Научная статья на тему 'АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ'

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
639
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ / АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / LEGISLATION ON ADMINISTRATIVE OFFENCES / ADMINISTRATIVE PENALTIES / ADMINISTRATIVE LIABILITY / ADMINISTRATIVE OFFENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абрамова Людмила Алексеевна, Верещак Светлана Борисовна, Верещак Александр Васильевич

В статье рассматриваются направления совершенствования законодательства об административных правонарушениях, причины, обусловившие реформу, предложенная модель выделения процессуальной части законодательства об административных правонарушениях в самостоятельный кодекс. Авторами анализируются закрепленные в проекте КоАП РФ подходы к определению понятия «административное правонарушение», система административных наказаний, конструкция основных и дополнительных наказаний, содержание отдельных административных правонарушений (лишение специального права, конфискации). Делается вывод о необходимости более сбалансированного подхода к репрессивной и профилактической составляющим административной ответственности в новом КоАП РФ. Авторы разделяют мнение ученых и практиков о своевременности разработки Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Развитие процессуальных основ будет способствовать более четкому выстраиванию административного производства, системы принципов административного процесса, уточнению процессуального положения его участников, преодолению процессуального нигилизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Абрамова Людмила Алексеевна, Верещак Светлана Борисовна, Верещак Александр Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT ISSUES OF IMPROVEMENT OF LEGISLATION ON ADMINISTRATIVE OFFENCES

In the article considers the areas of improvement of the legislation on administrative offences, the reasons for the reform, it presented a new model for the allocation of the processual part of the legislation on administrative offences to a separate code. The authors analyse the concept of "administrative offence" enshrined in the draft of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation, the system of administrative penalties, the concept of basic and additional penalties, the content of certain administrative offences (deprivation of a special right, confiscation). It is concluded that there is no balanced approach to the repressive and preventive components of administrative liability in the new Code of Administrative Offences of the Russian Federation. The authors support the opinion of scientists about the need to develop a Procedural code of the Russian Federation in the field of administrative responsibility. The development of processual legal norms will contribute to a clearer construction of administrative process, its principles, clarification of the legal status of its participants, overcoming processual nihilism.

Текст научной работы на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»

9. Лобанова Я.В. Свобода экономической деятельности как принцип экономического строя современного правового государства // Вестник Московского университета МВД России. 2016. №7. С.33-34.

10. Анисимов Б.В. Экономическая свобода - обязательное условие для управления экономическим процессом в рыночной экономике // Пищевая промышленность. 2017. №8. С.31-32.

11. Правовое администрирование в экономике. Актуальные проблемы: монография / под ред. Ю.А. Тихомирова. М.: ЮСТИЦИЯ, 2018. С.25.

References and Sources

1. Hamaneva N.YU., Al'himenko V.V., Medvedev V.N., Salishcheva N.G. Administrativno-pravovoe regulirovanie v sfere ekonomiki v usloviyah modernizacii v Rossii // Trudy Instituta gosudarstva i prava Rossijskoj akademii nauk. 2012. №3. S.79.

2. Vitryanskij V.V. Nedejstvitel'nost' sdelok v arbitrazhno-sudebnoj praktike // Grazhdanskij kodeks Rossii. Problemy. Teoriya. Praktika. Sbornik pamyati S.A. Hohlova / Otv. red. A.L. Makovskij. M., 1998. S. 138.

3. Suhanov E.A. Pravo sobstvennosti v grazhdanskom kodekse // Zakon. 1995. №11. S.32.

4. Buntovskij S.YU., Nemirskij A.S. K voprosu o povyshenii reguliruyushchej funkcii gosudarstva v razvitii ekonomiki // Vestnik nauchno-tekhnicheskogo tvorchestva molodezhi kubanskogo GAU. Krasnodar, 2016. S.284-288.

5. Al'himenko V.V., Salishcheva N.G., Grishkovec A.A. Publichnyj interes v administrativnom prave // Trudy Instituta gosudarstva i prava Rossijskoj akademii nauk. 2011. № 4. S. 99.

6. Zakon. Obespechenie bezopasnosti i real'noj ekonomiki: monografiya / T.YA. Habrieva, YU.A. Tihomirov, O.V. Gutnikov i dr.; pod red. T.YA. Habrievoj. M.: Institut zakonodatel'stva i sravnitel'nogo pravovedeniya pri Pravitel'stve Rossijskoj Federacii. M.: INFRA-M, 2015. S.4.

7. Formy i metody gosudarstvennogo upravleniya v sovremennyh usloviyah razvitiya: monografiya / pod obshch. red. S.V. Zapol'skogo. M.: Prometej, 2017. S.78.

8. Postanovlenie Konstitucionnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 27 dekabrya 2012 g. № 34-P // SZ RF. 2013. №1. st. 78.

9. Lobanova YA.V. Svoboda ekonomicheskoj deyatel'nosti kak princip ekonomicheskogo stroya sovremennogo pravovogo gosudarstva // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2016. №7. S.33-34.

10. Anisimov B.V. Ekonomicheskaya svoboda - obyazatel'noe uslovie dlya upravleniya ekonomicheskim processom v rynochnoj ekonomike // Pishchevaya promyshlennost'. 2017. №8. S.31-32.

11. Pravovoe administrirovanie v ekonomike. Aktual'nye problemy: monografiya / pod red. YU.A. Tihomirova. M.: YUSTICIYA, 2018. S.25.

ВОРОНОВ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ - доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук.

СМОРЧКОВА ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА - доктор юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук (l.smorchkova@mail.ru).

VORONOV, ALEKSEY M. - Doctor of Law, Professor, Chief Researcher at the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia)

SMORCHKOVA, LARISA N. - Doctor of Law, associate Professor, Leading Researcher at the Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences (Moscow, Russia) (l.smorchkova@mail.ru).

УДК 342.922

АБРАМОВА Л.А., ВЕРЕЩАК С.Б., ВЕРЕЩАК А.В. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Ключевые слова: законодательство об административных правонарушениях, административные наказания, административная ответственность, административное правонарушение.

В статье рассматриваются направления совершенствования законодательства об административных правонарушениях, причины, обусловившие реформу, предложенная модель выделения процессуальной части законодательства об административных правонарушениях в самостоятельный кодекс. Авторами анализируются закрепленные в проекте КоАП РФ подходы к определению понятия «административное правонарушение», система административных наказаний, конструкция основных и дополнительных наказаний, содержание отдельных административных правонарушений (лишение специального права, конфискации). Делается вывод о необходимости более сбалансированного подхода к репрессивной и профилактической составляющим административной ответственности в новом КоАП РФ. Авторы разделяют мнение ученых и практиков о своевременности разработки Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Развитие процессуальных основ будет способствовать более четкому выстраиванию административного производства, системы принципов административного процесса, уточнению процессуального положения его участников, преодолению процессуального нигилизма.

ABRAMOVA, L.A., VERESHCHAK, S.B., VERESHCHAK, A.V. CURRENT ISSUES OF IMPROVEMENT OF LEGISLATION ON ADMINISTRATIVE OFFENCES

Keywords: legislation on administrative offences, administrative penalties, administrative liability, administrative offence.

In the article considers the areas of improvement of the legislation on administrative offences, the reasons for the reform, it presented a new model for the allocation of the processual part of the legislation on administrative offences to a separate code. The authors analyse the concept of "administrative offence" enshrined in the draft of the Code of Administrative Offences of the Russian Federation, the system of administrative penalties, the concept of basic and additional penalties, the content of certain administrative offences (deprivation of a special right, confiscation). It is concluded that there is no balanced approach to the repressive and preventive components of administrative liability in the new Code of Administrative Offences of the Russian Federation. The authors support the opinion of scientists about the need to develop a Procedural code of the Russian Federation in the field of administrative responsibility. The development of processual legal norms will contribute to a clearer construction of administrative process, its principles, clarification of the legal status of its participants, overcoming processual nihilism.

Административная ответственность, как форма государственного принуждения, выполняя разнородные функции, является не только средством правовой охраны тех или иных общественных отношений, но и мощным средством стимулирования правомерного поведения физических и юридических лиц при условии достижения необходимого баланса между частными и публичными интересами.

О необходимости реформирования законодательства об административных правонарушениях говорят многочисленные изменения и дополнения, которые были внесены в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях за восемнадцатилетний период его действия, а также попытки разработки проектов новых кодексов [1].

10 июня 2019 года на сайте Правительства Российской Федерации опубликована Концепция нового КоАП РФ [2]. В январе этого года Минюст России сообщил о разработке проектов Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [3], проекты размещены на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов https://regulation.gov.ru [4; 5; 6].

Среди основных факторов, обусловивших активизацию процесса обновления кодекса, можно выделить:

- отсутствие системности изменений, вносимых в КоАП РФ, единства правового регулирования, неурегулированность некоторых ключевых сфер общественных отношений;

- стремительное развитие федерального законодательства в различных сферах, таких как дорожное движение, транспорт, связь, экология, здравоохранение, занятость и др., что влечет необходимость постоянного уточнения составов административных правонарушений [7];

- реализация административной реформы, потребовавшая уточнения полномочий юрисдикционных органов и должностных лиц на отдельных стадиях производства по делам об административных правонарушениях;

- необходимость обеспечения взаимосвязи совершенствования законодательства об административных правонарушениях с реформой контрольно-надзорной деятельности [8];

- проблемы правоприменительной практики;

- проблемы развития регионального законодательства об административных правонарушениях.

Совершенствование законодательства об административных правонарушениях идет по пути разграничения его материальной и процессуальной части в самостоятельные нормативные правовые акты, что ознаменовало собой подготовку отдельных проектов Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Анализ проекта Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет выделить некоторые положительные стороны и дискуссионные положения.

Статья 2.1. проекта КоАП РФ, формулирующая определение понятия «административное правонарушение», представляет собой решение давнего спорного вопроса о наличии или отсутствии у административного правонарушения признаков общественной опасности или общественной вредности. Предлагаемое определение закрепляет административное правонарушение как «причиняющее вред охраняемым законом отношениям», т.е. вводит признак общественной вредности. Вместе с тем, одним из критериев разграничения административных правонарушений и преступлений выступает степень общественной опасности, в связи с чем, предложенная формулировка стирает данные границы. Более того, административное наказание не служит средством возмещения имущественного ущерба, который возмещается в порядке гражданского судопроизводства. Невозможно не заметить, что такой подход только углубит фискальную направленность административной ответственности, которая справедливо подвергается критике в научной литературе [9; 10].

Неудачной представляется конструкция однородного административного правонарушения, предложенная в ч. 3 ст. 2.4. проекта, поскольку происходит смешение разных видов объектов административного правонарушения: родового, видового и непосредственного.

Статья 3.3. проекта определяет основные и дополнительные административные наказания. Часть 4 данной статьи определяет, что в исключительных случаях могут быть назначены

34

административный штраф как основное наказание и два дополнительных наказания (лишение специального права и конфискация). Полагаем, что такой количественный подход нарушает закрепленные в ст.ст. 1.14 и 1.15 проекта принципы справедливости и соразмерности, а также гуманизма. Согласно части 2 ст. 1.15 проекта, административное наказание не должно быть избыточным.

Анализ пункта 4 ч.1 ст. 3.2. и ст. 3.16 проекта позволяет сделать вывод об их несоответствии. Введение такой меры как лишение права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, по смыслу ст. 3.16, является самостоятельным видом административного наказания. Можно предположить о ее заимствовании из УК РФ, поскольку похожая мера государственного принуждения известна уголовно-правовой практике. Вместе с тем, статья 3.2. проекта не называет лишение права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, в качестве вида административного наказания. Также необходимо добавить, что лишение права управление транспортным средством само по себе перекрывает возможность, как управлять им в личных целях, так и осуществлять профессиональную деятельность, в связи с чем введение в КоАП РФ нормы о лишении права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, является излишним.

Еще один новый вид административного наказания, предусмотренный проектом, - это конфискация. Известно, что в действующем КоАП РФ конфискация допускается в отношении орудий совершения и предметов административного правонарушения, не изъятых из оборота. Проект расширяет содержание конфискации, закрепляя, что конфискация может применяться также в отношении вещей, которые не являются орудиями совершения или предметами административного правонарушения (ч.2 ст. 3.14 проекта).

Необходимо согласится с мнением В. Аршиновой, о том, что «идея с конфискацией несвоевременна и посягает на конституционное право собственности» [11].

В новом проекте КоАП усматривается тенденция к ужесточению административной ответственности, сохранение ее фискальной направленности, недостаточная проработка профилактической составляющей, несмотря на сохранение и развитие многих позитивных норм действующего КоАП РФ, таких как возможность уплаты административного штрафа в размере половины наложенной суммы, назначения административного штрафа в размере менее, чем предусмотрено за данное административное правонарушение, замены штрафа на предупреждение, освобождение от административной ответственности и административного наказания и др.

Горбунова Я.П. отмечает, что «фискальный характер административного штрафа должен выражаться лишь в той мере, в какой он призван восполнить материальный урон при посягательствах на публично-правовые интересы с элементами имущественного обязательства, например, в области, предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, таможенного дела. В остальных же случаях административный штраф должен выступать как средство дифференциации и индивидуализации административной ответственности» [12].

В процессе правотворческой деятельности перед отечественным законодателем стоит непростая задача найти баланс позитивных и правоограничительных инструментов правового воздействия [13], который сможет обеспечить необходимое позитивное действие, эффективную общую и частную превенцию.

Рассмотрим еще одно направление совершенствования законодательства об административных правонарушениях - кодификацию его процессуальной части. Необходимо отметить, что данная идея не нова. В 60-х годах прошлого столетия ученые-административисты начали активную разработку теории административного процесса [14; 15]. За период действия КоАП РФ неоднократно разрабатывались проекты самостоятельных процессуальных кодексов, направленных на регламентацию производства по делам об административных правонарушениях (в 2002 г. - проект Административно-процессуального кодекса (авт. Сорокин В.Д.), 2008 г. -проект Российского административно-процессуального кодекса (авт. Масленников М.Я.) [16]. Л.Л. Попов отмечает, что отсутствие законодательного управленческого процесса приводит к низкой эффективности государственного управления, коррупции в государственном аппарате и

другим негативным явлениям, делая вывод о необходимости разработки и принятия административно-деликтного процессуального кодекса [17; 18].

Нами разделяется мнение ученых и практиков о своевременности разработки Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Развитие процессуальных основ будет способствовать более четкому выстраиванию административного производства, его стадий, уточнению процессуального положения его участников, системы принципов административного процесса, развитию состязательности процесса, преодолению процессуального нигилизма.

Литература и источники

1. Проекты Кодексов РФ об административных правонарушениях: проекты федеральных законов № 957581-6, № 917598-6. // URL:// http://www.consultant.ru/law/doc/pr_koan/

2. Опубликована Концепция нового кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Официальный сайт Правительства Российской Федерации // URL:// http://government.ru/news/36971/

3. Разработаны законопроекты, направленные на совершенствование законодательства об административных правонарушениях // URL: https://minjust.ru/ru/novosti/razrabotany-zakonoproekty-napravlennye-na-sovershenstvovanie-zakonodatelstva-ob

4. Проект Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // URL: https://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=99059

5. Проект Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=99061

6. Проект федерального закона «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и Процессуального кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // https://regulation.gov.ru/projects#npa=99058

7. Верещак С.Б., Иванова О.А. Нормативное закрепление принципов административной ответственности как способ гуманизации законодательства об административных правонарушениях // Право и практика. 2015. №2. С.72-77.

8. Стахов А.И. О выделении контрольно-надзорного административного производства в сфере деятельности органов исполнительной власти // Вопросы экономики и права. 2016. №2. С.31-34.

9. Гришковец А.А. Проблема фискальной направленности Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пути ее решения в проекте нового КоАП РФ // Сибирское юридическое обозрение. 2019. №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-fiskalnoy-napravlennosti-kodeksa-rossiyskoy-federatsii-ob-administrativnyh-pravonarusheniyah-i-puti-ee-resheniya-v-proekte (дата обращения: 28.02.2020).

10. Зырянов С.М. Концептуальные проблемы третьей кодификации законодательства об административных правонарушениях // Сибирское юридическое обозрение. 2019. №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-problemy-tretiey-kodifikatsii-zakonodatelstva-ob-administrativnyh-pravonarusheniyah (дата обращения: 28.02.2020).

11. Рязанова О. Конфискация со взломом: почему эксперты критикуют проект нового КоАП // URL: https://profile.ru/cars/konfiskaciya-so-vzlomom-pochemu-eksperty-kritikuyut-proekt-novogo-koap-225027/

12. Горбунова, Я.П. Актуальные проблемы развития стимулирующих функций административного штрафа как средства, стимулирующего правопослушное поведение у граждан и юридических лиц в Российской Федерации // JSRP. 2014. №4 (8). // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-razvitiya-stimuliruyuschih-funktsiy-administrativnogo-shtrafa-kak-sredstva-stimuliruyuschego-pravoposlushnoe (дата обращения: 30.12.2019).

13. Макарейко Н.В. Стимулирующая функция государственного принуждения // Вестник ННГУ. 2017. №2. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stimuliruyuschaya-funktsiya-gosudarstvennogo-prinuzhdeniya (дата обращения: 30.12.2019).

14. Салищева Н.Г. Административный процесс в СССР. М.: Юрид. лит., 1964. 158 с.

15. Сорокин В.Д. Вопросы теории советского административно-процессуального права: автореф. дисс. ...д-ра юрид. наук. Л.,1968. 39 с.

16. Масленников М.Я. Проект Российского административно-процессуального кодекса // Вестник Евразийской академии административных наук. 2008. №4. С.11-85.

17. Попов Л.Л. Нужен ли нам административно-процессуальный кодекс Российской Федерации? // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2015. №8. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nuzhen-li-nam-administrativno-protsessualnyy-kodeks-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 04.03.2020).

18. Соловей Ю.П. Еще раз о необходимости реформы законодательства об административной ответственности // Сибирское юридическое обозрение. 2019. №4. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/esche-raz-o-neobhodimosti-reformy-zakonodatelstva-ob-administrativnoy-otvetstvennosti (дата обращения: 04.03.2020).

References and Sources

1. Proekty Kodeksov RF ob administrativnyh pravonarusheniyah: proekty federal'nyh zakonov № 957581-6, № 917598-6. // URL:// http://www.consultant.ru/law/doc/pr_koan/

2. Opublikovana Koncepciya novogo kodeksa Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah. Oficial'nyj sajt Pravitel'stva Rossijskoj Federacii // URL:// http://government.ru/news/36971/

3. Razrabotany zakonoproekty, napravlennye na sovershenstvovanie zakonodatel'stva ob administrativnyh pravonarusheniyah // URL: https://minjust.ru/ru/novosti/razrabotany-zakonoproekty-napravlennye-na-sovershenstvovanie-zakonodatelstva-ob

4. Proekt Kodeksa Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah // URL: https://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=99059

5. Proekt Processual'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah // URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa=99061

6. Proekt federal'nogo zakona «O vvedenii v dejstvie Kodeksa Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah i Processual'nogo kodeksa Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah» // https://regulation.gov.ru/projects#npa=99058

7. Vereshchak S.B., Ivanova O.A. Normativnoe zakreplenie principov administrativnoj otvetstvennosti kak sposob gumanizacii zakonodatel'stva ob administrativnyh pravonarusheniyah // Pravo i praktika. 2015. №2. S.72-77.

8. Stahov A.I. O vydelenii kontrol'no-nadzornogo administrativnogo proizvodstva v sfere deyatel'nosti organov ispolnitel'noj vlasti // Voprosy ekonomiki i prava. 2016. №2. S.31-34.

9. Grishkovec A.A. Problema fiskal'noj napravlennosti Kodeksa Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarusheniyah i puti ee resheniya v proekte novogo KoAP RF // Sibirskoe yuridicheskoe obozrenie. 2019. №4. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-fiskalnoy-napravlennosti-kodeksa-rossiyskoy-federatsii-ob-administrativnyh-pravonamsheniyah-i-puti-ee-resheniya-v-proekte (data obrashcheniya: 28.02.2020).

10. Zyryanov S.M. Konceptual'nye problemy tret'ej kodifikacii zakonodatel'stva ob administrativnyh pravonarusheniyah // Sibirskoe yuridicheskoe obozrenie. 2019. №4. - URL: ht^ps://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-problemy-tretiey-kodifikatsii-zakonodatelstva-ob-administrativnyh-pravonarusheniyah (data obrashcheniya: 28.02.2020).

11. Ryazanova O. Konfiskaciya so vzlomom: pochemu eksperty kritikuyut proekt novogo KoAP // URL: https://profile.ru/cars/konfiskaciya-so-vzlomom-pochemu-eksperty-kritikuyut-proekt-novogo-koap-225027/

12. Gorbunova, Ya.P. Aktual'nye problemy razvitiya stimuliruyushchih funkcij administrativnogo shlrafa kak sredstva, stimuliruyushchego pravoposlushnoe povedenie u grazhdan i yuridicheskih lic v Rossijskoj Federacii // JSRP. 2014. №4 (8). // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-razvitiya-stimuliruyuschih-funktsiy-administrativnogo-shtrafa-kak-sredstva-stimuliruyuschego-pravoposlushnoe (data obrashcheniya: 30.12.2019).

13. Makarejko N.V. Stimuliruyushchaya funkciya gosudarstvennogo prinuzhdeniya // Vestnik NNGU. 2017. №2. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stimuliruyuschaya-funktsiya-gosudarstvennogo-prinuzhdeniya (data obrashcheniya: 30.12.2019).

14. Salishcheva N.G. Administrativnyj process v SSSR. M.: YUrid. lit., 1964. 158 s.

15. Sorokin V.D. Voprosy teorii sovetskogo administrativno-processual'nogo prava: avtoref. diss. ...d-ra yurid. nauk. L.,1968. 39 s.

16. Maslennikov M.Ya. Proekt Rossijskogo administrativno-processual'nogo kodeksa // Vestnik Evrazijskoj akademii administrativnyh nauk. 2008. №4. S.11-85.

17. Popov L.L. Nuzhen li nam administrativno-processual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii? // Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina. 2015. №8. // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nuzhen-li-nam-administrativno-protsessualnyy-kodeks-rossiyskoy-federatsii (data obrashcheniya: 04.03.2020).

18. Solovej Yu.P. Eshche raz o neobhodimosti reformy zakonodatel'stva ob administrativnoj otvetstvennosti // Sibirskoe yuridicheskoe obozrenie. 2019. №4. // URL: ht^ps://cyberleninka.ru/article/n/esche-raz-o-neobhodimosti-reformy-zakonodatelstva-ob-administrativnoy-otvetstvennosti (data obrashcheniya: 04.03.2020).

АБРАМОВА ЛЮДМИЛА АЛЕКСЕЕВНА - доктор педагогических наук, доцент кафедры философии, социологии и педагогики Чувашского государственного университета имени И.Н Ульянова (laabramova@mail.ru).

ВЕРЕЩАК СВЕТЛАНА БОРИСОВНА - кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой Чувашского государственного университета имени И.Н Ульянова (veres_k@mail.ru).

ВЕРЕЩАК АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ - кандидат педагогических наук, доцент Чувашской государственной сельскохозяйственной академии (vav_2008@mail.ru).

ABRAMOVA, LYUDMILA A. - Doctor of Pedagogy, Professor, Department of philosophy, sociology and pedagogy, I.N. Ulianov Chuvash State University (laabramova@mail.ru).

VERESHCHAK, SVETLANA B. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Head of the Department of the theory and history of state and law, I.N. Ulianov Chuvash State University (veres_k@mail.ru).

VERESHCHAK, ALEXANDER V. - Ph.D. of Pedagogy, Associate Professor, Department of mechanization, electrification and agricultural production automation, Chuvash State Agricultural Academy (vav_2008@mail.ru)

УДК 342.95(470)

СКОГОРЕВА Т.Ф., ЧХВИМИАНИ Э.Ж. РОЛЬ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ ПОДБОРА КАДРОВ ДЛЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ

Ключевые слова: кандидаты, правоохранительные органы, прохождение службы, полиция, профориентация, кадровая политика.

Организация подбора и профессиональной подготовки кадров для правоохранительных органов Российской Федерации является одной из основных задач кадровой политики Министерства внутренних дел. В последние годы были предприняты значительные меры к оптимизации и совершенствованию этой деятельности. Однако, не смотря на предпринимаемые меры по организации и подготовке кадров для органов внутренних дел, еще существуют проблемы, требующие принятия дополнительных мер для повышения эффективности в системе их подбора. Необходимость в обеспечении правоохранительных органов квалифицированными, грамотными и морально-устойчивыми сотрудниками диктуется, прежде всего, существующими задачами по совершенствованию охраны правопорядка, усилению противодействия преступности и терроризма, обеспечению общественной безопасности, охране прав и свобод граждан. Особую роль в подборе кадров играет развитие системы ранней профориентации молодежи на службу в органы внутренних дел.

SKOGOREVA, T.F., CHKHVIMIANI, E.Zh. THE ROLE OF PERSONNEL POLICY IN IMPROVING THE EFFICIENCY OF THE RECRUITMENT SYSTEM FOR THE

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

INTERNAL AFFAIRS AGENCIES OF RUSSIA

Keywords: candidates, law enforcement agencies, service, police, career guidance, personnel policy.

Organization of selection and professional training of personnel for law enforcement agencies of the Russian Federation is one of the main tasks of the personnel policy of the Ministry of Internal Affairs. In recent years, significant measures have been taken to optimize and improve these activities. However, despite the measures taken for the organization and training of personnel for the internal affairs agencies, there are still problems that require additional measures to be taken in order to improve the effectiveness of the recruitment system. The need to provide law enforcement agencies with qualified, competent and morally-stable personnel is primarily dictated by the existing tasks of improving law enforcement, strengthening the fight against crime and terrorism, ensuring public security and protecting the rights and freedoms of citizens. The development of a system of early career guidance for young people in the internal affairs agencies plays a special role in staff recruitment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.