Научная статья на тему 'РОЛЬ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ'

РОЛЬ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
2
Поделиться
Ключевые слова
патриотическое воспитание / краеведение / ценностные ориентиры / культурные ценности / воспитание молодежи. / patriotic education / local history / value guidelines / cultural values / youth education.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пугачев Сергей Владимирович

в статье анализируется роль историко-литературного краеведения как неотъемлемого компонента патриотического воспитания современной молодежи. Изучение истории и литературы своей страны и родного края способствует формированию целостного мировоззрения, закладывает фундамент для «взращивания» настоящего молодого патриота и ответственного члена общества. В каждом городе и в каждой станице есть свои музеи, библиотеки, архивы, мемориалы, заповедники, исторические памятники, которые помогают молодежи познавать основы краеведения. Литературное краеведение имеет особое значение как фактор взаимосвязи литературы и краеведения. Между писателем и местом, которое вдохновило его на написание того или иного произведения, существует тонкая, непрерывающаяся связь.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пугачев Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ROLE OF HISTORICAL AND LITERATURE STUDIES OF LOCAL LORE IN PATRIOTIC EDUCATION OF THE YOUTH

the article analyzes the role of historical and literary local history as an integral component of the patriotic education of modern youth. The study of history and literature in this country and the formation of a unified worldview. Each city and each country has its own museums, libraries, archives, memorials, reserves, historical monuments that help young people learn the basics of local history. Literary study of local lore is of particular importance as a factor in the relationship between literature and local lore. Between the writer and the place that inspired him to write this or that work, there is a subtle, uninterrupted connection.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ»

i Затруднения в разработке основной образовательной программы

и Уровень владения ИКТ -технологиями

I Требования профстандарта вызывают затруднения с точки зрения реализации в практической деятельности

внедрения

ЭГ после внедрения

Рис. 9. Затруднения, выявленные в результате проведения самоанализа

Список литературы / References

1. Абрамовских Т.А. Управление рисками внедрения профессионального стандарта «педагог» в деятельность образовательной организации. Управление образованием: теория и практика. № 4 (20), 2016. С. 84-92.

2. Антонова А.В. Профессиональный стандарт педагога: новые требования и квалификационные характеристики современного учителя. Педагогическое образование в России. № 6, 2015. С. 81-86.

3. Ардатова Ю.С. Взаимодействие школьного психолога и учителя в рамках школьной психологической службы. Международный журнал экспериментального образования. № 6-1, 2016.

ROLE OF HISTORICAL AND LITERATURE STUDIES OF LOCAL LORE IN PATRIOTIC EDUCATION OF THE YOUTH Pugachev S.V. (Russian Federation) Email: Pugachev565@scientifictext.ru

Pugachev Sergey Vladimirovich - Master Student, DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND SOCIO-CULTURAL DEVELOPMENT OF PERSONALITY, A.P. CHEKHOV TAGANROG INSTITUTE (BRANCH) ROSTOV STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS, TAGANROG

Abstract: the article analyzes the role of historical and literary local history as an integral component of the patriotic education of modern youth. The study of history and literature in this country and the formation of a unified worldview. Each city and each country has its own museums, libraries, archives, memorials, reserves, historical monuments that help young people learn the basics of local history. Literary study of local lore is of particular importance as a factor in the relationship between literature and local lore. Between the writer and the place that inspired him to write this or that work, there is a subtle, uninterrupted connection. Keywords: patriotic education, local history, value guidelines, cultural values, youth education.

Аннотация: в статье анализируется роль историко-литературного краеведения как неотъемлемого компонента патриотического воспитания современной молодежи. Изучение истории и литературы своей страны и родного края способствует формированию целостного мировоззрения, закладывает фундамент для «взращивания» настоящего молодого патриота и ответственного члена общества. В

С. 73.

РОЛЬ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ Пугачев С.В. (Российская Федерация)

Пугачев Сергей Владимирович — магистрант, кафедра педагогики и социокультурного развития личности, Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал) Ростовский государственный экономический университет, г. Таганрог

каждом городе и в каждой станице есть свои музеи, библиотеки, архивы, мемориалы, заповедники, исторические памятники, которые помогают молодежи познавать основы краеведения. Литературное краеведение имеет особое значение как фактор взаимосвязи литературы и краеведения. Между писателем и местом, которое вдохновило его на написание того или иного произведения, существует тонкая, непрерывающаяся связь.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, краеведение, ценностные ориентиры, культурные ценности, воспитание молодежи.

Патриотическое воспитание заключается в формировании правильных ценностных ориентиров у молодежи посредством изучения истории и культуры своей страны и своего народа в общем, а родного края, родной земли - в частности. При изучении культурного наследия, традиций, исторических фактов, которые вызывают в человеке гордость за свою Родину, рождается чувство патриотизма.

Патриотизм - как явление, причисляется к группе идейно-нравственных чувств и заключает в себе триединство когнитивного, поведенческого и эмоционального компонентов. Проявление правильного патриотического воспитания заключается в желании «отстоять» честь своей Родины, в способности оперировать историческими данными и фактами, в заботе о своем родном крае и земле, на которой живешь.

Роль краеведения как науки, в патриотическом воспитании молодежи, незаменима. Краеведение подразумевает исследование и изучение родного края в различных аспектах: культурном, историческом, природно-географическом, архитектурном, литературном.

В первую очередь упор делается на изучение истории родного края. Учебники по истории страны, региона, края помогают молодежи ознакомиться с патриотическими традициями народов России, участвуют в формировании собственной точки зрения на произошедшие исторические события. Изучение истории способствует формированию целостного мировоззрения, закладывает фундамент для «взращивания» настоящего молодого патриота и ответственного члена общества. Большое количество малоизвестных событий, которые при этом не потеряли своей значимости для людей, которые живут в эпицентре этого события, запечатлены в биографиях больших и малых городов, станиц, поселков, сел и аулов, в топонимике и всевозможных местах памяти «малой Родины» каждого из нас. Небольшие локальные войны, памятники архитектуры, события в сфере искусства: музыки, поэзии, театра, межкультурная интеграция, благотворительность - лишь малая доля того, что объединяет жителей страны в социальные единства.

Для преодоления многолетнего противопоставления провинции центру, для равномерного развития регионов, привлечения внимания различных демографических групп населения РФ, для повышения значимости регионов требуется ответственное и целенаправленное изучение и использование исторического наследия. В нашей памяти навсегда запечатлены воспоминания о родной земле, о родном доме; они наполнены интимными переживаниями, эмоциями, теплом.

В каждом городе и в каждой станице есть свои музеи, библиотеки, архивы, мемориалы, заповедники, исторические памятники, которые помогают молодежи познавать основы краеведения. Без материалов и данных невозможно не только воссоздание истории края, но и полноценное изучение прошлого каждого народа, обществ и государств - их социально-политической, экономической и культурной областей, природных ресурсов. Краеведческие материалы содержат в себе огромный потенциал персонификации исторического процесса, «оживления» событий прошлых лет.

Литературное краеведение имеет особое значение как фактор взаимосвязи литературы и краеведения. Между писателем и местом, которое вдохновило его на написание того или иного произведения, существует тонкая, непрерывающаяся связь.

По мнению Д.С. Лихачёва, «понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты в связи со всей родной страной» [3].

Каждый регион нашей страны может «похвастаться» выдающимися представителями художественной литературы, поэтами, историками и краеведами. В романах можно «угадать» описываемую местность, на которую указывают деревья, холмы, горы, расположение рек и озер. Писатели красочно описывают различные исторические события, будь то сражение на поле битвы, взятие крепости, защита родной деревни от врага или смена политического режима. При прочтении таких произведений невольно начинаешь гордиться своей страной, людьми, домом.

Если цель писателя красочно изложить события, то цель историков и краеведов подтвердить эти события в датах. Доказать существование того или иного человека, а иногда и целого города.

Благодаря поэтам, все события «покрываются» романтической дымкой, обретают реальность в воображении читающих стихотворение людей. Благодаря поэтам мы можем подробностях представить себе памятник, скульптуру, внешность воина или матери воина.

Так история и литература переплетаются, образуя пласт краеведения. По нашему мнению, изучение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

краеведения - неотъемлемая часть патриотического воспитания молодежи, его основа, фундамент,

первоисточник. Поэтому изучение краеведения имеет место быть как в школьной программе, так и среди

вузовских предметов.

Список литературы / References

1. Аманжолова Д.А. История Подмосковья: этнокультурный потенциал для туризма // Современные проблемы сервиса и туризма, 2008. № 3. С. 53-61.

2. Краеведческие чтения: материалы Х научной конференции (11-12 февраля 2016 г.) / Нац. б-ка Респ. Карелия; [сост. П. Н. Соловьева]. Петрозаводск, 2016. 252 с.

3. ЛихачёвД.С. Земля родная. М., 1983.

4. Мягкова С.Н. Методы и методики гражданского и патриотического воспитания молодежи: учебное пособие / С.Н. Мягкова, Е.А. Романова, Е.А. Истягина-Елисеева, Е.Е. Бариеникова. М., 2008. 109 с.

5. Рачипа А.В. 1917 год в контексте исторической памяти молодежи среднего города России в социологическом измерении (на примере г. Таганрога - 2015 - 2016 гг.) / А.В. Рачипа, В.В. Бурьков ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет», Инженерно-технологическая академия. Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2017. 111 с.

6. Пелевина Т.В. Роль психологических механизмов и диспозиций в формировании патриотического потенциала современной молодежи. [Электронный ресурс] / Т.В. Пелевина. Режим доступа: http://www.nravstvennost.info/library/news_detail.php?ID=2289 / (дата обращения: 11.10.2019).

7. Савина Н.В. Гражданско-патриотическое воспитание студентов ВУ - государственный заказ и реальность / Н.В. Савина // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gumtraktat.ru/grazhdansko-patrioticheskoe-vospitanie-studentov-vuzagosudarstvennyj-zakaz-i-realnost/ (дата обращения: 25.09.2019).

PATRIOTIC EDUCATION OF THE YOUTH - THE MAIN ASPECT OF

MODERNITY

Pugachev S.V. (Russian Federation) Email: Pugachev565@scientifictext.ru

Pugachev Sergey Vladimirovich - Master Student, DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND SOCIO-CULTURAL DEVELOPMENT OF PERSONALITY, A.P. CHEKHOV TAGANROG INSTITUTE (BRANCH) ROSTOV STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS, TAGANROG

Abstract: the article analyzes the role ofpatriotic education of youth as an integral aspect of modernity. The role and place of patriotism in public life was rethought in connection with the significant social, cultural and economic changes that have occurred in modern Russia. In modern conditions, patriotism is associated with the following personal qualities that need to be developed among the younger generation: love for the "big" and "small" Motherland, willingness to fulfill the constitutional duty; patriotic worldview; social tolerance, including religious and national. Therefore, the idea of educating the younger generation of patriotism has gained significance at the state level.

Keywords: patriotic education, value guidelines, cultural values, youth education, modern values.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ - ГЛАВНЫЙ АСПЕКТ

СОВРЕМЕННОСТИ Пугачев С.В. (Российская Федерация)

Пугачев Сергей Владимирович — магистрант, кафедра педагогики и социокультурного развития личности, Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал) Ростовский государственный экономический университет, г. Таганрог

Аннотация: в статье анализируется роль патриотического воспитания молодежи как неотъемлемого аспекта современности. Роль и место патриотизма в общественной жизни были переосмыслены в связи с существенными социальными, культурными и экономическими изменениями, произошедшими в современной России. В современных условиях патриотизм ассоциируется со следующими личностными качествами, которые необходимо развивать у подрастающего поколения: любовь к «большой» и «малой»