УДК 930.85
МАЛИШ Марьяна Адамовна, соискатель кафедры истории и музееведения? Краснодар, Россия [email protected]
ВЛИЯНИЕ МОНУМЕНТАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ПАМЯТНИКОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ И РАЗВИТИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ
Целью данной работы является рассмотреть роль ис-торико-монументальных памятников в воспитании молодежи. В настоящее время недостаточно используются краеведческие материалы и потенциал такого ресурса, как памятники истории и искусства, в то время как именно благодаря им можно решить целый комплекс задач: повышение мотивации к изучению истории родного края; приобретение учащимися новых знаний, умений, навыков; расширение профессиональной карты подростков; воспитание чувства патриотизма и гордости за свою страну и народ, и т.д. Кроме государственной программы, которая должна воплощать общие требования воспитания молодежи, важно восстанавливать муниципальные системы, включая клубы по интересам, секции, кружки и пр. Большую роль в этом направлении может сыграть работа по изучению исто-рико-монументальных памятников родного края. Эффективность использования памятников обусловлена тем фактом, что ученики имеют возможность соприкоснуться с историей края посредством изучения истории своего рода, так как Великая Отечественная война затронула практически каждую семью, а значит, памятники в честь защитников Отечества имеют отношение к родственникам нынешних подростков. Неоценимую роль в патриотическом воспитании может сыграть привлечение таких краеведческих материалов, как историко-монументальные памятники, благодаря которым подростки могут почувствовать свою причастность к истории, приобрести новые знания и умения, почувствовать гордость за свою страну. Для педагога историко-монументальные памятники являются яркой иллюстрацией событий прошлого, инструментом, способствующим повышению мотивации учащихся к изучению истории родного края, средством развития патриотических чувств подростков.
Ключевые слова: патриотизм, гражданственность, патриотическое воспитание, историко-монументальные памятники.
MALISH Maryana Adamovna, Postgraduate Student, of the Chair of history and muse-
ology, Krasnodar, Russia [email protected]
EFFECT OF MONUMENTAL AND HISTORICAL MONUMENTS IN THE FORMATION OF CULTURAL TRADITIONS AND THE DEVELOPMENT OF PATRIOTIC FEELINGS
Influence of monumental and historical monuments on the formation and development of the cultural traditions of patriotic feelings. The purpose of the present work -consider the role of the historical - monumental heritage in the education of youth.
Currently underused study materials and the potential of such a resource as monuments of history and art. While it is thanks to them you can solve a range of problems: increased motivation to study the history of his native land; acquisition of new knowledge by students and skills; expansion of professional card adolescents; foster a sense of patriotism and pride for their country and people, etc.
Besides the state of the program to implement the general requirements of the education of youth, it is important to restore the municipal system, including clubs, sections, mugs and so on. We believe that a greater role in this area can play work on the study of historical and monumental heritage of his native land. The effectiveness of the use of monuments due to the fact that students have the opportunity to come into contact with the history of the region through the study of the history of its kind since the Great Patriotic War has affected almost every family, and therefore, a monument in honor of Fatherland Defenders are relevant to today's teenagers relatives.
Invaluable role in patriotic education can play to attract local history materials such as historical and monumental memorials, through which young people can feel a sense of ownership to the story, to acquire new knowledge and skills, to feel pride in their country. For the teacher of historical and monumental memorials are a vivid illustration of the events of the past, tools promoting students' motivation to study the history of his native land, the means of patriotic feelings of teenagers.
Keywords: patriotism, civic, patriotic education, historical and monumental memorials.
Проблема воспитания патриотизма и формирования бережного отношения к традициям является неотъемлемой частью национальной культуры. И.И. Алпацкий отмечает, что, основываясь на исторической памяти народа, верности традициям и обычаям, патриотическое воспитание в России несло в себе высокий духовно-нравственный потенциал и выступало как элемент мировоззрения человека и его отношения к родной стране, другим нациям и народностям [1].
Рассматривая вопросы современного патриотического воспитания, необходимо определить рамки терминов «патриот» и «патриотическое воспитание». Впервые слово «патриот» прозвучало в эпоху Великой Французской революции (1789-1799) и было обращено к борцам за народное дело, защитникам республики [2].
Н.Е. Яценко рассматривает гражданственность как сознательное и активное выполнение человеком своих гражданских обязанностей и гражданского долга, разумное использование своих гражданских прав и свобод [3].
Анализ произведений русских просветителей показывает, что слово «гражданин» часто отождествлялось у них со словом «патриот». В содержание этих понятий вкладывались такие
характеристики человека, как высокие нравственные качества, любовь к науке и знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение на благо Отечества.
Следует также обратить внимание на работы зарубежных исследователей и их отношение к проблеме патриотизма и воспитания патриотических чувств у молодежи. Еще древнегреческий философ Демокрит утверждал, что результатом воспитания должен стать нравственный человек, умеренный во всем, действующий в соответствии с общественным долгом [4]. Его современник Сократ подчеркивал, что существуют всеобщие и неизменные нравственные понятия, которые человек должен стремиться осознать: к их числу, по его мнению, относится любовь к Родине [5].
Анализируя работы современных авторов, следует отметить, что в 90-х гг. ХХ в. проблеме патриотического воспитания молодежи уделялось значительно меньше внимания, что стало следствием происходивших в обществе перемен, изменений политических и экономических ориентиров в развитии страны и, следовательно, корректировки концептуальных основ воспитания и образования подрастающего поколения. Появление многопартийной системы, демократизация общественной жизни привели к тому, что идеи патриотизма были взяты на вооружение различными политическими организациями и движениями самого разного, часто противоположного направления. В результате понятия «патриотизм», «патриот» приобретают негативный оттенок [6].
Исходя из вышеизложенного, наиболее оптимальным направлением интеграции гражданского и патриотического воспитания является формирования базовых качеств личности, прежде всего в нравственной и действенно-практической сфере. Оно формирует в детях чувство любви не только к Отечеству, но и к их малой родине, уважительное отношение к национальным традициям и обычаям, пробуждает чувство гордости за свой народ. Безусловно, здесь особая роль отводится не только учителям истории, но и преподавателям других школьных предметов.
По мнению Н.И. Казаковской, кроме государственной программы, которая должна воплощать общие требования и контуры патриотического воспитания молодежи, важно создавать, вернее восстанавливать, муниципальные системы, включая клубы по интересам, секции, кружки и пр. Такая система дополнительного образования открывает возможности для эффективной воспитательной работы с детьми и подростками [7].Мы считаем, что большую роль в этом направлении может сыграть работа по изучению историко-монументальных памятников родного края. Эффективность данного направления обусловлена тем фактом, что ученики имеют возможность соприкоснуться с историей края посредством изучения истории своего рода, так как Великая Отечественная война затронула практически каждую семью, а значит, памятники в честь защитников Отечества имеют отношение к родственникам нынешних подростков. Благодаря такому личностному подходу, обнаружению личных связей с историей страны, изучению истории Отечества посредством изучения истории отдельно взятого человека повышается мотивация школьников к изучению краеведения.
Важными факторами воспитания являются формирование индивидуально-личностного отношения школьников к изучаемым предметам, к историческим темам, к историческим событиям, известным военным, государственным деятелям, применение активных форм, методов и приемов для стимулирования познавательной, творческой деятельности, углубление знаний учеников, наполнение знаний новым качественным содержанием. Качественное выполнение данных требований возможно при личной заинтересованности школьников, чего возможно достичь при активном привлечении в учебный процесс историко-монументальных памятников.
В настоящее время, на наш взгляд, недостаточно используются краеведческие материалы и потенциал такого ресурса, как памятники истории и искусства, в то время как именно благодаря им можно решить целый комплекс задач: повышение мотивации к изучению истории родного края; приобретение учащимися новых знаний, умений, навыков; расширение профессиональной карты подростков; воспитание чувства патриотизма и гордости за свою страну и народ, и т.д.
Следует отметить, что, несмотря на все недостатки советской системы воспитания и образования, основное внимание в ней акцентировалось на формировании патриота, и неоценимая роль в этом направлении виделась именно в использовании памятников. Так, Г.В. Край-нова отмечает, что «достижение поставленных задач (а именно построение зрелого социалистического общества) становится возможным только при условии качественного изменения сознания, развития культуры каждого советского человека. В деле коммунистического воспитания
важное место принадлежит работе по сохранению и пропаганде культурного наследия. Памятники культуры и истории воздействуют на становление нравственных убеждений, мировоззренческих принципов, эстетических вкусов человека» [8].
В то время об охране памятников, о роли молодежи в деле сохранения памятников истории регулярно публиковались статьи в периодической печати. Так, в газете «Путь Ильича» от 28 ноября 1981 г. в статье «Камни истории» говорится: «Хороших результатов в работе по благоустройству, ремонту и реставрации памятников, действенному использованию их в формировании коммунистической сознательности трудящихся добиваются первичные организации районного отделения общества охраны памятников истории и культуры колхозов "Знамя коммунизма", им. Чапаева, "Заря". Коллективы этих хозяйств на свои средства произвели реконструкцию памятников погибшим воинам в годы гражданской и Великой Отечественной войн. Хорошо работают также первичные организации общества Блечепсинского и Егерухайского сельских светов, Чехракской и Кошехабльской № 7 средних школ, которые используют памятники в полной мере в воспитании молодежи на добрых традициях людей старшего поколения»[9].А. Ковалева в статье «Мое, твое, наше» отмечает, что «мы должны строго ставить вопрос о личной, гражданской ответственности каждого советского человека за судьбу памятников, за бережное отношение к ним, как к бесценному всенародному достоянию, созданному предшествующим поколением. Мы не имеем права равнодушно проходить мимо фактов неправильного отношения к памятникам со стороны отдельных людей, порчи и их разрушения. Воспитывать уважение к памятникам - значит воспитывать уважение к славному прошлому своей Родины, воспитывать людей, готовых в трудную минуту защищать свою родную землю. И начинать это надо в раннем возрасте» [10].
Считаем, что данные принципы не потеряли своей актуальности и должны широко применяться в современном обществе.
Считаем, что главная цель патриотического воспитания должна заключаться в следующем: воспитание патриота, обладающего важнейшими духовно-нравственными ценностями, социально-экономическими качествами, способного проявить их в интересах общества и отечества.
Осуществление патриотического воспитания основывается на совокупности принципов, отражающих закономерности целостного педагогического процесса и специфику патриотического воспитания учащихся общеобразовательной школы.
Родители также могут и должны приобщить детей к делу сохранения памятников старины, привитию у них чувства уважения к памятным местам. Историко-монументальные памятники могут стать иллюстрацией при описании знаменательных событий в истории страны и края.
Неоценимую роль в патриотическом воспитании может сыграть привлечение таких краеведческих материалов, как историко-монументальные памятники, благодаря которым подростки могут почувствовать свою причастность к истории, приобрести новые знания и умения, почувствовать гордость за свою страну. Для педагога историко-монументальные памятники являются яркой иллюстрацией событий прошлого, инструментом, способствующим повышению мотивации учащихся к изучению истории родного края, средством развития патриотических чувств подростков.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Алпацкий И.И. Культуроохранные технологии в социально-культурной деятельности в системе патриотического воспитания молодежи: Дисс. - Тамбов, 2004. - С. 21.
2. Там же. - С. 21.
3. Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов. - СПб., 1999. - С. 34.
4. Демокрит в его фрагментах и свидетельствах древности / под редакцией Г.К. Баммеля. - М.: Учпедгиз, 1965. -С. 103.
5. История философии / под ред. В.М. Мапельмана, Е.М. Пенькова. - М.: Приор,1997. - С. 38.
6. Ипполитова Н.В. Теория и практика подготовки будущих учителей к патриотическому воспитанию учащихся: Дисс. - Челябинск, 2000. - С. 51.
7. Воспитание в духе патриотизма, веротерпимости, дружбы народов. // Педагогика. - 2000. - № 5. - С. 48.
8. Крайнова Г.В. Роль пропаганды памятников истории и культуры в нравственном и эстетическом воспитании трудящихся. - Л.: Знание, 1986. - С. 3.
9. Бегеретова З. Камни истории. // Путь Ильича. - 1981. - 29 ноября. - С. 3.
10. Ковалева А. Мое, твое, наше // Знамя коммунизма. - 1987. - 10 февраля. - С. 4.
REFERENCES:
1. Alpatsky I.I. Cultural technology in socio-cultural activities in the patriotic education of youth: the Dissertation. Tambov, 2004. 21 p.
2. Ibid. 21p.
3. Yatsenko NE The explanatory dictionary of social science terms. Saint- Petersburg, 1999. 34 p.
4. Democritus in fragments and testimonies of antiquity. edited by GK Bommel. Moscow, 1965. 103 p.
5. History of philosophy. edited by VM Mapelmana, EM Pen'kova. Moscow, 1997. 38 p.
6. Ippolitova N.V. Theory and practice of preparing future teachers for the patriotic education of students: Thesis. Chelyabinsk, 2000. 51 p.
7. Education in the spirit of patriotism, tolerance, friendship among peoples. Pedagogy, 2000., № 5., 48 p.
8. Kraynova GV The role of propaganda monuments of history and culture in the moral and aesthetic education of workers. Leningrad., 1986, 3 p.
9. Begeretova Z. Stones history. Way Ilyich., 1981, 29 November., 3 p.
10. Kovalev A. Mine, yours, ours., Banner of Communism. 1987. February 10., 4 p.
Информация об авторе
Малиш Марьяна Адамовна, соискатель кафедры истории и музееведения по специальности 07.00.02. - Отечественная история, преподаватель кафедры истории и музееведения Краснодарского государственного университета культуры и искусств. Краснодар, Россия [email protected]
Получена: 25.11.2014
Information about the author
Malish Mar'jana Adamovna, Postgraduate Student, of the Chair of history and museology, specialty 07.00.02. - National history, teacher of the Chair of history and museology, Krasnodar State University of Culture and Arts.
Krasnodar, Russia [email protected]
Received: 25.11.2014