Научная статья на тему 'РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА '

РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
376
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
развитие речи / изобразительная активность / лексика ребенка / личностное развитие / познавательная активность. / speech development / visual activity / child's vocabulary / personal development / cognitive activity.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Улугбердиева Дилбар Каршибековна

в данной статье поднимается вопрос о целесообразности привлечения внимания к вопросу формирования и развития речевых навыков, являющихся важными в развитии личности ребенка в период дошкольного образования. Дана информация о тесной связи изобразительного искусства с развитием речи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF VISUAL ACTIVITY IN THE DEVELOPMENT OF SPEECH IN PRESCHOOL CHILDREN

This article raises the question of the expediency of drawing attention to the formation and development of speech skills, which are important in the development of a child's personality during preschool education. Information is given about the close connection of visual art with the development of speech.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »

56

PEDAGOGICAL SCIENCES / «ШЦУШШУМ-ЛШШаИ» 2021

Улугбердиева Дилбар Каршибековна

Навоийский государственный педагогический институт,

Узбекистан

DOI: 10.24412/2520-6990-2021-1198-56-57 РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ulugberdieva Dilbar Karshibekovna

Navoi State Pedagogical Institute, Uzbekistan

THE ROLE OF VISUAL ACTIVITY IN THE DEVELOPMENT OF SPEECH IN PRESCHOOL

CHILDREN

Аннотация.

в данной статье поднимается вопрос о целесообразности привлечения внимания к вопросу формирования и развития речевых навыков, являющихся важными в развитии личности ребенка в период дошкольного образования. Дана информация о тесной связи изобразительного искусства с развитием речи.

Abstract.

This article raises the question of the expediency of drawing attention to the formation and development of speech skills, which are important in the development of a child's personality during preschool education. Information is given about the close connection of visual art with the development of speech.

Ключевые слова: развитие речи, изобразительная активность, лексика ребенка, личностное развитие, познавательная активность.

Keywords: speech development, visual activity, child's vocabulary, personal development, cognitive activity.

Сегодня дошкольное образование считается основным этапом обучения, что нашло свое подтверждение. Ведь развитие системы образования, функционирующей как фундамент будущего и зрелости личности, является одной из главных целей любого государства. В частности, внимание, уделяемое дошкольному образованию в нашей стране, было сосредоточено на восполнении пробела в непрерывном образовании.

Дошкольное образование является основополагающим элементом любой образовательной системы, так как именно оно определяет успешность личности в школе, вузе и будущей деятельности. В дошкольном учреждении формируется индивидуальный образ жизни человека. Поэтому сегодня очень остро встали вопросы обеспечения качества дошкольного образования.

В дошкольном образовании особенно важно уделять внимание формированию и развитию речевых навыков, имеющих важное значение в развитии личности. Ведь развитие речевого общения ребенка играет важную роль не только в его умственном развитии, но и в его социальной адаптации ко взрослой жизни. Чем богаче словарный запас ребенка, тем выше уровень его речи и мышления. Каждое новое слово дополняет речь ребенка, одновременно развивая умственные способности. Дети используют слова, чтобы определять конкретные особенности предметов и событий, находить между ними общие черты и различия, учатся анализировать, синтезировать и обобщать. С помощью слов они смогут выразить свое мировоззрение в виде концепций, суждений, выводов.

Исследования, направленные на изучение и анализ теоретической информации о значении лексических единиц, служат основой для развития

языковых навыков и культуры речи. Усвоение лексических значений слов у детей способствует формированию умения семантически точно и свободно пользоваться языковыми средствами.

Известно, что в личностном развитии и познавательной деятельности дошкольников важную роль играет изобразительная деятельность. В частности, подтвердились представления Ш. Бюлера и Л.С. Выготского о связи изобразительного искусства и речи. Л.С. Выготский утверждает, что процесс рисования невозможно увидеть без речевого сопровождения. Исследования последних лет также подтвердили тесную связь между изобразительным искусством и развитием речи. Однако механизмы, с помощью которых изобразительная деятельность влияет на развитие речи детей и ее функций, полностью не изучены.

В дошкольном детском возрасте изобразительная деятельность играет неоценимую роль для всестороннего, полноценного развития детей. Это позволяет им передавать свои эмоции, выражать свои интересы, волнующие положительные и отрицательные чувства, которые они наблюдают в окружающем мире.

Изобразительная деятельность является важным средством эстетического воспитания. Потому что в процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно превращаются в эстетические ощущения.

Среди детей есть непоседливые, неукротимые, неугомонные, для них все события всегда интересны, они во всем могут найти что-то новое, необычное. Им нравятся игры, подвижность, а не спо-

«ШУУШШШИМ-ЛШИГМаУ» 202 / PEDAGOGICAL SCIENCES

койная жизнь. Есть дети тихие и спокойные, которые любят подолгу сидеть на одном месте, смотреть книги, играть в куклы. Некоторые очень впечатлительны, малейшее пренебрежение, выражение резкого мнения может вызвать у них слезы, обиду или тревогу. В каждом коллективе можно встретить детей разного темперамента, поведения и характеров. В то время как некоторые рано проявляют свои таланты и способности, другие закрываются, считая себя неустойчивыми. Их интересы и способности не так явно проявляются.

На современном этапе модернизации образования в стране Государственная программа «Первый шаг» и «Государственные требования», принятые Министерством дошкольного образования, показывают необходимость внесения существенных изменений в содержание и методы организации педагогического процесса в дошкольных образовательных организациях. Воспитание способствует формированию интереса к эстетической стороне окружающей действительности, развитию у детей эффективной деятельности, проявлению детского творчества, формированию личности ребенка через доступ к изобразительному искусству и развитию у ребенка речевых навыков.

Литература:

1. Xaydarova Shaxlo Narzullaevna. Pedagogical Approach To The Preparation The Children Of The Orphanage For Family Life. The American Journal of Social Science and Education Innovations, 2021. 3(02), 23-27-с.

57_

2. Давлатова РД. МАТН ДЕЙКСИСИ ВА УНИНГ УЗБЕК ТИЛИДА ИФОДАЛАНИШИ. // СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ, НОВЫЕ ПАРАДИГМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2019. -С. 49.

3. Ermatova Gulnoz Pirimovna 2020. INNOVATIVE EXEMPLARY ABILITIES OF AMIR TEMUR IN THE ORGANIZATIONAL ABILITIES OF YOUTH FORMATION. European Scholar Journal. 1, 4 (Dec. 2020), 12-14.

4. Jabborova D. Object and subject of educational technology. // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. (EJRRES) - Great Britian, 2019. - Vol.7. No.12. - P.158-160. (13.00.00. №1).

5. Утамуродова Ш.М. ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА. Colloquium-journal, 52-54 2020

6. Davlatova R.H. STUDIES FUNC STUDIES FUNCTIONAL-SEMANTIC FIELD OF DEI TIC FIELD OF DEIXIS IN THE XIS IN THE UZBEK LANGUAGE. Scientific Bulletin of Namangan State University: Vol. 2 : Iss. 3 , Article 77.

7. Азимова М. Педагогические основы использования различных народных культур в воспитании дошкольников. European science, 2020. 2-2 (51)

8. Давлатова Р.Х. Дейксис социального статуса в узбекском языке и его выражение местоимениями. Вестник Ошского государственного университета. №1-4, 2020. - С.75-80.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.