (red. ot 05.12.2017) «O policii» // [EHlektronnyj resurs]. Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 30. 01. 2018).

2. Bezrukov A.V. Vzaimodejstvie policii i organov mestnogo samoupravleniya v konstitucionno-pravovom mekhanizme obespecheniya pravoporyadka v Rossii // Mestnoe pravo. - 2015. - № 3. - S. 22-29.

3. Prikaz MVD Rossii ot 01.09.2017 № 690 «Ob utverzhdenii Tipovogo polozheniya ob otdele (otdelenii, punkte) policii territorial'nogo organa Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii na rajonnom urovne» // [EHlektronnyj resurs]. Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 30. 01. 2018).

4. Postanovlenie ZS Krasnodarskogo kraya ot 22.05.2013 № 392-P «O hode ispolneniya Zakona Krasnodarskogo kraya "O merah po profilaktike beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih v Krasnodarskom krae» // [EHlektronnyj resurs]. Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 30. 10. 2017).

5. Reshenie gorodskoj Dumy Krasnodara ot 22.06.2017 № 38 p.6 «Ob uchastii kazakov kubanskogo vojskovogo kazach'ego obshchestva v realizacii Zakona Krasnodarskogo kraya ot 28.06.2007 № 1267-KZ "Ob uchastii grazhdan v ohrane obshchestvennogo poryadka v Krasnodarskom krae" na territorii municipal'nogo obrazovaniya gorod Krasnodar» // Vestnik organov mestnogo samoupravleniya MO g. Krasnodar. - 2017. - №9 (chast' I).

6. Zakon Krasnodarskogo kraya ot 23.07.2003 № 608-KZ (red. ot 20.12.2017) «Ob administrativnyh pravonarusheniyah»// [EHlektronnyj resurs]. Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 30. 01. 2018).

7. Reshenie Dumy municipal'nogo obrazovaniya gorod-kurort Gelendzhik ot 26.06.2007 № 361 (red. ot 29.04.2016) «Ob administrativnyh komissiyah v municipal'nom obrazovanii gorod-kurort Gelendzhik» // [EHlektronnyj resurs]. Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 30. 01. 2018).

8. Federal'nyj zakon ot 06.10.2003 № 131-FZ (red. ot 29.12.2017) «Ob obshchih principah organizacii mestnogo samoupravleniya v Rossijskoj Federacii» // [EHlektronnyj resurs]. Dostup iz SPS «Konsul'tantPlyus» (data obrashcheniya: 30. 01. 2018).

9. Balikoeva L.M. Polnomochiya organov mestnogo samoupravleniya po obespecheniyu pravoporyadka: dis. ... kand. yurid. nauk. -M., 2013. - S. 10-11

10. Pereverzev E.A. Pravovye i organizacionnye osnovy vzaimodejstviya organov vnutrennih del i organov mestnogo samoupravleniya: dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2001.

УПОРОВ ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ - доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор, кафедра конституционного и административного права Краснодарского университета МВД России.

ШЕУДЖЕН НУРДИН АСЛАНОВИЧ - кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России.

UPOROV, IVAN V. - Doctor of History, Ph.D. in Law, Professor, Department of Constitutional and Administrative Law? Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (kiap_krdu@mvd.ru)

SHEUDZHEN, NURDIN A. - Ph.D. in History, Associate Professor, Department of Theory and History of Law and the State, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (tpg_krdu@mvd.ru)

УДК 343.148

СКОГОРЕВА Т.Ф., ЧХВИМИАНИ Э.Ж. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ МОШЕННИЧЕСТВА С ОБЪЕКТАМИ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ

Ключевые слова: жилищные права, преступление, специалист, эксперт, экспертиза, следователь.

При раскрытии и расследовании преступлений профессиональные знания следователя имеют немаловажное значение. Но этих знаний не всегда бывает достаточно, чтобы установить обстоятельства совершенного преступления, а также способы и «схемы» совершения такого рода мошенничеств. Вследствие этого возникает необходимость привлечения к расследованию мошенничества с объектами жилищных прав лиц, обладающих специальными знаниями, которые для них являются профессиональными. Такими лицами являются специалисты и эксперты.

SKOGOREVA, T.F., CHKHVIMIANI, E.ZH. USAGE OF SPECIAL KNOWLEDGE IN THE INVESTIGATION OF FRAUD WITH THE OBJECTS OF

HOUSING RIGHTS

Keywords: housing rights, crime, specialist, expert, expertise, investigator.

At disclosing and investigating of crimes, the investigator's professional knowledge is not small importance value. But this knowledge is not always enough to establish the circumstances of the committed crime, as well as the methods and

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.