Научная статья на тему 'Патриотическое воспитание молодежи – главный аспект современности'

Патриотическое воспитание молодежи – главный аспект современности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
530
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
патриотическое воспитание / ценностные ориентиры / культурные ценности / воспитание молодежи / современные ценности. / patriotic education / value guidelines / cultural values / youth education / modern values

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пугачев Сергей Владимирович

в статье анализируется роль патриотического воспитания молодежи как неотъемлемого аспекта современности. Роль и место патриотизма в общественной жизни были переосмыслены в связи с существенными социальными, культурными и экономическими изменениями, произошедшими в современной России. В современных условиях патриотизм ассоциируется со следующими личностными качествами, которые необходимо развивать у подрастающего поколения: любовь к «большой» и «малой» Родине, готовность выполнять конституционный долг; патриотическое мировоззрение; социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная. Поэтому, идея воспитания у подрастающего поколения патриотизма обрела значимость на уровне государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PATRIOTIC EDUCATION OF THE YOUTH – THE MAIN ASPECT OF MODERNITY

the article analyzes the role of patriotic education of youth as an integral aspect of modernity. The role and place of patriotism in public life was rethought in connection with the significant social, cultural and economic changes that have occurred in modern Russia. In modern conditions, patriotism is associated with the following personal qualities that need to be developed among the younger generation: love for the "big" and "small" Motherland, willingness to fulfill the constitutional duty; patriotic worldview; social tolerance, including religious and national. Therefore, the idea of educating the younger generation of patriotism has gained significance at the state level.

Текст научной работы на тему «Патриотическое воспитание молодежи – главный аспект современности»

Так история и литература переплетаются, образуя пласт краеведения. По нашему мнению, изучение

краеведения - неотъемлемая часть патриотического воспитания молодежи, его основа, фундамент,

первоисточник. Поэтому изучение краеведения имеет место быть как в школьной программе, так и среди

вузовских предметов.

Список литературы / References

1. Аманжолова Д.А. История Подмосковья: этнокультурный потенциал для туризма // Современные проблемы сервиса и туризма, 2008. № 3. С. 53-61.

2. Краеведческие чтения: материалы Х научной конференции (11-12 февраля 2016 г.) / Нац. б-ка Респ. Карелия; [сост. П. Н. Соловьева]. Петрозаводск, 2016. 252 с.

3. ЛихачёвД.С. Земля родная. М., 1983.

4. Мягкова С.Н. Методы и методики гражданского и патриотического воспитания молодежи: учебное пособие / С.Н. Мягкова, Е.А. Романова, Е.А. Истягина-Елисеева, Е.Е. Бариеникова. М., 2008. 109 с.

5. Рачипа А.В. 1917 год в контексте исторической памяти молодежи среднего города России в социологическом измерении (на примере г. Таганрога - 2015 - 2016 гг.) / А.В. Рачипа, В.В. Бурьков ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Южный федеральный университет», Инженерно-технологическая академия. Ростов-на-Дону; Таганрог: Издательство Южного федерального университета, 2017. 111 с.

6. Пелевина Т.В. Роль психологических механизмов и диспозиций в формировании патриотического потенциала современной молодежи. [Электронный ресурс] / Т.В. Пелевина. Режим доступа: http://www.nravstvennost.info/library/news_detail.php?ID=2289 / (дата обращения: 11.10.2019).

7. Савина Н.В. Гражданско-патриотическое воспитание студентов ВУ - государственный заказ и реальность / Н.В. Савина // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://gumtraktat.ru/grazhdansko-patrioticheskoe-vospitanie-studentov-vuzagosudarstvennyj-zakaz-i-realnost/ (дата обращения: 25.09.2019).

PATRIOTIC EDUCATION OF THE YOUTH - THE MAIN ASPECT OF

MODERNITY

Pugachev S.V. (Russian Federation) Email: Pugachev565@scientifictext.ru

Pugachev Sergey Vladimirovich - Master Student, DEPARTMENT OF PEDAGOGY AND SOCIO-CULTURAL DEVELOPMENT OF PERSONALITY, A.P. CHEKHOV TAGANROG INSTITUTE (BRANCH) ROSTOV STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS, TAGANROG

Abstract: the article analyzes the role ofpatriotic education of youth as an integral aspect of modernity. The role and place of patriotism in public life was rethought in connection with the significant social, cultural and economic changes that have occurred in modern Russia. In modern conditions, patriotism is associated with the following personal qualities that need to be developed among the younger generation: love for the "big" and "small" Motherland, willingness to fulfill the constitutional duty; patriotic worldview; social tolerance, including religious and national. Therefore, the idea of educating the younger generation of patriotism has gained significance at the state level.

Keywords: patriotic education, value guidelines, cultural values, youth education, modern values.

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ - ГЛАВНЫЙ АСПЕКТ

СОВРЕМЕННОСТИ Пугачев С.В. (Российская Федерация)

Пугачев Сергей Владимирович — магистрант, кафедра педагогики и социокультурного развития личности, Таганрогский институт им. А.П. Чехова (филиал) Ростовский государственный экономический университет, г. Таганрог

Аннотация: в статье анализируется роль патриотического воспитания молодежи как неотъемлемого аспекта современности. Роль и место патриотизма в общественной жизни были переосмыслены в связи с существенными социальными, культурными и экономическими изменениями, произошедшими в современной России. В современных условиях патриотизм ассоциируется со следующими личностными качествами, которые необходимо развивать у подрастающего поколения: любовь к «большой» и «малой»

Родине, готовность выполнять конституционный долг; патриотическое мировоззрение; социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная. Поэтому, идея воспитания у подрастающего поколения патриотизма обрела значимость на уровне государства.

Ключевые слова: патриотическое воспитание, ценностные ориентиры, культурные ценности, воспитание молодежи, современные ценности.

Роль и место патриотизма в общественной жизни было переосмыслено в связи с произошедшими существенными социальными, культурными и экономическими изменениями, произошедшими в современной России.

Поэтому, идея воспитания у подрастающего поколения патриотизма обрела значимость на уровне государства. В «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» [8] в качестве одной из основных задач указана «воспитание патриотов России, способных к социализации в условиях патриотического общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью».

Каждому народу присущи определенные ценности, которые консолидируют общество, заставляют поверить в себя, в свои духовные силы. Для большинства россиян патриотизм — это чувство гордости за своё Отечество, за его историю и великие свершения. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче и счастливее. Чувство патриотизма является источником мужества, стойкости, силы народа. И если человечество, к примеру, утратит патриотизм, связанную с ним национальную гордость и достоинство, то потеряет себя как народ, способный на великие дела.

Патриотизм - явление историческое, это один из элементов сознания, принципов нравственности и морали.

Важнейшей составляющей процесса воспитания в современной России является формирование и развитие патриотических чувств подрастающего поколения. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности.

В современных условиях патриотизм ассоциируется со следующими личностными качествами, которые необходимо развивать у подрастающего поколения: любовь к «большой» и «малой» Родине, готовность выполнять конституционный долг; патриотическое мировоззрение; социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная.

Патриотизм, как формируемое в патриотическом воспитании комплексное и интегрированное личностное качество, включает в себя ряд компонентов: патриотическое сознание; патриотически ориентированное мировоззрение; национальное самосознание; патриотические знания; патриотические убеждения; патриотические установки; патриотические ценностные ориентации; патриотические позиции; патриотические идеалы; патриотические чувства; верность Отечеству; социально-позитивные отношения (к Родине, к истории, настоящему и будущему страны, народным традициям; к окружающей социальной и природной среде; к выполнению своего конституционного долга); социально-позитивное (патриотическое) поведение личности; социально-позитивную (патриотическую) деятельность; готовность к выполнению гражданского и конституционного долга как проявление феномена служения Отечеству и др.

Определяя сущность понятия «патриотизм» исследователи выделяют шесть типов патриотизма, находящихся в гармоничной связи: государственный патриотизм, российский, гражданский, однонациональный, региональный и местный [5; 6].

Таблица 1. Виды патриотизма [7]

№ Вид Сущность

1. Государственный Отражает единую и высшую цель, интересы государства. Политической основой данного типа патриотизма является понятие «Отечество»

2. Российский Связан с эмоциональным миром человека, духовно-нравственной основой которого является понятие «Родина» (большая Родина)

3. Гражданский В его основе лежит свобода, равноправие, чувство сопричастности к проблемам общества и государства, гражданская мораль и естественная поддержка природных рефлексов: гордость за дом, двор, соседа, спортивную

4. Однонациональный Опирается на национальную культуру, побуждает национальную гордость и способствует развитию национальных и отечественных традиций

5. Региональный Объединяет людей в рамках небольших социальных групп и отдельных регионов

6. Местный Проявляется в любви к окружающей природе. «малой» родине, семье и близким, духовной культуре своего народа

Следуя этому, личность, проявляющая любовь к окружающей природе, своей «малой Родине», хозяйственному труду, семье и близким, также чувствует сопричастность к проблемам общества и государства.

Классификация патриотизма по типам позволяет совокупность патриотического сознания, отношений и деятельности личности увидеть на различных уровнях их проявления.

Так, патриотизм определяется как глубокое социальное чувство (Ю.Б. Гиппенрейтер, А.В. Запорожец, П.М. Якобсон и др.), чувство высшего порядка (Ю.А. Крупнов, И.Т. Фролов и др.), социальная ориентация личности (И.В. Бестужев-Лада, Р.Г. Яновский и др.), ценность (Е.В Бондаревская, А.С. Гаязов, В.А.Караковский, В.А. Ядов и др.), неотъемлемая часть направленности личности, которая характеризуется совокупностью устойчивых мотивов, ориентирующих ее деятельность (Э.В. Ильенков, А.А. Глебов и др.) и т.д.

Для изучения уровня сформированности патриотизма у современной молодежи было проведено исследование, анонимно, методом анкетирования на основе логических вопросов.

В анкетировании приняли участие 30 студентов в возрасте от 17 до 25 лет.

База исследования: Краснодарский государственный институт культуры (КГИК).

На вопрос «Являетесь ли вы патриотами?», 72% дали утвердительный ответ, 20% - дали отрицательный ответ, затруднились ответить - 8% (рисунок 1).

8%

2°%

\_72% Н Да инет И Не знаю

Рис. 1. Процентное соотношение ответов на вопрос: «Являетесь ли Вы патриотом?»

Данный факт 72% выбравших утвердительный ответ, говорит о том, что в процессе коммуникации молодые люди приобретают качества патриотизма еще с малых лет не только в стенах образовательных заведений, но и в родной семье. Многие из респондентов являются коренными патриотами нашей страны. На основании этого можно смело делать вывод, что среди коренного населения, государственные программы Президента реализуются эффективно.

На вопрос «Предпочли бы вы получать образование в Европе, а не в нашей стране?» данные представлены на рисунке 2.

Среди опрошенных лиц 70% ответили утвердительно, а 30% выбрали отрицательный ответ. На основании этого можно смело делать вывод, что большинство современной молодежи предпочитает получить высшее образование в странах Европы, так как считает, что перспектив развития и разнообразия кругозора больше, именно в европейских вузах. Среди тех, кто выбрал отрицательный ответ, возникают трудности с усвоением другого языка, культуры, несовпадение религиозных граждан и нежелание покидать страну. Несмотря на то, что 70% процентов опрошенных считают, что в зарубежных развитых странах человек имеет больше возможностей сделать карьеру, улучшить свое материальное положение, на безусловный переезд в другую страну на постоянное местожительство согласны лишь 25% опрошенных молодых людей.

70%

В Да Ы Нет

Рис. 2. Процентное соотношение ответов на вопрос: «Предпочли бы вы получать образование в Европе, а не в

нашей стране?»

По мнению 78% опрошенных семья имеет важную роль в воспитании чувства патриотизма у молодежи и детей (рисунок 3). Вместе с тем, 22% уверены, что семья не играет существенной роли, так как патриотизм является чувством, которое дается человеку от рождения.

78% В Да UHeT

Рис. 3. Процентное соотношение ответов на вопрос: «Играет ли семья важную роль в воспитании чувства

патриотизма?»

Отдавая должное ведущей роли семье, следует учесть, что патриотизм - это то чувство, которое необходимо исследовать и развивать эффективными методами, а не навязывать его другим.

Для этого преподаватель сам должен быть искренним и трудолюбивым патриотом, тем самым показывая детям и современной молодежи, за что действительно следует любить свою родную землю, свою страну, свою Родину.

В связи с неоспоримой ролью образовательных заведений и семьи, предлагаются следующие методы по усилению патриотического воспитания современной молодежи: во-первых, по многим схожим мнениям опрошенных, необходимо чтобы в школах, колледжах и вузах увеличить проводимость различных тематических мероприятий, которые должны быть посвящены подвигам наших предков, национальной культуре, историческим событиям прошлого, способствующим формированию чувства гордости за свою Родину; во-вторых, повысить умственное и обязательно физическое развитие подрастающего поколения; в-третьих, активно привлекать молодежь к участию в политической, социальной, экономической жизни государства; в-четвертых, улучшить преподавательскую деятельность в самостоятельной учебной дисциплине по патриотическому воспитанию в школах и вузах; в-пятых, улучшить деятельность СМИ, путем повышения показа «патриотических фильмов и телепередач».

Самый эффективный шестой метод, который необходимо повысить в нашем государстве, заключается в повышении социальной защищенности населения, в создании рабочих мест для нашей молодежи, в увеличении заработной платы. Смысл данного метода заключается в том, что граждане нашего государства значительно почувствуют созданные условия и обратят внимание на то, за что стоить любить свою Родину.

Таким образом, из результатов всего опроса можно смело сделать вывод о достаточном уровне патриотизма у современной молодежи.

Проявления духовного кризиса в обществе возвращают понимание необходимости принятия специальных мер, направленных на воспитание подрастающего поколения. Утверждение этой позиции (Е.П. Белозерцев, А.К. Быков, Е.В. Бондаревская, З.И. Васильева, В.А. Караковский, Н.Д. Никандров, Л.И. Новикова, В.И. Лутовинов, В.Д. Шадриков, Н.Е. Щуркова и др.) сопровождается дискуссиями относительно целей воспитания, содержания образовательных, воспитательных программ, технологий. Назрела проблема определения ведущих аспектов образования, в качестве которых называются социальные нормы и ценности, отражающие при этом и интересы граждан многонационального российского государства. Социальные требования к личности становятся обоснованием содержания воспитания подрастающего поколения вообще и, в том числе, в высшем учебном заведении. Первостепенными приоритетами, согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», признаются гражданская ответственность и правовое самосознание, духовность и культура, инициативность, самостоятельность, толерантность, способность к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Он вступает как составной элемент его мировоззрения и отношения к родной стране. Только на основе возвышающих чувств патриотизма укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за её могущество и независимость, сохранения материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности.

Список литературы / References

1. Актуальные проблемы общества, науки и образования: современное состояние и перспективы развития: материалы международной научно-практической конференции 23-24 января 2014 г. / под ред. Ю.В. Фурмана. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2014. 415 с.: ил. [Электронный ресурс]. Режим доступа: по подписке. http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=276336/ (дата обращения: 20.10.2019). Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-4475-2557-6. DOI 10.23681/276336. Текст: электронный.

2. Асланов Я.А. Формирование патриотизма в процессе социализации российской студенческой молодежи (на примере Ростовской области): автореф. дис.. канд. социол. наук. Ростов н/Д., 2016. 38 с.

3. Барков Ф.А., Сериков A.B., Черноус В.В. Патриотическое сознание молодежи Ростовской области//Гуманитарий Юга России, 2013. № 2. С. 58-76.

4. Верещагина A.B. Ресурсный потенциал патриотизма и особенности его реализации в современной России//ПОИСК: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура, 2017. № 1 (60). С. 21-31.

5. Глебов А.А. Воспитание патриотизма, толерантности и культуры межнационального общения / А.А. Глебов. Волгоград: Перемена, 2004. 251 с.

6. Коколина Л.В. Структура работы классного руководителя по патриотическому воспитанию / Л.В. Коколина // Классный руководитель, 2005. № 3. С. 15-16.

7. Мусс Г.Н. Теория и практика патриотического воспитания / Г.Н. Мусс. Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2015. 183 с.: ил. [Электронный ресурс]. Режим доступа: по подписке: http://bibHoclub.ru/index.php?page=book&id=279327 (дата обращения: 21.10.2019). Библиогр. в кн. ISBN 978-5-4475-3984-9. - DOI 10.23681/279327. Текст: электронный.

8. Специализированный образовательный портал «Инновации в образовании». [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://sinncom.ru/content/reforma/index5.htm/ (дата обращения: 18.10.2019). Текст: электронный.

STEREOTYPICAL THINKING AND ITS INFLUENCE ON A PERSON Ryseva A.S.1, Antropova I.Yu.2 (Russian Federation) Email: Ryseva565@scientifictext.ru

'Ryseva Anastasia Sergeevna — Student, DIRECTION OF TRAINING: PEDAGOGICAL EDUCATION, PROFILES: MATHEMATICS, PHYSICS, DEPARTMENT OF MATHEMATICS, PHYSICS AND INFORMATICS; 2Antropova Irina Yurievna - Student, DIRECTION OF TRAINING: PEDAGOGICAL EDUCATION, PROFILES: HISTORY, SOCIAL STUDIES, DEPARTMENT OF SOCIO-ECONOMIC AND HUMANITARIAN DISCIPLINES,

BRANCH

BRYANSK STATE UNIVERSITY ACADEMICIAN I.G. PETROVSKY, NOVOZYBKOV

Abstract: the relevance of this topic is obvious: idols, standards, and they do not always carry a benefit. In modern conditions, stereotypical thinking is quite dangerous for a person. In this article, under the stereotype, we will understand a certain pattern that is not reflexively applied at the unconscious level. Stereotypical thinking allows the stronger to control the weaker, and that's not always a good thing. Therefore, in this article we analyze the question of stereotypical thinking, its impact on human life and behavior. We examine the goals that "drive" them and lead to standard types of thinking, consider methods in the fight against stereotypes.

Keywords: thinking, stereotype, stereotypical thinking, template thinking, opinion, template, personality, person.

СТЕРЕОТИПНОЕ МЫШЛЕНИЕ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЧЕЛОВЕКА Рысева А.С.1, Антропова И.Ю.2 (Российская Федерация)

'Рысева Анастасия Сергеевна — студент, направление подготовки: педагогическое образование, профили: математика, физика, кафедра математики, физики и информатики; 2Антропова Ирина Юрьевна - студент, направление подготовки: педагогическое образование, профили: история, обществознание, кафедра социально-экономических и гуманитарных дисциплин, филиал

Брянский государственный университет им. академика И.Г. Петровского, г. Новозыбков

Аннотация: актуальность данной темы очевидна: кумиры, стандарты, а они не всегда несут в себе пользу. В современных условиях стереотипное мышление довольно опасно для человека. В данной статье под стереотипом мы будем понимать определенный шаблон, который не рефлекторно применяется на бессознательном уровне. Стереотипное мышление позволяет более сильным управлять слабыми, а это не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.