Научная статья на тему 'Внедрение профессионального стандарта «Педагог» в образовательное учреждение'

Внедрение профессионального стандарта «Педагог» в образовательное учреждение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональный стандарт «Педагог» / внедрение профессионального стандарта / внутренний аудит / методическое обеспечение. / professional standard "Teacher" / the implementation of a professional standard / internal audit / methodological support.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кащеева Виктория Михайловна

автором анализируется профессиональный стандарт как ключевой элемент национальной системы квалификаций, специфика организации управления педагогическим образованием в образовательном учреждении. Представлена модель развития педагогического образования в условиях внедрения профессионального стандарта педагога. Раскрывается роль методической службы в организации данных процессов. В статье представлен алгоритм управленческой деятельности руководителей образовательных организаций при внедрении профессионального стандарта. Описан процесс перехода образовательного учреждения на работу в условиях введения профессионального стандарта

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кащеева Виктория Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INTRODUCTION OF THE PROFESSIONAL STANDARD "TEACHER" IN AN EDUCATIONAL INSTITUTION

the author analyzes the professional standard as a key element of the national qualifications system, the specifics of the organization of management of teacher education in an educational institution. A model of the development of teacher education in the context of introducing a professional standard of a teacher is presented. The role of the methodological service in the organization of these processes is revealed. The article presents an algorithm for the management of professional educational organizations in the implementation of a professional standard.

Текст научной работы на тему «Внедрение профессионального стандарта «Педагог» в образовательное учреждение»

5. В конце встречи необходимо подвести итог: «Итак, мы решили...», «Предлагаю перенести нашу встречу, так как решение не принято.», «Какие выводы из нашей встречи вы сделали?», «Какое решение вы приняли?» и поблагодарить родителя за встречу.

Умение выслушать родителей, понять их реальные проблемы, научиться анализировать ситуацию в семье, выявлять ее специфические потребности для адекватной помощи и поддержки являются залогом успешных отношений между родителями и педагогом.

Список литературы / References

1. Зверева О.Л. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб. пособие / О.Л.Зверева, А.И.Ганичева. М.: Академия, 2005. 160 с.

2. Куликова Г.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник / Г.А.Куликова. М.: Академия, 2003. 232 с.

3. Шакурова М.В. Методика и технология социально-педагогической работы с семьей / М.В.Шакурова. М.: Академия, 2007. 272 с.

THE INTRODUCTION OF THE PROFESSIONAL STANDARD "TEACHER"

IN AN EDUCATIONAL INSTITUTION Kashcheeva V.M. (Russian Federation) Email: Kashcheeva565@scientifictext.ru

Kashcheeva Viktoria Mikhailovna — Teacher, MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION SECONDARY SCHOOL № 25, VLADIKAVKAZ

Abstract: the author analyzes the professional standard as a key element of the national qualifications system, the specifics of the organization of management of teacher education in an educational institution. A model of the development of teacher education in the context of introducing a professional standard of a teacher is presented. The role of the methodological service in the organization of these processes is revealed. The article presents an algorithm for the management of professional educational organizations in the implementation of a professional standard.

Keywords: professional standard "Teacher", the implementation of a professional standard, internal audit, methodological support.

ВНЕДРЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ПЕДАГОГ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Кащеева В.М. (Российская Федерация)

Кащеева Виктория Михайловна — учитель, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя образовательная школа № 25, г. Владикавказ

Аннотация: автором анализируется профессиональный стандарт как ключевой элемент национальной системы квалификаций, специфика организации управления педагогическим образованием в образовательном учреждении. Представлена модель развития педагогического образования в условиях внедрения профессионального стандарта педагога. Раскрывается роль методической службы в организации данных процессов. В статье представлен алгоритм управленческой деятельности руководителей образовательных организаций при внедрении профессионального стандарта. Описан процесс перехода образовательного учреждения на работу в условиях введения профессионального стандарта.

Ключевые слова: профессиональный стандарт «Педагог», внедрение профессионального стандарта, внутренний аудит, методическое обеспечение.

Современному учителю необходимо обладать навыками построения образовательного процесса с учетом способностей и возможностей учащихся и осуществлять максимальное развитие личностных качеств ребенка. В Федеральной целевой программе развития образования отмечается, что необходимым условием внедрения нового содержания и технологий общего образования являются компетентные педагогические и руководящие кадры [1].

Профессиональный стандарт педагога - это документ, включающий перечень профессиональных и персональных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации [2]. В

73

соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»», профессиональный стандарт определяется основополагающим нормативным правовым документом для работодателей при формировании кадровой политики и управления персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда [3]. Профессиональный стандарт является ключевым элементом национальной системы квалификаций, при внедрении которой возникают противоречия между:

- объективной потребностью общества в подготовленных квалифицированных специалистах и недостаточным уровнем владения учителями современными педагогическими технологиями, методиками и компетенциями.

Цель исследования: разработать и внедрить проект «Профессиональный стандарт «Педагог», тем самым повысить уровень компетентности педагогов.

Объект исследования: профессиональный стандарт «Педагог», разработанный с учетом запросов образовательного учреждения, на базе проводимого нами исследования. Наше исследование проводилось в четыре этапа:

Первый этап - диагностический. Он был направлен на определение уровня знания требований профессионального стандарта «Педагог» учителями гимназии с учетом педагогического стажа.

3% , ,2%

29%

11%

0 - 5 лет 6 - 10 лет 11-15 лет I 16 - 20 лет 21 - 25 лет и 26 - 30 лет 31 -35 лет и 36 - 40 лет У 41 - 45 лет 46 и более

Рис. 1. Сопоставление стажа работы педагогов с их количеством

40 35 30 25 20 15 10 5 0

0 - 25 лет 26 и боле

■-Л Досконально изучил документ

I Прочитал документ с целью общего ознакомления

^ Не изучал содержание документа

Рис. 2. Опрос «Знание содержания профессионального стандарта «Педагог»

и кг иэг

50,5 14,5 40,4 13,4 ■У 28 13,4 в- 44,9 1 33,7

Профстандарт Курсы Переподготовка Конференции Открытые уроки Олимпиадники

Рис. 3. Итоговая таблица ЭГ и КГ на предмет их участия в мероприятиях и знания профстандарта

Данные, полученные на первом этапе нашего исследования, свидетельствуют о том, что педагоги контрольной группы, в которую вошли педагоги со стажем от 0 до 25 лет в большей степени заинтересованы в изменениях, которые происходят в образовательной среде, так как по всем критериям оценки их показатель выше экспериментальной группы и варьируется от 5,6 до 36 процентов. Педагоги экспериментальной группы (педагоги со стажем от 26 и более лет) менее предрасположены к совершенствованию своей педагогической деятельности в соответствии с положениями профессионального стандарта «Педагог».

Второй этап - подготовительный. Он направлен на выявление профессиональных затруднений. На данном этапе было проведено организационно-методическое обеспечение самооценки преподавателями своей профессиональной деятельности, были выявлены основные трудности, с которыми сталкиваются педагоги и предложены мероприятия, которые помогут их устранить в дальнейшем.

Таблица 1. Затруднения, выявленные в результате проведения самоанализа групп КГ и ЭГ

Выявленные затруднения Количество человек в группе (П) Распределение по уровням КГ ЭГ

КГ ЭГ

Затруднения в разработке основной образовательной программы 4 18 Низкий 75 0

Средний 25 11,2

Высокий 0 88,8

Уровень владения ИКТ — технологиями 5 32 Низкий 80 3,2

Средний 20 12,5

Высокий 0 84,3

Требования профстандарта вызывают затруднения с точки зрения реализации в практической деятельности 5 21 Низкий 80 4,8

Средний 20 9,5

Высокий 0 85,7

Полученные данные свидетельствуют, что педагогов экспериментальной группы, испытывающих затруднения в разработке основной образовательной программы, на 32,1% больше, чем в контрольной группе. Необходимым уровнем владения ИКТ - технологиями обладает на 61,1% педагогов больше в контрольной группе. Разница в показателях вызванных затруднений при реализации требований профстандарта равна 36,6%.

Третий этап - внедрение - состоял в разработке и реализации алгоритма внедрения профессионального стандарта «Педагог». Нами было выявлено число педагогов из экспериментальной группы, которым необходимо прохождение курсов повышения квалификации.

По итогам данного этапа были выполнены следующие мероприятия:

- для повышения профессионального уровня работников гимназии были составлены персонифицированные программы повышения профессионального уровня преподавателей с учетом итогов самооценки;

- был составлен список преподавателей, которым необходимо пройти профессиональную подготовку: переподготовку, обучение, дополнительную профессиональную подготовку для приведения их квалификации в соответствии с квалификационными требованиями профессиональных стандартов;

- проведена методическая работа с преподавателями по итогам введения профессионального стандарта.

Нами было выявлено число педагогов из экспериментальной группы, которым необходимо

прохождение курсов повышения квалификации по следующим направлениям:

- «Проектирование образовательной деятельности: формирование универсальных учебных действий во внеурочной и урочной деятельности» (72 часа) - 18 педагогов;

- «Профессиональная компетентность учителя в условиях реализации ФГОС ООО» (72 часа) - 21 педагогов;

- «Использование информационно - коммуникативных технологий, как основной элемент современного урока» (72 часа) -12 педагогов.

Данные курсы были пройдены в Институте развития образования. Следует отметить, что 7 педагогов проходили два вида курсов одновременно, так как испытывали затруднения по нескольким критериям.

Итогами прохождения курсов стало увеличение компетентности преподавателей гимназии, о чем свидетельствуют достижения гимназистов, а именно рост количества учеников, подготовленных к участию в олимпиадах. Наблюдается также увеличение доли учеников, обладающих уровнем сформированности личностных, предметных и метапредметных знаний.

Четвертый этап - оценочный - определение результатов реализации проекта; разработка рекомендаций по внедрению профессионального стандарта в образовательном учреждении.

Количественная математическая и статическая обработка результатов эксперимента показала, что выявление и анализ полученных результатов, а именно определение трудностей, которые возникали у учителей в их педагогической практике экспериментальной группы при разработке алгоритма внедрения профессионального стандарта «Педагог» позволила определить его влияние на профессиональную деятельность преподавателей.

60 50 40 30 20 10 0

■1 Досконально изучили профстандарт «Педагог»

I Прочитали документ для общего ознакомления

С Не изучил содержание

ЭГ до внедрения

ЭГ после внедрения

Рис. 4. Показатели знания содержания профессионального стандарта «Педагог» ЭГ до и после его внедрения от

общего количества педагогического состава

Рис. 5. Показатели знания содержания профессионального стандарта «Педагог» КГ и ЭГ после его реализации

Результаты опытно-экспериментальной работы по апробации и практической реализации алгоритма внедрения профессионального стандарта «Педагог» в образовательном учреждении позволяют констатировать ее эффективность: Среднеарифметическая разница показателей мероприятий, в которых приняли участие педагоги групп КГ и ЭГ, указанных на первом этапе исследования, составляла 19,2% (то есть КГ больше ЭГ).

До введения профстандартаПосле введения профстандарта

■' Курсы повышения квалификации

Курсы профессиональной переподготовки ^Участие в конференциях

и Проведение открытых уроков

-■ Подготовка гимназистов к олимпиадам

Рис. 6. Мероприятия, в которых принимали участие педагоги ЭГ до и после реализации профессионального

стандарта «Педагог»

120 100 80 60

I I

I Курсы повышения квалификации

I Курсы профессиональной переподготовки

'Участие в конференциях

I Проведение открытых уроков

I Подготовка гимназистов к олимпиадам

40

20

0

КГ

ЭГ

Рис. 7. Мероприятия, в которых принимали участие педагоги КГ и ЭГ после реализации профессионального

стандарта «Педагог»

Следуя предложенным нами рекомендациям, разница в процентном соотношении показателей экспериментальной и контрольной групп по итогу нашего исследования составила 33,7%. Эти данные свидетельствуют о том, что предложенные нами рекомендации позволили педагогам экспериментальной группы не только достигнуть уровня контрольной, но и превысить его. Таким образом, суммируя среднеарифметические данные, получим 52,9%. Эти данные говорят об эффективности и необходимости проведения предложенных нами мероприятий в процессе построения алгоритма.

Таблица 2. Затруднения, выявленные в результате проведения самоанализа КГ и ЭГ после внедрения профессионального стандарта «Педагог»

Количество человек

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выявленные затруднения в группе (П) Распределение по уровням КГ ЭГ

КГ ЭГ

Затруднения в разработке основной образовательной программы Низкий 75 0

Средний 25 0

4 18 Высокий 0 0

Низкий 80 0

Уровень владения ИКТ — Средний 20 0

технологиями 5 32 Высокий 0 0

Требования профстандарта Низкий 80 0

вызывают затруднения с Средний 20 0

точки зрения реализации в практической деятельности 5 21 Высокий 0 0

2 3 4

НКГ и ЭГ до внедрения Ы ЭГ после внедрения

1

5

Рис. 8. Мероприятия, в которых приняли участие преподаватели КГ и ЭГ

i Затруднения в разработке основной образовательной программы

LI Уровень владения ИКТ -технологиями

I Требования профстандарта вызывают затруднения с точки зрения реализации в практической деятельности

внедрения

ЭГ после внедрения

Рис. 9. Затруднения, выявленные в результате проведения самоанализа

Список литературы / References

1. Абрамовских Т.А. Управление рисками внедрения профессионального стандарта «педагог» в деятельность образовательной организации. Управление образованием: теория и практика. № 4 (20), 2016. С. 84-92.

2. Антонова А.В. Профессиональный стандарт педагога: новые требования и квалификационные характеристики современного учителя. Педагогическое образование в России. № 6, 2015. С. 81-86.

3. Ардатова Ю.С. Взаимодействие школьного психолога и учителя в рамках школьной психологической службы. Международный журнал экспериментального образования. № 6-1, 2016.

ROLE OF HISTORICAL AND LITERATURE STUDIES OF LOCAL LORE IN PATRIOTIC EDUCATION OF THE YOUTH Pugachev S.V. (Russian Federation) Email: Pugachev565@scientifictext.ru

Pugachev Sergey Vladimirovich - Master Student, DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND SOCIO-CULTURAL DEVELOPMENT OF PERSONALITY, A.P. CHEKHOV TAGANROG INSTITUTE (BRANCH) ROSTOV STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS, TAGANROG

Abstract: the article analyzes the role of historical and literary local history as an integral component of the patriotic education of modern youth. The study of history and literature in this country and the formation of a unified worldview. Each city and each country has its own museums, libraries, archives, memorials, reserves, historical monuments that help young people learn the basics of local history. Literary study of local lore is of particular importance as a factor in the relationship between literature and local lore. Between the writer and the place that inspired him to write this or that work, there is a subtle, uninterrupted connection. Keywords: patriotic education, local history, value guidelines, cultural values, youth education.

Аннотация: в статье анализируется роль историко-литературного краеведения как неотъемлемого компонента патриотического воспитания современной молодежи. Изучение истории и литературы своей страны и родного края способствует формированию целостного мировоззрения, закладывает фундамент для «взращивания» настоящего молодого патриота и ответственного члена общества. В

С. 73.

РОЛЬ ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОГО КРАЕВЕДЕНИЯ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ Пугачев С.В. (Российская Федерация)

Пугачев Сергей Владимирович — магистрант, кафедра педагогики и социокультурного развития личности, Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал) Ростовский государственный экономический университет, г. Таганрог

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.