56
PEDAGOGICAL SCIENCES / «ШЦУШШУМ-ЛШШаИ» 2021
Улугбердиева Дилбар Каршибековна
Навоийский государственный педагогический институт,
Узбекистан
DOI: 10.24412/2520-6990-2021-1198-56-57 РОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ У ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Ulugberdieva Dilbar Karshibekovna
Navoi State Pedagogical Institute, Uzbekistan
THE ROLE OF VISUAL ACTIVITY IN THE DEVELOPMENT OF SPEECH IN PRESCHOOL
CHILDREN
Аннотация.
в данной статье поднимается вопрос о целесообразности привлечения внимания к вопросу формирования и развития речевых навыков, являющихся важными в развитии личности ребенка в период дошкольного образования. Дана информация о тесной связи изобразительного искусства с развитием речи.
Abstract.
This article raises the question of the expediency of drawing attention to the formation and development of speech skills, which are important in the development of a child's personality during preschool education. Information is given about the close connection of visual art with the development of speech.
Ключевые слова: развитие речи, изобразительная активность, лексика ребенка, личностное развитие, познавательная активность.
Keywords: speech development, visual activity, child's vocabulary, personal development, cognitive activity.
Сегодня дошкольное образование считается основным этапом обучения, что нашло свое подтверждение. Ведь развитие системы образования, функционирующей как фундамент будущего и зрелости личности, является одной из главных целей любого государства. В частности, внимание, уделяемое дошкольному образованию в нашей стране, было сосредоточено на восполнении пробела в непрерывном образовании.
Дошкольное образование является основополагающим элементом любой образовательной системы, так как именно оно определяет успешность личности в школе, вузе и будущей деятельности. В дошкольном учреждении формируется индивидуальный образ жизни человека. Поэтому сегодня очень остро встали вопросы обеспечения качества дошкольного образования.
В дошкольном образовании особенно важно уделять внимание формированию и развитию речевых навыков, имеющих важное значение в развитии личности. Ведь развитие речевого общения ребенка играет важную роль не только в его умственном развитии, но и в его социальной адаптации ко взрослой жизни. Чем богаче словарный запас ребенка, тем выше уровень его речи и мышления. Каждое новое слово дополняет речь ребенка, одновременно развивая умственные способности. Дети используют слова, чтобы определять конкретные особенности предметов и событий, находить между ними общие черты и различия, учатся анализировать, синтезировать и обобщать. С помощью слов они смогут выразить свое мировоззрение в виде концепций, суждений, выводов.
Исследования, направленные на изучение и анализ теоретической информации о значении лексических единиц, служат основой для развития
языковых навыков и культуры речи. Усвоение лексических значений слов у детей способствует формированию умения семантически точно и свободно пользоваться языковыми средствами.
Известно, что в личностном развитии и познавательной деятельности дошкольников важную роль играет изобразительная деятельность. В частности, подтвердились представления Ш. Бюлера и Л.С. Выготского о связи изобразительного искусства и речи. Л.С. Выготский утверждает, что процесс рисования невозможно увидеть без речевого сопровождения. Исследования последних лет также подтвердили тесную связь между изобразительным искусством и развитием речи. Однако механизмы, с помощью которых изобразительная деятельность влияет на развитие речи детей и ее функций, полностью не изучены.
В дошкольном детском возрасте изобразительная деятельность играет неоценимую роль для всестороннего, полноценного развития детей. Это позволяет им передавать свои эмоции, выражать свои интересы, волнующие положительные и отрицательные чувства, которые они наблюдают в окружающем мире.
Изобразительная деятельность является важным средством эстетического воспитания. Потому что в процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно превращаются в эстетические ощущения.
Среди детей есть непоседливые, неукротимые, неугомонные, для них все события всегда интересны, они во всем могут найти что-то новое, необычное. Им нравятся игры, подвижность, а не спо-
«ШУУШШШИМ-ЛШИГМаУ» 202 / PEDAGOGICAL SCIENCES
койная жизнь. Есть дети тихие и спокойные, которые любят подолгу сидеть на одном месте, смотреть книги, играть в куклы. Некоторые очень впечатлительны, малейшее пренебрежение, выражение резкого мнения может вызвать у них слезы, обиду или тревогу. В каждом коллективе можно встретить детей разного темперамента, поведения и характеров. В то время как некоторые рано проявляют свои таланты и способности, другие закрываются, считая себя неустойчивыми. Их интересы и способности не так явно проявляются.
На современном этапе модернизации образования в стране Государственная программа «Первый шаг» и «Государственные требования», принятые Министерством дошкольного образования, показывают необходимость внесения существенных изменений в содержание и методы организации педагогического процесса в дошкольных образовательных организациях. Воспитание способствует формированию интереса к эстетической стороне окружающей действительности, развитию у детей эффективной деятельности, проявлению детского творчества, формированию личности ребенка через доступ к изобразительному искусству и развитию у ребенка речевых навыков.
Литература:
1. Xaydarova Shaxlo Narzullaevna. Pedagogical Approach To The Preparation The Children Of The Orphanage For Family Life. The American Journal of Social Science and Education Innovations, 2021. 3(02), 23-27-с.
57_
2. Давлатова РД. МАТН ДЕЙКСИСИ ВА УНИНГ УЗБЕК ТИЛИДА ИФОДАЛАНИШИ. // СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ, НОВЫЕ ПАРАДИГМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ. 2019. -С. 49.
3. Ermatova Gulnoz Pirimovna 2020. INNOVATIVE EXEMPLARY ABILITIES OF AMIR TEMUR IN THE ORGANIZATIONAL ABILITIES OF YOUTH FORMATION. European Scholar Journal. 1, 4 (Dec. 2020), 12-14.
4. Jabborova D. Object and subject of educational technology. // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. (EJRRES) - Great Britian, 2019. - Vol.7. No.12. - P.158-160. (13.00.00. №1).
5. Утамуродова Ш.М. ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА. Colloquium-journal, 52-54 2020
6. Davlatova R.H. STUDIES FUNC STUDIES FUNCTIONAL-SEMANTIC FIELD OF DEI TIC FIELD OF DEIXIS IN THE XIS IN THE UZBEK LANGUAGE. Scientific Bulletin of Namangan State University: Vol. 2 : Iss. 3 , Article 77.
7. Азимова М. Педагогические основы использования различных народных культур в воспитании дошкольников. European science, 2020. 2-2 (51)
8. Давлатова Р.Х. Дейксис социального статуса в узбекском языке и его выражение местоимениями. Вестник Ошского государственного университета. №1-4, 2020. - С.75-80.